Архитектура Молдавии и Валахии XVII в. и первой трети XVIII в.

Глава «Архитектура Молдавии и Валахии. Архитектура XVII в. и первой трети XVIII в.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Ионеску Г.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В конце XVI в. в Молдавии и на протяжении всего XVII столетия в обоих румынских феодальных государствах в архитектуру, при развитии в основном местных традиций, были внесены значительные новшества, в особенности в области декоративной обработки фасадов. Тесные связи между Молдавией и Валахией, с одной стороны, и экономические и политические сношения с соседними странами — Россией, Польшей, Турцией и некоторыми городами Северной Италии (в том числе Падуей и Венецией), с другой стороны, благоприятствовали активному обмену художественными идеями, который отразился и на архитектуре той поры.

Яссы. Монастырь Галата. Церковь, 1583 г. Вид с юго-востока Церкви рубежа XVI и XVII вв.: 1 — Яссы. Церковь монастыря Галата (план и разрез); 2 — церковь в Ароняну. 1594 г. (план); 3 — монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. (разрез и план)
32. Яссы. Монастырь Галата. Церковь, 1583 г. Вид с юго-востока 34. Церкви рубежа XVI и XVII вв.: 1 — Яссы. Церковь монастыря Галата (план и разрез); 2 — церковь в Ароняну. 1594 г. (план); 3 — монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. (разрез и план)
Яссы. Монастырь Ароняну. Церковь, 1594 г. Вид с юга Монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. Общий вид с юго-востока
33. Яссы. Монастырь Ароняну. Церковь, 1594 г. Вид с юга 35. Монастырь Драгомирна. Церковь, 1610 г. Общий вид с юго-востока

Так, в Молдавии при постройке двух церквей — в монастырях Галата (1583 г.) и Ароняну (1594 г.) возле Ясс (рис. 32, 33) — был применен ряд элементов и приёмов, характерных для архитектуры Валахии: второй купол на световом барабане, воздвигнутый над притвором; членение фасада кирпичным пояском на два яруса и его украшение глухими аркатурами (церковь в Галате, рис. 34,1); простой трёхконховый план, без контрфорсов, аркада на колоннах, отделяющих притвор от храма; внешний притвор со столбами и кирпичными колоннами у входа (церковь в Ароняну; рис. 34, 2).

С другой стороны, церковь монастыря Драгомирна, построенная в 1610 г. полностью из камня, представляет собой интересное сочетание декоративных подобий готических нервюр на сводах с молдавской системой куполов на расположенных ярусами арках (см. рис. 34,3). В то же время в ее внешнем облике, чисто молдавском, наряду с некоторыми элементами готики и ренессанса изобилуют орнаментальные мотивы, формы и расположение которых напоминают декоративные детали некоторых памятников древнерусской архитектуры (аркатурный пояс, карнизы; рис. 35).

Яссы. Церковь Трёх Святителей, 1639 г. Общий вид с юго-востока Яссы. Церковь Трёх Святителей. Фрагмент южного фасада
36. Яссы. Церковь Трёх Святителей, 1639 г. Общий вид с юго-востока 37. Яссы. Церковь Трёх Святителей. Фрагмент южного фасада
Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в.
38. Яссы. Церковь монастыря Голия, середина XVII в. Общий вид с юго-востока, разрез и план

Та же система декоративного убранства нашла применение и в церкви Трёх Святителей в Яссах, построенной в годы правления Василия Лупу (1634—1653). Но здесь украшения приняли гораздо более пышный характер. Фасад полностью покрыт тщательно выполненной плоской каменной резьбой, покрывающей не только колонки, арочки, карнизы и наличники окон и дверей, но и самые плоскости стен, где каждому ряду каменной кладки соответствует полоса своего не похожего на соседний орнамента (рис, 36, 37). 

Церковь монастыря Голия в Яссах, построенная между 1650 и 1660 гг. и сохраняющая традиционный удлиненный план с внешним притвором и гробницей, обладает четырьмя барабанами, опирающимися на маленькие арки, расположенные в два и в три яруса вперебежку наподобие русских «кокошников» (рис. 38). Но её фасад из шлифованного камня представляет собой монументальную композицию с коринфскими пилястрами и богатыми обрамлениями окон, близкими к итальянскому барокко, проникшему в Молдавию, по-видимому, через Польшу.

В Валахии архитектура этого времени развивалась также на основе переработки форм, выработанных в предыдущем столетии. В архитектурной композиции культовых зданий появились такие новые элементы, как открытый внешний притвор у входа и башня, возвышающаяся над притвором. Декоративная обработка фасадов следует преимущественно епископской церкви Куртя де Арджеш. Глухие аркатуры, расположенные в частом ритме и, как правило, в два яруса, выделяются на кирпичных стенах, почти всегда оштукатуренных. Что касается системы членений фасадов, то зодчие этого периода, в особенности когда речь шла о важных зданиях больших размеров, брали за образец два крупнейших памятника прошлого столетия — церковь монастыря Дялу и епископскую церковь в Куртя де Арджеш.

Бухарест. Кафедральный собор, 1655 г. Вид с юго-запада
39. Бухарест. Кафедральный собор, 1655 г. Вид с юго-запада
Скит Корнет-Рымнику-Вылча в области Питешти, 1666 г. Общий вид с северо-запада
40. Скит Корнет-Рымнику-Вылча в области Питешти, 1666 г. Общий вид с северо-запада

Церкви самых больших монастырей времени правления Матвея Басараба (1632—1654 гг.) — Кэлдэрушани близ Бухареста (1638 г.), Бребу в районе Плоешти (1650 г.), Гура Мотрулуй в районе Крайова (1653 г.), сооруженные с внешним притвором впереди и имеющие удлиненный план, выполнены, по типу церкви монастыря Дялу, с тремя куполами. В постройках второй половины XVII в., таких как кафедральный собор в Бухаресте (1655 г.; рис. 39) и церковь монастыря Котрочени в том же городе (1679 г.), применена композиция с четырьмя куполами. Они имеют трёхконховый план и притвор, очень развитый в ширину, как епископская церковь в Куртя де Арджеш.

Многие другие постройки, в том числе церковь Стеля в Тырговиште, основанная в 1645 г. молдавским господарем Василием Лупу, церковь в селе Влэдешти-Мусчел (1657 г.), скит Корнет-Рымнику-Вылча (1666 г.; рис. 40), церковь Доамней в Бухаресте (1683 г.) и др., приобрели своеобразные характерные черты благодаря введению в декоративную пластику элементов молдавского стиля — шариков из глазурованной терракоты, наличников дверей и окон готического характера, контрфорсов и т. п.

Монастырь Хурез в области Питешти, конец XVII в. Монастырский двор, генеральный план, дворовая галерея
41. Монастырь Хурез в области Питешти, конец XVII в. Монастырский двор, генеральный план, дворовая галерея

Но самые важные изменения в архитектуре Валахии этого периода произошли во время правления Константина Брынковяну (1688—1714 гг.). Запоздалые отзвуки итальянского ренессанса, начавшие проникать либо непосредственно, либо через Трансильванию, придали своеобразные черты архитектурным деталям, выполненным из камня с богатой резьбой: порталам, наличникам окон и дверей, пояскам, балюстрадам, колоннам и т. д. Ансамбль монастыря Хурез в районе Питешти (рис. 41), главная постройка Константина Брынковяну, наглядно показывает красоту форм и деталей новой архитектуры с её тенденцией к регулярности в разработке ансамблевой композиции, навеянной влиянием итальянского ренессанса и сочетающейся здесь с типично румынскими приемами композиции и убранства церквей и свободой в размещении крылец.

Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Церковь, 1699 г. Южный фасад
42. Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Церковь, 1699 г. Южный фасад
Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Фрагмент южного фасада Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Церковь, XVIII в. Интерьер нартекса
43. Монастырь Фундений Доамней близ Бухареста. Фрагмент южного фасада 44. Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Церковь, XVIII в. Интерьер нартекса
Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Кухня, XVII—XVIII вв. План и разрез
45. Бухарест. Монастырь Вэкэрешти. Кухня, XVII—XVIII вв. План и разрез

Сила и великолепие декоративного искусства, столь характерные для этого времени, обнаруживаются почти во всех постройках, воздвигнутых в последние годы XVII в. и в первые три десятилетия следующего столетия. Самые выдающиеся из них — церковь в монастыре Фундений Доамней возле Бухареста (1699 г.) с украшающими ее фасад исключительно тонкими декоративными панно, выполненными из штука (рис. 42, 43); церковь монастыря Вэкэрешти в Бухаресте (1716—1722 гг.) с богато украшенными резьбой архитектурными деталями, среди которых особенно выделяются колонны обширного притвора (рис. 44); наконец, в Бухаресте же церковь бывшего постоялого двора Ставрополеоса (1730 г.) с изящным внешним притвором, украшенным колоннами и балюстрадой из ажурного камня.

Наряду с культовой архитектурой неуклонно развивалось также гражданское зодчество. Главными объектами гражданского строительства были в это время разного рода жилые дома, монастыри с кельями, трапезными, кухнями и другими хозяйственными постройками, а также княжеские дворы.

Построенные в форме правильного четырёхугольника, расположенные, как правило, в уединенных местах, но часто и на окраине или в центре города, монастыри были почти всегда укреплены: они были окружены высокими и толстыми стенами с башнями. Они были призваны удовлетворить нужду государства в обороне в эпоху, когда турецкое правительство не разрешало строить крепости. Все же их преобладающий жилой и хозяйственный характер был сохранен благодаря различным зданиям, тянувшимся внутри монастыря вдоль его стен: кельям, трапезным, домам для игумена и для гостей, кухням (рис. 45) и т. д. Типичными примерами монастырских ансамблей являются в Молдавии монастырь Драгомирна возле Сучавы (рис. 46), построенный между 1610 и 1627 гг., а в Валахии монастырь Бребу в области Плоешти (рис. 47), основанный в 1650 г. Матвеем Басарабом.

Из комплексов больших княжеских дворов, выстроенных в это время в Сучаве, Яссах, Тырговиште и Бухаресте, сохранились только, и то лишь в руинах, остатки дворца в Тырговиште, сооруженного в конце XVI в., переделанного и увеличенного во времена Матвея Басараба и ещё раз перестроенного в правление Константина Брынковяну. Прообразом княжеских дворцов, так же как и всех строившихся в то время боярских домов, служил распространенный тогда тип скромного крестьянского дома с центральными сенями и двумя комнатами.

Монастырь Драгомирна, 1610—1627 гг. Общий вид
46. Монастырь Драгомирна, 1610—1627 гг. Общий вид
Монастырь Бребу. Надвратная башня, середина XVII в. Село Коцофени в области Крайова. Дом Коцофяну, 2-я половина XVII в. Фасады и планы 1-го и 2-го этажей
47. Монастырь Бребу. Надвратная башня, середина XVII в. 48. Село Коцофени в области Крайова. Дом Коцофяну, 2-я половина XVII в. Фасады и планы 1-го и 2-го этажей
Мэлдэрешти. Дом-крепость (кула), XVII в. Могошоая. Дворец Брынковяну. Фрагмент лоджии
49. Мэлдэрешти. Дом-крепость (кула), XVII в. 50. Могошоая. Дворец Брынковяну. Фрагмент лоджии
Могошоая, близ Бухареста. Дворец Брынковяну, 1702 г. Общий вид и планы
51. Могошоая, близ Бухареста. Дворец Брынковяну, 1702 г. Общий вид и планы

Построенные из камня, кирпича и дерева народными зодчими и местной рабочей силой, дома бояр, воздвигнутые в деревне или в городе, отличаются от крестьянских домов главным образом размерами и имеют обыкновенно два этажа. В нижнем этаже находятся несколько жилых помещений или склады, а также вместительный погреб, часто сводчатый. На верхнем этаже в середине находится зал с комнатами по обеим сторонам. К нему примыкает крытый балкон, носящий название «фоишор» или «придвор» и окруженный каменными аркадами на колоннах или деревянными колонками. Такой же балкон «фоишор», часто закрытый, примыкает к залу с заднего фасада. Лестница на второй этаж, всегда наружная, проходит либо через балкон главного фасада, либо возле него. Всё это хорошо видно на одном из самых старых сохранившихся домов этого типа — доме Коцофяну в селе Коцофени (область Крайова), который датируется второй половиной XVII в. (рис. 48).

Наряду с традиционным барским домом в северо-западной части Валахии к концу XVII в. получил распространение специальный тип дома-крепости, носящий название «кула». Имея очень сжатый объём призматической формы с 2—3 этажами, из которых нижний, с укрепленными входами и маленькими окошками в виде бойниц, находится на уровне земли, румынская «кула» принадлежит к типу укрепленных домов, распространенных во время турецкого господства в балканских странах. Из подобных домов, сохранившихся в Румынии, наиболее интересны дома в Куртишора (область Крайова) и в Мэлдэрешти (область Питешти; рис. 49). Они показывают, что румынские зодчие внесли в балканский тип оригинальные формы местной архитектуры. 

Но самый большой прогресс, который можно отметить в светском строительстве этого времени, связан с именем Константина Брынковяну. Господарь, склонный к блестящей и роскошной жизни, в которой влияние двора константинопольских султанов перемешивалось с идеями, шедшими из России Петра Великого, из Италии и из Франции, заставил выстроить для себя много новых резиденций. Из-за их новых форм, напоминающих по некоторым деталям дворцовую архитектуру Северной Италии, они были им названы на западный лад палатами. Лучшим примером такого пышного жилища, сохраняющего, однако, местный характер архитектуры, является дворец в Могошоая близ Бухареста, построенный в 1702 г. (рис. 50, 51).

Развивавшаяся в тесной связи с зодчеством соседних стран, румынская архитектура обязана своим самобытным характером и своеобразием в первую очередь тем своим специфическим чертам, источником которых являются богатые и многообразные произведения народной архитектуры и народного искусства в целом. Чтобы составить себе полное представление о многовековом развитии архитектуры на территории Румынии, необходимо остановиться и на произведениях, являющихся исключительно делом рук народных зодчих.

Сохранившиеся памятники народной архитектуры, построенные из недолговечных материалов, относятся к сравнительно недавнему времени: деревянные церкви — не старше XVII в., жилые дома редко насчитывают 200 лет. Но они воспроизводят типы, сложившиеся в глубокой древности, и помогают понять те черты памятников каменной архитектуры феодальной эпохи, которые определили их оригинальность и специфически народный характер.

Среди различных видов сооружений, созданных народными зодчими в течение веков для жизненных потребностей крестьян, два вида являются основными: жилище и церковь. Анализ сохранившихся сооружений этих двух видов указывает на единство принципов, положенных в их основу, на очевидное сродство между ними, как и между всеми творениями народного искусства, созданными в прошлом на всей территории страны. Это единство характера и стиля составляет основную характерную черту румынского народного искусства в целом. Наряду с этим каждая крупная область страны — Трансильвания, Валахия (Олтения, Мунтения), Молдавия и Добруджа — имеет свои архитектурные особенности.

Во всех областях крестьянские жилые дома имеют в плане и в объёме одинаковую прямоугольную форму. Рубленые (в гористых местностях), с деревянным каркасом и стенами, сделанными из плетеной лозы, обмазанной глиной (в равнинных и холмистых местностях), из промятой глиняной массы или саманного кирпича (в окрестностях Дуная и в Добрудже), крестьянские жилые дома состоят из двух-трёх и даже больше комнат, часто расположенных в двух уровнях.

Характерные типы крестьянских домов: 1 — дом в селе Буздулар-Хунедоара (Трансильвания); 2 — дом в селе Извоаре-Аюд (Трансильвания); 3 — дом в селе Илва Мике-Клуж (Трансильвания) 4 — дом в селе Фиербинци-Бухарест (Валахия); 5 — дом в селе Вынэтори-Бакэу (Молдавия)
52. Характерные типы крестьянских домов: 1 — дом в селе Буздулар-Хунедоара (Трансильвания); 2 — дом в селе Извоаре-Аюд (Трансильвания); 3 — дом в селе Илва Мике-Клуж (Трансильвания) 4 — дом в селе Фиербинци-Бухарест (Валахия); 5 — дом в селе Вынэтори-Бакэу (Молдавия)

Архаический тип — одноэтажный дом — состоит из двух сообщающихся комнат; одна из них служит для жилья, а другая исключительно для хранения продуктов (рис. 52, 1,5). Более развитый и самый распространенный тип дома состоит из двух-трёх жилых комнат. Одна из них — меньшая в двухкомнатном или средняя в трехкомнатном варианте — называется «тиндэ» или «чиндэ» и служит передней и в то же время кухней. В глубине этого помещения находится очаг с пирамидальной дымовой трубой, которая либо доходит до чердака, откуда дым выходит наружу через щели кровельного материала, либо возвышается над крышей (см. рис. 52, 3,4). В Трансильвании тип жилища с передней (тиндэ) отличается тем, что очаг имеет печь для выпечки хлеба, построенную из кирпича и глины (рис. 52,2).

Перед главным фасадом дома, самым длинным и обращенным по обыкновению на юг, почти всегда находится галерея с крышей на столбах, называемая «приспэ», «салэ» или «тырнац», если она занимает всю длину фасада, либо «фоишор», (балкон) или «придвор» (в Трансильвании «привариу»), если она занимает только часть фасада.

Самые интересные и красивые типы таких жилищ мы находим в горных районах. Весьма умело связанные с рельефом местности и окружающим пейзажем жилые дома этих районов, часто двухэтажные, имеют обыкновенно два помещения и либо «приспэ», либо «фоишор» по фасаду, а иногда и то, и другое. Самыми живописными являются дома с балконом.

Село Жибля-Питешти. Дом с «фоишор» (с балконом) Село Куртишоара-Крайова. Фрагмент галереи дома
53. Село Жибля-Питешти. Дом с «фоишор» (с балконом) 54. Село Куртишоара-Крайова. Фрагмент галереи дома

Замечательное мастерство народных зодчих особенно проявилось в создании облика двух элементов — балкона и галереи, а также в украшении резьбой и расцветкой их частей: столбов, опорных колонок, балюстрад, балок. Формы и декоративные мотивы этих элементов придают жилищу специфически местный характер (рис. 53, 54).

Жилой дом и все подсобные постройки — конюшня, хлев, курятник и др.— сгруппированы в огороженном дворе, одна сторона которого выходит на улицу. В глубине находятся огород и сад. Обычно дом повернут к дороге узким фасадом и стоит на красной линии или немного в глубине. Отдельные хозяйства разбросаны по всему селу, что придает ему неправильный, но живописный вид. Большие участки, отделяющие хозяйства друг от друга, засажены деревьями и фруктовыми садами. Таким образом, эти хозяйства, расположенные среди природы, приспособлены к местности и органически связаны с окружающим их пейзажем.

В некоторых румынских деревнях Трансильвании жилой дом и подсобные постройки расположены все вместе по одной стороне двора, перпендикулярной к улице, и образуют единое здание под одной крышей. В этом случае дворы очень узки. Это делалось по примеру немецких трансильванских деревень, где в противоположность румынским селениям дома расположены в одну линию и связаны между собой высокими каменными воротами, образуя единый фронт уличной застройки.

Село Кымпу-Лунг (Трансильвания). Крестьянский двор Село Моечиул-Фэгэраш (Трансильвания). Крестьянский двор
55. Село Кымпу-Лунг (Трансильвания). Крестьянский двор 56. Село Моечиул-Фэгэраш (Трансильвания). Крестьянский двор

В некоторых селах с преобладающим пастушеским характером, в северной Мунтении, в южной Трансильвании и в северной Молдавии, у хозяйств, находящихся далеко в стороне от улицы, все здания сгруппированы вокруг маленького двора, закрытого, как крепость, со всех сторон. В зависимости от порядка распределения отдельных зданий и способа соединения их между собой в этих хозяйствах различают два варианта. В первом варианте друг против друга стоят два корпуса: в одном находятся жилые помещения, в другом сгруппированы все подсобные постройки. По краям оба корпуса связаны между собой двумя сараями, у которых наружные стены сплошные, а вместо внутренних, со стороны двора,— ряд деревянных столбов, поддерживающих крышу (рис. 55). Во втором варианте двор, также закрытый со всех сторон имеет в своей наружной части неправильные очертания. Беспорядочное расположение зданий, кажущееся, впрочем, таким более в плане, чем в действительности, придает ансамблю живописный характер (рис. 56).

Чтобы дополнить это краткое описание румынского народного жилища, нужно добавить, что почти не существует дома или подсобной постройки, которые не были бы отделаны и красиво украшены резными орнаментами и раскраской. Декоративные мотивы, вырезанные по дереву или выгравированные в штукатурке стен, вокруг окон и дверей, по углам зданий, по перилам балконов и т. д., состоят из различных комбинаций геометрических фигур — прямых или кривых линий, квадратов, ромбов, кругов, звезд, колес и т. п. — или из стилизованных изображений растений, цветов, птиц, зверей.

В искусстве украшения деревянных подпорных колонок, коньков крыш, перил и других деталей стремление к стилизации, свойственное декоративному искусству румынского крестьянина, привело не только к установлению определенных тематических мотивов, но и к созданию целого словаря художественных терминов, в соответствии с которым этим мотивам часто даются опоэтизированные названия воспроизводимых ими образцов: жаворонок, козья лапа, крест, орлиное крыло, гвоздика, священнический посох и т. д.

Характерные типы планов деревянных церквей: 1 — церковь в селе Грэмешти-Хорезу (Валахия). 1664 г.; 2 — церковь в селе Порчени-Тыргу-Жиу (Валахия), XVII— XVIII вв.; 3 — церковь в селе Сурдешти-Бая Маре (Трансильвания), 2-я половина XVII в.; 4 — церковь в селе Рэпчуни-Бакэу (Молдавия), 1773 г.
57. Характерные типы планов деревянных церквей: 1 — церковь в селе Грэмешти-Хорезу (Валахия). 1664 г.; 2 — церковь в селе Порчени-Тыргу-Жиу (Валахия), XVII— XVIII вв.; 3 — церковь в селе Сурдешти-Бая Маре (Трансильвания), 2-я половина XVII в.; 4 — церковь в селе Рэпчуни-Бакэу (Молдавия), 1773 г.
Село Грэмешти-Хорезу. Церковь. Вид с юго-запада
58. Село Грэмешти-Хорезу. Церковь. Вид с юго-запада

Создав разнообразные типы жилищ и хозяйственных зданий, красивых по своим пропорциям, форме и украшениям, народная архитектура достигла монументальности лишь тогда, когда от жилых построек перешла к церквам. Будучи близки к простым формам деревенского дома и по общему облику, и в особенности, по конструктивным особенностям и украшениям, румынские деревянные церкви обнаруживают в рамках общего национального стилистического единства и некоторые своеобразные черты, характерные для Валахии, Молдавии и Трансильвании (рис. 57). В Валахии у деревянных церквей облик простой и близкий к формам народного жилища. Такова, например, церковь села Грэмешти-Хорезу (рис. 58), старейшая из всех сохранившихся (1664 г.): кроме пятигранной формы алтарной части и крестов, стоящих прямо на коньке крыши, она не имеет ни одного внешнего признака, отличающего ее от обыкновенного дома.

Церкви Молдавии, менее старые — большинство их датируется XVIII и XIX вв.— занимают особое место в народной архитектуре. Их план, более близкий к планам каменных церквей, является трёхконховым, и очень часто западная сторона заканчивается, как и восточная, многогранной апсидой. Типичным примером может служить церковь села Рэпчуни-Бакэу (рис. 59), 1773 г., в которой влияние каменных построек сказывается как в форме, так и в структуре её деревянных сводов.

Особенно достойны внимания трансильванские деревянные церкви. Их характерную особенность составляют притвор, высокая крыша и колокольная башня. Притвор, расположенный, как правило, с запада, часто имеет второй этаж, более узкий, чем первый, и подобно ему окруженный галереей-аркадой. Колокольная башня, высящаяся над главным фасадом, вырастает из высокой крыши и гордо поднимается к небу, завершаясь балконом, увенчанным четырьмя малыми башнями с изящной пирамидальной крышей и шпилем.

Село Рэпчуни-Бакэу. Церковь. Вид с юго-запада Село Сурдешти-Бая Маре. Церковь. Вид с юго-запада
59. Село Рэпчуни-Бакэу. Церковь. Вид с юго-запада 60. Село Сурдешти-Бая Маре. Церковь. Вид с юго-запада

Понимание возможностей, заложенных в свойствах дерева и приемах его обработки, а также умелая и искусная интерпретация готических образцов помогли народным румынским зодчим создать свежие и лёгкие формы, не имеющие себе равных в каменной готической архитектуре Трансильвании. Одной из лучших является церковь села Сурдешти-Бая Маре (рис. 60), второй половины XVII в.

Народная архитектура нередко оказывала благоприятное влияние на каменные сооружения. Ей обязаны молдавские церкви XIV—XVI вв. характерными для них высокими и крутыми крышами, а валашские церкви XVII—XVIII вв. — своими открытыми притворами с колоннами, украшенными резьбой и раскраской. В еще большей степени влияние народного зодчества сказалось на каменной гражданской архитектуре. Как уже было сказано, тип скромного крестьянского жилища стал основой композиции и монастырских келий, и жилых домов бояр, и даже княжеских дворцов, подобных упоминавшимся выше дворцам Константина Брынковяну. В них передняя часть второго этажа с элегантной лоджией является ничем иным, как развитием сеней («тинда») и балкона («фоишор») крестьянского дома.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации