Архитектура средневековой Болгарии

Глава «Архитектура Болгарии (Введение. Заключение)». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Болгария занимает северо-восточную часть Балканского полуострова, где еще со времени бронзового века жили фракийские племена, уже в V в. до н. э. имевшие свою государственную организацию. В VII и VI вв. до н. э. на западном побережье Черного моря возникло несколько греческих колоний. Они вели оживленную торговлю с местным населением и внесли в его первобытную культуру много эллинистических элементов. С начала I в. н. э. страна находилась под властью римлян, которые проложили военные и торговые дороги, превратили фракийские поселения в административные центры, воздвигли крепости и заложили новые пограничные и внутренние города.

В градостроительном отношении эти римские города имели много общего с городами восточных эллинистических провинций. Они были застроены величественными общественными, культовыми и частными зданиями, площади и улицы были украшены колоннадами и статуями, а в убранстве дворцов и гробниц широко применялись декоративная живопись и мозаика. Римские города, разбросанные по всей стране, оказывали большое экономическое и культурное влияние на местное фракийское население. К V—VI в. н. э. преобладающая часть его утратила свой язык и начала говорить на латинском или греческом языке.

К концу античной эпохи Римская империя, ослабленная глубокими социальными противоречиями, уже не могла защищать свои границы от набегов северных народов. В IV—V вв. готы и гунны жестоко опустошали земли Балканского полуострова. Много сел и городов лежало в развалинах, а те из них, которые уцелели под прикрытием своих крепостных стен, вели ограниченное экономическое и культурное существование, питаясь преимущественно богатым наследием эллинской и римской цивилизации в стране.

карта расселения булгарских племён

В начале VII в. пришедшие с севера через Дунай южнославянские племена густо заселили восточную половину Балканского полуострова, в том числе Македонию и часть Греции. К середине того же века народ тюркского происхождения — праболгары, — покинув свою родину — берега Азовского моря и предгорья Кавказа, — поселился рядом со славянами в северо-восточной части полуострова, между Дунаем, Балканами и Чёрным морем.

Поселившиеся на Балканском полуострове славяне переживали процесс разложения первобытно-общинного строя. На новой родине славянские племена образовали не родовые, а территориальные объединения, занимались исключительно земледелием и знали уже частную собственность на землю. В VII в. процесс сложения общественных классов среди славян привел к образованию политических объединений, обусловивших создание феодального государства.

Также поселившиеся на Балканах праболгары имели сильную военную организацию и резко выделившийся класс знати.

Это также содействовало становлению раннефеодального уклада, основанного, как и у славян, на земледелии.

В условиях раннефеодальных отношений славяне и праболгары после успешной войны с Византией образовали в 680 г. свое собственное государство. Основное население его составляли уже не фракийцы или остатки римского и греческого населения, а славяне. Они ассимилировали старое местное население и своих праболгарских союзников и передали как одним, так и другим свой славянский язык и образ жизни. По имени праболгар, в руках которых в первое время находилась военная и политическая власть, новое государство было названо Болгарией, а его население — болгарами.

Сделавшись фактическими хозяевами страны, славяне скоро проникли в села и города фракийцев, греков и римлян. Однако в новой обстановке они, как и праболгары, не были в состоянии сохранить все свои старые традиции и оградить их от влияния местной, более высокой культуры. Болгарские государственные деятели и зодчие усвоили много нового в старых городах этой части страны и применяли эти познания при устройстве нового государства и его столицы — Плиски. В этих городах они ознакомились еще глубже с римско-византийской системой крепостей, с устройством и водоснабжением поселений, с высокоразвитой общественной и жилищной архитектурой римлян и византийцев. Они обогатили свое строительство средиземноморской строительной техникой и восприняли в своей практике местные строительные материалы — тесаный камень, кирпич, черепицу, сырцовый кирпич и известковый раствор, применение которых им не было известно на их старой родине.

карта Болгарии 7-10 веков

Но было бы ошибочным считать традиции угасавшей античности единственными стимулами этого богатого и разнообразного культурного творчества. Оно развертывалось также и в результате живого влияния тогдашнего средиземноморского мира и, в частности, Византии. Это влияние проникало в страну на протяжении всего периода существования болгарского государства как через христианство, так и через посредство государственного аппарата.

Провозглашение в 865 г. христианства официальной религией Болгарии оказало решительное влияние на развитие болгарской культуры. В это время в первую очередь для удовлетворения потребностей болгарской церкви была создана болгарская письменность на славянском языке и на основе славянской азбуки.

Строительство, искусство и литература в Болгарии достигли своего расцвета при царе Симеоне (893—927 гг.), когда границы государства включали почти всю территорию Балканского полуострова. В течение X в. Болгария превосходила по своей материальной и духовной культуре все другие славянские и ряд западных государств. Ее столицей в этот период был новопостроенный город Преслав. В политическом и военном отношении Болгария стала соперницей самой Византии. Однако последняя сделала все возможное, чтобы избавиться от такого опасного соседства. В 972 г. Византии удалось завладеть восточной половиной страны, а в 1018 г. в результате продолжительных и кровопролитных войн была покорена и западная её половина. Этим был положен конец существованию Первого Болгарского царства (680—1018 гг.).

Под властью Византии Болгария находилась свыше полутора веков. Византийские правители и духовенство не заботились о культурных потребностях покоренного болгарского народа и не поощряли развития строительства и искусства. Народ изнемогал под бременем жестокой феодальной эксплуатации; кроме того, его разоряли набеги печенегов и половцев.

Однако, несмотря на эти тяжелые условия, в болгарском народе не угасали национальное самосознание и стремление к свободной жизни. В 1185 г. болгарский народ освободился от византийского ига, и болгарское государство было восстановлено. Место византийских правителей заняла местная феодальная аристократия во главе с болгарским царем; эта новая аристократия взяла в свои руки государственный аппарат. Управление церковью также перешло в руки болгарского духовенства. Столицей государства сделался новооснованный город Тырново, который более двухсот лет был его политическим и культурным центром.

При царе Иване Асене II (1218— 1241 гг.) границы Болгарии были расширены до трех морей, омывающих Балканский полуостров. На непродолжительное время они включили весь болгарский народ, но отсутствие экономического единства не позволило осуществить полное и прочное политическое, церковное и культурное объединение страны. Она состояла в это время из ряда феодальных владений, причем некоторые из них представляли собой почти самостоятельные государства. Отдельные города этих владений нередко становились ведущими культурными центрами.

Условия, создавшиеся в свободном государстве, способствовали новому развитию болгарской феодальной культуры. Возродились архитектура, литература и живопись. Наряду с городом Тырново стал выдвигаться как крупный экономический и культурный центр приморский город Месемврия (теперешний город Несебр). Важную роль в качестве культурных очагов играли болгарские монастыри.

В 1396 г. Болгария вторично утратила свою политическую независимость. Страной овладели турки, и в продолжение почти полных пяти веков болгарский народ жил под тяжким турецким игом. Лишившись своего государства, болгарское христианское население утратило важнейшие факторы, содействовавшие в предшествующие периоды развитию архитектуры, литературы и искусства. Культурная жизнь страны почти полностью замерла. Новое строительство было весьма ограничено; множество старых церквей и монастырей было разграблено, разрушено или сожжено, а самые значительные из них были превращены в мечети.

Наиболее древние произведения праболгарского зодчества имели по преимуществу практическое назначение: они должны были обеспечивать защиту столицы и рубежей государства, служить жилищем хану и боярам и импонировать своим монументальным видом; строились также языческие храмы, в которых праболгары осуществляли свой религиозный культ. Объявление христианства официальной религией заложило основы болгарской церковной архитектуры и связанного с ней декоративного искусства.

Первые христианские храмы были сгруппированы преимущественно в двух областях, которые в конце IX в. и в течение всего X в. были центрами политической и культурной жизни страны, — Плиске и Преславе в северо-восточной Болгарии и Охриде и Преспе в Македонии. В этих двух областях в качестве типа общественной и представительной церкви сложилась трёхнефная базилика, исторически продолжившая старую местную строительную традицию, воспринятую болгарскими зодчими.

Кроме базилики в Болгарии появился главным образом в X в. тип четырёхстолпной крестовокупольной церкви, который за редким исключением не отражал влияния константинопольского прототипа, а осуществлялся по провинциальным вариантам. Таким образом, как в отношении базилики, так и в отношении крестовокупольной церкви болгарская церковная архитектура проявила в IX и X вв. известную независимость от Византии. Исключение по своему архитектурному типу составляла одна церковь в Преславе, построенная примерно в 900-х годах. Она представляла собой круглую постройку с нартексом и атриумом и напоминала аналогичные византийские церкви VI в.

По величине церкви Первого Болгарского царства можно разделить на два вида. В Плиске, Преславе, Охриде и Преспе строили большие базилики. Имеются данные, на основании которых можно полагать, что это постройки, воздвигнутые по заказу членов царской семьи или высшего духовенства. В то же время в Плиске и Преславе строили базилики и крестовокупольные церкви, которые по своим незначительным размерам напоминали семейные церкви-усыпальницы знатных бояр.

Болгарские церкви IX и X вв. в их первоначальном состоянии не сохранились. Одни из них были впоследствии перестроены, другие известны нам лишь по их развалинам или основаниям. В силу этого их архитектурный образ не совсем ясен. На основании кратких письменных сведений и скудных археологических данных можно получить лишь известное представление об их внутренней архитектуре и живописном убранстве.

Строительство занимало выдающееся место в культуре страны и в эпоху Второго Болгарского царства. Цари династии Асеней построили в Тырнове городские крепостные стены и первые церкви, а на холме Царевец — царский дворец. В течение XIII и XIV вв. в Тырнове и его окрестностях, как и в ряде других мест, возникло большое количество церквей. Значительное строительство развернулось и в городе Месемврии.

Строительство XIII и XIV вв. отражает феодальную раздробленность страны. Церкви этого периода — крестовокупольные или однонефные — многочисленны, но невелики. Архитектурная выразительность построек основывалась не на их объеме, а преимущественно на декоре наружных стен. В этом болгарские зодчие еще раз показали свою самобытность и независимость от константинопольского влияния. В этот период основную роль в интерьере церквей играла живопись, покрывавшая почти целиком все стены, своды и купола, вытеснив скульптурную декорацию.

В эпоху Первого и Второго Болгарских царств было основано много монастырей, но ни один из них не сохранился до наших дней как целостный архитектурный комплекс. Не сохранилось также ни одного старого болгарского жилища. Однако о них говорят некоторые болгарские и греческие письменные источники. Мы имеем мало сведений о народной архитектуре; в Плиске обнаружены остатки землянок, подобных тем, которые славяне строили до своего переселения на Балканы, и соответствующих описанию византийского писателя Прокопия. Это, по всей вероятности, те «соломенные хижины» селян, которые болгарский писатель X в. Иоанн Экзарх противопоставлял столичным домам.

В своем строительстве болгарские зодчие применяли разнообразные строительные материалы. Существуют письменные сведения о деревянных домах в Македонии (XIV в.). Дерево и обыкновенный ломаный камень, а вероятно, и сырцовый кирпич были основными материалами для сельских и городских домов. Для крепостных стен, дворцовых построек и некоторых церквей в Плиске и Преславе употребляли большие каменные блоки, связанные известковым раствором, к которому в ряде случаев прибавляли толченый кирпич. Стены большой базилики были выложены чередующимися рядами камня и кирпича. Маленькие церкви строили из ломаного камня на известковом растворе или камня и глины. Кирпич, который имел широкое применение в церквах ранневизантийского периода, находил сравнительно более ограниченное применение в болгарских постройках: его употребляли преимущественно при кладке арок, сводов и куполов. При раскопках часто находят черепицу; это свидетельствует о том, что более солидные постройки были крыты черепицей или свинцом.

В эпоху Второго Болгарского царства мы почти не встречаем построек из крупных каменных блоков. Крепостные стены строили из ломаного камня на известковом растворе с закладкой внутрь их продольных деревянных балок. В большинстве случаев только лицевые поверхности стен были аккуратно выложены, а внутренняя часть стены представляла собой забутку из камня и обильного известкового раствора. Для церквей в Тырнове, Месемврии и Македонии характерна смешанная кладка из чередующихся рядов тесаного камня и кирпича или радиально уложенных по аркам окон камней и кирпичей. Эта кладка имела явно декоративный характер, подчеркнутый частичным расчленением церковных фасадов.

Пестроту стен усиливали одиночные или двойные ряды круглых или четырёхлистных керамических розеток, обрамлявших архивольты окон и глухих арок.

Художественную обработку фасадов дополняли карнизы в виде поребриков и карнизы из известняка с полукруглым профилем либо с вырезанными в два или три ряда треугольными или квадратными зубцами.

В интерьерах церквей и в парадных дворцовых залах применяли колонны из мрамора, серпентина или порфира, имевшие и конструктивное, и декоративное назначение. Капители, карнизы и плиты белого и цветного мрамора, цельные или состоящие из мелких кусков, свидетельствуют о богатстве внутреннего убранства, гармонически сочетавшегося со стенной живописью. Элементы этого убранства иногда подготовлялись специально для данного памятника, но в большинстве случаев их брали из более старых античных или византийских построек.


 

Архитектура Болгарии, возникшая на базе культурного наследия фракийцев, греков и римлян, населявших ранее ее территорию, развивалась в соответствии с задачами, которые выдвигало историческое развитие страны, и в тесной связи с архитектурой соседних народов.

Первое Болгарское царство было раннефеодальным государством, единым, с сильной центральной властью, и его постройки были крупными, строгими и монументальными. Такие сооружения, как крепости Мадары и Охриды, дворцы в Плиске и Преславе и большие храмы-базилики, обнаруживают больше связи с местной доболгарской, преимущественно позднеантичной, архитектурой, чем с современным им византийским зодчеством. Уже в первые века своего существования болгарская архитектура вступила на путь самостоятельного развития, ярко проявившегося в таких постройках X в., как Круглая церковь в Преславе. Это здание не находит аналогий ни в доболгарской, ни в византийской архитектуре, хотя ее атриум, ротонда, экседры и колоннады и говорят о переработке болгарскими зодчими римских мотивов.

Византийское влияние в эпоху Первого Болгарского царства сказалось больше всего в появлении в Болгарии типа четырёхстолпной крестовокупольной церкви с пониженными углами (преимущественно в провинциальном, а не в константинопольском варианте) и в распространении смешанной кладки стен из чередующихся рядов камня и кирпича, использовавшейся и для украшения фасадов.

Во Втором царстве феодальные отношения достигли полного развития: усилилась власть отдельных феодалов, возросло значение местных центров, обострились классовые противоречия. В соответствии с этим изменилась и архитектура. Крепости стали меньше, но их начали размещать в более неприступных местах. Меньшими стали и церкви, придворные, монастырские и приходские. Среди них преобладали четырёхстолпные крестовокупольные церкви, иногда с притвором и колокольней над ним, однонефные церкви с куполом, с такими же притвором и колокольней и изредка с боковыми конхами, а также простейшие однонефные церкви, покрытые цилиндрическим сводом. Небольшие размеры церквей возмещались изяществом пропорций и более богатым, чем раньше, убранством фасадов. Все это роднит болгарскую архитектуру XII—XIV вв. с современной ей византийской, развивавшейся в сходных исторических условиях, но ещё более близка она к архитектуре других южнославянских земель.

Тип однонефного храма с куполом, колокольня над притвором, нарядность фасадов были характерны и для сербской архитектуры XIV в., но там в декоративной обработке преобладала каменная резьба. В Болгарии же получил дальнейшее развитие известный там с IX в. прием декоративных, не связанных со структурой здания аркад, появились арочные пояски под карнизами, закомары и обработка барабанов. Сочетание камня, кирпича и раствора создавало на фасадах цветные узоры, которые дополнялись керамическими вставками, известными уже в архитектуре Первого Болгарского царства, появившимися с XII в. в архитектуре Македонии, а с XV в.— и к северу от Дуная, в Валахии и Молдавии, но неизвестными Византии. Византийская, архитектура времени Палеологов сама заимствовала у южных славян, и в частности у болгар, некоторые формы и приемы декоративного убранства, о чем наглядно свидетельствуют фасады константинопольского дворца Текфур-Серай и церкви Апостолов в Салониках с их богатой орнаментикой.

Дальнейшее развитие архитектуры Болгарии было прервано турецким нашествием, прекратившим на четыре столетия строительство крупных зданий общественного назначения. Лишь с конца XVIII — начала XIX в. эпоха Возрождения наступила и для болгарской архитектуры, в которой наряду с новыми приемами, отражавшими изменения, которые произошли к этому времени в архитектуре Европы, получили дальнейшее развитие и старые традиции. Об этом этапе истории архитектуры Болгарии будет сказано в VII томе настоящего издания.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации