Готическая архитектура Англии: церковное строительство
Глава «Готическая архитектура. Архитектура Англии. Церковное строительство», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Брайцева О.И.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966
Первым крупным сооружением, в котором для покрытия главного пространства был применён нервюрный свод, был романский собор в Дэрхеме (1093—1140 гг.).
В период проникновения готики в Англию в ряде английских городов уже высились романские соборы, размеры которых превышали потребности немногочисленного тогда городского населения. Поэтому за исключением ряда новых (Солсбери, Линкольн) и коренным образом перестроенных (Йорк) сооружений готические одежды в угоду новым влияниям накладывались на уже существовавшее романское ядро (Винчестер, Чичестер, Глостер).
Развитие шерстяного производства и возросший экспорт шерсти способствовали возникновению ряда новых городов. В них возникло много церквей, в которых проявились такие особенности английской готики, как плоские завершения башен и прямоугольные в плане апсиды.
В отличие от Франции, где в небольших сельских и приходских церквах нередко повторяется композиция крупных соборов, в Англии эти церкви составляют собственный тип, и акцент здесь поставлен не на центральной башне (над средокрестием), а на осевой башне, венчающей западный фасад. Готические соборы Англии высятся часто на открытых участках и этим отличаются от французских, хотя и более стройных и динамичных, но обычно расположенных среди тесной городской застройки. В общей горизонтально-протяжённой композиции обычно доминирует мощная башня средокрестия, относительно более высокая, чем во Франции. Строго симметричный западный фасад иногда по нормандскому обычаю фланкирован двумя башнями или украшен по углам декоративными башенками. Логика композиции здесь выступает более обнажённо. План сохраняет форму сильно вытянутого латинского креста, и пространство интерьера развивается вглубь.
Если во французских соборах отношение ширины к длине остается в среднем 1 : 4, то в Англии оно доходит до 1 : 6. Апсида остается прямоугольной; полуциркульная с венцом капелл встречается редко. В интерьере, особенно в период ранней готики (в Англии XIII в.), преобладают горизонтальные членения; основные пространства — хор, нефы, трансепт — трактуются как самостоятельные части целого. То же характерно и для композиции внешних объёмов. Ярусы не вырастают один из другого, а как бы накладываются один на другой. Сравнительно низкий средний неф определяет собой внешний вид здания и высоту аркбутанов, которые в английской готике играют значительно меньшую роль и часто бывают скрыты под кровлей боковых нефов (собор в Уэльсе); их никогда не применяют в восточной части. Окна боковых фасадов обычно невелики; зато окна хора часто занимают все поле восточной стены между контрфорсами. Окно-роза применяется редко. Порталы, как правило, уступают по размерам французским. Их скульптурное убранство скромно и обычно не спорит с богатством разработки всей плоскости стен западных фасадов, иногда сплошь покрытых декоративными нишами и скульптурой. Арки в XIII в. применялись ланцетовидные, с сильным подъёмом стрелы, а в конце готической эпохи — четырёхцентровые. От простого (шестичастного) свода английские зодчие уже в XIII в. перешли к более сложным формам сводов с тьерсеронами и лиернами, а позднее — к декоративным сетчатым, звездчатым и веерным сводам, иногда имитировавшимся в дереве.
Распространенная в западной литературе периодизация английской готики делит её историю на три этапа: ранняя готика, или «ланцетовидная» (XIII в.); зрелая, или «украшенная» (XIV в.), и поздняя, или «перпендикулярная» (XV в.).
Нервюрный свод Дэрхемского собора (1130 г.) явился ранним предвестником рождения нового стиля, но первый значительный памятник готической архитектуры в Англии — новый хор собора в Кентербери — возник лишь в последней четверти XII в. (1175—1184 гг.; см. стр. 204). Однако ряд характерных особенностей (шестичастные крестовые своды над хором, полукруглая апсида с кольцевым обходом и сдвоенными колоннами), как и трактовка ряда деталей, не получивших дальнейшего развития в архитектуре Англии, связывает это сооружение больше с архитектурой Франции.
Самобытные черты английской готики раннего периода, соединившие в себе устойчивость традиций с поисками нового, ярко выражены в Уэльском и Линкольнском соборах и в классическом памятнике английской готики XIII в. — соборе в Солсбери.
15. Уэльс. Собор, XIII в. |
16. Уэльс. Собор. Продольный разрез. Поперечный разрез по залу капитула и собору |
17. Уэльс. Собор |
Собор в Уэльсе, начатый постройкой в 1185—1190 гг. и в основном законченный в XIII в. с достройками в XIV и XV вв., знаменовал собою рождение новой, раннеготической архитектуры в Англии. Это значительное сооружение, в котором стрельчатая арка окончательно вытеснила полуциркульную, явилось связующим звеном между постройками переходного времени — второй половины XII в. — и вполне развитой готикой XIII столетия. Собор был построен по единому архитектурному замыслу, с планом в форме латинского креста, в виде трёхнефной базилики с трансептом и небольшим (в три травеи) хором с капеллой Марии (рис. 15, 16). После расширения и перестройки хора в XIV в. (1340 г.) план собора удлинился и стал сложнее по форме. Нефы и трансепт перекрыты крестовыми сводами. В средокрестии — веерный свод, комбинированный с звездчатым, заменивший старый свод в XIV в.
В Уэльском соборе и особенно в его интерьере рельефно выступают специфические черты ранней английской готики. Это проявляется в относительно небольшой высоте среднего нефа (21,5 м) ив типичном отношении её к ширине в пределах 1 : 2. Характерна и горизонтальность, ярко выраженная в ярусном построении среднего нефа, где аркады, трифории и верхние окна четко разделены и сохраняют свою самостоятельность. Этот приём находит свои отдалённые корни хотя бы в нефе романского собора в Саутуэлл в середине XII в. Нов основу тектонической системы Уэльского собора были положены новые принципы, направленные на преодоление массивности, характерной для романских построек, что выражено в значительном облегчении стены проемами, в утонении опор и простенков. В то же время готическая каркасная система здесь ещё не вполне выявлена. Опоры нервюр свода в виде коротких стволов колонок доходят лишь до уровня пят арок трифориев, упираясь в выступы консолей. Непрерывная цепь ланцетовидных проемов трифориев, хотя и облегчает стену, но одновременно нарушает ясность структуры. В новой части хора это противоречие было устранено, и готический принцип каркаса и заполнения уже ясно выявлен (рис. 16). Неповторимую особенность интерьера Уэльского собора составляют его «опрокинутые» арки средокрестия, образующие в целом нечто вроде усеченной внизу восьмерки (рис. 17). Эта своеобразная и смелая конструкция была применена для укрепления центральной башни (закончена в 1321 г.), пришедшей в аварийное состояние вскоре после её возведения, строителем башни Вильямом Джой из Соммерсета.
Внешний вид собора типичен для ранней готики Англии. Архитектурные массы здания группируются вокруг мощной башни средокрестия. Западный фасад очень широк вследствие того, что его башни не встроены в основное тело храма, а примыкают к нему по бокам. Строго ритмизованный симметричный фасад расчленен на два яруса. Первый ярус (вместе с высоким цоколем) украшен декоративными нишами. Порталы, низкие и очень простые по оформлению, играют подчиненную роль в общей композиции фасада, что было характерно для ранней готики Англии.
Двухъярусный зал капитула (первая четверть XIV в.), примыкает к северо-восточной части трансепта. Его красивый звездчатый свод поддерживается мощным столбом в центре восьмигранного помещения. В комплексе собора этот более поздний зал является наиболее выразительным (см. рис. 16).
18. Линкольн. Собор, XIII в. |
19. Линкольн. Собор. «Ангельский» хор, 1256—1280 гг.; свод среднего нефа, 1225—1253 гг.; план, разрез, детали |
20. Линкольн. Собор. Южный трансепт |
Линкольнский собор, как и собор в Уэльсе, имеет высокую башню над средокрестием и две у западного фасада (рис. 18). Собор был построен на месте старого романского храма, западная часть которого была включена в композицию главного фасада нового здания. Готическая перестройка была начата с хора (1192—1200 гг.) протяженностью в пять травей с трёхгранной вначале апсидой; средокрестие, трансепт и неф строились в XIII в. В 1256—1280 гг. хор собора был расширен на пять травей, и эта часть — знаменитый «Ангельский» хор — была разработана в характере зрелой готики (рис. 19).
План собора получил прямоугольное завершение без осевой капеллы. Характерно и появление второго, малого трансепта, выраженного более отчетливо, чем в Кентерберийском соборе, как одна из особенностей английского храмостроения того времени. Внутреннее пространство собора создает впечатление легкости и простора. Продольная аркада поддерживается столбами, расставленными широко, что обеспечивает хорошую связь между нефами. Ярус трифориев по трактовке и размерам напоминает галереи. В отличие от Уэльского собора их попарное расположение связано здесь с тектонической основой здания, а верхний ряд трёхчастных окон лучше освещает интерьер.
Зодчие Линкольнского собора проявили много изобретательности в конструировании сводов. Необычна форма свода над хором, с гуртами, расположенными эксцентрически. Средний неф перекрыт сводом с тьерсеронами; здесь было положено начало развитию более сложных сводчатых систем. Нервюры распалубок над окнами не были доведены до замкового камня свода и связаны с ним дополнительными ребрами. Благодаря этому свод получил очертание более плоское, чем обычные крестовые своды (рис. 19). Стену южного трансепта прорезает редкое в английской готике окно-роза (рис. 20).
Силуэт собора напоминает соборы Уэльса и Кентербери. Основу структуры его трёх высоких башен составляют четыре угловых пилона с лёгким заполнением между ними. В противоположность Уэльскому собору вход в храм подчеркнут высоким арочным проёмом, напоминающим гигантские порталы романского собора в Питерборо. Дробные членения ярусов декоративных аркатур фасада усиливают по контрасту с этим порталом масштабную выразительность всего сооружения.
21—22. Солсбери. Собор, XIII в. |
К началу XIII в. окончательно складываются особенности, типичные для английской готики. В храмостроении она лучше всего представлена собором в Солсбери (начат в 1220 г.; в 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался). Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему (рис. 22). Строго осевой структуре плана отвечают спокойный интерьер и очень ясная объёмная композиция. Интерьер выдержан в простых пропорциональных отношениях. Ширина боковых нефов равна половине главного. Отношение небольшой (как и во всех английских соборах) высоты среднего нефа (24,5 м) к его ширине (11,5 м) составляет 2,13 : 1; в боковых нефах 2 : 1 (12 и 6 м).
Хотя в интерьере и сохраняется членение на три яруса, но полоса метрически чередующихся трифориев уже теряет свою прежнюю самостоятельность и тесно связана с шагом опор и ритмом проемов. Намечается новая тенденция к объединению трифориев с верхними окнами и превращению их в не более, как декоративный мотив. Вместе с тем возрастает высота первого яруса, равная высоте двух верхних; пропорции столбов Η колонн из парбекского мрамора становятся стройнее. Это вместе с увеличением оконных проемов улучшает освещённость интерьера и придаёт ему впечатление большей лёгкости.
Своды во всех частях собора, за исключением средокрестия, — крестовые, четырёхраспалубковые, характерные и для французских соборов. Как и в Уэльском соборе, опоры нервюр сводов нефа упираются в консоли над пятами арок трифориев и не проходят еще через все ярусы. Здесь имеет место своеобразное взаимопроникновение двух тектонических систем — каркаса и стены.
В объёмной композиции собора отражена четкая организация его внутреннего пространства. Доминирует высокая башня над средокрестием, завершенная стройным шатром. Западный фасад также прост по общей композиции, но богато украшен скульптурой, нишами и геометрическим орнаментом и представляет собой, как и в Уэльском соборе, своего рода экран, не связанный с членениями внутреннего пространства. В этом фасаде видно дальнейшее развитие некоторых особенностей Линкольнского и Уэльского соборов: угловых башенок, фронтона и горизонтальных членений первого; высокого тройного окна и относительно простых порталов — второго. Эти особенности, как и высокая башня над средокрестием, были наиболее характерны для английской готики (рис. 21).
23. Вестминстер. Церковь аббатства, перестроена в XIII в., мастера Гильом из Санса, Генри Вестминстерский и Джон из Глостера |
Церковь Вестминстерского аббатства в Лондоне имела в истории Англии примерно такое же значение, как Реймский собор во Франции (рис. 23). Но помимо того, что она была со времени Вильгельма Завоевателя (XI в.) местом коронации английских королей, её хор и боковые нефы почти целиком заняты гробницами членов королевской семьи и выдающихся людей Англии.
Величественное здание собора (156 × 22 м) строилось постепенно и в своих отдельных частях отражает разные этапы развития английской готики. Перестройка храма началась с хора (1245—1269 гг.; арх. Гильом из Санса). Одновременно с хором строилась и восточная часть трансепта (английские мастера Генри Вестминстерский и Джон из Глостера). Строительство западной части очень затянулось. Между 1260 и 1269 гг. были выведены лишь четыре травеи нефов, ближайшие к трансепту. В XV в. нефы были достроены по образцу более ранней части, но с деталями, разработанными в духе «перпендикулярной» готики. Западные башни были завершены в XIX в. в стиле неоготики.
В архитектуре храма и особенно в его восточной части имеются черты сходства с готикой Франции, в частности собора в Реймсе. Это сказывается и в общем очертании многогранной апсиды с венцом капелл, и в двухъярусных аркбутанах, и в значительной внутренней высоте здания, превышающей все готические храмы Англии. Изменены и традиционные в английской готике пропорции: высота среднего нефа оказалась втрое больше его ширины (вместо обычного отношения 1 : 2), а в боковых нефах это отношение возрастает до 1 : 5. Хор перекрыт простым крестовым сводом на нервюрах, тогда как своды основного пространству имеют более сложный рисунок и представляют собой переход от крестового свода к звёздчатому. В интерьере господствуют вертикальные членения, выражающие структуру здания. Возросли размеры окон, а рисунок переплетов стал сложнее и наряднее. Все это говорит о начале нового этапа в развитии архитектуры Англии.
24. Йорк. Собор, начат в 1230 г. |
В основном к XIII в. относится и весьма характерный для зрелой готики собор в Йорке (начат в 1230 г., восточная часть с трансептом закончена в 1260 г., нефы — 1291 —1324 гг., башни западного фасада — XV в.). Собор по своему ограниченному прямыми линиями крестообразному плану и наличию трех башен типичен для английской готики. Нефы значительно шире, чем в других английских соборах (34 м). Трифории окончательно потеряли свое самостоятельное значение и вошли в композицию верхних больших окон, как их составная часть (рис. 24). Стволы тонких колонок, поднимаясь от пола до пят гуртов сводов, создают четкий ритм вертикальных членений. Значительная высота аркады, большие размеры верхних окон, заполняющих все поле стены между устоями, вертикальный ритм членений — всё это делает внутреннее пространство собора легким и свободным. Однако между структурой несущей части конструкции и перекрытием имеется большая противоречивость. Как внутренние столбы с колоннами, так и наружные контрфорсы были предназначены для каменных сводов, а на самом деле звездчатые своды собора — деревянные.
Объемная композиция собора более компактна, чем в большинстве соборов Англии, так как здесь западные башни не выступают из общей конфигурации плана, а вписаны в него. Стена над порталом прорезана большим проемом окна с переплетами в характере «пламенеющей» готики. Соответствующее ему большое окно восточной части хора характерно для «украшенной» готики. Пристроенный в 1342 г. к северному углу трансепта восьмигранный в плане зал капитула интересен своим очень эффектным деревянным звездчатым сводом.
Многие памятники английского средневековья только условно могут быть отнесены в целом к романской или готической архитектуре, настолько в них романские черты переплелись с готическими. Таковы соборы в Питерборо, Эли, Глостере, Личфильде, Оксфорде, Эксетере и др. В процессе перестроек этих зданий готические мастера вносили много нового, способствуя дальнейшему развитию готики в Англии.
25. Эксетер. Собор, 1224—1370 гг. Своды нефа. Замковый камень | |
Эксетер. Собор, 1224—1370 гг. Южный неф |
Ярким примером этого является собор в Эксетере, в котором после ряда перестроек (1224—1370 гг.) от романской основы сохранилось очень мало. Наиболее интересны в соборе своды (1328—1342 гг.), которые, развивая систему сводов Линкольнского собора (1225—1253 гг.), подготовили переход от крестового свода к позднеготическому — веерному. Главное отличие сводов Эксетерского собора — в веерообразном расположении нервюр, распространившихся здесь и на распалубки (рис. 25).
Новую тенденцию в развитии стиля отражает и уменьшение высоты яруса трифориев, превратившихся в своего рода аркатуру вследствие увеличения высоты верхнего ряда окон. Это позволило лучше осветить интерьер и придать ему большую пространственность и лёгкость.
26. Глостер. Собор. Хор, 1337—1350 гг. |
27. Глостер. Собор. Клуатр, закончен в 1377 г. |
Перестройкой восточной части старого романского собора в Глостере открывается новый этап в развитии средневековой архитектуры Англии, причем национальные по своей сущности формы, возникшие в результате этой перестройки в хоре Глостерского собора (закончена в 1350 г.), названные «перпендикулярной» готикой, вскоре стали господствующими. В конструкциях и особенно в декоре на долгие годы возобладали пересечения горизонтальных и вытянутых вертикальных линий, прямые углы, несомненно навеянные традициями народного зодчества (фахверка). Эти простые формы вытеснили прежний сложный, криволинейный декор.
Тёмный нормандский хор собора был превращён после перестройки в светлый, с большими оконными проемами (рис. 26). Старые романские столбы и стены были отесаны и на гладкую поверхность наложены стволы высоких тонких колонн из парбекского мрамора. И, хотя в поярусном членении хора сохранен романский принцип (высота трифориев равна почти 1/3 высоты хора), но высокий после перестройки верхний ряд окон и трифории заняли по ширине весь пролет между опорами.
В противоположность раннему периоду готики, когда в членениях интерьера преобладала горизонталь и каждый ярус выступал самостоятельно (собор в Уэльсе), здесь ясно выражено стремление к их объединению. Каменные импосты верхних окон и трифориев проходят по всей высоте нефа, образуя характерные для поздней готики подоконные панели. Стремление уничтожить стену и выделить опору — основу готической структуры — выражено особенно ярко в трактовке восточного окна апсиды (около 22 × 11,5 м), самого большого из окон средневековых церквей Англии (1350 г.).
28. Кентербери. Собор. Неф, 1379 — 1405 гг. (1); Винчестер. Собор. Неф, 1394—1450 гг. (2) |
Черты стиля последнего периода английской готики ярко выражены и в клуатре (закончен в 1377 г.; рис. 27) Глостерского собора, где впервые был применён веерный свод, в котором характерен не только рисунок нервюр, но и то, что распалубки сливаются в воронкообразную форму. К сооружениям позднеготического периода относится и неф (1379—1405 гг.) собора в Кентербери, где своды, нервюры которых образуют подобия звезд, покоятся на мощных столбах в виде пучков вытянутых колонн (рис. 28, 1). Новые черты выражены и в нефе собора в Винчестере (1394—1450 гг.), где по существу уже нет яруса трифориев и нижняя аркада стала благодаря этому значительно выше (рис. 28, 2).
Особое место в английской готике занимают небольшие однозальные постройки — залы капитула. В них наиболее последовательно доведён до конца готический каркасный принцип, здесь себя изживающий и постепенно перерастающий в декоративный.
В небольшом красивом зале капитула в Уэльсе (см. рис. 16) сохраняется как нижняя часть стены, так и ясное членение на несущие и заполняющие элементы. Центральный столб поддерживает сильно профилированный свод. Здесь конструктивное и декоративное ещё не противоречат друг другу. То же самое можно сказать и о зале капитула в Солсбери (см. рис. 21). Но творческая фантазия мастеров поздней готики все больше и больше направлялась на поиски форм, поражающих глаз. Эти поиски нашли свое особенно яркое выражение в более поздних готических сооружениях начала XVI в., венцом которых явились три больших однозальных капеллы — Виндзорская, Кембриджская и Вестминстерская — позднеготические памятники периода раннего Возрождения в Англии времени первых Тюдоров.
Добавить комментарий