Архитектура Крыма X–XIII вв.

Глава «Архитектура Крыма X–XIII вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


К IX—X вв. в Крыму окончательно сложились феодальные отношения. С упрочением международных позиций Византийской империи Крым опять попал в сферу её интересов. Этому способствовали разгром Хазарского каганата древнерусским государством и изгнание хазар из Крыма, где еще в 30-х годах IX в. была учреждена византийская Херсонская фема (провинция).

В X в. Крым попал также в сферу влияния древнерусского государства. Восточные земли Крыма вошли в состав Тмутараканского княжества, в крупнейших центрах Крыма Херсонесе — Корсуни (особенно после взятия его князем Владимиром Святославичем в 988 г.) и Судаке — Суроже усилилось политическое и экономическое влияние Руси.

Города Крыма — Херсонес и Судак, а также, вероятно, и русский Корчев (Керчь) играли большую роль в культурных и экономических связях древней Руси с Югом, Юго-Западом и Юго-Востоком. Однако развитию экономической и политической жизни в Крыму страшные удары наносили многочисленные нашествия и вторжения печенегов (IX в.), половцев (XI в.), сельджуков (XIII в.), татар (XIII в.) и, наконец, захват городов побережья генуэзцами (XIV в.). После каждого такого нашествия в Крыму создавалась новая политическая ситуация. В сложных условиях в Крыму формировались местные феодальные княжества, существовавшие вплоть до захвата городов Крыма турками во второй половине XV в.

Херсонес. Оборонительные стены южного участка, III в. до н. э. — XIV в. н. э. Общий вид
8. Херсонес. Оборонительные стены южного участка, III в. до н. э. — XIV в. н. э. Общий вид

В христианской архитектуре Крыма по-прежнему главенствующую роль играл Херсонес (рис. 8). X век был для Херсонеса временем экономического и политического подъёма. В это время капитально отстраивались старые храмы-базилики, строились новые, причём особое распространение получили маленькие храмики-каплицы, которых бывало по нескольку в каждом квартале. Как можно предполагать, определенную роль в строительстве таких храмиков сыграло право беспошлинной торговли, которое предоставлялось основателям церквей.

Позднесредневековые жилые кварталы Херсонеса и их застройка хорошо изучены по раскопкам в северо-восточной части городища. В этот период застройку Херсонеса продолжала определять все та же старая планировка города с ее сильной скученностью зданий, узкими улицами и переулками. Комплексы жилых домов состояли из одного-двух, иногда трёх жилых помещений, часто располагавшихся в двух этажах, кладовой и дворика. Кладовая часто устраивалась в подвале или полуподвале, который иногда высекался в скале. Стены домов возводились из околотых камней на глине. Крыши, как можно предположить, были главным образом односкатные, кровли — черепичные. Печи в домах были подковообразной в плане формы; своды их выкладывались из обломков черепицы и керамики.

В кварталах устраивались небольшие внутренние площади, где находились общественные цистерны для воды. В связи с большой скученностью и теснотой городской застройки часто устраивались внутриквартальные проулки с выходами в некоторые усадьбы. На одной из внутриквартальных площадей размещалась небольшая баня. Стены её выкладывались из тёсаных блоков камня на известковом растворе, внутренние поверхности оштукатуривались. Баня, прямоугольная в плане, состояла из помещения для мытья (купальни) с двумя нишами для ванн, передней для раздевания, печи и помещения для топлива. Пол в купальне опирался на каменные столбики, между которыми проходил горячий воздух.

Каменная кладка монументальных построек отличалась от кладки жилых домов. Значительно отлична она и от раннесредневековой техники возведения монументальных зданий. Особенность позднесредневековой техники кладки состояла в том, что тесаными блоками облицовывались только наружные стены здания, а также столбы, арки, своды, простенки, обрамления окон, дверей, углов. Внутренние поверхности стен, сложенные бутовой кладкой, в большинстве случаев оштукатуривались. Другой особенностью строительства позднего средневековья в Крыму было то, что кладка велась теперь на известковом растворе с примесью песка, но без добавки толчёной керамики — цемянки.

Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв. Общий вид
9. Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв. Общий вид
7. Средневековые сооружения Крыма: 1 — Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.
7. Средневековые сооружения Крыма: 1 — Мангуп; а — дворец, XIII—XIV вв.; б — октогон, VI в.; 2 — Керчь. Церковь Иоанна Предтечи, X—XIII вв.; 3 — Коктебель (Планерское). Базилика, VII—VIII вв.; 4 — Партенит (Фрунзенское). Базилика, VII—VIII вв.

В херсонесской архитектуре позднего средневековья был осуществлен переход к каменной кладке без кирпичных прослоек и вообще без употребления кирпича. Это отличает крымские постройки от византийского строительства. Исключение составляет лишь церковь Иоанна Предтечи в Керчи, построенная техникой смешанной кладки, характерной для византийской архитектуры X—XIII столетий (рис. 9).

Значительно уменьшились и размеры храмов. После IX в. нельзя назвать ни одного здания, равного по величине раннесредневековым базиликам.

Начиная с X в. в Крыму прекратилось строительство трёхнефных базилик. Ведущим архитектурным типом храма стал крестовокупольный тип, известный по ряду памятников Херсонеса, Юго-Западного и Восточного Крыма.

Очень большое распространение получил тип маленького однонефного одноапсидного храма с прямоугольным планом. Этот тип дольше других удерживался в архитектуре крымских церквей — вплоть до XVII— XVIII вв.

Одновременно с этими типами в херсонесской архитектуре X в. продолжал применяться тип центральнокупольной постройки. К нему относятся три крестообразных в плане храма Херсонеса, постройку которых на основании последних исследований относят к X в. (О.И. Домбровский). По мнению других исследователей (А.Л. Якобсон), крестообразные храмы Херсонеса следует относить к раннесредневековому времени.

Примером здания этого типа может служить так называемый «храм с ковчегом», построенный над античным Херсонесским театром в южной части города. Крещатый в плане храм завершается на восточной стороне апсидой с высеченным в скале Синтроном. По бокам к апсиде примыкают небольшие четырехугольные в плане притворы, соответствующие жертвеннику и дьяконнику. Стены здания сложены из грубо околотых блоков камня на известковом растворе.

Близкими по типу являются крестообразные храмы в центральной части города (под современным Владимирским собором) и загородный, на холме к югу от города, с замечательными многоцветными мозаиками полов. К зданиям этого типа можно отнести и пятиапсидный храм в западной части города с нартексом и шестью отдельными капеллами, окружающими центральное пространство храма. В структуре этого памятника усматривают черты, сближающие его с крестовокупольной системой. Постройку этого храма относят к первой половине X в. 

Крестовокупольная система становится преобладающей в архитектуре Херсонеса с X в. Это, правда, относится к более крупным храмовым постройкам, так как многочисленные маленькие церкви и часовни строились по прежней схеме одноапсидного однокамерного храма. К зданиям крестовокупольного типа относятся шестистолпный храм с тремя полукруглыми апсидами и усыпальницами в подвальном этаже на северном берегу («здание № 34») и очень близкий к нему небольшой храм с усыпальницей в восточной части города («здание № 6»).

Вторым типом крестовокупольного храма с четырьмя свободно стоящими столбами или колоннами и нартексом с западной стороны является трёхапсидный храм с усыпальницами в западной части города («здание № 9»).

Все эти три храма имеют много общего с архитектурой Болгарии и Греции X—XII вв., где можно наблюдать близкие к херсонесским типы, формы и методы строительства.

Наиболее интересным памятником этой группы является небольшая церковь на северном берегу («храм в огороде», или «здание № 21»), близкая по типу к «зданию № 9». Храм имел нартекс, четыре свободно стоящие мраморные колонны в центральном подкупольном пространстве и три апсиды. Фасады его были расчленены уступчатыми пилястрами.

Очень близка по архитектуре к этому зданию церковь Иоанна Предтечи в Керчи — единственный памятник византийского зодчества в Крыму, сохранившийся в целости до наших дней (см. рис. 7 и 9). Церковь стоит на берегу Керченского пролива в районе древнего порта. Постройку её по ряду архитектурных особенностей можно отнести ко времени между X и XIII вв.

В центре здания стоят четыре мраморные колонны с коринфскими капителями раннесредневекового периода (вторично использованными). На эти колонны опираются крещатые в плане столбы, несущие на себе систему подпружных арок и парусных сводов. Здание увенчано высоким барабаном с полусферическим куполом. Ветви архитектурно-пространственного креста, образующие закомары на фасадах, значительно подняты над боковыми объёмами. С запада к зданию примыкал нартекс, над которым, по-видимому, располагались хоры. С востока здание завершается тремя апсидами, украшенными плоскими нишами и полуколоннами во втором этаже. Здание стоит на глубоких бутовых фундаментах. Стены церкви сложены из блоков тесаного камня на известковом, без примеси цемянки, растворе с прослойками кладки из тонкого кирпича-плинфы. Четыре ряда каменной кладки чередуются с четырьмя рядами плинфы по всей высоте здания. Перемычки, арки и своды выполнены из плинфы.

Большой интерес представляет сложная декорация фасадов. Портал обрамляли мраморные колонны. Фасады расчленены уступчатыми пилястрами, подчеркивающими вертикальность композиции здания. Фасады здания украшены сетчатым орнаментом из белокаменных деталей (в закомарах ветвей креста и над окнами второго яруса). Церковь имела лишь два входа — западный и с северной стороны нартекса. Внутренние стены были украшены фресковой росписью, частично сохранившейся до наших дней. Характерные для церкви Иоанна в Керчи стройные, сильно вытянутые вверх пропорции свидетельствуют о развитом характере крестовокупольной системы.

Ко времени, близкому к постройке церкви Иоанна Предтечи в Керчи, относится недавно раскопанная церковь в Тмутаракани, стоящая на другом берегу Керченского пролива. Известно, что в Тмутаракани князь Мстислав в 1021 г. построил Богородичную церковь, а в XI в. там существовал монастырь. Атрибуция открытого памятника не установлена. План здания близок к плану церкви Иоанна Предтечи в Керчи, и некоторых памятников древнерусского зодчества X—XII вв. Близкими по типу к монастырским храмам Киевской Руси второй половины XI в. (церкви в Зарубе и в усадьбе Киевского художественного института) являются и упомянутые выше крестовокупольные храмы Херсонеса.

Интересным крестовокупольным храмом Крыма XII—XIII вв. была не сохранившаяся до наших дней церковь Троицы в с. Лаки неподалеку от Бахчисарая. Кладка этого четырёхстолпного трёхапсидного храма была характерна для техники позднего средневековья.

***

В развитии архитектуры Крыма с V по VIII в. главенствующую роль играло византийское зодчество, которое само по себе не было однородным и разветвлялось на многие провинциальные школы. Особенности архитектуры этих школ во многом обусловливались традициями. Особенно сильно это сказывалось в архитектуре жилья, в застройке городов и селений, в развитии местных приемов строительной техники и в особенностях архитектурных форм. В зодчестве Крыма творчество местных народов наложило отпечаток на характер Херсонесской архитектурной школы.

С другой стороны, херсонесское зодчество, в котором перекрещивались влияния малоазийских и балканских стран и столичной византийской архитектуры, было важным звеном в архитектурных связях народов Северного Причерноморья. Определенную роль в архитектуре средневекового Крыма сыграли и архитектурные связи с древней Русью, тесное общение с которой можно видеть на примерах Херсонеса и Тмутаракани.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации