Альбом «Сокровища Древней Руси». Часть II

Альбом «Сокровища Древней Руси». Составление, фотографии, текст: Бенцион Фабрицкий, Игорь Шмелев. Под научной редакцией доктора искусствоведения Г. Вагнера. Издательство «Прогресс», Москва, 1974


Оставаясь в границах средневекового, скованного религией мировоззрения, древнерусское искусство тем не менее отражает реальные, жизненные наблюдения и события, с огромной силой выражает идеалы своей эпохи. Важнейшая задача, стоявшая тогда перед страной, заключалась в объединении всех русских земель в единое централизованное государство, и это не могло не найти отражения в древнерусском зодчестве и монументальном искусстве. Возросшему международному авторитету Руси, великой идее создания могучего централизованного государства отвечало, в частности, грандиозное строительство нового Московского Кремля.

По удивительному своеобразию и исключительным художественным качествам Московский Кремль представляет собой выдающийся архитектурный ансамбль. Он объединил в одно органическое целое сооружения различных стилей и эпох: строгий и величественный Успенский собор, возведенный по образцу владимирских храмов и новгородской Софии и утверждавший преемственность искусства московских зодчих от великого культурного наследия Киевской Руси; многоглавый Благовещенский собор, построенный псковскими мастерами; стройный и изящный Архангельский собор, одетый в убор ренессансного палаццо с элементами античного ордера, но сохранивший общий тип пятиглавого храма; пышный Кремлевский дворец с его множеством теремов и палат.

Весь комплекс крепости тесно связан с ее местоположением. Кремлевские стены с мощными укреплениями и башнями мягко огибают высокий холм над реками Москвой и Неглинной. Над стенами в неповторимых живописных сочетаниях возвышаются величественные белокаменные строения, увенчанные солнечно-желтыми золочеными и серебристыми главами, пестрыми маковками и высокими затейливыми кровлями. И над всем высится, словно воин-великан в золотом шлеме, столп колокольни «Иван Великий».

Торжество общенародного патриотического движения, небывалое развитие общественной жизни, приведшее к великому брожению умов и даже критике религии и феодальных порядков, нашло свое отражение в поисках новых, необычных путей в архитектуре. И вот на Красной площади, у стен Кремля, поднимается невиданное, причудливое, сказочно прекрасное сооружение — храм Покрова, более известный под именем храма Василия Блаженного. Посвященный важному для страны событию — разгрому воинственного, постоянно угрожавшего русским пределам Казанского царства, храм Покрова своей архитектурой выражал пафос победы и сознание силы русского народа. Образ его далек от мистики и религиозной строгости. Интерьер, тесный и раздробленный, лишенный сюжетной росписи, мало приспособлен для церковных служб. Затейливая, сложная, подобная дивному растению композиция, пестрое соцветие граненых шатров и фигурных глав, фейерверк линий, форм и красок, весь ликующий и праздничный облик храма звучит как гордое утверждение беспредельной силы человека, как гимн радостям земной жизни. 

Активным проявлением жизнеутверждающего начала отмечен и другой прославленный памятник московского зодчества XVI века — храм Вознесения в Коломенском. Возведенное на высоком берегу Москвы-реки, это сооружение господствует в безбрежном пространстве подмосковных далей. Его мощные стены переходят в стрельчатые завершения. Открытые, стелющиеся, словно корни, массивные галереи, кажется, с трудом удерживают на земле взметнувшуюся ввысь каменную стрелу величественного столпа и высокого шатра.

Он рвется ввысь, торжественен и строен, 
Певучей силой камень окрылен, —
Для бога он иль не для бога строен,
Но Человеком был воздвигнут он.
И нет в нем лицемерного смиренья, — 
Безвестный зодчий, дерзостен и смел:
Он стал творцом — и окрылил каменья,
И гордость в них свою запечатлел.
И ты стоишь на каменном пороге,
И за людей душа твоя горда, —
Приходят боги и уходят боги,
Но Человек бессмертен навсегда ...

Характерное для XVI века увлечение смелой динамикой объемов, игрой архитектурных форм, красочным богатством убранства не только не ослабевает, но еще более усиливается в XVII столетии. В смелых по композиции, покрытых цветными изразцами храмах Ярославля, в огромном, красочном архитектурном комплексе Ростова Великого, в причудливых постройках XVII века в Московском Кремле отразилось стремление к исключительному разнообразию форм, к усложненности декоративного оформления. Это нашло свое выражение в общем живописном решении, в обостренном внимании к пластике небольших элементов, в новом, реалистическом отношении к внутреннему пространству и в использовании законов перспективы, в применении многоцветной окраски и поливной керамики.

Но к концу XVII века, словно утомившись от всей этой роскоши и великолепия, русские мастера начинают поиск новых художественных и технических приемов, которые ведут к большей регулярности и собранности, упорядоченности и классической строгости. Именно в этом ключе создаются в начале XVIII века первые шедевры русской архитектуры Нового времени.

Патриархи земли Русской 

У истоков нового, каменного зодчества Древней Руси стоят города-патриархи Киев, Чернигов, Новгород. Здесь же были созданы первые монументальные мозаики и фрески, пришедшие на смену орнаментальному творчеству славян. Объединительное значение монументального искусства столь же важно, как и героического былинного эпоса: без того и другого совсем иной была бы Киевская Русь. Усваивая через Византию классическое наследие, русское искусство уже в XI—XII вв. обрело свое лицо — особое, неповторимо прекрасное. Созданные в то время каменные храмы, богато украшенные мозаиками и фресками, до сих пор вызывают удивление грандиозностью масштабов и величием замысла.

Владимиро-Суздальская Русь

В XII веке все большее значение постепенно приобретает Владимиро-Суздальская Русь. Она становится средоточием великолепных белокаменных построек, украшенных белокаменной же скульптурой. Народное и «ученое» искусство сливаются здесь в нерасторжимое единство, в чем проявилось стремление преодолеть феодальное дробление страны. Выразилось оно и в новом чувстве красоты родной земли. Расположенные среди перелесков белоствольных берез, на холмах и излучинах рек, белокаменные храмы были видны с далеких расстояний, утверждая нерасторжимую связь и единство бескрайних русских земель.

Каменные витязи

В условиях многовековой борьбы русского народа за сохранение своей независимости многие города Руси были несокрушимыми твердынями, преграждавшими путь вражеским нашествиям. Опаленные войнами, помнящие мужество многочисленных поколений своих защитников, стены Смоленска и Тулы, Нижнего Новгорода и других крепостей гордо и неприступно возвышаются на крутых откосах прибрежных холмов. Очертания стен как бы вторят рельефу местности, сливаются с ним. А над стенами, словно шлемы застывших на страже воинов, поднимаются могучие башни, подчеркивая эпическую мощь и суровую красоту крепостей. Крепостное зодчество развивало в строительстве идею регулярности, без чего был бы невозможен переход к рациональной архитектуре более поздних эпох.

Время Ярославля

XVII век. Ломая застывшие церковные каноны, ярославские мастера создают невиданные прежде, причудливые, сложные по композиции сооружения. Архитектура ярославских и ростовских храмов чужда суровому религиозному аскетизму, для нее характерна живописность и яркая, декоративная красочность. Не довольствуясь игрой архитектурных форм, зодчие покрывают стены кружевным убором резных композиций, нарядными фресками и сверкающими многоцветными изразцами. Во всем облике этих храмов ярко выражено жизнеутверждающее начало, вера в высокое предназначение человека — труженика и творца.

Русский Север

Важную роль в освоении окраинных земель Руси, в защите родных рубежей играли северные русские города и монастыри. В го же время они были крупными центрами художественной жизни, подлинными сокровищницами замечательных произведений древней живописи, декоративно-прикладного искусства, древних рукописных и первопечатных книг. Величественные крепостные стены, храмы и палаты, возводившиеся здесь на протяжении столетий разными зодчими, отличаются исключительным единством архитектурного ансамбля.

Земля Московская

Объединение Москвой русских земель в единое централизованное государство вызвало высокий подъем национального сознания, небывалый взлет культуры. Активно развивается строительное дело, идут поиски новых путей в архитектуре. Одним из свидетельств государственного и общенародного подъема той эпохи было создание грандиозного ансамбля Московского Кремля, ставшего символом славы, могущества и единства Русской земли. Вместе с тем создаются произведения, проникнутые лирической образностью. Синтез героического и лирического и образовал то, что называют Русским Возрождением.

В силу господства феодальных порядков древнерусским зодчим и художникам приходилось воплощать замыслы именитых заказчиков. Но мастера умели находить в этих замыслах такие стороны, художественное решение которых отвечало общенародным интересам. Оставаясь в границах средневекового мировоззрения, они сумели отразить в многочисленных архитектурных сооружениях, красочных иконах и фресках идеалы своей эпохи. Человечность и доброта, ясный взгляд на мир, прославление внутренней свободы человека, вера в торжество справедливости — в этом высочайший пафос древнерусского искусства, определивший величие его стиля.

Художественные сокровища Древней Руси служат и вечно будут служить неисчерпаемым источником обогащения духовного мира советских людей, одной из важных основ нашей гордости за свою великую Родину.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации