Средневековая архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья

Глава «Архитектура западных территорий Югославии. Архитектура Дуклянско-Зетского Черногорского Приморья», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Бошкович Д.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


В VII—IX вв. в южной части Балканского Адриатического Приморья возникли небольшие славянские государства — Дуклия, Травуния, Захумия и Пагания, объединившиеся в IX в. в раннефеодальное государство Зету. До середины IX в. над этими землями пыталась сохранить свою власть Византия. В свою очередь старалась распространить на них своё влияние западная церковь. В 1067 г. было учреждено католическое епископство в Баре. В то же время народная оппозиция развивающемуся феодализму и связанной с ним церкви привела к распространению богумильства.

С 1185 г. Зетское Приморье вошло в состав Сербского государства. Были созданы православные архиепископии в Стоне и на Превлаке в Боке Которской. В городах развивались ремёсла и торговля. Некоторые из них получили права свободных коммун, причём классовое расслоение их населения привело к появлению двух самоуправлений — веч: дворянского и ремесленно-торгового.

В конце XIV в. проникновение турок на Балканы и распадение Сербии на ряд мелких государств отразились и на Зетском Приморье, которым в середине XV в. овладела Венеция. Лишь Дубровник, которому король Стефан Душан уступил в 1335 г. город Стон с прилежащими территорией и островами, сохранял независимость до начала XIX в.

В таких условиях развивалась архитектура Зетского Приморья. Во внутренних областях, вдали от городов и в лесных местностях, постройки возводились из дерева. В городах строились и каменные здания из превосходного местного известняка или из мелкого плитняка, уложенного насухо (так строились и перекрытые сводами круглые дома — «буньи»), или из рваного камня на известковом растворе. Тесаный камень употреблялся для оконных перемычек, откосов и убранства фасадов.

Котор. План города
17. Котор. План города

Лишь в немногих городах Зетского Приморья (Бар, Будва и Котор; рис. 17) можно обнаружить прямоугольную сетку улиц, идущую от античности или средних веков. В ряде городов сохранились остатки крепостных стен, преимущественно XIII— XIV вв. Построенные из рваного камня и плитняка, они имели простой и строгий облик со своими зубцами и круглыми или квадратными в плане башнями. В Баре над воротами находились небольшие капеллы, а главные ворота конца, XIV в. имели фасад, облицованный тёсаным камнем двух цветов, чередующихся горизонтальными рядами.

От ранних светских построек не осталось следов. Сохранились постройки XIII— XIV вв., особенно городские жилые дома с мастерской или лавкой, складом и конюшней внизу и одним-двумя жилыми этажами. Внизу иногда были своды, а выше — перекрытия по деревянным балкам; кровли — черепичные или из каменных плит по деревянным стропилам. Фасады таких зданий в Баре и Улцинье выполнены из грубо отесанного камня и иногда (княжеский дворец в Баре) с тонкими поясками, соответствующими этажам. Окна, обычно прямоугольные, с лучковыми разгрузочными арками, редко имевшие развитые готические формы, размещались так, как это вызывалось необходимостью.

Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в. Стон. Церковь Михаила, X в.
18. Остров Лопуд. Ивановская церковь, X в. 19. Стон. Церковь Михаила, X в.

От раннего, дороманского периода сохранились небольшие церкви, однонефные, с цилиндрическим сводом, расчлененным арками, и полукруглой (реже прямоугольной) в плане апсидой (церкви в Савине, Будве, Кутах, на острове Колочеп и др.), такие же церкви с куполом, снаружи замаскированным кубом, обработанным нишами (церковь св. Ивана на острове Лопуд, рис. 18, церковь св. Михаила в Стоне, рис. 19), трёхконховые однонефные церкви (в Крайне и Дривосте близ Скадарского озера и св. Павла в Чичеве, близ Требины) и круглые с шестью (в Рогачицах, близ Блажуя, в Боснии) или восемью (в Ошлях близ Стона) конхами.

С XI в. строились трёхнефные базилики с деревянным стропильным перекрытием; такова церковь св. Сергия и Вакха на Бонне, близ Скадара (теперь в Албании), получившая в XIV в. стрельчатые арки. Тип базилики проник в глубь страны, в Черногорию (Градина на Мартиничах, близ Титограда) и в Боснию (Добровин, Зеница). Фасады ранних церквей Зетского Приморья обработаны просто лопатками, соединёнными простыми или двойными арками. Обрамления оконных проёмов, а внутри алтарные преграды и кивории украшены резной орнаментацией из лент, виноградной лозы и стилизованных фигур животных. Некоторые особенности этой резьбы родственны словенским, что, как и одинаковые типы церквей, говорит о внутреннем родстве культуры различных южно-славянских народов.

Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
20. Котор. Собор, 1166 г. План и реконструкция внешнего вида
Котор. Собор. Киворий, 1360 г.
21. Котор. Собор. Киворий, 1360 г.

Церкви XII—XIV вв. строились по типу трёхнефной базилики либо однонефного здания с куполом или без него. Так, собор св. Трифона в Которе, 1166 г. (рис. 20) — трёхнефная базилика с крестовыми сводами и двумя башнями на западной стороне. Сохранившаяся древняя модель показывает, что он был развитой романской постройкой, с ярусами глухих аркад и круглым окном-розой, но купол на низком барабане над одной из травей среднего нефа сближал этот собор с архитектурой Сербии и Византии. Об этой же близости говорит и сходство плана церкви Богородицы в бенедиктинском монастыре на озере острова Млет (конец XII в.) с планом построенной несколько ранее Никольской церкви близ Куршумлии в Сербии. В то же время декорировка фасадов млетской церкви родственна апулийским образцам, а квадратный в плане барабан напоминает местные дороманские постройки.

Связь с сербской архитектурой обнаруживают и небольшие которские церкви св. Луки (1195 г.) и Коллегиаты (1221 г.), однонефные, с цилиндрическими сводами, с арками и низким куполом на парусах. Родственны сербским и такие детали, как парное окно на апсиде первой и чередование полос красного и белого камня на фасадах второй, обладающей, однако, похожими на готические, ребрами сводов. Такие же бескупольные церкви также развивают дороманский тип. Более развитыми романскими формами обладают позднейшие постройки: большие церкви св. Павла в Которе (1266 г.), св. Николая (1288 г.) и св. Марии (1340 г.) в Будве, небольшие церкви в Данье близ Скадара и три церкви в Хай-Нехае близ Бара, имевшие каждая по два алтаря — православный и католический.

Влияние готики сказалось в местной архитектуре лишь в частностях вроде стрельчатых окон или нервюр сводов некоторых церквей. В других постройках XIII—XIV вв. продолжали господствовать романские формы. Резьба и скульптура применялись и внутри зданий, примером чего может служить киворий в которском соборе (1360 г.), легкий по конструкции, с изящным антаблементом, украшенным барельефами (рис. 21).

Связь архитектуры Зетского Приморья с Сербией поддерживалась и мастерами из Приморья, участвовавшими в Сербии в сооружении ряда памятников рашской и отчасти македонской и моравской школ. Так, Вит из Котора построил главную церковь в Дечанском монастыре, Радован работал в Студенице, а позднее в Трогире. Миха Бранко из Бара строил в Дубровнике. Всё это говорит о тесных связях архитектуры Зетского Приморья с архитектурой других южнославянских народов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации