Основные особенности средневизантийской архитектуры

Глава «Основные особенности средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Переход от ранневизантийского периода к средневизантийскому был связан с трагическим временем отчаянного сопротивления Византии внешним нашествиям и с глубокими изменениями внутри империи.

Особенно тяжелыми были для византийского государства конец VI в. и VII в. В последней четверти VI в. усилился натиск славянских народов, которым удалось захватить византийские земли между Эгейским морем и Дунаем. В первой половине VII в. Византийская империя выдержала натиск Ирана, армии которого отрезали от нее огромные территории к югу и востоку от Средиземного моря. Вслед затем нахлынула мощная волна арабов, борьба с которыми продолжалась несколько столетий и потребовала огромных сил. Арабы захватили былые византийские земли в Северной Африке, в частности Египет, а также Сирию и Палестину, значительную часть Месопотамии и Киликию. Большая часть этих цветущих областей была навсегда потеряна для Византии. Империи временами удавалось с большим напряжением сил только частично вернуть себе небольшие куски некоторых из этих областей. Византийское государство превратилось из всемирной державы, которой оно было в предыдущий период, в государство средней величины. Оно состояло в основном из небольшой области вокруг Константинополя, из Малой Азии и Греции. С Востока грозил еще новый враг — турки.

Тем, что империя была все же спасена, она была обязана коренной внутренней перестройке. Государство было реорганизовано и поделено на фемы — военные округа. Путем раздачи пустующих земель свободным крестьянам, превращаемым таким путем в воинов-стратиотов, было создано особое военное сословие, на котором основывалась оборона страны. Эта реформа усиливала центральное правительство и императорскую власть. Последняя опиралась на военную феодальную знать, которая шла на уступки и жертвы ввиду угрожавшей стране смертельной опасности. Уже с VII в. власть в империи принадлежала крупным феодалам. Пережитки рабства не играли теперь существенной роли в жизни страны.

Городская жизнь не прекращалась и в тяжелые годы неудачных войн и внутренней разрухи. В VII—VIII вв. византийские города пришли в упадок, вызванный перенесением центра жизни в крупные поместья феодалов и расстройством торговли с Востоком в результате иранского и арабского нашествий. Однако постепенно связи с восточными областями были восстановлены, и вновь начали укрепляться и возрождаться ремесло, торговля и городская жизнь. Крупнейшими городами империи были в особенности Константинополь, остававшийся до взятия его турками в 1453 г. самым выдающимся городом всей Европы, а также Фессалоники, Трапезунд и др. В особенности замечательного развития достигли ремесло и торговля в средневизантийское время в Константинополе. Свободные ремесленники и торговцы были объединены по профессиональному признаку в особые корпорации, напоминающие западноевропейские цехи. Однако характерно для византийского бюрократического строя, что эти организации были подчинены государству и что во главе их был поставлен чиновник — эпарх. Развитая средневизантийская городская жизнь была причиной того, что наиболее выдающиеся здания этого времени сооружались именно в городах.

Основным экономическим и социальным процессом в средневизантийское время был в Византии рост крупкой земельной собственности и упрочение феодальных отношений. Процесс обезземеливания мелких собственников сопровождался превращением их в крепостных. Этот процесс ускорялся развитием проний, т. е. пожалований государством феодалов землей за несение известной службы. Необходимость обороны страны заставляла центральное правительство становиться на защиту мелких собственников земли. Однако эта борьба не привела к сколько-нибудь существенным результатам, и Византийская империя по мере усиления процесса феодализации становилась все слабее в военном отношении. В начале XIII в. столица была взята и жестоко разграблена крестоносцами, по преимуществу венецианцами. Многочисленные колонны на фасаде Сан Марко в Венеции и знаменитые бронзовые кони были вывезены из Константинополя. Чтобы извлечь колонны из византийских построек, пришлось их выломать и для этого в значительной степени разрушить здания, частями которых они были.

Очень большую роль в экономике Византии играли в это время монастыри и церковные магнаты, которые были одними из самых крупных и мощных феодалов.

Замечательным периодом византийской империи является время, заполненное острой борьбой двух партий, лозунгами которых была борьба за и против икон. Иконоборчество продолжалось с 726 до 842 г., т. е. почти сто двадцать лет. Социальный состав обеих партий был очень сложен. Однако иконоборчество было в основном направлено против крупной монастырской земельной собственности. Его поддерживали широкие народные массы. Иконы, подобно мощам в католической церкви романского периода, служили средством привлечения народных масс и эксплуатации их со стороны монахов и церкви. Разгром монастырей протекал бурно и кроваво. Время иконоборчества завершило собой период смут и борьбы, характерных для перехода от ранневизантийского к средневизантийскому периоду. После восстановления почитания икон наступила относительная стабилизация Византийской империи и византийской культуры.

После победы иконопочитания очень выросли земельные богатства монастырей, так как обычным явлением стали пожертвования земель богатыми людьми, вступавшими в монастырь. Кроме того, важнейшим источником дохода монастырей были мелкие пожертвования паломников и крестьян из окружающих мест.

Усиление крупной феодальной земельной собственности постоянно вызывало протест народных масс, который нередко выливался в народные восстания, достигавшие по временам очень больших размеров. Феодальная знать и центральное правительство жестоко подавляли восстания крестьян и горожан.

Средневизантийское время является периодом зрелого византийского феодализма. Героические времена борьбы с персами и арабами, которые вызвали общенародный подъем и характеризуются тем, что центральное правительство опиралось на широкие народные массы в организации борьбы за независимость империи, прошли. В руках крупных земельных собственников находились теперь все рычаги управления государством. В среде византийских феодалов сложилась утонченная и изощренная культура. Господствующая группа столичной аристократии образовала замкнутый круг высокообразованных людей. Они были оторваны от жизни народа и стремились сохранить античное культурное наследие. Они потеряли ощущение реальной действительности, идеалы их коренились в прошлом.

Византийское крестьянство все больше закрепощалось, власть и могущество отдельных феодалов сильно возросли. В связи с этим вместо больших государственных сооружений стали строить по преимуществу небольшие приходские и монастырские церкви с маленькими приделами на хорах или внизу — домашними молельнями заказчиков постройки.

В истории византийской архитектуры очень мало изучен вопрос о планировке города, загородной феодальной усадьбы, монастыря и сельского поселка. Мы знаем только, что в это время не было строительства новых городов. Времена были трудные, византийцам приходилось защищаться от нападавших на них со всех сторон варварских племен. Вследствие этого они уделяли очень большое внимание строительству крепостей. Однако оно сводилось почти исключительно к восстановлению старых городов и ремонту возведенных уже раньше крепостных стен.

В отношении характера застройки городов можно сделать существенное наблюдение. Изучены отдельные фрагменты застройки Константинополя и других крупнейших городов империи, которые можно отнести к средневизантийскому времени. Они говорят о том, что регулярная застройка, унаследованная от античности, все больше заменялась бесплановой застройкой по образцу сельских поселков. Нельзя утверждать, что населенные места средневизантийского периода не имели целостного облика. Однако на основе бесплановой, стихийной застройки возникали свободно скомпонованные поселения и городские кварталы с асимметрическим расположением построек и криволинейным очертанием улиц.

С этим было связано новое соотношение между наиболее выдающимися монументальными зданиями и их окружением — рядовой городской и сельской жилой застройкой. Монументальные сооружения стояли изолированно, по преимуществу на возвышенных местах. Их можно было обойти кругом, они нередко занимали центральную часть небольших площадей. Этим объясняется более замкнутый характер их объёмной архитектурной композиции.

Новой чертой, характерной для средневизантийской архитектуры по сравнению с предшествующим этапом развития византийского зодчества, были небольшие размеры построек. Экономические возможности стали теперь очень ограниченными. Материальные трудности прежде всего отразились на уменьшении размеров зданий. Однако это явление имело также и внутреннюю причину: даже наиболее крупные общественные постройки перестали строить в расчете на то, чтобы они вмещали большие массы народа. Церковные постройки, продолжавшие преобладать в строительстве, необходимы были в первую очередь для привилегированных. В них появляется интимный масштаб. Уже в XI—XII вв. наблюдается тенденция к созданию внутри церквей обособленных молелен для еще более узкого круга феодалов. Вместо величественности собора Софии в Константинополе и других ранневизантийских построек, появляются карликовые пропорции, которые придают частям зданий и даже постройкам в целом характер миниатюрных сооружений.

Это не значит, что средневизантийская архитектура не создала ничего своего. В ней отражены самые противоположные тенденции. Сталкиваясь друг с другом, они образовали нечто новое. Византия IX— XIII вв. продолжала состоять из множества народов, входивших в состав империи. Объединяющим началом для них была византийская государственность и византийская идеология. Вместе с тем эти народы были не только пассивной стороной в том единстве, которое мы называем Византией. Они в свою очередь оплодотворяли византийскую культуру и византийскую архитектуру новыми особенностями, которые ассимилировались византийскими архитекторами и входили постепенно в общую сокровищницу византийской культуры. Подобный взаимный обмен имел место также и между Византией и соседними народами, которые все более или менее находились под влиянием византийской культуры. Сюда относятся славянские народы Балканского полуострова, народы Кавказа, Русь, а также народы Западной Европы.

В результате интенсивного обмена разнообразными архитектурными идеями в Константинополе возникла оживленная архитектурная творческая жизнь. Византийская архитектура этого периода продолжала оставаться живой отраслью византийской культуры. Средневизантийские архитекторы были замечательными зодчими. В застывшей средневековой церковной оболочке и в душной феодальной среде возникли новые, смелые приемы архитектурной композиции. Средневизантийская архитектура сделала свой весьма существенный вклад в сокровищницу всемирных архитектурных ценностей. Творческие архитектурные мысли средневизантийских архитекторов во многом оплодотворили архитектуру Западной Европы, Восточной Европы и Востока.

Основным достижением средневизантийской архитектуры явилось создание крестовокупольной архитектурной системы. Эта система зародилась и сделала свои первые шаги еще в ранневизантийский период, однако своего полного развития, своей зрелости она достигла только в средневизантийской архитектуре. В поздневизантийском зодчестве крестовокупольная система вырождается.

Крестовокупольные здания распадаются на ряд вариантов, подчас довольно значительно отличающихся друг от друга. Однако основа здания во всех этих случаях одна и та же.

Основная крестовокупольная ячейка представляет собой одновременно архитектурный тип, отвечающий утилитарным требованиям, конструктивную систему и архитектурно-художественный организм. Все три основополагающих стороны архитектуры получили в крестовокупольном здании комплексное и внутренне глубоко единое решение. Утилитарная, конструктивная и художественная стороны архитектуры взаимно глубоко повлияли друг на друга и друг друга оплодотворили. На основе первичного утилитарного задания весьма своеобразными конструктивными приемами была осуществлена замечательная архитектурно-художественная композиция.

Если откинуть второстепенные, дополнительные элементы, если выделить ядро крестовокупольного сооружения, то останется квадратная в плане ячейка. Четыре стены, образующие в плане квадрат, ограждают пространство, внутри которого симметрично расположены четыре свободно стоящие опоры. Благодаря этому основной квадрат членится на девять частей, среди которых выделяется самый большой центральный квадрат. Вокруг него сгруппированы остальные восемь ячеек: четыре меньших квадрата на углах и четыре прямоугольных ячейки между ними. Все части квадратного плана перекрыты сводами. Единство целого обусловлено господством в здании купола.

Не существенна форма четырех свободно стоящих опор: это могут быть колонны или столбы, квадратные или крестообразные в сечении. В последнем случае к квадратному столбу приставлены с четырех сторон лопатки. Встречаются также квадратные или крестообразные столбы, поставленные на колонны. Угловые помещения, квадратные в плане, могут быть перекрыты цилиндрическими сводами, оси которых направлены с запада на восток или с севера на юг, крестовыми сводами, сомкнутыми сводами, куполами, парусными сводами и другими разновидностями сводов. Все это не меняет существа дела. Совершенно необходимыми в крестовокупольной системе являются купол над центральным квадратом и цилиндрические своды над концами креста; при этом оси цилиндрических сводов над западным и восточным концами креста ориентированы с запада на восток, а оси сводов северного и южного креста направлены с севера на юг. Именно благодаря такой ориентации четырех цилиндрических сводов концов креста получается архитектурный крест вокруг купола, что и породи ло название крестовокупольной системы.

Необходимо добавить, что стены основного квадрата в зависимости от того или иного варианта крестовокупольного здания могут быть глухими или прорезанными только небольшими оконными и дверными проемами. Могут они также иметь более крупные проемы и в конечном  счете приближаться к каркасной системе, например, если распор сводов погашается не за счет массивов стен, а за счет примыкающих к основному зданию и окружающих его дополнительных помещений. Внутренние стены могут быть гладкими или иметь лопатки, соответствующие столбам, несущим купол.

Крестовокупольная система сложилась на основе необходимости подразделить интерьер культового здания на центральную часть, в середине которой располагался амвон или заменяющее его возвышение, и на окружающее эту центральную часть пространство, вмещающее присутствующих вокруг амвона на известном от него расстоянии. Некоторое свободное пространство вокруг амвона было необходимо для священнослужителей, стоявших в непосредственной близости к амвону, и для движения процессий вокруг него. Эта схема несколько усложняется прибавлением алтарного помещения в виде апсиды, обычно даже трех апсид, что создает, наряду с помещениями, окружающими амвон и на него направленными, известную ось движения между амвоном и центральной апсидой. С восточной стороны несколько нарушается всесторонняя симметрия здания вследствие привнесения продольной оси. Однако последняя подчинена симметричной основной системе и только ее дополняет. Это выражено также тем, что алтарь всегда был отделен от помещения для собравшихся, т. е. от основной части здания, алтарной преградой. Весьма существенно с точки зрения размещения присутствующих в интерьере расположение четырех свободно стоящих опор, окружающих амвон, выделяющих его и отделяющих его от массы собравшихся в интерьере. Так из назначения здания и его отдельных частей вырисовывается девятидольная схема крестовокупольной ячейки.

Крестовокупольная схема глубоко связана также и с конструктивными предпосылками средневизантийского зодчества. В основе ее лежит стремление перекрыть здание сводами и при этом по возможности уменьшить их диаметр, не уменьшая размеров самого здания и его интерьера. Уменьшение диаметра сводов облегчает их возведение и удешевляет строительство. Введение свободно поставленных опор, несущих своды, является прекрасным решением вопроса. При этом сохраняется цельный характер интерьера и его обозримость с любой точки. Очень редко крестовокупольные здания членятся в плане на девять одинаковых квадратов. Расположение в середине здания амвона, а также необходимость предусмотреть достаточно места для движения процессии вокруг амвона вызывают необходимость в более широкой расстановке свободно стоящих опор. Это одновременно создает главную пространственную ячейку всего интерьера. Выбор купола для ее перекрытия прекрасно выделяет центральное пространство и амвон. Вместе с тем купол особенно подходит и с конструктивной точки зрения для перекрытия самой крупной квадратной в плане части интерьера. Также и с архитектурно-художественной стороны купол великолепно завершает пространство интерьера.

Перекрытие центральной ячейки служит ключом к пониманию конструктивной сущности крестовокупольной системы. В средневизантийское время купол сооружался обычно на высоком барабане. Только в качестве редких исключений в средневизантийском зодчестве встречаются купола без барабанов. Распор купола на барабане погашается за счет толщины стен барабана, а на подпружные арки приходится только вертикальная нагрузка. Последняя вызываете этих арках не только давление на пяты, но и распор, грозящий опрокинуть опорные столбы. Распор еще усиливают паруса, принимающие на себя значительную часть тяжести барабана и купола. Распор подпружных арок, усиленный лежащей на них нагрузкой, погашается для каждого столба двумя арками, соединяющими столбы с наружными стенами, а также сводами угловых помещений. Последние создают также нагрузку на арки, опирающиеся на опоры и стены Дополнительную нагрузку на те же арки дают своды концов креста. Необходимо отметить, что оси цилиндрических сводов концов креста представляют собой как бы продолжение диаметров купола. Благодаря такому расположению их распор погашает распор сводов угловых помещений, а вся их масса, примыкая к четырем подкупольным аркам, укрепляет последние. Распор сводов угловых помещений погашается массой стен или заменяющих их столбов, а также действующим в противоположном направлении распором сводов примыкающих к ним помещений дополнительного характера. Это было отмечено Шуази, утверждавшим, что византийское здание представляет собой систему взаимно уравновешенных сводов.

Не менее замечательны архитектурно-художественные особенности крестовокупольной системы, вытекающие из ее функциональной основы и конструктивных предпосылок.

Одной из самых характерных для византийской культуры идей была идея иерархии.

Сложившаяся как стройная система феодальная византийская культура разработала унаследованное в средневизантийское время от ранневизантийского периода представление о том, что общество является сложной структурой взаимно подчиненных друг другу слоев населения и правительственных должностных лиц, куда входило также и духовенство. Подобные представления отражали знаменитую византийскую систему чиновничества, строжайшим образом организованную и представлявшую собой как бы своего рода надстройку над народными массами. Народы Византийской империи на всем протяжении ее развития сопротивлялись жестокой эксплуатации, орудием которой была система чиновничества. Византийская иерархия была узаконена церковью и подкреплена церковным учением. Считалось, что она является отражением на земле «иерархии небесной», управляющей вселенной.

Идея иерархии отразилась также и на организации культовых действий. Расчленение интерьера крестовокупольного здания сложилось на ее основе; части внутреннего пространства сгруппированы вокруг амвона и купола. Косвенным образом идея иерархии отразилась также и на архитектурной композиции. Внутреннее пространство замечательно расчленено с архитектурно-художественной точки зрения.

Крестовокупольные здания Византии производят исключительно сильное впечатление своей удивительно уравновешенной композицией, которая направлена на выявление основных пространственных координат. Купол на барабане выявляет основную вертикальную ось здания. Однако купол вырастает из пересечений двух других пространственных координат, выявленных четырьмя цилиндрическими сводами концов креста. Вследствие этого композиционная основа крестовокупольного здания представляет собой компактную завязку трех основных направлений пространства. Значительность и всеобщность этой системы в смысле ее убедительности для людей различных эпох объясняется тем, что она представляет собой обобщенное отражение в художественном образе объективной сущности основной стихии архитектуры — пространства.

Угловые помещения обладают свойством в уменьшенном виде повторять центральную купольную ячейку. Это заложено в их квадратной форме. Когда их перекрывают куполами, они еще более становятся похожими на центральную часть крестовокупольного здания. Так как они открываются проёмами в соседние концы креста, в них также, хотя и менее ясно, образуются две пересекающиеся под куполом пространственные оси. Это открывает возможность развить эти оси, например, при помощи ниш или другими способами, что и произошло в некоторых постройках. Тогда угловые помещения выглядят как повторение в малом виде всей крестовокупольной системы, взятой в целом.

Интерьер крестовокупольного здания распадается на девять пространственных ячеек, которые строго друг другу подчинены и образуют наглядную иерархическую систему пространства. Над всем доминирует центральное подкупольное пространство. Ему подчинены четыре конца креста. На последнем месте находятся четыре угловых помещения, меньших в плане и более низких. Архитектор как бы разложил пространство интерьера на части и построил из этих частей удивительно единое целое. Получается стройная пирамидальная композиция. От угловых помещений интерьер нарастает через концы креста к вертикальному подкупольному пространству, собирающему вокруг себя все остальные пространственные ячейки.

Во всей мировой архитектуре предшествующих периодов не было ничего, что можно было бы приравнять к средневизантийской крестовокупольной системе. Значение последней заключается в том, что в ней впервые была разработана группировка пространственных ячеек. Зачатки этого развития лежат в позднеантичной и ранневизантийской архитектуре, однако первая в истории архитектуры пространственная группа окончательно сложилась только в средневизантийском зодчестве.

Истоки крестовокупольной системы лежат в эллинистической архитектуре, разработавшей композицию перистиля, в римской архитектуре, где качался процесс внутреннего расчленения сводчатого здания, в архитектуре Ирана, создавшей тип храма огня, который был положен византийскими зодчими в основу первых византийских крестовокупольных зданий ещё в ранневизантийский период. Синтез этих традиций привел к образованию константинопольской пятинефной крестовокупольной постройки. Этот процесс особенно ясно виден на примере Софии в Фессалониках.

Средневизантийская крестовокупольная система имела огромное значение для всего дальнейшего развития архитектуры как Западной, так и Восточной Европы. В русской архитектуре крестовокупольная система существовала в церковном зодчестве вплоть до XX в. В Западной Европе она очень сильно повлияла на зодчество эпохи Возрождения. Например, собор Петра в Риме представляет собой в своей основе крестовокупольное здание. Такие постройки, как собор Инвалидов, парижский Пантеон и многие другие, также основаны на принципе крестовокупольной системы.

Для понимания средневизантийской архитектуры необходимо представить себе основные варианты крестовокупольной системы в византийском зодчестве. Простой вариант крестовокупольного здания отличается от сложного его варианта тем, как алтарная часть сочетается с основной, квадратной в плане крестовокупольной ячейкой. Если три алтарных апсиды и прямоугольные алтарные помещения перед ними прибавлены к основной части и представляют собой только дополнительные элементы, то мы имеем сложную крестовокупольную церковь, представляющую собой нормальное решение. Простой вариант получается в том случае, когда прямоугольные алтарные помещения перед апсидами сливаются с восточным концом креста и с восточными угловыми помещениями основной ячейки. При этом вся восточная часть крестовокупольной системы отделяется посредством алтарной преграды и превращается в алтарное помещение.

При простом варианте алтарную преграду располагали между восточной парой подкупольных опор, при сложном варианте — на одно деление дальше к востоку. При простом варианте часть крестовокупольной ячейки отнимается под алтарь. Вследствие этого крестовокупольная основа интерьера, центрическая в своей сущности, оказывается как бы ущемленной и развитой не так полно и всесторонне. Характерно, что в Константинополе господствует более совершенный и логичный сложный вариант крестовокупольного здания, в то время как в архитектуре византийских провинций очень часто встречается и обычно даже преобладает простой его вариант.

Кроме того, необходимо ясно различать трёхнефные крестовокупольные здания и пятинефные. В трёхнефном варианте имеются только основная квадратная ячейка и прибавленные к ней алтарные помещения. В пятинефном варианте трёхнефная постройка окружена с трех сторон (за исключением алтарной) дополнительными помещениями, что в первую очередь вызвано потребностью в пространстве большой вместимости. Между этими двумя вариантами встречаются промежуточные формы, различающиеся в зависимости от того, как связаны друг с другом основная трёхнефная ячейка и окружающие ее помещения. Когда, между ними устроены широкие проемы, окружающие помещения образуют части общего интерьера пятинефного крестовокупольного здания. В других случаях проемы бывают меньших размеров, а иногда средняя часть здания отделена от дополнительных помещений глухими стенами, где только в некоторых местах имеются дверные проемы. В этом последнем случае пятинефная крестовокупольная церковь превратилась в трёхнефную, но окруженную внутренним обходом.

Необходимо, наконец, различать трёхнефные крестовокупольные здания еще двух вариантов: четырёхопорные и шестиопорные. К трёхнефному зданию может с запада примыкать нартекс, отделенный от нее глухой стеной с дверными проемами. В тех случаях, когда эти проемы становятся шире и превращаются в арочные проемы между столбами, получается шестиопорный вариант. При простом варианте восточная пара опор обычно сливается со стенками между тремя частями алтарного помещения. В этих случаях получается ещё двухопорная трёхнефная крестовокупольная церковь как разновидность четырёхопорного варианта.

В средневизантийском монументальном культовом зодчестве существовали кроме крестовокупольного еще два других важнейших архитектурных типа. Они были унаследованы от прошлого, но существенно переработаны.

Одним из них является перистильный тип церкви. Сущность его заключается в том, что центральный квадрат отделен от окружающих его помещений не только четырьмя угловыми столбами, но с трех сторон еще и промежуточными парами колонн между ними. В сторону алтаря пространство между столбами остается открытым. Таким образом, вокруг центрального квадрата, перекрытого куполом, образуется внутренний обход, обычно перекрытый рядом крестовых сводов, иногда заменяемых цилиндрическими сводами. Подкупольные арки заполнены с трёх сторон стенами с окнами, выходящими над покрытием обхода. Имея некоторое сходство в плане с крестовокупольными зданиями, постройки перистильного типа глубоко отличны от них тем, что они лишены концов креста. Перистильные церкви отчетливо обнаруживают эллинистические основы крестовокупольной системы.

Другой средневнзантийский архитектурный тип характеризуется тем, что центральное помещение остается нерасчлененным и перекрыто большим куполом, опирающимся на наружные стены. К нему примыкает трехдольный алтарь. Это показывает, что центральное помещение соответствует девятидольной квадратной главной части крестовокупольного здания. Переход между квадратом плана и окружностью основания купола образован тромпами, что отличает этот тип от крестовокупольного, для которого характерны паруса. Вследствие применения тромпов купол, естественно, имеет восемь точек опоры. Такие церкви бывают однонефными и трёхнефными. В последнем случае центральная купольная часть окружена с трех сторон внутренним обходом, который может быть с ней связан широкими арочными проемами. Подобный интерьер представляет собой сложное трехчастное целое. В других случаях просмы могут быть меньше и даже заменены глухими стенами. Тогда получается однонефный архитектурный тип с куполом на восьми опорах и внутренним обходом.

Данный архитектурный тип восходит к ранневизантийским постройкам, подобным церквам Сергия и Вакха в Константинополе. Однако его однонефный вариант очень ясно показывает, что он основывается на воспринятой средневизантийским зодчеством древней восточной традиции, восходящей к простому квадратному зданию с глухими стенами, перекрытому куполом на тромпах, т. е. к древнейшему типу восточного народного жилища, так образно представленному на знаменитом рельефе из Куюнджика.

В отношении строительных материалов средневизантийская архитектура распадается на две области. В восточных частях Византийской империи, главным образом в Малой Азии, продолжала развиваться кладка из камня с очень хорошо отесанной лицевой поверхностью. Эта кладка представляет собой продолжение кладки, характерной для архитектуры Сирии и Месопотамии предыдущего периода. Последняя в свою очередь является продолжением и развитием античной кладки. В основе ее лежит древнегреческая кладка из тесаного камня, достигшая своего высшего развития в классическую эпоху V в. до н. э. и затем, несколько видоизменившись, перешедшая в эллинистическую кладку. В восточных провинциях Римской империи кладка из тесаного камня продолжала существовать и развиваться. Таким образом, кладка зданий средневизантийского времени, например в Трапезунде и аругих местах в восточных провинциях Византийской империи, является наследием античности, претерпевшим переработку в византийское время.

Совершенно другой является кладка средневизантийских построек Константинополя. Правда, в начале средневизантийского периода она еще не вполне выработалась. Только в XI—XII вв. в византийской столице сложилась чисто кирпичная кладка. Последняя является продолжением ранневизантийской константинопольской кирпичной кладки. Основная тенденция развития столичной кирпичной кладки заключалась в том, что с течением десятилетий росло стремление увеличить в наружных частях стен ширину швов цемяночного раствора. В конце концов появляется кладка Константинополя XII в., для которой характерны швы, втрое более широкие, чем ряды кирпича. Это достигается тем, что ряды кирпича через один не доводят до поверхности стен и затирают снаружи слоем цемяночного раствора. Такой прием создает впечатление эластичности стены, воздушности объёмов и общий красно-розовый тон поверхности стены. Отмеченное развитие показывает, что постепенно нарастает стремление к достижению декоративного эффекта средствами самой кладки.

Во всех частях византийского государства в средневизантийское время получила широкое распространение кладка, которая явилась как бы синтезом двух описанных кладок. Это существовавшая уже в ранневизантийское время и несколько видоизмененная в средневизантийский период кладка из чередующихся нескольких рядов камня и нескольких рядов кирпича. Эта кладка имеет свои местные варианты в различных частях страны. В Константинополе она появилась в IX и X вв. под влиянием восточновизантийской архитектуры как продолжение аналогичного варианта ранневизантийской кладки. Из нее к XI в. постепенно выработалась кладка из одного только кирпича.

Средневизантийская концепция церковного здания была выражением характерного для византийского феодализма символического истолкования мира в духе мистических учений православной церкви. Культовый церемониал был унаследован от предыдущего периода. Его смысл продолжал состоять в том, чтобы распространять и утверждать идею божественного происхождения царской власти, представлявшую собой дополнительное идеологическое средство укрепления византийского централизованного строя. Как и раньше, церковное здание понималось как изображение вселенной, происходившие в нем культовые действия должны были передавать историю мира, выработанную церковной легендой. Каждая отдельная часть здания имела свое истолкование. Алтарная часть изображала рай и небесное царство, главная часть здания была образом здешнего мира, западная часть церковной постройки символизировала ад.

Условность развитого византийского мировоззрения сказалась также и в архитектуре. Сравнение ранневизантийского и средневизантийского церковного здания обнаруживает это различие. Например, в Константинопольской Софии купол не только обозначает небесный свод, но и наглядно его изображает. Небольшие купола на барабанах средневизантийских зданий всего лишь символизируют небесный свод, являясь не более как условными знаками для его обозначения. Они перекрывают незначительную часть внутреннего пространства и могут быть восприняты только как условное изображение небосвода и вселенной.

В интерьере средневизантийского церковного здания существенную роль играет живопись. Еще недостаточно исследован вопрос о различных системах внутренней декорации в Константинополе и в восточных областях Византии. В Константинополе живописью, обычно мозаикой, занимали чаще всего только зону сводов, арок и люнет под ними. Стены же и столбы декорировали великолепной облицовкой, продолжая традицию облицовки Софии, но несколько видоизмененной. В отличие от Софии средневизантийские мозаики имели фигурные изображения, включавшие отдельные фигуры или целые сцены. Сюжетами изображений были эпизоды из священного писания. Мраморная облицовка придавала интерьеру большую строгость и некоторую тектоничность.

В восточных областях в интерьерах церквей преобладала фресковая живопись, которая обычно покрывала стены, столбы и своды. Весь интерьер был расписан снизу доверху. Это придавало ему особую фантастичность, зрительно расширяя архитектурное пространство. Условный характер изображений накладывал свой отпечаток также и на весь интерьер в целом: внутреннее пространство как бы вырывалось из реальной действительности, что создавало особенно благоприятную атмосферу для восприятия фантастики церковного учения. Воздействие получалось исключительно сильным, особенно на малоразвитого крестьянина, готового поверить чему угодно, когда удавалось затронуть его чувство.

Общее впечатление, создаваемое архитектурой и живописью, еще усиливала декоративная резьба, которая обычно покрывала парапеты между колонками и столбами, особенно на хорах, амвоны и алтарные преграды. Эта резьба, нередко отличавшаяся большой сложностью, создавала исключительную декоративную насыщенность, в особенности в зданиях Константинополя.

В постройках столицы базы и капители колонок, а также дверные и оконные обрамления, там, где они имелись, отличаются очень усложненной профилировкой, предельно раздробленной и измельченной. Во многих случаях можно проследить античные прототипы обломов, однако они до неузнаваемости переработаны.

В постройках восточной школы византийского зодчества, наоборот, наблюдается тенденция к упрощению деталей и к созданию Цельных и компактных архитектурных форм.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации