Готическая архитектура Германии: церковное строительство

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Германии. Церковное строительство», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Власюк А.И.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Своё наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях. Именно в них особенно отчётливо можно проследить различные периоды развития готической архитектуры с их характерными чертами и особенностями.

Перестройка старых, романских церквей и строительство новых готических церковных зданий продолжались в городах Германии со второй трети XIII в. до начала XVI столетия.

Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.
28. Марбург. Церковь Елизаветы, 1235—1283 гг.

Одним из самых ранних памятников этого периода является церковь Елизаветы в Марбурге, строительство которой было начато в 1235 г. и в основном закончено в 1283 г. (западная часть храма построена в 1-й половине XIV в.; рис. 28). Церковь относится к типу зальных построек. Основная часть марбургской церкви состоит из трёхнефного зала, к которому примыкают трансепт с полукружиями и очень короткая часть хора, состоящая из одной травеи и апсиды, без обхода. Два крыла трансепта и хор, одинаково закругленные, образуют самостоятельный комплекс, напоминающий в плане трилистник. Крестовые своды на нервюрах поддерживаются массивными цилиндрическими столбами, на которые наложены трехчетвертные колонны. Западная часть церкви завершена двумя массивными башнями.

Несмотря на то, что церковь строилась под влиянием французской готики, в ней отчетливо проявились черты национального своеобразия. Они сказались, например, в сохранении присущей более ранней немецкой архитектуре системы трех апсид вместо хора с венцом капелл; в создании зальной системы внутреннего пространства, несмотря на узкие боковые нефы; в строгом проведении вертикальности членений фасадов, чему способствовала своеобразная трактовка башен; в применении стрельчатого окна вместо готической розы и т. д.

Трир. Церковь Богоматери, 1235—1253 гг.
29. Трир. Церковь Богоматери, 1235—1253 гг.

Оригинальное немецкое произведение представляет собой и церковь Богоматери в Трире (1235—1253 гг.; рис. 29). Здесь впервые в готической архитектуре была осуществлена центрическая композиция в виде равноконечного креста, перекрытого нервюрными сводами, с введением в каждом из углов по две капеллы.

Из базиликальных построек ранней готики в Германии наиболее выдающимися являются собор в Фрейбурге в Брейсгау и восточная часть Кёльнского собора. Строительство собора в Фрейбурге было начато в середине XIII в.; главный неф закончен к концу того же века. Тогда же была начата и западная часть, башня которой с шатром построена в XIV в. Собор делился на две почти равные части: основную, трёхнефную, состоящую в главном нефе из шести травей, и вытянутую часть хора (перестроенную во второй половине XIV в. одним из членов семьи Парлеров), тоже трёхнефную, обнесённую венцом 13 капелл. Между ними расположен поперечный трансепт. План напоминает планы французских соборов (Париж, Санс), однако интерьер строже и проще, чем в аналогичных французских храмах.

В этой постройке был создан особый тип западного фасада. Над ним возвышается только одна башня, имеющая размеры в плане у основания 16 × 16 м и постепенно сужающаяся кверху. Увенчанная ажурным каменным шатром (построен в 1320—1350 гг.), она очень выразительна и органически слита с объёмом здания.

Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.
30. Кёльн. Собор, XIII—XIX вв.

Строительство крупнейшего в Германии Кёльнского собора было начато в 1248 г. по образцу Амьенского *. Собор был достроен только в 1842—1880 гг. К готической эпохе относятся лишь хор, нижние части трансепта, нефов и южной башни фасада. Кёльнский собор — огромная пятинефная базилика (рис. 30). Длина собора 136 м, ширина нефов 47 м, трансепта — около 80 м. Высота среднего нефа 43,5 м. Трифории, составленные из четырех парных пролётов в каждой секции травей, — сквозные. Высота верхней зоны (трифории и окна) превышает высоту аркады.

[* Из первых строителей известны имена двух — мастера Жерара (1257 г.) и его сына Арнольфа (1308 г.). В 1350 г. мастер Михаил начал постройку западной части; велись работы по строительству трансепта. Строительство продолжалось и в XV в. В этот период известны имена мастера Николая из Бюрна (1437 г.) и Иоганна Франкенбургского, который был последним из строителей собора и работал над ним в конце XV в.]

Из культовых сооружений ранней готики, выполненных в кирпиче, наиболее характерным примером является церковь Марии в Любеке. Строительство сооружений в кирпиче, создавшее своеобразное направление так называемой кирпичной готики, распространившееся впоследствии и в других странах, началось и достигло наивысшего развития в северных областях Германии, бедных лесом и естественным камнем.

Строительство из кирпича в северных областях Германии получило распространение ещё в романскую эпоху. Но применение кирпича при сооружении готических зданий представляло собой далеко не простую задачу, поскольку конструктивная основа и тектоника готической системы были разработаны в тесаном камне.

Бранденбург. Церковь Екатерины, 1401—1434 гг.
31. Бранденбург. Церковь Екатерины, 1401—1434 гг.

Свойства нового материала, не позволявшие выполнять в кирпиче сильно профилированные детали или такие специфические готические формы, как фиалы, краббы, крестоцветы и т. д., приводили к необходимости известного упрощения форм, а меньшая прочность этого материала не позволяла выполнять конструкции и архитектурные формы в такой ажурной технике, в какой это делалось в камне. Но вместе с тем кирпич обладал и рядом преимуществ перед камнем (цвет, возможность глазуровки, разнообразной формовки, разных способов кладки и т. д.) (рис. 31).

Церковь Марии в Любеке (около 1270—1350 гг.) была первым опытом кирпичного строительства готических церквей в Германии, и от нее идет начало немецкой кирпичной готики. Церковь в Хорине (1243—1334 гг.), которая иногда приводится как пример первой кирпичной готической постройки, во многом ещё связана с романской архитектурной системой, и вряд ли правильно рассматривать её как сооружение, начинающее новый период. Это — памятник переходного стиля, о чем свидетельствуют целиком романский характер ее плана и во многом еще романский наружный и внутренний облик.

Церковь Марии в Любеке была начата на основе перестройки в середине XIII в. романского здания. Строительство хора было закончено в 1291 г., остальные работы производились в XIV в. Это — большая трёхнефная базилика (длина 102 м, ширина 57 м, высота в интерьере 39 м, высота башен 125 м). Хор завершен тремя капеллами, средняя из которых выступает сильнее остальных. Контрфорсы боковых фасадов впоследствии были застроены капеллами. Особенность конструкции храма заключается в том, что травеи обхода хора и его капеллы перекрыты общим сводом. Такой прием встречается и во Франции, в Суассонском соборе. Членение интерьера — двухъярусное: трифории отсутствуют. Опоры среднего нефа — квадратные в плане. Ближе к готическим образцам опоры храма, имеющие более мягкую профилировку. Башни западного фасада как по объему, так и по членениям целиком сохранили романский облик.

Церковь Марии в основном построена по типу других соборов ранней готики, но целиком из кирпича. Это обусловило значительные изменения формы. Фасады стали плоскими, без глубоких членений, башни — простыми, четырёхугольными, увенчанными шатрами; над боковыми нефами протянулись простые аркбутаны, лишенные фиалов. Опоры в интерьере стали массивнее, с меньшей профилировкой. Здание казалось бы излишне простым и суровым, если бы не искусное включение в его композицию кирпичных деталей, образующих разного рода карнизы, пояса и орнаментальные выкладки, создающие замечательный декоративный эффект.

Ещё полнее эти качества кирпичной готики раскрываются в периоды зрелой и поздней готики в таких сооружениях, как церкви Марии в Ростоке, Николая в Люнебурге, Марии в Старгарде, Екатерины в Бранденбурге. Фронтон последней особенно выделяется разнообразной кладкой кирпича, применением разноцветной глазури, сложным декоративным узором (рис. 31).

Периоды зрелой и поздней готики характеризуются в культовой архитектуре строительством зальных церквей, архитектурное строение которых позволяло создавать единое внутреннее пространство.

Ульм. Собор, 1377—1529 гг. Ульм. Собор, 1377—1529 гг.
32. Ульм. Собор, 1377—1529 гг.

Собор в Ульме — один из характернейших памятников периода зрелой готики. Он был начат в 1377 г., вероятно одним из членов семьи Парлеров. Продолжал строительство (с 1392 г.) участник постройки Страсбургского собора Ульрих из Энсингена, потом Матвей и Мориц из Эслингена и в конце XV в. Матвей Беблингер.

В современном виде собор представляет собой пятинефную базилику, длиной 124 м, шириной 49 м. Однако таким он стал лишь в XVI в., когда широкие боковые нефы получили дополнительное деление и трёхнефный собор превратился в пятинефный. Он проектировался в зальной системе и лишь в процессе постройки получил базиликальную. Отсюда — все особенности как его общей композиции, так и планового построения (рис. 32). Наиболее показательны в этом смысле отношения между нефами. Разделённые впоследствии, боковые нефы имеют одинаковую ширину со средним нефом. Таким образом, продольное пространство складывается из трёх залов, имеющих разную высоту, но одинаковые размеры в плане. Собор четко делится на три части: подбашенную с выступающим портиком, состоящую из трёх квадратных в плане пространств (около 15 × 15 м); основную пятинефную часть (длина 77 м) и алтарную часть (глубина 30 м). Трансепта нет; его отсутствие связано с первоначальным замыслом церкви как зальной. Этим же объясняется и отсутствие трифориев. В целом интерьер очень прост.

Богаче наружный вид собора. Контрфорсы увенчаны фиалами и обработаны декоративными нишами. Первый ярус боковых фасадов завершен декоративным карнизом, над которым расположена красивая по рисунку балюстрада внешней галерейки. Аркбутаны — однопролетные: они легко и изящно перехватывают пространство между средним нефом и контрфорсами. Западный фасад особенно декоративен. Его высокая башня (161 м) увенчана ажурным каменным шатром. Собор в Ульме обладает большой выразительностью, ясностью и органичностью образа. Сочетание принципов зальной церкви с принципами базиликальной схемы получило здесь своеобразное воплощение.

Однако в немецкой архитектуре периода зрелой и поздней готики преобладал тип сравнительно небольших зальных церквей.

Примером небольшого зального храма может служить церковь Марии «на поляне» в Состе, начатая в 1343 г. и законченная в первой половине XV в. Это — небольшое сооружение (25 × 41 м при высоте нефов в 23 м), состоящее из трёх травей подбашенной части, девяти травей нефов и трех апсид хора. Травей среднего нефа — квадратные в плане (11 × 11 м). Опор, разделяющих нефы, всего четыре: они расставлены редко и придают хорошо освещённому пространству открытый характер.

Ингольштадт. Церковь Богоматери, 1425—1536 гг. Аннаберг. Церковь Анны, 1429—1520 гг.
33. Ингольштадт. Церковь Богоматери, 1425—1536 гг. 34. Аннаберг. Церковь Анны, 1429—1520 гг.

Зодчие немецкой готики XIV—XV вв. обращались с отдельными строительными и композиционными приемами довольно свободно. Это можно проследить и на строительстве небольших церквей. Например, в трёхнефной зальной церкви Богоматери в Ингольштадте (1425—1536 г.; рис. 33) обнаруживается своеобразная трактовка зальной системы, при которой высота среднего и боковых нефов неодинакова. Высота боковых нефов почти совпадает с уровнем пят сводов среднего нефа, что, с одной стороны, приближает характер разреза собора к базиликальному, но, с другой, не приводит к базиликальной системе с освещением среднего нефа в верхней зоне. Своеобразно построено пространство церкви: углы закруглены, так что зал получился овальным. Это оказалось возможным благодаря тому, что боковые нефы оканчиваются диагональными, примыкающими к башням стенами, стоящими по углам. Постройка возведена из кирпича с применением тесаного камня и перекрыта сетчатыми сводами.

Перегруженность позднеготических памятников декоративными элементами, усложнение фиалов, оконных переплетов, превращение нервюрных сводов в орнамент характерно для Германии в значительно большей мере, чем для Франции. Показательным в этом отношении примером может служить небольшая трёхнефная зальная церковь в Аннаберге, с обращенными внутрь контрфорсами и высокими узкими окнами (рис. 34). Тонкие нервюры в изогнутых линиях образуют звездные орнаменты на гладком фоне свода. Нервюры опираются на маленькие консольки, выступающие из гладкого ствола восьмигранных столбов.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации