Романская архитектура Англии: церковное строительство

Глава «Романская архитектура. Архитектура Англии. Церковное строительство», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Основные особенности
  2. Главные памятники
  3. Приходские церкви. Церкви с центрическим планом

Основные особенности

По причинам, общим для всей архитектуры раннего средневековья, крупное храмостроительство занимает решающее место в английской архитектуре романского периода.

Размах строительства, его одновременный и повсеместный характер, а также невиданные в те времена масштабы самих сооружений позволили нормандской школе именно на английской земле развить свои прогрессивные особенности, впрочем не без влияния на этот процесс местной строительной традиции.

За первые 35 лет нормандского владычества было построено около 95 больших и поразительно единообразных церковных сооружений, в которых нормандская школа французской романики господствовала настолько безраздельно, что английские исследователи называют весь романский период своей архитектуры периодом «нормандским» *. Однако уже в типологии этих сооружений с самого начала обнаружились особенности, вовсе неизвестные на континенте. Хотя ведущим типом и здесь первоначально оставалась монастырская церковь, большое внимание было обращено на строительство соборов, размеры которых не были оправданы зачаточным состоянием тех городов, где они сооружались. Эти соборы были задуманы Вильгельмом и его прелатами как церкви смешанного типа, призванные служить одновременно и монастырской церковью для многолюдных бенедиктинских конгрегаций, и храмом для мирян.

[* Нормандские влияния стали проникать в Англию ещё при Эдуарде Исповеднике (1042—1066 гг.). Раскопки показали, что церковь Вестминстерского аббатства (освящена в 1065 г.) отличалась рядом особенностей, свойственных нормандской школе: две западных башни, над средокрестием башня-фонарь, шесть сдвоенных травей в нефе и трёхапсидный (бенедиктинский) план хора типа монастырской церкви в Бернэ (Нормандия).]

Вместе с тем и монастырские церкви благодаря своим масштабам широко обслуживали окрестное население. Постоянный контакт монашества с народом обеспечивал угодный короне контроль черного духовенства над местным населением. Грань между монастырской церковью и собором оказалась стертой. Такая типологическая особенность сразу же сказалась на построении плана. Измененными оказались обычные для Нормандии пропорции старобенедиктинского плана: неф вытянулся в длину как в монастырских церквах, так и в соборах. Длина нефа монастырской церкви Бери-Сент-Эдмундс достигла 12 травей, собора в Нориче — 14 травей против обычных в Нормандии 6—7 травей. С другой стороны, присутствие монахов в соборах потребовало удлинения и хора с двух травей до трёх, а потом и до четырёх. В результате планы английских церквей оказались вытянутыми в длину. К началу готического периода хоры и нефы некоторых соборов стали почти равны по длине (соборы в Лондоне и в Личфильде). Общая протяженность монастырской церкви Сент Олбанс достигла 155, Винчестерского собора — 170 и старого романо-готического собора св. Павла в Лондоне — 177 м. В период Реформации (1540 г.) многие монастырские церкви были переименованы в соборы. Соборы в Глостере, Питерборо, Или и многие другие в прошлом были монастырскими церквами. Хотя романская архитектура Англии в настоящее время в основном представлена рядом больших соборов, в действительности она была архитектурой монастырской по преимуществу. Об этом, в частности, говорят монастырские постройки, примыкающие к нынешним соборам.

Каковы бы ни были изменения в пропорциях плана, схема его построения в XI—XII вв. оставалась неизменной и вполне соответствовала принятой в Нормандии. В западной части церкви господствует обычный план трёхнефной базилики с резко выступающим трансептом. Хор, первоначально в два пролета, завершается полукруглой в плане апсидой. Он имеет боковые нефы, которые также завершаются апсидами, расположенными по сторонам средней, причем иногда боковые апсиды, полукруглые изнутри, снаружи заканчиваются плоско. Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами. Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, куда открываются его апсидиолы. Изредка есть ещё и западный неф, связанный с восточным торцовым переходом; в этом случае боковые нефы как бы обходят весь периметр здания.

План с тремя ориентированными на восток апсидами — это бенедиктинский план нормандских церквей в Бернэ, Серизи-ла-Форэ и др. Именно эта схема плана была применена в Кентерберийском соборе, начатом в 1070 г., а также в соборах, начатых строительством в Линкольне (1072 г.), Рочестере (1077 г.), Дэрхеме (1093 г.) и в монастырских церквах Сент Олбанс (1077 г.), Или (1081 г.) и многих других.

Собственно в Нормандии, где осторожный Вильгельм покровительствовал старобенедиктинскому ордену, находившемуся в оппозиции Клюни, овернский план хора с кольцевым обходом, настойчиво насаждавшийся клюнийцами во всей остальной Франции, прививался сравнительно медленно. Однако в Англии конца XI в. этот план хора встречается часто, причем независимо от места: таковы соборы в Винчестере, Устере, Нориче и, конечно, церковь клюнийской конгрегации — Сент Льюис.

В интерьере, согласно нормандской схеме, господствовали три яруса горизонтальных членений: главная аркада, ярус трифориев и верхний ряд окон, ставший в пасмурной Англии тем более необходимым.

Что касается соотношения высоты трех ярусов, то были приняты обе нормандские схемы пропорций: более ранняя, при которой главная аркада вдвое выше венчающего её пояса трифориев (монастырские церкви Бернэ, Жюмьеж), и более поздняя, где аркада и трифории имеют примерно равную высоту (Сент Этьенн в Кане, церковь монастыря в Серизи-ла-Форэ).

В Сент Олбансе высота трифориев равна половине высоты главной аркады, а в Глостере она и того меньше. В Нориче, Или и Саутуэлле высота трифориев почти равна высоте аркад.

Опоры, применявшиеся в Англии, распадаются на три типа: прямоугольные, сложные и цилиндрические. Прямоугольные в крупных церквах применялись редко. С незначительными усложнениями этот тип применен в Сент Олбансе, где простота профиля диктовалась свойствами материала (кирпич). Сложные опоры, применявшиеся во второй половине XI в. и в Нормандии, возникли через добавление к прямоугольным опорам полукруглых стволов, а иногда ещё и плоских пилястр между такой полуколонной и прямоугольным ядром опоры.

Особое место занимали цилиндрические опоры, употреблявшиеся либо попеременно со сложными (собор в Дэрхеме), либо сплошь (монастырские церкви в Глостере, Тьюксбери). Эти типичные для романской Англии опоры отличаются своей высотой и массивностью (диаметр до 2 м при высоте до 10 м). Благодаря таким размерам опор пояс трифориев и оконный ряд кажутся незначительными. Во Франции изредка встречались цилиндрические опоры, но они скорее напоминали колонны и имели иное конструктивное значение (перекрытые сводами церкви Сен Савен-сюр-Гартомп и Сен Филибер в Турню). Вполне вероятно северное происхождение английских опор круглого сечения — конструкции, возможно навеянной воспоминаниями о мощных дубовых столбах англосаксонских деревянных церквей. Недаром этот популярный тип опор применен в ряде сельских церквей того времени. Принцип чередования простых, облегчённых опор со сложными уже встречался в Нормандии, хотя истоки этого приёма, видимо, восходят к Ломбардии.

Простые нормандские арки прямоугольного сечения с валиком становятся в Англии сложнее, причем новый профиль логически согласован с усложнившимся профилем опор.

Расположенный над сводами боковых нефов ярус трифориев открывается в неф тройной, двойной или одиночной аркой на каждый пролет главных аркад. Этот очень важный элемент нормандских сооружений был формой вовсе неизвестной в базиликах англосаксонской Англии. Хотя он, в отличие от галерей (хоров) времени Каролингов, и не имел прямого функционального назначения, казалось рациональным как-нибудь использовать узкое и темное пространство между сводом бокового нефа и покрывающей его покатой кровлей. Плоскость стены между аркадой и верхним рядом окон получала таким образом эффектное и в то же время рациональное членение: арки трифориев усиливали конструкции и экономили материал (камень был дороже труда каменщика). Самое пространство яруса трифориев освещалось либо только из нефа, либо еще и небольшим окном с внешней стороны, и в этом случае трифории служили также дополнительным источником освещения центрального нефа (соборы в Питерборо и особенно в Глостере и Нориче).

В Нормандии трифории иногда перекрывались крестовыми сводами (церковь в Жюмьеже), иногда половиной цилиндрического. В Англии, поскольку отсутствовал свод над центральным нефом, нередко трифории вовсе не имели каменного перекрытия. В Глостере они перекрыты половиной цилиндрического свода. В Дэрхеме в ярус трифориев выходят аркбутаны, подпирающие центральный свод. Развитые ещё овернской школой, трифории получили особое значение в высоких, непосредственно освещенных нефах нормандских церквей. Характеристика узких и длинных интерьеров английских соборов в решающей степени определяется как относительными пропорциями трифориев (достаточно сравнить трифории соборов Глостера и Саутуэлла), отчётливо членящих боковые плоскости, так и теми дополнительными цезурами, которые вносят в ритм главных аркад суб-арки, вписанные в основные пролеты трифориев (Дэрхем, Сент Олбанс).

Над трифориями помещался верхний ряд окон, чаще всего по одному окну на каждый пролет (травею) главных аркад. Нередко перед окнами сооружались декоративные аркады. В ряде случаев в промежутках между окнами в толще стены предусматривались служебные проходы.

В самой Нормандии в романский период встречались редкие случаи перекрытия центрального нефа сводом. Но в Англии подавляющее большинство сооружений романской эпохи имело деревянное перекрытие центрального нефа, и собор в Дэрхеме — одно из немногих исключений. Многие английские соборы, восходящие к романской эпохе, и сейчас еще в центральных нефах сохраняют свое деревянное перекрытие. Сводчатые перекрытия применялись лишь в боковых нефах (крестовые своды) и в апсидах (полукупола).

Существует предположение, что вся система нормандских конструкций была изначально рассчитана на последующее каменное перекрытие. В доказательство этого обычно приводится тот факт, что ствол полуколонны, примыкающий к опоре со стороны центрального нефа, в нормандских сооружениях обычно возносится под самое покрытие. Если бы этот ствол не предназначался для несения будущего свода, то он был бы бесцелен, что исключалось целесообразностью романских конструкций.

Некоторые театральность и экзальтация, свойственные южно-французскому культу, были чужды и англосаксам, и нормандцам. Зрелищная сторона богослужения не определяла композиции интерьера романских церквей Англии в той мере, в какой это имело место на «латинском» Юге. Чтобы полностью отрезать неф мирян от хора монахов и духовенства, между хором и средокрестием много раньше, чем где-либо на континенте, стали воздвигать каменную перегородку, высокую, иногда двойную, с перекрытием, на котором впоследствии устанавливали орган. В таких условиях молящиеся не видели священника, как и самого богослужения, и должны были довольствоваться лишь доходившим до них бормотаньем монахов и пением хора.

Доступ к главному алтарю был мирянам закрыт, а для свадеб, панихид и крещений существовали дополнительные алтари в трансепте и боковых нефах. Таким образом, весь эффект ритмично расчлененного нефа, устремляющегося навстречу алтарю и хору, утрачен, ритм резко прерывается внезапно возникающей поперечной стеной. Весь пространственный эффект средокрестия разрушен. В чисто монастырских церквах предусматривалась и вторая перегородка, вовсе отсекавшая неф от средокрестия.

Типичные для нормандской школы башни вполне соответствовали англосаксонским традициям. Подавляющее большинство романских церквей Англии имеет центрально расположенные прямоугольные в плане башни. Дополнительные башни часто, по нормандской схеме, фланкируют западный фасад (Дэрхем, Саутуэлл), но иногда верх берет местная традиция, и единственная западная башня располагается по продольной оси (Винчестер, Или). Встречаются башни над ветвями трансепта при отсутствии центральной башни (Эксетер). В Хирфорде, как отзвук каролингских построек, башня над средоскрестием фланкирована башнями над боковыми нефами хора.

Вопрос о покрытии башен в Англии всё ещё неясен. Судя по описаниям ранних авторов, западные башни собора в Саутуэлле были покрыты квадратным в плане пирамидальным завершением со свинцовой кровлей.

Из ранних центральных башен единственно уцелевшая — башня собора в Сент Олбансе. Из более поздних лучше всего сохранились центральные башни в Нориче, Тьюксбери, Саутуэлле, а также башни собора в Эксетере.

Трактовка западного фасада, естественно, зависела от наличия или отсутствия фланкирующих его башен. Там, где они отсутствуют (собор в Рочестере), западный фасад с его главным фронтоном служит простым и логичным торцом нефа. Иногда вертикальные членения фасада подчеркнуты декоративными башнями. В Тьюксбери фасад представляет собой шесть гигантских перспективно расположенных арок. Фасад собора в Или много потерял в результате гибели северной ветви его западного трансепта, и все же высокая башня, поставленная по оси, делает этот фасад одним из самых впечатляющих в Англии.

Восточные фасады, в отличие от романского юга Франции, в архитектуре Англии XI—XII вв. никогда не акцентировались, а нартексы были редки даже е монастырских церквах. Нартекс собора в Саутуэлле перекрыт цилиндрическим сводом.

Немногочисленные каменщики-иноземцы при строительстве такого масштаба должны были во многом полагаться на местную рабочую силу, имевшую очень незначительный опыт строительства в камне. Естественно, что при выполнении грандиозной строительной программы приходилось жертвовать качеством ради количества. Массивность и мощь церквей и соборов в Англии, как правило, только кажущиеся. Между регулярной кладкой наружных и внутренних стен — весьма слабое заполнение щебенкой на очень плохом растворе. В XVII в. Кристофер Рен обнаружил, что заполнение мощных на вид стен старого собора в Лондоне крошится при малейшем давлении [Впрочем и в построенном самим Реном новом соборе св. Павла был обнаружен тот же дефект: заполнение главных опор оказалось слабым, и в 1925—1930 гг. оно было укреплено (раствор нагнетался под большим давлением в ядро главных опор).]. Для закладки фундаментов не существовало каких-либо правил. В Дэрхеме фундамент заглублен на 4 м и упирается в материковую скалу, в то время как в Сент Олбансе в 1936 г. было обнаружено, что фундамент стен не достигает в глубину и 15 см. Неудивительно, что еще в 1323 г. здесь рухнуло несколько аркад.

На западе страны пользовались местным камнем. На юго-востоке много строили из привозного нормандского известняка (из канских каменоломен). Собор в Сент Олбансе в основном построен из римского кирпича, который добывали из развалин соседнего римского порта Веруламия.

В интерьерах господствовал нормандский декор — преимущественно геометрический орнамент, которым украшались нередко сплошь все стволы опор. Англосаксонские кубические капители начали уступать место коринфским только со второй половины XII в., когда с внедрением местного пербекского мрамора пышный растительный орнамент стал вытеснять геометрический. Широкое распространение получили настенные перекрещивающиеся аркатуры — декоративный прием нормандской школы.

Невозможно судить об интерьерах романских церквей Англии по их современному состоянию. Теперь бесспорно доказано, что свойственная средневековому человеку страсть к яркой полихромии проявлялась не только в красках иллюминованных рукописей или в геральдике. Очень часто интерьеры романских церквей украшались росписью или полихромным орнаментом. В соборе в Сент Олбансе по тонкому слою штукатурки были проведены красные линии, имитировавшие рисунок кладки. Клинья арок обычно покрывались попеременно синей и красной краской. В Других случаях фриз из разноцветных шевронов обегает кромки арок. В крипте капеллы св. Габриэля в Кентербери сохранились фрески, представляющие собой шедевр живописи XII в. Остатки указывают на то, что здесь стены, своды, центральная опора и ее капитель были сплошь покрыты яркой росписью.

Иконоборчество реформации, не говоря уже о разрушительной ярости пуритан XVII в., уничтожало не только монастыри, но и украшавшие их произведения искусства. Почти все ранние средневековые витражи Англии погибли; только соборы Йорка и Кентербери сохранили образцы средневековых витражей, да и то относящиеся главным образом к XIII—XIV вв. и к более позднему времени. Погибли также скульптурные украшения многочисленных алтарей и капелл, а также деревянные элементы интерьеров, покрытые краской и позолотой.

Теперь уже ясно, что интерьеры романских соборов Англии в свое время вовсе не были исполнены какой-либо «суровой обнажённости масс», ради которой один из реставраторов XIX в. стесал на глубину 5 см все стены и опоры Дэрхемского собора, дабы «усилить эффект кладки».

За очень редким исключением (соборы в Солсбери, в Личфильде) старые соборы Англии отражают все периоды ее средневековой архитектуры, начиная с романской. Почти ни один памятник (кроме возникавших с XIII в.) не является однородным; в большинстве случаев они представляют собой продукт готических напластований на романское ядро. Даже такой, казалось бы, «готический» собор, как Линкольнский, имеет романские порталы. В некоторых случаях (хор собора в Глостере, собор в Винчестере) романский остов совершенно скрыт под готическими одеждами. Собор в Йорке представляет собой сочетание архитектурных форм всех периодов средневекового зодчества Англии.

Сохранилось, однако, несколько сооружений, в существе своем так и оставшихся романскими. Почти полностью дошли до нас романская часть собора в Нориче, собор в Дэрхеме, а также соборы в Или, Сент Олбансе, Питерборо, Глостере и др.

При всём единообразии строительства нормандцев во второй половине XIII в. в крупных сооружениях выявились, однако, некоторые местные особенности.

На юго-востоке страны строились нефы огромной длины, причем в пропорциях горизонтальных членений центрального нефа и хора высота главных аркад, трифориев и верхних ярусов окон была почти равной. Чаще всего применялись комбинированные опоры сложного профиля.

В декоре особое развитие получил мотив пересекающихся глухих аркатур, которыми украшали стены как внутри, так и снаружи (соборы в Сент Олбансе, Или, Нориче, Питерборо).

На западе предпочитали значительно менее вытянутые нефы. Здесь господствовали массивные опоры круглого сечения. Высота яруса трифориев была незначительной по сравнению с главной аркадой и верхним рядом окон. В декоре преобладал геометрический орнамент (соборы в Глостере, Тьюксбери).

Особенности архитектуры севера были выражены менее определенно: здесь нередко смешивались приемы юго-востока и запада.

Наиболее характерным был приём чередования тяжелых и облегченных опор.

 

Главные памятники

Собор в Глостере (рис. 20) был начат постройкой в 1089 г., хор освящен в 1100 г., но дальнейшее строительство шло медленно, и неф, один из шедевров романской архитектуры, был закончен не ранее 1150 г. На западе Англии не строили таких вытянутых в длину нефов, как на востоке, и все же семипролётный неф глостерского собора оставляет грандиозное впечатление. Массивные цилиндрические опоры возносятся на высоту 9—12 м при высоте арок 12—16 м. Незначительность яруса трифориев еще более подчеркивает высоту опор. Верхний ярус окон был перестроен при сооружении нервюрного свода в 1442 г. Его низкое расположение членит ярус окон в несоответствующих местах, и проемы окон расположены асимметрично, что несколько искажает великолепные пропорции интерьера. В 1329—1337 гг. хор и трансепт подверглись готической реконструкции, в процессе которой местные мастера заложили основу позднеготического национального стиля, который под наименованием «перпендикулярного» господствовал в Англии на протяжении 200 лет. При перестройке стены и опоры были оставлены на месте, причём в боковых нефах хора романские конструкции так и остались непокрытыми пластом готического убранства, совершенно изменившего интерьер самого хора. Несмотря на все перестройки, собор в Глостере в основном — романское сооружение, хотя над всей композицией и господствует позднеготическая башня. Западный фасад был перестроен в 1430 г. Примыкающая к хору «капелла богоматери» (конец XV в.) связана с ним Галереей шёпотов, прозванной так за свои высокие акустические качества. Знаменитый клуатр также относится к готической эпохе.

Глостер. Собор, 1089—1150 гг.
20. Глостер. Собор, 1089—1150 гг.
Дэрхем. Собор, 1093—1140 гг. «Галилея», план, интерьер, западный фасад, глухие арки
21. Дэрхем. Собор, 1093—1140 гг. «Галилея», план, интерьер, западный фасад, глухие арки

Под хором глостерского собора — крипта, одна из важнейших романского периода. Это законченная в себе подземная церковь  [Почти все романские крипты Англии построены под монастырскими церквами, ныне соборами: в Рочестере (1077 г.), Винчестере (1079 г.), Устере (1084 г.), Глостере (1089 г.) и Кентербери (1095 г.).] с кольцевым обходом хора и тремя радиально расположенными капеллами. Глостерский собор — единственный пример трехъярусной церкви в Англии: как в крипте, так и в хоре и в ярусе трифориев повторяются кольцевой обход с венцом капелл и апсидиолы в плечах трансепта.

Большая монастырская в прошлом церковь в Тьюксбери (1087—1102 гг.) — во многом копия собора в Глостере. Башня над средокрестием относится к первой половине XII в.

Собор в Дэрхеме, расположенный среди густой зелени на обрывистой скале, с трёх сторон омываемой рекой, — не только важнейшее сооружение романской эпохи в Англии, но и один из самых впечатляющих памятников английского средневековья (рис. 21). Восточная часть здания, начатого строительством в 1093 г., была завершена к 1104 г.; к 1140 г. было готово все, за исключением башен. Знаменитый свод был закончен к 1133 г. (в хоре — в 1104 г., в трансепте — в 1110 г.). Достройка западных башен была осуществлена в XIII в. Центральная башня относится к 1474 г. Собор сохранился неизменным, если не считать добавленной в 1175 г. «Галилеи» — постройки, примыкающей в виде нартекса к западному фасаду, а также Т-образного завершения хора, так называемой «капеллы Девяти алтарей», заменившей в 1242 г. центральную капеллу апсиды.

План собора — типично бенедиктинский: латинский крест с выступающими плечами трансепта. В хоре — три пролёта аркад, в нефе — восемь. Это более умеренные пропорции, чем принятые на юго-востоке страны.

Конструкции собора в Дэрхеме намного опередили все, что существовало в Европе до тех пор. В 1096 г. боковые своды собора в Дэрхеме уже были перекрыты ребристыми сводами. Нигде в Европе до сооружения дэрхемского собора не было сделано попытки перекрыть нервюрным сводом пространство, идущее в какое-либо сравнение с грандиозным нефом этой северной постройки с типично базиликальным разрезом. Здесь четырёхчастные своды, по примеру боковых нефов, были применены и в центральном, причем диагональные арки имели полуциркульное очертание, а подпружные — стрельчатое. Значение этого достижения возрастало благодаря применению новой системы погашения распора. Если для этого в боковых нефах были применены испытанные, издавна известные контрфорсы, то для погашения распора главных сводов были сооружены аркбутаны, передающие усилия распора поверх боковых нефов на контрфорсы. Эти аркбутаны скрыты под кровлей. Для несения перекрытий центрального пространства использованы чередующиеся опоры сложного профиля и цилиндрические.

На первые опираются подпружные арки главного свода.

Цилиндрические опоры, несущие нервюры, богато украшены резным геометрическим орнаментом одного и того же рисунка на каждой паре противостоящих опор. Сложный профиль комбинированных опор (они лишены украшений) логически связан со всеми элементами перекрытий. Стены боковых нефов обогащены глухими перекрывающимися аркатурами.

Несмотря на огромные массы опор, загромождающих пространство нефа, он благодаря нервюрному своду, в отличие от перекрытых деревом нефов в соборах юго-востока страны (Питерборо, Сент Олбанс), не кажется слишком узким. Тщательно уравновешенные пропорции [По мнению Дж. К. Конента, в основу модульной системы собора в Дэрхеме положена северная семифутовая сажень.] способствуют впечатлению величавой торжественности, лишенной, однако, той мрачности, которая свойственна нефам юго-востока. Обильный, хотя и строгий геометрический орнамент, украшающий перспективу могучих опор, благодаря своему разнообразию и ритму в чередовании рисунка делает интерьер дэрхемского собора свободным от обычной монотонности нефов нормандской школы.

Строительство на юго-востоке страны оставалось консервативным. Достижения Дэрхема так и не успели сказаться здесь из-за наступления смутного времени конца первой половины XII в. Впрочем, и в самом конце XII в. в Англии продолжали сооружать деревянные перекрытия над главным пространством крупных церквей.

Норич. Собор, 1096—1145 гг. Общий вид, готический свод, план, башня над средокрестием, западный фасад
22. Норич. Собор, 1096—1145 гг. Общий вид, готический свод, план, башня над средокрестием, западный фасад

Несмотря на все последующие перестройки, собор в Нориче — одно из самых «романских» сооружений Англии (рис. 22). Строительство его было начато в 1096 г. и продолжалось сорок лет. Пожар 1170 г. уничтожил апсиду и примыкавшую к ней «капеллу богоматери». Эта часть была перестроена в 1250 г. В 1271 г. горожане подожгли церковь, но репрессии, которым был подвергнут город, доставили средства для восстановления храма. В 1361 г. обрушилась башня; это привело к новой перестройке, в результате которой хор был надстроен ярусом готических окон. После очередного пожара в 1463 г. деревянные перекрытия были заменены, наконец, сложным нервюрным сводом — одним из шедевров готического сводостроения в Англии. Датируемый 1120 г. романский неф в 14 пролётов достигает в длину 76,5 м. Эта типичная для юго-востока страны вытянутость нефа в данном случае не уравновешена соответствующей длиной хора, который поэтому кажется коротким. Высота главных аркад, трифориев и яруса верхних окон — соответственно 7,6; 7,3; 7,6 м. С целью лучшего освещения в ярусе трифориев предусмотрены окна. С этой же целью каждый трифорий открывается в неф широким пролётом единственной арки. Эффектно сочетается с романским нефом восточная часть собора, где в XIV в. был надстроен ярус готических окон. Паутина свода, полукруглая в плане апсида в сочетании с пропорциями аркад и трифориев хора и теплым, желтоватым оттенком камня производят сильное впечатление, особенно во второй половине дня.

Питерборо. Собор, 1118—1200 гг. Питерборо. Собор, 1118—1200 гг.
23. Питерборо. Собор, 1118—1200 гг.

Грандиозная монастырская церковь (ныне собор) в Питерборо (рис. 23) была начата в 1118 г. на месте уничтоженной в 1116 г. пожаром англосаксонской церкви. Хор и средокрестие с фонарем закончены в 1175 г., а всё здание — в 1200 г., в том «нормандском» стиле, в котором оно было задумано первоначально, за исключением готического фасада. Памятник принадлежит к числу лучших примеров юго-восточной школы романской архитектуры Англии.

Удлинённый неф (11 пролётов) уравновешен соответственно удлиненным хором (4 пролёта). Опоры — чередующиеся (сложного сечения и цилиндрические). В боковых нефах четырёхчастные нервюрные своды, но центральное пространство имеет деревянное перекрытие в хоре, имитирующее звездчатый свод. Высота аркад, трифориев и яруса верхних окон — почти одинаковая, как обычно на юго-востоке страны.

В этом сооружении, последнем по времени английском памятнике романской эпохи, строившемся одновременно с уже готическим собором в Йорке, бенедиктинский консерватизм бросается в глаза. К этому же типу принадлежало ядро старого собора св. Павла в Лондоне, сгоревшего в 1666 г. и уступившего место творению Рена.

Или. Собор, 1083—1190 гг.
Или. Собор, 1083—1190 гг. Средокрестие
24. Или. Собор, 1083—1190 гг. Средокрестие
Сент Олбанс. Собор, 1077—1088 гг.
25. Сент Олбанс. Собор, 1077—1088 гг.
Саутуэлл. Собор, 1108—1150 гг.
26. Саутуэлл. Собор, 1108—1150 гг.

Во многом сохранившие свои романские формы соборы в Или (1083—1190 гг.) и Сент Олбанс (1077—1088 гг.) — произведения той же школы, что и соборы в Нориче и Питерборо (рис. 24—25). В Сент Олбансе сохранилась древнейшая романская башня над средокрестием. В трифориях его трансепта применены старые колонки-балюстры из предшествующей постройки. Неф собора в Саутуэлле (1108—1150 гг.) целиком относится к романской эпохе (рис. 26), хотя чисто романский характер фасада несколько нарушен «перпендикулярным» окном 1450 г. В нефе полностью отсутствуют вертикальные членения. Нет даже традиционной полуколонны, обычно возносящейся без каких-либо конструктивных оснований до уровня перекрытий. «Горизонтальный» характер построения усиливается зигзагообразными узорами в виде фризов, обегающих неф на уровнях завершения аркад и яруса трифориев. Круглые, приземистые опоры (диаметром 1,5 м при высоте в 2,7 м) поддерживают массивные, грубые арки, над которыми — одноарочные проёмы трифориев, несущих несколько придавленный ярус окон. Круглые окна яруса трифориев не рассеивают полумрака, царящего в центральном нефе, стороны которого напоминают римские акведуки. Боковые нефы перекрыты продолговатыми в плане четырёхчастными сводами, развивающими сводчатые конструкции Дэрхема. Центральный неф не имел каменного свода. Существующий потолок (XIX в.) — деревянная имитация цилиндрического свода.

Собор в Саутуэлле, стоящий особняком между северной школой Дэрхема и школой юго-востока, несмотря на всю свою консервативность, даже архаичность, является одним из лучших памятников средневековой архитектуры Англии.

***

Впервые со времени римской античности именно в Англии в связи с завоеванием её нормандскими баронами перед архитектурой была поставлена чисто государственная задача способствовать цементированию и дисциплинированию общества, преодолению племенной разноголосицы, обеспечению всеобщего единства как предпосылки национального развития. Это достигалось единообразием тектонического языка. О государственной роли архитектуры в Англии XI—XII вв. говорят не только масштабы и темпы её развития, государственный характер строительной инициативы, но и география, типология и морфология самих памятников. Их монументальные, четко расчлененные массы, хорошо уравновешенные центральной башней, поразительно единообразны. Общий источник формотворчества здесь очевиден. Его следует искать не только в строительном опыте Нормандии, обогащенном наследием англосаксонского зодчества, но и в стремлении решать те задачи, которые ставила перед завоевателями необходимость консолидации завоеваний страны. В результате возникшая архитектура оказалась вполне «английской» не только потому, что она так легко и свободно сочеталась с формами, восходящими к англосаксонскому прошлому, но и потому, что в этой архитектуре самосознание английского народа искало и находило себя.

Господство прямых линий, отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений, могучие прямоугольные в плане башни, логичность осевой композиции, чёткость функциональных акцентов как в средокрестии, так и на западном и восточном концах, уверенное равновесие самой объемной композиции, всегда отражающей структуру плана и разреза, наконец, геометрический орнамент, лишенный предметного содержания, — все это служило школой специфически английского религиозного сознания, со временем принесшего католическому Риму немало огорчений. В этих суровых, удивительно трезвых и в то же время ритмичных композициях с особой силой сказались как созидательная энергия, так и прочно привязанный к земле реализм английского народа. Романские соборы Англии говорят тем же языком, что и замки того времени.

 

Приходские церкви. Церкви с центрическим планом

Со временем влияние нормандского строительства стало сказываться на сельских и приходских церквах. С XI в. более крупные из них уже напоминают нормандские. Однако предпочтение, оказывавшееся прямоугольным формам апсид, и здесь свидетельствует о стойкости англосаксонской традиции. Впрочем, на юго-востоке Англии, где влияние нормандской школы было сильнее, встречаются и полукруглые в плане апсиды.

Обычно длина нефа небольшой приходской церкви XI—XII вв. вдвое превышает его ширину. В простейших случаях единственный объём заканчивается либо прямоугольником, либо полукружием апсиды, причем между хором и нефом нет разделяющей их арки. Огромное большинство приходских церквей этого времени состоит из нефа и примыкающего к нему более узкого хора, заканчивающегося чаще всего плоско (церковь в Кемплее). Хорошие примеры полукруглых в плане апсид сохранились в Бенгео и Грейт-Арнауэлле. Иногда церковь состоит из трех объёмов: нефа, хора и пресбитерия с апсидой. В этом случае хор иногда занимает подбашенное пространство, но чаще и этот тип церкви не имеет колокольни. Если апсида полукруглая в плане, то восточная часть церкви перекрыта конхой, если прямоугольная — крестовыми сводами. Внутреннее пространство нефа перекрывалось деревом. Вход располагался у западного конца с северной или с южной стороны. Примеры полукруглых апсид: Копфорд, Ньюхевен, Ист-Хари и др., прямоугольных — Сент Денис, Стюклей и др. Все эти церкви очень плохо освещены.

Приходские церкви XI—XII вв.: 1 — в Иффи; 2 — в Кэсторе; 3 — в Озльворте; 4 — в Мельбурне
27. Приходские церкви XI—XII вв.: 1 — в Иффи; 2 — в Кэсторе; 3 — в Озльворте; 4 — в Мельбурне
Планы приходских и центрических церквей: 1 — Озльворт (приходская церковь); 2 — Лэдлоу (замковая капелла); 3 — Нортхэмптон (церковь Сент Сепюлькр); 4 — Копфорд (приходская церковь); 5 — Кемпли (приходская церковь); 6 — Мельбурн (приходская церковь); 7 — Хейлс (приходская церковь)
28. Планы приходских и центрических церквей: 1 — Озльворт (приходская церковь); 2 — Лэдлоу (замковая капелла); 3 — Нортхэмптон (церковь Сент Сепюлькр); 4 — Копфорд (приходская церковь); 5 — Кемпли (приходская церковь); 6 — Мельбурн (приходская церковь); 7 — Хейлс (приходская церковь)

Есть случаи, когда добавлена ещё и осевая башня с западной стороны (церкви в Беркине и в Хейлсе). В Питерсчерч над западным отсеком хора высится башня.

Трёхнефные приходские церкви встречаются лишь в городах. Пример — церковь в Мельбурне (рис. 27, 4), где западный фасад фланкирован дополнительными башнями, а центральная башня венчает средокрестие. Как по объемной композиции, так и в интерьере эта постройка повторяет в меньших масштабах большие романские соборы Англии. Сравнительно хорошо сохранились церкви XII в. сельского типа в Иффи (рис. 27, 1) и в Кэсторе (рис. 27, 2; хор перестроен в готическую эпоху).

Центрические композиции (рис. 28) не пользовались популярностью в Англии XI—XII вв. Редкие примеры возникли после первых крестовых походов как воспоминание об иерусалимской церкви Гроба господня: церкви Гроба в Кембридже, Темпль в Лондоне, в Нортхэмптоне, Литтл в Мапльстед, капелла в Лэдлоу. В более крупных из этих ротонд внутренняя аркада несет ярус трифориев, увенчанный ярусом верхних окон (Лондон, Кембридж, Нортхэмптон). В меньшей ротонде (замковая капелла в Лэдлоу) внутренней аркады нет и постройка имеет башенную форму.

В графстве Глостершир сохранились две необычные церкви, напоминающие восточные. Обе относятся к началу XII в. и имеют центрально расположенные шестигранные башни. В церкви в Озльворте (рис. 27, 3) одна из сторон башни много длиннее остальных; в ней прорезана арка, открывающаяся в хор. Подбашенное пространство, таким образом, играет роль нефа. Другая церковь этого типа находится в Суиндоне. Эти две постройки не имеют параллелей не только в Англии, но и на континенте.

***

Усобицы, вспыхнувшие в конце первой половины XII в., почти на двадцать лет парализовали всякое строительство, и конструктивные достижения строителей дэрхемского собора оказались развитыми скорее во Франции, чем в Англии. Тем не менее богатая исканиями вторая половина XII в. была и для Англии чрезвычайно плодотворной при всем консерватизме господствовавших здесь строительных традиций. Осваивая в свете этих традиций континентальные готические формы, английские строители закладывали основы собственной школы готической архитектуры.

Смешение романских и готических форм в английской архитектуре второй половины XII в. было названо ранними авторами «переходным» стилем. На самом деле основные конструкции оставались романскими, и только отдельные готические элементы (наряду с полуциркульными арками — стрельчатые, облегченные опоры и консоли, растительный орнамент) оказывались вкрапленными в романские массы.

На изменение профиля опор и на быстрое обогащение убранства большое влияние оказал новый материал — известняк мягкой текстуры, добывавшийся в Дорсете. Под названием «пербекского мрамора» этот легко поддающийся скульптурной обработке камень стали широко использовать для стволов колонок, которыми начали окружать каменное ядро опор, что создавало иллюзию легкости. Вскоре (после 1170 г.) возникло даже промышленное производство стволов из пербекского мрамора.

Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.: 1 — «Поклонение волхвов» (рельеф на камне); 2 — капители; 3 — примеры англо-норманского орнамента; 4 — Стейпель-хэрст. Приходская церковь, XII в. Дверь; 5 — Бэрфрестон (Кент). Приходская церковь. Южный портал, XII в.
29. Соннинг. Аббатство Рэдинг, XI—XII вв.: 1 — «Поклонение волхвов» (рельеф на камне); 2 — капители; 3 — примеры англо-норманского орнамента; 4 — Стейпель-хэрст. Приходская церковь, XII в. Дверь; 5 — Бэрфрестон (Кент). Приходская церковь. Южный портал, XII в.

Именно в это время при обработке каменных деталей стали широко применять резец, сменивший топор, что в решающей степени сказалось и на убранстве (рис. 29).

Без стрельчатой арки новые конструкции были бы невозможны. Значительную роль в распространении его сыграли цистерцианцы, которые ко второй половине XII в. занесли в Англию наряду с промышленным овцеводством и бургундскую архитектуру.

Первые цистерцианские церкви в Англии сохраняли план, типичный для этого ордена: лишённый боковых нефов хор с прямоугольной в плане апсидой, трёхнефное основное пространство, выступающий трансепт с капеллами, разделенными перегородками. Сохранились остатки первых цистерцианских церквей: Киркстол (около 1155 г.), Фаунтейне (1135 г.) и Бильдос (около 1160 г.). Но и строительство «белых монахов» не избежало властного влияния местных традиций. Не было, например, сделано ни одной попытки перекрыть основное пространство обычным для цистерцианцев цилиндрическим сводом. В Бильдуосе и Киркстоле обнаружены следы раннего ребристого свода, причем в сочетании со стрельчатой аркой бургундского типа. Несмотря на прямое запрещение строить башни при церквах ордена, все английские цистерцианские церкви, согласно стародавней саксонской традиции, имели в средокрестии четыре арки, на которых покоилась невысокая прямоугольная в плане башня. Характерно, что в соседней Ирландии, бедной собственной строительной традицией, цистерцианцы полностью сохранили бургундскую схему — сплошной цилиндрический свод стрельчатого очертания, причём обязательный трансепт перекрывался таким же сводом, но на уровне несколько ниже центрального.

В последней четверти XII в. цистерцианцами было построено несколько церквей, где впервые в Англии были применены консоли как вид опор, которым в дальнейшем было суждено сыграть важную роль. Таким образом, стрельчатые арки наряду с нервюрными сводами, гурты которых опираются на консоли, в качестве новой конструкции распространялись в Англии, главным образом цистерцианцами. Они в это время построили около 60 церквей, каждая из которых влияла на тяготевшее к ней приходское строительство. Важнейшими из этих более поздних цистерцианских построек были церкви в Байленде, Фернессе и Джерво (все были начаты постройкой около 1175 г.).

Цистерцианцы завезли в Англию также и прямоугольную в плане апсиду, которая получила широкое распространение в стране в англосаксонскую эпоху. С тех пор прямоугольный в плане хор стал важной композиционной особенностью не только готических, но и позднероманских церквей Англии (таков был, например, перестроенный впоследствии хор собора в Йорке, 1160—1165 гг.).

В связи с возникшей популярностью культа богоматери к хорам более или менее крупных церквей стали пристраивать прямоугольные «капеллы богоматери». Эти светлые, роскошно отделанные и по характеру скорее светские постройки еще более удлинили и без того вытянутые пропорции английских соборов. В Дэрхеме, где в виде исключения капелла («Галилея», 1175 г.) была пристроена к западному фасаду, ее прямоугольное в плане (15 × 24 м) помещение разделяется, подобно двору мечети, на пять «нефов» четырьмя рядами комбинированных опор, состоящих из мраморных колонок с добавленными к ним в XV в. каменными стволами. Легкость самой конструкции (сооружение перекрыто деревом) и благородство пропорций делают этот позднегерманский памятник предтечей близкой смены архитектурных эпох.

Во второй половине XII в. было построено несколько крупных сооружений, отразивших новое оживление строительной мысли.

Романские соборы Англии были для своего времени очень высокими сооружениями. Деревянные перекрытия, не создающие распора, позволяли не опасаться высоты. Однако в готическую эпоху английские строители не пошли по пути мастеров Франции, — узкие и вытянутые, английские нефы невысоки по сравнению с французскими, и самый высокий из них (собор в Йорке) едва достигает 30 м (высота свода собора в Бовэ около 47 м).

Оксфорд. Собор, 1158—1186 гг.
30. Оксфорд. Собор, 1158—1186 гг.

Несмотря на все нововведения, собор в Оксфорде (рис. 30) оставался в существе своем романским. Но и в этом сравнительно невысоком сооружении (высота нефа 12 м) строители не пожелали отказаться от функционально бесполезных здесь трифориев.

С целью избежать впечатления приземистости строители расположили ярус трифориев как бы ниже основной аркады. Тем не менее конструктивно трифории остались вторым ярусом; главные аркады на самом деле покоятся не на капителях массивных опор, а на консолях, отходящих от этих опор на уровне значительно ниже капителей. Арки, которые покоятся на капителях главных опор и кажутся главными, на самом деле являются арками, трифориев. Таким образом, одни и те же опоры несут два яруса арок.

В хоре и трансепте все опоры имеют цилиндрическую форму, но в нефе цилиндрические опоры чередуются с восьмигранными. Верхние окна имеют стрельчатое завершение. Хотя боковые нефы и перекрыты четырёхчастными сводами, основное пространство в XII в. имело деревянное перекрытие.

Новые веяния сказались и на многочисленных пристройках и перестройках конца XII в.

Особое значение имеет зал капитула Устерского собора, начатый строительством еще в 1130 г. Эта центрическая постройка послужила прототипом для многих многоугольных в плане аналогичных залов, которые в готическую эпоху, как правило, возводились при соборах и крупных церквах. В этих залах происходили регулярные собрания капитула церкви. В позднероманский период зал капитула Устерского собора представлял собой круглое в плане помещение диаметром в 17 м, с центрально поставленной колонной, на которую опирались крестовые своды перекрытия. В 1400 г., когда стены дали трещины, они были укреплены массивными контрфорсами, что и создало существующий десятиугольный план. Тогда же романские своды и окна были заменены готическими.

Верхние ярусы западных башен собора в Или были надстроены при возобновлении работ в 1170 г. Они хорошо иллюстрируют переход от романских арок к ланцетовидным аркам конца XII в. (самое завершение башен относится к XIV в.).

В 1174 г. пожар уничтожил трёхнефный хор романского собора в Кентербери, законченного в 1126 г. Для выполнения восстановительных работ был приглашен мастер Гильом из Санса, где один из ранних готических соборов Франции, начатый в 1146 г., уже имел шестичастные нервюрные своды над сдвоенными пролетами центрального нефа. Работы были начаты в 1175 г. В 1178 г. Гильома сменил Вильгельм Англичанин, закончивший постройку хора к 1185 г. Так на старых фундаментах возникла по существу своему готическая постройка. За исключением боковых нефов, где сохранились романские арки, повсюду применены арки стрельчатого очертания. Не говоря уже о клюнийском плане, отчётливо чувствуется влияние французской школы (соборов в Сансе и Нуайоне). Коринфские колонны вовсе чужды романской Англии. Шестичастные своды и внешние аркбутаны — конструкции, развитые во Франции; в Англии они применялись впервые. Хотя влияние кентерберийской постройки на некоторые одновременные сооружения несомненно (хор собора в Чичестере 1187—1199 гг. и др.), собственно готические сооружения Англии (собор в Уэльсе, 1185—1240 гг., собор в Линкольне, 1192—1200 гг.) имеют мало общего с хором Кентерберийского собора. Несмотря на все богатство своего ажурного убранства, спокойные массы этих памятников вовсе лишены патетики: исполненные молчаливой, уверенной в себе силы, они как бы развивают композиционные и конструктивные основы, воплощенные в Дэрхемском соборе. В отличие от Франции, переход от романских форм к готическим в Англии кажется неощутимым.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации