Начало строительства каменных жилых домов в Пскове

Источник: Альбом «Архитектура Пскова. Социалистический и древний Псков». Автор: Ларионов И.Н. Издательство газеты «Псковская правда», Псков, 1958 г.


Вторая полонима XVII века в России отличается расширением феодально-крепостнической системы хозяйства, углублением противоречий феодального строя и наряду с этим дальнейшим развитием города, обособлением ремесла от земледелия, развитием промысловой и промышленной деятельности, ростом рыночных отношений, укреплением купеческих монополий.

Отделение ремесла от сельского хозяйства сопровождается укрупнением юродскою ремесла и превращением ею в мелкое товарное производство на рынок.

В сельском хозяйстве выделяется техническая культура — лен, которая стала на Псковской земле основной статьей дохода крестьянских хозяйств.

В.И. Ленин пишет: «новый период русской истории (примерно с XVII века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это... вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок». (Ленин, Соч., т. 1, стр. 137).

С появлением мануфактуры старые формы производственных отношений начинают мало-помалу отживать.

Торговля еще полностью не оторвалась от ремесла, значительная часть ее находилась в руках мелкого производителя. Но в то же время за отдельными крупными торговцами числилось от 3 до 20 лавок (Сергей Иванович Поганкин в Пскове в это время владел 51 лавкой).

Происходит резкое выделение крупных торговых единиц из массы ремесленного торгового посада. В руках богатых гостей находились крупные капиталы, и правительство привлекало их к несению государственной службы по сбору казенных доходов, кабацких сборов и т. д. Например, С.И. Поганкин занимал в это время должность головы псковского монетного двора, одного из трех на Руси.

Классовое расслоение внутри торгового и ремесленного посада отчетливо выявлялось во время народных восстаний, часто потрясавших Псков. В восстании 1606—1611 гг. наряду с социальными были сильны патриотические мотивы, и середине XVII в. на первый план выступила борьба против классовою гнета.

Восстание 1650 года приняло особенно широкие размеры. Торговые люди скупали у крестьян хлеб с целью взвинчивания цен. Подряд три неурожайных года и «моровые поветрия» (эпидемии) сделали свое дело: население города и окрестностей голодало и вымирало. В это время согласно договору со шведами из государственных житниц в Пскове надлежало выдать шведам значительные запасы хлеба. Возмущенная беднота города не допустила передачи хлеба шведам, подняла восстание и захватила город. Девять месяцев продолжалось восстание, охватив не только Псков, но и его пригороды. Многие из местных богачей, притеснявших народ, были казнены на центральной площади города.

После подавления восстания в Пскове началась интенсивная стройка каменных жилых и торговых зданий. Строились эти каменные дома с толстыми стенами и тяжелыми сводами, окна делались в виде бойниц, защищенных железными ставнями и решетками. В толщине стен помещались лестницы и тайники. Входы в такие дома устраивались со двора, защищенного высокой каменной стеной.

В таких домах-крепостях и надеялись укрыть свои богатства и отсидеться богатеи-купцы в случае повторения восстаний городской бедноты.

Из многочисленных памятников гражданской архитектуры особо выделяются палаты богатого посадского торгового человека Сергея Ивановича Поганкина, построенные в 70-х годах XVII столетия. Это замечательный памятник, имеющий всесоюзную известность, упоминаемый в трудах по истории древнерусского зодчества, в произведениях, русских и советских писателей и поэтов.

Поганкины палаты состоят из трех частей, объединенных в одно массивное здание: двухэтажного здания с подклетями, одноэтажного с подвалами и одноэтажного без подвалов.

Тяжелые коробовые и сомкнутые своды с распалубками покрывают комнаты и подвалы палат. Межэтажные переходы (лестницы), соединяющие подвалы с торговыми и жилыми помещениями, размещены внутри двухметровых стен; большое количество ниш и тайников, 105 окон, выходящих на все стороны в виде крепостных амбразур, перевитых железными решетками и закрываемых железными ставнями, придавали зданию мрачный облик дома-крепости.

Входы в здание были только со двора. Двор был окружен высокой каменной стеноп, покрытой черепицей. Поганкины палаты выстроены целиком из местной плиты па известковом растворе многолетнего гашения.

На территории нового торга (Полонище) и в других частях города в границах крепостных степ за вторую половину XVII столетия было построено более сотни каменных домов богатых торговых людей, которые одновременно являлись конторами, торговыми, складочными и жилыми помещениями. Каждый из этих домов (кроме Поганкиных палат) имел сравнительно небольшой двор, обнесенный высокой каменной оградой с крепкими въездными воротами.

На улицы и переулки выходили белые гладкие стены домов с малыми окнами, железными решетками и ставнями. Входы и подъезды находились во дворе. Многие из домов, по определению Ю.П. Спегальского, имели в верхних (жилых) этажах деревянные пристройки с галереями.

Эти дома, созданные артелями псковских каменщиков, вылились в установившийся облик, определенный социальными и историческими условиями, по архитектурные формы их были весьма разнообразны.

Строители «перенесли» крылечки псковских церквушек XV—XVI веков на жилые дома, а подвалы монастырей здесь вылились в мощные подземные сооружения.

В Пскове, кроме хорошо известных Поганкиных палат, имеется ряд оригинальных памятников гражданской архитектуры, в обилии которых, как и в разнообразии форм, не сравнится с Псковом ни один древний русский город.

Многие гражданские здания не сохранили имен своих первых владельцев, и наименование их мы будем вести по преданиям, «прозваниям», или по тем именам, которые дошли до нас.

Дом Самуила Меншикова («Яковлева») второй половины XVII века известен в литературе как «Дом Яковлева» по имени его последнего владельца.

Здание имеет удлиненную форму и выходило фасадами на центральную улицу древнего Пскова — Великую и на Романову горку. Дом состоит из подвалов, трех комнат второго этажа и палатки, относящейся к третьему исчезнувшему этажу. Крыльцо не сохранилось. Окна и входная арка богато украшены рельефными наличниками с бусинами, пальметками и фронтончиками с резьбой по известняку, сетчаткой и железными решетками со спиралями. Наличники девяти окоп палаты (зала) имеют т. н. «висячие замки». Окна размещены, кроме палаты, па различных уровнях, в зависимости от размеров комнат и междустенных переходов.

На чердаке дома имеются следы третьего этажа.

В 1939 году во время реставрационных работ в подвале дома были обнаружены следы подземного хода, имеющего направление к южным крепостным стенам окольного города.

Восточная часть этого здания плотно примыкает к соседнему, более древнему зданию — Дому Сутоцкого.

Дом Сутоцкого состоит из двух отдельных зданий, объединенных в одном дворе. Эти здания значительно пострадали от перестроек и переделок в начале прошлого столетия, когда в одном здании был уничтожен третий этаж, рассечены окна, а третий этаж второго здания был разобран и построен заново. Оба здания имеют весьма глубокие и обширные подвалы, которые превосходят помещения второго этажа. К счастью, руки владельцев не посягнули на их замечательные каменные крылечки, построенные фасадами друг против друга: одно массивное с тяжелыми столбами, крупными арками и сомкнутыми сводами с распалубками, а другое — миниатюрное, изящное, но просторное, с боковой палаткой и со следами прохода в верхний этаж.

По ту сторону улички «Романихи» находится другое древнее здание, под наименованием Дома предводителя дворянства, которое в начале XIX столетия почти полностью перестроено, сохранились только сводчатые подвалы. В северном направлении, в 50 метрах от дома Сутоцкого находится здание второй половины XVII века, носящее довольно странное наименование — «Дворца Марины Мнишек», перестроенное в 1909 году под жилой дом (Марина Мнишек в Пскове никогда не была).

Следует отметить, что пять крупных купеческих зданий, окруженных каменными оградами, расположенных на весьма незначительном территории на «Романовой горке», близ «Нового торга», теснились друг к другу из-за дороговизны земли и конкуренции между торговыми домами.

В северной части города, на современной улице Гоголя, сохранились два интересных здания: знаменитая «Солодежня» и «Дом Печенко».

Первое здание известно в искусствоведческой литературе, как «Дом Лапина» или «Солодежня».

Оно также было построено во второй половине XVII века и являлось типичным купеческим домом «не на бойком месте», средней руки, владелец которого не мечтал конкурировать с такими тузами, как Поганкин, Русинов, Ямской и Постников.

В XVI веке здесь проходила Трубинская улица или «Улица на трубе» (канализация). В конце XIX века здание принадлежало купцу Лапину, устроившем здесь завод но обработке солода для пивоварения.

Здание состоит из двух больших сводчатых палат, светелки над крыльцом, одной маленькой комнаты и сеней. Глубокие подвалы соответствуют размерам верхнего яруса. На чердаке имеются следы не сохранившегося третьего этажа. Обращает на себя внимание хорошо сохранившееся крыльцо па массивных столбах с перекинутыми арками и крестовыми сводами. Крутые каменные ступеньки, ниша для иконы, кольцо для фонаря (ночника), тяжелые кованые двери, замок со звоном дополняют облик старинного дома торговою человека.

Территория двора значительно превышает территорию дворов тех богатых купцов, которые построились на «бойком месте».

Напротив, через улицу, «Дом Печенко», носящий имя последнего владельца. Строительство его относится также ко второй половине XVII столетия. Здание сохранилось плохо. Утрата крыльца и неоднократные переделки значительно исказили его первоначальный облик. В процессе реставрационных работ удалось восстановить некоторые детали и построить новое крыльцо в псковском стиле.

Несмотря на добросовестность реставраторов, им не удалось восстановить прежнего облика здания. Соседство такою выдающегося памятника архитектуры как «Солодежня», сохранившего аромат и достоинство подлинности, является в то же время хорошей школой для наших ученых специалистов-реставраторов памятников древней русской архитектуры.

Из сохранившихся в центре города купеческих домов, т. е. без Завеличья и Запсковья, интересны в своих оригинальных чертах дома Русинова (Ширера), де-Барани и «Дом ксендза».

Палаты богатого купца Русинова (Ширера) были расположены в «Новом Застеньи» вблизи «Старого торга» (теперь улица К. Маркса) и состояли из двух каменных домов, занимающих сравнительно большую площадь. Главное здание, выходящее фасадом на улицу, отличается своими размерами, второе, во дворе, более скромное.

Архитектура главного здания имеет своп характерные особенности. Первый этаж сохранил два больших зала, перекрытых сводами, опирающимися на четырехгранные столбы, установленные в центре зал. Второй этаж здания не сохранил сводов, но над этажом большой чердак со следами люка для подъема различных товаров. Подвалов нет.

Второе здание имеет подвалы, надподвальный этаж и следы третьего деревянного этажа для жилья, замененного в XIX столетии кирпичной достройкой. С севера — двухстолбное каменное открытое крыльцо.

Главное здание резко выделяется из ряда обычных и типичных купеческих домов XVII века отсутствием подвалов, парадностью палат первого этажа и следами хранения товаров в верхних этажах, что в известной мере роднит его с гильдейскими зданиями Прибалтики.

Дом де-Барани (в XIX веке пересыльная женская тюрьма) находится непосредственно за сохранившейся частью крепостной стены «Среднего города» (улица Красных партизан). Здание имеет ряд небольших «каморок», подвалы, а над ними второй этаж с частично сохранившимися сводами и распалубками. Крыльцо закрытое с низкими столбами и лестницей во второй этаж.

К югу от Поганкиных палат (на современном Комсомольском переулке) находится миниатюрное каменное здание с изящным открытым крыльцом, глубокими подвалами и вторым этажом. В прошлом третий этаж был деревянный, возобновленный в середине XIX столетия. Имена первых владельцев неизвестны, а наименование «Дом ксендза» относится к прошлому столетию в связи с постройкой по соседству католического костела. Тогда же древнее здание было приспособлено для жилья, в котором и поселился служитель костела — ксендз.

В северной части города за рекой Псковой (Запсковье) сохранились два выдающихся памятника гражданской архитектуры: «Дом Трубинского» (Мейера) и «Дом Постникова» («Мешок»).

В начале XVIII века палаты Постникова были заняты комендантским управлением и карцерами для арестантов. В 1921 году во дворе дома были обнаружены стволы крупных крепостных пушек петровского времени с обозначением даты — 1704 год.

На правом высоком берегу реки Псковы расположен дом богатых псковских купцов Трубинских. На улицу Леона Поземского («Званицу») и Трубинский переулок выходят два главных корпуса, соединенные высокой каменной оградой с арочными воротами. В глубине двора до 1912 года сохранялось небольшое каменное здание, покрытое сомкнутыми сводами, с открытым крыльцом псковского типа.

Мы сделали краткий обзор только наиболее известных оригинальных памятников гражданской архитектуры Пскова XVII века.

В течение долгих десятилетий многие из этих зданий были заброшены, переделывались и приспосабливались в новых условиях для жилья, мастерских и складов. Все они в значительной мере утратили свой первоначальный облик.

Все они (памятники) достойны внимания и требуют к себе бережного отношения, тщательного изучения для составления проектов реставрации.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации