Архитектура Молдавии и Валахии периода расцвета феодализма (вторая половина XV в. и XVI в.)

Глава «Архитектура Молдавии и Валахии. Архитектура периода расцвета феодализма (вторая половина XV в. и XVI в.)». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Ионеску Г.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Вторая половина XV в. и XVI в. были для Молдавии и Валахии временем большого художественного расцвета. В этот период в архитектуре, как и в связанных с ней монументальной живописи, скульптуре, керамике, достигли полного развития национальные особенности. Материальная база, необходимая для художественных новшеств, была создана рядом существенных экономических изменений, которые вели к росту городов и развитию в них ремесел. В то же время централизация государств (в эту пору в Молдавии и в Валахии происходил процесс ликвидации феодальной раздробленности), а также потребности обороны и культа способствовали интенсивному строительству крепостей, монастырей, церквей, боярских и господских домов.

Сучава. Крепость, XIV—XV вв. План
16. Сучава. Крепость, XIV—XV вв. План

Что касается военной архитектуры, то помимо постройки нескольких новых крепостей в это время, особенно в Молдавии, перестраивались старые крепости, приспособляемые к новым методам обороны в связи с появлением огнестрельного оружия. Типичным примером такого переустройства служит крепость Сучавы (рис. 16), где старый замок был обнесен кольцом толстых укрепленных стен с полукруглыми в плане бастионами. Но помимо крепостей делу обороны страны хорошо служили монастыри, которые были не только религиозными, культурными и ремесленными центрами, но часто имели специальные укрепления, как это имело место в Валахии (Комана, Бухарестской области) или в северной Молдавии (в Путне, Проботе, Слатине, Сучевице).

В области гражданской архитектуры нужно отметить в первую очередь княжеские дома, их ансамбли, именуемые княжескими дворами, воздвигнутые на месте других, более старых зданий или вновь сооруженные в четырех городах, бывших последовательно столицами румынских княжеств этого времени: Тырговиште и Бухаресте в Валахии, Сучаве и Яссах в Молдавии, а также во многих других местностях. Вокруг этих княжеских домов выросли первые румынские городские центры, населенные ремесленниками и купцами, но имевшие совершенно другой вид, чем соответствующие части средневековых городов на Западе. Улицы этих «местечек» редко были прямыми, а дома были изолированными и удаленными друг от друга. Каждое хозяйство имело свой двор и фруктовый сад. Румынские города сохраняли эту разбросанность и живописность больших сел вплоть до конца XIX в., но их старинные дома, а также княжеские дворы этого времени разрушились.

Отсутствие гражданских построек компенсируется большим количеством сохранившихся культовых зданий, которые помогают понять как многообразие форм, так и оригинальность архитектуры этого времени. Ряд красивых церквей, составляющих гордость средневекового искусства Молдавии, был воздвигнут в годы правления Стефана Великого (1457—1504).

Главнейшие типы церквей времен Стефана Великого: 1 — церковь Илии близ Сучавы; 2 — церковь в Арборе; 3 — церковь в Бэлнешти
17. Главнейшие типы церквей времен Стефана Великого: 1 — церковь Илии близ Сучавы; 2 — церковь в Арборе; 3 — церковь в Бэлнешти

Церкви этого времени имеют обычно небольшие размеры (от 14,5 до 22,5 м. в длину и от 4,5 до 7,5 м в ширину внутри) и принадлежат к одному из трёх основных типов: прямоугольной церкви с одной апсидой на восточной стороне; церкви с тремя близкими по размерам апсидами, расположенными в форме триконха, и квадратным в плане притвором; «псевдотриконха» с большой алтарной и малыми боковыми апсидами, неглубоко врезанными в толщу стены, и с прямоугольным в плане притвором. Каждому типу соответствует своя система сводов: первому — цилиндрический свод, второму — купол на барабане над храмом и купол без барабана над притвором, третьему — купола, расположенные анфиладно по продольной оси (рис. 17).

Цилиндрические своды, усиленные подпружными арками, опираются непосредственно на боковые стены зданий. Купола на барабанах и без них связаны со стенами при помощи парусов и либо четырех подпружных арок на консолях, либо ступенчато расположенных арок, опирающихся на стены и на другие такие же арки, либо при помощи подпружных арок на консолях, стоящего на них нижнего глухого барабана и вписанных в него дополнительных подпружных арок, повернутых под углом 45° по отношению к первым. Такой приём, позволяющий сильно уменьшать диаметры куполов и барабанов, вызывает аналогию с некоторыми конструктивными системами армянской архитектуры, но в молдавских церквах ему соответствовала и своеобразная наружная композиция двухъярусного основания барабана с восьмиугольными или звездообразными в плане ярусами (рис. 18).

Хырлэу. Церковь Георгия, 1492 г. Башня, характерная для времен Стефана Великого Монастырь Нямц. Церковь, конец XV в. Аксонометрический разрез и план
18. Хырлэу. Церковь Георгия, 1492 г. Башня, характерная для времен Стефана Великого 19. Монастырь Нямц. Церковь, конец XV в. Аксонометрический разрез и план
Монастырь Нямц. Церковь. Общий вид с юго-запада
20. Монастырь Нямц. Церковь. Общий вид с юго-запада
Монастырь Нямц. Церковь. Фрагменты фасадов
21. Монастырь Нямц. Церковь. Фрагменты фасадов

Другой особенностью, придающей исключительную художественную ценность церквам времен Стефана Великого, являются внешние архитектурные формы и их декоративная пластика. Стены, прямые и гладкие до уровня пят сводов, построены из тесаного камня. Всё остальное до карниза, а также изогнутые или многоугольные в плане части, апсиды и барабаны построены из кирпича и декорированы маленькими глухими нишами.

Декоративный эффект лицевой поверхности стен, всюду выполненных из облицовочных материалов, усиливается тем, что рельефные детали, за исключением наличников дверей и окон, а также профилей, высеченных из шлифованного камня, были многоцветными. Эта многоцветность достигалась употреблением кирпичей и некоторых специальных орнаментов из терракоты — дисков, плиток, шариков, треугольников, квадратов с вогнутыми сторонами, покрытых разноцветной глазурью.

Среди многочисленных церквей, сохранившихся со времен Стефана Великого, самыми характерными являются церкви при княжеских дворах в городах Хырлэу, Бакэу, Васлуй, Яссы, Дорохой. Ботошани и Пиатра. Исключительной, очень хорошо сохранившейся и, безусловно, самой красивой из них является церковь монастыря Нямц (рис. 19—21). Будучи намного больше всех остальных, она включает, помимо обычных трёх помещений, ещё одно специальное отделение для гробницы — между притвором, примыкающим к храму, и закрытым внешним притвором — и отличается как богатством деталей, выполненных из шлифованного камня и из керамики, так и размахом и монументальностью архитектурных форм, которые часто брались за образец в последующие периоды.

После малоплодотворного в культурном и художественном отношении периода, каким была первая четверть XVI в., Молдавия пережила во время правления Петра Рареша (1527—1538, 1541—1546 гг.) новый этап художественного расцвета, соответствовавший периоду борьбы за консолидацию государства.

Что касается архитектуры, то, сохраняя основные черты стиля, сложившегося во время царствования Стефана Великого (Штефан чел Маре), здания, созданные мастерами нового периода, обладают в то же время и рядом особенностей. Сохраняются трёхконховый тип храма и конструктивные системы с консольными арками, купола или башни, воздвигнутые на повернутых под углом 45° арках, — формы, так ценимые в прошлом; сохраняются также элементы готики в виде порталов, оконных наличников и переплетов, профилей. Наконец, остается ещё очевидная тенденция придать постройкам вертикальность, не достигающая, однако, цели в силу большой длины, которую приобретает церковь с усыпальницами и притвором.

Наиболее значительными нововведениями, осуществленными мастерами этого времени, были включение в архитектурную композицию храмов открытого притвора, расположенного перед входом, и замена украшений, получавшихся раньше путем использования свойств различных строительных материалов — кирпича, камня и керамики, наружными фресками, покрывающими стены целиком, от цоколя до кровли.

Служа выполнению идеологической программы, выдвинутой церковью, наружная декоративная роспись храмов представляла собой одно из самых впечатляющих средств наглядной религиозной пропаганды.

Ряд изображений был вынесен теперь из внутренней части храма в открытый притвор, на его широкие аркады, а отсюда, естественно, и на наружные стены. Таким образом, при помощи открытого притвора и его многокрасочности, родственной образцам местного народного искусства, были созданы, с одной стороны, неразрывное единство архитектурных форм и их украшений, а с другой, — гармоничное сочетание здания с окружающим пейзажем.

Первый, и самый большой, памятник этой новой фазы развития молдавской архитектуры — церковь в монастыре Пробота. Построенное в 1530 г. и расписанное двумя годами позже, это величественное сооружение во многом походит на церковь Воздвижения в монастыре Нямц, будучи даже в некоторых отношениях как бы её повторением.

Церкви монастырей Хумор и Молдовица, сохранившиеся до нашего времени, полностью отображают своеобразные черты конструктивных и декоративных элементов того времени.

Монастырь Молдовица. Церковь, 1532 г. Общий вид с юго-востока
22. Монастырь Молдовица. Церковь, 1532 г. Общий вид с юго-востока
23. Хумор. Церковь, 1530 г. Вид с юго-запада

В Хуморской церкви, построенной в 1530 г. и украшенной внутренней и наружной росписью, законченной в 1535 г., неф и алтарь напоминают старые формы трёхконховой схемы, в которой башня заменена простым куполом. Между нефом и внутренним притвором введено специальное место для погребений — усыпальница, а над ней — тайник, в котором хранились монастырские драгоценности. Наиболее характерный элемент храма — внешний притвор, представляющий по идее и назначению аналогию с галереей крестьянского дома, прорезан четырьмя монументальными арками, из которых по одной расположено с каждой боковой стороны и две — на западном фасаде (рис. 23).

В монастыре Молдовица (1532 г.) — одном из самых совершенных творений молдавской архитектуры — мастера, продолжая опыт Хумора, создали здание, имеющее еще более величественный вид (рис. 22). Здесь неф церкви более высок и увенчан изящной башней, а притвор, предшествующий входу, просторнее и имеет более приветливый вид. Столбы арок тоньше, чем стены помещения, число арок на главном фасаде увеличено до трех, а проемы, оставленные для входов, заполнены в нижней части дополнительными арками, близкими по высоте к человеческому росту.

Здесь, как и в церкви Хумора, фрески фасадов сохранились почти полностью.

Монастырь Воронец. Церковь, XIV—XV вв. с росписью XVI в. Общий вид с юго-востока Монастырь Воронец. Церковь. Фрагмент западного фасада
24. Монастырь Воронец. Церковь, XIV—XV вв. с росписью XVI в. Общий вид с юго-востока 25. Монастырь Воронец. Церковь. Фрагмент западного фасада
Монастырь Сучевица. Общий вид с юго-запада
26. Монастырь Сучевица. Церковь, 1582—1584 гг., вид с востока
26. Монастырь Сучевица. Общий вид с юго-запада; церковь, 1582—1584 гг., вид с востока

Приём украшения фасадов фресками, получивший широкое распространение в молдавской архитектуре того времени, был применён и для отделки более старых построек, какими являются, например, церковь в деревне Арбора, новая митрополия в Сучаве, построенная между 1514 и 1522 гг. и расписанная около 1550 г., и особенно церковь в монастыре Воронец (рис. 24, 25).

Все эти здания, наряду с которыми следует упомянуть и красивую церковь, построенную между 1582 и 1584 гг. в монастыре Сучевица (рис. 26), завершающую собой этот этап развития молдавской архитектуры, изящны и величественны, чему во многом способствует этот оригинальный синтез архитектуры и монументальной живописи в форме, являющейся единственной в мире.

В Валахии архитектура того же времени, развитию которой вначале способствовали благоприятные экономические условия, дала памятники, по своему художественному значению равноценные молдавским. Самые значительные постройки, обнаруживающие характерные черты нового стиля Валахии, это церковь монастыря Дялу возле Тырговиште и епископская церковь Арджеш, расположенная на окраине города Куртя де Арджеш. Обе представляют собой в плане триконх и целиком построены из шлифованного камня и мрамора.

Церкви начала XVI в.: 1 — церковь монастыря Дялу (план и разрез); 2 — епископская церковь Арджеш (план и разрез)
27. Церкви начала XVI в.: 1 — церковь монастыря Дялу (план и разрез); 2 — епископская церковь Арджеш (план и разрез)
Монастырь Дялу близ Тырговиште. Церковь, около 1500 г. Общий вид с юга Куртя де Арджеш. Епископская церковь, 1512— 1517 гг. Общий вид с северо-востока
28. Монастырь Дялу близ Тырговиште. Церковь, около 1500 г. Общий вид с юга 29. Куртя де Арджеш. Епископская церковь, 1512— 1517 гг. Общий вид с северо-востока

Церковь в Дялу, сооруженная в годы правления Раду Великого (1495—1508), имеет развитый в длину притвор, разделенный на два неравных помещения. Меньшее помещение, расположенное со стороны храма, перекрыто двумя маленькими куполами на барабанах. Храм увенчан большим куполом на барабане (рис. 27,1, 28).

Основатель епископской церкви Арджеш, Нягое Басараб (1512—1517 гг.) потребовал от своих мастеров создания церкви-мавзолея. В силу этого притвор, которому придавалось особое значение в композиции плана, по своей ширине намного превосходит храм и расчленен на три части: центральную, квадратную в плане, ограниченную 12 колоннами, предназначенную для молящихся, и две боковые, прямоугольные, служащие усыпальницами. Здание венчают купола на барабанах: два больших — один на храме и другой на притворе — и два меньших к западу от обеих гробниц (рис. 27,2, 29).

Благодаря своеобразию архитектурных линий, новизне некоторых монументальных пластических форм, применению облицовки целиком из шлифованного камня и, особенно, благодаря богатому орнаментальному и скульптурному убранству церкви в Дялу и Куртя де Арджеш представляют собой одни из самых значительных произведений архитектуры Румынии. В последующие десятилетия и дальше, до конца XVIII в., эти два здания не переставали привлекать внимание многочисленных талантливых мастеров, которые, принимая эти творения как образец, толковали его по-разному.

Ухудшение социально-экономических условий, наступившее сейчас же после правления Нягое Басараба, привело вскоре к восстановлению вассальной зависимости от турок, длившейся до войны за независимость 1877 г. Сужение материальной базы строительства не позволяло больше румынским мастерам использовать дорогие материалы, подобные тем, из которых были сооружены церкви в Куртя де Арджеш и Дялу. Даже последние две большие работы, выполненные в годы правления Нягое Басараба,— восстановление митрополии в Тырговиште и постройка церкви в стенах старого монастыря Снагов возле Бухареста — не имеют ничего общего с сооружениями из естественного камня, так пышно представленными церковью в Куртя де Арджеш.

В Тырговиште требовалось переделать старый собор по типу четырёхстолпной княжеской церкви Николая в Куртя де Арджеш, расширить его и приспособить для церемоний господарского двора. Верхняя часть стен этого реконструированного собора, включая все барабаны, была при этом сделана заново. Кроме того, мастера Нягое Басараба построили большое квадратное в плане помещение, увенчанное куполом на массивном барабане. Это был открытый внешний притвор со стенками, образованными рядом небольших арок опиравшихся на столбы и колонны, выполненные из фасонного кирпича.

Монастырь Снагов. Церковь, 1517—1521 гг. Общий вид с востока Бухарест. Церковь Михай-Вода, конец XVI в. Общий вид с запада
30. Монастырь Снагов. Церковь, 1517—1521 гг. Общий вид с востока 31. Бухарест. Церковь Михай-Вода, конец XVI в. Общий вид с запада

В Снагове (древний монастырь, бывший в течение длительного времени важнейшим культурным центром) новая церковь, сооруженная между 1517 и 1521 гг., имеет построение, родственное многим соборным храмам Афона, т. е. сочетает трёхконховый тип с четырёхстолпным крестовокупольным (рис. 30). Особенно интересно то, что внутренний притвор был выполнен, как и современный ему внешний притвор митрополии в Тырговиште, с арками на кирпичных колоннах вместо стен. Фасады, так же как и арки притвора, очень тщательно выложены исключительно из кирпича без облицовки.

В дальнейшем тяжелые условия вассальной зависимости от турок и экономический упадок отозвались на архитектуре, которая, начиная с четвертого десятилетия XVI в., не обнаруживала заметного прогресса в своем развитии.

Тяжелые экономические условия отразились не столько на количестве сооружений, число которых значительно, сколько на методах строительства и материалах, использованных для их осуществления. За редкими исключениями, камень и мрамор полностью отсутствуют, и лишь в двух-трёх случаях они встречаются в порталах церквей.

Не применялись также в архитектуре рассматриваемого периода скульптура из камня и менее дорогие украшения, выполнявшиеся раньше из глазурованной и расцвеченной терракоты. Тем не менее благодаря усилиям группы талантливых местных мастеров постройки, воздвигнутые в эту эпоху, представляют определенный художественный интерес.

Переработав в новом духе самые выдающиеся образцы более ранней архитектуры, местные мастера сумели осуществить, применяя менее дорогие материалы, такие, как кирпич, речной камень, штукатурка, и простые технические средства, замечательные со всех точек зрения архитектурные сооружения.

Таковы больничная церковь монастыря Козия, 1542 г., и бухарестские церкви Куртя Веке, построенная при Мирче Чобануле (1545—1554) и Михай-Вода (рис. 31) времён Михая Витязула (Михай Отважный (1593—1601 гг.).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации