Средневековая архитектура Воеводины

Глава «Архитектура западных территорий Югославии. Архитектура Воеводины», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Бошкович Д.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Славяне, населявшие Паннонскую низменность по Дунаю, Драве и Тисе и Срем между Дунаем и Савой, были в IX в. покорены венграми. С конца XIII до середины XV в. сербские правители, как вассалы венгерских королей, получили здесь большие владения, включавшие укрепленные пункты. Каменные постройки появились лишь в XI в.; основным строительным материалом был кирпич, естественный камень применялся редко.

Ранними каменными постройками были крепости в Сланкамене, Земуне (XI в.), Тителе (XIII в.), Баче, Купинике (XIV в.) и др. В зависимости от местоположения их планировка была неправильной или регулярной. Бо́льшая часть их была перестроена в первой половине XV в.

Культовых построек средневековья в Воеводине сохранилось мало. Самая значительная — трёхнефная романо-готическая базилика в Араче (первая половина XIII в.), кирпичная, с каменными тягами и резными капителями. В Баче и Шаренграде сохранились остатки двух капелл на крепостных башнях и две небольшие церкви с колокольнями возле алтарных апсид, как и в Араче.

Средневековая архитектура Воеводины близка к венгерской несмотря на участие в её создании местных мастеров.

* * *

Указанные в начале главы различия, наблюдавшиеся в историческом развитии отдельных областей западной части нынешней Югославии, обусловили и место их архитектуры в Европе. Архитектура континентальных Словении и Хорватии ближе к архитектуре Австрии, Баварии, Чехии, а архитектура Словенского и Хорватского Приморья имела связи с архитектурой Италии. С Италией была связана и архитектура Зетского Приморья, которая, впрочем, родственна также и архитектуре Сербии. Сильные местные традиции, особенно отчётливо сказавшиеся в дороманской архитектуре Истрии и Далмации, где были созданы типы однонефной с куполом, крестообразной и ротондальной церкви, обусловили национальное своеобразие позднейших построек. Отмеченные типы церквей находят аналогии также в средневековых ротондах Чехии, в сербских постройках типа Петровой церкви в Расе, а в виде вытянутого по продольной оси креста — и в сербских и болгарских однонефных купольных церквах. Большая по сравнению с готическими близость романских построек к местным дороманским зданиям объясняет устойчивость в этих землях романских форм, проникших отсюда во внутренние области Балканского полуострова.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации