Владимиро-Суздальская Русь

Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века

Храм Покрова на Нерли. Архитектура и скульптура церкви Покрова Богоматери XII века

Данный альбом — фотоповесть об одном из самых ранних памятников древнерусского искусства, церкви Покрова богоматери, построенной безвестными русскими мастерами в 1165 году у речки Нерли близ города Владимира. Архитектура этого прославленного древнерусского храма, отличающаяся редкой самобытностью, показана в альбоме с разных точек зрения. Впервые в таком крупном масштабе публикуются снимки архитектурных деталей и скульптурной белокаменной резьбы, украшающей стены здания.

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Владимира Мономаха

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Владимира Мономаха

Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIII вв. является едва ли не наиболее яркой и блестящей страницей в истории русской архитектуры домонгольской поры. Высокое художественное совершенство, идейная наполненность владимиро-суздальского строительного искусства и его быстрый расцвет были результатом тесной связи архитектуры с бурным развитием общественной жизни, с её прогрессивными течениями. На рубеже XI и XII вв. Владимир Мономах строит крепость в Суздале. В 1108 г. он основывает город Владимир-на-Клязьме с могучими дерево-земляными укреплениями. В обоих княжеских городах создаются первые каменные храмы.

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Юрия Долгорукого

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Юрия Долгорукого

После Мономаха в строительстве наступает довольно значительный перерыв – примерно в 40 лет, связанный с войнами сына и наследника Мономаха князя Юрия Долгорукого за обладание Киевом, отвлекавшими интересы князя, людские и экономические силы от Суздальской земли. Нарастает борьба усиливающейся княжеской власти с своекорыстными, центробежными интересами местной боярской знати. В эту пору центр боярства – старый Ростов – уступает свою роль столицы возвышающемуся Суздалю. Но обособление княжеской власти идёт дальше. Укрепленная княжеская резиденция создается вне Суздаля, в Кидекше.

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Андрея Боголюбского

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Андрея Боголюбского

Крутой и властный Андрей, прозванный современниками «самовластцем», лишает боярский Ростов его стольных прав и переносит престол во Владимир. В дальнейшем он стремится подчинить гегемонии Владимира Киев и Новгород, приостановить феодальный распад страны. Строительство занимает небольшой промежуток времени (1158-1165 гг.). За этот короткий срок осуществляется огромная строительная программа: сооружаются дополнительные укрепления Владимира, Успенский собор и Спасская церковь во Владимире, ансамбль Боголюбовского замка с каменными стенами, дворцом и собором, храм Покрова на Нерли и огромный белокаменный собор в Ростове.

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Всеволода III

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство времени Всеволода III

Всеволод и владимирский епископ развивают строительную деятельность не меньшего размаха, нежели при Боголюбском. Она по-прежнему сосредоточивается на украшении новыми храмами столицы княжества – Владимира. Здесь подвергается капитальной перестройке Успенский собор (1185-1189 гг.), сильно пострадавший во время страшного городского пожара. Почти одновременно, в 90-х годах, строятся здания нового княжеского двора и придворный Дмитриевский собор, собор придворного Рождественского монастыря, создаются укрепления детинца с каменной стеной и воротами, с надвратной церковью Иоакима и Анны.

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство наследников Всеволода III

Владимиро-Суздальская архитектура: строительство наследников Всеволода III

Развитие владимирского зодчества XIII в. – последний его расцвет – протекает в резко меняющихся исторических условиях. С возникновением новых центров экономической и политической жизни владимирская культура распространяется шире, а с ней расширяется и зона монументального строительства, которое теперь ведётся уже не только во Владимире, но и в стольных городах новых княжеств. Зодчество продолжает развиваться еще интенсивнее, становится более своеобразным, все сильнее выражая не столько вкусы самих феодалов, сколько властно проникающие в большое искусство вкусы народа – горожан.