Архитектура Болгарии XV–XVIII вв.

Глава «Архитектура Болгарии XV—XVIII вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Кожухаров Г.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Архитектура жилища
  2. Культовая архитектура

К концу XIV в. Болгария, ослабленная феодальной раздробленностью и частыми войнами, подпала под власть турок.

Захват страны сопровождался страшными разрушениями. Турки уничтожили частично или полностью (как, например, город Червен около Рушука) много селений, снесли крепостные стены городов внутри страны, разрушили царские дворцы, замки феодалов, большую часть монастырей и церквей, а многие из более крупных церквей, как, например, Сорока мучеников в Тырнове, Софии и Георгия в Софии, превратили в мечети. Большая часть уцелевшего болгарского населения ушла с равнин в горы, а его место заняли турецкие колонисты. Почти не осталось болгар и в больших городах. Хозяйственная жизнь страны замерла на долгое время.

Турецкое владычество уничтожило многие из достижений болгарской культуры и задержало, но не смогло остановить ее развитие. Старые болгарские города, такие как София, Пловдив, Рущук, Видин и др., превращенные турками в военно-административные центры, постепенно становились и торгово-ремесленными центрами и приобретали новый облик. На больших караванных путях создавались и новые небольшие города — Свиленград, Татар-Пазараджик и др. Города выходили за пределы прежних крепостных стен. Население группировалось по религиозному признаку в жилых кварталах вокруг торгово-ремесленной части города, густо застроенной одноэтажными постройками. Улицы были узкими, кривыми и грязными. Уличные фасады жилых кварталов были образованы оградами дворов высотой выше человеческого роста с большими воротами. Дома городского и сельского населения, небольшие и бедные, располагались внутри дворов, а когда выходили фасадами на улицу, то редко имели в них окна. Только массивные корпуса крытых рынков, караван-сараев, бань, мечетей и других культовых зданий возвышались над тесной одноэтажной жилой застройкой.

Самые большие болгарские города — София и Пловдив — не составляли исключения. Так выглядели и крупнейшие турецкие города того времени Адрианополь и столица Константинополь. По свидетельству Б. Рамберти (1534), почти все дома в Адрианополе были построены из досок и глины. Ст. Герлях (1578) и Г. Дерншвамм (1583) писали, что дома в Пловдиве плохи и низки, как в Константинополе. В силу создавшихся условий — жестокой феодальной эксплуатации и национальной и религиозной дискриминации — национальное архитектурное творчество ограничивалось главным образом постройками скромных как по размерам, так и по архитектуре домов и церквей.

 

1. Архитектура жилища

Об архитектуре жилища болгарских земель до второй половины XVIII в. известно очень мало. Путевые заметки того времени касаются в общих выражениях лишь величины и материала, из которого построены дома. Очень редко можно найти отрывочные сведения об архитектуре, распределении помещений, внутреннем убранстве и образе жизни.

Отсутствуют и археологические данные, а из-за непрочности строительных материалов до нашего времени сохранились лишь отдельные дома. Судя по немногим сохранившимся зданиям, по свидетельствам иностранных путешественников и по характеру застройки позднейшего времени, широкие слои городского и сельского населения жили в землянках, в деревянных хижинах и в фахверковых наземных домах с одним или двумя жилыми помещениями. Только представители имущего класса жили в домах, более обширных. Письменные источники XVI в. упоминают о домах в несколько комнат с верандой по всему фасаду, а также о двух- и четырёхкомнатных домах с открытой верандой в середине. Сохранившиеся в небольшом количестве дома принадлежали преимущественно богатым владельцам. Таковы, например, старинные дома в с. Арбанаси возле Тырнова.

Благодаря своему расположению в местности, богатой сырьём, с. Арбанаси около XVII в. достигло высокого экономического и культурного развития. В этот период здесь строились, расширялись и расписывались церкви. В это же время был создан тип теперешнего большого арбанасского жилого дома.

Село Арбанаси. Дом Николчо X. Костова. Общий вид, генеральный план и план верхнего этажа
36. Село Арбанаси. Дом Николчо X. Костова. Общий вид, генеральный план и план верхнего этажа
Село Арбанаси. Дом Хаджиилиева. Общий вид, план верхнего этажа и разрез
37. Село Арбанаси. Дом Хаджиилиева. Общий вид, план верхнего этажа и разрез

Большой арбанасский дом расположен в обширном огороженном высоким каменным забором дворе, куда ведут большие ворота. Вход в цокольный этаж находится в глубокой сводчатой нише, над которой помещается тайник, доступный со стороны верхнего, жилого этажа. В цокольном этаже, имеющем внутреннюю связь с жилым этажом, находятся подсобные помещения и склады для товаров. Жилой этаж большого арбанасского дома состоит из трех групп помещений: приёмно-жилой, очага с печью для хлеба с комнаткой рядом и умывальной с уборными (рис. 36). В некоторых домах третья группа помещений отсутствует (рис. 37), а самые маленькие дома имеют только первую группу помещений, одинаковую во всех арбанасских домах. По этим группам можно проследить развитие типа арбанасского дома.

Цокольный этаж арбанасских домов построен из камня на глиняном растворе; каменные своды — полукруглые, реже — стрельчатые.

Стены жилого этажа сложены из толстых дубовых или вязовых досок шириной до 70 см, рубленые — для первой группы, «талпеные» [«Талпеной» называется конструкция, в которой между двумя вертикальными стойками уложены толстые доски.] — для второй; каркасные обшитые досками — для третьей группы.

Внутри, а позднее, и снаружи стены оштукатуривались по дранке. Междуэтажные конструкции выполнялись из открытых толстых балок с настилом толстых досок. Пол в помещениях жилого этажа покрывался кирпичом, каменными плитами или глиной в зависимости от помещения. Потолок жилого этажа также делался из дерева, но со специальной изоляцией против пожара со стороны крыши. Существуют и дома, построенные целиком из камня. Более старые арбанасские дома имели открытые лестницы. Позднее у некоторых из них лестницы были закрыты. Арбанасские дома имеют горизонтальные удлиненные пропорции. Это впечатление усиливается благодаря большому числу окон в жилом этаже и горизонтальной тени от широкой поддерживаемой подкосами стрехи. В прошлом, когда каменные цокольные и деревянные верхние этажи не оштукатуривались, горизонтальное членение фасада чувствовалось еще сильнее.

Село Арбанаси. Общий вид дома Констанцалиева и детали интерьеров арбанасских домов
38. Село Арбанаси. Общий вид дома Констанцалиева и детали интерьеров арбанасских домов
Детали интерьеров арбанасских домов
39. Детали интерьеров арбанасских домов
Плафон арбанасского дома
40. Плафон арбанасского дома

Большие арбанасские дома принадлежали богатым торговцам, которые вели торговлю с Италией, Венгрией, Польшей и, особенно, с Русью. Целесообразность распределения и большое число помещений, из которых каждое имеет определенное назначение, говорит о высокой культуре их обитателей. Богата и разнообразна внутренняя декоративная отделка этих домов. Она украшает двери, шкафы, ставни окон, фризы верхней части стен и плоскости потолков (рис. 38—40).

 

2. Культовая архитектура

Турецкое владычество не благоприятствовало культовому строительству. До 30-х годов XIX в. сооружение больших церквей было запрещено. Новые церкви разрешалось строить только деревянные, низкие или врытые в землю. Небольшие возможности имелись и для восстановления разрушенных церквей. Зато не прекращалось разрушение церквей и превращение их в мечети. Для этого использовались различные поводы. В связи с сопротивлением населения Чепинской межгорной впадины в Родопах насильственному отуречиванию в 1656 г. были разрушены 218 церквей и 33 монастыря, находившиеся между с. Костенец и г. Станимака (Асеновград).

Но несмотря на все это строительство церквей окончательно не прекратилось. При этом применялся простейший тип маленькой однонефной церкви с цилиндрическими сводами и одной или тремя апсидами. Большая часть этих церквей первоначально была без притвора, но иногда притворы строились одновременно с церковью. Церкви сооружались из камня на известковом растворе без примеси толченого кирпича и перекрывались каменными плитами, уложенными прямо поверх свода. Внутренние поверхности стен покрывались живописью; иногда стенопись встречается и на внешней стороне западной стены.

В западной части страны преобладает тип церкви с тремя апсидами, выдвинутыми наружу за пределы западной стены.

Село Студена (Кюстендильская околия). Церковь Георгия, XVI—XVII вв. Планы церквей: 1 — в с. Студена; 2 — в Дмитриевском монастыре в с. Бобошево, XV в.
41. Село Студена (Кюстендильская околия). Церковь Георгия, XVI—XVII вв. 42. Планы церквей: 1 — в с. Студена; 2 — в Дмитриевском монастыре в с. Бобошево, XV в.
Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Общий вид, разрез, план
43. Село Арбанаси. Церковь Рождества Христова, начало XVII в. Общий вид, разрез, план

Церковь в Дмитриевском монастыре возле с. Бобошево (Станке-Димитровская околия) второй половины XV в. с притвором XIX в. и церковь Георгия в с. Студена (Кюстендильская околия), которую по архитектуре, характеру стройки и стенописи следует отнести к XVI—XVII вв., могут служить примерами церквей с одной и тремя апсидами (рис. 41, 42).

Среди церквей, построенных в период турецкого владычества, особенно интересны все семь церквей в с. Арбанаси. Эти церкви приобрели свою окончательную форму постепенно, в результате пристроек. Самая старая из них — церковь Рождества Христова (рис. 43). Она сложена из камня на известковом растворе, имеет цилиндрические своды и, судя по надписям в росписи притвора, закончена в самом начале XVII в. Анализ конструкций и строительной техники позволяет выявить несколько последовательных периодов расширения здания и даёт основание предполагать, что первоначальная однонефная церковь без притвора относилась, вероятно, ко времени, предшествующему турецкому завоеванию.

Бачковский монастырь. Церковь Богородицы, 1604 г. Общий вид
44. Бачковский монастырь. Церковь Богородицы, 1604 г. Общий вид
Бачковский монастырь. Генеральный план и разрез церкви Богородицы
45. Бачковский монастырь. Генеральный план и разрез церкви Богородицы

Единственной большой церковью этого периода, сохранившейся до наших дней, является соборная церковь в Бачковском монастыре возле Асеновграда (рис. 44, 45). Она построена в 1604 г. на месте более старой церкви, относившейся, вероятно, ко времени основателя монастыря Пакуриана. Церковь 1604 г. — крестовокупольная с цилиндрическими и крестовыми сводами и куполом на широком барабане, покоящемся на четырёх колоннах. Церковь возведена из кирпича на известковом растворе и облицована местным мрамором. Росписи стен выполнены в 1634 г. и вторично в в 1850 г.

По сравнению с другими монастырями страны Бачковский монастырь находился в лучших условиях, так как еще при турецком владычестве он перешел в непосредственное подчинение константинопольскому патриаршеству. Этим объясняются большие строительные работы, осуществлённые в монастыре в первой половине XVII в., и то, что он уцелел при огромных разрушениях, нанесенных турками этому краю в 1656 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации