Средневековая архитектура Молдавии и Валахии

Глава «Архитектура Молдавии и Валахии (Введение. Заключение.)». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Ионеску Г.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Территория современной Румынии уже издавна заселена племенами, стоявшими на достаточно высоком культурном уровне. Археологические раскопки открыли следы их строительной деятельности, относящиеся еще к эпохе неолита. С VII в. до н. э. на западном побережье Чёрного моря возникли греческие колонии Истрия, Томис (Констанца), Каллатис (Мангалия), обитатели которых могли познакомить местное население с каменной архитектурой. В возникшем затем обширном рабовладельческом государстве Дакии строились каменные крепости с толстыми стенами и башнями и, возможно, каменные же общественные здания. Римляне, завоевавшие в 165—166 гг. н. э. государство даков, в свою очередь возвели здесь ряд городов (Сармизегетус, Ульпия-Траяна, Тропеум и др.), в которых, судя по археологическим данным, были крупные постройки вроде амфитеатров, базилик, терм и т. п.

Но нашествия готов, гуннов, венгров, печенегов, половцев опустошили страну и стерли следы былых культур. Поэтому наиболее ранние из сохранившихся памятников собственно румынской архитектуры не обнаруживают явной преемственной связи с зодчеством античной эпохи. Эти памятники архитектуры относятся уже к X—XII вв., когда развитие феодальных отношений привело к возникновению новых небольших государственных объединений — княжеств и воеводств, находившихся по большей части в вассальной зависимости от соседних, сложившихся раньше и более мощных государств — Болгарского царства, Галицко-Волынского княжества и Венгерского королевства.

Различные международные связи основных частей нынешней Румынии — Валахии, Молдавии и Трансильвании — обусловили и различные пути развития их архитектуры. Архитектура Трансильвании, окончательно вошедшей к концу XII в. в состав Венгерского королевства и подчиненной католической церкви, пережила стадии романского стиля, готики, ренессанса и барокко. [В силу этого архитектура Трансильвании рассматривается в основном в других томах настоящего издания.] Валахия и Молдавия с XIV в. начали свое существование как независимые государства, и архитектура первой из них была наиболее тесно связана с архитектурой Византии и южных славян. В то же время в архитектуре православной, как и Валахия, Молдавии наряду с приёмами композиции церквей, сближающими последние с валашскими и сербскими, видны и элементы готики, пришедшие сюда из Трансильвании.

Но всё же главной причиной, обусловившей особенности архитектуры Молдавии и Валахии, была деятельность местных мастеров, отвечавшая стоявшим перед ними задачам и возможностям и тесно связанная с народным зодчеством. В Молдавии и Валахии осуществлялось строительство замков крупных феодалов, городских крепостей, церквей и монастырей, которые, как и в южнославянских странах, и на Руси, нередко также были укрепленными. Ограниченные материальные средства не позволяли решать большие градостроительные задачи и возводить здания крупного размера, а также применять дорогие отделочные материалы и, вообще, дорогостоящую декоративную обработку зданий.

В отличие от Сербии и Болгарии, где развитие архитектуры было надолго прервано турецким игом, Молдавия и Валахия сохраняли свою независимость вплоть до XVI в., а позднее были подчинены Турции лишь в форме вассальной зависимости, сохранив свое государственное устройство. Поэтому архитектура этих княжеств, достигшая своего расцвета к концу XV в., продолжала и дальше развиваться на основе сложившихся к тому времени традиций. Сохранению их способствовало и сравнительно медленное развитие экономики Молдавии и Валахии, где лишь в XVIII в. начали зарождаться капиталистические отношения. В то же время усиление турецкого гнёта с начала XVIII в. не благоприятствовало строительной деятельности. Лишь в конце XVIII — начале XIX в. в архитектуре обоих княжеств начали появляться формы барокко и классицизма, а светская тематика стала приобретать большее значение. Но народные зодчие, строившие крестьянские жилые дома и сельские церкви, продолжали развивать старые традиции, некогда оказывавшие воздействие на строительство дворцов и каменных храмов.

Оба эти вида архитектуры — народное зодчество и архитектура господствующих классов — развивались параллельно, но каждая своими путями.

В народном зодчестве, как в древние времена, так и в эпоху феодализма всегда тесно связанном с географической средой, применялись исключительно строительные материалы местного происхождения — дерево, земля, камень. Дерево употреблялось в различных формах: от брёвен до разных видов тёсаного леса. Большинство деревенских жилищ и сельских церквей было построено из дерева. Стены строились или из толстых бревен, или из тесаных брусьев, уложенных горизонтально и соединенных в углах врубками или же в форме каркаса из столбов и балок, между которыми находилось плетение из лозы, обмазанное с обеих сторон глиной. Крыши, высокие, с выступающими карнизами, имели деревянные стропила и были покрыты дранкой или соломой. Камень, булыжный или тесаный, употреблялся только для фундамента и цоколя. В районах, где не было леса и камня, стены домов делались из мятой глиняной массы, смешанной с рубленной соломой, или же из саманных кирпичей, изготовленных из той же массы и высушенных на солнце.

В отличие от народных построек сооружения феодальной эпохи, носившие монументальный характер, — церкви, монастыри, дома бояр, дворцы, крупные городские здания — строились из различных, не обязательно местных, материалов. Для постройки таких зданий всюду и во все периоды применялись тесаный или шлифованный (облицовочный) естественный камень, кирпич, лес, терракота, а как вяжущее — раствор белой извести, смешанный с очень мелким гравием, песком и часто с толченым кирпичом. Шлифованный камень, употреблявшийся обыкновенно в Трансильвании, особенно в готическую эпоху, и в меньшей мере в Валахии и Молдавии, где он применялся исключительно для кладки некоторых крупных церквей, употреблялся в виде блоков длиной от 50 до 100 см и высотой от 30 до 50 см. Тёсаный камень применялся в виде небольших кусков неправильной формы длиной от 15 до 30 см и толщиной 10—20 см. Кирпич, вообще хорошего качества, был в эпоху наибольшего расцвета архитектуры двух видов: первый — облицовочный, иногда глазурованный и различно окрашенный, другой — обыкновенный, предназначенный для забутки стен, для кладки оштукатуренных стен и сводов. Толщина этих кирпичей колебалась от 4 до 7 см. ширина от 13 до 16 см и длина от 27 до 35 см. Изготовлялся также профильный кирпич для кладки определенных архитектурных деталей — карнизов, колонн и др.

Кладка стен выполнялась иногда только из камня или только из лицевого кирпича, но чаще всего из чередующихся рядов камня и кирпича. Нередко облицовка стен делалась из лицевых материалов; архитектурные детали декоративного характера — наличники окон и дверей, карнизы, тяги, а также полы — выполнялись часто из шлифованного камня.

Солидная толщина стен и сравнительно малые размеры помещений очень редко требовали промежуточных опор для поддержки сводов (до 1600 г. архитектура Молдавии в отличие от архитектуры Трансильвании и Валахии не знала колонн даже в качестве декоративного элемента). Своды, в постройке которых румынские зодчие были большими мастерами, опираются обыкновенно на стены или на арки, тесно связанные со стенами. Виды сводов и приёмы их устройства были разнообразными и весьма искусными. Наряду с цилиндрическими сводами с подпружными арками или без них, в культовой архитектуре широко применялись купола и барабаны на комбинированных парусах различных систем, с арками на пилястрах или консолях, с промежуточными барабанами и диагональными полуциркульными арками, создающими переход от широкого подкупольного пространства к узкому световому барабану. Все эти системы, которые будут показаны одновременно с главными памятниками архитектуры, создают впечатление значительной монументальности и вместе с тем большого изящества.

Что касается наружного устройства, то в ранних памятниках архитектуры Валахии, более близких к традициям византийской школы, во внешних архитектурных формах отражалась внутренняя структура сводов. Но в большинстве случаев своды были закрыты крышами с крутым подъёмом и сильным выносом карнизов. Такое покрытие зданий было продиктовано суровыми климатическими условиями. Все же в зданиях со световыми барабанами, под которыми находился ряд арок, часто расположенных ярусами, а также цилиндры, образовывавшие внутреннее основание барабанов, последние имели снаружи призматический постамент или, как это характерно для архитектуры Молдавии, постамент из наложенных одна на другую призм, квадратных, многоугольных и звездообразных в плане. Наличие барабана, доминирующего во внешнем облике храмов, привело к появлению особой формы всей крыши, которая делилась на отдельные независимые секции в соответствии с главными частями, из которых состоит здание.


 

Географическое положение земель, населенных румынами, и их историческое развитие в эпоху феодализма обусловили как национальные особенности румынской архитектуры этого времени, так и ее взаимосвязи с архитектурой других народов. Первые возникшие здесь небольшие государственные объединения феодального характера еще были подчинены соседним более старым и более крупным государствам, и понятно, что постройки, относящиеся к этому времени (X—XII вв.), создавались под сильным влиянием византийской, южнославянской или романской архитектуры. Даже в постройках второй половины и конца XIV в., возникших уже после того, как Молдавия и Валахия стали самостоятельными княжествами, нельзя не отметить большого сходства с образцами романской (собор в г. Рэдэуц). византийской (Никольская церковь в Куртя де Арджеш) и сербской (церковь монастыря Козия) архитектуры. Но начиная с этого времени молдавские и валашские зодчие начинают работать более самостоятельно, вырабатывают собственные строительные и художественные традиции и, не порывая связи с зарубежной архитектурой, берут из нее лишь то, что наиболее согласуется с их замыслами.

Так, например, в Валахии и Молдавии с конца XIV в. получил широкое распространение трёхконховый тип храма, обычный в Сербии и на Афоне. Но в румынских церквах особое развитие получил западный притвор, в Валахии высокий и более широкий, чем церковь, а в Молдавии имеющий одинаковую высоту и ширину с церковью, но сильно вытянутый на запад и иногда дополненный усыпальницей и внешним притвором. Точно так же, хотя ярусная композиция оснований барабанов молдавских церквей и вызывалась, как и в сербской архитектуре, введением дополнительных подпружных арок, но молдавские зодчие часто располагали эти арки по-своему, под углом в 45° к основным, и звездообразные в плане двухъярусные пьедесталы под барабанами молдавских церквей очень непохожи на дополнительные ярусы закомар сербских или древнерусских храмов.

Система членения фасадов валашских церквей сходна в общих чертах с тем, что можно видеть в некоторых произведениях Моравской школы сербской архитектуры, но валашские зодчие применяли свои мотивы обработки фасадов вроде филенок, переплетающихся арочек, арочек с висячими замками, так же как и поливные керамические украшения, родственные деталям болгарских построек. С конца XV в. поливная керамика появилась и на фасадах молдавских построек, где она сочеталась с рядами маленьких ниш на верхних частях фасадов, близкими к таким же деталям болгарских и русских построек, а также с готическими контрфорсами, окнами и дверями.

Помимо указанных особенностей оригинальный, национальный характер придавали молдавским церквам их высокие крыши, похожие на крыши жилых зданий, и иногда сплошная фресковая роспись фасадов, а валашским — распространившиеся в XVII—XVIII вв. и роднящие их с монастырскими кельями и княжескими дворцами открытые аркады притворов.

Молдавия и Валахия, дольше сохранявшие свою независимость чем Трансильвания, Болгария или Сербия, смогли развить дальше некоторые композиционные и декоративные приемы, пришедшие с Запада и из-за Дуная, и способствовали их дальнейшему распространению. Так, через Молдавию могли проникнуть на Украину, на Волынь и Подолию готические уступчатые контрфорсы. О связях между украинской архитектурой с архитектурой Молдавии и Валахии говорит и применение на Украине планов церквей в виде триконха (позднее превратившегося здесь в тетраконх), гранёных снаружи барабанов глав и размещения их в ряд по продольной оси здания. Позднейшие (XVII—XVIII вв.) деревянные церкви Белоруссии также строились иногда в виде триконха или в виде прямоугольника с апсидами на восточной и западной сторонах под одной высокой крышей. Наконец, нельзя не отметить и тождества ступенчатых сводов некоторых псковских бесстолпных церквей с такими же перекрытиями, применявшимися иногда молдавскими зодчими над притворами их храмов.

Все это говорит о месте, которое занимала средневековая румынская архитектура среди архитектуры других стран Европы того времени и о её международных связях, не помешавших ей сохранить своеобразный, национальный характер.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации