Архитектура юго-западных областей древней Руси в XII–XIII вв.

Глава «Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв. Архитектура юго-западных областей древней Руси в XII—XIII вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Юго-западные области древней Руси — Галицко-Волынские земли — были тесно связаны с экономической и политической жизнью Приднепровья и других русских земель. В XII в. в Галицко-Волынской земле возникают многочисленные города, застраиваются столицы княжеств, развиваются ремесла.

С середины XII в. Волынь, всегда игравшая важную роль в исторической и политической жизни древней Руси, становится самостоятельным княжеством. В этот период происходит значительное оживление торговых путей, идущих через Волынь с запада в Приднепровье. По этим путям идут и архитектурные связи древнерусских земель со странами Западной Европы. Постоянная угроза нападения с запада вынуждала волынских князей принимать энергичные меры по строительству оборонительных укреплений в своих городах. Особенно сильно была укреплена столица Волыни — Владимир-Волынский, бывший в XII в. одним из крупнейших русских городов.

Владимир-Волынский. Успенский собор, 1160 г. Общий вид с запада Владимир-Волынский: 1 — Успенский собор (западный фасад и план); 2 — церковь Федора («Старая катедра»), XII в. (план)
26. Владимир-Волынский. Успенский собор, 1160 г. Общий вид с запада 27. Владимир-Волынский: 1 — Успенский собор (западный фасад и план); 2 — церковь Федора («Старая катедра»), XII в. (план)

О гражданской архитектуре Владимира-Волынского сведений не сохранилось. Из монументальных сооружений до наших дней дошел городской Успенский собор («Мстиславов храм»), построенный в 1160г. волынским князем Мстиславом Мстиславичем [Собор был сильно перестроен в XVIII в. и восстановлен в предполагаемом первоначальном виде в конце XIX в.] (рис. 26). По своему типу, строительной технике и архитектурным формам собор близок к зодчеству Приднепровья и, в частности, к киевской архитектуре XII в. (Кирилловская церковь). Тип его восходит также к Успенскому собору Киево-Печерской лавры. Это — шестистолпный крестовокупольный храм, увенчанный одной главой (рис. 27,1). Пропорции его плана несколько более вытянуты, чем у приднепровских памятников. Стены и перекрытия сложены из плинфы порядовой кладкой на известковом растворе с примесью цемянки. Фасады расчленены пилястрами с мощными полуколоннами и украшены аркатурными поясами. Сохранились остатки фресковой росписи, близкие по стилю к росписям Киева и Чернигова XII в.

Ещё более близка к приднепровскому зодчеству так называемая Федоровская церковь, фундаменты которой были обнаружены в конце XIX в. над р. Луг (см. рис. 27,2). Церковь, очевидно, была собором загородного монастыря. Ее план почти точно повторяет типы приднепровских шестистолпных храмов XII в. Очень близка и техника строительства. Как и в черниговском зодчестве, на кирпичах Федоровской церкви можно видеть клейма мастеров.

Оба памятника, относящиеся ко второй половине XII в., представляют тот период волынского зодчества, когда оно находилось под сильным влиянием преднепровской архитектуры.

Волынская архитектура последующего времени (конец XII в. — XIII в.) до последнего времени была неизвестна. В результате последних исследований неподалеку от Васильевской ротонды XIV в. был обнаружен четырёхстолпный крестовокупольный храм (предположительно — Васильевская церковь) с мощными внутренними столбами, узкими боковыми нефами и узкими лопатками на фасадах. Техника строительства здания близка к приднепровской технике конца XII в. Подобно Пятницкой церкви в Чернигове его стены сложены по системе «ящиков» с забученной известковым бетоном серединой. Близка к приднепровскому стилю конца XII — начала XIII в. и декорация апсид пилястрами с тонкими вертикальными тягами. К местным особенностям следует отнести четырёхгранную форму внутренних столбов и своеобразные очертания в плане углов здания с уступами и закруглениями.

Следующий этап развития волынского зодчества представлен Михайловской ротондой, также недавно обнаруженной исследованиями. Как следует предположить, она была построена во второй половине XIII в. и, возможно, относится к строительной деятельности волынского князя Владимира Васильковича. В отличие от всех древнерусских построек предшествующего времени здание возведено из брускового кирпича. Раствор, на котором были сложены стены Михайловской церкви, — известковый с цемянкой, обычный для древнерусского зодчества. Михайловская ротонда представляла собой здание центральнокупольного типа, издавна существовавшего в христианской архитектуре как на Западе (церковь Сан Стефано Ротондо в Риме и др.), так и на Востоке (Звартноц в Армении, Бана в Грузии, Лекит в Азербайджане и др.). В X—XII вв. этот тип был известен как в странах Южной и Центральной Европы, так и на Руси (ротонда в Смоленске XII в.).

Редкий для древнерусского зодчества ротондальный тип здания мог применяться в церковных постройках в исключительных случаях. Возможно, что это были мемориальные храмы либо храмы-усыпальницы. Внешние стены Михайловской ротонды образовывали кольцо с тремя полукруглыми в плане апсидными нишами в толще восточной стены, с двумя пилястрами на восточном фасаде. Внутреннее кольцо состояло из восьмигранных и круглых в плане кирпичных столбов, на которые, как можно предполагать, опирались арки, поддерживавшие барабан и купол.

Татаро-монгольское нашествие не прекратило строительства на Волыни. Под влиянием военной угрозы как со стороны татар, так и с Запада, во второй половине XIII — начале XIV в. там велось интенсивное каменное оборонительное строительство. До наших дней сохранилось несколько памятников этого строительства. Это — известные каменные волынские башни, находящиеся в юго-западной части Волынской земли — в районах Холма и Каменца-Литовского. Строительство этих башен было вызвано существенными изменениями, происшедшими в военном деле. С распространением арбалетов и метательных машин — «пороков» — начали строить в системе оборонительных укреплений высокие башни с большим радиусом обстрела. О подобных башнях неоднократно упоминают летописи второй половины XIII в. Так, о замке в Холме говорится: «Вежа же средь города высока, якоже бити с нея окрест града, подздана каменьем в высоту 15 лакот, создана же сама деревом тесаным и убелена яко сыр, светящися на все стороны». Упоминаются и каменные башни в Гродно, Бресте.

Башни XIII в. 1 — Каменец-Литовский. Белая вежа, конец XIII в. (фасад, разрез и план); 2 — с. Столпье близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план); 3 — с. Белавино близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план)
28. Башни XIII в. 1 — Каменец-Литовский. Белая вежа, конец XIII в. (фасад, разрез и план); 2 — с. Столпье близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план); 3 — с. Белавино близ г. Холма. Башня, конец XIII в. (фасад и план)

Наиболее известна башня в Каменце-Литовском («Белая Вежа»), построенная в 1271—1289 гг. волынским князем Владимиром Васильковичем (рис. 28,1). О ней летопись сообщает: «Сзда же в нем [Каменце] столп камен, высотою 17 саженей». Каменецкая башня высотой 29 м стоит на р. Лесной. Как можно предположить, она входила в систему оборонительных укреплений замка. Сложена она из брусчатого кирпича размерами 26,5 × 13,5 × 8 см, близкого к кирпичу Михайловской ротонды во Владимире-Волынском. Круглая в плане башня имела пять ярусов. Внешний ее диаметр 13,5 м при толщине стен до 2,5 м. Ярусы соединялись деревянными лестницами. В нижних частях четырех этажей устроены окна-бойницы с интересными стрельчатыми трехлопастными арочками, свидетельствующими об определенном влиянии форм готического зодчества. Верх башни венчали высокие прямоугольные зубцы.

Остатки башни, подобной каменецкой, были обнаружены в г. Черторыйске.

В районе г. Холма существуют ещё две такие башни. Первая из них в с. Белавино — прямоугольная в плане (11,8 × 12,4 м), сохранилась на высоту 16,6 м (см. рис. 28,3). Башня имела первоначально три яруса и была перекрыта сводами. Сложена она из хорошо отесанных блоков местного известкового камня на известковом растворе при толщине стен до 1,7 м. Узкие окна-бойницы были украшены резными наличниками из местного холмского камня. Вторая башня, четырехгранная снаружи и круглая внутри, также сложенная из блоков известкового камня, находится в с. Столпье (см. рис. 28,2). Размеры её в плане — 5,8 × 6,3 м. Сохранилась башня на высоту до 19,5 м. Как показали исследования, на высоте 10,3 м ее окружала деревянная галерея, предназначенная для стрельбы по врагу.

Остатки третьей подобной башни, также находившейся в районе Холма, в с. Спас, впоследствии были переделаны в церковь. Памятник этот ещё не изучен. По технике строительства холмские башни близки к галицкому зодчеству.

Замковое строительство Волыни XIV в. (замок Любарта в Луцке, замок в Кременце и др.), в котором столь сильны традиции древнерусского зодчества, открывает историю архитектуры украинского народа. Именно на Волыни возникали в XIV в. памятники зодчества, в которых видны зарождающиеся национальные черты украинской архитектуры. В этом отношении значение волынского зодчества XII—XIII вв., нашедшего свое непосредственное продолжение в развитии архитектуры украинского народа, очень велико.

Новую страницу в истории древнерусского зодчества открывает архитектура древнего Галича. Галицкая земля к середине XII в. становится одним из крупнейших княжеств древней Руси. Галицкие князья, подобно владимиро-суздальским, ведут борьбу с феодально-боярской оппозицией и проявляют тенденцию к собиранию русских земель.

В конце XII столетия произошло политическое объединение Галицко-Волынских земель под властью князей волынской династии. При них Галич стал крупнейшим центром, распространившим свое влияние на соседние земли. Особенно усилилось политическое влияние Галича в первой половине XIII в., когда галицкие князья подчинили своей власти Приднепровье и перед самым татарским нашествием даже заняли Киев.

В это время Галич был одним из самых больших и богатых городов Европы. Крупные градостроительные работы предпринял в Галиче в середине XII в. князь Ярослав Осмомысл, отстроивший приднестровскую столицу. Город занимал большую территорию, раскинувшуюся на холмистой местности в излучине рек Луквы и Мозлева Потока. На мысе высокого плато возвышался детинец — сильная крепость с княжескими дворцами и дворцовой церковью Спаса с северной стороны. В южной части городского центра находился городской Успенский собор. К югу от детинца, за линией мощных валов, достигающих в наши дни 8 м высоты, располагался Окольный город. За тройными валами Окольного города шли городские посады. Многочисленные пригородные села, монастыри и феодальные усадьбы окружали древний Галич. Хорошо сохранились рвы и валы укрепленного монастыря в 5 км к северу от Галича, на высоком холме при впадении р. Ломницы в Днестр. В центре этих укреплений стоит церковь Пантелеймона. К югу, в 12 км от Галича, на высоком холме, господствующем над долинами рек Днестра и Быстрицы, находился Борисоглебский монастырь. На его территории были обнаружены фундаменты большой белокаменной ротонды XII в.

Городская застройка Галича мало изучена; по всем данным, она ничем существенно не отличалась от застройки других древнерусских городов. Летописи неоднократно упоминают о княжьих дворах Галича. Галичский княжеский деревянный дворец, построенный в 1152 г., был соединен деревянными переходами с хорами каменной придворной церкви Спаса, что даёт основание видеть в нем комплекс, сходный с белокаменным дворцом Андрея Боголюбского в Боголюбове.

Техника строительства галицких каменных зданий очень отличается от строительной техники Приднепровья. Основным строительным материалом Галича был великолепный по качеству местный белый известняк. Все здания возводились на бутовых фундаментах. Кладка стен, столбов, арок и сводов велась из хорошо отесанных и тщательно пригнанных блоков камня на известковом растворе. В известковый раствор галицкие зодчие не добавляли цемянки. Середина стен забучивалась известковым бетоном подобно тому, как это делали мастера Владимиро-Суздальской Руси. Полы зданий выкладывались из узорчатых поливных плиток. Особый интерес представляют тонкие керамические плитки, которыми, возможно, были облицованы стены дворцовых построек. На этих плитках с большим профессиональным мастерством вытиснены изображения грифонов, птиц, зверей и орнаменты.

Многочисленные остатки украшений монументальных зданий Галича находят в раскопках в виде резных архитектурных белокаменных фрагментов и узорчатых керамических облицовочных плиток.

Церкви XII—XIII вв. Галич: 1 — Успенский собор, 1157 г. (план); 2 — Ильинская церковь, XII—XIII вв. (план); 3 — церковь „под Дубравой“, XII—XIII вв. (план); 4 — церковь Пантелеймона, XII в. (восточный фасад, план, западный портал и его деталь); 5 — Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (план)
29. Церкви XII—XIII вв. Галич: 1 — Успенский собор, 1157 г. (план); 2 — Ильинская церковь, XII—XIII вв. (план); 3 — церковь „под Дубравой“, XII—XIII вв. (план); 4 — церковь Пантелеймона, XII в. (восточный фасад, план, западный портал и его деталь); 5 — Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (план)

От монументальных каменных построек Галича почти ничего не сохранилось. На большой территории, которую занимали Галич и его окрестности, раскопками были обнаружены фундаменты примерно 30 каменных сооружений, однако по большей части они недостаточно исследованы. Все же на основании этих исследований можно сделать некоторые выводы о типологических особенностях галицкой школы зодчества. Основной ее чертой было большое разнообразие архитектурных типов. Кроме характерного для древней Руси крестовокупольного типа, представленного в Галиче рядом четырехстолпных храмов (Успенский собор, церкви Спаса, «под Дубравой», Пантелеймона, рис. 29, 1, 3, 4), для Галича были характерны и небольшие однонефные и одноапсидные храмы и ротонды. В одном из памятников Галича (так называемая Ильинская церковь, рис. 29, 2) своеобразно сочетаются последние два типа: к круглому в плане центральному помещению примыкают прямоугольный притвор с запада и апсида с востока.

В разнообразии типов построек древнего Галича, как можно предполагать, имели значение его архитектурные связи не только с Приднепровьем (крестовокупольные постройки), но и с романской архитектурой Запада (однонефные храмы, вытянутые по продольной оси). Влияние романского зодчества в какой-то степени сказалось и в характере резных белокаменных украшений, в частности, обильно украшенных резьбой перспективных порталов. Белокаменная резьба древнего Галича очень близка белокаменной резьбе владимиро-суздальского зодчества и несомненно имеет с ней общие связи.

Крупнейшим зданием Галича был Успенский собор, построенный в 1157 г. князем Ярославом Осмомыслом. От здания собора сохранились лишь фундамент да незначительные остатки южной стены. В своей центральной части собор, как можно предполагать, был крестовокупольным четырёхстолпным трёхапсидным храмом. С трёх сторон его окружали закрытые галереи. Завершался он, возможно, одной главой. План здания по общей схеме несколько напоминает планы построенных позднее Благовещенского собора в Чернигове и Успенского собора во Владимире на Клязьме. Здание было построено из белого камня, фасады и порталы украшены белокаменными скульптурными деталями, резными капителями, орнаментированными деталями, масками.

Галич. Церковь Пантелеймона, XII в. Апсиды Галич. Церковь Пантелеймона. Западный портал
30. Галич. Церковь Пантелеймона, XII в. Апсиды 31. Галич. Церковь Пантелеймона. Западный портал

Единственный дошедший до наших дней памятник древнего Галича — церковь Пантелеймона, построенная во второй половине XII в. (до 1200 г.). От древней постройки сохранились на значительную высоту наружные стены, западный и южный порталы и, три апсиды. Церковь сложена из блоков светло-желтого камня на известковом растворе. Четырёхстолпный трёхапсидный храм, вероятно, имел крестовокупольную структуру. Особенность его плана заключается в исключительно правильном геометрическом построении (см. рис. 29,4). Крещатым столбам отвечают узкие лопатки, несколько не совпадающие с пилястрами фасадов.

Перспективный западный портал украшен колонками на пьедесталах сложного профиля с хорошо прорисованными коринфскими капителями. Такие порталы характерны как для памятников владимиро-суздальского зодчества, так и для многих романских сооружений XII—XIII вв. в Венгрии, Чехии, Польше, Силезии. Антаблемент портала украшен резным стилизованным акантовым орнаментом, перевитым жгутом. Такими же орнаментами и жгутами обрамлены архивольты портала. Более прост портал южного фасада, украшенный резными колонками с резным архивольтом. Очень изящно выполнены маленькие капители пилястр аркады, расчленяющей апсиды восточного фасада. Фасады храма не имеют украшений и тщательно выполнены в каменной кладке (рис. 30, 31).

По раскопкам известен еще один памятник галицкой архитектуры — церковь XII в. в Василёве, одном из южных городов Галицкой земли. Церковь стояла на приднестровском холме, соседнем с холмом, где находится городище древнего Василёва. Ее местоположение подобно Коложской церкви в Гродно, и, очевидно, так же, как и последняя, Василёвская церковь была храмом загородного княжеского монастыря. Тип здания — обычный для древнерусских храмов XII в.: четырёхстолпный, крестовокупольный, с тремя апсидами. Кладка стен из белокаменных блоков обычна для галицкого зодчества. Порталы здания были украшены белокаменной резьбой.

В XIII в. крупный центр Западной Волыни — Холм — входил в состав Галицкого княжества. В архитектуре Холма, очень близкой к галицкому зодчеству, продолжались и развивались галицкие традиции. Многочисленные белокаменные постройки Холма не уцелели до наших дней. В Ипатьевской летописи под 1259 г. имеется описание церкви Ивана. Она была богато украшена «хитрецом» Авдеем. На четырехсторонних капителях были высечены изображения человеческих голов. Порталы были сложены из белого галицкого и зеленого холмского камня. Окна были украшены витражами («римскими стеклами»).

В другой холмской церкви — Козьмодемьянской — внутренние столбы были «из целого камня», а полы — из медных, залитых оловом плит. Летопись рассказывает также об интересном древнерусском монументе — стоявшем недалеко от Холма столбе с большим каменным изваянием орла. Монумент имел значительные размеры: около 5,5 м в высоту.

В XIII в. был застроен новый центр Галицкой земли — Львов, сыгравший большую роль в культурной и политической жизни Галиции. Древняя планировка города типична для древнерусской градостроительной традиции. На высоком, с крутыми склонами, западном холме — Княжей горе, возвышающейся над долиной р. Полтвы, находился детинец. На северо-западных склонах и у подножья горы полукольцом располагалось Подгородье — городские кварталы с многочисленными дворами, монастырями, церквами. За Подгородьем размещались ремесленные посады, занимавшие также правый берег Полтвы. На соседнем холме, возвышающемся над восточной частью Львовской долины, находился монастырь Святого Юра.

Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (общий вид с юго-востока)
32. Львов. Церковь Николая, конец XIII в. (общий вид с юго-востока)

В городе насчитывалось более 16 православных церквей, два католических костела, две армянские церкви. Из этих сооружений частично уцелели лишь некоторые памятники Подгородья. Церкви Иоанна Крестителя 1260 г., Пятницкая, Онуфриевская и костел Марии Снежной были настолько перестроены в последующие века, что совершенно невозможно без глубоких исследований выяснить их первоначальные формы. Несколько лучше, хотя также в значительно перестроенном виде, сохранилась церковь Николая (конец XIII — начало XIV в.), бывшая, как полагают, храмом княжеского двора (рис. 29,5 и 32). Церковь — крестообразная в плане, с тремя апсидами. Центральная часть перекрыта куполом, боковые приделы и западный притвор — крестовыми сводами. Белокаменная кладка в сохранившихся древних частях близка по технике к кладке построек Галича.

Галицкое зодчество XII — первой половины XIII в., близкое в типологическом отношении к другим местным школам Южной и Западной Руси этого времени, отличалось применением тесаного камня в качестве основного строительного материала. С этим была связана и своеобразная декоративная обработка фасадов, находящая, как и белокаменная кладка, аналогию лишь в зодчестве Северо-Востока Руси — Владимиро-Суздальской земли.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации