Готическая архитектура Германии: градостроительство и замки

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Германии. Градостроительство. Крепости и замки.», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Власюк А.И.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее, чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, признав за духовными феодалами те же права, что и за светскими. В XIII в. Германское королевство фактически распалось на территориальные княжества.

Начало готической архитектуры Германии восходит к середине XIII в., в то время как во Франции принципы готики сформировались уже в XII в. Однако, несмотря на влияние опыта французских мастеров, готическая архитектура Германии получила самостоятельное развитие и выработала местные особенности: Эти особенности прежде всего основываются на своеобразии типов зданий, обусловленных социально-экономическими условиями жизни общества, а также свойствами местных строительных материалов и национальными традициями. Так, в Германии была разработана система зальных церквей, впервые применены принципы готики в архитектуре зданий центрического плана, по-новому решена проблема возведения башен-колоколен. Существенное значение имело и более широкое, чем в других странах, применение в готической архитектуре Германии фахверковой системы конструкций, а также распространение на севере и северо-востоке страны так называемой кирпичной готики, создавшей новые конструктивные и художественные приёмы.

Готическая архитектура Германии обычно делится на три периода: ранняя готика (XIII в.), высокая, или зрелая, готика (XIV — начало XV в.) и поздняя готика (XV — начало XVI в.). Грань между ранней и высокой готикой прослеживается не так отчетливо, как переход к поздней готике.

Некоторые немецкие историки архитектуры, чтобы показать более раннее, чем это было в действительности, появление «готических элементов» в архитектуре Германии, часто привлекают памятники даже XII в., усматривая в них зарождение нового стиля. Так, отмечается появление крестового свода на нервюрах в новых перекрытиях романских церквей. Однако дело не только в том, что крестовый свод на нервюрах не создает готики, но ещё и в том, что это были не готические крестовые своды. Их «нервюры» были толстыми непрофилированными гуртами, без применения замковых камней (Рейнская область). При подобном перекрытии конструкция получается совершенно иной, чем в готических сооружениях. Здесь еще не было ни каркасной конструкции в сочетании со стрельчатой аркой, ни стрельчатого нервюрного свода. Венец капелл, перенесенный из Бургундии, характерен не для одной готики: мы встречали его также и в романском зодчестве, где он и возник. Наконец, увеличение оконных проёмов (например, в верхнем этаже романской по характеру церкви Гереона в Кёльне начала XIII в.) остается приёмом, примененным к романской основе и характеризующим поздний этап романского зодчества.

Сначала строительство находилось преимущественно в руках мастерских — «баухютте», возникавших при крупных церквах.

С XIV в. светские постройки, а зачастую и церкви возводились городскими строителями, объединявшимися в цеховые корпорации. В XIV—XV вв. строительные цехи в Германии достигают своего расцвета. В это время выдвигается много крупных архитекторов. Широкую известность получили как в самой Германии, так и за ее пределами семьи зодчих: Парлеры из Гмюнда (Швабия), Беблингеры из Эслингена, Арнольд Вестфальский, Генрих из Брунсберга, работавший в Саксонии, Якоб из Швейнфурта, Конрад и Матиас Рорицеры, строившие в Регенсбурге и Нюрнберге, и др.

Появились и руководства по архитектуре, например, Матиас Рорицер написал трактат о правильном построении фиалов (1486 г.). 


I. Градостроительство

Планировка и застройка городов Германии отражали социально-экономические отношения, господствовавшие в то время. Экономическая и политическая разобщенность, отсутствие общих государственных финансов, законодательства, суда тормозили развитие экономики страны. Образовавшийся в XIV в. союз северогерманских городов — Ганза, в который вошли и некоторые вновь основанные и сильно выросшие города Прибалтики, был создан для разрешения задач внешней торговли, а не в силу экономических связей мёжду его членами. Нередко города Ганзейского союза вели активную борьбу друг с другом.

Города рассматриваемого периода, как и вообще средневековые города Германии, подразделяются на две основные категории: города, слагавшиеся постепенно как центры ремесла и торговли вокруг монастырей, епископских резиденций, светских бургов, на перекрестках транзитных путей, на стратегически удобных территориях и т. д., и города, созданные для определенного назначения, главным образом во вновь завоёванных районах.

Различие в характере возникновения городов находило отражение в их структуре. Города первого типа — более нерегулярные, однако эта нерегулярность вызывалась топографическим строением местности, так как они большей' частью располагались на возвышенностях или террасах. То же можно сказать и о кривых улицах, следовавших рельефу местности; строители того времени искусно учитывали ситуацию местности (Вассербург, Фрейбург, Нюрнберг и др.).

Нордлингер. План города, XIII—XIV вв.
1. Нордлингер. План города, XIII—XIV вв.
Росток. План города, XIII в.
2. Росток. План города, XIII в.

Разнообразные типы планировок, выработанные уже в конце романского периода, применялись очень гибко в зависимости от местных условий и задач. Одним из наиболее распространенных типов был город, в котором улицы лучами расходились из центра (Мюнстер в Вестфалии, Ахен, Сост, Нордлингер и др.). Это было вызвано тем, что многие города строились на возвышенностях, а в таких условиях требования экономики и обороны диктовали именно радиально-кольцевую планировку, как наиболее целесообразную. Эти города росли концентрически. Так, например, Нордлингер рос вокруг центра, образованного ратушей, рыночной площадью и собором. План города членился также пятью радиальными улицами (рис. 1).

Основанный в XIII в., город значительно расширился в XIV в., когда был создан новый пояс застройки, шедший концентрическим кругом вокруг города.

Иногда районы города развивались самостоятельно, а затем объединялись в единое целое. Примером такого города может служить Росток, в котором к старому городу (1218 г.) примкнул с запада средний город (1232 г.) с собором, ратушей и рынком. В 1252—1265 гг. город снова увеличился в западном направлении, и новая часть была окружена крепостными стенами, опоясывающими и весь город. При этом важнейшие улицы продолжались и в новой застройке (рис. 2).

Любек
Любек, XIII в.
3. Любек, XIII в.

Примером города с системой параллельных улиц является Любек (рис. 3). Город с бургом и собором расположен на всей территории острова, ограниченной двумя рукавами Эльбы. Главная улица пересекает остров по всей его длине, следуя хребту холма; боковые улицы расположены параллельно друг другу и имеют уклон. Главная улица служит осью и центром всего города, на ней размещены все основные монументальные здания. В Неймаркте, Титмонинге, Стейере основу планировки составляет широкая улица-площадь (в Неймаркте — рыночная, в середине которой стоит ратуша).

Ротвейль. Аксонометрический план города, XIII в.
4. Ротвейль. Аксонометрический план города, XIII в.

Имела место и такая планировка городов, в которой проявлялось влияние древних традиций, господствовавших некогда в организации поселений на данных и близлежащих территориях. Так, для Ротвейля характерно пересечение главных улиц под прямым углом (рис. 4). Город членится посредством двух крестообразно расположенных широких улиц на четыре квартала, внутри которых имеются лишь вспомогательные улицы. Главные улицы ведут к трем воротам. Четвертая сторона (северная) замыкается бывшим доминиканским монастырем. На пересечении главных улиц находятся рыночный колодец и колокольня; в западной стороне — ратуша. Однако этот перекресток, напоминающий о системе планировки римских лагерей, здесь, как и в других городах такого типа (Науенбург, Виллинген и др.), не строго геометричен, а начертан мягко, сложившись на местности естественно.

Город с несколько видоизмененным типом этой системы, в котором лишь одна из пересекающихся улиц становится главной улицей, — Фрейбург в Брейсгау. Главная ось города проходит в нем с запада на восток, пересекаясь с поперечной так, что образуется крест. Собор Фрейбурга стоит в стороне и рядом поперечных улочек связан с широкой рыночной транзитной улицей, соединяющей между собой въездные ворота. Регулярные членения территории на прямоугольные участки имеются в Нейбранденбурге, Фридбурге и других городах.

Города Германии этого времени независимо от системы планировки были сильно укреплены оборонительными стенами и естественными рубежами. Показателен в этом отношении Вассербург, расположенный на полуострове и почти полностью окруженный водой.

В начале XIII в. усилилась колонизация восточных земель духовно-рыцарскими орденами. В течение XIII в. были завоеваны Ливония, Пруссия; в XIV в. Тевтонский орден завоевал Поморье и Литву. На захваченных территориях развивалось строительство крепостей и городов. Орденские города, как правило, имели более сильные укрепления, чем другие города Германии.

В целом города Германии готической эпохи, при различии их планировки, имели во многом сходную общую структуру, одинаковое расположение главных сооружений и в основном близкий облик. Центром города обычно был рынок, рядом с ним или иногда на соседней площади, через ряд домов, размещались собор и ратуша, объёмы которых возвышались и господствовали среди тесной, часто неупорядоченной застройки. Каждое ремесло имело обычно свое место в городе — улицу, переулок, квартал. Жилые дома сооружались по общепринятым правилам. В объёме домов, в их облике, местоположении отражалась социальная и имущественная принадлежность хозяев.

Кульминационным пунктом развития средневековых городов в Германии был XIII в., когда они, выйдя из-под опеки своих духовных и светских сеньоров, получили узаконенную свободу (хартии) и развились в самостоятельные, а порой и автономные, экономически и политически независимые единицы. В XII—XIII вв. только в северо-восточной части страны было заложено около 350 городов, а всего за эти два столетия в Германии было основано около 800 городов. Многие из них, однако, захирели и превратились в поселения или даже деревни.

***

В готическую эпоху характер городской застройки, силуэт города, облик улиц и площадей в Германии значительно изменились по сравнению с романским периодом. Окружавшие город мощные каменные крепостные стены, над которыми возвышались иногда десятки башен, после введения огнестрельного оружия, а также в соответствии с новыми условиями жизни достраивались и. видоизменялись. С усилением политического значения городов на горожан было возложено строительство городских укреплений. В связи с этим формы, характерные для гражданских зданий, в частности ступенчатые кирпичные фронтоны, вертикальные членения, сложные формы цоколей и завершений, стали переносить на городские укрепления и надвратные башни.

Сост. Городские ворота, 1523—1536 гг., мастер Порфириус из Эссена Любек. Городские ворота (Гольстен), 1466—1478 гг., мастер Генрих Хельмштедин
5. Сост. Городские ворота, 1523—1536 гг., мастер Порфириус из Эссена 7. Любек. Городские ворота (Гольстен), 1466—1478 гг., мастер Генрих Хельмштедин
Кёльн. Ворота Гереона, XV в.
6. Кёльн. Ворота Гереона, XV в.

Городские ворота возводились в местах основных направлений въезда в город, обычно наиболее уязвимых для нападения противника.

Перед главными воротами иногда ставились дополнительные башни (Ингольштадт, Ландсберг и др.), служившие передними воротами. Между главными и передними воротами обычно проходил ров. При расширении городов старые башни, стены и ворота, как правило, не сносились, а включались в систему укреплений в качестве вторых и третьих оборонительных линий. Ворота представляли лицо города, и потому их облику уделяли особое внимание. Например, ворота в Ландсберге (1425 г.) имеют с внешней стороны ниши, украшенные гербами и скульптурными вставками.

Городские ворота готического времени сохранились в Германии в сравнительно большом числе. Это обычно массивные башни, цилиндрические или прямоугольные в плане, с арочным проездом, увенчанные шатрами или зубцами. Примерами цилиндрических башен, поставленных попарно, могут служить ворота Гольстен в Любеке (рис. 7), башни городских ворот Приксенштадта (Франкония), двухбашенные ворота Гереона в Кёльне (рис. 6) и др. Ворота Гольстен в Любеке (1466—1478 гг.) представляют собой круглые башни с остроконечными крышами, фланкирующие арку проезда.

Башни построены из кирпича — строительного материала, характерного для северных областей Германии. Со стороны города ворота на всю длину обработаны в три яруса аркатурой и завершены в середине ступенчатым фронтоном.

Подобная структура городских ворот, когда одно- или двухарочный проём фланкирован двумя выступающими вперед цилиндрическими башнями, восходит к римским прототипам. Наиболее распространенным, однако, типом были ворота, размещенные в нижнем ярусе прямоугольной в плане надвратной башни. Таковы, например, многоярусная надвратная Швабская башня Фрейбурга в Брейсгау; высокая надвратная башня в Ротенбурге; каменные башни в Монгейме, Госларе, Штольберге, Наумбурге; кирпичные северогерманские башни в Фридланде, Штральзунде; начатая каменной, но завершенная кирпичной кладкой башня в Стендале и др. Встречаются городские ворота, надвратная часть которых трактована наподобие церковного фасада, завершенного уступчатым треугольным фронтоном, характерным для жилых домов (как, например, «новые врата» Нейбранденбурга), или же ворота, встроенные в двухъярусное здание, с высокими арочными оконными проемами, с вимпергами и готическими розами (Трептовские ворота там же).

Регенсбург. Городские ворота, XIII в. Зальцведель. Городские ворота, начало XVI в.
8. Регенсбург. Городские ворота, XIII в. 9. Зальцведель. Городские ворота, начало XVI в.

К концу готической эпохи все эти сооружения стали оформляться более парадно, с подчеркнутыми членениями стен, с применением готических декоративных мотивов.

Сравнение раннеготических восточных ворот в Регенсбурге (1-330 г.) и позднеготических городских ворот в Зальцведеле (начало XVI в.) и Состе (1523—1536 гг.; который прошла готическая архитектура рис. 5, 8, 9) или Нейбранденбурге (XV в.) Германии в строении таких сооружений, как наглядно показывает начало и конец пути, ворота.


II. Крепости и замки

В XIII—XV вв. в Германии воздвигалось много замков и других крепостных сооружений с мощными стенами и башнями, донжонами и дворцами. Введение в XV в. огнестрельного оружия существенно отразилось на развитии каменного крепостного зодчества: увеличилась толщина стен, изменились расположение и характер бойниц, изменились самые формы башен. Большинство крепостных сооружений опоясывалось дополнительным кольцом стен, между которыми устраивались различного рода отсеки.

Вместе с тем в этот период уделяется больше внимания планировке дворцовых, жилых и служебных помещений замков и крепостей, которые становятся более удобными, а залы их, как правило, отделываются более роскошно и парадно.

Кобленц. Королевский замок, XIV—XV вв. Тримберг. План бурга, XII—XIII вв.
10. Кобленц. Королевский замок, XIV—XV вв. 11. Тримберг. План бурга, XII—XIII вв.

Примерами замков и бургов чисто крепостного характера является замок в Кобленце и крепость-бург в Тримберге. Замок в Кобленце (XIV—XV вв.; рис. 10) представляет собой шестиугольное в плане здание, расположенное на скалистом острове; над замком возвышается пятигранная башня-донжон.

Бург Тримберг (XII—XIII вв.; рис. 11) включает много жилых и служебных помещений, несколько башен и сложную систему двойных стен с отсеками. Весь план бурга вписан в форму остроугольного треугольника. Квадратная в плане башня поставлена под углом к крепостной стене.

Для этого периода характерны бурги в Нюрнберге (1494—1499 гг.), в Штейнсберге (XIII в.), Ландсберге (XV в.), замки в Бюдингене (XV—XVI вв.) и в Ингольштадте (XV в.). Примером крепостных башен, в которых, по образцу французских донжонов, совмещены жилые и оборонительные функции, служат две сохранившиеся жилые башни в Нейперге (XIII в.). Над казематом расположены в различных этажах жилые помещения: в одном этаже — помещение с большим камином, предназначенное для женщин, в другом — рыцарский зал.

В качестве нового типа крепостей следует отметить монастырские крепости рыцарского ордена, построенные из кирпича вдоль Балтийского побережья в XIII—XV вв. Эти крупные комплексы, как правило, включали большой прямоугольный двор, окружённый ярусными аркадами, корпуса с угловыми башнями, различного рода служебные помещения и донжон. Среди многочисленных замков такого типа характерными примерами могут служить замок рыцарского ордена в Мариенбурге и «замок Альбрехта» в Мейсене (Саксония).

Мариенбург. Замок, основан в 1280 г., средний замок, 1309—1344 гг., дворец ордена, 1380—1398 гг. Мариенбург. Замок. Общий вид и рыцарский зал дворца
12. Мариенбург. Замок, основан в 1280 г., средний замок, 1309—1344 гг., дворец ордена, 1380—1398 гг. 13. Мариенбург. Замок. Общий вид и рыцарский зал дворца

Замок в Мариенбурге — лучшее произведение орденской немецкой готики — состоит из верхнего замка-монастыря (основан в 1280 г.), среднего замка — бывшей передовой крепости (построен между 1309 и 1344 гг.) и дворца главного ордена (1380—1398 гг.). Весь комплекс окружён крепостными стенами и башнями (рис. 12, 13).

Мариенбург был главной крепостью ордена, и на его строительстве сказалось воздействие фортификационной архитектуры восточного Средиземноморья, с которой орден познакомился во время крестовых походов. В планировке Мариенбурга чувствуется также влияние монастырских построек (зал капитула, капелла, спальни монастырского типа, больница, баня и т. д.). Этому способствовал и распорядок дня рыцарей-монахов, во многом сходный с монастырским уставом.

Мейсен (Саксония). Замок Альбрехта, 1476—1483 гг., отделка — 1520—1524 гг. мастер Арнольд из Вестфалии
14. Мейсен (Саксония). Замок Альбрехта, 1476—1483 гг., отделка — 1520—1524 гг. мастер Арнольд из Вестфалии

Замок Альбрехта в Мейсене (1476—1483 гг., отделка — 1520—1524 гг.), сыгравший большую роль в немецкой архитектуре как поздний образец развития немецких замков, выполнен в формах поздней готики (рис. 14). Сохраняя принятую систему двухнефных залов, замок скомпонован по-новому, во многом уже не как крепостное сооружение, а как гражданское, приближающееся по характеру к увеселительному дворцу, с залами, многочисленными комнатами разного назначения, роскошной каменной лестницей и т. д. Здесь во многих вариантах сохранились различные своды (звездчатые, сотовые и др.), обусловившие бесконечное многообразие интерьера.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации