Средневековая архитектура Словении

Глава «Архитектура западных территорий Югославии. Архитектура Словении», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Стеле Ф.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Различия в географическом положении, этническом составе и культурных традициях Словении, Хорватии, Зетского Приморья и Воеводины, так же как и в историческом развитии этих земель, обусловили и различие в их архитектуре, в соответствии с чем её история делится на три отдельных раздела.

Словенцы появились на занимаемой ими территории во второй половине VI в. В начале VII в. они входили в состав государства Само, распавшегося во второй половине того же столетия, после чего часть их находилась в вассальной зависимости от франков. Во второй половине IX в., при князе Коцеле, Восточная Словения была самостоятельной, а в конце IX — начале X в. сюда вторглись венгры. Развитие феодальных отношений привело к раздроблению Словении на множество владений, слившихся в конце XII и в XIII в. в основные области её — Краньскую, Штайерскую и Корушку под властью австрийской династии Габсбургов.

К этому времени в Словении сложились феодальные порядки с крепостными и полукрепостными крестьянами, развитием ремесел, в частности горного и литейного дела, а с XII в. и денежного хозяйства. Христианство уже с VIII в. стало государственной религией Словении, а с XII в. на ее территории появились монастыри различных орденов.

Архитектура Словении прошла через те же этапы, что и архитектура её западных соседей, лишь в Приморье долго сохранялась связь с местной раннехристианской архитектурой.

 

1. Градостроительство

Из городов средневековой Словении более древними были приморские, восходившие иногда к античности, что сказалось на большей регулярности сетки улиц и формы площадей. На площади, представлявшей собой простое расширение главной улицы, размещались здание городского «веча», открытая лоджия и собор. Характерные приморские города — Копар (рис. 1, 1), Изола и Пиран (рис. 1, 2).

Города континентальной Словении, начавшие развиваться с XIII в., располагались у подножья замка феодала (Любляна, Камник, Шкофья Лока, рис. 2, 2, Птуй, Торица) или рядом с замком (Радовлица, Целье, Крань) и церковью (Новое Место, Марибор, Вишня Гора). Как и в Приморье, преобладал тип города возле дороги, переходившей в главную улицу, с домами, выходившими трехоконными фасадами на нее или на ее расширение — площадь.

Планы городов: 1 — Копар; 2 — Пиран
1. Планы городов: 1 — Копар; 2 — Пиран
Монастырь Стично (1); город Шкофья Лока (2). Гравюры XVII в.
2. Монастырь Стично (1); город Шкофья Лока (2). Гравюры XVII в.

Особым типом поселений были монастыри. В их состав входили церковь, зал капитула и двор с аркадами, к которому примыкали кельи, дормиторий и трапезная. Все это окружалось стеной с башнями. Таков цистерцианский монастырь в Стично (рис. 2, 1), где сохранились перестроенная церковь, раннеготический двор и общая планировка помещений вокруг него. Картезианские монастыри делились на верхние, для монахов, и нижние, с меньшей церковью, доступные и для мирян (монастырь в Жиче).

Уже древние городища, прямоугольные, овальные или круглые в плане, окружались валами с тыном или крепостными стенами, так же как и дворы управления феодальных владений (curtes). Замки феодалов обычно располагались на возвышенностях, реже, окружённые рвом, — в низине (Оточац). Сначала они имели вид жилой башни, окруженной валом со рвом или стеной (первый замок в Шкофьей Локе, XI в.). Позднее (как в новом замке там же) появились донжон и дворец с капеллой. Затем стены получили зубцы, ярусы бойниц, внутренние проходы. Иногда они располагались несколькими поясами (Целье, Старый Град близ Камника, Птуй и др.). Они строились из рваного камня, с бойницами и проёмами из тёсаного камня.

 

2. Жилые здания

В средние века сельские жилые дома, состоявшие из одного помещения с открытым очагом, строились в Приморье из камня с крышей из каменных плит, в Альпийских областях — из дерева и в Паннонской области — из глины с тесовыми и соломенными крышами. Позднее они получили входные галереи. Городские жилые дома континентальной Словении, до XV в. только деревянные, постепенно сменялись каменными и приобрели структуру, сохранявшуюся до XIX в., с лавкой или мастерской внизу, жилыми помещениями в передней части верхнего этажа и подсобными — позади их.

В Приморье городские жилые дома с таким же составом помещений строились из камня в романскую и готическую эпоху, причем внешний вид готических построек родствен архитектуре Венеции. Помимо двухэтажных были и трехэтажные дома.

 

3. Культовые постройки

Языческое святилище, остатки которого были обнаружены в г. Птуй (возможно, VII в.), имело размеры в плане 12 × 12 м. Пол его был на 2 м ниже уровня земли, а внутри была земляная платформа 5,7 × 5,7 м, высотой в 1,45 м.

Христианские церкви дороманского периода были однонефные, с плоскими потолками и прямоугольными в плане сводчатыми алтарями. Церковь Иоанна Предтечи близ Залавара (вероятно, IX в.) имела три нефа и три апсиды, скрытые за плоской восточной стеной. Это, а также орнаменты итало-каролингского типа, сохранившиеся в остатках церкви в Сливнице близ Марибора, говорят о влиянии Аквилеи. Стены церквей строились из рваного камня, с проемами из тесаного камня, с прямоугольными профилями порталов и широкими откосами узких окон. В интерьерах (кивории, кафедры) и кое-где на фасадах применялись примитивные фигурные рельефы и орнамент-плетенка.

Романская архитектура пришла в Словению с Запада вместе с монашескими орденами, и местные особенности в ней стали заметными лишь с XIII в. Бенедиктинские церкви были трёхнефными базиликами без трансепта, с плоскими потолками и тремя апсидами (церковь монастыря в Горнем Граде). Цистерцианские церкви имели трансепт (церкви в Стично, середина XII и первая половина XIII в., и в Костаньевице, с перспективными порталами, некогда расписанными). Картезианские церкви (в Юрклоштере, 1227 г.) были прямоугольными в плане, с апсидой, слившейся с нефом, без росписей, а доминиканские (в Студеницах) и францисканские — однонефными, с длинными апсидами.

Сподня Мута. Церковь, XIII в.
3. Сподня Мута. Церковь, XIII в.

От городских соборов сохранились только нефы в Птуе (первая половина XII в.), Мариборе (середина XIII в.) и Старом Трге. Сельские церкви были чаще однонефными, с плоскими деревянными потолками. В Краньской они имели полукруглые сводчатые апсиды, а в Корушке и Восточной Словении — прямоугольные, иногда увенчивавшиеся башней. Некоторые сельские церкви имели башни на западном фасаде. Особыми типами церквей были ротонды — крещальни (св. Элиота в Копре), а также приходские сельские церкви (в Сподней Муте, рис. 3), с простой обработкой фасадов и многогранной снаружи апсидой, и карнеры — кладбищенские часовни, нижний, врытый в землю этаж которых служил оссуарием (Яренина, Либеличе и др.).

Первыми чисто готическими словенскими постройками были францисканская церковь в Птуе (1260 г.) и двор монастыря в Стично. Широко распространилась готика в XIV в. Сельские церкви стали более однотипными, однонефными постройками с плоским деревянным потолком, многогранной апсидой с нервюрными сводами, гладкими фасадами, стрельчатым порталом с запада и двойным окном с востока. Западный щипец увенчивался одно- или двухпролётной звонницей. У более крупных построек строились башни с запада или рядом с алтарём. Типичны церкви в Бреге на Кранье и Воденице близ Костаньевицы. Более редкими были трёхнефные сельские храмы (церковь в Црнгробе, имевшая первоначально плоские потолки).

Лишь немногие из готических словенских церквей сохранили свои фасады, как церковь в Мартьяницах, построенная в конце XIV в. зодчим Иоханнесом Аквилой из Радгоны и имеющая контрфорсы у углов башни и основного объёма. В некоторых францисканских, доминиканских и городских церквах окна, разделённые лишь тонкими столбиками, занимали целую стену. Усложнились в XIV в. профили нервюр; листья капителей приобрели натуралистический характер, а консоли стали украшаться не только профилировкой, но и масками в духе школы Парлера (в Птуе и в «Цельской капелле» в г. Целье, вторая половина XIV в.). Как и раньше, внутри церкви расписывались, особенно сельские, где иногда роспись выходила и на фасады.

В XIII—XIV вв. готика в Словении ещё не получила полного развития. В Приморье продолжали господствовать романские традиции, а местные словенские особенности в готической архитектуре начали развиваться лишь после 1400 г.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации