Готическая архитектура Германии: гражданское строительство

Глава «Готическая архитектура. Архитектура Германии. Гражданское строительство (Жилища. Общественные здания)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Авторы: Ма́ца И.Л., Власюк А.И.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


1. Жилища

Городские жилые дома, сложившиеся еще в позднероманский период и строившиеся главным образом в фахверковых конструкциях, за небольшим исключением не дошли до нашего времени. Только в Нюрнберге, Трире и Регенсбурге сохранилось несколько типов жилых домов относительно раннего времени.

Нюрнберг. Жилой дом Нассауэра, XIII в. Трир. Жилой дом Штейпе, 1430—1483 гг.
15. Нюрнберг. Жилой дом Нассауэра, XIII в. 16. Трир. Жилой дом Штейпе, 1430—1483 гг.

Дом Нассауэра в Нюрнберге (XIII в., галерея с башенками — начало XV в.) относится к наиболее ранним жилым домам готической эпохи в Германии. Это башнеобразный каменный трёхэтажный дом (рис. 15). В цокольном этаже размещался приёмный зал, в первом — жилые и служебные комнаты, во втором — зал для празднеств и капелла, в третьем — спальные помещения. Здание выполнено из красного песчаника, характерного для Нюрнберга.

К тому же типу относятся дом Штейпе в Трире (1430—1483 гг.), дом во Франкфурте-на-Майне (1464 г.) и храмовый дом в Гильдесгейме (начало XV в.). Дом Штейпе имел в нижнем этаже арочную галерею (рис. 16).

Жилые дома ставились, как и в других странах Европы, обычно торцами к улице. Теснота застройки побуждала зачастую тянуть дома вверх. В больших (особенно прирейнских) городах очень сильно выросла этажность жилых домов. Число этажей жилых домов в таких городах (Кёльн, Марбург, Нюрнберг и др.) доходило до четырех, пяти и даже до шести. Нижние этажи обычно отводились под рабочие и торговые помещения, верхние — под жилые. За домом располагался двор с подсобными постройками и небольшой сад-огород. Богатые дома этого типа утрачивают элементы крепостного характера, свойственные им ранее; повышается уровень их благоустройства (например, повсеместно стали устраиваться отапливаемые комнаты).

Характерную черту жилых домов составляют крутые двускатные крыши, которые над торцовой стеной, выходящей на улицу, образуют треугольный щипец, обычно равный по высоте всему зданию. Большие чердачные помещения использовались как для жилья, так и (особенно в торговых городах) для устройства товарных складов.

В стене щипца-фронтона, в целях облегчения ее конструкции, устраивали различные ниши и проемы, что придавало им характерный вид. Особенно распространено было в Германии ступенчатое завершение щипцов и украшение их фиалами.

Нюрнберг. Фахверковый жилой дом, XV в. Марбург. Фахверковый жилой дом, 1320 г.
17. Нюрнберг. Фахверковый жилой дом, XV в. 18. Марбург. Фахверковый жилой дом, 1320 г.

По своему расположению на участке и по планировке помещений жилые дома бюргеров среднего достатка мало чем отличаются от аналогичных городских домов соседних с Германией стран. Они и здесь образовывали сплошную линию (без разрывов между домами) застройки узких улиц. Наиболее существенное отличие жилых домов немецких городов (особенно Средней и Западной Германии) от жилищ соседней Франции заключалось в широком распространении фахверковой конструкции — деревянного каркаса с лёгким оштукатуриванием (рис. 17). В поздней готике фахверк включает в композицию ромбические, криволинейные, колоколообразные и другие сочетания деревянных элементов, имеющие лишь декоративное назначение.

Пример крупного фахверкового дома — дом корабельного цеха в Любеке (1535 г.). К небольшим домам такого типа относится так называемый дом Шефера в Марбурге (1320 г., разрушен в 1875 г.). Его ширина по фасаду составляла только 9 м. Внутренняя высота этажей — 3, 2,5 и 2 м. Это — наиболее старый из известных фахверковых жилых домов Германии (рис. 18).


2. Общественные здания

С ростом городов и быстрым развитием городской жизни в Германии получает распространение строительство различных типов общественных зданий — ратуш, торговых домов, таможен, больниц, цейхгаузов, зерновых и соляных складов, зданий полотняных и суконных цехов, гостиниц, аптек и т. д. Это были каменные, кирпичные или фахверковые сооружения, часто с арочными галереями в нижнем или двух нижних этажах. Обычно они были богато украшены и резко выделялись среди рядовой застройки своим масштабом и отделкой, включавшей элементы крепостной и культовой архитектуры (эркеры, башенки, зубцы, масверки и т. д.).

Наиболее значительными из этих сооружений были ратуши.

Возникновение и развитие свободных городов началось в Германии позднее, чем в ряде других европейских стран. Поэтому и ратуши стали возникать здесь позже, чем, например, во Франции, Фландрии, Италии, и первоначально они объединяли в себе различные функции (Кёльн, Сост). Здания ратуш предназначались не только для целей городского управления; очень часто они использовались и для собраний бюргеров, для устройства праздников, свадеб (так называемые «свадебные залы»), для нужд торговых гильдий. Здесь были иногда и специальные помещения, в которых угощались рядовые бюргеры, нечто вроде современных пивных залов. Внизу обычно располагались торговые помещения, вверху — залы для собраний и празднеств, судебные и канцелярские помещения. Галерея, эркер или балкон служили для публичного обращения к горожанам. В ратушах свободных городов композиционным ядром (как и в других странах) служил размещенный на втором этаже большой зал совещаний. В ратушах городов, зависимых от феодалов, основу внутренней планировки составляло множество небольших помещений для чиновников городского управления.

Что касается внешнего вида немецких ратуш, то тип двухэтажного здания с открытой галереей по всему первому этажу в Германии распространен меньше, чем в странах, расположенных к западу и к югу от нее. Арочные галереи, в которых размещены торговые ряды, имеются в ратушах Гослара и Фрейбурга, открытые лоджии — в старой ратуше в Брауншвейге и ратуше в Любеке.

Брауншвейг. Ратуша, XV в.
19. Брауншвейг. Ратуша, XV в.
Эслинген. Ратуша, XV в.
20. Эслинген. Ратуша, XV в.
Любек. Ратуша, XIII—XV вв.
21. Любек. Ратуша, XIII—XV вв.

Старая ратуша в Брауншвейге (XV в.) состоит из двух соединенных под прямым углом флигелей (рис. 19). Сквозные фронтоны, украшенные резными готическими орнаментами и увенчанные вимпергами, напоминают большие окна соборов, что свидетельствует об общности направления культовой и гражданской архитектуры того времени.

Ратуша в Любеке представляет собой сложный комплекс, образованный из трех разновременных кирпичных построек (рис. 21). Вначале (XIII в.) она состояла из двух продолговатых зальных сооружений — ратуши и торговых помещений, разделенных двором шириной 10 м. В XIV в. здание было перестроено и дополнено корпусом «канцелярии». Фасады ратуши в Любеке выполнены в стиле поздней готики и представляют собой одно из оригинальнейших и характерных произведений кирпичной готики Германии.

В маленьких городах строились скромные ратуши, часто фахверковые. Интересными примерами таких зданий служат ратуши в Михельштадте, Вернигороде и старая ратуша в Эслингене (XV в., целиком перестроена в конце XVI в.; рис. 20). Это — двухэтажное сооружение с первоначально открытой галереей и огромным складом в чердачном помещении.

В целом ратуши, выходящие главным (чаще всего торцовым) фасадом на рыночную или соборную площадь, по своему облику напоминают то многоэтажные жилые бюргерские дома (Франкфурт-на-Майне, Деттелбах, Оденвальд и др., последняя фахверковая), то фасады церквей и соборов (ратуша в Мюнстере с многоярусным кулисным фронтоном, члененное контрфорсами кирпичное здание ратуши в Тангермюнде и Др.).

Фрейбург. Торговый дом, 1524—1532 гг.
22. Фрейбург. Торговый дом, 1524—1532 гг.
Франкфурт-на-Майне. Дом полотняного цеха, XIV в.
23. Франкфурт-на-Майне. Дом полотняного цеха, XIV в.
Ульм. Цейхгауз, 1522 г. Кёльн. Гюрцених, 1437—1444 гг.
24. Ульм. Цейхгауз, 1522 г. 25. Кёльн. Гюрцених, 1437—1444 гг.

Значительное внимание уделялось в городах и строительству торговых, а также складских сооружений и зданий различных цехов. К числу таких сооружений поздней готики относится торговый дом в Фрейбурге (1524—1532 гг.; рис. 22). Здание типично для торговых помещений и включает большой торговый зал, ряды в галерее, службы и огромные складские помещения, устроенные на чердаке высокой крыши. Интересно по архитектуре двухэтажное каменное здание полотняного цеха во Франкфурте-на-Майне (конец XIV в.) с высокой вальмовой крышей, а также с характерными для гражданских сооружений башенками, арочными нишами, килевидными арками входов, каменными импостами окон и зубцами парапета (рис. 23). Из фахверковых складских построек следует отметить трёхэтажный старый цейхгауз в Ульме (1522 г.; рис. 24) и амбар в Гейслингене (XV в.) с оригинальной конструкцией стен и крыши.

Для рейнских гражданских сооружений поздней готики показательно здание Гюрцених в Кёльне (1437—1444 г.), служившее торговым помещением и залом для празднеств и танцев (рис. 25). В обоих его этажах первоначально находился двухнефный зал размерами 60 × 23 м, высотой 7 м. По композиции фасада Гюрцених сходен со зданием полотняного цеха во Франкфурте-на-Майне, построенным ранее.

Любек. Больница св. Духа, начало XIII в.
26. Любек. Больница св. Духа, начало XIII в.
Нюрнберг. «Прекрасный фонтан», 1385—1396 гг.
27. Нюрнберг. «Прекрасный фонтан», 1385—1396 гг.

Из больничных зданий наиболее значительные — больницы в Любеке и в Нюрнберге. Особенно интересна планировка больницы в Любеке (XIII в.), сохранившейся почти без изменений (рис. 26). Она состоит из двух больших залов. Перпендикулярно трехчастному вестибюлю, являющемуся одновременно и местом для церковных служб, идёт огромный, протяженностью 88 м, зал с двусторонним освещением, в котором в три ряда расставлены больничные койки. Со стороны главного входа образуется характерный для Любека фасад, включающий три фронтона и четыре башни.

К сооружениям общественного назначения можно отнести также фонтаны и городские памятники. Из городских фонтанов немецкого средневековья самым замечательным является так называемый «Прекрасный фонтан», расположенный на площади бывшего центрального рынка Нюрнберга (1385—1396 гг.; рис. 27).

Особенно выдающийся городской памятник — «Золотой всадник» в Магдебурге (1240 г.). Это была первая в Германии свободно стоящая скульптурная фигура всадника.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации