Особенности развития готики в Италии

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Италии. Особенности развития готики в Италии», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Каплун А.И. (с использованием текста специальной статьи В.Н. Лазарева); под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


В общеевропейском цикле готической архитектуры место и роль Италии особые: особым было и значение готики в самой итальянской архитектуре. То, что на протяжении всего средневековья заметно выделяло Италию в общем развитии Европы,— своеобразие ее экономики и социальной эволюции, её культура, глубоко коренящаяся в античном прошлом, давние традиции оживлённой общественной жизни многочисленных и древних городов, подхваченные ранним развитием средневековых городских коммун, наконец, устойчивость исконных представлений о собственном культурном превосходстве над «варварским» Севером — всё это сказалось и в развитии итальянской архитектуры, включая её готику, во многом противопоставив её зодчеству к северу от Альп.

В Италии долго держался позднеантичный римский тип тонкостенных, крытых деревом базилик на колоннах, какими по преимуществу были все большие христианские базилики Рима. Всякое отклонение от этого римского типа казалось свидетельством варварства либо признаком нищеты. Естественно, что такой консерватизм не способствовал развитию конструктивного мышления, которое с ранней поры отличало пути эволюции средневековой архитектуры Франции. Просторные и светлые базилики, их ясные и спокойные пространства, светлые тона мозаик и фресок — всё это, столь далёкое от мрачности и затеснённости монастырских храмов Севера, было глубоко созвучно и чисто национальному оптимизму итальянского народа, и новым, гражданственным, светским устремлениям культуры рано окрепших городских коммун. Их историческим успехам сопутствовала, особенно во Флоренции, активизация собственных культурных воспоминаний.

Архитектура свободно черпала из обширного античного наследия. При этом длительная неизменность конструктивно-планировочной основы базилик и, как правило, их постановка в ряду плотной городской застройки вели к повышению композиционной значимости фасада. Это делало привычным представление о декоративном уборе фасадной стены как о воплощении общего архитектурного облика сооружения. То, что при этой декоративности составляло исключительное достоинство средневекового зодчества Италия, — это, особенно в Тоскане, высокая, принесенная ещё из античности рафинированность художественного вкуса. Тонкое чувство пропорций, благородная сдержанность декора, изящество в прорисовке классической детали — все это неизменно присутствует в лучших творениях архитектуры итальянского средневековья. Гениальным конструктивным открытиям Севера Италия противопоставляла в своих больших соборах покоряющую гармонию декоративных фасадных построений.

Такая из века идущая специфика архитектуры не могла не наложить своего отпечатка и на истолкование итальянскими зодчими пришедшей с Севера готики. Приход готики в Италию был исторически закономерен. При важной роли в этом строительной активности монашеских орденов нельзя не видеть и глубокой обусловленности готики общностью основных форм социально-экономического и культурного развития средневековой Европы, включая и Италию. То был процесс роста городских коммун, который повсеместно сопровождался обмирщением идеологии городского общества. Возникало стремление к познанию окружающей жизни, которое в искусстве вело к зачаткам реализма. Новая тектоническая система готики, с ее рациональным методом разложения несущих усилий в конструкциях сооружений, весь мир декоративных форм готики, взятых прямо из природы (прогрессивный натурализм готической декорации),— всё это ещё в рамках глубокой церковности и было высшей, синтетической формой первых побед разумного начала.

Готика поэтому не могла не оказаться во многом созвучной народным настроениям Италии, где в эти годы совершала свое триумфальное шествие «ересь» св. Франциска с его жизнелюбивым приятием реального мира земли («рай вокруг нас»). Она не могла остаться вне творческих исканий зодчих, даже в наиболее привязанной к своему античному прошлому Флоренции. Но зодчество Флоренции и наиболее активно перерабатывает готику, подчиняя её собственному пониманию тектонического смысла и красоты архитектуры, — «берет её алфавит, чтобы высказать итальянские мысли» (Геймюллер). Здесь, во Флоренции, как ив других городах Тосканы (Сиене, Пизе, Орвието), начиная со второй половины XIII в. собственно и создается своеобразный национально-итальянский вариант готики — стиль, к которому, впрочем, лишь условно может быть отнесено это стилевое обозначение: под покрывалом готических форм здесь стойко держалась исконная, идущая от античности романская тектоническая концепция архитектуры.

Вместе с тем, в своем отношении к готике архитектура Италии не была единой. Ломбардия, во многом близкая судьбами своего развития варваризованному Северу, и в архитектуре наиболее тяготела к северному образцу готики. Венеция, в силу своих заморских связей наиболее обособленная в жизни и культуре от остальной Италии, сочетала в своей готике элементы византийских, арабских и западных влияний. Рим оставался в русле своих исконных позднеантичных традиций архитектуры. Юг в целом был вне сферы общего развития итальянской готики. Особое значение для понимания ее специфики имеет Тоскана и собственно Флоренция, где эпоха готики — время со второй половины XIII до начала XV в. — в значительной мере подготовила архитектуру эпохи Возрождения.

Опережающие в своем развитии остальную Европу города-коммуны передовой в Италии Тосканы с Флоренцией во главе шли к своей новой, светской культуре иным путем, нежели готический Север. Здесь, во Флоренции, общий для эпохи медленный процесс культурного обмирщения вылился в XIV в. в мощное идейное движение передовой литературы (Петрарка, Бокаччо) за возрождение светских начал античной культуры. Мир античного классического искусства теперь представлялся совершенным художественным выражением гуманистической сущности. Но область архитектуры в силу ее специфики еще долго оставалась вне сферы новых идеалов литературного гуманизма. Рациональное начало конструктивных приемов готики, с одной стороны, и инерция цеховых строительных традиций — с другой, делали устойчивыми и формы архитектуры. Да и трактовка готических форм в творчестве великих мастеров Флоренции рубежа XIII и XIV вв. Никколо Пизано, Джотто, Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано несла в себе исконный элемент народной античной традиции. Бее это не могло не сделать выработанные к началу треченто стилевые формы искусства и архитектуры адекватными требованиям жизни и идеологии эпохи.

Литературный гуманизм с его идеалом античности и стилевая система готики характеризуют различные стороны сложной эстетической культуры треченто во Флоренции. Но ее содержание меняется на протяжении века, отражая общий для Италии социальный сдвиг этого времени в сторону усиления феодальной аристократии в связи с ее ролью в образовании тираний. Влияние аристократии сказывается и в распространении утонченных форм шедшего из Франции позднего, аристократического искусства готики. Элемент чисто готического декора сильнее проникает в итальянскую архитектуру, включая и флорентийскую. Период активной творческой переработки готики в архитектуре Флоренции конца XIII и начала XIV вв. сменяется временем, когда лишь мода избранного общества диктует длительное сохранение внешнего готического обличия архитектуры. Так продолжалось до первых десятилетий следующего, XV в., когда проникнутая новым духом гуманизма народная художественная интеллигенция в лице ее лучших представителей — Брунеллеско, Донателло, Мазаччо — совершила революционный переворот, обусловивший новое понимание и формы реалистического искусства, и поднятое ими движение «ринашименто» расчистило путь к формам архитектуры Возрождения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации