Архитектура эпохи Второго Болгарского царства

Глава «Архитектура эпохи Второго Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Крепостная и дворцовая архитектура
  2. Культовая архитектура
    1. Четырёхстолпные церкви
    2. Трёхконховые купольные церкви
    3. Квадратные в плане бесстолпные церкви с куполом
    4. Однонефные церкви с куполом
    5. Однонефные сводчатые церкви

В эпоху Второго Болгарского царства появились все предпосылки для воссоздания болгарской феодальной культуры, однако её развитие уже не могло пойти по тому историческому пути, который наметился в эпоху Первого Болгарского царства. Это относится в первую очередь к старой официальной культуре, традиции которой заглохли во время византийского владычества.

 

1. Крепостная и дворцовая архитектура

Второму Болгарскому царству ввиду его неустойчивого внешнего и внутреннего положения также были необходимы крепости. Но при феодальной раздробленности страны раздробленными были и её оборонительные силы. Немногочисленные дружины царя и феодалов не были в состоянии оборонять большие крепости. Поэтому новые крепости в отличие от крепостей Первого царства строились на высоких холмах, естественно защищенных отвесными скалами и реками. Эти места были почти недоступны даже для самых усовершенствованных осадных машин и могли защищаться сравнительно небольшими силами.

Каждая крепость состояла из прочной каменной стены, которая замыкала определенное пространство и подчинялась рельефу местности. На стенах возвышались цилиндрические, четырехгранные или многогранные башни. С более доступных сторон крепость была защищена глубоким рвом. Но уровень строительной техники понизился. Крепостные стены строили преимущественно из ломаного камня на недоброкачественном, осыпавшемся белом растворе, а для выравнивания каменных рядов в стены закладывали деревянные балки.

Новые или возобновленные во время Второго Болгарского царства города не представляли собой единого замкнутого целого. Они состояли обыкновенно из крепости, возвышавшейся на самом неприступном месте, и из жилых кварталов, расположенных у ее подножия. Типичными представителями таких средневековых городов Болгарии были столица Тырново, Нервен, Ловеч и др.

Царский дворец в Тырнове представлял собой сложный архитектурный комплекс, главными частями которого были тронный зал, церковь и жилые помещения. Он построен на почти неприступном холме. Все его части непосредственно примыкали одна к другой, почти без дворов между ними, образуя замкнутый блок. Первоначально во дворце был один однонефный зал с преддверием и пятигранной апсидой. Позднее вместо этого зала был построен другой, более значительных размеров (длина 32 м, ширина 19 м), который имел вид трёхнефной базилики с преддверием и полукруглой апсидой на восточной стороне среднего нефа. Этот зал был богато украшен мозаикой, стенной живописью и декоративными элементами.

Дворцовая церковь была сравнительно небольшой четырёхстолпной купольной постройкой, украшенной внутри мозаикой и мрамором, а с наружной стороны — зелёными и жёлтыми керамическими розетками и кружками, размещенными по выгнутым частям глухих стенных арактур.

 

2. Культовая архитектура

Особенно оживленное церковное строительство развертывалось в Тырнове и в Месемврии, в Тырнове — как в столице, а в Месемврии — как в важном торговом порту. С XI по XIV в. в этих городах было построено много общественных и родовых, фамильных церквей. Эти церкви различны по своему архитектурному типу, но их можно объединить в отдельные группы по их конструктивным и декоративным особенностям.

В это же время церкви строились и в других местах, в старых городах и новооснованных феодальных укрепленных поселениях, во многих монастырях и в некоторых селах. Все церкви этой эпохи отличаются сравнительно небольшими размерами и разнообразием архитектурных форм. Здесь будут рассмотрены лишь самые важные из этих архитектурных типов, представленные памятниками, которые всего лучше сохранились.

Четырёхстолпные церкви

Четырёхстолпные церкви существовали в трех вариантах: 1) церкви с удлиненной восточной ветвью планового креста, но без отдельного предапсидного пространства; 2) церкви с предапсидным пространством (константинопольский вариант) и 3) церкви с одинаковыми по длине ветвями планового креста и без притвора (провинциальный вариант).

Церкви первого варианта находятся преимущественно в Тырнове и Месемврии. 

Планы церквей: 1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырёхстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове. XIV в. Тырново. Церковь Петра и Павла. Интерьер
19. Планы церквей: 1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырёхстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове. XIV в. 20. Тырново. Церковь Петра и Павла. Интерьер

Церковь Петра и Павла в Тырнове представляет собой в плане удлиненный прямоугольник, к которому примыкала с восточной стороны только одна полукруглая апсида (см. рис. 19, 4). Притвор, сравнительно просторный, покрыт поперечным по отношению к главной оси здания цилиндрическим сводом. В храм из него ведут три арочных входа, соответствующие трем нефам храма. Они покрыты продольными цилиндрическими сводами, средний из которых шире и выше боковых. Они пересекаются в середине поперечным нефом, высота и ширина которого таковы же, как и у среднего. Над пересечением среднего и поперечного нефов установлен на сферических парусах барабан купола, покоящийся на четырех мраморных колоннах (рис. 20). Размещение сводов креста выше сводов боковых нефов является особенностью, которая не встречается в других четырёхстолпных церквах. Восточная ветвь креста в два раза длиннее других и перекрыта одним непрерывным сводом. Последний покоится на двух продольных стенах, связывающих восточные колонны с двумя полупилястрами восточной стены по обеим сторонам апсиды. Две колонны разделяют нижнюю часть этих стен на два прохода к жертвеннику и к диаконнику. При первом взгляде на план создается впечатление, что две восточные колонны отделяют прямоугольное в плане предапсидное пространство, характерное для четырёхстолпных церквей константинопольского варианта. Но в этом случае настоящее предапсидное пространство отсутствует. Оно существует только в плане, а не как пространственный объем, ограниченный сверху самостоятельным более низким сводом. По своей стенной живописи церковь Петра и Павла датируется XIV в.

Во втором центре церковного строительства XII—XIV вв. — Месемврии — частично сохранились две четырёхстолпные церкви: Вседержителя и Ивана Алитургитоса (Неосвященного). Они характерны для месемврийской архитектурной школы, и поэтому заслуживают подробного рассмотрения.

Месемврия. Церковь Вседержителя (Пантократора), конец XIII—XIV в. План, разрез и северный фасад (реконструкция)
21. Месемврия. Церковь Вседержителя (Пантократора), конец XIII—XIV в. План, разрез и северный фасад (реконструкция)

Церковь Вседержителя (рис. 21) — удлинённая в плане постройка (длина 16 м, ширина 6,7 м) со стройными пропорциями и деталями, более мелкими и обильными вверху. Её общий план представляет собой замкнутый прямоугольник, из которого выступают только три переходящие одна в другую апсиды. Внутри церковь расчленена на три четко разграниченные части — алтарь, храм и притвор. В алтаре предапсидное пространство архитектурно не выделено, и храм имеет продолговатую форму. На западных частях его северной и южной стен выделено по одной широкой плоской нише, несколько оживляющей гладкие стены храма. Простоту форм подчеркивают и ровные цилиндрические своды нефов, которые придают им базиликальный вид. Следует отметить характерную особенность: свод западной ветви креста пересекается другим цилиндрическим сводом, концы которого образуют на южном и северном фасадах полукруглые закомары, подобные закомарам главного поперечного нефа. Подкупольный барабан разделен внутри на 16 вогнутых граней в форме каннелюр, сужающихся кверху и соединяющихся в центре купола.

Стена толщиной 1,2 м отделяет притвор от храма; по середине её — вход, ведущий в храм. В притвор вели два входа — главный с запада и меньший с севера. Притвор, прямоугольный в плане, покрыт эллипсовидным сводом, несущим четырехгранную колокольню с восьмигранным куполом под пирамидальной кровлей.

Церковь Вседержителя построена из камня и кирпича, использованных также и в декоративных целях. На фасадах от цоколя до верха барабана и колокольни три или четыре ряда кирпичей ритмически чередуются с тремя или четырьмя рядами хорошо обтесанных камней. Изнутри стены сложены более небрежно, потому что здесь они оштукатурены и покрыты фресками.

Разработка всех четырех фасадов церкви неодинакова. Всего богаче восточный фасад. Южный фасад, обращенный к городу, также обработан более разнообразно, чем западный и северный. Однако на всех фасадах зодчие стремились к одному и тому же эффекту, который получался в результате комбинирования пластических и цветовых элементов. Пластические элементы состоят из ритмически чередующихся закомар, глухих арок, аркатурных поясков, зубчатых карнизов и других деталей, расположенных один над другим и создающих целостное впечатление. Эффект этого декоративного убранства основывается на строгом ритме форм, света и тени. Его дополняет цветовой ритм, осуществленный простым сочетанием белизны камня, красного цвета кирпича, зелёной и красной глазурью глиняных декоративных кружков и розеток.

Рельефное керамическое убранство появилось в Тырнове ещё в конце XII в. Оно продолжало применяться и в XIII—XIV вв. и достигло наибольшего совершенства в месемврийских церквах, став важным компонентом их архитектурного стиля.

Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного, конец XIII — начало XIV в. План и вид с северо-востока
22. Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного, конец XIII — начало XIV в. План и вид с северо-востока
Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного. Общий вид (реконструкция)
23. Месемврия. Церковь Ивана Неосвященного. Общий вид (реконструкция)

В церкви Ивана Неосвященного убранство фасадов было доведено до виртуозности. По своему архитектурному типу она такова же, как и церкви Петра и Павла и Вседержителя в Месемврии, однако в некоторых деталях приближается к типу константинопольской четырёхстолпной церкви (рис. 22).

Церковь Ивана Неосвященного также имеет замкнутый прямоугольный план, из которого выступают только три апсиды с восточной стороны. Другие пластические элементы на остальных стенах не нарушают их общего плоскостного характера. Основная часть постройки — почти квадратная в плане. Изнутри продольные стены не расчленены пилястрами, потому что все идущие к ним арки покоятся на консолях.

В середине храма возвышались четыре колонны, которые поддерживали при помощи сферических парусов барабан с куполом. Четыре цилиндрических свода вокруг барабана образовывали характерный для этого типа церквей крест. И здесь, как в церкви Петра и Павла и в церкви Вседержителя, восточная ветвь креста продолжена до апсиды. Правда, свод этой ветви состоит из двух частей — крестового свода с притупленными ребрами и цилиндрического свода, но предапсидпое пространство не выделено, потому что обе части свода слиты в единое целое. Угловые части церкви были перекрыты не цилиндрическими сводами, как в церквах Петра и Павла и Вседержителя, а по константинопольскому образцу — при помощи арок, поддерживающих небольшие глухие купола, скрытые под крышей.

В церкви Ивана Неосвященного, как и в церкви Вседержителя, кладка стен смешанная, а своды и арки выложены из одного кирпича. Ряды тесаного камня и кирпича с внешней стороны стен выложены очень тщательно, ряды кирпича не проходят на всю толщину стен. Внутренняя часть стен сложена из ломаного камня, выровненного слоями кирпича, оштукатурена и покрыта фресками.

Как в церкви Вседержителя, так и здесь особый интерес представляют фасады (рис. 23). Их общий эффект основывается на пластических и цветовых элементах. Основные элементы пластического убранства стен — это глухие двуступенчатые аркады, один или два (по апсидам) пояса арочек, покоящихся на каменных консолях, скульптурные орнаменты на консолях и зубчатые кирпичные карнизы. И здесь цветовое убранство основывается на ритмическом чередовании белого камня и красного кирпича. Для этой церкви характерно обильное применение кирпичной орнаментации. Кирпичными украшениями заполнены тимпаны глухих арок и углы между арками. Кирпичами, положенными зигзагообразно или в шахматном порядке, выложены два горизонтальных пояса по середине апсиды. Зелёные и красные поливные розетки и кружки огибают сплошными поясами все фасады.

И в этой церкви фасады украшены не одинаково. Всего богаче украшен восточный фасад с его тремя апсидами. Западный фасад расчленён тремя глухими арками в соответствии с традицией, характерной для церковной архитектуры эпохи Первого Болгарского царства. На северном фасаде — пять арок. В разделяющих их лопатках сделаны узкие и высокие ниши с полукруглым верхом. На южном фасаде — шесть арок; между ними нет ниш, и их тимпаны украшены скромнее. Этот фасад обращен к морю, поэтому он был украшен более скромно. Псевдоконструктивные арки на фасадах были размещены совсем произвольно и на соответствовали ни внутренним членениям церкви, ни частям здания, находящимся над ними.

Колуша. Четырёхстолпная церковь, XIV в. План
24. Колуша. Четырёхстолпная церковь, XIV в. План

Примером церквей второго (константинопольского) варианта является церковь в Колуше, в окрестностях города Кюстендиля, построенная в первой четверти XIV в. (рис. 24).

В плане она представляет собой почти правильный квадрат, так как не имеет притвора; с восточной стороны к ней примыкают три полукруглые апсиды. Четыре массивных столба поддерживают четыре цилиндрических свода креста и барабан купола. Угловые части покрыты глухими куполами на арках, соединяющих столбы со стенами. Ветви креста имеют одинаковую длину, но к восточной прибавлен ещё один более низкий свод, который покрывает характерное для константинопольского варианта крестовокупольной церкви предапсидное пространство.

Внешние стены церкви обработаны двуступенчатыми глухими арками; эти арки в отличие от месемврийских церквей имеют здесь и конструктивное назначение. Лопатки, разделяющие арки, находятся точно против внутренних столбов и исполняют функцию контрфорсов. Эта особенность также сближает Колушскую церковь с константинопольским вариантом крестовокупольной церкви.

Планы церквей: 1 — Ивана в Месемврии. XII в.; 2 — Ивана Богослова в Земенском монастыре. XIV в.
25. Планы церквей: 1 — Ивана в Месемврии. XII в.; 2 — Ивана Богослова в Земенском монастыре. XIV в.
Месемврия. Церковь Ивана. Общий вид с северо-запада Земен. Церковь Богослова. Общий вид с юго-запада
26. Месемврия. Церковь Ивана. Общий вид с северо-запада 27. Земен. Церковь Богослова. Общий вид с юго-запада

Представителями церквей третьего (провинциального) варианта, крестовокупольных церквей с одинаковыми по длине ветвями креста и без притвора являются церкви Ивана в Месемврии и в Земенском монастыре, имеющие подобно всем церквам этого типа сравнительно небольшие размеры (рис. 25). Первая из них имеет в плане форму слегка удлиненного прямоугольника, к которому с восточной стороны примыкают три полукруглые апсиды; с западной стороны традиционного притвора не было. Внутреннее пространство разделено двумя продольными стенами на три сводчатых нефа, имеющих собственные входы с запада. Точно посередине эти три нефа пересекаются поперечным, тоже сводчатым нефом. На пересечении его со сводом среднего нефа возвышается на сферических парусах высокий цилиндрический барабан с куполом. Месемврийская церковь отличается от развитого константинопольского типа отсутствием прямоугольного пространства между восточной ветвью креста и апсидой и тем, что купол покоится не на колоннах или столбах, а на продольных стенах.

Внешний облик церкви полностью отражает ее внутреннее членение. Своды, покрывающие ветви креста, высоко подняты и завершаются треугольными фронтонами, над которыми возвышается стройный барабан (рис. 26). Восточный фасад образован тремя гладкими, лишенными какого-либо убранства апсидами. Три других фасада представляют собой ровные плоскости с высокой, доходящей до фронтона, глухой аркой в середине, отмечающей главные нефы. Эти арки не имеют конструктивного назначения, как подобные им арки в Византии, но это ещё не псевдоконструктивные арки, известные нам по церквам в Плиске и в Преславе.

По плану, по конструкции всего здания и отдельных его частей, по простым, но стройным формам, по фронтонам ветвей креста, по кладке и по скромной рельефной керамической отделке церковь Ивана можно отнести только к XII в.

Церковь Земенского монастыря, датируемая по своим фрескам XIV веком, в ее сегодняшнем состоянии имеет форму куба с тремя цилиндрическими апсидами с востока, которые здесь вопреки традициям болгарской церковной архитектуры имеют одинаковую высоту и доходят до кровли церкви. Подкровельный карниз опоясывает и апсиды, объединяя их в одну группу и тесно связывая их с объёмом церкви. Существующая четырёхскатная кровля отличается по своей форме от кровель всех других крестовокупольных церквей на Балканском полуострове. Над кровлей возвышается высокий цилиндрический барабан с глухими арками, расположенными одна над другой в два ряда по восьми. В четырёх из нижних арок размещены окна (рис. 27).

Конструкция Земенской церкви точно такая же, как церкви в Колуше. Четыре столба, не связанных между собой подпружными арками, несут четыре цилиндрических свода ветвей креста. На их пересечении покоится на сферических парусах цилиндрический барабан. Угловые части покрыты цилиндрическими сводами, опирающимися на арки, перекинутые со столбов на стены.

Много общего с церковью в Колуше есть и у фасадов. Северная, западная и южная стены расчленены каждая тремя двуступенчатыми глухими арками, из которых средняя шире и выше боковых. По своему местоположению и высоте эти арки вполне соответствуют сводам внутри здания. Таким образом, глухие арки на фасадах Земенской церкви, как и Колушской церкви, имеют конструктивное назначение, а лопатки между ними выполняют роль контрфорсов. Расположение арок на различной высоте позволяет предполагать, что первоначальная кровля была иной.

Трёхконховые купольные церкви

Существование этого архитектурного типа в Болгарии в XI в. можно установить в настоящее время только по скудным археологическим данным. В XIII—XIV вв. в западноболгарских землях он появился вновь в качестве упрощенной копии афонских трёхконховых церквей. До нас дошли три таких монастырских церкви — в Ореховском монастыре (Радомирский район), в Архангельском монастыре на р. Эрме в окрестностях города Трына и в Погановском монастыре [Некоторые исследователи датируют церковь Погановского монастыря более поздним временем, когда эта территория входила в состав Сербии]. Такой же была и церковь Рильского монастыря, построенная протосевастом Хрельо в 30-х годах XIV в.

Погановский монастырь. Церковь Ивана Богослова, XIII—XIV вв. Общий вид с юго-востока
28. Погановский монастырь. Церковь Ивана Богослова, XIII—XIV вв. Общий вид с юго-востока

Эти церкви очень похожи друг на друга по плану и по конструкции. Это однонефные постройки с полукруглой апсидой с востока и двумя такими же апсидами с севера и юга. На западной стороне находится притвор довольно значительных размеров. Подкупольный барабан покоится на цилиндрических сводах с востока и запада и на конхах боковых апсид. Кроме того, церковь Погановского монастыря имеет над притвором четырехгранную башню. Эта церковь сохранившаяся лучше других трёхконховых церквей, представляет собой скромную каменную постройку, над которой возвышаются упомянутая четырехгранная башня над притвором и восьмигранный барабан купола (рис. 28). Самой низкой является восточная, алтарная часть, к которой примыкает полукруглая алтарная апсида. Следующая по высоте часть — самый храм, увенчанный барабаном купола и расширенный со всех сторон полукруглыми конхами. Третья, самая высокая часть подстройки — притвор со своей четырехгранной башней и тремя фронтонами вокруг нее, образующими эффектные переломы кровли.

Квадратные в плане бесстолпные церкви с куполом

Церкви этого типа — маленькие постройки, обычно без притвора. Внутри них мощные угловые опоры поддерживают четыре подпружные арки, которые несут на парусах барабан купола. Эта конструктивная система была широко распространена в Малой Азии, Константинополе, Греции, Македонии, Сербии и в других местах между VI и XV вв. Она применялась в более значительных церквах в качестве жертвенника и диаконника или же выступала как самостоятельная постройка.

Этот тип продолжал существовать в Болгарии и во время византийского владычества. Он применялся в качестве самостоятельных церквей в двух вариантах, разнящихся своим внешним видом: 1) церкви со скрытым внутренним крестом и 2) церкви с крестообразной внешней формой.

Бояна близ Софии. Церковь Пантелеймона и Николая, XI—XII вв. План и продольный разрез Бояна. Церковь Пантелеймона и Николая. Общий вид с юго-востока
29. Бояна близ Софии. Церковь Пантелеймона и Николая, XI—XII вв. План и продольный разрез 30. Бояна. Церковь Пантелеймона и Николая. Общий вид с юго-востока

Представителем первого варианта является старая часть церкви в Бояне, которая по сохранившейся в ней стенописи, датируется XI—XII в. В плане эта маленькая церковь почти квадратная (5,85 × 5,76 м), к ней примыкает с востока маленькая полукруглая апсида (рис. 29). Каждый боковой фасад расчленен снаружи тремя глухими арками, средняя из которых более высокая (рис. 30). Эти арки дают лишь общее представление о внутреннем членении пространства, не являясь точным отражением внутренней конструкции. В середине кровли возвышается цилиндрический барабан купола, прорезанный четырьмя узкими окошками.

Сапарева баня. Церковь, XI—XII вв. Вид с юго-востока
31. Сапарева баня. Церковь, XI—XII вв. Вид с юго-востока

Церковь в с. Сапарева баня, ныне реставрированная, находилась в исчезнувшем старинном городе Германия. Она тоже лишена притвора и имеет одну большую полукруглую апсиду. Подпружным аркам, образующим внутренний крест, соответствуют снаружи полукруглые закомары. Каждая из их широких плоскостей к северу и югу была расчленена двумя глухими двуступенчатыми арками. Купол покоится на широком и низком двенадцатигранном барабане с четырьмя окошками и восемью глухими арками (рис. 31).

Эту церковь по ширине барабана можно датировать XI—XII вв.

У церкви Федора близ с. Бобошево ветви креста более развиты снаружи и придают постройке форму свободного креста. Она также не имеет притвора, и с востока к ней примыкает широкая полукруглая апсида. Её барабан — сравнительно большой, цилиндрический, с четырьмя окнами. По всей вероятности, она была построена в XII в.

Однонефные церкви с куполом

Этот архитектурный тип появился в Болгарии не раньше эпохи византийского владычества. Его самым ранним представителем является церковь Богородицы Петричской в окрестностях Асеновграда, известная под названием «Асенова церковь». По историческим и археологическим данным она датируется XII в. Ее длина составляет 18 м, ширина — 7 м. Устройство её нижнего этажа было, вероятно, обусловлено рельефом неровной скалистой местности, и он, очевидно, не имел другого назначения, как служить субструкцией самой церкви (рис. 32).

Асеновград. Асенова церковь, XII в. Планы и общий вид с юга
32. Асеновград. Асенова церковь, XII в. Планы и общий вид с юга

Верхний этаж состоит из маленького притвора и одного удлиненного нефа, представляющего собой в пространственном отношении единый купольный зал. С востока неф заканчивается двумя столбами, за которыми следует пространство с жертвенником и диаконником. В конце нефа находится апсида, пятигранная снаружи. Перекрытие нефа устроено, как в крестовокупольных церквах: купол опирается при посредстве парусов на два мощных свода с запада и востока и на две узкие арки вдоль северной и южной стен. Самый купол покоится на невысоком двенадцатигранном снаружи барабане с диаметром, примерно равным ширине нефа. Здесь своды в результате своей неодинаковой длины и ширины не образуют характерного для крестовокупольной церкви креста. Поперечный неф исчез почти полностью, и поэтому перекрытие Асеновой церкви производит впечатление единого продольного свода, пересеченного куполом.

Особый интерес представляет внешний вид церкви, обладающей ясными и гармоничными пропорциями. Кроме купольного барабана над притвором возвышается четырёхгранная башня, впервые встречающаяся в болгарской архитектуре. Сравнительно низкий и удлиненный верхний этаж постройки с тяжёлой башней на одном конце казался бы придавленным ею, если бы церковь не имела еще нижнего этажа. Именно этот этаж придает всей постройке соразмерность. Оба этажа, особенно если смотреть на них с южной стороны, представляют собой одно целое. Они связаны большой плоской нишей, высота которой равняется высоте всей постройки и которая заканчивается над кровельным карнизом аркой, соответствующей внутренней арке и покрытой плоским треугольным фронтоном. Кладка всей постройки одинакова — чередующиеся ряды камня и кирпича. Стены нижнего этажа представляют собой гладкие поверхности, расчлененные только на южном фасаде двумя пилястрами большой арки. Гладкими являются и стены апсиды. 

Пластическое убранство, предназначенное для усиления художественной выразительности здания, применено только на южной стороне верхнего этажа. Эта стена расчленена не только большой аркой, но и рядом меньших глухих двухступенчатых арок, не имеющих конструктивного назначения и не соответствующих внутреннему членению.

В Асеновой церкви мы находим и самую раннюю керамическую отделку. По дугам арок ритмично расположены группы радиально уложенных кирпичей, чередующихся с клиновидными камнями. Углы между арками заполнены решетчатым кирпичным орнаментом; такой же орнамент виден и на стенах апсиды.

Месемврия: 1 — церковь архангелов Михаила и Гавриила, XIII—XIV вв. (план и северный фасад): 2 — церковь Параскевы Пятницы, XIII—XIV вв. (план, разрез, южный фасад)
33. Месемврия: 1 — церковь архангелов Михаила и Гавриила, XIII—XIV вв. (план и северный фасад): 2 — церковь Параскевы Пятницы, XIII—XIV вв. (план, разрез, южный фасад)

Этот архитектурный тип встречается и в Месемврии, где он представлен одной из самых красивых церквей города — церковью архангелов Михаила и Гавриила (рис. 33,1). Эта церковь дошла до нашего времени без кровли и восточного фасада, но всё же сохранилось достаточно данных, говорящих о ее первоначальном виде.

По своему плану и конструкции она очень похожа на Асенову церковь. Она также имеет узкий и вытянутый в плане корпус (13,9 × 5,2 м), к которому примыкают с востока три многогранные апсиды. Она состоит из собственно храма, алтаря и притвора. Крестообразная форма храма слабо выражена в плане, но зато она сохранилась в перекрытии, несмотря на то, что своды к северу, югу и западу от купола походят скорее на арки. Восточная ветвь креста значительно длиннее других и доходит, как в Асеновой церкви, до двух стен, отделяющих алтарь от жертвенника и диаконника. 

Барабан купола, давно исчезнувший, был сравнительно большим и занимал почти всю ширину храма. Две ниши с полукруглым завершением в западных пилонах и две широких ниши в продольных стенах, одна из которых была использована в качестве двери, оживляют плоскости стен храма.

Все три части алтаря четко отделены одна от другой и от храма, покрыты цилиндрическими сводами, и к каждой из них примыкает апсида. Свод алтаря ниже свода самой церкви и благодаря этому здесь, как и в Асеновой церкви, выделено предапсидное пространство.

Притвор, почти квадратный в плане, имеет входы с севера и с юга. Западная стена притвора толще (1,05 м) других стен церкви, потому что в ней размещалась лестница (шириной 0,45 м), которая вела к этажу над притвором, где высилась четырёхгранная башня-колокольня.

Месемврия. Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Общий вид с севера
34. Месемврия. Церковь архангелов Михаила и Гавриила. Общий вид с севера

Церковь Михаила и Гавриила, как и другие современные ей церкви Месемврии, построена смешанной кладкой из камня и кирпича. Внешний облик церкви был весьма живописен: фасады расчленялись одноступенчатыми глухими аркадами, люнеты и архивольты аркад были богато украшены (рис. 34). С северной и южной сторон аркатуры пересекались большими полукруглыми закомарами, которые имели по три окна. Церковь Михаила и Гавриила по кладке, конструкции и отделке фасадов относится к группе месемврийских церквей XIII—XIV вв.

Другие варианты этого типа, но уже в значительно упрощенном виде представлены церковью Архангелов в Бачковском монастыре близ Асеновграда и церковью № 4 на Трапезице в Тырнове (обе XIII — XIV вв.). Обе эти церкви представляют собой однонефный зал с куполом на барабане, покоящемся на парусах и четырёх арках, соединяющих две пары пилястр на северной и южной стенах. В отличие от Асеновой церкви и от церкви Михаила и Гавриила в Месемврии, здесь на востоке и западе барабан купола опирается на узкие арки, а не на цилиндрические своды, удлиняющие пространство к востоку или западу. В них отсутствуют и предапсидные столбы, внутреннее пространство укорачивается, и в качестве доминирующего элемента перекрытия выступает купол.

Однонефные сводчатые церкви

Однонефные сводчатые церкви известны ещё со времен Первого Болгарского царства, но в первых болгарских столицах они имели слабое распространение. Без сомнения, однонефные сводчатые церкви, как наиболее скромные и дешевые, продолжали строить и позднее, во время византийского владычества и Второго Болгарского царства, в маленьких и бедных монастырях и селениях.

Но наряду с этими небольшими церквами, которые не выделялись своей архитектурой, в течение XI—XIV вв. в Болгарии было построено несколько однонефных церквей с более богатым внешним убранством, которые соперничали с крестовокупольными церквами в городах и занимали видное место в церковной архитектуре Месемврии и, главным образом, Тырнова.

Церкви этого типа покрыты цилиндрическим сводом. У одних свод был гладким, у других он был усилен несколькими арками, которые покоились на пилястрах продольных стен.

Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Планы этажей и общий вид
35. Бачковский монастырь. Костница, 1083 г. Планы этажей и общий вид

На первое место среди таких церквей надо поставить единственный в своем роде памятник — так называемую «усыпальницу» («костница») Бачковского монастыря построенную в 1083 г.

Усыпальница представляет собой двухэтажную постройку длиной 18 и шириной 7 м. Нижний этаж состоит из притвора и продолговатого однонефного сводчатого зала с широкой полукруглой апсидой с востока. В каменный пол зала было вделано 14 склепов. Притвор квадратный со входом с запада. Верхний этаж выше и заканчивается с востока пятигранной апсидой одной ширины с нефом. Притвор открывался на три стороны широкими арками, заделанными еще в XIV в. Незаделанной осталась только широкая арка на западной стене, придающая притвору вид лоджии, над которой находилось тройное окно. Старое перекрытие верхнего этажа усыпальницы было разрушено и в более поздний период заменено деревянной конструкцией. Однако три пилястры на северной и южной стенах показывают, что на них покоились три поперечные арки, которые поддерживали также поперечные в отношении длинной оси своды (рис. 35).

Нижний этаж усыпальницы построен целиком из ломаного камня, а стены верхнего этажа — из чередующихся рядов кирпичной и каменной кладки. На пяти гранях апсиды выложено пять глухих арок, дуги которых сделаны из радиально поставленных кирпичей. Восемь таких же, но более высоких арок оживляют протяженную плоскость южной стены. Эти арки не связаны с внутренней конструкцией и имеют чисто декоративное назначение. Арки двуступенчатые и разделены не плоскими пилястрами, а полуколонками, причем кирпичные и каменные ряды проходят и через полуколонки.

По своему облику усыпальница Банковского монастыря чужда старой болгарской архитектуре. Ее двухэтажная композиция, трактовка нижнего этажа как монастырской усыпальницы и особая декоративная обработка фасадов находят параллели в сирийской и армяно-грузинской архитектуре. Это объясняется тем, что основателем монастыря был грузин или армянин и что первоначально монастырь предназначался только для его соотечественников. Но смешанная кладка из чередующихся рядов кирпича и камня характерна не для Востока, а для Балкан, где она продолжала применяться до позднего средневековья. Зато изолированной в Родопах осталась бачковская декоративная аркада с её полуколонками на лопатках.

К группе однонефных церквей с арочными поясами относятся и несколько церквей XIII и XIV вв. на Трапезице (Тырново). До нас дошли только части стен этих небольших построек. Их размеры колеблются между 15 × 4,5 и 9,57 × 4,37 м. В плане они прямоугольны, имеют одну многогранную апсиду и притвор. Их алтарное пространство архитектурно не отделено от нефа. Остатки двух пар пилястр на продольных стенах позволяют думать, что лежавшие на них арки несли цилиндрический свод.

Церкви этого типа строились преимущественно из ломаного камня на белом растворе с выровненной лицевой стороной. Местами в стенах виднеются гнезда от сгнивших теперь деревянных балок. Там, где стены сохранились на большую высоту, видны ряды кирпичей, свидетельствующие о том, что и здесь применялась смешанная кладка. Снаружи церкви имели, вероятно, двускатную кровлю, покрывавшую всю постройку.

На западном фасаде было обычно три арки: средняя — со входом, а боковые — глухие. Глухие арки были и на внешней стороне апсид, и на боковых фасадах, причём их размещение не имело никакой связи с членением внутреннего пространства. Все аркады на фасадах начинались над цоколем, сложенным из более крупных блоков. Цветовое убранство фасадов основывалось на чередовании красных кирпичей с белым камнем или белыми швами. Архивольты арок и окон были украшены глазурованными керамическими кружками и четырехлистными розетками.

К тому же типу принадлежит и церковь Параскевы в Месемврии (см. рис. 33,2). Обладавшая таким же планом и таким же покрытием нефа, как и церкви на Трапезице, она имела притвор, почти полностью повторявший притворы церквей Пантократора и Гавриила как по своему покрытию куполом посередине, между двумя арками, так и наличием во втором ярусе колокольни.

По своей кладке и отделке стен церковь Параскевы аналогична рассмотренным выше месемврийским церквам. Над цоколем из трёх рядов камней следует смешанная кладка из одного ряда камня и трех рядов кирпича. Нижняя часть фасадов обработана глухой аркадой, а выше повторяется та же аркада, но в меньшем масштабе. Люнеты больших арок заполнены различными фигурами из кирпича: солнце, шахматный узор, зигзаг, «рыбья кость» и пр. Отделка западного фасада такая же, но здесь наличие главного входа заставило подчеркнуть его в нижней и верхней полосах арками более значительных размеров.

По аналогии с месемврийскими церквами XIII—XIV вв. церковь Параскевы можно отнести к тому же времени.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации