Архитектура Крыма V–IX вв.

Глава «Архитектура Крыма V—IX вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В IV в. в Крыму в результате общего кризиса рабовладельческого строя происходил распад античных рабовладельческих государств. Этому распаду в значительной степени способствовали вторжения на полуостров различных племен и народов, поскольку Крым находился на пути так называемого «великого переселения народов». Еще с середины III столетия н. э. в Крым проникли отдельные готские дружины, а в 70-х годах IV в. произошло нашествие гуннов, в результате которого погибла столица Скифского царства — Неаполь Скифский — и прекратилась оседлая жизнь в крымских степях и предгорьях.

Местное скифо-сарматское население вынуждено было уйти в горные долины Юго-Западного Крыма. В это же время прекратило своё существование рабовладельческое античное государство Крыма — Боспорское царство, а Херсонес переживал годы глубокого упадка.

Господство гуннов в Крыму продолжалось до середины VI в. С конца V в. на Крым начала распространять свое влияние Византийская империя. В 518 г. Византия подчинила себе территорию бывшего Боспорского царства, а к середине VI в. под её властью оказались значительные территории Южного Крыма, где началось усиленное оборонительное строительство. С конца V в. стали отстраиваться укрепления Херсонеса, а в середине VI в., при императоре Юстиниане, были сооружены крепости на Южном берегу — Алустон (Алушта) и Горзуваты (Гурзуф). По свидетельству Прокопия, Юстиниан выстроил на горных хребтах «длинные стены», являвшиеся, как можно предполагать, цепью укреплений, перегораживавших горные проходы к побережью.

К концу VI в. власть Византии в Крыму значительно ослабла в результате нашествия хазар, вторгнувшихся в 576 г. в Крым и распространивших к началу VIII в. свое влияние на Херсонес. В дальнейшем власть Византии в Крыму была сильно поколеблена.

Разгром Хазарского каганата Русью в X в. сыграл важную роль в изменении исторической обстановки в Крыму.

Херсон (Херсонес) около Севастополя в Крыму, античная и византийская эпохи. План города и планы жилых кварталов
70. Херсон (Херсонес) около Севастополя в Крыму, античная и византийская эпохи. План города и планы жилых кварталов

Крупнейшим политическим и экономическим центром раннесредневекового Крыма был Херсонес, называвшийся в средние века Херсоном (см. рис. 70, гл. 1 — «Архитектура Византии»). По преобладающему этническому составу и по экономическим и историческим связям Херсонес был тесно связан с Византийской империей и был в определенные периоды её основным форпостом в Крыму. Находясь на перекрестке важнейших путей с юга на север и с запада на восток, Херсонес сыграл значительную роль в культурных связях народов Северного Причерноморья со странами Ближнего Востока.

Мощные укрепления Херсонеса и удобное для обороны местоположение не раз спасали город от вражеских нашествий. Его политическая и экономическая жизнь, а с нею и строительство не прерывались вплоть до конца XIII в. Территория города, занимавшая в античное время площадь около 40 га, в различные периоды средневековья то увеличивалась, то уменьшалась, но в основном город был ограничен древними укреплениями.

Расцвет средневекового Херсонеса относится к концу V и к VI столетию. В этот период город расширился в западном направлении, и была создана мощная система укреплений, в которую вошли на южном и восточном участках старые, античные стены и башни. Особенно сильно был укреплен юго-восточный участок у порта, служивший цитаделью города, где главным бастионом была древняя круглая башня, намного утолщенная и надстроенная в 488 г. при отстройке херсонесских укреплений императором Зеноном. Диаметр башни был увеличен теперь до 19,2 м. Перед боевой стеной юго-западного участка была построена передовая оборонительная стена — «протейхизма». Новая стена с боевыми башнями и воротами была сооружена и с западной стороны города.

Техника строительства раннесредневековых оборонительных укреплений Херсонеса во многом еще отвечает античным традициям; лицевая поверхность стен башен выложена из хорошо обработанных блоков (квадров) камня. Еще в V в. при строительстве крепостных стен Херсонеса применялась несколько упрощенная античная кладка. Квадровая кладка велась с соблюдением системы чередования широких и тонких рядов. Кладка велась не насухо, а на известковом растворе. На известковом же растворе производилась и забутка внутренних частей стен.

В последующие столетия оборонительные укрепления Херсонеса неоднократно ремонтировались и отстраивались. Высота стен и башен средневековых укреплений Херсонеса в настоящее время на уцелевших участках достигает 12—16 м при толщине стен около 4 м. В основе своей планировки Херсонес в средние века сохранил регулярную античную планировку по Гипподамовой системе. Эта планировка определила все основные магистрали города вплоть до конца его существования.

Старые традиции в какой-то степени сохранились и в структуре жилых домов, представлявших собой комплекс помещений, группировавшихся вокруг открытого дворика. Но применявшаяся в жилых постройках техника каменной кладки на известковом или глиняном растворе характерна для средних веков. По античной традиции, удерживавшейся в Крыму до позднего средневековья, крыши домов покрывали широкой плоской черепицей.

Христианство сделалось господствующей религией в Херсонесе во второй половине IV в., хотя и после этого херсонеситы ещё долгое время противились введению христианства. Многочисленные раннесредневековые христианские храмы Херсонеса были воздвигнуты не ранее конца V в. Основным типом херсонесских храмов в раннее средневековье была базилика. Тип базиликального храма распространился по всему Причерноморью и удерживался в Крыму вплоть до IX столетия. В Херсонесе археологическими исследованиями открыто 10 базиликальных зданий. Наиболее ранние из них — базилики на северном берегу, в северо-восточной части города и на западном берегу.

Херсонес. 1. Крещальня, VI—X вв.; 2 — «храм с ковчегом», X в.; 3 — комплекс построек Уваровской базилики, V—X вв.; 4 — резные плиты из раскопок, VI—X вв.; 5 — крестовокупольный храм, XII—XIII вв.
1. Херсонес. 1. Крещальня, VI—X вв.; 2 — «храм с ковчегом», X в.; 3 — комплекс построек Уваровской базилики, V—X вв.; 4 — резные плиты из раскопок, VI—X вв.; 5 — крестовокупольный храм, XII—XIII вв.

Несколько позднее, во второй половине VI — начале VII в., в северной части города возник комплекс построек с Большой («Уваровской») базиликой, бывшей, как можно предполагать, главным храмом средневекового Херсонеса, крещальней-баптистерием и рядом других построек (рис. 1).

Фундаменты раннесредневековых херсонесских построек выполнялись из бутовой кладки на известковом с примесью цемянки растворе. Иногда основанием здания служила скала, в которой вытесывались неглубокие пазы для нижнего ряда кладки стен. Стены клались из хорошо отесанных блоков местного камня на известковом с примесью цемянки растворе и с перевязкой швов. Иногда через три или четыре ряда каменной кладки шли три или четыре ряда кладки из кирпича-плинфы (византийская смешанная кладка). Размеры херсонесской плинфы в среднем 35 × 30, 30 × 26, 29 × 28, 34 × 16 см при толщине от 2,8 до 3,2 см. Толщина швов раствора колеблется от 3 до 7 см.

При постройке зданий употреблялись лишь внутренние леса: в кладке внутренних поверхностей стен сохранились многочисленные гнезда от концов балок для настила подмостей. Базиликальные постройки перекрывались деревянными стропильными фермами; конхи, апсиды и центральнокупольные постройки перекрывались куполами и полукуполами. В кладке сводов применялись «голосники» — керамические сосуды.

При строительстве херсонесских храмов широко применялся привозной проконесский мрамор, из которого делали косяки дверных и оконных проемов, карнизы, сандрики, полы. Нередко мраморные детали были вторичного использования. Например, в так называемой «базилике 1935 г.» полы частично были вымощены мраморными плитами из античных саркофагов с великолепными барельефами, положенными изображениями вниз.

Полы храмов делались главным образом мозаичными, внутренние стены украшались фресковой росписью, а иногда также мозаикой. Все фресковые и мозаичные настенные росписи херсонесских храмов, известные, правда, лишь по фрагментам, имеют преимущественно орнаментальный характер.

Внешний облик храмов был крайне прост. Поверхности фасадов оживлялись лишь полосами смешанной кладки да мраморными деталями входов и портиков. Зато внутри храмы были богато украшены: мраморные колоннады (преимущественно коринфского ордера) с пышными резными капителями, мраморные предалтарные преграды, многоцветные фресковые росписи и мозаичные полы — всё это создавало торжественный и пышный наряд храмов, соответствовавший византийскому церковному церемониалу.

Херсонес: базилика в центре города. VII—X вв.
Херсонес: базилика 1935 r., VI—X вв.
2. Херсонес: 1 — базилика в центре города. VII—X вв., 2 — базилика 1935 r., VI—X вв.

Большая трёхнефная базилика с двумя нартексами, атриумным двором, южной галереей и крещальней была открыта в 1853 г. А.С. Уваровым на северном берегу Херсонской бухты. Базилика многократно исследовалась в последующее время. Постройка базилики относится к началу VII в.

Размеры храма — 52, 25 × 20, 45 м. Центральная часть разделена мраморными колоннадами на три нефа. Средний неф завершается на востоке широкой полуциркульной в плане апсидой. Базилика неоднократно перестраивалась в более позднее время и, в частности, была капитально отстроена в X в. Большинство сохранившихся частей здания относится к перестройке этого времени. Как можно предположить, комплекс Уваровской базилики был главным религиозным центром средневекового Херсонеса.

Несколько меньшие размеры имеет базилика, раскопанная в 1935 г. на северном берегу. Она имела три нефа, одну апсиду и эксонартекс. Базилика была построена в VI в. на месте старой базилики V столетия и подобно Уваровской базилике перестроена в X в. (рис. 2,2).

Аналогичными по типу являются также раннесредневековые базилики на западном берегу, в центральной части города, на восточном берегу, «базилика в базилике» и др. Особый тип базилики представляет собой так называемая «базилика Крузо» (здание № 7), завершающаяся на востоке не одной, а тремя апсидами в форме триконха (рис. 2,1).

Наряду с типом базилики в раннесредневековой архитектуре Херсонеса применялся также и центральнокупольный тип здания. Примером здания этого типа может служить баптистерий, являвшийся вместе с Большой базиликой одним из зданий соборного архитектурного комплекса. В плане здание баптистерия имеет сложную многоугольную форму, в которую вписаны три апсиды, образующие форму триконха, и прямоугольный притвор входа. Стены здания, сложенные смешанной кладкой, сохранились на высоту до 2,5 м. Центральная часть здания была перекрыта куполом, под которым находился высеченный в скале и выложенный мраморными плитками крещальный бассейн с подведенными к нему трубами водопровода и стоком воды. Главная апсида и купол, возможно, были украшены мозаиками, а стены внутри облицованы мраморными плитами.

Исключительный интерес в архитектуре средневекового Херсонеса представляют мозаичные полы, обнаруженные в ряде храмов. Великолепный пол со сложным орнаментальным убором был в Уваровской базилике. Пышными мозаичными коврами были покрыты полы базилик 1889 и 1935 гг. [Многие херсонесские памятники названы по годам их открытия или по именам исследователей.]

Среди зданий Херсонеса раннесредневекового периода значительный интерес представляют сооружения в портовой части города (склады, казармы и пр.), возведенные техникой смешанной кладки и сохранившие свои стены на значительную высоту.

Остатки раннесредневековых храмов в виде многочисленных фрагментов колонн, капителей, архитектурных деталей находят и на территории бывшего Боспорского царства. Известна и сохранившаяся небольшая (9 × 10,2 м) трёхнефная базилика VI в. в боспорском городке Тиритаке.

***

В V—VI вв. н. э. в горных долинах Юго-Западного Крыма возникли многочисленные города и поселения, основанные местным населением (главным образом сармато-аланами и потомками тавро-скифских племен), вынужденным уйти в горы из крымских степей и предгорий под натиском гуннского нашествия. В истории этих городов и поселений, превратившихся со временем в феодальные центры, определенную роль в период раннего средневековья играло влияние Византии, насаждавшей в Крыму христианство и стремившейся подчинить себе народы Крыма.

Такие города и крепости основывались на высоких, часто неприступных плато «столовых» гор Юго-Западного Крыма, вблизи караванных путей, из которых наибольшее значение имел путь из степного Крыма в Херсонес. Крепости и замки охраняли подступы к плодородным долинам Юго-Западного Крыма. Их мощные укрепления и удобное для обороны местоположение обеспечивали защиту окрестному земледельческому населению во время военной опасности.

Хорошо сохранившиеся многочисленные высеченные в скале помещения хозяйственного, оборонительного и культурного назначения дали повод называть эти городища «пещерными городами», хотя вся основная их застройка была наземная. На городищах сохранились многочисленные остатки жилых и хозяйственных построек, церквей, оборонительных сооружений. Названия большинства этих городов до нас не дошли, в связи с чем их принято называть позднейшими, главным образом татарскими наименованиями.

В Юго-Западном Крыму известно четыре сравнительно больших города с мощной системой оборонительных укреплений. Это — Эски-Кермен, находящийся в 25 км к востоку от Херсонеса, Чефут-Кале в глубине Бахчисарайского ущелья, Кыз-Кермен в середине горной долины р. Качи и Мангуп на плато столовой горы, господствующей над горными долинами центрального района Юго-Западного Крыма.

Каждый из этих городов занимал значительную территорию в 10—15 га. По склонам гор строились мощные стены с полукруглыми и прямоугольными в плане башнями, со сложными комплексами оборонительных укреплений у ворот и в наиболее уязвимых местах и многочисленными вырубленными в скале бастионами и казематами. Планировка этих городов своеобразна. Городская застройка концентрировалась в передней части города, примыкавшей к комплексу оборонительных сооружений городских ворот. Территория за жилыми кварталами часто оставалась незастроенной. От застроенной части она отделялась внутригородской стеной. Эта территория могла служить укрытием для окрестного населения в случае военной угрозы или загоном для скота.

Эски-Кермен. План древнего города
3. Эски-Кермен. План древнего города

Наиболее ранним из этих городов является Эски-Кермен, возникновение которого относится к концу V — началу VI вв. н. э. (рис. 3). Город располагался на вытянутом с юга на север плато длиной около 1 км и шириной в средней части до 200 м. Склоны горы почти вертикальны. На плато к воротам и комплексу бастионов, охранявших ворота, ведет с южной стороны извилистая дорога. Перед воротами была сооружена дополнительная стена — протейхизма. Над высеченными в скале воротами находилась боевая башня, по бокам ворот — два бастиона. Стены Эски-Керменской крепости сложены из крупных прямоугольно отесанных блоков камня на известковом растворе с забуткой внутренней части стены. Подобная техника кладки близка к ранневизантийским строительным традициям. По верху стен были положены крупные блоки камней, перекрывавшие стены и образовывавшие боевую площадку. На ней находился каменный парапет. Высота стен была около 3,2 м при толщине 1,7 м. На всем своем протяжении стены были укреплены боевыми башнями и целой системой высеченных в скале казематов.

На территории города сохранились следы многочисленных построек, в том числе большой базилики. Эски-Керменская базилика — одна из самых ранних в Юго-Западном Крыму; ее постройку относят к VI—VII вв. Базилика — трёхнефная, трёхапсидная с нартексом, примыкающим с западной стороны. По своей архитектуре и технике строительства она несомненно близка к многочисленным византийским херсонесским базиликам этого времени. Но вместе с тем в ней наблюдаются особенности, характерные для раннесредневековых построек в городах местного крымского населения. К этим особенностям относятся трёхапсидность, отсутствие эксонартекса и атриума, а также техника строительства из камня без употребления кирпича. Для ряда памятников этого типа (базилики в Мангупе и Партените) характерны боковые галереи.

Эски-Кермен прекратил свое существование в VIII в., как предполагают,— в результате разгрома его хазарами после восстания под руководством Иоанна Готского.

Чефут-Кале. Крепостные стены, VI—X вв.
4. Чефут-Кале. Крепостные стены, VI—X вв.

Основание другого города Юго-Западного Крыма — Чефут-Кале (Кырк-Кор или, возможно, древние Фуллы) — относят к VI в. (рис. 4). Город существовал на протяжении ряда последующих веков. От раннесредневекового периода сохранилась мощная оборонительная стена древнейшей части города, проходящая поперек плато, с главными воротами.

Лицевые стороны стен сложены из мощных хорошо отесанных блоков желтоватого известняка, тщательно пригнанных один к другому и положенных на известковом растворе. Размеры блоков — от 35 до 65 см высоты и до 100 см длины. В средней части стены — ряды горизонтально уложенных и вертикально поставленных блоков, что напоминает систему античной кладки. Ширина стены — до 1,5 м, внутренняя часть ее забучена бутовой кладкой. Проезд ворот перекрыт полуциркульной аркой пролетом 3,5 м.

Мангуп. Оборонительные стены, VI—XIV вв.
5. Мангуп. Оборонительные стены, VI—XIV вв.
Мангуп. План древнего города
6. Мангуп. План древнего города
Средневековые сооружения Крыма: 1 — Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.
7. Средневековые сооружения Крыма: 1 — Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.

Мощные оборонительные укрепления, относящиеся в нижних частях к раннесредневековому периоду, защищали Мангуп — крупнейший политический и экономический центр Юго-Западного Крыма в средневековый период (рис. 5 и 6). Как и в Эски-Кермене и Чефут-Кале, в комплекс оборонительных сооружений Мангупа входили также многочисленные бастионы и казематы, высеченные по краям отвесных склонов гор. На городище сохранились остатки ряда раннесредневековых построек: большая трёхнефная базилика VI—VII вв. с нартексом и двумя боковыми галереями, пристроенными несколько позднее, дворец XIII— XIV вв. и др. (рис. 7). По характеру своей архитектуры базилика Мангупа близка к Эски-Керменской, но в отличие от последней она имеет с востока две полукруглые в плане апсиды (среднюю и южную).

На мысе Тешкли-Бурун, где расположена цитадель Мангупа, сохранились нижние части стен интереснейшего здания VI — начала VII в. — так называемого «октогона» — небольшой замковой капеллы восьмигранной формы снаружи и крестообразной с тремя конхами внутри (см. рис. 7). Здание сложено из хорошо отесанных каменных блоков и было перекрыто каменным куполом. Стены его стояли на скале. Перед алтарной апсидой видны следы предалтарной преграды. Мангупский октогон — один из немногих примеров раннесредневековых центральнокупольных построек Крыма.

В раннем средневековье в Юго-Западном Крыму помимо крупных укреплений городов возникали многочисленные крепости, также расположенные в горах и защищавшие подступы к населенным горным долинам. Площадь этих крепостей обычно была равна 1—2 га. Такими крепостями, со временем превратившимися в феодальные замки, были Тепе-Кермен в долине р. Качи, Бакла близ долин рек Бодрак и Альмы, Каламита в устье р. Черной (Инкерман), у с. Танковое (б. дер. Сюрень). От Сюреньского замка сохранились два прясла и круглая в плане башня (VII в. н. э.), сложенные из отесанных и точно пригнанных блоков камня. Кладка близка к кладке раннесредневековых византийских укреплений.

Позднее, после иконоборческих войн VIII в., в Юго-Западном Крыму на больших дорогах и в окрестностях городов возникло много пещерных монастырей — Успенский скит около Чефут-Кале, Качи — Кален близ Кыз-Кермена, Чилтер-Коба у дороги к Сюреньскому укреплению, Инкерманские монастыри.

На Южном берегу, в устье Партенитской долины, с восточной стороны горы Аю-Даг находился Партенит, бывший в раннем средневековье центром Готской епархии. В VIII в. там была построена большая трёхнефная трёхапсидная базилика, близкая по типу к Мангупской и Эски-Керменской (см. рис. 7). Нефы Партенитской базилики разделялись аркадами, опиравшимися на квадратные в плане столбы. В боковых нефах, нартексе и галереях, окружавших здание с трех сторон, были мозаичные полы.

Как в технике строительства, так и в типах оборонительных и культовых сооружений Юго-Западного Крыма раннесредневекового времени господствовали приёмы византийской архитектуры со многими местными особенностями и чертами (характер кладки стен из камня с большим применением бута и пр.).

Восточный Крым в раннем средневековье был заселён менее интенсивно, чем Юго-Западный. Территория бывшего Боспорского царства издавна подвергалась нашествиям врагов: готы, гунны, хазары и другие пришельцы направляли туда свои удары. В раннем средневековье она не играла сколько-нибудь значительной роли в жизни полуострова.

Крупным политическим и экономическим центром Восточного Крыма в это время была Сугдея (Судак), основанная в III в. н. э. аланскими племенами. Раннесредневековые постройки Судака не сохранились, и сведений о том, что они собой представляли, не имеется.

С восточной стороны Карадага, на плато Тепсень над Коктебельской долиной, археологическими исследованиями были обнаружены руины другого значительного поселения VII—X вв. Как предполагают, в составе аланского населения Тепсеня определенную роль играл славянский этнический элемент. Город был густо застроен жилыми и хозяйственными постройками, архитектура которых обычна для Крымского средневековья. Главным образом это были глинобитные дома на каменных цоколях. Кладка велась на глиняном растворе из колотого неотесанного местного камня. В кладке стен часто можно наблюдать кладку « в ёлку», в которой перевязка достигается тем, что ряды камня укладываются под углом в различные стороны в каждом ряду. Тут несомненно сказываются традиции сарматской техники кладки первых веков н. э.

Раскопками на Тепсене были обнаружены остатки ряда христианских храмов. В центре Тепсеньского поселения находилась большая базилика. Построена она была в начале IX в. на месте разрушенной базилики VII в. и просуществовала до X в., когда город погиб в результате печенежского нашествия. Стены базилики были построены из блоков желтого акмонайского известняка. Как и в базиликах Юго-Западного Крыма, в архитектуре Тепсеньской базилики наблюдаются местные черты: трёхапсидность, отсутствие эксонартекса и атриума. Нартекс был перекрыт сводом, над которым, как можно предполагать, располагались хоры. Постропильная крыша была покрыта черепицей херсонесского типа.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации