Средневековая архитектура Чехии
Глава «Романская и готическая архитектура в странах Восточной и Северной Европы. Архитектура Чехословакии», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Ма́ца И.Л.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966
В середине первого тысячелетия н. э. территория Чехословакии была заселена славянами, входившими в VII в. в состав племенного союза, возглавлявшегося Само. В начале IX в. здесь возникло раннефеодальное государство Великая Моравия, отстаивавшее свою независимость от франков, немцев и аваров. Господствующей стала христианская религия, причём чехи приняли крещение по восточному обряду. В 906 г. в Великую Моравию вторглись венгры; их иго было свергнуто во второй половине X в., но Словакия осталась под их властью. Княжество Чехия, ставшее с 1158 г. королевством, было вполне сложившимся феодальным государством с господствующим классом землевладельцев, постепенно закрепощаемым крестьянством и развивающимися ремеслами и торговлей. Большое значение для Чехии и Словакии имела добыча меди, золота и, особенно, серебра.
Чешское королевство входило в состав Священной Римской империи, что способствовало утверждению в нём католичества и проникновению немецких колонистов, ремесленников, промышленников и купцов, особенно после прекращения в 1306 г. династии Пржемысловичей и избрания чешским королем Иоанна Люксембурга. Время царствования его сына Карла (бывшего одновременно императором под именем Карла IV) было временем расцвета чешской феодальной культуры, выразившегося и в возведении ряда памятников архитектуры, и в основании в Праге университета (1348 г.). Но материальную базу расцвета создали как открытие новых серебряных рудников, так и усилившаяся эксплуатация горнорабочих и крестьян, все более превращавшихся в крепостных. Возрастала оппозиция населения верхам католической церкви, связанной в его представлении с феодальным гнетом и немецким засильем. Король Карл пытался внести успокоение учреждением самостоятельной архиепископии в Праге, основанием там Эмаусского монастыря, где богослужение шло на славянском языке, и «Золотой буллой» 1356 г., защищавшей чешских ремесленников и купцов от иностранной конкуренции. Но это ненадолго смягчило классовые, национальные и религиозные противоречия. Дальнейшее обострение их закончилось гуситскими войнами (1419—1434 гг.), начавшими новый этап истории Чехии.
1. Градостроительство
Древнейшие славянские поселения на территории Чехословакии имели вид городищ — укрепленных поселков, часть которых, расположенная возле торговых путей или в защищенных природой местах, превратилась затем в города. Рост городов сопровождался добавлением к их ядру новых частей и слиянием с ними соседних селений. Так, в конце X в. на территории Праги существовали крепости Град на левобережных холмах Влтавы и Вышеград на её правом берегу. На обоих берегах реки рос город: под Градом — Градчаны, а позднее (с 1257 г.) Малая сторона, а на правом берегу — отведённый в основном для немецких колонистов Старый город, основанный в 1232-1234 гг. (рис. 1). Обе части Праги в последней четверти XII в. были соединены первым в Чехии каменным мостом — мостом Юдифи.
1. Прага. Схема плана города в XIII в.: 1 — Старый город; 2 — Староместская площадь; 3 — Иозефов (гетто); 4 — Новый город; 5 — скотный рынок; 6 конный рынок; 7 — Вышеград; 8 — Малая сторона; 9 — Град; 10 — Градчаны; 11 — Карлов мост |
2. Ческе-Будейовице. Общий вид города по гравюре 1602 г. и план города |
В эпоху готики Прага значительно разрастается. Между Старым городом и Вышеградом в 1348 г. закладывается Новый город для чешских ремесленников и торговцев. Тогда же была начата перестройка Града и построены новый каменный мост — Карлов мост — через реку Влтаву и собор св. Вита.
Новые города XIII—XIV вв., возводившиеся на ровных местах, получали более регулярную планировку с прямоугольной сеткой улиц и такой же площадью, где размещалась ратуша, а иногда ещё церковь и замок (Ческе-Будейовице в Чехии, основанный в 1265 г.; рис. 2; и Бардейов в Словакии). В других случаях планировка города, направление улиц и форма площадей подчинялись естественным границам и рельефу местности (Тельч, возникший в XIII в.). В городах, подчиненных не королю, а крупным феодалам, — а такими было около 2/3 городов средневековой Чехии, — город обычно располагался возле замка феодала.
2. Жилые здания
Древнейшие жилые дома чешских городов были деревянными и не сохранились. Наиболее старые из открытых при археологических раскопках конца XIX в. относятся уже к XII—XIII вв., т. е. к романской эпохе. Они были каменными, двухэтажными, с квадратными или прямоугольными в плане помещениями и крестовыми сводами, которые в более крупных комнатах (быть может, это были мастерские) опирались на один или два столба (рис. 3).
3. Прага. Жилой дом XII — начала XIII в. Реконструкция | 4. Кутна Гора. «Каменный дом», конец XV в. |
Фахверковые городские жилые дома времен готики не сохранились. Зато до нас дошло немало каменных жилых домов этого периода — на Малой стороне и в Старом городе Праги, в Ческом Крумлове, Литомышле, Таборе и других городах. В Таборе, центре гуситского движения, сохранилось несколько жилых домов, в которых наметился переход от готики к Ренессансу. Таковы так называемый «Фронтонный дом» (1532 г.), готический декор фронтона которого имитирует каменную резьбу в кирпиче и гипсе, и дома № 6 и 22 на Ратушной площади, щипцы которых украшены позднеготическими мотивами. Дома — двухэтажные, и в их структуре продолжаются прежние традиции планировки.
От этих простых домов отличается так называемый «Каменный дом» конца XV в. в Кутной Горе, где власть принадлежала немецким патрициям. Дом — трехэтажный с мезонином и производит впечатление монументального здания (рис. 4). Первый этаж открывается двумя высокими, строгими по формам, стрельчатыми арками, а второй и третий объединены сильно выступающим, украшенным резьбой и скульптурой эркером. Отделенный карнизом от третьего этажа фронтон почти сплошь покрыт декором. Чрезмерным применением декоративных мотивов отличается и здание городского водоёма этого богатого города (1493—1495 гг.).
3. Общественные здания
Общественных зданий романской эпохи до наших дней не дошло. К числу общественных зданий эпохи готики принадлежит каменная ратуша г. Табора, перестроенная в позднеготическом стиле около 1530 г. Её южная сторона увенчана башней. Лучше всего сохранились большой зал ратуши, двухнефный, с двумя восьмигранными столбами и сетчатыми сводами, и портал зала суда.
5. Прага. Старогородская ратуша, XIV—XV вв. | 6. Прага. Старогородская ратуша. Эркер капеллы, XIV в. |
В последней четверти XIV в. началось строительство ратуши Старого города Праги (рис. 5). До начала гуситских войн успели выстроить ее западную часть (к которой в 1490 г. было пристроено западное крыло) и капеллу, оконченную в 1381 г., с алтарной частью в виде эркера (рис. 6); башня была окончена в XV в. Достройки производились в XIX в. Астрономические часы («орлой»), занимающие среднюю часть фасада башни, были сконструированы чешским мастером Ганушем из Клокотских гор в конце XV в.
Основанный в 1348 г. Карлом IV Пражский университет был размещён в купленном у некоего Ротлева здании, в котором в 1383 г. были построены большие сводчатые сени.
На южном фасаде сохранился нарядный эркер; стены здания украшены масками. Ратуша Нового города Праги возникла в 1411—1418 гг., её башня — в 1451 г., но здание было перестроено в 1520—1526 гг.
7. Прага. Карлов мост, 1357—1378 гг., арх. П. Парлерж. Общий вид и деталь мостовой башни |
Наиболее значительным памятником инженерного искусства готической эпохи является Карлов мост. На месте старого моста Юдифи в 1357 г. при участии архитектора Петера Парлержа была начата постройка нового каменного моста шириной 9,5 м, длиной 516 м, названного в 1870 г. Карловым мостом. Мост у крайних опор завершается башнями; правобережную строил Парлерж, две левобережные закончены лишь в 1464 г. Скульптурные фигуры на мосту относятся к концу XVII — началу XVIII в. (рис. 7). Построенная Парлержом башня стала образцом для башен гражданских сооружений ряда чешских городов. По этому типу были построены в период поздней готики «Пороховая башня» в Старом юроде и башни ратуш Старого и Нового города в Праге. Правобережная башня, имевшая оборонное значение, состоит из трех ярусов, разделенных узкими карнизами. Нижний ярус занимают проезжие ворота.
Фасад среднего яруса украшен трёхлепестковой декоративной арочкой под треугольным декоративным фронтоном. В центре фронтона помещены скульптуры работы Парлержа и его помощников.
4. Замки
История средневековой Праги тесно связана с развитием Града (Кремля) — резиденции князей, потом королей и епископов. Первоначально Град был защищён земляными валами и деревянным частоколом; единственной каменной постройкой была ротонда св. Вита. Перестройка Града началась в XI и продолжалась в XII в. (особенно после пожара 1142 г.). Территория его увеличилась (длина 300 м, ширина 100—120 м). Вокруг были сооружены обведенные рвом каменные стены с башнями. Внутри появился ряд каменных церквей. Вместо деревянных княжеских палат возведён каменный дворец, расширенный в XII — начале XIII в., а невдалеке от него — каменный епископский дворец. Северо-восточнее дворца находился монастырь с базиликальным храмом св. Юрия (Йиржи; рис. 8).
8. Прага. Град в XV в. Реконструкция: 1, 2, 3 — мосты и башни; 4 — первый двор королевского дворца; 5 — королевский дворец; 6 — жилые здания; 7 — дворец Людовика; 8 — епископский дворец; 9 — собор Вита; 10 — Всесвятская капелла; 11 — звонница; 12 — Юрьевский монастырь; 13 — комендатура; 14 — Черная башня; 15 — предвратное укрепление; 16 — башня Далиборна; 17 — Белая башня; 18 — башня Мичулка; 19 — Пушечные башни |
9. Прага. Княжеский дворец, XII в. Реконструкция: 1 — Большой зал; 2 — княжеская комната; 3 — капелла; 4 — южная надвратная башня; 5 — дворик |
В готическую эпоху новые работы были начаты с 1333 г. На месте романского дворца (рис. 9), с использованием его частей, был построен роскошный дворец с арочной галереей на северном дворе, впоследствии несколько раз перестраивавшийся. При Карле IV границы Града были несколько расширены, причем подверглись перестройке Черная (восточная) и Белая (западная) надвратные башни [О новой перестройке Града, предпринятой в конце XV — начале XVI в., как и о других постройках этого времени, см. ВИА, т. V.].
На территории Чехии в романскую эпоху строилось много замков — королевских и рыцарских, но все они сильно перестроены или разрушены. Так, от рыцарского замка в Крживоклате от этого периода сохранились лишь две мощные башни. Такова же судьба и замков Словакии, наиболее ранними из которых являются замки в Девине (на Дунае), в Нитре, королевский замок в Братиславе, замок Белый Камень, основанные в IX—XI вв., но позже перестроенные.
10. Звиков. План замка, XII—XIII вв., внутренний двор, 1270 г. |
В готическую эпоху одним из первых был перестроен замок в Звикове. Около 1270 г. в романской крепости был создан внутренний дворик с гранитной двухъярусной аркадной галереей (рис. 10) — один из лучших памятников раннеготической светской архитектуры в Чехии.
Чешские короли в XIII—XIV вв. заложили ещё ряд замков: защищавший подступы к Праге охотничий замок в Крживоклате, Братиславский замок, замок Червены Камень близ Братиславы (середина XIII в.), замок Карлштейн и др.
Расположенный среди лесов над рекой Бероункой Крживоклатский замок включает постройки XIII и начала XVI в. Наиболее ранние части — крепостные стены и цилиндрическая восточная башня за вторым поясом крепостных стен. На противоположной стороне стоит также старая, но реставрированная квадратная в плане башня. Дворец и его капелла возведены ведущим архитектором чешской поздней готики Бенедиктом Рейтом.
11. Карлув-град. Замок, 1348—1365 гг. |
Наиболее знаменитым является заложенный в 1348 г. замок Карлштейн, построенный недалеко от Праги для Карла IV как загородная резиденция и хранилище казны. Он расположен на крутой горе в долине реки Бероунки, среди гор и лесов. Внешнее кольцо крепостных стен поднимается по склону горы с востока на запад, потом, расширяясь, поворачивает в южном направлении (рис. 11). За этим внешним поясом стен имеется второй пояс более высоких и мощных крепостных стен. Внутри них, во внутреннем дворике, помещается донжон. Драгоценности и казна хранились в капелле, расположенной на верхнем этаже донжона и украшенной фресками пражским мастером Теодориком и его учениками (1365—1367 гг.). Во втором дворе расположены служебные здания «пуркраби» (бургграфа, коменданта крепости), в третьем дворе — королевский дворец с большим парадным залом внизу. Ещё выше по склону находится «костельная башня» с дворцовой церковью, расписанной, как и капелла Екатерины в той же башне, чешскими мастерами.
Сохранившиеся городские укрепления относятся к сравнительно позднему периоду.
5. Культовые постройки
Наиболее древние церкви, незначительные остатки которых сохранились до наших дней, относятся уже ко второй половине IX в. Таковы храмы, фундаменты которых обнаружены при раскопках в 1948—1950 гг. возле бывшей столицы Великой Моравии, около города Угерске Градиште на р. Мораве. Сооруженные из тёсаного камня, они близки византийским храмам типа Килиссе Джами. Один из них (№ 1, «на валах») состоит из прямоугольного (8,5 × 7,25 м) нефа и апсиды. Структура плана и некоторые найденные части позволяют предположить наличие над нефом купола. Второй — (№ 2, «на шпитальце») состоит из прямоугольного нефа, апсиды с востока и нартекса с запада. Общая длина 18 м, ширина 7 м. Возможно, что неф был увенчан куполом, опиравшимся на четыре столба, а остальные части имели своды.
В Пражском Граде под полами Вацлавской капеллы собора св. Вита ещё раньше были открыты фундаменты ротонды св. Вита (926—929 гг.). Тип ротондальных храмиков с апсидами имеет много общего с храмами южных славян. Первая из известных славянских христианских ротонд с апсидами находится в Задаре (Югославия).
В культовой архитектуре романской эпохи, с одной стороны, продолжались традиции ранних круглых храмов, с другой стороны, в это же время начали строиться базиликальные храмы.
12. Прага. Церковь св. Креста, около 1100 г. | 13. Прага. Церковь св. Георгия, XII в. |
На рубеже XI и XII вв. и в начале XII в. в Праге было построено несколько храмов-ротонд, близких по типу к ротонде св. Вита. До нашего времени сохранились ротонда св. Мартина в Вышеграде, ротонда св. Креста в Старом городе (рис. 12) и ротонда св. Лонгина-Стефана в быв. посаде Рыбничке. К ним примыкает церковь св. Яна «на Забрадли», состоящая из квадратного в плане объёма, заключенного между четырех полуцилиндрических конх.
Во второй половине XI в. в Пражском Граде на месте ротонды св. Вита была построена трёхнефная базилика с двумя апсидами с востока и запада и криптами под ними. Тогда же в Вышеграде была построена небольшая трёхнефная базилика св. Лаврентия, а в XII в. в Граде появилась также трёхнефная романская базилика св. Георгия (в одноимённом монастыре), сохранившая свой интерьер с деревянным покрытием среднего нефа, мощными столбами низа и трехчастными проемами эмпор (рис. 13).
Романские монастырские и приходские храмы в Моравии и Словакии строились главным образом из тёсаного песчаника. Широкое распространение получили сводчатые покрытия. О высоком уровне обработки камня свидетельствуют перспективные порталы храмов в Заборжи (конец XII в.) и в Тишнове (середина XIII в.).
Среди монастырских построек выделяется Страговский монастырь (Прага, близ Градчан), основанный в 1142 г. и сильно перестроенный впоследствии. К монастырскому храму, имевшему три апсиды и деревянные покрытия, примыкали клуатр и бытовые постройки. Сохранившиеся фрагменты свидетельствуют о высоком уровне строительной техники (тщательная теска квадров и кладка арок, каменный водопровод).
Первые элементы готики появились в чешской культовой архитектуре около середины XIII в. В упомянутом выше храме в Тишнове появляются стрельчатые арки, столбы становятся тонкими, как и стены, усиливаемые контрфорсами. Монастырский храм в Тршебиче с толстыми стенами, небольшими окнами и романскими арочными поясками имеет стрельчатые арки, сильно вытянутый по продольной оси алтарь и восьмичастные крестовые своды. Эти храмы относятся к середине XIII в., а во второй половине его появляются нервюрные своды с простой профилировкой нервюр, окна вытягиваются кверху, перекрываются стрельчатыми арками и делятся тонкими колонками на две или три части, интерьеры становятся просторнее и светлее (церкви монастыря Агнесы в Праге, монастыря Злата Коруна, в Вишни-Броде, Ческе-Будейовице и др.).
14—15. Прага. Собор св. Вита, 1344—1420 гг., архитекторы Матье из Арраса, П., В. и Я. Парлержи |
Наиболее выдающимся культовым сооружением чешской готики является собор св. Вита (начат в 1344 г.), построенный в Пражском Граде на месте более раннего храма того же названия и задуманный как главный храм Чехии, прославляющий могущество государства (рис. 14).
Под руководством и по проекту французского зодчего Матье из Арраса (умер в 1352 г.) были возведены стены нижнего яруса хора с восемью капеллами и девять пилонов обхода хора. Преемником Матье с 1353 г. стал Петер Парлерж (1330—1399 гг.), сын строителя церкви св. Креста в Швабском Гмюнде Генриха Парлера из Кёльна. Постройку с 1397 г. продолжали старшие сыновья Петера Парлержа Вацлав и Ян. Архитектурная школа Парлержа повлияла на дальнейшее развитие готики не только в Чехии и Словакии, но и в соседних странах. Строительство собора продолжалось до начала гуситских войн, было возобновлено во второй половине XIX в. и закончено на основе сохранившихся проектов Парлержа только в 1929 г.
Петер Парлерж построил обход хора с ризницей и капеллами (в том числе и капеллу Вацлава), верхний ярус и своды хора (окончен в 1385 г.), заложил южный портал трансепта и южную башню (высотой 96,65 м), законченные сыновьями Петера.
План хора был зафиксирован уже Матье Аррасским. Простой схеме плана соответствует ясность и простота общей структуры и архитектурных членений интерьера хора, построенного Парлержом. Большие оконные проёмы и высокие боковые окна верхнего яруса над трифориями освещают интерьер, с раннего утра до полудня залитый светом (рис. 15).
Каждый несущий элемент Парлерж трактует как единое целое, свободно устремленное ввысь и свободно переходящее в систему перекрытия. Так, профилированные части встроенных во внешнюю стену пилонов капеллы Вацлава, разветвляясь непосредственно, без капителей, переходят частично в архивольты стрельчатой арки над окнами, частично — в ребра крестовых сводов. Здесь, как и в хоре, Парлерж использовал контраст между ровным цоколем, гладью стены и игрой светотени в профилированной части пилона.
Своеобразие творчества Парлержа яснее всего выступает в сводах хора и в галерее трифориев. Хор Парлерж перекрыл изобретённой им системой сетчатого свода, распространившейся потом в Чехии. Рисунок нервюр образует скрещивающиеся непрерывные ленты, которые переходят из травеи в травею и придают единство всему хору. Галерея трифориев — уникальное в готической архитектуре явление. На внутренних сторонах проходящих сквозь нее пилонов размещены выполненные Парлержом и его учениками 21 скульптурный бюст основателей и строителей собора.
Законченные после смерти Парлержа его сыновьями южные, «златые» ворота, сени южного крыла трансепта и южная башня являются значительными памятниками поздней готики в Чехии.
16. Кутна Гора. Собор св. Варвары, 1388—1547 гг., архитекторы П. Парлерж, Гануш, М. Рейзек, Б. Рейт |
Помимо собора и башни Карлова моста Парлержом были построены дворцовая Всесвятская капелла в Граде и церковь в Колине на Лабе. Бесспорно участие Парлержа и его мастерской в строительстве Тынской церкви в Старом городе Праги, хора церкви Варвары в Кутной Горе (рис. 16) и незаконченного из-за гуситских войн храма Скалицкого монастыря.
Период поздней готики начинается после гуситских войн, с 40-х годов XV в., и продолжается до начала XVI в. Большое распространение получают зальные здания, двух- и трёхнефные.
Ранними памятниками зального типа являются церкви св. Духа в Праге (1340—1360 гг.) и св. Апполинария там же (1362—1376 гг.), а также основанная еще в 60—80-х годах XIII в. двухнефная, так называемая «Старо-новая» синагога в еврейском квартале Старого города Праги, перестроенная после пожара 1316 г. Зал размером 8 на 14 м разделён двумя колоннами, на которые опираются крестовые стрельчатые своды.
17. Двор Кралув. Собор, около 1400 г. | 18. Усти над Лабем. Церковь Успения, XV в. |
19. Чески Крумлов. Церковь св. Вита, 1407—1439 гг. |
За пределами Праги в XIV в. строилось много зальных церквей — двухнефных (Мильчинский, Тржебонский, Собеславский храмы и др.) и трёхнефных (в городах Двор Кралув, рис. 17, Зноймо, Опава, Йиндржихув Градец, Усти над Лабем, рис. 18) и др.
Ряд особенностей имела культовая архитектура в Южной Чехии. Здесь на базе традиций школы Парлержа была создана своя архитектурная школа (чешские авторы иногда ее называют «рожемберкской»), создавшая множество вариантов сетчатых, звездчатых сводов и их комбинаций, например, в зале капитула монастыря в Йиндржихув Градце, в зале малого конвента в монастырском комплексе Злата Коруна, в храме в Рожемберке, Чески Крумлове (рис. 19) и др.
В XV в. двух- и трёхнефные зальные церкви стали ведущим типом в культовом строительстве. Колонны делались тонкими и не имели капителей; нервюры как бы органически вырастали из колонны и опирались на пристенные консоли, а иногда смыкались непосредственно со стеной, создавая мягкие переходы к своду.
Базиликальные храмы строились реже. Наиболее выдающимся из них был начатый ещё в 1388 г. с участием Петера Парлержа огромный храм св. Варвары в городе Кутна Гора, в центре серебряных рудников Чехии. Прерванное в период гуситских войн, его строительство возобновилось уже во второй половине XV в.
В Словакии в XV в. базилики тоже вытеснялись зальными церквами двухнефными (в Дравце, Лендаке, Спишской Беле, Матвеевце, Врбове) и трёхнефными (приходская церковь в Братиславе, в Спишской Новой Веси и др.). Во второй половине XV в. из Чехии была перенесена в Словакию система сетчатых сводов, примеры которых можно видеть в Прешове, Кошице, Спишской Капитуле, Кежмарке, Бардейове и других городах. Известны и словацкие мастера сетчатых сводов: мастер Штефан из Бардейова, мастер Ян, строивший в начале XVI в. в Прешове и Бардейове. Обычно в Словакии сетчатые и звездчатые своды имели сдержанную, простую трактовку.
Добавить комментарий