Архитектура эпохи Первого Болгарского царства

Глава «Архитектура эпохи Первого Болгарского царства». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Столицы Плиска и Преслав. Крепости в Мадаре и Охриде
  2. Культовая архитектура
    1. Церкви с центрическим планом
    2. Квадратные в плане бесстолпные церкви, покрытые куполом
    3. Четырёхстолпные однокупольные церкви
  3. Архитектура жилища

Особое значение для создания болгарской архитектуры и сложения ее характерных особенностей имело образование в 680 г. Первого Болгарского царства. На основе синтеза культуры, в частности строительных традиций, славян и праболгар, с одной стороны, и непосредственного влияния античного наследия, традиции которого продолжали жить в Византии и Болгарии, с другой, сложилась как болгарская народная архитектура, так и архитектура господствующих классов.

Государству в лице хана и окружавшей его военной аристократии были нужны крепости для защиты от внешних и внутренних врагов. Неприступными как крепости и величественными по размерам и архитектуре должны были быть дворцы хана и чертоги бояр. Христианской церкви тоже были необходимы монументальные и богато украшенные храмы.

Но наряду с господствующими классами существовал простой народ, жилища которого были бедными и несложными по плану и постройке. Исторические основы болгарской народной архитектуры коренились преимущественно в строительных традициях славян, обогатившихся позднее влиянием народной архитектуры античной эпохи.

 

1. Столицы Плиска и Преслав. Крепости в Мадаре и Охриде

Самые старые и значительные памятники болгарского зодчества находятся в первых болгарских столицах — Плиске и Преславе. Эти города, возникшие один после другого, были не только резиденциями ханов и царей, но и крупными культурными и хозяйственными центрами.

Планы городов: 1 — Плиска; 2 — Преслав
8. Планы городов: 1 — Плиска; 2 — Преслав

Общая градостроительная и оборонительная система Плиски состояла из внешнего земляного укрепления и внутренней цитадели (рис. 8,1). Земляное укрепление представляло собой в плане прямоугольник, образованный рвом и насыпью, окружавшей пространство 23,3 км². В середине этого пространства возвышалась внутренняя цитадель площадью 0,5 км². Она была обнесена каменными стенами из больших правильно отесанных блоков на красном растворе. Толщина стен составляла 2,4 м, а высота достигала 10 м. Сверху они завершались платформой с парапетом и зубцами. Каждый угол крепости был укреплен круглой башней; остальные башни были пятигранными. В крепость вели четверо монументальных ворот — по одним с каждой стороны. Вход находился между двумя симметрично расположенными двойными четырехгранными башнями. От этих ворот начинались четыре улицы, шедшие к центру цитадели. Там возвышались монументальные сооружения ханского дворца: тронный зал, жилые помещения, церковь и хозяйственные постройки. Цитадель снабжалась водой по водопроводам из глиняных труб.

Территория внешнего города, т. е. пространство между каменной цитаделью и земляным укреплением, полностью не исследована. Самым значительным памятником, обнаруженным здесь, является монастырь, расположенный на расстоянии 1400 м от цитадели и связанный с ханским дворцом вымощенной большими каменными плитами дорогой, которая начиналась у восточных ворот цитадели и заканчивалась у ворот монастырской церкви. Кроме того, на территории внешнего города раскопками обнаружено около 30 маленьких церквей, и примерно столько же церквей ожидает раскрытия и исследования.

Начало истории второй болгарской столицы — Преслава относится к 893 г., а конец ее расцвета — 972 г., когда восточная половина Болгарии вместе с её столицей подпала под власть Византии. Археологические исследования устанавливают, что столица царя Симеона, непосредственное продолжение Плиски, имела такую же планировку (рис. 8,2). Здесь также было две крепости — внешняя и внутренняя, только меньших размеров, и обе каменные, построенные из каменных блоков на белом растворе. Ворота внутренней крепости в точности воспроизводят ворота Плиски. И здесь внутренняя крепость имела по углам круглые башни, но другие башни были четырехгранными, а не пятигранными, как в Плиске. Археологические данные о Преславе дополняются описанием, которое оставил нам Иоанн Экзарх: «Если крестьянин, человек бедный, придет издалека к крепостным стенам княжеского дворца и увидит их, его удивление не будет иметь пределов. И, приступая к воротам, он будет удивляться и расспрашивать. А войдя внутрь, он увидит с обеих сторон большие постройки, украшенные камнем, и деревом, и красками. И пройдя дальше во дворец и увидя высокие дворцы и церкви, богато украшенные камнем, деревом и красками, а внутри и мрамором, и медью, и серебром, и золотом, он не знает, что и думать о них, потому что в своей земле он не видел ничего другого, кроме соломенных бедных хижин».

Описание Иоанна Экзарха свидетельствует с полной очевидностью, что внутренняя крепость Преслава, подобно внутренней крепости Плиски, представляла собой подлинный «княжеский дворец». Судя по расположению его двух ворот, его пересекала одна главная улица, шедшая с севера на юг; в середине ее был расположен дворцовый комплекс.

Крепость близ с. Мадара и ворота Самуиловой крепости в Охриде
9. Крепость близ с. Мадара и ворота Самуиловой крепости в Охриде

Другим примером болгарской крепости является крепость над скалами в окрестности с. Мадара (Коларовградский район). Здесь оборона обеспечивалась с одной стороны неприступностью скал, а с другой — каменной стеной (рис. 9,1) и частично земляным валом. Мадарская крепость имела один главный вход, фланкированный двумя пятигранными башнями. Три каменные лестницы вели на боевую площадку стены. Стена была сложена из хорошо обтесанных каменных блоков с забуткой из мелких камней с белым раствором с примесью крупных кусков толченой черепицы. В этой крепости не обнаружено остатков монументальных сооружений. Найдены только основания маленькой однонефной церкви и двух однокомнатных домов. Эти дома, как и церковь, были построены из ломаного камня и глины.

К числу крепостей периода Первого Болгарского царства относится и крепость царя Самуила, построенная на возвышении близ города Охриды. Ее стены, сложенные из ломаного камня на белом растворе, и по сей день возвышаются над землей. Сохранились в нескольких местах и каменные лестницы. Величественное впечатление производят крепостные ворота, фланкированные двумя внушительными круглыми башнями (рис. 9,2).

Царские дворцы в Плиске и Преславе представляли собой обнесенные прочными стенами архитектурные комплексы, удовлетворявшие все потребности личной и официальной жизни их обитателей. Царский дворец в Плиске состоял из парадного тронного зала, жилых и хозяйственных помещений, языческих, а впоследствии христианских храмов Археологические данные о преславском дворце, которыми располагает наука в настоящее время, все еще весьма скудны, но в известной мере их пополняет упомянутое уже описание Иоанна Экзарха.

Плиска. Тронный зал, начало IX в. План нижнего этажа и реконструкция плана верхнего этажа; развалины тронного зала
10. Плиска. Тронный зал, начало IX в. План нижнего этажа и реконструкция плана верхнего этажа; развалины тронного зала

Тронный зал в Плиске (рис. 10) был построен непосредственно после 811 г. над развалинами более старого дворца; при этом использовали часть его блоков и даже некоторые из его стен. Новый тронный зал также представлял собой изолированную постройку; до наших дней сохранились только нижние части её стен. Судя по массивным и толстым стенам (2,2—2,6 м), выложенным подобно стенам внутреннего города из больших каменных блоков на красном растворе, тронный зал походил скорее на крепость, чем на сооружение, предназначенное для торжественных церемоний. Тронный зал был прямоугольным в плане, длиной 52 и шириной 26,5 м. В плане первого этажа выступает с одной стороны преддверие, разделенное на две части изломанной в плане стеной, которая поддерживала пол верхнего этажа. На противоположной стороне была апсида, включенная в контур постройки и фланкированная двумя прямоугольными помещениями. Судя по ее сегодняшнему состоянию, главная часть здания состояла из четырех продолговатых расположенных параллельно одно другому помещений. В сущности, это субструкция обширного зала верхнего этажа, состоявшего из среднего и двух боковых нефов. Пол среднего нефа покоился на двух параллельных кирпичных сводах разной ширины. По обеим сторонам этих помещений тянулись сводчатые коридоры, соответствовавшие боковым нефам верхнего этажа. Во внешних стенах первого этажа, как и в стенах среднего зала, было по четыре расположенных в один ряд входа, через которые можно было проходить по всему первому этажу. В верхнем этаже этим проходам соответствовали интерколумнии колоннад, разделявших нефы, и окна его внешних стен. Об архитектурном убранстве трехнефного зала можно судить лишь по найденным в развалинах фрагментам мраморных колонн, мраморной базе и нескольким капителям трапециевидной формы; обращает на себя внимание одна композитная капитель с ионийскими волютами и двойными трехлистными пальметами между ними.

Тронный зал в Преславе возвышался почти в середине царского дворца. От него сохранились лишь развалины, по которым можно восстановить план только в самых общих чертах. Судя по остаткам первого этажа, преславский зал был такой же монументальной постройкой, как и зал в Плиске, несмотря на меньшие размеры (34 × 23 м). Он также представлял собой отдельную прямоугольную в плане постройку с массивными стенами. Верхний этаж состоял из одного зала с преддверием и апсидой, разделенного мраморными колоннами на два нефа. При раскопках были обнаружены фрагменты колонн из различного камня и с различными поперечниками, мраморные резные плиты с акантовыми пальметами, мраморные аттические базы и капители. Настилка полов была opus sectile, а стены были украшены живописью.

Наряду с тронными залами важное место в царских дворцах в Плиске и в Преславе занимали жилые постройки царской семьи. Эти постройки были меньше тронных залов, но, подобно им, были построены из камня и имели монументальный характер.

Плиска. Жилой дворец, IX в. Планы Плиска. Фрагменты каменных карнизов
11. Плиска. Жилой дворец, IX в. Планы 12. Плиска. Фрагменты каменных карнизов

Жилой дворец в Плиске (рис. 11) возвышался в большом прямоугольном дворе (128 × 84 м), где находилось и несколько других культовых и хозяйственных построек. Самый дворец состоял из двух прямоугольных зданий размерами 14 × 19 м, почти одинаковых по плану и кладке; можно думать, что это две половины одного целого. Их стены толщиной 1,12 м. были выложены из каменных блоков на красном растворе с железными скобами. Первый этаж состоял из квадратного в плане помещения с преддверием, открывавшимся к югу. С востока и запада вдоль этих двух помещений проходили обходы, разделенные поперечными стенами на три маленькие части, связанные между собой и с центральными помещениями. Остатки лестниц показывают, что жилые дворцы в Плиске имели верхний этаж, а найденные при раскопках части карнизов (рис. 12) дают некоторое представление об убранстве их фасадов. План жилого дворца в Преславе, также построенного из каменных блоков, ещё не установлен.

 

2. Культовая архитектура

Вскоре после объявления христианства официальной религией, в 865 г., князь Борис (852—889 гг.) основал в Плиске монастырь, в котором была построена самая большая в то время церковь в Болгарии, известная в литературе под названием «Большая базилика». Это была одна из семи соборных церквей, постройку которых исторические источники приписывают этому болгарскому правителю.

Плиска. «Большая базилика», вторая половина IX в. План и реконструкция внешнего вида
13. Плиска. «Большая базилика», вторая половина IX в. План и реконструкция внешнего вида

До нашего времени сохранилось только основание «Большой базилики», но несмотря на это она исследована сравнительно хорошо. Её длина составляет 99 м, ширина — 29,5 м. Она состоит из атриума, нартекса и трёхнефной церкви с тремя апсидами. Атриум представляет собой прямоугольный в плане двор с колоннадами только с северной и южной сторон. С западной стороны атриума было пять помещений; крайние из них были по всей вероятности башнями, а среднее служило проходом к атриуму (рис. 13).

На восточной стороне атриума размещался трехчастный внешний нартекс с двумя четырехгранными башнями по углам. В них находились лестницы, которые вели к верхнему этажу внутреннего нартекса и к галереям над боковыми нефами. Внутренний нартекс церкви был разделен двумя парами колонн на три части, соответствовавшие трем нефам.

Длина церкви составляла 40,3 м, а ширина — 29,5 м. К ее боковым нефам примыкали квадратные в плане помещения, за которыми в трехгранных апсидах находились жертвенник и диаконник.

Квадратные помещения с входами в жертвенник, диаконник и нефы составляют особенность «Большой базилики», вызванную, вероятно, особыми практическими потребностями. Мраморные колонны, разделявшие нефы, были взяты из более старых построек. Отсутствие достаточного количества таких колонн заставило строителей применить и четырехгранные столбы. Потолки нефов были, вероятно, деревянными. Кладка стен — смешанная, из тесаного камня и кирпича.

По своему составу и формам «Большая базилика» в Плиске близка к византийским базиликам VI в., которые имелись и на территории Болгарии. Подобно им она имела вытянутый с запада на восток объем с апсидой в конце среднего нефа. Сочетая в себе эллинистические и константинопольские конструктивные и стилистические элементы, она была одним из самых законченных и величественных произведений болгарской архитектуры IX в.

Однако «Большая базилика», построенная князем Борисом во дворе монастыря, не была в состоянии удовлетворить религиозные потребности населения внешнего города. Поэтому там было построено восемь трёхнефных базилик, совершенно одинаковых по размерам, плану, формам и кладке. Длина каждой из них 17,2 м, ширина — 13,2 м. Их нефы были отделены один от другого парой столбов. К среднему нефу примыкала с востока трёхгранная апсида (рис. 14,5). Нартекс представлял собой единое помещение и имел по одному входу в каждый неф.

Наземные части этих восьми базилик не сохранились. Однако если учесть их особенности, сближающие их с доболгарскими базиликами, то можно допустить, что средний неф возвышался над боковыми. Он имел деревянное стропильное перекрытие, которое покоилось на относительно тонких стенах из тесаного камня и глины. Но перекрытие алтарных частей было сводчатым, об этом свидетельствуют утолщенные части продольных стен у жертвенника, диаконника и средней части алтаря. Стены этих маленьких базилик не имели никаких членений ни снаружи, ни внутри. Отсутствовали и элементы декоративного убранства, и эти восемь однотипных базилик, несмотря на их хорошие пропорции, были скромными по своей конструкции и отделке постройками.

На территории внешнего города было обнаружено ещё несколько небольших базилик, имевших большое сходство с только что упомянутыми восемью базиликами, но обладавших и некоторыми особенностями. Обе продольные стены одной из этих церквей, совсем гладкие с внутренней стороны, были расчленены четырьмя разной ширины глухими арками, опиравшимися на гладкие пилястры. Тимпаны глухих арок, как ненагруженные, были сложены из другого строительного материала и более небрежной кладкой.

Планы базилик. Плиска: 1 — маленькая базилика с псевдоконструктивными аркадами; 3 — маленькие базилики, вторая половина IX в.; Преслав. 2 — Оазилика в Делидушке, IX—X вв.; 4 — базилика в Гебеклисе
14. Планы базилик. Плиска: 1 — маленькая базилика с псевдоконструктивными аркадами; 3 — маленькие базилики, вторая половина IX в.; Преслав. 2 — Оазилика в Делидушке, IX—X вв.; 4 — базилика в Гебеклисе

На северном и южном фасадах другой церкви видны остатки пяти пилястров, также несших глухие арки. Такое членение фасадов не соответствует внутреннему членению постройки (рис. 14,1). Следовательно, пилястры, которые мы видим на них, не играли конструктивной роли. Это были псевдоконструктивные пилястры, на которые опирались глухие аркады, и их назначение, как и назначение аркад, было чисто декоративным: они должны были своим ритмом оживлять однообразную поверхность протяженных стен. Этот декоративный прием стал впоследствии одной из особенностей старой болгарской архитектуры, отличавшей ее от византийской.

Церковное строительство в Преславе началось позднее, когда влияние Константинополя могло проникнуть в новую столицу свободнее, чем в старую. Но несмотря на это в преславской архитектуре продолжались традиции Плиски, и большие церкви продолжали строиться в виде базилик. Нам известны развалины трех таких базилик: в Делидушке, Черешето и Гебеклисе.

Базилика в местности Делидушка имела 29,3 м в длину и 14,5 м в ширину. Два ряда колонн по пяти в каждом разделяли ее на три нефа, средний из которых был очень широк (7,4 м при боковых по 2 м). Полукруглая апсида со следами синтрона примыкала с востока к среднему нефу. С западной стороны находился притвор, отличавшийся от притворов других базилик в Болгарии (см. рис. 14,2). Его западная стена без обыкновенного в этих случаях главного входа посередине была толще, чем все другие, длиннее ширины церкви и, поворачивая на восток, образовывала вместе с колоннадой из пяти колонн подобие двух боковых притворов. На востоке они соприкасались с двумя прямоугольными в плане помещениями, примыкавшими к боковым нефам базилики. Стены базилики построены из ломаного камня и глины. Их незначительная для такой большой постройки толщина (1,1 м), их слабая кладка и большая ширина среднего нефа говорят о сравнительно легкой верхней части и деревянном стропильном перекрытии.

Базилика в местности Черешето представляла собой монастырскую трёхнефную церковь. Её план и размеры известны нам только по её фундаментам.

От базилики, известной под названием Гебеклисе, до нас тоже дошли только фундаменты. Она также была трёхнефной с тремя апсидами. Ее стены были выложены из ломаного камня на белом растворе; в алтарных частях они были значительно утолщены, чтобы нести тяжелые каменные или кирпичные своды (рис. 14,4).

В третьем культурном центре Болгарии IX и X вв. — Западной Македонии — типом большой церкви также является базилика. Два ее самых характерных варианта находятся в столицах — Охриде и Преспе.

Охрида. Собор Софии, X—XIV вв. План и общий вид
15. Охрида. Собор Софии, X—XIV вв. План и общий вид

Собор Софии в Охриде (рис. 15) сохранился до наших дней с более поздними пристройками и перестройками. Первоначально это была трёхнефная купольная базилика с подобием трансепта. Купол покоился на квадратном основании, образованном пересечением этого трансепта со средним нефом. С востока к каждому нефу примыкало по апсиде: средняя из них была пятигранной. С западной стороны притвор был двухъярусным. Первая реконструкция собора Софии имела место в XI в., а в 1317 г. был пристроен внешний притвор с двумя крыльями. В своем теперешнем состоянии церковь также трёхнефная, но не имеет купола, и её своды находятся под общей двускатной кровлей. Интерьер собора строгий и простой. Стены широки и не расчленены, а массивные столбы переходят непосредственно в арки.

Преспа. Базилика св. Ахила, IX—X вв. План
16. Преспа. Базилика св. Ахила, IX—X вв. План

Одной из больших церквей в Западной Македонии была базилика св. Ахила на одном из островов Преспанского озера (рис. 16). Она также имеет три нефа, разделенных четырехгранными столбами, которые, как и в Охридском соборе, переходят непосредственно в арки. К среднему нефу примыкала широкая апсида, а в конце боковых нефов были выделены как отдельные помещения жертвенник и диаконник, покрытые куполами. Над боковыми нефами были галереи с полом из дубовых балок. Кровельная конструкция базилики была деревянной, а арки и своды в алтарных частях были выложены из кирпича.

Церкви с центрическим планом

Церкви с центрическим планом были редким явлением в болгарской церковной архитектуре IX—XI вв., как и в местной доболгарской архитектуре. Единственная для рассматриваемого времени церковь находилась в Преславе; её план, композицию и архитектурные формы трудно связать непосредственно с местной архитектурной традицией доболгарской эпохи.

Преслав. Круглая церковь, X в. Фасад, план и продольный разрез (реконструкции) Преслав. Скульптурные фрагменты и керамические плитки из Круглой церкви
17. Преслав. Круглая церковь, X в. Фасад, план и продольный разрез (реконструкции) 18. Преслав. Скульптурные фрагменты и керамические плитки из Круглой церкви

Круглая церковь в Преславе состояла из трех частей: круглого храма с поперечником 10,5 м, притвора и атриума. К центральному круглому пространству примыкало 12 полукруглых экседр. Одна из них, на востоке, имела более значительные размеры и дополнялась квадратным помещением перед ней. Три западных экседры были открытыми и образовывали три входа в храм. Несмотря на эти три входа и алтарное помещение, единство центрального круглого пространства не нарушалось. Напротив, его подчеркивал и усиливал венец из 12 мраморных колонн, которые находились перед спрятанными в стенах массивными столбами, составлявшими конструктивную основу круглого здания. С наружной стороны каждой колонне соответствовала пилястра. В середине в качестве центра всей композиции находился высокий мраморный амвон, над которым возвышался полусферический купол церкви (рис. 17).

По сторонам нартекса возвышались цилиндрические башни. Две пары мраморных колонн разделяли его на три части. Он был двухъярусным; на второй этаж вела лестница, которая находилась в северо-западной башне.

К западу от нартекса простирался почти квадратный в плане атриум, окруженный, как и церковь, экседрами с рядами колонн перед ними. Вообще, характерную особенность этой церкви составляет сочетание закруглённых, выпуклых и вогнутых поверхностей, коренным образом отличающее ее от церквей в Плиске, Преславе, Охриде и Преспе с их простыми, гладкими, прямыми стенами.

Круглая церковь в Преславе отличалась от староболгарских базилик также и своим внутренним и внешним архитектурным убранством. При раскопках в ней обнаружили множество фрагментов внутренних и внешних карнизов из мрамора и известняка с самыми разнообразными профилями и отделкой, конструктивные и декоративные колонны из тех же материалов, античные (коринфские) капители, примененные наряду со средневековыми, трапециевидными, всевозможные профилированные и орнаментированные плиты и т. д. Особенно характерны для этого здания мраморные карнизы и многогранные колонки, инкрустированные разноцветными керамическими вставками (рис. 18). Пол был выложен плитами из мрамора и шифера, образовывавшими геометрические фигуры. Нижние части стен были облицованы мрамором, а над ними были размещены многоцветные мозаики. Богатство мозаик и мраморов дополнялось прекрасными цветными орнаментами и иконами, нарисованными на поливных глиняных плитках, которые покрывали снаружи некоторые части стен.

Созданием Круглой церкви в Преславе, относящимся к 900-м годам, болгарская архитектура достигла вершины своего развития.

Квадратные в плане бесстолпные церкви, покрытые куполом

Развалины небольших церквей у с. Виницы и в монастыре Патлейна — обе в окрестностях Преслава — характерны для преславской архитектурной школы X в. Они имели среднюю квадратную в плане часть, целиком покрытую полусферическим куполом, положенным при помощи сферических парусов на ее внешние стены. Благодаря этому, подкупольное пространство составляло единое целое; многочисленные ниши оживляли его стены.

Церковь у села Виницы была квадратной в плане, но казалась закругленной благодаря четырём большим полукруглым экседрам, врезавшимся в массивные продольные стены (рис. 19, 1). Криволинейные поверхности экседр оживляли внешний и внутренний вид церкви, но они не были подчинены строгому ритму и конструктивной логике, как экседры Круглой церкви в Преславе. В этом отношении церковь у с. Виницы была шагом назад по сравнению с высоким искусством, проявленным строителем Круглой церкви.

Церковь в Патлейне отличалась от Виницкой церкви тем, что она имела алтарное пространство с сообщавшимися между собой жертвенником, алтарем и диаконником. Снаружи к этим трём частям примыкали многогранные апсиды. Здесь функцию притвора выполняли два прямоугольных помещения, пристроенных к западному фасаду. Церковь в Патлейне была богато украшена мрамором, а некоторые части ее стен были облицованы керамическими плитками, на которых цветными глазурями были нарисованы геометрические и растительные орнаменты.

Планы церквей: 1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырёхстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове. XIV в.
19. Планы церквей: 1 — купольной в Винице, X в.; 2 — четырёхстолпной в Преславе, X в.; 3 — в Германе, 1006 г.; 4 — Петра и Павла в Тырнове. XIV в.

Четырёхстолпные однокупольные церкви

Первая четырёхстолпная однокупольная церковь в Болгарии, построенная ещё в X в., была связана с жилым дворцом в Плиске. Большое количество таких церквей находилось в Преславе. Обнаруженные до сих пор в Преславе четырёхстолпные церкви с куполом находятся на территории внешнего города и в местности, прилегающей к правому берегу р. Тичи. Все они принадлежат к сложному константинопольскому типу с предапсидным пространством, которое удлиняло церковь к востоку и позволяло устраивать по обеим сторонам его удобные помещения для жертвенника и диаконника (рис. 19, 2).

Преславские четырёхстолпные церкви были невелики: самая маленькая из них имела примерно 10 м в длину, а самая большая — около 15 м. Все эти церкви, принадлежавшие к одной и той же архитектурной школе и к одному времени (X в.), были одинаковы по композиции. Подкупольные опоры в них были монолитными или составленными из отдельных цилиндрических блоков колоннами. Принцип расчленения фасадов глухими аркадами, который мы наблюдали в некоторых церквах в Плиске, применялся в Преславе более последовательно, и внешние членения соответствовали здесь внутренней композиции пространства и размещению в нем конструктивных элементов.

Для отделки и горизонтального членения интерьера и фасадов в некоторых преславских церквах применялись профилированные карнизы и пояски из известняка и мрамора. Подкровельные карнизы, сделанные преимущественно из известняка, были сильнее профилированы и имели один или два ряда острых или четырёхугольных зубцов. Характерны для Преслава и карнизы с выступающим валиком, который в некоторых случаях сопутствовал зубчатому орнаменту. В некоторых преславских церквах имелись и половые настилы из разрисованных цветными глазурями керамических плиток, инкрустированных в плиты известняка.

В Западной Македонии четырёхстолпная купольная церковь была построена в с. Герман у Преспанского озера (рис. 19, 3). По всей вероятности она была сооружена царем Самуилом в 1006 г. Это единственная хорошо сохранившаяся церковь того времени, которая может дать представление и о разрушенных церквах этого типа в Плиске и Преславе. Эта церковь принадлежит к простому варианту четырёхстолпных купольных церквей. Она квадратная в плане с тремя полукруглыми апсидами и нартексом с единственным входом в западной стене. Купол покоится на четырех столбах квадратного сечения и на четырех сводах, концы которых лежат непосредственно на соответствующих внешних стенах. Барабан купола — низкий и цилиндрический с четырьмя узкими окнами. С наружной стороны вокруг барабана отчетливо выступают все четыре свода, завершающиеся треугольными фронтонами. Низкие угловые части церкви перекрыты цилиндрическими сводами. Церковь построена преимущественно из ломаного камня, но в отдельных местах применен кирпич. Простые и строгие фасады лишены декоративных элементов, зато церковь отличается красивыми пропорциями и уравновешенностью всех частей.

 

3. Архитектура жилища

Археологические исследования староболгарской жилой архитектуры все еще не дают достаточно материала для того, чтобы хотя бы в общих чертах составить представление о жилище болгар в период с VII по X в. Однако нельзя сомневаться в том, что и на Балканском полуострове большинство славянского населения продолжало жить в бедных хижинах, описанных Прокопием. Недавно на территории внешнего города в Плиске было обнаружено несколько землянок. В начале X в. Иоанн Экзарх писал о соломенных хижинах в окрестностях Преслава, а арабский писатель Ибрагим ибн-Якуб сообщал в 965 г., что македонские славяне в западной части Балканского полуострова живут в деревянных домах.

Однако, говоря о бедных соломенных хижинах IX и X вв., не следует считать, что за три века, прошедших после переселения славян на Балканы, все славянские племена, и особенно их высшие слои, не повысили своей жилищной культуры и своего строительного умения и что они продолжали жить в тех же первобытных постройках, в которых жили к северу от Дуная. Несомненно, что на историческое развитие болгарского жилища оказало свое влияние и старое местное строительство для жилых и общественных нужд, которое, главным образом в городах, было на большой высоте. Иоанн Экзарх в своем цитированном выше свидетельстве очень определенно разграничивает архитектуру столицы и архитектуру тогдашней деревни.

О городских боярских жилищах в Плиске и Западной Македонии, которые характеризуются своим специфическим устройством и более сложным архитектурным оформлением, говорится в житии Климента Охридского, написанном Феофилактом (XI в.). Когда ученики Мефодия прибыли в Плиску, князь Борис велел предоставить им жилища, которые были определены для бояр Эсхача и Чеслава. В том же житии мы находим сведения о том, что князь Борис подарил Клименту три дома в Деволе, которые отличались богатством убранства и принадлежали одному боярскому роду. К сожалению, не приводится подробностей об их архитектуре, количестве и распределении помещений и отделке.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации