Деревянные церкви Древней Руси (X – начало XII в.)

Глава «Архитектура Древнерусского государства (X – начало XII в.). Деревянные церкви». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Максимов П.Н.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Христианство начало распространяться среди восточных славян еще до официального крещения Руси в 988 г. Летописные свидетельства от 882 и 945 гг. говорят о существовании в эти годы в Киеве нескольких церквей.

Характер восточнохристианского богослужения требовал, чтобы в церковном здании имелись помещение для молящихся, примыкающий к нему с восточной стороны меньший по размерам алтарь и западная пристройка — притвор, который в русских условиях служил, быть может, для изоляции в зимнее время основного помещения от холодного внешнего воздуха. Эти основные части храма, расположенные по оси восток — запад, русские плотники возводили привычными им методами из горизонтально уложенных венцов, что обусловливало определённые пределы длины стен.

Изображения деревянных церквей в рукописи «Житие Бориса и Глеба» XIV в.
9. Изображения деревянных церквей в рукописи «Житие Бориса и Глеба» XIV в.

При распространённой длине бревен от 6 до 9 м вместимость квадратного сруба составляла примерно от 100 до 220 человек. Для получения большей полезной площади приходилось делать основное помещение крестообразным или восьмиугольным в плане. В первом случае вместимость его увеличивалась вчетверо, а во втором, несмотря на большую потерю длины бревна на врубки, примерно в шесть раз. О применении восьмигранных («круглых» по позднейшей терминологии) срубов для деревянных церквей X—XI вв. трудно сказать что-либо определенное, но миниатюры XI и XIV вв., изображающий деревянные храмы, возводившиеся в первой половине XI в. в Вышгороде близ Киева, позволяют предполагать, что восьмигранные и крещатые срубы тогда применялись (рис. 9).

На этих миниатюрах изображены деревянные церкви разных типов. На одной из них видна временная церковь, построенная на месте сгоревшей. Это прямоугольный сруб с дверью на торцовом фасаде и невысокой двускатной крышей с крестом на ее коньке. Менее ясно изображение более ранней церкви, квадратной или круглой в плане, покрытой пирамидальной или конической крышей, с главой, стоящей на высокой шейке. Свойственная древнерусским художникам манера изображать здания как бы с угла и показывать у четырехугольного в плане здания две стороны его делает более правдоподобным предположение, что здесь изображено восьмигранное рубленое здание с шатровой крышей.

С большей уверенностью можно предполагать, что сменившая в 1020—1026 гг. простейшую временную церковь «церковь великая», «о пяти верхах» была крестообразной в плане и состояла из пяти срубов. Она изображена в виде пяти узких и высоких объёмов, объединённых невысоким притвором и увенчанных каждый треугольным фронтончиком и главой на высокой шейке. Такие пять срубов удобнее всего было поставить крестообразно, один посредине и четыре по сторонам от него, а входящие углы такого крестообразного здания могли быть заполнены невысокими пристройками, делавшими план этого здания квадратным, соответствующим термину «о клетце», которым это здание охарактеризовано писателем XI в. и который означал здание, четырёхугольное в плане.

Самым грандиозным произведением новгородских плотников был Софийский собор в Новгороде, построенный в 989 г. «от древ дубовых» и имевший, по словам летописи, тринадцать верхов. Тринадцати верхам могли соответствовать тринадцать срубов, из которых девять могли образовывать квадрат, а остальные четыре (алтарь и три притвора) — примыкать к центральной группе срубов со всех четырех сторон.

Такая постройка при длине брёвен 8 — 9 м могла вмещать около двух тысяч человек (без алтаря и притворов), и должна была казаться очень внушительной благодаря своим размерам и обилию верхов. Внушительной она должна была казаться и внутри, где прорезанные широкими и высокими проемами стены превратились в мощные крестообразные в плане столбы, а расположенные в несколько ярусов невысокие окна (высокие окна, ослабляющие связь между углами сруба, вряд ли были в рубленых зданиях) ещё сильнее подчёркивали своим количеством и размерами огромную величину всего здания. Необходимые для княжеского собора обширные хоры было нетрудно сделать в таком большом деревянном здании, тем более, что они связывали на высоту нескольких венцов его рубленые столбы.

Отсутствие фресок внутри деревянных церквей возмещалось большим количеством икон, и здесь несомненно зародились те высокие, многоярусные иконостасы, которые позднее перешли в каменную архитектуру и стали характерной особенностью русских храмов. Своим внешним и внутренним видом большие деревянные церкви производили сильное впечатление на зрителей, соперничая в этом отношении с каменными храмами, и летописцы не могли скрыть своего восхищения перед деревянными соборами. Так, описывая гибель от пожара в 1160 г. деревянного Успенского собора в Ростове, построенного за 168 лет до того, летописец писал о нем: «соборная дивная великая церкви святыя Богородица, якой же не было николи же не будет».

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации