Готическая архитектура Эльзаса и Лотарингии

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Франции. Архитектура Эльзаса и Лотарингии)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Эрн И.В.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Исторические судьбы маленького Эльзаса и Лотарингии в течение ряда веков теснейшим образом были связаны с судьбами Франции, а также и Германской империи. Французская готика раньше всего и наиболее непосредственно стала образцом для строителей средневековья именно здесь. В эпоху готики Эльзас формально входил в состав Священной Римской империи. Однако духовная жизнь народа, его культурные традиции и бытовые навыки больше связывали его с Францией. Об этом свидетельствуют и два основных готических памятника Эльзаса и Лотарингии — собор в Страсбурге и собор в Меце, хотя в первом, при его окончательном завершении, немалую роль сыграли немецкие мастера.

Страсбург. Собор, конец XII в. — XV в.
Страсбург. Собор, конец XII в. — XV в.
88—89. Страсбург. Собор, конец XII в. — XV в.

Знаменитый Страсбургский собор представляет собой своеобразное, характерное для Эльзаса соединение черт французской и немецкой готики (рис. 88).

Строительная история собора охватывает период от конца XII до конца XV вв. и с 1234 г. связана с именами немецких мастеров Эрвина из Штейнбаха, Ульриха из Энсингена (строителя Ульмского собора) и Гюльца из Кёльна. Образцом для строительства нефа собора послужили построенные в XIII в. нефы церкви Сен Дени.

Трансепт по раннероманскому обычаю непосредственно примыкает к апсиде хора, которая, однако, застроена по бокам двумя прямоугольными в плане капеллами. Подбашенная часть западного сектора трактована изолированно; получается нечто вроде притвора. Все это придает плану необычный для готики характер. Капеллы, примыкающие к последним двум травеям боковых нефов, пристроены в XIV и XV вв. Они перекрыты сетчатым и звездчатым сводами, в отличие от остальных частей, перекрытых крестовыми сводами. Длина собора — 100 м, ширина — 37 м. Ширина среднего нефа — 16 м, высота, среднего нефа — 31,5 м, боковых нефов — 13,75 м. Хотя общая высота меньше, чем высота нефов больших соборов Франции, а боковые нефы сравнительно узки, внутреннее пространство кажется просторным благодаря тому, что опоры расставлены широко (8 м, тогда как в Реймском и Шартрском соборах — 7 м, в Парижском — около 5,5 м). Интерьер обильно освещен высокими окнами и сквозными трифориями, невысокая аркада которых занимает около 1/7 общей высоты.

Служебные колонны столбов среднего нефа доходят нерасчлененными до пят свода, где они имеют развитые капители (рис. 89). Эти колонны сильно выступают из основной части опоры, которая отмечена капителью под пятой продольных арок и сводов боковых нефов. Столбы представляют собой связанные воедино пучки колонн.

Первоначальный проект фасада, созданный, вероятно, первым строителем нефов, был выдержан в духе классических соборов Франции. Второй проект, созданный в 80-х годах XIII в. Эрвином Штейнбахом, ближе к осуществленному и во всяком случае послужил для него конструктивной и композиционной схемой. Композиция фасада характеризуется ослаблением тектонических элементов его структуры и живописной акцентировкой вертикальных элементов — сильно вытянутых арочек на тонких колонках и остропирамидальных фиалов. Прекрасно проработанная огромная роза второго яруса (диаметр — 13,5 м), напоминающая по структуре розу западного фасада Реймского собора, композиционно связывает между собой дробные по членениям элементы фасада, придавая им необходимое единство. Ажурное завершение башни (высота которой достигает 142 м) из тонких каменных брусков родственно завершениям башен Ульмского и Фрейбургского соборов в Германии. Южная башня фасада осталась недостроенной. Особую привлекательность придает фасаду его материал — красный вогезский известняк.

Мец. Собор, 1240—1516 гг.
90. Мец. Собор, 1240—1516 гг.

Мец, центр французской Лотарингии, в XIII в. был имперским городом. Его собор, построенный в период 1240—1516 гг., ближе по типу к французским образцам, чем Страсбургский. Это — трёхнефная базилика с тремя капеллами в апсиде хора и слабо выступающим трансептом (рис. 90). Средний неф имеет трёхъярусное членение (продольная аркада, трифории, верхние окна), но отношения между зонами членения необычны. Нижняя зона аркад слишком низка — 14 м до карниза, при общей высоте главного нефа в 40 м. Зона сквозного трифория, состоящего из четырёхпролётной аркады, по высоте занимает очень широкую полосу (около 7,5 м), а высота оконных проемов равна 18 м. Верхняя часть опор от капители нижней части поднимается свободно, без членений, до верхней капители под нервюрами свода среднего нефа. Таким образом, горизонтальная полоса трифориев прерывается в каждой травее. Это, вместе с пропорциональными отношениями ярусного членения, придает композиции своеобразный характер.

Необычно для зрелой готики и отношение между главным нефом и боковыми: их высота при высоте среднего нефа в 40 м немногим больше 12 м. В силу такого соотношения боковые нефы превращаются в узкую и низкую галерею вокруг основного пространства. Профиль столбов среднего нефа в нижней части такой же, как в Реймском соборе (четыре приставные колонны по сторонам цилиндрического столба), но в верхней зоне получает более дробное членение. Нервюры имеют форму сильно выступающего ребра с двумя валиками по бокам.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации