Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время

Глава «Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Сохранившиеся в составе государства немногочисленные восточные области Византийской империи находились в средневизантийское время под постоянной угрозой вражеских нашествий. Вследствие этого строительство здесь было незначительным по объёму. Главное внимание было обращено на восстановление и некоторое расширение городских укреплений и на ремонт тех построек, которые еще могли служить. Производственные и жилые сооружения того времени сохранились в очень небольшом количестве и плохо изучены. Это объясняется тем, что последующее завоевание страны турками привело к разрушению зданий или к изменению самого назначения построек, что было связано с их перестройкой. Новые жилые дома могли строить себе только крупные светские и церковные землевладельцы, а также наиболее богатые горожане. Это были, по-видимому, всего лишь единичные сооружения. Общая масса сельского и городского населения ютилась в кое-как подправленных старых домах, тесных и много раз чиненых. Главными общественными зданиями были в то время церкви. Их, где было возможно, строили также и заново. При этом их архитектура отличалась рядом особенностей от столичных культовых построек.

Никея в Малой Азии, античная и византийская эпохи: городские стены (план, фрагмент стены в современном состоянии; реконструкция первоначального вида части стены) и генеральный план города
68. Никея в Малой Азии, античная и византийская эпохи: городские стены (план, фрагмент стены в современном состоянии; реконструкция первоначального вида части стены) и генеральный план города

В качестве примера крупного города в Малой Азии, просуществовавшего в составе Византийской империи на протяжении почти всего средневизантийского времени, следует привести Никею (рис. 68). Стены города и основная система планировки улиц сохранились от античности и от ранневизантийского периода. Город расположен в очень красивой местности около большого озера, окаймленного живописными горами. Стены имеют в целом нерегулярные очертания, что вызвано стремлением приспособиться к характеру местности. Однако отдельные отрезки стен проведены, где было возможно, по прямой, что свидетельствует о тенденции к регулярности плана. Четверо главных ворот соединены друг с другом крестом прямых улиц, как это имеет место в античных греческих и римских городах. На пересечении двух главных улиц стоит собор Софии — центральное общественное здание города. Основные улицы образовывали прямоугольную регулярную сеть, восходящую к принципам Гипподамова города. Вражеские нападения, кратковременное занятие города сельджуками, а также ряд землетрясений причинили вред городским укреплениям. Византийцы их неоднократно подновляли. В первой половине XIII в. старые стены были окружены снаружи второй стеной, более тонкой, чем первая. Были. моменты в жизни города, когда местность вокруг него была занята врагами и проехать в город можно было только по озеру. Второй ряд стен на стороне озера идет с обеих сторон под прямым углом к старым стенам и доведен до самой воды. Этим была создана прочная защита куску побережья, на который выходят обращённые к озеру городские ворота. Византийские дома Никеи, которые, несомненно, сохранились встроенными в турецкие жилые дома, еще не исследованы. В 1330 г. Никея окончательно подпала под власть турок.

Корикос в Малой Азии,V—XII вв. План города
69. Корикос в Малой Азии,V—XII вв. План города

Другим примером средневизантийского города может служить Корикос, расположенный на южном морском побережье Малой Азии, в Киликии (рис. 69). Город интересен тем, что он составляет часть системы крепостей, построенных в 1104 г. адмиралом Евстафием для защиты византийского государства. При этом были, конечно, по возможности использованы укрепления, построенные уже раньше и дошедшие до XI в. в таком виде, что их так или иначе можно было использовать. Одно время Корикос входил в состав Малой Армении, однако это относится главным образом к поздневизантийскому периоду. Он был окончательно захвачен турками в 1482 г.

В средневизантийское время были возобновлены и починены существовавшие уже раньше укрепления Корикоса. Кроме того, были возведены отдельные небольшие крепости, весьма усилившие обороноспособность города. Одна из них находилась около гавани и мола, которые она защищала. Она представляла собой в плане квадрат, одна из сторон которого была криволинейной, что было вызвано желанием приспособиться к рельефу местности. Крепость состояла из стен с башнями и была отделена рвом от маленькой дополнительной крепости, защищавшей вход в главную крепость. Стены двойным рядом окружали внутреннее пространство крепости. Ещё одна крепость была устроена на островке перед городом и защищала подступы к нему с моря. Она построена по тому же принципу, что и сухопутная крепость.

Для средневизантийского времени очень характерно создание отдельных укреплённых точек для защиты города, в противоположность ранневизантийскому периоду, когда целые города окружали большим кольцом стен.

Херсон (Херсонес) около Севастополя в Крыму, античная и византийская эпохи. План города и планы жилых кварталов
70. Херсон (Херсонес) около Севастополя в Крыму, античная и византийская эпохи. План города и планы жилых кварталов

Вряд ли в средневизантийское время могли произойти существенные изменения в характере жилых домов и в застройке городских кварталов. Некоторое представление об этом даёт застройка Херсона (Херсонеса) в Крыму (рис. 70). Ведь дома были унаследованы от предшествующего времени и только, по-видимому, приспособлены к жилью путем починки и незначительных достроек. Зато наиболее выдающиеся и видные общественные здания средневизантийских городов обычно ставились изолированно. Вокруг них оставляли свободное пространство, так что здание можно было обойти вокруг. Это привело к тому, что в архитектурной композиции наружный архитектурный объем стал играть более крупную роль.

Средневизантийские монументальные постройки Малой Азии обнаруживают значительное сходство с современными им зданиями Константинополя. Однако они имеют также и свои особенные черты. Памятники изучены до сих пор очень мало. Для характеристики восточной школы средневизантийского зодчества необходимо привлечь также постройки некоторых соседних с Малой Азией областей, испытавших на себе влияние её архитектуры.

Восточновизантийские церкви: 1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада на Чёрном море около малоазийского побережья, начало VIII в. (план местности и план церкви); 2 — церковь в Херсоне (Херсонесе) в Крыму, I-я половина X в.; 3 — церковь в Никее в Малой Азии, конец XI — начало XII в.; 4 — церковь в Майафаркине в Месопотамии, IX в.
71. Восточновизантийские церкви: 1 — церковь близ Амасры на о. Буюкада на Чёрном море около малоазийского побережья, начало VIII в. (план местности и план церкви); 2 — церковь в Херсоне (Херсонесе) в Крыму, I-я половина X в.; 3 — церковь в Никее в Малой Азии, конец XI — начало XII в.; 4 — церковь в Майафаркине в Месопотамии, IX в.

Большие здания крупных городов восточных областей Византийской империи хорошо представлены собором в Майафаркине в Месопотамии, IX в. (рис. 71). Это редкий восточновизантийский представитель архитектурного типа пятинефной крестовокупольной системы, современник Аттик и Календер в Константинополе. Сходство с ними проявляется, например, в том, что внутренний обход гораздо шире концов креста. В отношении угловых помещений собор в Майафаркине отличается более развитой формой, чем столичные здания IX в. Подкупольные столбы имеют законченную форму, что напоминает церковь вне стен Русафы, VI в. Это подтверждает предположение о некотором влиянии восточновизантийской архитектуры на столичную в IX в., так как собор в Майафаркине связан с архитектурой Константинополя. Не следует забывать, что византийская архитектура представляет собой единство, в создании которого участвовали различные провинции и народы империи. Средняя апсида собора в Майафаркине имеет снаружи трехгранную форму, как и Аттик, и три очень узеньких окошка, как Календер. Три стройных аркады открываются из средней части во внутренний обход, замкнутый нартекс отсутствует.

Отличия от зданий Константинополя отчётливо выступают в строительных материалах, архитектурных конструкциях и художественной композиции.

Хорошая кладка стен из тесаного камня говорит о наличии этого естественного материала в Месопотамии. Она напоминает ранневизантийские постройки Сирии и свидетельствует о живучести эллинистических традиций. Наружный облик здания характеризуется массивностью статичного кубического объёма, имеющего простые геометрические очертания. С трех сторон он вовсе не имеет никаких членений, с восточной стороны выступают апсиды. Типична прямоугольная наружная форма боковых апсид. Проемы в стенах посажены редко и очень малы. Здание стояло изолированно на небольшой городской площади.

Существенные отличия от столичной архитектуры наблюдаются также и в конструктивном решении собора в Майафаркине. Считалось до последнего времени, что средняя часть была перекрыта сводами, характерными для крестовокупольной системы. Однако недавно было высказано предположение, что перекрытие было деревянным. Центральная часть здания вместе с алтарями сильнее противопоставлена внутреннему обходу, чем это обычно для Константинополя. Здесь не было, например, арок, перекинутых через внутренний обход. Собор в Майафаркине говорит о том, что на востоке Византии была в ходу трёхнефная крестовокупольная система. Только в исключительных случаях, когда требовалось достигнуть большой вместимости, трёхнефное здание окружали внутренним обходом. Это происходило под влиянием столичных образцов.

В самой Малой Азии сохранилось очень мало пятинефных крестовокупольных зданий. В Никее была открыта пятинефная церковь конца XI — начала XII в. (рис. 71). Однако реконструкция ее первоначального вида не вполне достоверна, так как здание плохо сохранилось и ещё недостаточно изучено. Эта церковь выложена из кирпича, все ряды которого выступают на поверхности стен. Здание очень похоже на церкви Константинополя. Отголоском пятинефной системы является план одной из церквей Херсона (см. рис. 71).

Средневизантийские трёхнефные крестовокупольные здания сохранились в более или менее цельном виде в различных частях Малой Азии (рис. 71). Они свидетельствуют о широкой распространенности этого архитектурного типа в восточной школе средневизантийской архитектуры. Эти постройки обладают каждая своеобразными местными особенностями.

Очень хорошо сохранились средневизантийские памятники архитектуры в Трапезунде, который в этот период был крупнейшим центром на востоке Византийской империи. Сохранившиеся здания Трапезунда обнаруживают очень существенные отличия от построек Константинополя и весьма характерны для восточной школы средневизантийского зодчества.

Церкви в Трапезунде в Малой Азии
72. Церкви в Трапезунде в Малой Азии: 1 — церковь Евгения, X—XIV вв.: а — аксонометрический разрез здания в современном состоянии; б — план здания в современном состоянии; в — реконструкция аксонометрического разреза здания первого строительного периода; г — реконструкция плана здания первого строительного периода; 2 — Хрисокефалос, X в.: а — фрагмент плана и продольного разреза северо-восточного угла главной части здания; б — продольный разрез; в — план на уровне хор; г — план на уровне пола; 3 — София, конец XII—XIII в.: а — план хор существующего здания; 6 — план здания первого строительного периода (реконструкция: в — план здания второго, ещё византийского строительного периода (реконструкция)
Трапезунд. Церковь Хрисокефалос, X в. Вид с юго-востока Трапезунд. Церковь Хрисокефалос. Интерьер
73. Трапезунд. Церковь Хрисокефалос, X в. Вид с юго-востока 74. Трапезунд. Церковь Хрисокефалос. Интерьер
Трапезунд. Церковь Хрисокефалос Трапезунд. Церковь Хрисокефалос
75. Трапезунд. Церковь Хрисокефалос. Остатки мраморной облицовки в среднем алтарном помещении и вид на западный конец креста 
Трапезунд. Собор Софии, конец XII—XIII в.
Трапезунд. Собор Софии, конец XII—XIII в.
76. Трапезунд. Собор Софии, конец XII—XIII в. Общий вид и апсиды
Трапезунд. Собор Софии Интерьер Церковь в Трапезунде, XII—XIII вв.
77. Трапезунд. Собор Софии Интерьер 78. Церковь в Трапезунде, XII—XIII вв.

Наиболее выдающимися зданиями древнего Трапезунда являются церкви Хрисокефалос, X в., Софии и Евгения, X—XIV вв. (рис. 72—78). Все эти постройки были впоследствии, главным образом в XIII в., перестроены и расширены, что было связано с основанием Трапезундской империи. Только Хрисокефалос была изначально крестовокупольным зданием. Две другие церкви обнаруживают следы первоначального базиликального устройства, возможно, с деревянными куполами. Они были переделаны в XIII в. в крестовокупольные постройки. Первоначальная базиликальная система этих зданий, а также некоторые другие особенности, например наличие только одной апсиды в Хрисокефалос, говорят о сохранении архаических черт. Учитывая постепенное возникновение главных построек Трапезунда в течение двух, а иногда даже большего количества строительных периодов, их тем не менее необходимо рассматривать в их окончательном виде как средневизантийские постройки. Только София лишилась в турецкое время своих наружных галерей, которые соединяли между собой притворы. Перекрытия галерей опирались, по-видимому, на колонны. Притворы и галереи были прибавлены к основной части при перестройке в XIII в.

Все здания Трапезунда средневизантийского периода обнаруживают известную базиликальность в плане, которая, естественно, сохранилась также и после их перестройки. Это сближает их с ранневизантийской архитектурой Малой Азии и Сирии. 

По-видимому, в Малой Азии долгое время сохранялись черты ранних культовых обрядов, что могло повлиять на более длительное сохранение базиликальных черт. Однако типичная для Византии средневизантийского периода крестовокупольная система постепенно все больше и больше проникала также и в Малую Азию.

Ранняя сирийская традиция очень отчётливо отразилась в строительной технике церквей Трапезунда. Они выложены очень хорошей кладкой из тесаного камня. В некоторых постройках, например в Софии, сохранен характерный еще для поздней античности приём чередования на поверхностях стен широких рядов камня с узкими. Этим создается иллюзия прочности стены, так как узкие камни выглядят как торцы уходящих в глубь стены квадров, положенных для перевязки. Наружные стены почти не имеют декоративных деталей, что придаёт им характер строгости и несколько угрюмого аскетизма. Только архивольты арочных окон продолжаются вдоль стены в виде горизонтальных лент, что тоже напоминает архитектуру Сирии. Верхние части стен перестроенных впоследствии памятников, как, например, Софии, выглядят более похожими на здания Константинополя. Они, правда, тоже выложены по-восточновизантийски из камня (теска которого несколько хуже, чем в более ранних частях тех же построек), но узкие ряды камня отсутствуют, а окна барабана имеют четверти.

Постройки Трапезунда характеризуются более материальным, тяжеловесным и компактным характером архитектурных форм по сравнению с Константинополем. В этом также проявилась сирийская архитектурная традиция. Оконные проемы очень невелики, преобладают глухие поверхности стен. Они обычно завершены прямыми линиями узких и довольно плоских карнизов и фронтонов: господствуют несколько жёсткие и угловатые обрезы кровель. Здания чаще всего стоят изолированно. Они представляют собой тяжеловатые архитектурные объемы, строго геометричные и мало расчленённые. Обычно внизу части здания сливаются в нерасчлененный массив. Исключение составляют апсиды. Только верхние части построек несколько более дифференцированы: обособляются нефы различной высоты, концы креста, купол на барабане. Однако верхние части по большей части появились в результате перестройки зданий в более позднее время.

Крепкие и компактные каменные церкви Трапезунда почти всегда стояли изолированно. Характерно расположение зданий на высоких местах и на холмах. Они господствовали над жилой застройкой и были противопоставлены окружающему. Это напоминает расположение античных греческих храмов.

Константинопольское влияние сильнее всего сказалось при перестройке Софии в добавлении к первоначальному зданию широких наружных галерей. Они увеличили вместимость постройки — главного общественного здания города. Галереи являются отзвуком крайних боковых нефов пятинефных храмов Константинополя.

Постройки Трапезунда представляют собой с точки зрения архитектуры один из полюсов средневизантийского зодчества, диаметрально противоположный архитектуре Константинополя. Глубоко правы были русские исследователи Кондаков, Айналов, Редин и др., когда они называли эту школу «греко-восточной школой» византийского искусства. Этим термином хорошо обозначается своеобразие восточновизантийской архитектуры, сложившейся на основе греческой античной традиции.

В интерьерах зданий Трапезунда бросаются в глаза столбы в качестве опор. Преобладают столбы крестообразной формы — массивные и тяжеловатые, более отчетливо расчленяющие внутреннее пространство на отдельные части. Однако лопатки мало выступают из массива столба. Во многих зданиях такие столбы были под влиянием Константинополя впоследствии заменены колоннами. Крестообразные столбы придают внутреннему пространству более статичный и несколько раздробленный характер. Это напоминает постройки Константинополя IX в., обнаруживающие некоторое восточновизантийское влияние.

В Трапезунде сохранилось еще несколько совсем небольших купольных церквей, в которых купола на барабанах поставлены прямо на квадратные в плане стены. К главной части такой постройки примыкают обычно небольшой нартекс с западной стороны и апсида на восточной стороне. По кладке эти постройки близки к более крупным зданиям Трапезунда. Они довольно высоки и стоят как башни среди домов на небольших площадях. В этих бесстолпных зданиях сохранилась традиция жилою дома глубокой древности. Их предками являются народные жилые дома, изображенные на рельефе из Куюнджика. Бесстолпные церкви Трапезунда наглядно показывают связь византийских церквей с народной жилой архитектурой.

Средневизантийские здания Трапезунда очень живо напоминают, в особенности своим наружным обликом, постройки Армении и Грузии. Тщательная каменная кладка и мало расчлененные упрощенные архитектурные объемы зданий Трапезунда вызывают в памяти ранние постройки Закавказья. Не может быть сомнения в том, что между архитектурой Малой Азии и Кавказа, расположенных по соседству и находившихся в постоянных оживленных торговых сношениях друг с другом, происходил взаимный обмен архитектурным опытом на разных этапах их исторического развития. Однако большое сходство зданий Малой Азии и Кавказа объясняется главным образом общими чертами их средневековой культуры и теми — сирийской, византийской и позднеантичной — традициями, которыми питались их зодчие.

В целом византийские постройки Малой Азии исследованы далеко еще недостаточно. В средневизантийское время для восточной школы византийского зодчества особенно характерно различное соединение местных особенностей, так ярко представленных постройками Трапезунда, и элементов, пришедших из Константинополя. Столица оставалась, естественно, ведущим архитектурным центром для всей страны.

Церкви в Малой Азии: Дере-Аси, VIII—IX вв. (план и разрез); Улади, X—XII вв.
79. Церкви в Малой Азии: Дере-Аси, VIII—IX вв. (план и разрез); Улади, X—XII вв.

Выдающимся памятником средневизантийской архитектуры Малой Азии является церковь в Дере-Аси в Ликии (рис. 79). Здание исследовано недостаточно. Возможно, что оно первоначально тоже было пятинефным. Своеобразную особенность его архитектурного типа составляют хоры в боковых концах креста, выходящие в подкупольное помещение тройными аркадами, каждая на двух промежуточных колоннах. Кладка стен представляет собой чередование нескольких рядов неровно отесанных квадров камня и нескольких рядов кирпича. Здание массивно и тяжеловесно.

В Малой Азии сложился в средневизантийское время тип маленькой четырёхстолпной крестовокупольной церкви простого варианта, представленный церковью в Улади (рис. 79). Квадратная в плане, она имеет три апсиды. План расчленен системой крестообразных столбов, которым на внутренних стенах соответствуют лопатки. Здание очень невелико: его купол имел всего только три метра в диаметре. Сопоставление планов церкви в Улади и ранневизантийской церкви вне стен Русафы обнаруживает традицию, восходящую к архитектуре древней Месопотамии. В церкви в Улади отчётливо выступают также античные греческие и римские традиции в сочетании с византийским началом. Это разнообразное наследие слилось в некоем синтезе: церковь в Улади очень цельна по своей архитектуре.

Своеобразные особенности средневизантийской архитектуры Малой Азии выступают очень отчетливо. Все же эта архитектура носит несколько провинциальный характер.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации