Средневековая архитектура Литвы

Глава «Романская и готическая архитектура в странах Восточной и Северной Европы. Архитектура Прибалтийских стран. Литва», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: И. Баршаускас, К. Чербиленас, А. Гриневичюте; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Первые элементы монументальной архитектуры появляются в Литве в I тысячелетии до н. э. с образованием укрепленных поселений — городищ (пилякальнисов). С развитием феодализма (IX—XII вв.) на главных городищах сооружаются замки-крепости для феодалов. Первые каменные замки появляются в связи с немецкой экспансией.

При некоторых замках образовались крупные поселения, на основе которых впоследствии развились литовские города. Пути, подходившие к рынку, стали городскими магистралями. Между ними сложилась уличная сеть, приспособленная к рельефу местности. Позднее на рынке появилась ратуша — центр общественной жизни города. Другими значительными городскими сооружениями были культовые постройки, купеческие и цеховые дома, гостиные дворы, корчмы (рис. 34). Участки жилых домов были сравнительно широкими (в среднем от 9 до 20 м). Дома часто были обращены к улице продольной стороной.

Вильнюс: гравюра конца XVI в.
Вильнюс: план средневековой части города
34. Вильнюс: 1 — гравюра конца XVI в.; 2 — план средневековой части города: 1 — замок; 2 — рынок; 3 — ратуша; 4 — костёл св. Анны и монастырь бернардинцев; 5 — городские укрепления
Каунас. Дом № 2 на пл. Ротушес, XVI в.
35. Каунас. Дом № 2 на пл. Ротушес, XVI в.

В старых кварталах Вильнюса и Каунаса сохранилось несколько сильно перестроенных домов второй половины XV и XVI в. Лучше других сохранился кирпичный двухэтажный дом в Каунасе (площадь Ротушес, № 2; рис. 35). Во двор ведёт перекрытый цилиндрическим сводом с распалубками проезд, в котором имеются два входа: один — в приёмное помещение, перекрытое ячеистыми сводами, второй — в прихожую-кухню, отделенную от приемной капитальной стеной. В другой стене прихожей расположена лестница, ведущая в жилые помещения. Вторая лестница ведет в просторный подвал. Часть прихожей, отделенная кирпичной колонной, на которую опирались две арки, служила кухней. Над кухней построена проходившая до самой крыши большая, сужающаяся кверху труба. Первоначальный фасад дома не сохранился. Можно установить лишь, что портал проезда имел прямоугольное обрамление из профилированного кирпича, а с обеих сторон его были высокие прямоугольные ниши. Планы других средневековых домов во многом сходны с этим домом.

Вильнюс. Дома № 12 и 14 по ул. Горького (быв. Замковая), конец XV — начало XVI вв.
36. Вильнюс. Дома № 12 и 14 по ул. Горького (быв. Замковая), конец XV — начало XVI вв.

Примерами фасадов средневековых жилых домов служат фасады домов в Вильнюсе по ул. Горького № 12 и 14 (конец XV — начало XVI вв.; рис. 36).

К средневековым общественным зданиям следует причислить дом «Перкунаса» в Каунасе, построенный в XV—XVI вв. для торгового или цехового объединения. Внутри здание целиком перестроено. Дом имел размеры в плане 22,3 × 8,4 м; вход помещался на боковом фасаде. Кирпичный щипец, в котором применено около 15 видов кирпича, украшен двойной килевидной аркой, фиалами и богатым орнаментальным фризом.

На западе Литвы ареной борьбы с немцами в XIII—XIV вв. была Жемайтня. Здесь было построено более 40 замков. Оборону литовцев по Неману составляла целая система замков, среди которых самым мощным был Каунасский. Большая группа замков защищала столицу — Вильнюс.

В связи с опасностью набегов Ливонского и Тевтонского орденов, а также татаро-монгольских вторжений литовские князья строили замки и в более отдаленных областях — в Гродно, Новогрудке, Лиде и Крево (на территории Белорусской ССР).

В важнейших стратегических пунктах страны образовались ансамбли, состоявшие из нескольких замков. В Вильнюсе были построены замки: Кривой, Нижний и особенно сильно защищенный замок на горе Гедимина. В Науеи Тракай (Новые Троки) было два замка: один на полуострове, другой на острове озера Гальве.

В каменных замках XIV в. кирпич применялся лишь для завершения наружных стен и башен. В замках XV в. из кирпича выкладывались поверхности стен. Ядро стены составляла бутовая кладка.

В ранних замках в нерегулярный (на неровной местности) или приближающийся к регулярному периметр стен были включены одна или две квадратные башни (Медининкай, Лида, Крево). Позднее, когда распространился новый вид оружия — бомбарды, на всех углах стен появились круглые или, реже, квадратные башни (Каунас, Тракай — замок на полуострове). В ещё более поздних замках к стене примыкает дворец князя (Тракайский замок на острове озера Гальве, замок на горе Гедимина в Вильнюсе).

В некоторых ранних замках встречаются фрагменты романской архитектуры. Проёмы окон и дверей часто завершаются полуциркульными арками, применяются аркатурные парапеты (замок в Лиде, XIV в.).

Архитектура литовских замков имеет много общего с архитектурой Ливонии, Пруссии, Польши, Чехии и немецких ганзейских городов.

Готический характер архитектуры замков XIV—XV вв. проявлялся не только в технике кладки, но и в конструктивных элементах (массивные контрфорсы, звездчатые своды с нервюрами). Широко применялись высокие и узкие стрельчатые проёмы. Готический характер имеют замок на горе Гедимина в Вильнюсе, Тракайский замок и др.

Самым старым каменным замком Литвы является Каунасский замок (середина XIII в.), сооружённый у слияния Немана и Нерис. Разрушенный крестоносцами в 1362 г., замок был восстановлен в конце XIV в. и перестроен в начале XV в. В результате перестройки замок приобрёл массивные угловые башни. Стены имели толщину 3,5 м и достигали 9—10 м высоты. Предполагается, что башни были четырехъярусными. Поэтажные перекрытия были деревянными. Узкие окна подчеркивали суровость и монументальность наружных объёмов. Каунасский замок не утратил стратегического значения и в более позднее время. На это указывают пристроенные в конце XVI в. стрельбища вокруг юго-восточной башни.

Тракай. Замок на острове озера Гальве, XIV—XV в.
37. Тракай. Замок на острове озера Гальве, XIV—XV в.: 1 — план (1 — ворота предзамковой части; 2 — казематы; 3 — башни; 4 — двор; 5 — ров; 6 — арки; 7 — ворота замка; 8 — парадный зал; 9 — княжеские покои; 10 — двор; 11 — терраса; 12 — колодец; 13 — оборонительная стена); 2 — реконструкция замка
Вильнюс. Башня на горе Гедимина, после 1419 г.
38. Вильнюс. Башня на горе Гедимина, после 1419 г.

Особенно большое оборонное значение имел замок на горе Гедимина в Вильнюсе. Некоторые стены замка, вероятно, уже в XIV в. были сложены из камня и кирпича. После пожара 1419 г. был построен новый замок, остатки которого сохранились. Окружавшая двор стена имела около 3 м толщины и 12 м высоты. В стены были включены три башни: с севера и юга — четырёхгранные, а с юго-запада — восьмигранная, сохранившаяся лучше других (рис. 38). В основании трёхъярусных башен находился полуподвал, завершением служила галерея для обстрела. В восточной части двора помещался трёхэтажный дворец великого князя, имевший в плане 24 × 40 м. На втором этаже здания размещался просторный зал со звездчатыми сводами. Наружные стены дворца были лишены украшений. Узкие окна с полукруглыми арками, похожие на окна башен, глядели с угрюмых фасадов.

Самый красивый готический замок Литвы — замок на острове озера Гальве в Тракай (XIV—XV вв.; рис. 37). Его план обусловлен величиной (около 1,8 га) и конфигурацией острова. Комплекс состоит из двух частей: предзамковой части и резиденции великого князя, отделенной от первой части каналом. В предзамковой части по трём углам расположены выдвинутые за стены массивные круглые башни с четырёхугольными основаниями. С внутренней стороны стен, толщиной 2,4 м, размещались двухэтажные казематы. Перед дворцовой частью находился массивный шестиярусный донжон (25 м высоты). Два трёхэтажных жилых корпуса высотой 15 м окружали небольшой (11 × 12 м) двор. Дворец огибала оборонительная стена, которую раньше омывало озеро. Во вместительных полуподвалах дворца помещались склады. В одном из подвальных помещений была устроена кухня, откуда горячий воздух проходил по каналам, проложенным в полу большого парадного зала, который, кроме того, отапливался каминами. Перекрытый звездчатыми сводами зал, занимавший весь второй этаж одного из корпусов, был расписан фресками. Перекрытые крестовыми нервюрными сводами комнаты над главным залом и в левом корпусе дворца были жилыми. Для сообщения между помещениями обоих этажей во дворе имелись деревянные галереи, на которые вела лестница, находившаяся в донжоне. Узкие дверные и оконные проёмы дворца перекрыты стрельчатыми арками.

Литовские средневековые культовые здания отличались простотой и монументальностью, отсутствием сложных декоративных деталей, массивностью конструкций. В кирпичную кладку толщиной 1—2 м вводились крупные валуны.

Готические культовые здания, построенные в Литве в конце XIV, в XV и XVI вв., имели зальное (трёхнефное или однонефное) внутреннее пространство с небольшим хором, завершенным полигональной апсидой.

Средневековым культовым памятникам Литвы, так же как и готическим храмам Поморья, Мазовии и Ливонии, свойственны высокие двускатные, покрытые черепицей крыши, образующие на торцовом фасаде острые щипцы; усиленные контрфорсами стены, украшенные орнаментом из торцов клинкерного кирпича; стрельчатые проёмы; декоративные детали из профилированного кирпича; сетчатые и ячеистые своды. Для готических храмов характерно отсутствие башен. Контрфорсы, порталы и другие части зданий имеют оригинальную композицию.

В конце XV и в XVI в. наряду с монументальными, крепостными по характеру культовыми сооружениями появились храмы, обладающие изящными, нарядными формами. Однако их планировка и конструкция по-прежнему оставались простыми.

Старейший четырёхстолпный зальный костёл св. Николая в Вильнюсе построен в XIV в., перестроен в XVI в. При перестройке деревянное перекрытие заменено сетчатыми сводами. Характерен главный фасад: в его центре находится арка портала, обрамлённая каймой поребрика; над порталом — высокое окно. Щипец украшают стрельчатые ниши.

Каунас. Костёл св. Георгия, конец XV в.
39. Каунас. Костёл св. Георгия, конец XV в.
Запишкис. Костёл, начало XVI в.
40. Запишкис. Костёл, начало XVI в.

В костёле св. Георгия в Каунасе, построенном в конце XV в., прослеживается дальнейшее развитие типа трёхнефного зального костела (рис. 39). Костел стоит у слияния рек, вблизи Каунасского замка. Фасады здания отличаются декоративностью и изяществом.

Одним из самых замечательных однонефных зданий является костёл в Запишкисе (вторая половина XVI в.; рис. 40), Характерно, что в этой постройке местных мастеров не соблюдены принципы симметрии. Главный фасад украшают изящные прямоугольные ниши, обведенные каймой из профилированного кирпича. Вход подчёркивает вписанная в прямоугольное обрамление стрельчатая арка. Цокольный ярус обработан рядом стрельчатых ниш. Неф и хор имеют плоские деревянные перекрытия. Только в позднее пристроенной ризнице сооружён кирпичный свод.

Вильнюс. Ансамбль бернардинского монастыря и костёла св. Анны, окончен во 2-й половине XVI в.
41. Вильнюс. Ансамбль бернардинского монастыря и костёла св. Анны, окончен во 2-й половине XVI в.: 1 — бернардинский костёл; 2 — костёл св. Анны; 3 — дом приходского священника; 4 — сакристия; 5 — бернардинский монастырь; 6 — капелла св. Николая; 7 — Королевская капелла; 8,9 — дворы
42. Вильнюс: 1 — костёл св. Анны; 2 — фрагмент бернардинского костёла

Ансамбль бернардинского костёла и костёла св. Анны в Вильнюсе (закончен во второй половине XVI в.) представляет собой один из самых выдающихся готических ансамблей в Северо-Восточной Европе (рис. 41, 42). Бернардинский костёл — сооружение зального типа. В XVI в. храм вошёл в оборонительную систему Вильнюса. Здание имеет массивные стены с контрфорсами, угловые башни и бойницы под карнизами. В интерьере хорошо сохранились ячеистые и звёздчатые своды.

Другое здание ансамбля — костёл св. Анны (1581 г.) — самое красивое готическое здание в Литве. Однонефный костёл имеет небольшие размеры: 10 × 22 м в плане. Для фасадов храма характерно ритмическое сочетание легких вертикальных форм. Разнообразнейшие элементы фасадов выложены из 33 сортов фасонного кирпича. В конструкции костёла св. Анны максимально использованы технические возможности строительного материала: стены имеют толщину всего лишь 1,5 кирпича. Строительство производилось вильнюсским цехом каменщиков, знаки которого стоят на кирпичах.

В заключение необходимо подчеркнуть, что сооружения, построенные в XIV и в первой половине XV в., отличаются тяжеловесными, монументальными формами, лаконичностью деталей, простотой композиций. Здания конца XV и XVI в., при сохранении тех же общих композиционных принципов, имеют по-новому трактованные фасады. Композиция фасада становится легче и пластичнее.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации