Архитектура Молдавии и Валахии периода укрепления и развития феодализма (XIV – первая половина XV в.)
Глава «Архитектура Молдавии и Валахии. Архитектура периода укрепления и развития феодализма (XIV — первая половина XV в.)». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Ионеску Г.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966
Сложение феодальных румынских государств означало большой шаг вперед и для развития архитектуры. Опираясь на наследие древних времен и опыт, накопленный местными мастерами в период развития феодальных отношений в XII и XIII вв., архитектура XIV в. всё же находилась под влиянием Запада — романской и готической архитектуры и Востока — архитектуры Византийской империи и, в особенности, славянских стран — Болгарии и Сербии. Борьба между этими влияниями в Румынии, которая закончилась в пользу Востока, точно отражала международное положение Молдавии и Валахии. В то же время она обусловила те своеобразные черты, которые приобрела румынская архитектура на последующих этапах своего развития.
9. Крепость Арджеш, XIV в. Общий вид и план | |
10. Крепость Нямц, XIV в. Южный фасад и план |
Влияние Запада чувствовалось, в первую очередь, в области военной архитектуры. Планировку и элементы, носящие отпечаток архитектуры Запада, мы находим почти во всех руинах крепостей, таких как крепость Арджеш в Валахии, расположенная на вершине горы над долиной реки Арджеш, в 30 км от главного города Куртя де Арджеш (рис. 9), или знаменитая крепость Нямц в Молдавии (рис. 10), построенная Петром I Мушат (1374—1391 гг.), или укрепленный замок правителей крепости Сучава. Очевидно, под влиянием обмена опытом между местными зодчими и трансильванцами, строившими на территории южных и восточных Карпат готические церкви для католического населения (такие церкви были воздвигнуты в городах Кымпу-Лунг, Куртя де Арджеш, Тырговиште, Бая, Сирет), западноевропейское влияние, от которого Валахия освободилась еще в первой половине XIV в., было более действенным в Молдавии. Здесь не только ранние каменные здания — крепости, замки, церкви — были задуманы в духе, характерном для трансильванского романо-готического стиля, но и позднее, до конца XVI в., молдавская архитектура, в целом весьма единая и оригинальная, продолжала перерабатывать и включать в декоративную обработку своих построек много элементов готического происхождения: наличники окон и дверей, рельефные орнаменты, контрфорсы и др.
11. Рэдэуц. Церковь Николая, XIV в. Общий вид с юго-запада |
12. Рэдэуц. Церковь Николая. Продольный разрез и план |
Самая древняя каменная церковь, сохранившаяся в Молдавии, — собор Николая в городе Рэдэуц, построенный, вероятно, первым независимым воеводой Богданом I (1359—1365 гг.), представляет собой романскую трёхнефную базилику, приспособленную к требованиям православного культа путем разделения её внутри на притвор и собственно церковь (рис. 11, 12).
Очень тонко выполненные и включенные в композицию нескольких церквей последующего периода формы романо-готической архитектуры все же не соответствовали местному вкусу. Поэтому во второй половине XIV столетия, как только организовалась подчиненная константинопольскому патриарху митрополия Валахии и Молдавии, культовая архитектура обратилась преимущественно к формам, принятым в византийских храмах.
Памятники архитектуры, возникшие при этой новой ориентации, связаны одни через посредство Болгарии с Византией, другие — с сербской архитектурной школой, развившейся во второй половине XIV столетия в долине Моравы.
13. Куртя де Арджеш. Княжеская церковь Николая, середина XIV в. Общий вид с юго-запада, аксонометрический разрез и план |
Наиболее характерным зданием первой группы является «господарская» церковь Николая в Куртя де Арджеш, начатая при основателе независимого государства Валахии Басарабе I и почти законченная ко дню его смерти (1352 г.). Эта княжеская постройка была задумана по классическому образцу византийской крестовокупольной церкви позднего периода с пониженными угловыми частями. Она состоит из узкого притвора, широкого квадратного в плане храма с четырьмя колоннами посередине и алтарной апсидой, имеющей по бокам по одной маленькой апсиде для жертвенника и диаконника (рис. 13).
Храм удивительно монументален не столько по своей величине, сколько простой комбинацией гладких поверхностей стен, арок и сводов, над которыми возвышается массивный, но изящный барабан. Во внешнем облике храма строгое изящество архитектурных форм барабана и карнизов сочетается со строгой простотой фасадов основного объёма, который был обработан только ритмическим чередованием рядов грубо отёсанного камня с лицевым кирпичом, без всяких других украшений (карнизы окон из резного камня были добавлены в середине XVIII в.).
14. Монастырь Козия. Церковь, конец XIV в. Общий вид с юго-востока, план и разрез |
Среди культовых зданий, при строительстве которых был использован опыт, накопленный сербской архитектурой Моравской школы, самым интересным сооружением является церковь монастыря Козия, основанного в последние годы XIV в. Мирчей чел Бэтрын (Мирчей Старым, 1386—1418 гг.). По своей общей композиции это здание представляет собой типичный для сербской архитектуры того времени однонефный триконх, в котором дополнительные подпружные арки на консолях уменьшают диаметр барабана, одновременно его поднимая. Но обширный, одной высоты с храмом притвор необычен для сербских церквей, что впрочем в дальнейшем станет характерной особенностью румынских трёхконховых храмов (рис. 14).
Снаружи монументальные карнизы основного объёма и закомар, а также пьедестала под барабаном с подобием второго яруса закомар на нем, отвечающих структуре сводов и арок внутри здания, подчеркнуты богатой, разнообразной декоративной пластикой. Кроме традиционного чередования полос лицевого кирпича и затертого раствором оштукатуренного камня, составляющих фон, выделяется ряд широких глухих арок, опирающихся на пилястры или на тонкие полуколонки. Детали — арки, оконные рамы, розетки, капители — все из камня и украшены мелкой резьбой, похожей на резьбу сербских построек. В то же время поливные керамические вставки в кирпичных архивольтах над каменными арками напоминают архитектуру Болгарии.
15. Сирет. Церковь Троицы, конец XIV — начало XV в. Общий вид с северо-запада, план и разрез |
В Молдавии единственным зданием, целиком сохранившимся от периода начала развития архитектуры под славяно-византийским влиянием, является церковь Троицы в городе Сирет, выстроенная также в виде однонефного триконха с узким притвором и храмом, перекрытым куполом, который опирается при помощи парусов на четыре арки на консолях (рис. 15).
Снаружи на очень простой лицевой поверхности стен, состоящей из необработанного камня с очень малой примесью кирпича, выделяются несколько простых каменных обрамлений вокруг проёмов и глухие аркатуры апсид, подчеркнутые венчиками, состоящими из скромных орнаментов из глазурованной керамики. Эти композиционные, конструктивные и декоративные особенности скромной церкви в Сирете явились теми предпосылками, на основе которых в последующий период были созданы самые красивые и своеобразные памятники Молдавии.
Добавить комментарий