Раннесредневековая архитектура Каталонии

Глава «Раннее средневековье. Архитектура Каталонии», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Уже в IX в. на севере Пиренейского полуострова определились два центра борьбы за независимость, привлекавшие беженцев-христиан, в их числе и строителей: сравнительно изолированное горами королевство Астурии и Леона и связанное морем с христианской Европой графство Барселонское, всегда тяготевшее к южному побережью Галлии. [Отвоёванная у арабов франками уже в 801 г. «Испанская марка» была присоединена к «Готской марке» (Нарбоннской Галлии, или «Септимании»), империи Карла Великого. Однако с 874 г. она существовала как фактически самостоятельное Барселонское графство.]

С середины IX в. барселонские графы вели трудную борьбу с арабами, отражая их беспрерывные набеги и упорно расширяя свою территорию. Каталония [Формально западная часть Испанской марки получила название Каталонии («Готолунии») около 1137 г., когда она была присоединена к образовавшемуся в XI в. королевству Арагонскому.], более чем Астурия и Леон, доступная помощи извне, уже в X в. стала наиболее процветающим из княжеств христианской части полуострова. В её прибрежных городах рано восстановились старинные культурные и торговые связи со всем бассейном Средиземного моря, а в многочисленных монастырях, свободных от ригоризма и нетерпимости Севера, развивалась своеобразная духовная культура, отмеченная как влиянием бургундских и провансальских монастырей, так и воздействием творчества арабских мыслителей и ученых.

Хотя связи Каталонии с арабским миром и с христианским югом Европы стали особенно интенсивными лишь в XI—XII вв., она уже с момента возникновения Барселонского графства служила не только мостом, соединявшим два культурных мира, но и той областью Европы, где впервые наметился их плодотворный синтез.

Мосарабская архитектура, создавшаяся в областях, оторванных как от византийского мира, так и от империи Каролингов, оказалась в зависимости от кордовской архитектурной школы. Это прежде всего касается конструкций, некоторых композиционных частностей, а также характера и техники декора. Основные же принципы композиции, обусловленные функциональными требованиями, определялись в Каталонии первоначально наиболее распространёнными схемами ломбардского происхождения. Тексты отмечают присутствие ломбардских строителей в Каталонии уже в VIII в.

Тарраса. Церковь Сан Мигель, VII—IX вв.
10. Тарраса. Церковь Сан Мигель, VII—IX вв.
Тарраса. Церковь Сан Мигель, VII—IX вв. Таул. Церковь Сан Клементе, XI—XII вв.
11. Тарраса. Сан Мигель 12. Таул. Церковь Сан Клементе, XI—XII вв.

В IX—X вв. в мосарабских церквах Каталонии, в отличие от одновременных церквей Леона и в соответствии с ломбардской практикой, только апсида и прилегающий к ней отрезок нефа снабжены каменным перекрытием. Наружные стены имеют обычный для Ломбардии тектонический декор. Сложившись в композиции церкви Сан Переде де Бурал (X в.), этот тип продолжает появляться вплоть до XI в., несмотря на прогрессивное развитие каменных конструкций именно в Каталонии. Таковы обе церкви в Тауле (Сан Клементе и Санта Мариа), Сан Винсенте в Эстамарине и др. Это в основном трёхнефные церкви без трансепта, с тремя параллельными апсидами. Арки покоятся непосредственно на столбах квадратного сечения (рис. 10—12).

Но каменное перекрытие становилось необходимостью в Каталонии и соседнем Руссильоне, и не потому только, что арабы и берберийские пираты, гнездившиеся на африканском побережье, часто тревожили именно эти богатые области и жгли церкви, но и потому, что в Каталонии в согласии с удержавшимся здесь восточным обрядом алтарь отделялся от нефа занавесом, который, воспламеняясь, часто вызывал пожары.

Сплошь сводчатые перекрытия и притом в сравнительно крупных сооружениях, возникли в Каталонии уже в середине X в. как результат сотрудничества мосарабской и ломбардской школ строительного искусства. Они возникли в сравнительно изолированно расположенных монастырских церквах, похожих на крепостные сооружения.

Эти сплошные цилиндрические своды римского типа сочетаются с ломбардским тектоническим, декором и сравнительно регулярной кладкой.

Монтсеррат. Церковь Санта Сесилиа, около 957 г. Сан Мигель де Кукса. Монастырская церковь, 954 г. — начало XI в.
13. Монтсеррат. Церковь Санта Сесилиа, около 957 г. 14. Сан Мигель де Кукса. Монастырская церковь, 954 г. — начало XI в.
Сан Мигель де Кукса. Монастырская церковь, 954 г. — начало XI в.

В Каталонии целый ряд трёхнефных базилик середины X в. имеет три параллельных цилиндрических свода. Таковы, например, базилики в Эклюз (Ла Клуза) и Санта Мариа в Амере (обе около 950 г.). Подобная крепости базилика Санта Сесилиа в Монтсеррате (освящена в 957 г.) высится как воплощение человеческой мысли и труда среди скал и чахлых кустарников каменистой пустыни (рис. 13).

Все эти церкви имеют каменное покрытие с небольшим уклоном, положенное непосредственно на своды. Строгие массы этих церквей-крепостей не лишены впечатляющего величия, особенно когда они слиты с диким ландшафтом Пиренейских гор.

Каталонский монастырь Сан Мигель (Сан Мишель) де Кукса, основанный в 874 г., вскоре приобрел такую популярность, что церковь потребовалось расширить. Перестройка была предпринята в 954—974 гг. при участии мастеров-мосарабов. Это была трёхнефная базилика с укороченными боковыми нефами и обширным трансептом, в который подковообразными арками открывались небольшие апсиды по две на каждом плече (рис. 14). Центральная апсида имела в плане прямоугольную форму.

Мосарабская техника заметна в кладке углов и опор, а также в монолитном характере конструкций, применённых в некоторых местах. Капеллы (апсидиолы) и хор были перекрыты сводами, но неф получил стропильное перекрытие.

В 1009—1040 гг. производились работы по расширению церкви монастыря Кукса, предпринятые аббатом Олибой под влиянием некоторых ломбардских и французских примеров. К прямоугольнику хора были добавлены три небольших полукружия апсид с предлежащим поперечным коридором хорового обхода, куда они открывались, как в церкви Сен Филибер де Гранльё. Наиболее существенные добавления были сделаны в западном конце, где были сооружены обширная крипта, над которой расположился небольшой атрий, и далее к западу сводчатая центрическая капелла с внутренним планом в форме тетраконха. Часть подковообразных арок в интерьере была заменена полуциркульными. Боковые нефы были продолжены на запад в виде портиков. Над торцами трансепта появилась пара симметричных башен типа ломбардских кампанил: одна из них сохранилась [Вторая обрушилась в 1838 г. Но и в сохранившейся только нижняя часть первоначальная: верх обрушился в 1428 г. и тогда же был восстановлен.]. В отличие от Ломбардии, в Каталонии кампанилы сразу же приняли фортификационный характер и всегда строились слитными с основным объёмом. 

В это же время (около 1028 г.) был сооружён клуатр из розоватого мрамора. Это один из наиболее ранних примеров украшения монастырских клуатров фигурной пластикой.

Сан Мартен дю Каннигу. Монастырский ансамбль, 1001—1026 гг. Сан Мартен дю Каннигу. Монастырский ансамбль, 1001—1026 гг.
15. Сан Мартен дю Каннигу. Монастырский ансамбль, 1001—1026 гг.

В самом начале XI в. Олиба направил нескольких монахов в соседний монастырь Сан Мартен дю Каннигу для наблюдения за постройкой новой церкви (1001—1026 гг.), композиция которой во многом определялась тем, что весь ансамбль монастыря расположен на труднодоступной скале (рис. 15). Строители блестяще справились со своей задачей: сплошь сводчатая двухъярусная трёхнефная базилика Сан Мартен дю Каннигу свыше девяти столетий сохраняет свои конструкции почти нетронутыми временем.

Фактически все пространство под основной церковью занято криптой с цилиндрическими сводами, снабженными подпружными арками. Только в восточной части своды крестовые. Под крыльцом церкви имеется еще одна крипта. Основное трёхнефное пространство перекрыто тремя параллельными цилиндрическими сводами на десяти опорах, из которых восемь — колонны с простыми капителями, а центральная пара, несущая мощную подпружную арку, имеет сложное сечение. Опыт учил, что цилиндрический свод склонен к обрушению именно в середине. Распор сводов частично воспринимается и примыкающими к церкви строениями, в том числе ломбардской башней-колокольней, увенчанной мосарабскими ступенчатыми зубцами. К юго-западному концу примыкает клуатр с планом неправильных очертаний. Ансамбль Сан Мартен дю Каннигу, сложенный из тяжелого известняка, кажется горной крепостью, вросшей в каменистый ландшафт окружающих скал.

ода. Церковь Сан Пере, начало XI в.
17. Рода. Церковь Сан Пере, начало XI в.

Памятником, выдающимся по прогрессивности своей композиционной схемы, по красоте форм и пропорций и по высокому уровню выполнения каменных конструкций, является Сан Пере де Рода — каталонская церковь, также связанная с именем Олибы (рис. 17). Есть нечто античное в перспективе её среднего нефа, перекрытого, как и трансепт, высоким цилиндрическим сводом с подпружными арками, которые опираются на два яруса колонн, приставленных к массивным опорам Т-образного сечения (как и в упоминавшейся мосарабской церкви Санта Мариа де Лебанья).

В пространственной организации Сан Пере де Рода налицо почти все элементы развитого плана средневековой монастырской церкви, включая нартекс и кольцевой обход хора, в данном случае даже двухъярусный.

Своды боковых нефов, снабженные подпружными полуарками, подпирают перекрытие главного нефа. И в этом сооружении мосарабские приёмы (подковообразное очертание некоторых арок, рисунок и характер резьбы капителей) сплетаются с ломбардскими (кладка стен, опор и арок, тектонический декор).

Сан Гилем ле Дезер. Монастырская церковь, IX—XII вв.
16. Сан Гилем ле Дезер. Монастырская церковь, IX—XII вв.

Расположенная у горловины ущелья, в местности, полной дикого величия, также относящаяся в XI в. (освящена в 1076 г.), церковь бенедиктинского аббатства Сан Гилем ле Дезер (департамент Эро), основанного здесь еще в 804 г., по общей композиции напоминает церковь Сан Пере (рис. 16). Но в начале XII в. ее богато украшенная ломбардским декором апсида была перестроена. [Нервюрный свод нартекса относится к концу XII в., а башня — к XV в. Проданный на слом мраморный клуатр в конце концов очутился в нью-йоркском музее клуатров.]

Корнейа де Конфлан. Монастырская церковь, XI в.
18. Корнейа де Конфлан. Монастырская церковь, XI в.

В несколько более поздней церкви Корнейа де Конфлан (департамент Восточных Пиренеев) ломбардский декор и кампанила сочетаются с зубчатым парапетом мосарабского типа (рис. 18). С каждой стороны выступающей средней апсиды — по две апсидиолы, в данном случае заглубленные в толщу восточной стены трансепта.

Риполь. Монастырская церковь св. Марии, 1020—1032 гг. Риполь. Монастырская церковь св. Марии, 1020—1032 гг.
19. Риполь. Монастырская церковь св. Марии, 1020—1032 гг.

Олиба, возглавив Риполь — важнейший монастырь Каталонии, начал в 1020 г. постройку новой церкви, законченной в 1032 г. и посвященной св. Марии (рис. 19). Её композиция была явно навеяна архитектурой раннехристианского Рима: это величественная пятинефная базилика с Т-образным планом, где, однако, с каждой стороны большой центральной апсиды расположено по три апсидиолы. Из-за массивности конструкций здание кажется консервативным: обширные объемы делали экспериментирование опасным. Тем не менее постройка суммирует творческое развитие каталонской архитектуры и является, безусловно, ее наивысшим достижением. Взаимодействие мосарабского и ломбардского строительного искусства сделало возможным не только перекрыть обширное пространство тяжелыми цилиндрическими сводами римского типа, но и придать всему зданию чрезвычайно ритмичную объемную композицию и суровый, но выразительный фасад. Над средокрестием появилась акцентирующая его восьмигранная башня. Загроможденный тяжелыми опорами, интерьер главного нефа был в своё время расписан фресками. Сохранились участки инкрустированного мрамором пола с изображениями дельфинов и драконов.

Некоторые исследователи считают, что распространившаяся в XI—XII вв. в тематике скульптурного декора порталов апокалиптическая тема впервые возникла в Каталонии. Хотя барельефы, украшающие портал Рипольской церкви, и относятся к XII в., не исключено, что идея применения сюжетного (повествовательного) скульптурного декора порталов зародилась именно в этом монастыре, славившемся своей библиотекой и скрипторием.

Каталонские капители X—XII вв.
20. Каталонские капители X—XII вв.

Пиренейский мрамор издавна служил благодарным материалом местным мастерам, изготовлявшим из него капители, особенно для клуатров Каталонии и Лангедока (рис. 20).

В большой монастырской церкви Сан Висенте де Кардона (1020—1044 гг.), имеющей в плане форму латинского креста и также сплошь перекрытой сводами, средокрестие увенчано куполом, а свод главного нефа настолько выше боковых, что допускает прямое освещение через верхний ряд окон.

В постройках, подобных Рипольской базилике и церкви Сан Висенте, как бы подводился итог пятисотлетнему композиционному и конструктивному развитию здания раннесредневековой церкви. В этом отношении неоспоримы выдающиеся достижения ломбардо-каталонской архитектуры, которую исследовавший ее архитектор П. де Кадафальк назвал «первым романским стилем». Термин этот не вполне удачен, поскольку каменные перекрытия — не единственный признак романской архитектуры.

Одновременно с архитектурой Каталонии развивалась и архитектура других областей империи Каролингов, особенно будущей Франции. Здесь к XI в. уже наметились значительные достижения в области объёмно-пространственных построений, во всяком случае более прогрессивные, чем так называемый «первый романский стиль».

Несомненно, однако, что только решительные успехи, достигнутые ломбардо-каталонскими и мосарабскими строителями как в области каменных конструкций и тектонического декора, так и в сфере архитектурной пластики, сделали возможным возникновение в XI в. той законченной в себе и вполне самостоятельной архитектуры, которая с XIX в. известна как «романская».

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации