Каменное зодчество Древней Руси второй половины XI – начала XII вв.

Глава «Архитектура Древнерусского государства (X – начало XII в.). Каменное зодчество второй половины XI – начала XII вв.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


  1. Киевская архитектура второй половины XI – начала XII вв.
  2. Переяславское зодчество конца XI в.

С середины XI в. начинается новый этап в истории древней Руси и ее архитектуры. Распадение единого государства на отдельные княжества уделы приводит, с одной стороны, к уменьшению размеров храмов, а с другой, — к более широкому распространению каменного строительства.

Значительно возрастает роль церкви и монастырей в политической и экономической жизни страны. Князья все чаще обращаются за помощью к церкви, церковь всё менее зависит от княжеской власти.

В архитектуре ведущим типом культового здания становится монастырский собор. В городах строятся феодальные княжеские дворы-усадьбы, ведется большое строительство в крупных монастырях.

Существенных изменений в строительной технике в этот период не происходит, однако следует отметить постепенное уменьшение количества камня и увеличение количества кирпича в кладке. Добыча и перевозка камня в это время становятся затруднительными при строительстве в городах, расположенных далеко от каменоломен. В кладку в большом количестве начинают употреблять булыжник, собранный на полях.

Намечается тенденция к переходу на местные строительные материалы, хотя смешанная кладка продолжает оставаться характерной для всего рассматриваемого этапа.

 

1. Киевская архитектура второй половины XI — начала XII вв.

Архитектура Киева второй половины XI в. представлена группой каменных зданий, тип и формы которых значительно отличаются от построек предыдущего времени.

В основном все эти постройки связаны с монастырским строительством и в большинстве являются соборами монастырей, главным образом «вотчих», т. е. основанных князем и в дальнейшем служивших интересам этого князя и его династии.

Важнейшую роль в формировании типа храма второй половины XI — начала XII в. сыграл Успенский собор Киево-Печерского монастыря, в котором черты нового стилистического направления выразились наиболее полно.

Киев: 1 — церковь Спаса на Берестове, 1113—1125 гг. (фрагмент фасада и план); 2 — Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. (западный фасад и план); 3 — Михайловский собор Выдубицкого монастыря, 1070—1088 гг. (план); 4 — Успенский собор Печерского монастыря, 1073—1078 гг. (план)
28. Киев: 1 — церковь Спаса на Берестове, 1113—1125 гг. (фрагмент фасада и план); 2 — Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. (западный фасад и план); 3 — Михайловский собор Выдубицкого монастыря, 1070—1088 гг. (план); 4 — Успенский собор Печерского монастыря, 1073—1078 гг. (план)
Киев. Успенский собор Печерского монастыря. Общий вид с востока
29. Киев. Успенский собор Печерского монастыря. Общий вид с востока

Во второй половине XI в. Печерский монастырь, накопивший огромные богатства и захвативший обширные земли, приобрел большое значение в политической и экономической жизни Руси. Архитектура собора, строившегося не князем, а монастырской общиной, отражала новое положение, которое занял теперь монастырь (рис. 28,4 и 29).

Строительство собора началось в 1073 г. и закончилось в 1078 г. Внутренняя отделка, включая мозаику и фресковую роспись, была завершена в 1090 г. [Собор разрушен немецко-фашистскими захватчиками в 1941 г.].

Успенский собор по типу был шестистолпным крестовокупольным храмом. Его архитектурный облик был более строг и прост, чем у сооружений предыдущего времени. Конструкции здания были отчетливо выявлены в его архитектуре. Шесть крещатых в плане столбов несли систему коробовых сводов. Собор был увенчан одним центральным полусферическим куполом на цилиндрическом барабане. Архитектурно-пространственный крест был чётко выражен в объёмах здания. В западной части здания помещался нартекс, над которым находились хоры. Восточная часть оканчивалась апсидами, трёхгранными снаружи и полукруглыми в плане внутри. Членениям плана отвечали на фасаде плоские пилястры. Фасады завершались полукруглыми закомарами. Кладка стен была смешанная, с типичными особенностями второй половины XI в.; ряды камня были несколько уже, чем в Софии Киевской. Самого камня в кладке было меньше, и отсутствовало декоративное расчленение на квадры, характерное для фасадов Софийского собора.

В центральной своей части здание было украшено мозаикой. Как показали раскопки, монастырь имел в XI—XII вв. собственные мастерские, где изготовлялась смальта для мозаик. В монастыре жили и работали художники, среди которых был первый известный по имени русский художник-мозаичист Алипий.

В построении плана Успенского собора Печерского монастыря была определенная пропорциональная зависимость: «20 мер в ширину, 30 в длину». Соотношение сторон плана 2:3 получилось в результате разбивки здания на местности при помощи системы пропорциональных зависимостей.

Уже с конца XI в. к собору начали пристраивать притворы и другие помещения. Наибольший интерес из них представляет Ивановская крещальня. Это была миниатюрная церковка размерами 5 × 6 м в плане четырёхстолпного крестовокупольного типа. Восточный фасад завершали три апсиды, украшенные полуколоннами из лекального кирпича. Церковка почти примыкала к северному фасаду Успенского собора, а позднее, при достройках собора, она вошла в его объём. Можно предположить, что такими же были известные по раскопкам крещальни Спасского собора в Чернигове и собора Михайловского Златоверхого монастыря.

К началу XII столетия Печерский монастырь представлял собой большой архитектурный ансамбль со многими каменными постройками. Так, в 1108 г. на средства князя Глеба Всеволодовича была сооружена каменная трапезная палата и в том же году на средства черниговского князя Николая Святоши были построены каменные ворота с Троицкой надвратной церковью над ними.

Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря, 1108 г.: южный фасад; план; резные шиферные плиты Киев. Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. Вид с юга
30. Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря, 1108 г.: южный фасад; план; резные шиферные плиты 31. Киев. Троицкая надвратная церковь Печерского монастыря, 1108 г. Вид с юга
Киев. Михайловский собор Выдубицкого монастыря. Вид с юга Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Общий вид с юго-востока
32. Киев. Михайловский собор Выдубицкого монастыря. Вид с юга; собор Михайловского Златоверхого монастыря. Общий вид с юго-востока
Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Внутренний вид Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Изображение Дмитрия Солунского
33. Киев. Собор Михайловского Златоверхого монастыря. Внутренний вид и изображение Дмитрия Солунского

Троицкая надвратная церковь хорошо сохранилась до наших дней. По типу — это небольшой четырёхстолпный крестовокупольный храм, возведенный в два яруса: в нижнем ярусе находятся ворота в монастырь (рис. 28,2 и 31).

В 1070-х годах на южной окраине Киева — Выдубичах, где сходились важнейшие пути на юг и юго-восток, князь Всеволод Ярославич построил загородный «красный двор». Рядом с красным двором был основан Выдубицкий монастырь, бывший «вотчим» монастырем Мономаховичей. В 1070 г. началось строительство Михайловского собора Выдубицкого монастыря, закончившееся лишь в 1088 г. (см. рис. 28,3 и 32,1).

От собора сохранилась западная часть; восточная известна только по раскопкам фундаментов. По типу храм, вероятно, был близок к Спасскому собору в Чернигове: такая же структура вытянутого восьмистолпного плана, так же четко выраженный нартекс. Лишь размеры здания были значительно меньше, особенно в ширину. Как и в черниговском соборе, центральный купол, очевидно, был поставлен в центре здания.

Широкий нартекс вмещает с левой стороны башню с лестницей, ведущей на хоры. Башня уже не стоит отдельно от храма (как в черниговском Спасе или Киевской Софии): она включена в объём здания и выходит на северный фасад криволинейным в плане выступом.

Тип Спасского собора в Чернигове был повторен и в построенном в конце XI в. Борисоглебском соборе в Вышгороде, план которого известен по археологическим раскопкам. Борисоглебский собор был значительно больше Выдубицкого. Поставленный на высоком Вышгородском холме, собор был виден на много километров.

Важным звеном в развитии нового типа храма был собор Михайловского Златоверхого монастыря [Собор был разобран в XX в. Существует мнение (М.К. Каргер), что рассматриваемый монастырь в древности был не Михайловским, а Дмитриевским, собор которого был построен в 60-х годах XI в.], построенный князем Святополком-Михаилом в 1108 г. в Киеве (рис. 30 и 32,2). Он представляет собой окончательно сложившийся тип шестистолпного крестовокупольного храма с его простой, статической композицией, состоящей из параллелепипеда основного объёма и цилиндра барабана с полусферическим куполом. В отличие от других русских храмов первой половины XII в., в Михайловском Златоверхом соборе еще живы были традиции архитектуры XI в.: смешанная кладка стен, меандровые пояса, украшавшие фасады, круглая башня, стоявшая с северной стороны у нартекса. С южной стороны нартекса был пристроен маленький отдельно стоящий четырёхстолпный храмик, служивший крещальней. Внутри собор был украшен замечательными мозаиками и фресковой росписью. Стиль этих изображений значительно отличался от Софийских, а русские надписи на фресках и мозаиках свидетельствовали о выполнении их русскими мастерами. Яркие тона мозаик создавали исключительно живописную гамму цветов. Великолепны были фресковые изображения, выполненные в мягкой, «перламутровой» красочной гамме (рис. 33).

Киев. Церковь Спаса на Берестове. Вид с юга
34. Киев. Церковь Спаса на Берестове. Вид с юга

Из сохранившихся до нашего времени памятников киевского зодчества второй половины XI — начала XII в. один из позднейших — церковь Спаса на Берестове (рис. 34). Очевидно, строителем ее был князь Владимир Мономах, так как в XII в. церковь служила родовой усыпальницей Мономаховичей: в ней были похоронены Юрий Владимирович Долгорукий (1158 г.) и другие представители этой династии. Вернее всего датировать храм годами правления в Киеве Владимира Мономаха (1113—1125). Вероятно, Спас на Берестове был церковью загородной феодальной княжеской резиденции (княжеского двора). Дворцовый характер храма наложил отпечаток на его архитектуру [Сохранилась лишь западная часть храма].

По типу — это крестовокупольный шестистолпный храм, близкий к Успенскому собору Печерского монастыря. Нартекс занимает значительную часть здания; в северной его части расположена крещальня, служившая одновременно княжеской усыпальницей, а в южной помещалась башня с парадной лестницей на хоры. С трех сторон к зданию примыкали притворы, перекрытые цилиндрическим и двумя полуцилиндрическими сводами, которые образовывали перекрытие, по форме воспроизводившее трехлопастную кривую. Следы стен и перекрытий в виде тесаной кладки сохранились над входом и по бокам от входа.

В интерьере башни окна чередуются с полукруглыми в плане глубокими нишами, идущими по ходу винтовой лестницы. Необычны для древнерусского зодчества перспективные арки под хорами, на внутренней западной стене, выходящей в центральное пространство. Очень интересны сохранившиеся древние деревянные перемычки над оконными и дверными проёмами; при этом надо отметить, что прямоугольные оконные проемы также редко встречаются в древнерусском зодчестве. Фасады здания украшены декоративными меандровыми фризами « крестами, выполненными из кирпича.

Техника кладки стен значительно отличается от кладки XI в. Камня в кладке мало, он имеется только в толще стены. Вся же основная кладка стен выполнена из кирпича. Полосатость фасадов, характерная для смешанной кладки, достигнута здесь путем утопления рядов кирпича и затирки их раствором.

 

2. Переяславское зодчество конца XI в.

Один из крупнейших городов древней Руси — Переяславль — в конце XI в. играл важную роль в жизни древней Руси. Большое строительство велось в Переяславле князем Всеволодом Ярославичем и особенно его сыном — Владимиром Мономахом, много лет занимавшим Переяславский княжеский стол. Одно время Переяславль был резиденцией митрополита.

Переяславский детинец, площадь которого составляла 10 га, расположен на невысокой возвышенности, ограниченной с двух сторон реками Альтой и Трубежом. Высокие земляные укрепления, относящиеся еще к X в., ограждали детинец со всех сторон. С северной стороны к детинцу примыкал Окольный город, занимавший площадь до 50 га и имевший свои укрепления. Город имел трое ворот: восточные — Кузнечьи, выходившие к переправе через Трубеж, южные — Епископские — к переправе через Альту и северные — Княжьи, ведшие, очевидно, из детинца в Окольный город. Неподалеку от Княжьих ворот в северной стороне детинца находился княжий двор, южную часть детинца занимал епископский двор.

Большое строительство каменных зданий вел в Переяславле в конце 80-х годов XI в. митрополит Ефрем. По свидетельству летописи, в 1089 г. в детинце был сооружён Михайловский собор, митрополичий двор обнесён каменной стеной, построены церкви «Федора на воротах» и «Андрея у ворот», а также «строение банное [купольное] камено».

Ни одного памятника древнерусского зодчества в Переяславле не уцелело, и лишь за последние годы исследователями были обнаружены фундаменты ряда зданий конца XI в. На основании этих исследований можно говорить о своеобразной переяславской школе зодчества, сложившейся в это время и отличавшейся весьма самобытными чертами.

Из перечисленных выше построек, связанных со строительной деятельностью митрополита Ефрема, твердо атрибутирована лишь одна — кафедральный Михайловский собор. Михайловский собор стоял в южной части детинца и был центром целого ансамбля зданий епископского двора. Остатки собора — большого пятинефного храма с притворами, богато украшенного внутри фресками и мозаикой — были обнаружены при археологических раскопках.

Церкви конца XI в.: 1 — Остёр. Михайловская божница 1098 г. (фрагмент фасада и план); 2 — Переяславль: а — Спасская церковь, конец XI в.; б — Богородичная церковь, 1098 г.
35. Церкви конца XI в.: 1 — Остёр. Михайловская божница 1098 г. (фрагмент фасада и план); 2 — Переяславль: а — Спасская церковь, конец XI в.; б — Богородичная церковь, 1098 г.

На территории детинца поблизости от епископского двора были обнаружены фундаменты двух небольших церквей. Одна из них (возможно, церковь Андрея у ворот) — миниатюрный однонефный с галереями храмик с тремя апсидами и очень своеобразным планом. Вторая церковь находилась к северу от епископского двора. Это однонефная, одноапсидная (бесстолпая) постройка с небольшим прямоугольным притвором с западной стороны (рис. 35,2а). Фасады её были расчленены пилястрами. Тип её перекрытия неясен, во всяком случае здание не относится к крестовокупольному типу. Техника кладки обоих зданий характерна для конца XI в.

Типичным храмом переяславской школы конца XI в. была церковь, остатки которой обнаружены в северной части детинца. Вероятно, это была Богородичная церковь на княжьем дворе, построенная Владимиром Мономахом в 1098 г. Храм имеет сравнительно небольшие размеры (12 × 21 м). Он меньше киевских монастырских соборов, но больше двух упомянутых выше переяславских церквей, что может указывать на его дворцовый характер (рис. 35,2б).

В плане храм — трехапсидный, четырёхстолпный, причем восточные столбы соединены со стенами апсид, а западные — свободно стоящие. С западной стороны к центральному пространству примыкал небольшой нартекс. Этот храм также не принадлежит к типу крестовокупольных зданий: столбы образуют вытянутый прямоугольник, который нельзя перекрыть круглым в плане куполом. Очевидно при перекрытии здания была применена более сложная конструктивная система. Исследованиями обнаружены многоцветные глазурованные плитки, которыми были вымощены полы.

Интересный небольшой храм конца XI в. был обнаружен на месте поздней Спасской церкви в Окольном городе. Храм был усыпальницей какого-то богатого, возможно боярского, рода. По типу — это одноапсидное здание с двумя квадратными в плане столбами, свободно стоящими на восточной стороне центрального пространства храма. Между апсидой и центральным пространством имеется дополнительное членение, не встречающееся в древнерусском зодчестве. С западной стороны к храму примыкал нартекс. Фасады здания были расчленены пилястрами, внутри храм был расписан фресковой живописью. Хорошо сохранились полы из разноцветных керамических плиток. Как и в предыдущем здании, система перекрытия храма не ясна. Он также не принадлежит к крестовокупольной системе.

Очень интересным памятником переяславского зодчества были Епископские ворота детинца с надвратной церковью Федора. Остатки их были обнаружены в валу близ Михайловского собора. Сохранившаяся в ряде мест высота стен достигала 2,5 м. Там же сохранилась нижняя часть лестничной клетки со ступенями лестницы, ведшей в надвратную церковь.

Помимо построек Переяславля известны еще два памятника Переяславской земли конца XI — начала XII в., относящиеся к переяславской школе зодчества того времени. Это Летская божница Владимира Мономаха в Борисполе, Киевской области, построенная в 1116 г., и известная Михайловская божница в древнем Остёрском городке (ныне г. Остёр), восточная часть которой уцелела до наших дней. От Летской божницы сохранились лишь незначительные остатки фундаментов.

Остёр. Михайловская божница, 1098 г. Вид с востока
36. Остёр. Михайловская божница, 1098 г. Вид с востока

Михайловская божница в Остре, как можно предполагать, была построена в 1098 г. вместе с крепостью, которую соорудил Владимир Мономах (см. рис. 35,1). Позднее, в XII в., замок и божница принадлежали сыну Владимира Мономаха — Юрию Долгорукому. Церковь стоит на холме, возвышающемся над долиной реки Десны. Возможно, что она имела определенное значение в системе обороны Остёрского замка. По типу она близка к переяславской церкви, обнаруженной в северной части детинца (предположительно, Богородичная церковь), но отличается тем, что не имеет боковых апсид (северная апсида была выложена в толще стены) и нартекса (рис. 36). Система перекрытия этой церкви также не ясна. В летописи упоминается о том, что верх божницы был «надрублен деревом». В апсиде церкви сохранилась прекрасная фресковая живопись.

Архитектура переяславской группы каменных храмов конца XI в. не вполне выяснена в силу того, что ни один из них не сохранился полностью до наших дней. Своеобразие планов и отход от обычной на Руси крестовокупольной системы перекрытий выделяют переяславскую группу в особое стилистическое направление в древнерусском зодчестве второй половины XI — начала XII в.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации