Готическая архитектура Франции: церковное строительство – поздняя готика (конец XIV–XV вв.)

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Франции. Церковное строительство. Поздняя готика (конец XIV—XV вв.)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Эрн И.В.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


XIV в. — мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие территории его захватила Англия, и только в начале XV в. началось их освобождение, связанное на севере с именем народной героини Жанны д’Арк. В это время заканчивались начатые раньше постройки или перестраивались и достраивались уже выстроенные здания (башни Реймского, боковые капеллы Амьенского соборов, работы в Бовэ и т. д.). В XIV в. был закреплён «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было. Период поздней готики начался во Франции к концу XIV в. и продолжался весь XV в. Основные особенности архитектуры этого периода сводятся к следующим.

Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не её тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своем стремлении максимально облегчить объёмы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.

Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют тектонический смысл. В частности, характерны увеличение числа членений окон и усложнение рисунка их переплетов, приобретающих криволинейные, вытянутые, «пламенеющие» формы или формы «рыбьего пузыря», увеличение количества фиалов, вимпергов, превращение капителей в декоративные пояса с натуралистическим растительным орнаментом.

Начинают применяться арки различного очертания; стрельчатая арка перестает быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остается крестовый, но и здесь начинают применять звездчатые, сетчатые своды.

Одновременно с этим нарастает и другая — противоположная — тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб нередко без капители переходит в архивольт и в нервюры; гладкий ствол как бы постепенно разветвляется (Сент Этьен в Бовэ, церкви в Конше, Мерсо и др.) или нервюры упираются в небольшие кронштейны (Льеж). Вертикализм и линеарный характер композиции становятся господствующими.

Некоторые из этих черт, взятые отдельно, можно было наблюдать и в более ранних постройках XIV в., но характерными для готических сооружений они стали лишь с конца XIV в.

Париж. Башня Сен Жак, 1508—1522 гг.
54. Париж. Башня Сен Жак, 1508—1522 гг.

К позднеготическим памятникам Парижа относится башня Сен Жак (рис. 54). Расположенная на углу улицы Риволи и Севастопольского бульвара, эта башня — единственная сохранившаяся часть монастырской церкви Сен Жак, построенной в 1508—1522 гг. До возведения Эйфелевой башни она служила видовой вышкой. Над простым цоколем высится её трёхъярусный массив 53-метровой высоты, укреплённый по углам уступчатыми контрфорсами, верхняя часть которых украшена фиалами позднеготического типа на чрезмерно тонких колоннах.

Наиболее интересными и характерными памятниками поздней готики во Франции можно считать две церкви Руана — Сент Уан и Сен Маклу. В Нормандии, и в первую очередь в ее столице Руане, от XV в. осталось много памятников. Кроме церквей Сен Маклу и Сент Уан в Руане были построены церкви Сен Жерве, Сен Бенсан, а также знаменитая южная башня собора, названная «Масляной башней». К XV в. относятся и пользующиеся широкой известностью обильно украшенные скульптурой порталы боковых фасадов собора: северный, так называемый портал Букинистов, и портал Календ.

Руан. Церковь Сент Уан, 1318 г. — начало XVI в.
55. Руан. Церковь Сент Уан, 1318 г. — начало XVI в.
Руан: 1 — церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин, начата в 1419 г.; 2 — церковь Сен Маклу
56. Руан: 1 — церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин, начата в 1419 г.; 2 — церковь Сен Маклу
Руан. Церковь Сен Маклу, 1434—1470 гг.
57. Руан. Церковь Сен Маклу, 1434—1470 гг.

Церковь Сент Уан была заложена еще в 1318 г., но в XIV в. успели выстроить только хор. Строительство было продолжено во второй половине XV и начале XVI в. (порталы достроены лишь в XIX в.). Здание по своим размерам не уступает большим соборам и отличается вытянутостью плана, характерной для английской готики (рис. 55). Интерьер нефа имеет трёхъярусное членение. Опоры, лишенные капителей, проходят снизу доверху без членений. Сквозной ярус трифориев, более высокий, чем обычно, с дробными вертикальными членениями, занимает по высоте почти половину верхней зоны. Характерны для поздней готики «пламенеющие» мотивы оконных переплетов, так же как и очертание арок и ребер сводов, очерченных из двух центров.

Средокрестие увенчано мощной, но декоративно размельченной башней. В XIX в. были построены западные башни, которые примыкают к срезанным углам фасада своими рёбрами, благодаря чему портал оказался отодвинутым в глубину на 9 м.

Церковь Сен Маклу, построенная архитектором Пьером Робеном в 1434—1470 гг. (окончание строительства затянулось до 1580-х годов), представляет собой небольшое, изящное и богато декорированное трёхнефное здание (17 × 43 м без капелл). Его центр подчёркнут не только выделением средокрестия сводом с лучисто расположенными нервюрами, но и тем, что апсида имеет лишь четыре пятиугольных в плане капеллы: отсутствие центральной капеллы лишает пространство глубинной направленности по оси. Необычен западный фасад церкви, который заканчивается пятигранным в плане портиком с аркадой. Легки и ажурны вимперги над аркадой, галереи и даже аркбутаны. Все элементы здания отличаются сильно вытянутыми пропорциями (рис. 57). Единственная центральная башня над средокрестием завершена высоким, прорезанным проемами шпилем. Церковь Сен Маклу была сильно повреждена бомбой в 1944 г.

Помимо Нормандии, в других областях Северной Франции сохранилось большое количество памятников XV в., типичных для «пламенеющей» готики. Таковы монастырская церковь Нотр-Дам-де-л’Эпин близ Руана (рис. 56), перестроенный в XV в. хор монастырской церкви Мон-Сен-Мишель (рис. 58—60), церковь в Конше, без трифориев, с гладкими опорами, церковь в Кодбеке с её парадным ярусом трифориев, гладкими цилиндрическими столбами и т. д.

Мон-Сен-Мишель. Клуатр Мон-Сен-Мишель. Аббатская церковь, XV в.
58. Мон-Сен-Мишель. Клуатр 59. Мон-Сен-Мишель. Аббатская церковь, XV в.
Мон-Сен-Мишель. Аббатство, XI—XV вв.
Мон-Сен-Мишель. Аббатство, XI—XV вв.
60. Мон-Сен-Мишель. Аббатство, XI—XV вв.

Как пример декоративной перегруженности можно привести небольшую церковь в Рю, где контрфорсы буквально растворяются в скульптурной декорации, а нервюры сводов образуют свободный орнаментальный рисунок, акцентированный сильно свисающими замковыми камнями.

От тектонической ясности памятников классической поры готики здесь уже ничего не осталось; декоративная обработка конструктивных частей и чрезмерное обилие орнаментальных мотивов свидетельствуют об упадке готического строительного искусства. Но основную характеристику готики дают не эти поздние памятники, а прекрасные, по-своему гармоничные и безусловно тектоничные памятники конца ХII в. и всего XIII в. во Франции.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации