Средневековая архитектура Сербии и Македонии

Глава «Архитектура Сербии и Македонии (Введение. Заключение.)». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Бошкович Д.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Заселение славянами Балканского полуострова происходило в период от VI до конца VIII в. Вместе с передвижениями славянских этнических масс и их скрещиванием с местным населением — иллирийцами, фракийцами, даками, римлянами, греками и вновь пришедшими болгарами — происходило постепенное общественное расслоение внутри самих славянских племен и их союзов. Таким образом сложились, особенно в течение IX в., небольшие славянские государства, которые по своему строю представляли собой переходные формы от военной демократии к феодальной монархии.

Вклинившись между Византией и франкской «Священной Римской империей» и давая отпор этим в то время агрессивным военно-политическим силам, славяне одновременно вступали в непосредственный экономический и культурный контакт с обоими государствами. Этим объясняется различие международных связей, возникших у различных южнославянских областей. Словения и Хорватия, а также частично Босния были связаны главным образом с Западом, Болгария и Македония — с Востоком, с соседней Византией, а целому ряду небольших сербских государств пришлось лавировать между Востоком и Западом, причём государства, находившиеся в центральных областях Балканского полуострова, ориентировались главным образом на Византию, а расположенные на побережье Адриатического моря поддерживали более тесные связи с Западом и, вообще, со всем Средиземноморьем.

Всё это имело большое значение для развития архитектуры на территории Македонии и Сербии с Зетой, за исключением Дуклянско-Зетского Приморья [Архитектура Дуклянско-Зетского Приморья будет рассмотрена в томе IV в очерке о развитии архитектуры в западных областях Югославии.].

Территория, о которой идёт речь, расположена главным образом в центральной части Балканского полуострова: это Рашка по рекам Лиму и Ибару, центр Сербии, Топлица и Поморавье на северо-западе и Зета по рекам Мораче и Зете на юго-западе.

Карта придунайских стран (в современных границах)
46. Карта придунайских стран (в современных границах)

На западе в пределы Сербского государства входили, особенно в ранний период, также области Боснии и Герцеговины — Травуния, Захумье и Паганье. Македония на юго-востоке занимает почти целиком область Повардарья по течению р. Вардар; между ней и Рашкой расположено плоскогорье Косова и Хвосна (Метохии).

На этой территории сходится несколько горных систем — старый массив сравнительно доступных Родоп, которые с юга из Македонии спускаются на север к Дунаю и Саве, и молодые горные системы — Балканская и Карпатская на северо-востоке, Динарские горы в Приморье и западных областях, Эпирская и Албанская системы на юго-западе. Поэтому рельеф здесь очень пересеченный, горы изрезаны перевалами и глубокими речными долинами, что особенно характерно для молодых горных систем. Более спокойный рельеф — в Родопах и, особенно, в нижнем течении больших рек, в долинах Дуная, Савы, Моравы и Вардара.

Густые лиственные, а в горных областях хвойные леса, покрывавшие эту территорию в древности и в средние века, были значительно вырублены только в карстовых областях юго-западной Зеты и Герцеговины. Эта область, особенно в районах молодых горных систем, богата камнем: известняком в Динарских горах, песчаником в долине Моравы, мрамором, часто очень высокого качества, в Родопах. Глина, в изобилии залегающая в долинах Дуная, Савы, Моравы, Колубары и Вардара, создала благоприятные условия для производства превосходного кирпича.

Но главное богатство этой территории составляют рудники, большая часть которых эксплуатировалась ещё римлянами и византийцами. Особую ценность представляют свинцовые и серебряные рудники в Брскове, Трепче, Ново-Брдо, Руднике, Заяче, Сребрнице, Копаонике и Кратове. Золото, очевидно, также добывали, но в меньших количествах. Медную руду добывали в Кичеве, Руднике и Кратове, а залежи ее находились, кроме того, ещё и в Боснии. Запасы железной руды имелись в Копаонике, вблизи Нови-Пазара, Ново-Брдо и в Кичеве (Железник). Постепенно, начиная с середины XIII в., перешли к более активной эксплуатации этих рудников.

Резко континентальный климат (только в Приморье и в южных областях Македонии климат приближается к средиземноморскому) способствовал больше развитию животноводства, чем земледелия, которое сконцентрировалось в довольно плодородной равнине по нижнему течению больших рек, а также в долинах Дуная, Савы, Моравы и Вардара. Виноградарством и разведением маслин занимались главным образом в Приморье.

В IX в. возник и укрепился ряд небольших государств, находившихся на стадии зарождения феодальных отношений. Это были Дукля, Зета, Травуния, Захумье и Пагания в Приморье, Рашка и Босна во внутренних областях Балканского полуострова. Эти государства, пережив ряд внутренних и внешнеполитических кризисов, развивались самостоятельно вплоть до конца XII в., когда они вошли в объединенное сербское государство Неманичей.

История Македонии этого же периода сложилась по-другому. Македонские славяне входили в состав Болгарского государства до его падения в 971 г. и Западно-Болгарского государства во главе с Самуилом, которое объединяло как часть Болгарии, так и центральную часть Балканского полуострова, где позднее сложилось Сербское государство. Несмотря на своё недолгое существование — Византия покорила его в 1018 г.— это государство пробудило у македонских славян чувство национального самосознания; этим объясняются и последующие восстания македонского народа, особенно сильные в 1043 и 1073 гг.

Период от IX до конца XII в. имел очень большое значение для славянского населения, проживавшего на всей этой территории. Это был период укрепления государственного строя небольших раннефеодальных государств и проникновения славянского населения в ранее завоеванные города на побережье и в глубине Балканского полуострова. В этот период создавалась новая культура: в Македонии и Рашке — на основе столкновения и взаимного проникновения славянской традиции и восточновизантийской культуры, являвшейся восприемником культурного наследия античности; в Приморье — главным образом на базе влияния Запада. Это был период постепенного укрепления феодальных отношений, проникнутых идеологией христианства, которое пропагандировали Рим и Константинополь, чтобы с его помощью укрепить и расширить сферы своего влияния. Но в то же время это был период создания письменности, которую в конце IX в. распространяли из области Охриды и Преспы Климент и Наум, ученики Кирилла и Мефодия.

Последняя четверть XII в. имела решающее значение для укрепления Сербского государства. В этот период при великом жупане Стефане Немане, основателе династии Неманичей, произошло, объединение всех небольших сербских государств и части Боснии * в единое Сербское государство. Македония в его состав не вошла. Его развитие и усиление зависели прежде всего от укрепления его внутренних экономических и военно-феодальных сил. С другой стороны, его усилению способствовала также и очень благоприятная внешнеполитическая обстановка, прежде всего ослабление Византии, которая в 1204 г. была завоёвана крестоносцами. Установлению полной независимости государства содействовало также создание в 1219 г. самостоятельного сербского архиепископства, основатель которого третий сын Немани архиепископ Савва I проявил себя как дальновидный государственный деятель.

[* Босния вскоре образовала самостоятельное государство, во главе которого стояли династии, в значительной степени зависевшие от венгерских правителей. Это послужило причиной кризисов, выразившихся в столкновениях между католической и богомильской боснийской церковью. Во второй половине XV в. Босния также полностью подпала под власть Турции.]

Нечто подобное, т. е. установление самостоятельной католической церкви в Сербском государстве, попытался сделать в середине XIII в. и король Стефан Урош I, восстановив архиепископство в Баре, но это не привело к ожидаемым результатам. Понятна также и та борьба, которую Неманя и его непосредственные наследники вели прежде всего в Боснии против богомилов как выразителей старой славянской племенной традиции, препятствовавшей развитию феодализма.

Превращение великого жупанства в 1217 г., при Стефане Первовенчанном, в королевство и его внутреннее укрепление в третьей четверти XIII в., при Стефане Уроше I, подготовили его значительное расширение к югу в первой половине XIV в., при Милутине (1282—1321) и Душане (1331—1355), который провозгласил себя царем в 1346 г. Тогда не только Македония, за обладание которой боролись до того Византия, феодалы-крестоносцы и болгары, но и значительная часть Эпира (современная Албания) и Фессалии (северная Греция) входили в состав Сербского государства.

Дальнейшее развитие феодальных отношений привело к усилению местных центров и ослаблению центральной власти, а внутренние распри между феодалами и набеги турок привели к тому, что в последней четверти XIV — первой половине XV в. государство распалось на небольшие феодальные единицы. Его административный и политический центр, который ранее переместился из Рашки в Призрен и затем в Скопле, был перенесен теперь под нажимом турок на север, сначала в Крушевац, после поражения на Косовом поле в 1389 г. — в Белград (в начале XV в.), а затем в Смедерево на Дунае. Падение Смедерева в 1459 г. означало одновременно и конец самостоятельного Сербского государства. Только в Воеводине (в Среме, Банате и Бачке), которая вошла в состав Венгерского государства, отдельные сербские феодалы сохранили ещё на некоторое время ограниченную вассальную самостоятельность. Свободными оставались только труднодоступные горные районы Черногории.

Период с конца XII до середины XV в. был для Сербского государства временем развития и укрепления его экономики и культуры, что было органически связано с укреплением феодальных отношений. В то время как прикрепленные к земле крестьяне подвергались жестокой эксплуатации, полусвободные ремесленники имели большие возможности для развития своего ремесла. Ремесло развивалось главным образом в городах как на побережье, так и в глубине страны. Развитие ремесленного производства и, в особенности интенсивная разработка рудников способствовали развитию торговли, как внутренней, так и внешней, которая шла через прибрежные города. Развитие торговли, в свою очередь, способствовало росту городов, оживлению строительной деятельности и развитию архитектуры.

Зодчие, которых иногда еще выписывали из дальних стран, из Византии, с Востока, а возможно и с Апеннинского полуострова, работали бригадами во главе с протомайстором. Лишь немногие из них принадлежали к духовному сословию; большинство же были мирянами и завоевали имя и признание своим трудом *. Организованные таким образом в бригады зодчие передавали новому поколению и традиции, носителями которых они являлись, и свой личный опыт, который в значительной степени способствовал изменению направления и формы самой традиции.

[* Так, например, король Милутии даровал протомайстору Георгию и его братьям Доброславу и Николе за строительство и роспись многочисленных церквей село Манастирец, что подтвердили после его смерти своими грамотами его сын Стефан Дечанский и внук Душан. Очень известен был также протомайстор Раде Бороевич, который под именем Раде Неймара вошёл даже в народную поэзию.]

Архитектурная традиция в период своего зарождения, о котором идет речь, имела различные истоки. Когда славяне обосновались на Балканском полуострове и были созданы первые славянские государства, еще продолжали существовать некоторые из позднеантичных — ранневизантийских городов, или, по крайней мере, сохранились развалины их, которые иногда заселялись славянами [Так, на развалинах Стоби, Царичин Града и Гамзиграда археологическими исследованиями обнаружены следы славянского населения, которое обосновалось здесь после разрушения этих городов.]. Достаточно назвать только несколько самых крупных: Naisus (Ниш), Scupi (Скопле), Lichnidos (Охрида), Heraclea Linkestis около Битоля, Ulpiana в Косове, Justiniana Prima (возможно, Царичин Град), Viminacium (Костолац), Singidunum (Белград), Гамзиград в области Тимока, Doclea (Дукля) в районе Титограда. Эти города вплоть до второй половины VI в. отличались богатством городской позднеантичной — ранневизантийской архитектуры гражданского, военного и культового характера, а результаты раскопок на месте некоторых из них позволяют сделать вывод, что они могли существовать и несколько позднее, вплоть до раннего средневековья.

Вполне естественно, что славяне в период своего обоснования на Балканском полуострове не только имели дело с позднеантичной — ранневизантийской архитектурой, но и были носителями собственной архитектурной традиции, которая находила свое выражение в дереве как основном строительном материале. Эту традицию можно не только представить себе благодаря археологическим раскопкам (Панчево, Бостаниште, около Мошорина на Тиссе), но также и наблюдать в живых образцах деревянного зодчества, которое сохраняется и в настоящее время в горных лесных районах.

Но помимо местной традиции постоянно дают себя чувствовать и внешние связи с Востоком и Византией, а также и с Западом через Приморье. Оживленная торговля со странами Востока и Запада, близость крупных архитектурных центров, как Фессалоники, Афон и Апулия (через море), тесные связи церкви с Константинополем, а также политические и родственные связи феодалов, которые лавировали между Западом и Византией,— всё это способствовало тому, что эти влияния взаимно перекрещивались как раз на территории Сербии. Свидетельства некоторых архитектурных памятников, подкреплённые письменными историческими источниками, говорят о несомненных связях с архитектурой Венгрии, Болгарии, Валахии и Молдавии, а также русского государства, а, возможно, даже и древнерусского государства.

[Так, мы находим одну и ту же систему кладки кирпичных стен, когда каждый второй ряд кирпича заглублён и закрыт раствором, с одной стороны, в церкви Спаса на Берестове в Киеве начала XII в. и в киевском Софийском соборе 1017—1037 гг., а, с другой стороны, в Сербии в церкви Николы близ Куршумлии, построенной в 1170 г., а возможно и раньше. Но это могло быть и следствием заимствования данной конструкции из одних и тех же византийских источников.]


 

Архитектура Сербии и Македонии зародилась на территории, граничившей на юге и юго-востоке с Византией, а на севере и северо-западе с крупнейшим государством Западной Европы того времени — Священной Римской империей. Кроме того, на этой территории ко времени появления здесь славян еще существовали некоторые города позднеантичного и ранневизантийского времени. Всё это должно было оказать свое влияние на сербскую и македонскую архитектуру, но довольно скоро она стала развиваться по своему собственному пути. Это говорит о наличии у славян уже в то время своей самобытной зодческой традиции, сложившейся на основе тех задач, которые выдвигала перед славянскими зодчими жизнь их народов, тех возможностей, какие она им предоставляла.

В ранних каменных постройках Сербии, небольшие размеры которых отвечали скромным экономическим возможностям составлявших ее малых государств, получили дальнейшее развитие композиционные приемы, известные по дороманским каменным церквам славянского Приморья и Зеты, т. е. трёх- и четырёхконховый планы. С другой стороны, на некоторые особенности сербских каменных церквей могли повлиять и их несохранившиеся деревянные прототипы. Такое предположение позволяют высказать некоторые постройки Рашской школы с их двускатными крышами и прямоугольными в плане пристройками — большой западной и меньшими боковыми, примыкающими к центральному бесстолпному объёму. Сербы, как и другие славянские народы, возводили стены деревянных зданий из горизонтально уложенных брёвен, что позволяло покрывать их без промежуточных опор, но заставляло для получения большей площади пристраивать к основному срубу дополнительные.

В Македонии, где каменная архитектура имела более обширную область применения уже в античное и ранневизантийское время, в эпоху Первого Болгарского царства строились базилики с деревянными перекрытиями и сводами и четырёхстолпные крестовокупольные церкви, получившие широкое распространение в последующие века.

В процессе дальнейшего развития сербской архитектуры, связанного с укреплением Сербского государства при Неманичах и с расширением его границ, бесстолпный и четырёхстолпный с пониженными углами типы храма оказывали воздействие друг на друга. Четырёхстолпные храмы получили обширные западные пристройки, обычные в более ранних бесстолпных церквах, а у поздних бесстолпных храмов Моравской школы вместо свойственных постройкам XII—XIII вв. прямоугольных в плане боковых пристроек появились такие же полукруглые боковые апсиды — «певницы», как и в четырёхстолпных храмах.

Наконец, некоторые ставшие характерными для средневековой сербской архитектуры конструктивные особенности, вроде ступенчатых подпружных арок под барабанами куполов, применялись в постройках разных типов и школ. Их можно видеть и в бесстолпных храмах Рашской школы (церкви в Милешеве и Арилье), где, будучи скрыты в прямоугольном пьедестале под барабаном, они оставались только внутренней формой. Но в постройках Косовско-Метохийской (церковь в Грачанице, Иоакимо-Аннинская церковь в Студенице) и Моравской (храмы в Крушеваце, Наупаре, Калениче и др.) школ с их посводными покрытиями, говорящими о том, что такие специфически каменные формы стали обычными для сербских зодчих, ступенчатые подпружные арки вызвали появление дополнительного яруса закомар в основании барабанов.

Декоративная обработка фасадов ранних построек была простой, отвечающей структуре зданий и свойствам строительных материалов. В дальнейшем в ней появились некоторые мотивы, родственные романским (в постройках Рашской школы) и византийским (в постройках Македонской и Косовско-Метохийской школы). При этом иногда арочные пояски и перспективные порталы романского характера сочетались с византийскими глухими арками и колонками на углах граненых снаружи купольных барабанов. Это особенно заметно в постройках Моравской школы, где такие детали, согласованные между собой и подчинённые общей композиции зданий, дополнялись ещё декоративными мотивами, шедшими от народного прикладного искусства — тканей и резьбы по дереву. Таковы узорная каменно-кирпичная кладка и каменная резьба оконных наличников, архивольтов арок и розеток.

Некоторые из этих декоративных деталей, одни буквально (керамические украшения), другие в общих чертах (узорная кладка и каменная резьба), повторяются и в постройках других стран (Болгария, Молдавия и Валахия), что свидетельствует о том тесном контакте, в котором развивалась их архитектура и архитектура Сербии и Македонии. Об этом же свидетельствуют и широкое распространение в Болгарии, Сербии и Македонии типа четырёхстолпного крестовокупольного храма с пониженными углами, и повторение в сербских и македонских церквах трёхконхового типа храма, а в сербских и болгарских — бесстолпного с западным притвором, причем нередко и там, и здесь над этим притвором ставились квадратные в плане колокольни.

Позднее, во второй половине XIV — первой половине XV в., когда нашествие турок на Балканский полуостров вызвало передвижение значительных масс населения к северу, отдельные сербские эмигранты, среди которых были, вероятно, и зодчие, проникали в Валахию и Молдавию и даже доходили до Руси. Это делает понятной близость старейших памятников валашской архитектуры (церкви в Козии, Водице, Тисмане) к зодчеству Моравской школы. Характерные для этой школы бесстолпный удлинённый триконх и дополнительные подпружные арки на консолях стали обычными и в молдавских церквах XV—XVI вв.

Такой конструктивный прием привел к появлению и в молдавских, и в сербских церквах ярусной композиции перехода от основного объёма здания к барабану купола, но дополнительные ярусы закомар сербских церквей имеют больше сходства с ярусным расположением закомар в русских постройках, известным уже в домонгольское время (Пятницкая церковь в Чернигове) и обычным в постройках конца XIV и XV в. (соборы в Звенигороде, Троице-Сергиевой лавре и др.). Некоторые сходство между сербскими и русскими постройками сказывается также и в расположении закомар основных объемов на разных уровнях (церковь в Грачанице, некоторые постройки Моравской школы и собор московского Андроникова монастыря), и в применение довольно обычного в сербской архитектуре параболического, близкого к стрельчатому, очертания подпружных арок в таких русских постройках XV в., как Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры и церковь в селе Каменском.

Все это говорит о том, что архитектура в южно- и восточнославянских странах, а также в Молдавии и Валахии развивалась не изолированно, но в определенной взаимосвязи. Вместе с тем дальнейшая разработка некоторых композиционных и конструктивных приемов, выработанных в сербской архитектуре XIV — начала XV в., в архитектуре других стран в XV—XVI вв. свидетельствует о том, что ко времени турецкого нашествия сербская архитектура была вполне жизнеспособной. Она черпала силы для своего развития и в изменениях материальных и исторических условий, и в сложившихся уже строительных и художественных традициях, и в выработанном трудом ряда поколений мастерстве зодчих. Турецкое иго надолго замедлило развитие архитектуры в большей части Сербии и в Македонии. Для Черногории, сохранявшей свою независимость, это время было временем экономического упадка, также не благоприятствовавшего развитию архитектуры. Лишь к северу от Дуная и Савы, в Воеводине, не завоеванной турками, но вошедшей в состав Венгрии, а затем подпавшей под власть австрийских Габсбургов, строительная деятельность продолжалась в известной мере и в XVI—XVIII вв. Здесь элементы ренессанса и барокко сочетались с традиционными приёмами композиции церквей, сохранявшими свою ценность и для этого времени.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации