Градостроительство, крепостная и гражданская архитектура Сербии и Македонии в средние века

Глава «Архитектура Сербии и Македонии. Градостроительство, крепостная и гражданская архитектура». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Бошкович Д.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В таких исторических условиях развивались старые и возникали новые городские поселения.

Это прежде всего несколько городов в самом Приморье — Котор (Acruvium? Decatera), Будва (Butua), Бар (Antipargai, Antivari), Улцинь (Oehinium, Dulcinium), а также Скадар (Skodra, находящийся в настоящее время в Албании) и Рибница на месте древней Дукли (Doclea) внутри страны. На северо-западе — Дубровник (Ragusium), который оставался вольным городом и никогда не входил в состав Сербского государства, но поддерживал с ним тесные экономические и культурные связи, и Стон, который до 1335 г., когда он примкнул к Дубровнику, входил в состав Сербии [Обо всех этих городах, имеющих средиземноморский характер и продолжающих традиции античности, будет идти речь в IV томе.].

Ново-Брдо. Городские стены
1. Ново-Брдо. Городские стены

Внутри страны часть городов, как Белград (Singidunum), Ниш (Naisus), Скопле (Scupi), Охрида (Lichnidos), возможно также Призрен и Приштина, продолжали развиваться на тех же местах, где они существовали раньше. Другие, как Ново-Брдо, Рудник, Стари-Трг, Крушевац, Смедерево, Прилеп (Маркова-Варош), были основаны только в середине века как горнопромышленные или торговые поселения. Но в силу того, что, за исключением Ново-Брдо и Стари-Трга, эти города продолжают существовать и в настоящее время и что они много раз меняли свой облик, а серьезные археологические исследования в них ещё не произведены, невозможно сказать точно, как они выглядели в средние века. Общим для них было наличие феодального замка, который господствовал над городом, и городских стен, которыми город обычно был опоясан (рис. 1). Затем можно предположить, а в разрушенном Ново-Брдо это видно очень ясно, что к торговой площади, находившейся обычно в более или менее центральной части города, вели радиально проложенные улицы, которые естественно разграничивали городские кварталы. Кроме того, в городе могло быть еще несколько небольших церквей. За исключением военных замков, где были найдены остатки жилых зданий из прочного материала, остальные постройки были, очевидно, из дерева или самана *. Понятно, что они не могли сохраниться до настоящего времени; так же обстояло дело и с сельскими строениями.

[* Об этом свидетельствует архиепископ Бара Гильом Адам, который обошёл города в Сербии и в своей записке 1332 г. писал, что дома и дворцы короля и других вельмож воздвигнуты из дерева и что нигде, кроме как в приморских городах он не видел дома или дворца, выстроенного из камня или кирпича. Но его свидетельство, возможно, тенденциозно; сохранившиеся остатки памятников материальной культуры говорят о том, что такие случаи были.]

Замки феодалов носили преимущественно военный характер. Они прежде всего отвечали потребности феодала осуществлять из одного опорного пункта эксплуатацию определенной территории, рудника или города, а также служили средством активной обороны не только от внешних врагов и соседних феодалов, но и от собственных крепостных.

Если феодальные замки рассматривать в целом вместе с городскими поселениями и важнейшими монастырями, то можно отметить, что большей частью они расположены на расстоянии дня ходьбы друг от друга. Это говорит о том, что они включались в единую транспортную сеть, в которой служили узловыми пунктами. Их местонахождение, а также анализ рельефа и возможностей размещения путей сообщения применительно к данной местности позволяют приближенно восстановить существовавшую в прошлом сеть путей сообщения, даже если потом они были полностью заброшены. Место расположения замка или монастыря, часто связанное с благоприятными условиями рельефа или с удобным для передвижения ущельем, определялось и другими условиями, в особенности местонахождением источников питьевой воды.

Марков Град близ Прилепа. План замка XIV в.
2. Марков Град близ Прилепа. План замка XIV в.
Смедерево. Крепость, 1428—1430 гг. Общий вид
3. Смедерево. Крепость, 1428—1430 гг. Общий вид
Манасия, Монастырь, 1-я половина XV в. Манасия, Монастырь, 1-я половина XV в.
4. Манасия, Монастырь, 1-я половина XV в. Общий вид и план

Нельзя точно определить время сооружения каждого из этих замков. Некоторые из них были воздвигнуты еще византийцами, другие восходят к XII и к первой половине XIII в.; большинство же этих замков было уничтожено в XIV и первой половине XV в. Количество их очень велико, поэтому здесь следует упомянуть только несколько самых значительных. Помимо замков, расположенных около городских поселений и рудников, необходимо назвать еще Звечан, Чутет и Маглич в долине Ибара, Црну-Стену и Ковин в бассейне Лиму, Брсково над Таром, Вишеград около Призрена, Елеч в Стари-Колашине, Пирог, Марково-Кале около Вране, Сталач, Сврлиг, Островицу, Борач, Козник, Соко, в северных областях Сербии — Смедерево, выстроенное между 1248 г. и серединой XV в., Голубац на Дунае, Огоште (Никшич), Рибницу в Зете, Хисар около Штипа, Просек на Вардаре и Марков Град около Прилепа в Македонии (рис. 2).

Нужно также упомянуть несколько укреплённых монастырей, как, например, Студеница, Баньска, Дечани, Манасия (рис. 4), Святых архангелов около Призрена, а также Хиландар на Афоне.

Все это типичные средневековые укрепленные города с массивными зубчатыми стенами, усиленными квадратными или, реже, круглыми башнями; их неправильные границы соответствуют рельефу высоких холмов, на которых они расположены. Вокруг стен выкопаны глубокие и широкие рвы, которые иногда, как, например, в Магличе, высечены прямо в скале. Особое внимание обращалось на глубокие входные ворота, фланкируемые, как правило, двумя башнями; подъездной путь обычно проходил около городских стен, с которых можно его контролировать. Одна из башен, в которой жил сам феодал, была обычно гораздо больше остальных и господствовала над ними. В некоторых случаях, как, например, в Манасии, на башнях и стенах сооружались оборонительные каменные балконы на консолях. Исключение представляет Смедерево, которое, как типичный равнинный город, имеет более регулярный план и построено в виде треугольника при впадении реки Езавы в Дунай (рис. 3).

Зодчие, строившие эти замки, происходили из различных областей. Наряду с местными мастерами в строительстве замков участвовало очень много мастеров из Приморья. Рабочими были подневольные люди, отбывавшие на строительстве феодальную повинность; при этом они должны были выкопать, перенести и обработать огромное количество строительного материала. Все жители города обязаны были участвовать в строительстве замка феодала, что было подтверждено также постановлениями Законника Душана в 1349 г. В период большой опасности турецкого нашествия, когда от строительства укреплений зависело дальнейшее существование феодального государства, принудительный труд настолько тяготил широкие народные массы, что многие феодальные замки до сих пор ещё носят в народе такие названия, как например, «Город проклятой Ерины» по имени жены деспота Георгия Бранковича гречанки Ирины, брат которой Фома Кантакузен принимал участие в сооружении Смедерева.

Все сохранившиеся феодальные замки выстроены из бутового и тесаного камня, довольно аккуратно уложенного и закреплённого на фасадах стен; основу стены обычно составляет щебень, мелкий камень и обломки кирпича с большим количеством раствора. На углах стены обычно заканчиваются камнями большего размера и более тщательно отесанными. Кирпич употреблялся очень редко, но в Смедереве, например, им орнаментированы некоторые башни (рис. 5) и выложена монументальная надпись на одной из башен малой, старой части города, гласящая, что эта часть замка была выстроена во время правления деспота Георгия в 1430 г.

На украшение замков, вообще, обращалось очень мало внимания. За исключением упомянутого случая в Смедереве, встречаются лишь редкие попытки, как, например, на одной из башен в Ново-Брдо, украсить грубо обработанную поверхность стены узором из более тщательно обработанного материала темного цвета, но этот узор мог иметь и символическое значение (крест). Несколько более тщательно обрабатывались проёмы входных ворот, а в Манасии обращает на себя внимание грубая, но сочная профилировка консолей, которые несут оборонительные каменные балконы.

Наряду с замками из твердого, прочного материала строились также замки из дерева, особенно в раннефеодальный период, когда сильна еще была славянская традиция. Это известно не только из свидетельства Анны Комнин конца первой половины XII в., но также из названий некоторых замков: так, например, известны два города Брвеника на Ибаре и Лабе и Древен около Призрена. Но от этих городов, конечно, не сохранилось никаких следов, а оба упомянутых Брвеника позднее были построены заново из камня.

Смедерево. Крепость. Вид башни с внутренней стороны Дечани. Трапезная, XIV в. Разрез и планы
5. Смедерево. Крепость. Вид башни с внутренней стороны 6. Дечани. Трапезная, XIV в. Разрез и планы
Смедерево. Дворец, около 1430 г. Фрагмент фасада Манасия. Трапезная, 1-я половина XV в.
7. Смедерево. Дворец, около 1430 г. Фрагмент фасада 8. Манасия. Трапезная, 1-я половина XV в.

Деревянными же, очевидно, были некоторые временные дворцы феодальных правителей и придворной знати, как Дебрац на Саве, Некудим около Паланки, Дежево около Нови-Пазара, Брняк на Ибаре, Пауни, Сврчин и Неродимля в Косове, Рибник около Призрена и другие. В настоящее время более или менее точно определено только место Брняка, где сохранились фундаменты нескольких вытянутых, прямоугольных в плане зданий, которые, по всей вероятности, были построены из дерева [Как выглядел такой дворец-поселение, можно хорошо представить себе по барельефу на надгробном памятнике «Кулина бана» из Стара-Здошчи около города Високи в Боснии, восходящему, очевидно, к XV в.].

В некоторых замках и монастырях сохраняются остатки более основательно построенных жилых и хозяйственных зданий. Особенно значительны развалины одного одноэтажного здания простой конструкции, выстроенного в Марков-Граде около Прилепа, а также части дворца с большим престольным залом в Смедереве (рис. 7). Остатки больших монастырских трапезных имеются в Студенице, Дечанах (рис. 6), Манасии (рис. 8) и Хиландаре. Хорошо сохранились две кухни с высокими сводчатыми изнутри дымоходами, одна в Дечанах, другая в Хиландаре. В Хиландаре очень интересны жилые башни (рис. 9, 10), а также постоялые дворы с большими сводчатыми подвалами. Несмотря на то, что они были позднее перестроены, они могут дать представление о том, как могли выглядеть постройки такого типа в городах; известно, например, что деспот Стефан Лазаревич выстроил в первой четверти XV в. в Белграде ряд зданий светского характера, в том числе больницу.

Хиландар (Афон). Внутренний вид монастыря с жилой башней (пирг)
9. Хиландар (Афон). Внутренний вид монастыря с жилой башней (пирг)
Жилые здания XII—XIV вв.: 1 — дом в Калениче (разрез, планы и общий вид); 2 — пирг в Хиландаре (разрезы и планы)
10. Жилые здания XII—XIV вв.: 1 — дом в Калениче (разрез, планы и общий вид); 2 — пирг в Хиландаре (разрезы и планы)

Судя по сохранившимся остаткам, это были здания простой конструкции в два-три этажа. Они были выстроены из бутового и тесаного камня, иногда в сочетании с кирпичом. Мрамор применялся очень редко. Как свидетельствуют новые находки, вестибюль перед трапезной в Студенице был, очевидно, сооружен из тщательно отесанного мрамора. Междуэтажные перекрытия и конструкция кровли выполнялись из дерева. Крыша покрывалась деревянной дранкой или тонкими каменными плитками. На украшение, если таковым не являлся самый способ кладки из камня и кирпича, как, например, в Хиландаре (см. рис. 9) и Смедереве, обращалось мало внимания. В тронном зале в Смедереве рядом с четырьмя двойными окнами, обращенными к Дунаю, под разгрузными арками из кирпича и камня размещено по две упрощённых, обработанных рустом, заостренных готических арки; такие же арки встречаются и в памятниках культового характера Моравской школы этого периода. Это только один из признаков, который, наряду со многими другими (материал, способ строительства, общий внешний облик), указывает на единство светской и церковной архитектуры этого времени.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации