Средневековая архитектура Хорватии

Глава «Архитектура западных территорий Югославии. Архитектура Хорватии», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Мохоровичич А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Первый этап развития средневековой архитектуры Хорватии приходится на VII—XI вв., когда у хорватов, поселившихся здесь в VI—VII вв. и бывших сначала под властью Византии и франков, происходил переход от первобытно-общинного строя к феодальному и формировалось национальное государство. В IX в. Далматинская Хорватия стала свободной, а в начале X в. — королевством, которое тогда же король Томислав объединил с Паннонской Хорватией.

Второй период (XII—XIV вв.) был временем окончательного сложения феодальных отношений, но к этому времени Хорватия утратила независимость, объединившись с Венгрией (1102 г.). Это обусловило связи хорватов с Западной Европой и господство в хорватской архитектуре романского стиля и готики.

 

1. Градостроительство

Долгое время хорватские поселения в области Савы имели вид укрепленных городищ, обычно круглых в плане, с валами и бревенчатыми или каменными стенами и деревянными жилыми постройками (Сисак, начало IX в., Мрсуньский луг близ Славонского Брода, X—XIII вв., и др.). В Далмации и Истрии хорваты заселяли древние города (Нин, Книн, Пула, Пореч, Сплит) или строили новые в местах, защищённых природой, и возле дорог (Биоград на море, Клис, Омиш, Шибеник и др., известные уже в X в.). Позднее, с XI в., в связи с развитием экономики страны и образованием Хорватского государства значение городов возрастает.

Состояние феодальной раздробленности, в котором Хорватия вошла в состав Венгерского государства, сказалось на различии в экономическом и культурном развитии ее трех основных областей. Славония была аграрной страной, связанной с восточно-альпийскими областями и не имевшей крупных городов. Новые города появились здесь лишь в конце XI в. (Загреб) и особенно в XIII—XIV вв., когда на месте более ранних сёл возник ряд укреплённых вольных городов. В Далмации уже ранее существовали города, сохранившие свою независимость от крупных феодалов и в XI—XIV вв. получившие от венгерских королей ряд привилегий (Задар, Трогир, Сплит, Шибеник, Хвар, Корчула). Дубровник уже в XI в. добился фактической самостоятельности, ставшей в 1358 г. и юридической. Истрия также сохранила ряд городов, возникших в античное время (Пореч, Пула, Риека) или в эпоху раннего средневековья (Осор, Крк, Раб, Сень и др.). Помимо указанных городов, в XIII—XIV вв. стали вольными Вараждин, Самобор, Грич-Загреб, Крижевцы, Копривница и др.

Планы городов: 1 — Задар; 2 — Трогир
4. Планы городов: 1 — Задар; 2 — Трогир
Вид города Дубровника. Гравюра XVII в.
5. Вид города Дубровника. Гравюра XVII в.

Всё это сказалось на планировочной структуре городов. Одни развивались в пределах античной схемы (Пореч) или несколько видоизменяли её (Пула, Риека, Задар, Трогир; рис. 4). В Сплите город долго существовал внутри стен дворца Диоклетиана, используя и его планировку, и здания, и лишь в XIII—XIV вв. он вышел за эти стены. На значительных возвышенностях линии улиц и крепостных стен следовали рельефу (Грич-Загреб), а внутренняя планировка разделялась на «острова» (insulae). В равнинных городах (Каптол-Загреб, Крижевцы, Самобор) композиционным центром была торговая площадь со зданием городского веча и церковью, куда сходились основные улицы. В Дубровнике в X—XII вв. городок на острове Лав и городок Приеко слились после засыпки разделявшего их морского ущелья. На его месте возникла главная площадь города, застройка которого регулировалась статутом 1272 г. (рис. 5).

Замки крупных феодалов, защищавшие их владения от внешних и внутренних врагов, возводились обычно в неприступных местах. Их ядром была каменная башня, к которой пристраивались части, служившие для возраставших потребностей владельца и образовывавшие двор, иногда с аркадами. Для защиты городов от нападений и для надзора над населением на их окраинах строились «каштели» — помещения для гарнизона, защищённые крепостными стенами, а в Приморье и каналами. В Далмации и Истрии замков было мало: чтобы подчинить города своей власти, феодалы строили там каштели (в Мотовуне, XII—XIII вв., в Пуле, Вели Каштел в Стоне, 1384—1389 гг., Ловриенац в Дубровнике). В Славонии роль каштелей играли замки (Вараждин, Илок, XIV в., и др.). Крепостные стены окружали иногда и прилежащие к каштелям части городов Хорватского Приморья и Истрии (Крк, 1191 г., Сень, XIII—XIV вв., Бакар и Бринье, XIV в., и др.).

 

2. Жилые и общественные здания

В континентальной Хорватии древнейшие жилые дома были, видимо, прямоугольными в плане, деревянными, с одним помещением, с двускатной соломенной крышей. В Далмации такие дома строились из камня, уложенного насухо, и отличались от построек древних иллирийцев деревянной крышей, опиравшейся непосредственно на землю, как и в позднейших хорватских домах («буньи», «кажуни»). Позднее крестьянские дома в Приморье также строились из камня насухо, не только прямоугольные с очагом посредине, но и круглые, покрытые куполом.

Пореч: 1 — дом соборных каноников, 1251 г.; 2 — дом на углу Красной площади и Декумануса, XIII в.
6. Пореч: 1 — дом соборных каноников, 1251 г.; 2 — дом на углу Красной площади и Декумануса, XIII в.

Городские жилые дома в Приморье строились из камня на растворе и имели два или три этажа с хозяйственными помещениями, лавкой или мастерской внизу. Жилые дома XIII—XIV вв. сохранились в Копаре, Задаре, Пуле, Сплите и Порече. На примере поречских домов видно, как изменялся их облик. Двухэтажный дом на Загребской улице, с одним помещением в каждом этаже, обладает прямоугольными, без обработки, проёмами с каменными перемычками и импостами, что типично для этих мест, как и устройство плоской разгрузной арки над перемычками крупных проёмов. В доме «Двое святых» на Белградской улице окна верхнего этажа завершаются полуциркульными арками, составленными из трёх камней, вытесанных по кривой. Одно помещение этого дома, открывающееся на улицу широкой аркой первого этажа, возможно, вмещало лавку. Наконец, в доме на углу Красной площади и древнего Декумануса (рис. 6, 2) с двумя помещениями в каждом из трёх этажей одно окно имеет вытесанную из целого куска камня двойную арку со средней колонкой. Шесть таких окон прорезают второй этаж построенного в 1251 г. к югу от собора дома для каноников (рис. 6, 1). Наряду с романскими деталями в этом доме имеются и старохорватские прямоугольные окна внизу, и ниши у главного входа, навеянные позднеримскими мотивами собора VI в.

Дубровник. Францисканский монастырь. Двор, 1-я половина XIV в., мастер Миха из Бара
7. Дубровник. Францисканский монастырь. Двор, 1-я половина XIV в., мастер Миха из Бара

Княжеские и королевские дворцы сначала строились за пределами городов, среди владений их обитателей, и состояли из ряда жилых и хозяйственных построек, что видно из раскопок в Биячах (IX в.). С XI в. их стали строить и в городах. От дворцов XII—XIV вв. сохранились лишь отдельные части (княжеский дворец в Рабе). Мало сохранилось и зданий административных и общественных вроде дворца городского самоуправления в Пуле, построенного в стиле, переходном от романского к готике. В некоторых монастырях сохранились кельи, дормитории и трапезные вокруг двора с аркадами. Таков двор францисканского монастыря в Дубровнике, построенный между 1317 и 1348 годами зетским мастером Михой из Бара (рис. 7).

 

3. Культовые постройки

В наиболее ранних христианских церквах хорватские зодчие делали первые опыты строительства в камне. Позднее, изучив наследие иллирийцев и позднеантичной и раннехристианской эпохи, они создали много вариантов каменных храмов. Простейшие из них были однонефными, с полукруглой или прямоугольной в плане апсидой (церковь на Уздолье близ Книна, 895 г.; рис. 8, 1), а иногда с башней над западным входом и наружными контрфорсами (церковь Спаса у истоков реки Цетины, X в.). Другие такие церкви имели купол, опиравшийся на стены средней части и подпружные арки. Такова церковь св. Петра в Прико близ Омиша (до 1074 г.; рис. 9, 1). Были однонефные церкви с двумя апсидами, двухнефные двухапсидные церкви (св. Петра в Задаре, рис. 8, 2) и трёхнефные базилики, как, например, церковь св. Варвары в Трогире (около 800 г.; рис. 9, 2) с деревянным покрытием среднего нефа, сводами над боковыми нефами и прямоугольной апсидой с полукуполом на тромпах.

Уздолье. Церковь, 895 г. (1); Задар. Церковь Петра (2)
8. Уздолье. Церковь, 895 г. (1); Задар. Церковь Петра (2)
Прико близ Омиша. Церковь Петра, до 1074 г. (1); Трогир. Церковь Варвары, около 800 г. (2)
9. Прико близ Омиша. Церковь Петра, до 1074 г. (1); Трогир. Церковь Варвары, около 800 г. (2)
Нин: 1 — церковь Николая, XI в.; 2 — церковь Креста, XI в.
10. Нин: 1 — церковь Николая, XI в.; 2 — церковь Креста, XI в.
Задар. Церковь Доната, 805 г. Вид с юга Задар. Церковь Доната, 805 г. Внутренний вид с запада
Задар. Церковь Доната, 805 г. Разрез, план вместе с планом баптистерия и собора 2-й половины XIII в.
11. Задар. Церковь Доната, 805 г. Вид с юга, внутренний вид с запада, разрез, план вместе с планом баптистерия и собора 2-й половины XIII в.
Сплит. Баптистерий, XI в. Алтарная преграда
12. Сплит. Баптистерий, XI в. Алтарная преграда

Строились и центрические церкви, крестообразные в плане, с куполом на световом барабане над перекрестием (церкви св. Креста в Нине, рис. 10, 2 и св. Николая близ Нина, XI в., рис. 10, 1), а также ротонды с куполом и нишами с полукуполами (баптистерий в Задаре) или круговым обходом и алтарными апсидами (церковь св. Доната, ранее св. Троицы, в Задаре, построенная около 805 г., возможно на старом основании; рис. 11). Фасады старохорватских церквей очень просты; иногда они членились лопатками. Внутри применялись и резные детали — базы и капители колонн, иногда взятые из античных построек, — и орнаментальная резьба на алтарных преградах, кивориях и каменной мебели (рис. 12).

В дальнейшем культовая архитектура в различных частях Хорватии развивалась по-разному. В Паннонской Хорватии началось строительство романских церквей. В 1242 г., во время татарского нашествия, все они были разрушены. После татарского нашествия строились новые, уже готические церкви, сначала с романскими элементами (капелла св. Стефана в Загребе, 1240-е годы). Церкви св. Креста в Крижевцах, св. Марка в Загребе и францисканская церковь там же были построены в конце XIII и в XIV в. в стиле ранней готики. В больших постройках, как в Загребском соборе, можно видеть постепенное развитие стиля. В готическом стиле строились и небольшие однонефные церкви, иногда с богатой внешней и внутренней обработкой (паулинская церковь в Реметах близ Загреба, первая половина XIII в., и францисканская в Реметнице, в Хорватском Загорье, XIV— XV вв.). Другие, преимущественно сельские, церкви были простыми и сдержанными (в Очуре близ Крапина, св. Креста в Самоборе и др.). Некоторые церкви Восточной Славонии были приспособлены для обороны.

Большая часть готических церквей средневековой Славонии подверглась сильным переделкам в XVI—XVIII вв., а некоторые из них пострадали от губительных стилизаторских реставраций XIX в. Лучше сохранились постройки приморских областей (Истрия с частью Кварнера и Далмация). Раннероманские церкви были прямоугольными в плане, с такой же апсидой, покрытой полукуполом на конхах, и деревянным покрытием нефа (церковь в Морожинах и др.).

Классический тип романской базилики с полуциркульной апсидой появился в Истрии и Кварнере вместе с бенедиктинскими монахами, построившими в XI в. церковь св. Петра в Супетарской Драге на острове Раб и др. К развитому романскому стилю XII в. относятся кафедральные соборы на острове Крк, на острове Раб (колокольня XIII в.) и в Сенье (XIII в.), позднероманская церковь Марии в Старом Паге и ряд маленьких базилик на всей территории Истрии и Кварнера. В XIII—XIV вв. здесь появились первые элементы готики.

Задар. Собор, 2-я половина XIII в. Вид с северо-запада и внутренний вид с запада
13. Задар. Собор, 2-я половина XIII в. Вид с северо-запада и внутренний вид с запада
Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. Портал собора, 1240 г., мастер Радован, внутренний вид с запада, план, разрез
14. Трогир. Собор, 1-я половина XIII в. Портал собора, 1240 г., мастер Радован, внутренний вид с запада, план, разрез

В Далмации, в приморских городах-коммунах, в XII и особенно в XIII и XIV вв. возводились большие базилики, родственные апулийским и ломбардским. В начале XIII в. в Трогире был начат постройкой собор — трёхнефная базилика с прямоугольными в плане столбами, простой обработкой апсид, украшенных лишь арочным пояском карниза, и двумя великолепными порталами 1213 и 1240 гг. (рис. 14). Новый кафедральный собор в Задаре, законченный в 1285 г. (рис. 13), заимствовал у предшествовавшей ему раннехристианской базилики широкий средний неф и чередование столбов с колоннами. Он обладает наиболее развитым убранством фасадов с несколькими арочными поясками на колонках, двумя окнами-розами и тремя перспективными порталами.

Сплит. Соборная колокольня, XIII—XIV вв. Трогир. Церковь Иоанна Предтечи, XIV в.
15. Сплит. Соборная колокольня, XIII—XIV вв. 16. Трогир. Церковь Иоанна Предтечи, XIV в.

Возле усыпальницы Диоклетиана в Сплите, превращённой в конце XIII в. в кафедральный собор, была построена монументальная колокольня, законченная в XIV в. в формах зрелого романского стиля, но предвосхищающая готику характером членений (рис. 15). В XIII в. в Далмации появились отдельные элементы готики в церквах нищенствующих монашеских орденов. Эти церкви были однонефными, с деревянным покрытием и нервюрными сводами в апсиде. Таковы францисканские церкви в Задаре, Шибенике, Дубровнике, доминиканская церковь в Дубровнике и церковь Иоанна Предтечи в Трогире с характерными для небольших далматинских церквей просто обработанными фасадами и звонницей (рис. 16).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации