Доболгарская архитектура на территории Болгарии

Глава «Доболгарская архитектура на территории Болгарии». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Миятев К.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


На территории современной Болгарии в период римского, а затем византийского владычества до образования болгарского государства велось большое строительство крепостных стен вокруг городов, а также общественных, культовых и жилищных сооружений. Византийский писатель Прокопий Кесарийский сообщает, что в царствование Юстиниана I (527—565 гг.) было построено или возобновлено значительное количество крепостей, которые образовывали пограничную и внутреннюю оборонительную систему. Эти крепости еще недостаточно исследованы, а жилые постройки нам почти неизвестны, так как ни один из старых городов еще полностью не раскопан.

Лучше исследованы памятники христианской церковной архитектуры, остатки которых находятся по всей стране.

Христианство начало распространяться в этой части Балканского полуострова еще с начала IV в.

В непродолжительный срок количество христианских общин значительно увеличилось, а в более крупных городах появились епископы.

В первой половине IV в. в некоторых из старых городов были построены первые христианские церкви. После застоя, вызванного нашествием готов и гуннов, строительство возобновилось и достигло высокого развития в царствование Юстиниана I, когда кроме многочисленных крепостей было построено значительное количество церквей, превосходивших по размерам и архитектуре церкви IV в.

При строительстве ранневизантийских крепостных сооружений и церквей в доболгарскую эпоху применяли или только тонкие кирпичи, или смешанную кладку из чередующихся рядов ломаного камня и трех рядов кирпича. Существовал еще и третий способ кладки — с забуткой между лицевыми стенками из кирпича или камня. Строительный материал — камень или кирпич — связывался прочным раствором из песка и извести, к которому в большинстве случаев прибавляли толченый кирпич [Для краткости этот раствор мы будем называть в дальнейшем «красный раствор» в отличие от «белого раствора», который состоит только из извести и песка.]. При кирпичной кладке толщина швов равняется толщине самих кирпичей (от 3,5 до 6 см).

За редкими исключениями церкви этой эпохи дошли до нас только в развалинах. Большинство из них известно лишь по фундаментам, обнаруженным в последнее время при раскопках, почему трудно судить об их первоначальном облике. В большинстве случаев можно восстановить только план и по нему лишь приблизительно определить общий архитектурный тип. Отдельные находки показывают, что многие церкви имели полы из мраморных плит или кирпича, в других пол состоял из разноцветных камней, образовывавших геометрический рисунок (opus sectile), а в третьих он был мозаичным, с геометрическими, растительными или фигурными мотивами. Остатки стенной штукатурки со следами фресок или мозаики показывают, что и в эту раннюю эпоху стены церквей украшали живописью. Не меньшее значение имели элементы архитектурного убранства, остатки которого обнаружены почти во всех церквах: колонны, капители, базы, карнизы, резные плиты парапетов и пр.

Начиная с IV в. на территории Болгарии установлено четыре главных архитектурных типа христианского храма: 1) базилика; 2) однонефная церковь; 3) крестообразная церковь; 4) церковь с центрическим планом.

Следует различать три варианта базилики: эллинистический, сводчатый и купольный.

Планы базилик: 1 — на Пириич-тепе близ Варны; 2 — „Старой митрополии“ в Месемврии, вторая половина VI в.; 3 — в Белове, VI а.; 4 — в Пивдопе. VI в.
1. Планы базилик: 1 — на Пириич-тепе близ Варны; 2 — „Старой митрополии“ в Месемврии, вторая половина VI в.; 3 — в Белове, VI а.; 4 — в Пивдопе. VI в.

Эллинистическая базилика имела распространение преимущественно в юго-восточной части страны — по берегам Черного моря и в Добрудже. Это трёхнефные постройки с продолговатым прямоугольным планом, с полукруглой или трёхгранной апсидой на восточной стороне, а в ряде случаев с такими же апсидами у боковых нефов. Атриум установлен только в двух эллинистических базиликах (Тропеум в Добрудже и Хисар в Южной Болгарии), где он связан с обыкновенным притвором. Другие базилики этого варианта имеют с запада только притвор, обыкновенно трехчастный в соответствии с тремя нефами. К базилике пристраивался иногда баптистерий. В базилике на Пиринч-тепе (в окрестностях Варны) баптистерий, прямоугольный с трёхгранной апсидой, находится у северо-восточного угла и связан с жертвенником посредством узкого помещения (рис. 1,1). В его центре устроена крестообразная купель, выложенная мраморными плитами, к которой вели несколько ступеней.

Нефы разделялись двумя рядами колонн, однако в более поздний период их начали заменять четырехгранными каменными или кирпичными столбами. В базилике над Абтаатом в каждом ряду было по два столба и по четыре колонны. Колонны и столбы несли обыкновенно арки, но нельзя утверждать, что столбы имели капители.

Нет возможности восстановить архитектуру эллинистических базилик Болгарии. Однако по аналогии с лучше сохранившимися базиликами в других странах можно думать, что и здесь средний, неф возвышался над боковыми и его окна обеспечивали обильное освещение интерьера. Небольшое прямоугольное помещение у северо-западного угла базилики на Пиринч-тепе, соединявшееся только с притвором, могло вмещать лестницу, ведущую к этажу над притвором, а может быть и на хоры над боковыми нефами.

Нерешенным остается и вопрос о характере перекрытий нефов. Однако можно с большой долей вероятности допустить наличие обыкновенного деревянного перекрытия с плоским потолком или открытой внутрь системой стропил, характерной для эллинистических базилик.

Месемврия. Базилика „Старая митрополия“, вторая половина VI в. Общий вид среднего нефа
2. Месемврия. Базилика „Старая митрополия“, вторая половина VI в. Общий вид среднего нефа

Стены «Старой митрополии» в Месемврии, лучше сохранившиеся в высоту, до известной степени подтверждают это предположение. В плане «Старая митрополия» представляет собой прямоугольник с внешней длиной 25,5 м и шириной 20,2 м. Два ряда массивных столбов разделяют постройку на три нефа; средний имеет в ширину 9,3 м, а боковые — по 3,75 м (рис. 1,2). Столбы имеют в ширину 1,55 м, а в толщину 0,4 м; ширина пролетов между ними составляет только 1,5 м.

В результате создается на первый взгляд впечатление массивных перегородок с шестью пролетами в каждой, высотой только 3,5 м (рис. 2). Над этой тяжелой аркадой возвышалась вторая, с такими же столбами и пролетами; первоначально они были заделаны почти до половины их высоты (3,9 м). Это окна на северной и южной стенах среднего нефа, которые возвышались над боковыми нефами. К среднему нефу примыкала широкая (6,5 м) трёхгранная апсида, на внутренней стене которой находятся остатки полукруглого трёхступенчатого синтрона (сидение для священнослужителей). Церковь имела притвор, разделенный на части, соответствовавшие по ширине нефам.

По форме сохранившейся восточной стены и по одной гравюре 1829—1830 гг. можно утверждать, что средний неф был перекрыт деревом, по всей вероятности, без плоского потолка. Боковые нефы и притвор были низкими и имели деревянное перекрытие и односкатную кровлю.

«Старая митрополия» сложена из чередующихся рядов ломаного камня и кирпича. Кирпичная кладка без камня была применена в сводах апсиды и в арках между нефами. В кладке был применен красный раствор со швами толщиной 4—6 см. По своей конструкции и по кладке эта базилика существенно отличается от других эллинистических базилик в стране. Её средний неф — главная часть всей постройки — несмотря на свои значительные размеры производил впечатление грубоватой суровости, как своими тяжелыми пропорциями, так и массивностью и частой расстановкой столбов, зрительно отделявших его от боковых нефов. Эта церковь имела все элементы эллинистической базилики, но не обладала ее логической и художественной соразмерностью. Ей не хватало и обычного для эллинистических зданий пластического убранства интерьера. Все это, а также характер кладки показывает, что, по всей вероятности, она была построена не раньше второй половины V в.

Белово. Сводчатая базилика, VI в. Западная стена
3. Белово. Сводчатая базилика, VI в. Западная стена

Второй вариант — сводчатая базилика — представлен в настоящее время только одной монастырской церковью VI в., находящейся в окрестностях с. Белово и дошедшей до нас в развалинах (см. рис. 1,3). По своему плану она не отличается от эллинистической базилики. Она разделена на три нефа, к каждому из которых примыкает с востока по одной полукруглой апсиде. К западу находится трехчастный нартекс, к южной стороне которого прибавлен трёхконховый баптистерий. Вся базилика, за исключением фундаментов, сложена из кирпича на красном растворе со швами толщиной от 5 до 7,5 см. Из кирпича выложены и столбы, отделяющие средний неф от боковых. Они несли арки, над каждой из которых находилась дополнительная разгрузочная арка. Сохранилось сравнительно немного частей постройки: северный ряд столбов, южное отделение притвора и западный фасад с двумя рядами окон (рис. 3). Эти остатки дают возможность определить в известной степени характер здания. Центральный неф был выше боковых и был покрыт цилиндрическим сводом, покоившимся на поперечных подпружных арках. Такие же арки поддерживали и крестовые своды боковых нефов. Нартекс был двухъярусным; поэтому можно думать, что над боковыми нефами существовали хоры. Особенностью этой церкви является отсутствие дверного проема в середине ее наружной западной стены.

Третий — купольный — вариант базилики, относящийся тоже к VI в., представлен церковью Еленского монастыря в окрестностях города Пирдопа (см. рис. 1,4).

Подобно другим, и этот памятник не сохранился в своем первоначальном состоянии, но по остаткам можно с большой долей вероятности восстановить его план и архитектурный тип. В первую очередь следует отметить, что это единственная в Болгарии укрепленная церковь, построенная на площадке, опоясанной крепостной стеной, с прямоугольными в плане башнями по углам. Следы других построек в этой крепости не обнаружены. Церковь прямоугольна в плане (длина 30,5 м, ширина 17 м), с тремя апсидами (средняя из них трехгранная), соответствующими трем нефам. В восточной части церкви — прямоугольное предапсидное пространство, по обеим сторонам которого находилось по одному квадратному в плане помещению; все они были связаны между собой и с соответствующими нефами. К западу находился притвор, разделенный на три части, соответствовавшие нефам. С северной и южной сторон притвора два прямоугольных в плане помещения служили для лестниц. К южному примыкал квадратный в плане баптистерий с трехгранной апсидой.

Обе колоннады, разделявшие центральный неф (ширина 6,9 м), имели на восточном и западном концах массивные пилястры. Точно в середине между последними возвышались четырехгранные столбы из больших каменных блоков, разделявшие средний неф на два одинаковых квадрата. Между пилястрами с обеих сторон нефа было по две колонны, сложенных из отдельных каменных цилиндрических блоков. Такое распределение подпор центрального нефа ясно показывает, что это была купольная базилика типа церкви Ирины в Константинополе. Восточный квадрат среднего нефа был покрыт куполом, а над западным, по всей вероятности, был цилиндрический свод. Такими сводами были покрыты также боковые нефы и притвор.

Лестницы с обеих сторон притвора вели к галерее, которая проходила и над боковыми нефами. Глухие купола находились над баптистерием, жертвенником и диаконником. По конструктивным соображениям в Еленской купольной базилике были применены два типа кладки. Внешние стены и баптистерий были выложены из рядов ломаного камня, чередующихся с рядами кирпичей, связанных раствором с незначительной примесью толченого кирпича. Все другие части постройки с изогнутыми поверхностями, как и все несущие элементы, построены из кирпича на крепком красном растворе. И в том, и в другом типах кладки швы между кирпичами составляют от 3,5 до 6,5 см.

София. Собор Софии, VI в. План и разрез
4. София. Собор Софии, VI в. План и разрез 
София. Собор Софии. Вид с юго-запада
5. София. Собор Софии. Вид с юго-запада

Совершенно особый вид купольной базилики представляет собой собор Софии (VI в.) в городе Софии (рис. 4,5). В нем сочетаются элементы эллинистической, сводчатой и купольной базилик. В плане он представляет собой трёхнефную постройку с одной трехгранной апсидой и нартексом, фланкированным двумя помещениями с полукруглыми апсидами с востока и запада. К этим основным частям прибавлены поперечный неф и квадратное в плане пространство между апсидой и поперечным нефом. Массивные четырехгранные столбы, часто расставленные и связанные между собой арками без посредства капителей, отделяют средний неф от боковых. Средний неф значительно возвышается над боковыми, пересекает более низкий трансепт и продолжается к востоку, включая и предапсидный квадрат. Так как последний не отделён, как в византийских церквах, более низким сводом, это пространство получает форму латинского креста, составленного из системы одинаковых по форме элементов, и хорошо читается благодаря обильному освещению. В месте пересечения среднего и поперечного нефов образуется подкупольный квадрат, перекрытый при помощи сферических парусов глухим куполом. Галерея имеется только над притвором.

Внешний облик церкви, отличающийся строгой монументальностью, точно отражает внутреннее членение пространства. Собор Софии построен из кирпича на красном растворе. На его стенах можно обнаружить много более поздних поправок, которые, однако, не изменили его первоначальных форм.

На территории Болгарии были распространены и однонефные церкви, скромные по размерам и архитектурному оформлению.

В основе их плана лежал прямоугольник, к которому с восточной стороны примыкала полукруглая или трехгранная апсида, а с западной — иногда притвор. В некоторых случаях ширина апсиды равнялась ширине нефа (Аксиополис в Добрудже). Можно думать, что перекрывались эти церкви цилиндрическим сводом или деревянной конструкцией.

Примером однонефных церквей без притвора может служить кладбищенская церковь в Софии, построенная еще в IV в. Пол ее был покрыт мозаикой с геометрическими фигурами и одной общей композицией в апсиде, представлявшей аллегорию рая. Позднее эта церковь была разрушена, и на её развалинах в VI в. был построен собор Софии.

Более сложный план имела церковь в с. Исперихово (Пазарджикский район), датируемая V в., которая кроме притвора имела маленькую часовню, пристроенную к ее южной стене. Длина церкви составляет 23,6 м, а ширина — около 10 м.

Трехгранную апсиду и притвор имела церковь в с. Веригово (Пловдивский район), относящаяся, по всей вероятности, к VI в. Она была построена из слоев ломаного камня, чередующихся с рядами кирпича на красном растворе. Кровля была деревянная.

Планы церквей: 1 — в с. Иваияне, V—VI в.; 2 — на Джанавар-тепе близ Варны, V—VI в.; 3 — в Клисекьой. V в.; 4 — „Красной церкви“ в Перуштице VI в.
6. Планы церквей: 1 — в с. Иваияне, V—VI в.; 2 — на Джанавар-тепе близ Варны, V—VI в.; 3 — в Клисекьой. V в.; 4 — „Красной церкви“ в Перуштице VI в.

Более сложную разновидность однонефных церквей представляют собой церковь в окрестностях с. Иваняне (Софийский район) и церковь на Джанавар-тепе в окрестностях Варны.

Церковь в окрестностях с. Иваняне (V— VI в.) имеет трехгранную апсиду и притвор, отделенный от нефа колоннадой (рис. 6,1). Общая длина церкви 17 м, а ширина нефа, вероятно имевшего деревянное перекрытие, достигает 5,2 м. Особенность этой церкви составляют четыре боковых помещения: по одному с обеих сторон притвора и по одному у северной и южной стены нефа. До нашего времени уцелела только нижняя часть стен, почему назначение этих помещений и строение их верхних частей не могут быть точно определены. Одно или два помещения у притвора или у алтарной части известны нам по другим ранневизантийским церквам в Болгарии (собор Софии в городе Софии, Еленская базилика, Пиринч-тепе), но там в них размещались лестницы, которые вели на второй этаж, или баптистерий. Помещения же по сторонам единственного нефа Иванянской церкви имеют совсем особое положение и назначение. Их нельзя считать поперечным нефом потому, что они не одинаковы по своим размерам, что они не открыты к нефу на протяжении всей своей ширины и что под каждым из них находится выложенная из кирпича крипта. Пилястрам на западных стенах восточных помещений отвечают такие же на восточной стене помещения у притвора; видимо, эти пилястры несли арки, связывавшие восточные и западные помещения. Если это так, то церковь в окрестностях с. Иваняне не имела формы открытого креста.

Много общего по своему плану с Иванянской церковью имеет церковь на Джанавар-тепе (V—VI в.) в окрестностях Варны (рис. 6,2). Она также представляет собой однонефную постройку с нартексом и с одной не видной снаружи апсидой. И здесь мы находим четыре пристройки, не связанные с нефом: две у нартекса и две у восточного края здания, образующие его ровный восточный фасад. Полы двух восточных помещений были покрыты мозаикой. В них входили через солею. Две витые лестницы, построенные в толще стены за апсидой, вели на их верхний этаж. Одно из западных помещений служило баптистерием, а другое, тоже выложенное мозаикой, может быть, было развитой лестницей, которая вела к этажу над нартексом. Церковь на Джанавар-тепе отличается массивностью своей кладки и почти полной изолированностью от внешнего мира: она имеет только один вход, расположенный в середине западного фасада. Толстые стены нефа и боковых помещений говорят не только о тяжелых сводчатых перекрытиях над ними, но и о желании строителя сделать из культового сооружения неприступную крепость.

Остатки крестообразной церкви, построенной в V в., находятся в теперешнем селе Клисекьой (рис. 6,5). Крестообразный план постройки явился результатом пересечения двух нефов (главный — шириной 6,3 м, поперечный — 5,8 м), которые, вероятно, имели одинаковую высоту и были перекрыты сводами. Можно полагать, что квадрат, образованный пересечением нефов, был перекрыт куполом. С запада к церкви был пристроен небольшой нартекс, к которому примыкали с юга прямоугольный баптистерий, а с севера — меньшее помещение неизвестного назначения. Существенную особенность этой церкви составляет ее почти квадратный атриум с аркадой на четырехугольных столбах. Церковь вместе с атриумом была внушительной постройкой длиной 44 м и шириной (поперечный неф) 18,2 м.

Над цоколем из больших тесаных камней местами видна кирпичная кладка; в других местах из кирпича была выложена только лицевая поверхность стен, а их внутренность была заполнена забуткой. В качестве связующего был применён красный раствор.

Перуштица. „Красная церковь“, VI в. Реконструкция
7. Перуштица. „Красная церковь“, VI в. Реконструкция

Особое место в доболгарской архитектуре занимает одна постройка в окрестностях села Перуштица (Пловдивский район) известная под названием «Красной церкви» (рис. 6,4); она целиком построена из красного кирпича с широкими (7 см) швами красного раствора. Это остатки единственной в Болгарии церкви VI в. с центрическим планом. Центр нефа — квадрат (со стороной 8 м) с конхами на северной, западной и южной сторонах. Четвертой конхой является алтарная апсида, перед которой было четырехугольное пространство. Конхи поддерживали квадратный в плане барабан со срезанными углами, на котором покоился полусферический купол. Северная и южная конхи окружены более низкими обходами. С запада к нефу примыкали два притвора и один открытый портик с четырьмя колоннами (рис. 7). И здесь с обеих сторон притвора было по одному помещению. Северное, квадратное, служило баптистерием; южное представляло собой в плане удлиненный прямоугольник с полукруглой апсидой. Все проемы в помещении перекрыты цилиндрическими арками и сводами. Пол церкви был выложен мозаикой, а стены на 2 я и высоту были облицованы мраморными плитами, над которыми сохранились остатки стенной живописи.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации