Готическая архитектура Франции: церковное строительство – ранняя готика (XII в.)

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Франции. Церковное строительство. Ранняя готика (XII в.)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Эрн И.В.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Развитие готической архитектуры началось и достигло высшего расцвета в экономически наиболее сильных, политически и культурно наиболее передовых областях Северной Франции — в городах Иль-де-Франса (Париж), Пикардии (Амьен), Шампани (Реймс), Орлеанэ (Шартр) и Нормандии (Руан). Влияние готики северных областей не уничтожило полностью местные школы, продолжавшие существовать до конца XIII в.: Иль-де-Франса, Нормандии, Шампани, Бургундии, Анжу, юга Франции.

Церкви Иль-де-Франса следуют образцу больших соборов, в первую очередь собору Парижской богоматери. В Нормандии небольшие церкви нередко имеют прямое завершение хора; типичны массивная башня над средокрестием, а также башни у фасадов трансепта; своды часто имеют дополнительные нервюры (лиерны и тьерсероны). Ряд выдающихся построек Шампани принадлежит к школе Иль-де-Франса (среди них собор в Реймсе).

Самобытный облик имеют постройки Западной Франции (Анжу), где были распространены трёхнефные зальные церкви, а также однонефные, с очень широкими нефами, перекрытыми сильно вспарушенными нервюрными крестовыми сводами. Особую группу памятников составляют церкви Южной Франции.

Развитие готики во Франции охватывает время от середины XII до начала XVI в. Оно может быть разделено на три основных этапа: раннюю готику (XII в.), зрелую готику (XIII—XIV вв.) и позднюю готику (конец XIV в. — XV в.) Распространенная в западной литературе периодизация Латри различает «переходный стиль» (1140—1180 гг.), «стрельчатый стиль» (1180—1270 гг.), «лучистый стиль» (середина XIII — конец XIV в.) и «пламенеющий стиль» (около 1380 г. — начало XVI в.).

  1. Ранняя готика (XII в.)
  2. Зрелая готика (XIII—XIV вв.)
  3. Поздняя готика (конец XIV—XV вв.)

1. Ранняя готика (XII в.)

Ряд историков усматривает зачатки готической архитектуры в первых крестовых сводах на нервюрах, применявшихся уже в романскую эпоху для перекрытия небольших пространств (подбашенной части и пр.). Однако применение нервюрного крестового свода можно считать началом готики лишь постольку, поскольку оно сопровождалось облегчением перекрытия и устоев или было вызвано стремлением к подобному облегчению.

Морианваль. Монастырская церковь, около 1125 г.
9. Морианваль. Монастырская церковь, около 1125 г.

Примерами наиболее ранних построек такого рода во Франции могут служить церковь Сент Этьен в Бовэ (1125 г.), а также хор церкви женского монастыря в Морианвале (департамент Уазы), где к старому зданию церкви XI в. около 1125 г. была пристроена новая апсида с четырьмя травеями обхода вокруг полукруглого хора (рис. 9), перекрытыми крестовыми сводами с мощными непрофилированными нервюрами. Хотя опоры ещё чрезмерно массивны, архитектурные формы и организация пространства хора свидетельствуют о зарождении новой конструктивной идеи. В 1130—1140 гг. при обновлении романского здания XI в. был возведен хор церкви Сен Мартен-де-Шан в Париже, имевший нерегулярный план и несимметрично расположенные, слабо выступающие апсиды. Как в Морианвале, нервюры свода массивны и лишены профилировки.

Сен Дени. Монастырская церковь, 1137—1144 гг.
10. Сен Дени. Монастырская церковь, 1137—1144 гг.

Подобные же попытки имели место и при перестройке ряда церквей Северной Франции (например, в северной башне старого собора Шартра). Впервые во Франции они нашли архитектурно осознанное выражение в монастырской церкви Сен Дени под Парижем. Имя строителя церкви Сен Дени неизвестно. Автором архитектурного замысла и руководителем строительства был аббат Сугерий. В 1137—1140 гг. к ранее существовавшей церкви был пристроен западный фасад с двумя башнями и двумя травеями подбашенной части (рис. 10). В 1140—1144 гг. были построены хор с семью капеллами вокруг апсиды и обходом в виде узкой галереи, а также крипта. Нефы и трансепт перестроены в XIII в. Опоры нервюрных крестовых сводов, перекрывающих трапециевидные в плане травеи, поставлены ещё слишком близко друг к другу. Но уже не стена, а отдельно стоящие опоры выполняют основную роль несущих элементов. В монументальной по формам подбашенной части столбы массивны, но расчленены, а проемы достаточно высоки. Нервюры сводов ещё слишком мощны для своей нагрузки (это отмечается и в хоре), но уже получили профилировку, которая вместе со стрельчатым очертанием свода придает всей композиции более лёгкий характер, нежели это было в романских постройках. В Сен Дени впервые удалось по-новому организовать довольно значительное пространство (подбашенная часть — 15 × 26 м, хор — 20 × 28 м), применив готическую систему конструкций.

Санс, собор, начат около 1140 г., трансепт 1490— 1517 гг. (1); Лан, собор, 1150—1210 гг. (2)
Санс, собор
11. Санс, собор, начат около 1140 г., трансепт 1490— 1517 гг. (1); Лан, собор, 1150—1210 гг. (2)

В соборе города Санс (рис. 11, 1), начатого постройкой около 1140 г., т. е. почти одновременно с Сен Дени, и оконченной в XII в., эта новая система применена уже в целой постройке. Южная башня была перестроена в XIV—XVI вв., трансепт добавлен в XVI в. (первоначально его заменяли две боковые капеллы). Позднее была пристроена и выступающая в восточной части капелла. Собор в Сансе — трёхнефная базилика, с широким и невысоким (15 × 23 м) средним нефом, сильно контрастирующим с узкими (7 м) боковыми нефами, высота которых равна примерно половине его высоты. Подобные пропорции нередко встречаются в романских постройках Франции; с развитием готики они постепенно отмирают. Своды среднего нефа опираются на мощные, но уже расчлененные приставными колоннами столбы, между которыми поставлены парные колонны, несущие поперечные арки боковых нефов и воспринимающие часть нагрузки продольных арок. В них же упираются средние поперечные ребра свода главного нефа. Галереи в соборе отсутствуют. На их месте тянется узкая полоса трифориев с тяжеловатыми по формам аркадами. Верхние окна среднего нефа сравнительно невелики, а толщина контрфорсов, соответствующих основным опорам нефа, доходит до 4 м. В этом раннем готическом соборе еще сильны романские традиции, но каркасная система в нем уже стала ощутимой. Неразрешенной еще осталась задача найти для нее соответствующие композиционные построения. Постепенное решение этой задачи и составляло основное содержание развития готики во второй половине XII в.

Лан. Собор
12. Лан. Собор

Один из интереснейших памятников ранней готики, послуживший прообразом для ряда соборов Франции и Германии, — собор в Лане, начатый в середине XII в. и в основной части законченный после 1200 г. (рис. 11, 2 и 12). Хор был расширен и получил прямоугольное завершение в начале XIII в. В течение всего XIII в. продолжалась достройка отдельных частей. Основная часть собора представляет собой трёхнефную базилику. Система травей и их перекрытия напоминают собор в Сансе, но аркада среднего нефа покоится не на пилонах, а на цилиндрических столбах, что делает связь между средним и боковым нефами более тесной, смягчая характерное для романских построек резкое противопоставление среднего и боковых нефов (рис. 11 и 12). В среднем нефе отношение высоты к ширине примерно такое же, как в Сансе (23:11 м), но верхняя часть его стены уже почти уничтожена большими и частыми проемами аркады галерей, лентой трифориев над ними и рядом верхних окон. Доминирует опора, расчлененная наверху служебными колонками (см. рис. 4 на стр. 332). Эту систему опор мы находим в большинстве соборов ранней готики.

Нуайон, собор, 2-я половина XII в. (1); Реймс, церковь Сен Реми, 1170—1190 гг. (2)
13. Нуайон, собор, 2-я половина XII в. (1); Реймс, церковь Сен Реми, 1170—1190 гг. (2)

В 50-х годах XII в. (почти одновременно с Сен Дени) был построен хор собора в Нуайоне (рис. 13, 1). Трансепт относится к 1170 г., а западная часть храма — к концу XIII в. В это же время были перестроены шестичастные своды. В отличие от предыдущих соборов, хор здесь окружен венцом капелл. В построении интерьера сочетаются приемы, примененные в соборах Санса и Лана. По композиции к ланскому типу примыкает и построенный в 1170—1190 гг. новый хор романской церкви Сен Реми в Реймсе (рис. 13, 2).

Во всех описанных ранних постройках французской готики можно отметить некоторые общие черты. Во-первых, готическая конструктивная система применена в них еще довольно робко. Она пока сводится к разгрузке стены, но не доходит до уничтожения последней, в трактовке пространства нет еще того свободного взлета и непринуждённости, которые станут характерными для XIII в. Нервюры еще относительно громоздки. Во-вторых, во внешнем облике здания еще преобладают тяжелые, романские по характеру массы. Это относится в особенности к западному фасаду и к башням. Западный фасад церкви Сен Реми (северная башня разрушена в XIX в.) представляет собой тяжелый массив стены с сильно выступающими контрфорсами, небольшим окном-розой и узкими окнами. Подобный же характер носит фасад собора в Сансе, хотя здесь окна второго яруса уже более смело врезаны в стену. В композиции фасада собора в Лане выражено стремление зодчих преодолеть тяжелую монолитность, но достигнуто это нагромождением добавочных элементов (портики, пинакли), что вместе с разорванностью линии галереи лишает чёткости и ясности архитектурный облик здания.

Париж. Собор Парижской богоматери, начат в 1163 г.
14. Париж. Собор Парижской богоматери, начат в 1163 г.
Париж. Собор Парижской богоматери. Вид с запада
15. Париж. Собор Парижской богоматери. Вид с запада
Париж. Собор Парижской богоматери. Средний
Париж. Собор Парижской богоматери. Капители: а — опоры на галерее; б, в — столбы среднего нефа
16. Париж. Собор Парижской богоматери. Средний неф и капители: а — опоры на галерее; б, в — столбы среднего нефа

Большой шаг вперед в развитии новой архитектурной системы был сделан в соборе Парижской богоматери, одном из замечательнейших памятников ранней французской готики и готического искусства вообще рис. 15). Строительство собора, начатое в 1163 г. и законченное лишь к середине XIV в., велось несколькими этапами. На острове Ситэ, на месте епископской капеллы св. Стефана был начат хор, завершенный в 1182 г. и ещё не имевший венца капелл. К 1196 г., на втором этапе строительства (1182—1200 гг.), была в основном закончена и западная, пятинефная часть собора, за исключением первых травей. Тогда же был начат западный фасад, возведение которого заняло первую половину XIII в. и составило третий этап строительства.

В то время промежутки между контрфорсами еще не были застроены капеллами. Аркбутаны имели двойные пролеты. Крыша над галереями имела крутой скат и закрывала собой снаружи большую часть верхней стены среднего нефа со сравнительно небольшими круглыми окнами. Не был закончен и трансепт. Во второй половине XIII в. началась достройка и отделка собора. В 1258—1270 гг. здесь работали Жан из Шеля и Пьер из Монтрейля; между 1280 и 1330 гг. строительством руководили Пьер из Шеля и Жан Рави. Во второй половине этого периода получил свой окончательный вид трансепт и хор с его венцом капелл и аркбутанами, были усилены контрфорсы хора и опоры внутри собора. Первым из порталов западного фасада был начат портал св. Анны, но и он, и остальные два портала были закончены лишь в 1210—1230 гг. Порталы трансепта относятся к 1250—1270 гг.

План пятинефного собора имеет форму вытянутого прямоугольника, завершенного с востока плавной полуциркульной линией хора. Трансепт лишь незначительно выступает за границу прямоугольника; венец капелл встроен между контрфорсами, как и капеллы нефа, что придает плану необычную в готике неразрывную конфигурацию (рис. 14).

Травеи (за исключением первой травеи хора) имеют в плане почти квадратную форму. Они перекрыты крестовыми сводами на нервюрах, которые разделяют их на распалубки (шесть в главном, четыре в боковых нефах; см. рис. 7 на стр. 334). Высота их достигает 32,5 м (в соборе Нуайона — 22 м, в Ланском соборе —24,5 м). Это типичные для XII в. своды с малой стрелой подъёма. Более высокую стрелу подъема имеют стрельчатые своды боковых нефов. Профили нервюр просты и спокойны. Они образуют два трехчетвертных вала по сторонам плоского или острого ребра.

Опорами сводов служат гладкие круглые столбы в хоре и в среднем нефе, круглые столбы с приставными колоннами — в боковых нефах, ромбические и квадратные в плане столбы с приставными колоннами — в первой травее нефа и в трансепте.

Столбы (до 1,4 м в диаметре) не загромождают пространство, но еще сохраняют вид сильно нагруженной опоры. Они имеют развитые капители, высота которых составляет одну пятую высоты столба (рис. 16). Четко расчленены также капители опор галерей (Парижский собор и построенная по его образцу церковь в Манте — последние из больших церквей ранней готики, где для усиления устойчивости конструкции применены галереи). В конструктивной системе собора ведущую роль играет система опор совместно с усиливающими их контрфорсами и аркбутанами. Однако роль стены, особенно до перестройки собора, была еще довольно велика, и стена, главным образом в среднем нефе, еще сохранила пережитки романской массивности. Современные большие окна верхней части среднего нефа перестроены в XIII в. Это увеличение оконных проемов повлекло за собой некоторые изменения наружной системы опор: двухпролётные аркбутаны тогда же были заменены однопролетными, смелая дуга которых (больше 10 м) придает особую выразительность внешнему виду боковых фасадов (рис. 17). Контрфорсы имеют характерную для ранней готики уступчатую форму.

Париж. Собор Парижской богоматери. Витраж южного фасада
Париж. Собор Парижской богоматери. Витраж южного фасада
Париж. Собор Парижской богоматери: 1 — вид с юго-востока; 2 — фасад южного трансепта, конец XIII — начало XIV в.; 3 — южный фасад хора, закончен в начале XIV в., и аркбутаны, середина XIII в.
17. Париж. Собор Парижской богоматери: 1 — вид с юго-востока; 2 — фасад южного трансепта, конец XIII — начало XIV в.; 3 — южный фасад хора, закончен в начале XIV в., и аркбутаны, середина XIII в.
Париж. Собор Парижской богоматери. Портал богоматери на западном фасаде, 1210—1230 гг. Париж. Собор Парижской богоматери. Портал южного трансепта
Париж. Собор Парижской богоматери. Рельефы цоколя южного трансепта Париж. Собор Парижской богоматери. Шпиль башни над средокрестием
18. Париж. Собор Парижской богоматери. Портал богоматери на западном фасаде, 1210—1230 гг.; портал южного трансепта; рельефы цоколя южного трансепта 19. Париж. Собор Парижской богоматери. Шпиль башни над средокрестием
Париж. Собор Парижской богоматери. Химеры на верхней галерее
20. Париж. Собор Парижской богоматери. Химеры на верхней галерее

Вертикальные членения боковых фасадов и хора связаны с наружной системой опор сводов. Декоративные элементы в них еще скромны и (особенно на боковых фасадах) просты. Трансепт с обеих сторон имеет порталы, над которыми расположены огромные окна-розы, более сложные по рисунку переплетов, нежели окно-роза западного фасада. Средокрестие увенчано башней, прорезанной двойными окнами и завершенной острым шпилем (рис. 19).

Горизонтальные членения боковых фасадов и Хора отмечают двухъярусность здания. Подоконные карнизы имеют форму простого скошенного ребра. Более сложны венчающие карнизы первого яруса (боковых нефов) и основного объёма (главного нефа). Но зрительно воспринимаются не они, а поставленные над ними балюстрады открытых галереек, тянущихся вокруг здания. Особенность венчания боковых фасадов и хоровой части составляют сильно выступающие каменные водосбросы в форме полуфигур животных, птиц, людей, принадлежащих, как и фигуры химер двух западных башен собора (рис. 20), каменщикам и скульпторам прославленной парижской школы.

Знаменитый западный фасад собора с его богатой скульптурной декорацией по праву считается лучшим произведением французской ранней готики. Если перестройки и достройки XIII—XIV вв. во многом смягчили пережитки романского стиля в нефах и в хоре, то на фасаде они выступают более отчетливо. Контрфорсы остаются обнаженными, как и стена вокруг арок порталов. Фасад, в котором преобладают горизонтальные линии и плоскости, имеет два ясно выраженных яруса. Первый из них завершается так называемой «королевской галереей» — арочным фризом, образующим ленту ниш, занятых 28 статуями, аллегорически изображающими родословную богоматери в образах «королей». Примененный впервые в Парижском соборе мотив «королевской галереи» имел исключительное значение в период борьбы за объединение Франции.

Окно-роза занимает всю плоскость средней части стены над карнизом «королевской галереи». Радиус розы служит модулем для всех основных проемов фасада (ширина двери среднего портала, ширина окон второго яруса, ширина аркад, галереи, окон башни, их высота). Над вторым ярусом уже на последнем этапе строительства была поставлена высокая аркада на тонких колонках. Эта аркада, хотя она и резко меняет характер фасада, служит прекрасным переходом от тяжелых масс нижних ярусов к вертикали башен.

Аркада несет на себе венчающий карниз, который одновременно служит и служебным обходом-галерейкой, с низкой балюстрадой и со знаменитыми фигурами химер по углам контрфорсов.

Массивное тело башен, срезанное по углам и украшенное тонкими полуколоннами, арочными мотивами, вимпергами и крестоцветами, прорезано высокими парными окнами, встроенными в толщу стены по принципу перспективных порталов. Этот прием, а также наличие декора и обильное применение краббов на ребрах облегчает тяжелую массу башен и делает её, хотя и далеко не ажурной, как в поздней готике, но динамично выразительной, с ясным устремлением вверх. Башни завершают общую композицию фасада, в котором ясно ощущается постепенный переход от горизонтальных объёмов к вертикальным, от тяжёлых масс к облегчённым, что сильно отличает его от статичных романских фасадов.

В соборе Парижской богоматери нет и строгой симметричности, характерной для фасадов романских зданий. Фасад расчленен пилонами контрфорсов на три сектора, неодинаковых по ширине. Наиболее широкий из них — средний. Южный сектор (правый) уже северного (левого) примерно на 1,75 м. Различна и высота боковых порталов. Эта разница в высоте смягчается наличием простого фронтонного мотива над арками северного портала, выложенного из камней, выступающих ребром.

Скульптурные украшения — статуи (выполненные взамен утраченных по рисункам Виолле ле Дюка в XIX в.) и рельефные украшения XIII—XIV вв. — не покрывают всей плоскости фасада, как это бывало в романских храмах Южной Франции, а группируются по тематическому плану в местах, где они приобретают тектонический смысл. Так, галерея королей своим спокойным и мощным ритмом как бы стягивает расчлененные контрфорсами массы фасада; статуи святых в порталах, поставленные на высоком цоколе, служат одновременно переходом к архивольтам сокращающегося в глубь портала. Рельефы занимают все поле тимпанов, покрывают архивольты, цоколь среднего портала, стык арок ниш «портала богоматери» (рис. 18). По аналогичному принципу украшены и северный и южный порталы трансепта, с той только разницей, что декоративные элементы здесь богаче и легче (рис. 18). Скульптура Парижского собора, начиная от наиболее ранних, еще романских по характеру, рельефов портала св. Анны и кончая сильно динамичным по композиции тимпаном портала св. Стефана на южном фасаде трансепта, представляет творчество почти двух веков (около 1150—1350 гг.), отражающее нарастание реалистических тенденций в искусстве этого периода. Собор в целом являет живую картину развития готического зодчества от его первых шагов до периода зрелости.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации