Романская архитектура Германии: церковное строительство – период борьбы течений (1050–1150 гг.)

Глава «Романская архитектура. Архитектура Германии. Церковное строительство. Период борьбы течений (1050—1150 гг.)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Клюнийское движение распространилось далеко за пределы Франции. Реформированные монастыри, организованные в единую и центральную систему, обновили папство и вернули ему утраченную политическую силу, в то время как слабость империи в третьей четверти XI в. позволила ряду сильных фигур на папском престоле не только возродить авторитет церкви, но и выступить с притязаниями на политическое господство в католическом мире. Это и привело к хроническому конфликту с империей, когда во главе Германии встал Генрих IV. Призрак гармонии двуединой власти исчез навсегда вместе с веком Оттонов.

В руках церкви благодаря клюнийцам сосредоточилась не только власть, но и огромные средства. Два предприятия конца XI в. были связаны с Клюни: организация крестовых походов и строительство новой главной церкви ордена. Однако это сравнительно позднее сооружение, возникшее в преддверии готики, явилось скорее апофеозом романики, чем источником новых вдохновений. Не оно было положено монастырями Германии в основу своего строительства, когда реформа проникла и к ним.

Хирсау. Церковь св. Аврелия, 1071 г.
19. Хирсау. Церковь св. Аврелия, 1071 г.
Хирсау. Церковь св. Петра и Павла
20. Хирсау. Церковь св. Петра и Павла

Центром клюнийского движения в Германии явился монастырь в Хирсау, в Швабии, т. е. в области, где издавна господствовал консервативный план ориентированной базилики с колоннами. Именно такой была старая церковь св. Аврелия в Хирсау (освящена в 1071 г., рис. 19), отличавшаяся, однако, от клюнийских тем, что её боковые нефы, впервые в Германии, уже имели своды. Когда нужды выросшей конгрегации, потребовали сооружения ещё одной церкви, аббат-реформатор Вильгельм (1069—1091 гг.) запросил в Клюни подробное описание ещё существовавшей тогда ранней церкви ордена. В строгом соответствии с полученным описанием и была построена в 1083—1091 гг. вторая церковь в Хирсау, посвященная Петру и Павлу (рис. 20).

Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.
21. Альпирсбах. Монастырская церковь, 1095 г.

Обе хирсауские церкви ныне разрушены, но сохранилась церковь в Альпирсбахе (Швабия, рис. 21), начатая в 1095 г. и полностью отразившая особенности хирсауского типа: ясную функциональность в построении плана, простоту форм (геометрический орнамент, кубические капители), отказ от всего лишнего (крипт, боковых галерей). В то же время уже в Альпирсбахе бросаются в глаза высокое техническое совершенство обработки камня и тщательность выполнения деталей и конструкций, ставшие характерной особенностью этой школы.

Композиционная схема, положенная в основу построения плана главной церкви в Клюни (981 г.), была разработана в строгом соответствии с особенностями клюнийской литургии и установленным порядком размещения в церкви монахов и мирян. Эта схема и была применена в церквах хирсауской группы. Тем не менее было одно отступление. В церкви Клюни колокола, видимо, помещались в башне над средокрестием. Частое пользование ими в процессе литургии вызывало большие неудобства: веревки от колоколов спускались непосредственно в средокрестие, и телодвижения звонарей, раскачивавших колокола, являли собой зрелище, мало соответствовавшее торжественности и достоинству происходившего. Поэтому в Германии вместо башни над средокрестием предполагались башни над восточными пролетами боковых нефов. Эти башни, однако, почти нигде не были построены.

Отчетливо выраженный план в форме латинского креста, нартекс с галереей (иногда даже с атрием), отсутствие крипт, колонны в качестве опор и деревянное перекрытие (только в нартексе и изредка в хоре сооружались своды) делали церкви этой группы несколько архаичными. Казалось, строители стремились приблизить свою композицию к типу раннехристианских базилик. Так консерватизм содержания диктовал консервативность форм. Развернувшееся с конца XI в. по всей стране строительство новых монастырских церквей следовало примеру Хирсау. Этот унифицированный тип распространился независимо от границ отдельных княжеств, повсюду противопоставляя себя тому, что было создано ранее; таковы церковь монастыря Петра и Павла в Эрфурте (1103—1147 гг.), церковь в Клейнкомбурге (начата в 1108 г.) и др.

Паулинцелла. Монастырская церковь, 1160 г. Фрекенхорст. Монастырская церковь, 1116—1129 гг.
22. Паулинцелла. Монастырская церковь, 1160 г. 23. Фрекенхорст. Монастырская церковь, 1116—1129 гг.

Наиболее чистым примером церквей хирсауской школы служит Паулинцелла в Тюрингии, куда реформа проникла из Швабии раньше других областей Германии (рис. 22). Законченная в 1160 г., поврежденная во время крестьянской войны 1525 г. и превращенная в каменоломню, Паулинцелла была окончательно разрушена молнией в XVII в. Руины свободны от позднейших напластований и от следов фантазии реставраторов, и подчас говорят более ясным языком, нежели сохранившиеся памятники.

Строительство, как обычно, началось с восточного конца церкви, где хор и трансепт повторяют план эрфуртской базилики св. Петра, построенной по схеме церкви Петра и Павла в Хирсау. В этой части еще заметна ранняя простота форм. Затем были возведены западные башни и нартекс. В последнюю очередь закончили роскошно отделанный неф, где были применены колонны и деревянное перекрытие. На тимпане портала сохранились следы росписи. Свободно поставленный перспективный портал выдает французское происхождение этого типа церквей.

При всей величественности архитектуры саксонского периода она грешила даже в основных пропорциях. В противоположность этому в Паулинцелле бросается в глаза приверженность хирсауской школы к строгим и красивым пропорциям.

Односторонняя ориентация хирсауских церквей предполагала устройство входа с западного конца церкви, что плохо прививалось на севере страны, где в церквах вход приходится отыскивать. Благодаря влиянию Хирсау, западный вход появляется и в саксонских сооружениях (собор в Хильдесхайме и др.). Тем не менее здесь побеждает все же северная композиция фасада, напоминающего скорее неуклюжее крепостное сооружение, чем гостеприимный вход. Иногда эти западные фасады достигают большой впечатляющей силы. В церкви женского монастыря в Фрекенхорсте (1116—1129 гг.; рис. 23) массив центральной башни фасада фланкирован несколько выступающими лестничными башенками. Гораздо более тяжёлым и чисто саксонским выглядит башенный фасад церкви в Кенигслуттере (заложена в 1135 г.).

В сочетании с бенедиктинским планом (тип Хирсау) встречается и чисто саксонская система чередующихся опор, например в церкви св. Серватия в Кведлинбурге (1130 г.) [Хор был в 1320 г. перестроен в готический.]. В ряде случаев снова появляются двойные хоры и западные трансепты, вместе с которыми возрождается саксонская двойственность в ориентации внутреннего пространства (церковь св. Якова в Бамберге, 1109 г.).

Хильдесхайм. Монастырская церковь св. Годехарда, 1133—1172 гг.
24. Хильдесхайм. Монастырская церковь св. Годехарда, 1133—1172 гг.

Вся сложность этого процесса взаимного проникновения форм и влияний отражена в монастырской церкви св. Годехарда в Хильдесхайме (1133—1172 гг.; рис. 24). В этой монастырской базилике с планом в форме латинского креста вместо обычных колонн снова применена чередующаяся система опор (в каждом промежутке между крестообразными в плане устоями — по две колонны). Интерьер церкви св. Годехарда напоминает интерьер церкви св. Михаила в том же городе, хотя памятники эти разделены периодом в целое столетие. Высоко расположенные окна довольно скудно освещали суровый интерьер [Существующая пестрая роспись относится к XIX в.]. В боковых нефах хора были применены крестовые своды, в то время как перекрытие остального пространства оставалось деревянным. Глухой и массивный западный конец церкви завершен выступающим полукружием западного хора. Важную особенность этой церкви составляет чисто французский кольцевой обход с венцом капелл. Возможно, что это был запоздалый отзвук влияния новой церкви Клюни. Снаружи объемная композиция восточного конца напоминает церковь Сент Этьенн в Невере.

Отраженное в церкви св. Годехарда столкновение двух тенденций как бы символизирует борьбу, которую на протяжении всего XII в. вела империя с Римом пап и монахов. Возникновение традиционного германского западного хора свидетельствует здесь не столько о стойкости этой саксонской традиции, сколько о реакции на космополитические и унифицирующие тенденции в монастырской архитектуре хирсауской школы. Естественно, что главным центром этой реакции сделался запад страны, где строительство императоров Франконского дома и связанных с ним князей и прелатов оказалось противопоставленным тому, что строили послушные Риму бенедиктинцы.

Шпейер. Собор, XI—XII вв.
Шпейер. Собор, XI—XII вв. Шпейер. Собор, XI—XII вв.
25—26. Шпейер. Собор, XI—XII вв.

Монастырское строительство в Германии долго оставалось верным деревянным перекрытиям по аналогии с раннехристианскими базиликами Рима. В церкви св. Годехарда была применена так называемая «связанная система», согласно которой в основу построения плана положен квадрат средокрестия: каждый пролет нефа и хора равен квадрату средокрестия, в то время как ширина боковых нефов равна половине ширины центрального. Такая система построения плана позволяет некоторым исследователям думать, что эту церковь первоначально предполагалось перекрыть крестовыми сводами. Однако более вероятно, что здесь просто сказалось влияние какого-либо принципиально важного сооружения, некоторые особенности которого могли быть воспроизведены механически, без понимания их конструктивного или композиционного значения. Таким сооружением мог быть императорский собор в Шпейере (рис. 25 и 26).

История строительства шпейерского собора очень запутана, и многое в ней остаётся проблематичным, причём наибольшую трудность представляет датировка его первых сводов. Скудные сведения источников не проливают света на характер работ, производившихся здесь разновременно. Тем не менее все источники сходятся, называя Генриха IV «строителем» собора в Шпейере, настолько всеобъемлющей была предпринятая им перестройка этого сооружения в связи с упоминавшимся ранее укреплением фундаментов восточной части. Неизвестно, была ли она закончена до смерти Генриха IV (1106 г.). Руководителем перестройки собора в Шпейере источники называют Отто из Бамберга, который с 1093 г. находился на службе у Генриха IV. Пожар 1159 г. привел к новым повреждениям, но о дальнейшей судьбе собора источники ничего не говорят вплоть до 1689 г., когда в результате разрушений, причинённых зданию оккупировавшими Пфальц французами, обвалилась вся западная половина нефа.

Фрагментарные данные литературных источников до некоторой степени восполняются анализом самой постройки и раскопками в «королевском склепе» (1900 г.). Кроме того, последовательность строительных периодов различается как по оттенку камня в отдельных частях здания [Более древние части сложены из розоватого песчаника.], так и по характеру декора. Техника кладки позволяет установить хронологию строительных этапов.

Несомненно, что до работ, предпринятых при Генрихе IV, центральный неф имел деревянное перекрытие, при «связанной системе» построения плана. Установлено также, что именно в процессе этой перестройки все четные опоры (вторая, четвертая и т. д.) были усилены заменой первоначальных полуколонн трехчетвертными колоннами с коринфскими капителями и базами. Нечетные опоры сохранили прежний профиль и кубические капители. Раскопки показали, что это усиление опор было произведено до 1125 г. Бесспорно, что оно вызывалось решением перекрыть центральный неф крестовыми сводами. С этой же целью были надстроены стены главного нефа, что сделало их непропорционально высокими по отношению к боковым нефам, где, как и в большой крипте, по некоторым данным, уже существовали крестовые своды. Желтоватый камень, примененный в этой надстройке на уровне между ярусом верхних окон и кровлей, позволяет и эти работы отнести к периоду строительства, предпринятого Генрихом IV. Остается неясным, были ли закончены все шесть сводов центрального нефа в этот строительный период, или пожар 1137 г. и катастрофа 1159 г. застали перекрытия еще не законченными. Во всяком случае от первоначальных сводов мало что сохранилось. Нервюрные своды трансепта были сооружены не ранее конца XII в., после обрушения старых сводов в 1159 г.

Тем не менее остается фактом, что при Генрихе IV возник и начал успешно осуществляться замысел сплошного перекрытия крестовыми сводами крупнейшего церковного сооружения страны. Для своего времени это было грандиозным техническим предприятием. Во всей Западной Европе тогда существовало только одно перекрытое сводами здание, по своим масштабам превышавшее собор в Шпейере. Однако, согласно монастырской традиции Бургундии и юга Франции, в новой церкви Клюни был применен цилиндрический свод, создавший совершенно иное пространственное впечатление, чем серия следующих один за другим и замкнутых в себе крестовых сводов. Благодаря крестовым сводам императорский собор, первоначально отличавшийся от монастырских базилик лишь размерами, при Генрихе IV оказался, вольно или невольно, противопоставленным тому, что связано с папством, с Клюни, с архитектурой хирсауской школы. Естественно, что сооружение такой силы и самостоятельности, как шпейерский собор, стало сразу же оказывать влияние на строительство в стране.

Кёнигслуттер. Монастырская церковь, 1135 г. — около 1200 г.
Кёнигслуттер. Монастырская церковь, 1135 г. — около 1200 г.
27—28. Кёнигслуттер. Монастырская церковь, 1135 г. — около 1200 г.

Никогда не прекращавшиеся контакты с Ломбардией при преемниках Генриха IV превратились в тесную и непрерывную связь. Этот культурный обмен питался не только постоянными походами и долгим пребыванием германского рыцарства в Италии, но и быстро возрождавшейся торговлей рейнских городов с южным побережьем Европы. В Росхайме (Эльзас) строится церковь вполне ломбардского типа (1170—1190 гг.). Колонки портала церкви в Кенигслуттере (1135 — около 1200 г.; рис. 27 и 28) опираются на скульптуры лежащих львов — мотив чисто ломбардский, как и вся богатая пластика, украшающая это здание. Восточные башни собора в Шпейере напоминают ломбардские кампанилы.

Документально доказано, что в строительстве собора в Шпейере принимал участие ломбардский мастер Донатус, который позднее участвовал в строительстве шведского собора в Лунде.

Возникшее стремление к богатству декоративного убранства (южное плечо трансепта и другие поздние элементы шпейерского собора) получило наилучшее выражение в мотиве аркадной галереи, обрамляющей снаружи надстроенную часть главных стен собора в Шпейере. Композиция восточного фасада с его мощной апсидой, расчлененной стройными колонками, фронтоном и фланкирующими его башнями, в немалой степени обязана своей эффектностью аркадной галерее, венчающей полукружие апсиды и в ступенчатом варианте повторяющейся на фронтоне.

Аркадная галерея, облегчая верхнюю часть стен, украшала фасады, но в то же время она создавала эффект, чуждый раннероманской архитектуре, поскольку единая плоскость стены оказывалась расчлененной на два плана — передний, т. е. аркаду, и задний, т. е. собственно стену. Уже этим было положено начало третьему, позднему периоду романской архитектуры Германии, отмеченному стремлением к декоративному обогащению и к несколько беспокойной пышности.

Немецкие авторы считают аркадную галерею созданием германской архитектуры на том основании, что зачатки этого мотива, якобы, налицо в лоджиях западного фасада собора в Трире. Но французский исследователь Марсель Обер считает, что аркадная галерея в Германии впервые появилась в сравнительно поздней церкви в Шварцрейндорфе, поскольку датировка аркадной галереи собора в Шпейере сомнительна (декоративное завершение, конечно, не могло быть сооружено в первую очередь). Существует мнение, что она вообще была сооружена лишь после пожара 1159 г., чему, однако, противоречит не только кубическая форма капителей ее колонок, но и наличие аркадной галереи в хорошо датированном соборе в Лунде (Швеция), в строительстве которого участвовали мастера из Шпейера. Впрочем и здесь дата освящения собора (1130 г.) не означает его завершения в деталях.

Проще искать истоки мотива аркадной галереи в Ломбардии, откуда Германия издавна черпала не только приемы членения поверхности стен (лопатки, глухие аркады, аркатурный фриз), но и более развитые декоративные мотивы. Признавая ломбардское происхождение скульптуры и орнамента, именно в это время начавшего обогащать архитектуру Германии, было бы последовательнее признать и за аркадной галереей более естественный для нее южный источник. Это тем более справедливо, что собор в Модене, где аркадная галерея куда более развита, чем в трирском соборе, был в это время в разгаре постройки (начат в 1099 г.). Другой ранний пример аркадной галереи в Италии — в церкви Санта Софиа в Падуе (закончена в 1123 г.).

Майнц. Собор, XI—XIII вв.
Майнц. Собор, XI—XIII вв.
29—30. Майнц. Собор, XI—XIII вв.

Летопись собора в Майнце (освящён в 1239 г.; рис. 29 и 30) — это бесконечный список пожаров и восстановлений, позволяющий говорить скорее о том, что стало, чем о том, что было. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающем этот памятник от собора в Шпейере. Наиболее сложной кажется западная часть собора. Вся композиция, включая башенки, фланкирующие трехконховый западный хор, получила в XVIII в. барочное завершение. Оно хорошо подошло к парадным формам западного хора, уже в свое время напоминавшим скорее дворцовое, чем церковное сооружение. Было нечто прямо противоположное хирсауским базиликам в этой пышной, почти центрической композиции, настолько отличной от аскетической простоты наружных стен нефа, что последний кажется не более как служебным объемом, соединяющим «императорский» западный хор с восточным хором. Центральный неф перекрыт нервюрным сводом, боковые — крестовыми. В интерьере наибольшее впечатление оставляют масштабы восточного хора.

Острая идейно-политическая борьба между светской властью и римской церковью, разгоревшаяся в Германии в XII в., не могла не наложить своего отпечатка и на развитие архитектуры в этой стране. В то время как монастырское (орденское) строительство хирсауской школы, придерживаясь функционально оправданного построения плана, тем не менее отказывалось от прогрессивных конструкций, светская инициатива, насаждая сводчатые перекрытия, связывала их с архаизирующими композициями. В поисках самобытности оппозиция Риму, в частности, выразилась в возрождении старосаксонских приёмов построения плана. Так идейные противоречия, отражаясь в антагонистических архитектурных формах, раздвоили общее развитие и тем надолго задержали его. Романская архитектура Германии в XII в. оказалась оторванной от того прогрессивного развития, которое в это время наметилось к западу от Рейна и вело к переходу от романских форм к готическим. Оторвавшись от общего развития, которое определялось возраставшим значением городов с их общественной жизнью и обновленной идеологией, архитектура Германии и в этих изменившихся условиях продолжала искать в обогащенных романских формах то, что другие нашли в готических. Однако прежде чем обратиться к этим обогащенным формам, она успела создать чисто романский памятник выдающейся силы, как бы подводящий итог всему предшествующему развитию. Все композиционные особенности германской романики сочетались в нем с конструктивными новшествами времени. Тем более «германский», что он был создан единоличной инициативой, а не коллективом монахов, этот памятник повторяет выразительную объёмную композицию имперских соборов, но в совершенно ином осмыслении: сооруженная на собственных фундаментах, почти не знавшая последующих перестроек и хорошо сохранившаяся церковь «св. Марии Лаах» — монастырская церковь.

Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.
31. Лаах. Монастырская церковь св. Марии, 1093—1156 гг.

Здание церкви Лаахского аббатства (рис. 31) было заложено пфальцграфом Генрихом в 1093 г., однако строительство, уже в 1095 г. прерванное смертью основателя, возобновилось только в 1130 г. и к 1156 г. было практически закончено. Хотя это и трёхнефная базилика с планом в форме латинского креста, но и здесь налицо второй, западный трансепт со своим хором и апсидой. Однако в организации внутреннего пространства западная часть явно подчинена восточной, и богатый атрий («парадиз») подчеркивает одностороннюю ориентацию. Здание изначально предполагалось по примеру собора в Шпейере перекрыть крестовыми сводами, к сооружению которых и приступили в 1130 г. Своды главного хора, имеющие повышенную стрелу подъёма, относятся ко второй половине XII в. В сводах лаахской церкви имелось существенное отличие от сводов шпейерского собора: здесь не была применена связанная система, и каждому продолговатому в плане своду центрального нефа соответствовало не по два, а по одному своду в каждом из боковых нефов.

Над восточным средокрестием возвышается октогон, переход к которому осуществлен, как обычно, тромпами. Над западным трансептом высится напоминающий «вестверк» прямоугольный в плане массив, украшенный аркадной галереей; над ним — меньший объём, снабженный сквозными бифориями. Эта ступенчатая композиция завершена ромбоидальной кровлей. Аркатурные фризы и лопатки служат главными членениями наружных стен и башен. Этой впечатляющей строгости внешних форм соответствовала суровая простота интерьера. Так, в соответствии с диалектикой развития, то прогрессивное, что было достигнуто в строительстве имперских соборов в качестве реакции на хирсаускую школу монастырского строительства, оказалось с наибольшей последовательностью выраженным в монастырской церкви, как в типе наилучшим образом представляющем романскую архитектуру.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации