Готическая архитектура Франции: гражданское строительство

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Франции. Гражданское строительство (Замки и дворцы. Ратуши. Жилые дома. Здания хозяйственного и промышленного назначения, рынки, госпитали и др.)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Эрн И.В.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Замки и дворцы
  2. Ратуши
  3. Жилые дома
  4. Здания хозяйственного и промышленного назначения, рынки, госпитали и др.

1. Замки и дворцы

Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями (ранними примерами их служат Эг-Морт и Каркассон) большие королевские замки, строительство которых было в начале XIII в. интенсивно развито Филиппом II Августом.

Куси. Замок, 1225—1240 гг. Генеральный план замка; планы и разрез донжона
61. Куси. Замок, 1225—1240 гг. Генеральный план замка; планы и разрез донжона

В стороне от этой линии развития стоит широко известный замок Куси, представляющий собой яркий образец феодального замка. Построенный в 1225—1240 гг., переделанный в конце XIV. и разрушенный во время первой мировой войны, замок Куси отличался необычными масштабами и мощностью укреплений (рис. 61). Его колоссальный донжон, размеры которого (высота 54 м, диаметр более 31 м) остались непревзойденными, и громадные угловые башни, соперничавшие по величине с королевскими донжонами, являлись открытым вызовом короне. Расположенный на возвышенности, на одном из концов плато, замок господствовал над долиной и имел две ограды, но не концентрические, а примыкавшие одна к другой: одна охватывала нижний двор, служивший убежищем для жителей соседнего города, другая принадлежала собственно замку и образовывала неправильный четырехугольник, фланкированный круглыми башнями.

Угловые башни были окружены выступающей деревянной галереей, укрепленной на поддерживавших зубцы каменных выступах, профиль которых был образован трёхчетвертными валами. Это нововведение представляло собой как бы переход к каменным выступающим галереям, получившим распространение уже в XIV в.

Руэрг. Замок Нажак, 1253 г. Общий вид и план. Разрез куртины Париж. Замок Лувр, XIII—XIV вв. Аксонометрия и план. Реконструкция Виолле ле Дюка
62. Руэрг. Замок Нажак, 1253 г. Общий вид и план. Разрез куртины 63. Париж. Замок Лувр, XIII—XIV вв. Аксонометрия и план. Реконструкция Виолле ле Дюка

Крупнейшим сеньориальным замком, построенным при Людовике IX, был замок Нажак в Руэрге (1253 г.), расположенный на вершине холма (рис. 62). Он был перестроен из романского замка, донжон и наружное кольцо стен которого вошли в новую постройку. Цилиндрические башни замка, расчленявшие стены по всему периметру (кроме юго-восточного угла, где помещался донжон), не намного возвышались над ними. Необычная высота стен (26 м, включая зубцы, снаружи и 17 м со стороны двора замка) — особенность, которая позднее нашла продолжение в замке Бастилии, в Тарасконе и др. Лишь квадратный в плане донжон с примыкавшей к нему мощной цилиндрической башней (высота 38 м) возвышался над крепостью. Донжон и стены были оборудованы сложной системой боевых коридоров и крутых внутренних лестниц, перекрытых сводами. Бойницы высотой 6,8 м были приспособлены для стрельбы в двух уровнях.

Постепенно французский замок меняет свой характер, становясь просто хорошо укрепленной резиденцией, которая позднее превращается в парадный загородный замок. Этот переход яснее всего прослеживается на королевских замках XIV в. Лувр, построенный Филиппом Августом в начале XIII в. и достроенный в XIV в. (не сохранился), представлял собой ничто иное, как донжон, окруженный рвом и защищенный стеной (рис. 63). Он служил одновременно и форпостом для города, и крепостью, защищавшей короля от самого города, и увеселительным (охотничьим) замком. Лувр занимал почти квадратное в плане пространство с большим цилиндрическим донжоном по середине. При Карле V архитектор короля Раймон дю Тампль превратил Лувр в комфортабельный и пышный дворец. Жилые и хозяйственные здания, окружавшие двор, уже утратили крепостной характер: они соединились наружными лестницами и имели сравнительно большие окна. Длинные залы с широкими каминами, вымощенные покрытыми эмалью плитками, имели потолки с открытыми расписными балками и были украшены фресками. Королевские апартаменты включали парадную комнату, спальню, ванную и часовню. В донжоне была размещена библиотека.

Существовавший в Венсене донжон Карл V также превратил в королевскую резиденцию. В первом этаже разместились кухни, а во втором — жилое помещение: зал с камином, перекрытый стрельчатыми сводами, опирающимися на тонко обработанный столб. Стены были завешаны коврами, парадная лестница вела на верхний этаж.

Пьерфон. Замок, 1390—1420 гг. Пьерфон. Замок, 1390—1420 гг.
64. Пьерфон. Замок, 1390—1420 гг.
Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг. Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.
Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.
65. Авиньон. Папский дворец, 1242—1352 гг.

Замок Пьерфон (1390—1420 гг.) близ Компьена представляет собой комфортабельную резиденцию. Её защитой служат лишь высота и прочность стен, не имеющих никаких специальных оборонительных устройств. В трактовке угловых башен замка уже намечается стремление к изяществу (рис. 64).

Во Франции множество замков знати было разрушено в результате борьбы короля с местными феодалами. Большинство дошедших до нас замков позднее было перестроено и реставрировано. Прекрасный образец укрепленной резиденции, типа переходного от замкового строительства к дворцовому, представляет собой комплекс папского дворца в Авиньоне, защищенного стенами и высокими башнями (рис. 65). Ансамбль был построен в период «Авиньонского пленения» пап, в основном в 1334—1352 гг. Он объединяет в себе элементы крепости (мощный, четырехугольный в плане донжон с зубцами и машикули) и дворца (большие залы для конклава, трибунала и т. д.), а также капеллы, украшенные живописью, которая (особенно в одной из башен, где изображены сцены охоты, купанья, рыбной ловли) поражает гармоничностью красок, светским характером и свободой выражения.

Королевский дворец в Париже был построен в XIV в. в восточной части острова Ситэ, по соседству с Сент Шапелль. Позднее он был перестроен в Дворец правосудия и до нас не дошел. В XIV в. (1368—1382 гг.) в Париже была построена ставшая знаменитою Бастилия с её 8 башнями вокруг узкого двора.

Лан. Епископский дворец (ныне Дворец правосудия), XII—XIV вв. (1); Нанси. Дворец герцогов Лотарингских (2)
66. Лан. Епископский дворец (ныне Дворец правосудия), XII—XIV вв. (1); Нанси. Дворец герцогов Лотарингских (2)
Лан. Епископский дворец Бовэ. Епископский дворец, начало XVI в.
67. Лан. Епископский дворец 68. Бовэ. Епископский дворец, начало XVI в.

В эпоху готики было построено немало дворцов духовной и светской знати (дворцы епископов в Париже, Лане, Бовэ, Реймсе, Мо, дворец герцогов Лотарингских в Нанси и др.), обычно двухэтажных, с большим залом во втором этаже (рис. 66—68). Но они часто перестраивались и потеряли свой первоначальный облик. Один из наиболее сохранившихся дворцов — епископский дворец в Сансе (середина XIII в.). В нем доминирует высокий второй этаж, где стена почти целиком заменена большими арочными проемами между контрфорсами. Проемы заполнены парными окнами, объединенными вверху большой розой. Любопытно, что над столь сильно облегченной конструкцией фасада поверх венчающего карниза зодчий выстроил крепкий зубчатый парапет, а угловым контрфорсам придал форму, напоминающую крепостные башни.

В Большом зале герцогского дворца в Пуатье (XII— конец XIV в.) тонкие позднеготические архитектурные детали торцовой стены с камином сочетаются с простыми каменными стенами и открытыми внутрь стропилами перекрытия.

Пуатье. Герцогский дворец, XII—XIV вв. Пуатье. Герцогский дворец, XII—XIV вв.
69. Пуатье. Герцогский дворец, XII—XIV вв.
Руан. Дворец правосудия, 1499 г.— середина XVI в.
70. Руан. Дворец правосудия, 1499 г.— середина XVI в.

Наиболее роскошный памятник дворцового строительства, относящийся к периоду поздней готики — Дворец правосудия в Руане (рис. 70). Он состоит из трех последовательно выстроенных частей, обрамляющих с трех сторон прямоугольный (первоначально замкнутый) двор. Западная часть, где находился зал прокурора, со стрельчатым деревянным сводом, была начата в 1499 г. С 1507 г. начали строить северную часть, но уже как здание парламента. Наконец, в середине XVI в. была построена восточная часть. И в этом здании, как и во дворце Санса, основным является второй этаж, занятый двумя большими залами с кессонированным плафоном в стиле итальянского Ренессанса. Окна и вимперги средней части имеют уже не стрельчатую форму, а завершаются или плоской сегментной дугой, или коробовой трёхцентровой аркой. Комплекс часто реставрировался (лестница — новая, симметричность композиции — результат позднейших перестроек), и его первоначальный вид во многом искажён.

 

2. Ратуши

Строительство готических ратуш достигло своего наивысшего расцвета в городах Фландрии. Во французских городах, вольности которых рано были утрачены в связи с интенсивным процессом централизации страны, не очень богатых из-за постоянных поборов королевской власти, ратуши не играли той ведущей роли в политической жизни города, которая принадлежала им во Фландрии и Северной Германии. К тому же соборы, до конца XV в. служившие местом собраний горожан, в значительной степени восполняли потребность в большом городском общественном здании. Ратуши, как специальные здания, появились во Франции поздно, и архитектура их сравнительно скромна. Многие из них были разрушены в разгаре борьбы городов за свою независимость. Сохранившиеся ратуши большей частью относятся к XV—XVI вв.

Ранние муниципальные здания мало отличались от частных домов. Они строились над аркадами рыночной площади (в новых городах), иногда для них приобретался обычный городской дом. Набатная башня, или бефруа, служившая признаком городской независимости, по существу была первой ратушей. Здесь хранились городской архив и печать, помещались казначейство и тюрьма. Это могла быть башня укреплённой церкви или надвратная башня городских ворот. Так, ранняя по времени башня в Вандоме служила одновременно донжоном, городской и церковной башней. Позднее городская башня стала частью ратуши, которая в своем развитом виде олицетворяла не столько могущество города, сколько богатство и силу городской знати. Ратуша служила местом регулярных собраний городского совета, здесь часто находилась канцелярия городского суда, хранились печать, архив и казна. Главным помещением ратуши был большой зал, который отделывался с большой роскошью и всегда располагался на втором этаже. Нижние этажи были заняты торговыми помещениями и складами.

Ратуша обычно выходила главным фасадом на улицу или на площадь и имела два этажа (Сен Кантэн, Аррас, Компьен), иногда она строилась вокруг внутреннего двора (Нуайон, Мартель, Сарла). Характерной чертой ратуши (особенно на севере) был балкон, с которого населению объявлялись новые распоряжения, городские правила и т. д. Такой балкон имеется в ратуше Арраса. В компьенской ратуше — это всего лишь маленькая ложа у подножья башни; в ратуше Парижа (XVI в.) балкон заменяла широкая наружная лестница с площадкой, открывавшей доступ в центральный двор.

Компьен. Ратуша, начало XVI в. (1), Сен Кантэн. Ратуша, конец XV — начало XVI вв. (2)
71. Компьен. Ратуша, начало XVI в. (1), Сен Кантэн. Ратуша, конец XV — начало XVI вв. (2)
Аррас. Ратуша, XVI в.
72. Аррас. Ратуша, XVI в.

Одна из наиболее интересных сохранившихся ратуш — ратуша в Компьене (XVв.), с красивой башней, увенчивающей большую винтовую лестницу в центре главного фасада. Большие залы располагались в первом, втором и третьем этажах здания, справа и слева от центральной башни (рис. 71). Ратуша в Сен Кантене (конец XV в.; рис. 71) также имела в середине невысокую башню, в нижней части которой были расположены вестибюль и лестница. Зал и здесь занимал основную часть второго этажа. В нижнем этаже фасадной части находилась открытая арочная галерея.

К характернейшим памятникам этого типа относится небольшое здание ратуши Арраса (начата в XIV в.; рис. 72). Композиция её фасада по своему принципу напоминает построение Дворца дожей в Венеции в двухъярусном варианте, в уменьшенном и упрощенном виде. Высокая башня (бефруа) в верхней части имеет уже барочные формы и не согласована с характером здания. Эта башня была почти полностью разрушена во время первой мировой войны и позднее восстановлена.

 

3. Жилые дома

Жилые дома, как городские, так и сельские строились из дерева, камня (в сельской местности из рваного), а также бывали фахверковыми, в зависимости от наличных местных материалов и строительных традиций.

Городские дома строились в два, три, реже четыре этажа. Наиболее распространенными были деревянные дома, часто с каменным или кирпичным цоколем. Нередко из камня выкладывался весь первый этаж дома, верхние этажи которого строились из дерева или были фахверковыми. В фахверковой конструкции каркас был образован соединением вертикальных и горизонтальных брусьев с раскосами, а заполнением служил кирпич или бутовый камень на глиняном растворе. В самых старых домах цельные вертикальные брусья проходили по всей высоте дома — система, требующая леса большой длины и исчезающая к XV в. Для домов с подобной конструкцией, часто вызывавшей сжатие и перекос оконных коробок, характерны маленькие окна; их было проще заменять, они были менее чувствительны к колебаниям температуры и изменениям в каркасе дома. Чаще употреблялись брусья высотой в один этаж, что давало большую свободу в расположении помещений, позволяя делать верхний этаж выступающим над нижним. Такие нависающие этажи, опиравшиеся на консольные балки, иногда поддерживались декоративно обработанными подкосами.

Байе. Фахверковый жилой дом XV в. Фахверковый жилой дом в Реймсе
Лизье. Фахверковый жилой дом XV в.
73. Фахверковые жилые дома XV в.: 1 — Байе; 2 — Лизье 74. Фахверковый жилой дом в Реймсе

Сохранившиеся фахверковые дома относятся ко времени не ранее XV в. (рис. 73, 74). Самые старые из них очень просты; лишь со второй половины XV в. на них стал появляться декор — вначале готический, затем ренессансный. Если в XV в. заполнение фахверка еще оставалось открытым, то к концу века оно скрывается за деревянными панно и весь фасад дома приобретает характер столярного изделия. Первый этаж обычно был занят под помещения, связанные с профессией владельца (мастерские, лавки) и выходившие на улицу. За ними размещались кухня и боковой проход во двор, часто с винтовой лестницей. На втором этаже находился зал или жилая комната, на третьем — жилые комнаты. Иногда в глубине двора помещался еще корпус, соединявшийся галереей с главным корпусом.

Каменные дома сохранились от XIII в. и даже, в более редких случаях, от XII в. Отдельные дома существуют в Руане, Париже; богаче в этом отношении юг Франции. Изменения в архитектурном облике жилого дома прослеживаются прежде всего в формах окон; простейшие, прямоугольные, были перекрыты перемычкой из цельного камня, длина которого лимитировала ширину окна. Часто эта балка, как в церковных порталах, разгружается аркой, полуциркульной в XII в., позднее — трёхцентровой, затем коробовой трёхцентровой аркой. Иногда два проёма, разделённых колонной, объединяются общей аркой. Начиная с XIII в., окна разделяются на две части горизонтальным каменным брусом оконного переплета; в XIV в. получил распространение переплет, разделенный на 4 части путём введения стойки в середине окна.

В зависимости от примененного материала, назначения, размеров участка и местных традиций можно различить ряд архитектурных типов городского дома. В более ранних постройках дома обращены к улице продольной стороной. Позднее все больше распространяется ориентация дома на улицу торцовой стороной и фасад завершается щипцом или фронтоном. Узкие фасады тесно примыкавших друг к другу домов, зубчатая линия частых фронтонов усиливали впечатление скученности застройки, характерной для улиц средневекового города.

Жилые дома: 1 — тип планировки, распространенный в Бургундии, Шампани, Нивернэ; 2 — дом в Монреале, XIII в.; 3 — дом в Амьене, середина XIII в.; 4 — тип дома, распространенный в Бургундии Реймс. «Дом музыканта», 1240—1250 гг.
75. Жилые дома: 1 — тип планировки, распространенный в Бургундии, Шампани, Нивернэ; 2 — дом в Монреале, XIII в.; 3 — дом в Амьене, середина XIII в.; 4 — тип дома, распространенный в Бургундии 76. Реймс. «Дом музыканта», 1240—1250 гг.

Тип дома, распространенный в Бургундии, Нивернэ и Шампани, характерен для XII в. и заключает в себе черты, переходные от романского к готическому жилищу (рис. 75, 1). Первый этаж — каменный, второй, нависающий, — фахверковый. Дом имеет обширный, перекрытый сводами подвал. Продольные стены выступают из плоскости фасада; выступы их играют роль рамы для фахверка. В плане дом почти квадратный (10 × 11 м). Архитектурные элементы фасада — ещё романские по формам, но более свободные по трактовке.

Смежные дома с общими для двух владений стенами были распространены во многих французских городах. Иногда такие сдвоенные дома имели общую крышу, как, например, дом в Монреале (начало XIII в.; рис. 75, 2). Его продольные стены, сильно выступающие из плоскости фасада, обработаны в виде консолей и поддерживают балконы второго этажа.

Уже вполне зрелый тип готического жилого дома представляет собой дом в Амьене на улице св. Мартина, построенный в 1230—1240 гг. из камня. Его парные окна, заполняющие всю ширину двух верхних этажей, сохранились от XIII в. Нижний этаж — реконструкция Виолле ле Дюка (рис. 75, 3). Особый тип составляют дома, лестничная клетка которых образует на фасаде выступающий цилиндрический объём, как бы эркер, — приём, применявшийся и в дворцовом строительстве (рис. 75, 4).

В Реймсе среди других сохранился знаменитый бюргерский дом средневековья — так называемый «Дом музыканта» (1240—1250 гг.), ставший популярным главным образом благодаря своему скульптурному убранству. По сторонам четырех окон второго этажа в неглубоких нишах поставлены пять сидящих фигур с разными музыкальными инструментами (рис. 76). Нижняя часть перестроена. Другой дом в Реймсе (XV в.) дает характерный пример фахверковой конструкции с нависающими этажами (см. рис. 74).

Корд. Дом Сокольничьего, конец XIIIв. Провен. Дом Вольюзан, 2-я половина XIV в.
Корд. Дом Сокольничьего, конец XIIIв.
77. Корд. Дом Сокольничьего, конец XIIIв. (7); Провен. Дом Вольюзан, 2-я половина XIV в. (2)

Ряд домов XIV в., принадлежавших знати, сохранился в Корде. Здесь графы Тулузские летом размещали свой двор. Дома придворного конюшего, егермейстера, сокольничьего, построенные на лучших, наиболее тихих улицах города, дошли до наших дней почти без изменений в своём наружном облике (рис. 77, 1). Переделки коснулись лишь внутреннего расположения помещений.

Провен, славившийся в средние века промышленностью и торговлей, обладает многими зданиями эпохи средневековья, среди которых одно из наиболее интересных и наилучше сохранившихся — дом Вольюзан (первая половина XIV в.), возможно, служивший гостиницей (рис. 77,2). Перекрытое сводами большое помещение первого этажа, видимо, предназначалось для хранения запасов. На втором этаже находился зал, освещенный рядом больших стрельчатых окон, в верхней, арочной части остеклённых. Жилые комнаты размещались в третьем этаже, под крышей.

Жилые дома XV в.: 1 — Тур; 2 — Дижон
78. Жилые дома XV в.: 1 — Тур; 2 — Дижон

Примерами распространенного приёма планировки жилого дома, состоящего из двух разделенных двором корпусов, могут служить два дома богатых горожан в Дижоне и Туре, оба относящиеся к XV в. В первом из них (рис. 78,2) большое помещение уличного корпуса — новое, построенное на месте старого. Дворовый корпус со сводчатыми комнатами в первом этаже сохранил прежнее расположение комнат: внизу кухня (с колодцем поблизости), вверху — комнаты. Крыша с богато декорированной люкарной покрыта глазурованной черепицей. Деревянная галерея соединяет два корпуса дома, а в углу двора находится каменная винтовая лестница. Её стержень вверху служит базой для статуи человека, держащего на согнутых плечах корзину, откуда расходятся, как ветви, многочисленные нервюры свода, с которых свисают скульптурные листья, цветы и плоды.

Тот же приём плана применён и в доме в Туре (рис. 78,1). Под аркадой находится колодец. Винтовая лестница в углу непосредственно связана с коридором, ведущим к главному входу, перекрытому коробовой трёхцентровой аркой, над которой устроена ниша со статуей богородицы в богатом обрамлении скульптурного декора.

 

4. Здания хозяйственного и промышленного назначения, рынки, госпитали и др.

Рассмотренными выше типами зданий не исчерпывается многообразие средневекового города. В готическую эпоху складывались новые виды сооружений, важные по заложенным в них возможностям дальнейшего развития. К ним относятся гостиницы, госпитали, коллежи, ранние промышленные и крупные хозяйственные постройки, т. е. те объекты, которые первоначально создавались в рамках монастырского строительства, но развитие получили уже в городе как здания гражданской архитектуры.

Влияние монастыря на формирование этих зданий было двояким. С одной стороны, лечение и образование входили в обязанности монашеских орденов, имевших, таким образом, непосредственное отношение к строительству зданий. С другой стороны, коллективный быт и ярко выраженный хозяйственный уклон, а также разносторонний характер деятельности монастырей в период их расцвета способствовали тому, что формы монастырской архитектуры стали исходным для многих из этих новых типов зданий. Черты общественного здания были присущи таким собственно монастырским помещениям, как трапезные, дормитории, залы капитула. Их планировка, структура и архитектурные формы во многом были общими со зданиями светской, гражданской архитектуры. В основе этой общности лежало применение одной и той же конструктивно-пространственной единицы — травеи, как первоначальной ячейки в структуре большинства готических зданий, независимо от их назначения.

Аббатство Фонтенэ. Зал капитула, 1150 г.
79. Аббатство Фонтенэ. Зал капитула, 1150 г.
Аббатство Воклер (близ Лана), амбар, XIII в. (1); аббатство Ройомон, трапезная, 1250 г. (2); Провен, амбар, склад церковной десятины, конец XII в. (3); аббатство Сен Бенин, начало XIII в. (4)
80. Аббатство Воклер (близ Лана), амбар, XIII в. (1); аббатство Ройомон, трапезная, 1250 г. (2); Провен, амбар, склад церковной десятины, конец XII в. (3); аббатство Сен Бенин, начало XIII в. (4)

Близкие по плану, монастырские помещения различались между собой пропорциями и обработкой деталей, декоративным убранством. Важным помещением был зал капитула. Большой, прямоугольный или квадратный в плане, он имел сводчатое перекрытие и часто разделялся на нефы рядами колонн. Наиболее значительными были залы капитула при соборах. Среди лучших сохранившихся залов можно указать зал капитула цистерцианского аббатства Фонтенэ (рис. 79).

Трапезные представляли собой продолговатые залы, часто с каменным сводчатым перекрытием, однонефные, а в больших аббатствах в 2 и 3 нефа (рис. 80). Тот же план имели и дормитории, находившиеся, как правило, на втором этаже, обычно расчлененные на два нефа идущим вдоль зала рядом колонн. Невысокие деревянные перегородки разделяли зал на отдельные ячейки, где помещались кровати (то же расположение сохранилось позднее и в больничных залах госпиталей). При дормитории аббатства Фонтенэ имелись уборные с отводным каналом, который доходил до реки. Подобным же устройством обладали и многие другие аббатства. Планы трапезных и дормиториев были столь похожи на церковные нефы, что в ряде случаев их перестраивали в капеллы.

К этим монастырским помещениям очень близки по формам постройки хозяйственного назначения — амбары или риги, а также постройки промышленного характера.

Аббатство Мобюисон, амбар, XIII в. (1); Анжер, амбар при госпитале, 1184 г. (2); аббатство Воклер, амбар (3)
81. Аббатство Мобюисон, амбар, XIII в. (1); Анжер, амбар при госпитале, 1184 г. (2); аббатство Воклер, амбар (3)
Аббатство Фонтенэ. Кузница, конец XII в. Барбаст. Укрепленная мельница, XV в.
82. Аббатство Фонтенэ. Кузница, конец XII в. 83. Барбаст. Укреплённая мельница, XV в.

Из наиболее ранних сохранившихся зданий промышленного назначения архитектурный интерес представляет кузница в аббатстве Фонтенэ, хозяйство которого имело промышленный уклон (до середины XIX в. монастырские пруды приводили в движение механизмы многочисленных мастерских и мельниц, разместившихся в зданиях XII столетия). Двухэтажная кузница расположена к югу от церкви, вдоль водного протока приводившего в движение её мехи. В первом этаже здания находилась собственно кузница, перекрытая конусным сводом, в верхнем, хорошо освещенном этаже — склады. Фасады здания просты и отражают его внутреннюю структуру (рис. 82). Здесь, в упрощенном и первоначальном виде, налицо та же тектоническая система построения фасадов, которая присуща и другим монастырским зданиям, таким, как дормитории, госпитали и т. д.

Характерное деление пространства рядами отдельно стоящих столбов или колонн имели и большие монастырские риги или амбары, которые использовались для самых разнообразных надобностей (рис. 81). Многие из них были обнесены оградой, имели сторожевые вышки и во время воины служили для крестьян убежищем. Насколько сильно укрепленными могли быть хозяйственные постройки, показывает мельница в Барбасте (XV в.), имеющая характер крепостного сооружения (рис. 83).

Крэмье. Рынок, XV в.
84. Крэмье. Рынок, XV в.

В городах, зависевших от аббатств, торговля происходила под кровом таких риг или амбаров, и первые крытые рынки, которые позднее начали возводиться в этих городах с упрочением их самостоятельности, строились по тому же образцу, что и эти сооружения: одни — открытые со всех сторон — состояли из крыши на каменных столбах или деревянных стойках, другие были со всех сторон закрытыми. Много таких рынков возникло в маленьких городах в XIII в. (они были сильно переделаны в XV в.). К открытым рынкам относятся рынки в Корде (XIV в.) и Крэмье (XV в.; рис. 84). Первый из них, отличающийся прекрасными пропорциями своих 24 расположенных в 4 ряда восьмигранных каменных столбов, легко несущих деревянное перекрытие, образует большое крытое пространство, где движение настолько свободно, что местные жители называют его площадью. В рынке города Фижак (неподалёку от Корда), датируемом XV или XVI в., вместо отдельно стоящих столбов проходит прорезанная аркадой стена, поддерживающая деревянное перекрытие с большим выносом, который образует род навеса вокруг здания.

Больничные помещения строились ещё в романскую эпоху (самые старые больницы находились при монастырях), но более широкое строительство госпиталей началось в эпоху готики, когда рост городов, скученность населения и распространение заразных болезней (отчасти занесенных крестоносцами с Востока) потребовали более организованной постановки здравоохранения в городах.

С начала XIII в. в основании больниц и богоугодных заведений, помимо королевского дома и крупных духовных и светских сеньоров, начали принимать участие и богатые горожане. Многие города, соперничая в этом с феодалами, устраивали приюты иногда в новых зданиях, иногда в перестроенных старых. Ряд госпиталей был основан вернувшимися на родину крестоносцами.

Первоначально назначение такого рода зданий было очень разнообразным: они служили одновременно больницей и домом призрения, а некоторые из них, основанные для пилигримов на трассе больших паломничеств в уединённых местах или у запиравшихся на ночь городских ворот, служили убежищем от нападений разбойников и представляли собой род бесплатных караван-сараев.

В XII в. стали отделять прокаженных (вернее тех, кого в то время считали прокаженными) от остальных больных: в начале XIII в. во владениях французского короля насчитывалось около 2000 лепрозориев. Это были первые больницы в современном смысле слова. Они строились вне городских стен, были обнесены оградой и состояли из маленьких келий для больных, небольшой капеллы и дома для персонала. Лепрозории продолжали строиться и в XIV в., но потребность в них становилась все меньше, все большее распространение получали в это время дома призрения, так называемые «божьи дома», обслуживаемые монашескими орденами. Эти «божьи дома» и госпитали строились по образцу монастырских больниц. Среди них сохранился ряд зданий, представляющих значительный архитектурный интерес, как, например, госпитали в Анжере и Шартре (близ собора), монастырская больница в Уркане, госпиталь в Тоннере, дом призрения в Боне.

Бон. Госпиталь, 1443—1449 гг. (1); Уркан. Госпиталь, 1230 г. (2); Тоннер. Госпиталь. 1298—1308 гг. (3); Анжер. Госпиталь, 1153 г. (4)
85. Бон. Госпиталь, 1443—1449 гг. (1); Уркан. Госпиталь, 1230 г. (2); Тоннер. Госпиталь. 1298—1308 гг. (3); Анжер. Госпиталь, 1153 г. (4)
Бон. Госпиталь Бон. Госпиталь
Уркан. Госпиталь Тоннер. Госпиталь
86. Бон. Госпиталь (1); Уркан. Госпиталь (2); Тоннер. Госпиталь (3)

Значительный по размерам госпиталь в Анжере (1153 г.) представляет собой комплекс зданий, объединенных клуатром и состоящих из больничного зала, капеллы и обширного амбара (построенных несколько позже, в 1184 г.), а также жилых зданий для персонала (рис. 85,4). Большой трёхнефный зал больницы перекрыт стрельчатыми сводами на нервюрах, опирающихся на высокие колонны.

Больничные залы часто были украшены резьбой на капителях и консолях. Роспись стен изображала различные сцены на тему труда по месяцам года. Иногда (главным образом в капеллах) в узорчатую свинцовую оправу окон вставлялись цветные стекла. Наиболее хорошо распланированная и красивая из монастырских больниц — госпиталь цистерцианского аббатства в Уркане (1230 г.; рис. 85, 2 и 86,2). Это отдельно стоящий зал с примыкающим к нему помещением (видимо, аптеки и кухни). Зал отапливался, большим камином, находившимся (как обычно в больничных залах) в центре торцовой стены, и был хорошо освещен двумя рядами окон: верхними с глухими переплетами и нижними, отворявшимися для проветривания. Простые и строгие формы госпиталя в Уркане, характерные для цистерцианских построек и присущие зданиям утилитарного назначения, архитектурно гармоничны. Фасад здания и его интерьер связаны единством ритма и пропорционального строя травей, системы проёмов, основных членений.

К концу XIII в. план больничного зала изменяется: в одном помещении объединяются больничная палата и капелла. Такая схема лежит в основе плана госпиталя в Тоннере (1298—1308 гг.) — одного из самых больших во Франции того времени (рис. 85,3 и 86,3). Больничный зал (88 × 18,6 м) с наружными контрфорсами подобен большому залу замка, с той разницей, что парадное место с возвышением здесь занято апсидой с двумя небольшими капеллами, расположенными в торце зала и перекрытыми каменными сводами.

Тип госпиталя в Тоннере стал особенно распространенным в XIV в. Тот же принцип сочетания больничной палаты с капеллой применен в одном из лучших сохранившихся средневековых домов призрения — госпитале в Боне, сооруженном в 1443—1449 гг. Никола Роленом, канцлером герцога Бургундского (архитектор Жан Рамо; рис. 85,1 и 86,1). Большой зал с капеллой, помещение для сестёр-послущниц, три зала и кухня с аптекой расположены вокруг обнесенного галереей на столбах внутреннего двора. В этом уютном и соразмерном дворе сохранились от XV в. кафедра, колодец и умывальная (см. рис. 86). Госпиталь построен как большой городской дом, с навесом над входом с улицы; первоначально он был разделен на две половины: собственно больницу для неимущих тяжелобольных и дом призрения. В одном, из крыльев в первом этаже находились отдельные комнаты для платных больных. Помещения для бедных представляли собой большой общий зал с капеллой в торце. Основной материал постройки — дерево. Килевидная деревянная крыша и ее балки были ярко расписаны, а полы выложены орнаментированными плитками.

В это же время продолжали строить больницы и с раздельными помещениями для больничной палаты и капеллы. По этой схеме построены госпитали в Дижоне (почти одновременно с домом призрения в Боне) и в Иссудэне (1502 г.), где этот прием получил свое окончательное развитие.

Франция по праву гордится древностью своих университетов, из которых Парижский славился уже в средние века. Но если университет, коллеж, школа как учреждения появились рано и получили значительное распространение (помимо имеющихся ныне французских университетов, в то время существовали университеты в Анжере, Авиньоне, Кагоре, Оранже, Доле, Нанте, Балансе, Бурже), то архитектурный тип, здания подобного назначения складывался медленно и в готическую эпоху находился еще в начальной стадии развития. В этом; отношении Франция XIV в. сильно отличалась от Англии того же периода, где колледж с его большим залом с возвышением и эркерами приближался по типу к дому знати. Французские коллежи по своей схеме скорее тяготели к бедным монастырским помещениям, и ранние здания этого рода представляли собой всего-навсего приют для бедных студентов, почти всегда основанный на средства благотворительности. Лишь постепенно туда стали принимать платных пенсионеров; в то же время коллежи были превращены (на средства университетов) в места обучения.

Орлеан. Библиотека университета, так называемый «Диссертационный зал», 1444—1450 гг. (1); Кан. Коллеж Мон-Сен-Мишель, XIV в. (2); Париж. Коллеж Клюни (3)
87. Орлеан. Библиотека университета, так называемый «Диссертационный зал», 1444—1450 гг. (1); Кан. Коллеж Мон-Сен-Мишель, XIV в. (2); Париж. Коллеж Клюни (3)

Один из первых и самый известный из парижских коллежей был основан в 1253 г. Робером де Сорбоном: это был построенный на возвышенности Сент-Женевьев дом для бедных студентов-теологов. Вскоре появились коллежи Кальви, Премонтрэ, Клюни, Трезорье, позднее объединённые в университет. В XIV—XV вв. было построено довольно много коллежей и школ в Париже, но почти ни одно из этих зданий не дошло до наших дней. Коллеж Клюни (также перестроенный) в середине XIX в. ещё сохранял клуатр, капеллу и корпус с обширным залом (рис. 87,3). Двор был окружён более поздними зданиями, возведенными на месте старых трапезной, кухонь, дортуаров. Вход в коллеж, в который попадали через двор неправильной формы, находился в углу. Старые гравюры рисуют здание простым, почти лишенным декора: башенка на углу и окно-роза в щипце — единственные элементы, выходящие за пределы чисто утилитарных. Небольшой коллеж Мон-Сен-Мишель (XIV в.) в Кане (куда из монастыря приходили монахи преподавать) представляет собой двухэтажное здание с классами в первом этаже, дортуарами и капеллой наверху (рис. 87,2).

Самое раннее университетское здание в Париже — школа медицины (XV в.), напоминающая трапезную монастыря, с рядом простых колонн, разделяющих помещение по середине, стрельчатыми окнами и деревянным перекрытием. Библиотека Орлеанского университета (1444—1450 гг.), известная под названием «Диссертационного зала», — редкий пример сохранившегося здания подобного назначения — ранее, вероятно, была окружена другими постройками (рис. 87, 1).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации