Архитектура Древнерусского государства (X – начало XII в.)

Глава «Архитектура Древнерусского государства (X – начало XII в.) Введение. Заключение». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


В конце 1-го тысячелетия н. э. на просторах Восточно-Европейской равнины сложилось древнерусское государство, объединившее многочисленные восточнославянские племена и некоторые соседние с ними угро-финские племена.

Территория древнерусского государства занимала большую часть Восточной Европы, включая бассейны рек Днепра, Днестра, Буга (верхней части), Западной Двины, Волхова, Волги (верхней части). Влияние Руси распространялось на берега Балтийского, Белого, Чёрного и Азовского морей. На больших водных путях Восточной Европы в X—XI вв. возникли многочисленные древнерусские города.

Древнерусское государство было раннефеодальным, где уже выделился господствующий класс феодалов-землевладельцев, закрепощавших крестьян и принявших христианскую религию, соответствовавшую новому социальному строю и новой идеологии.

Древнерусская культура развивалась на основе многовековых традиций восточного славянства. Принятие христианства содействовало восприятию древней Русью достижений византийской цивилизации, явившейся в свою очередь наследницей античных традиций.

Карта Руси периода феодальной раздробленности (XII—XIII вв.)
Карта Руси периода феодальной раздробленности (XII—XIII вв.)

Но Византия была далеко не единственным источником обогащения древнерусской культуры. Русь в экономическом, политическом и культурном отношении была тесно связана с другими славянскими странами, со странами Центральной и Западной Европы, со скандинавскими странами, с народами Причерноморья, Кавказа, Приуралья. Торговые и культурные связи древняя Русь установила со странами Средиземноморья, арабского Востока, Средней Азии. Все эти связи также способствовали развитию древнерусской культуры, достигшей в рассматриваемую эпоху высокого уровня.

Со своей стороны, древняя Русь играла значительную роль в развитии культуры других народов. Изделия древнерусского художественного ремесла, утварь, оружие и пр. служили предметами вывоза в другие страны. Всемирно известные изделия древнерусских ювелиров и резчиков делались с замечательным искусством. Центры этого производства — Киев, Чернигов, Новгород — привлекали к себе многочисленных купцов из многих стран Европы и Азии. В Киеве в XI — начале XII в. работали ученые, писатели, историки, публицисты, поэты. До нас дошли патриотические публицистические произведения Иллариона, летописцев Никона, Нестора, Сильвестра, составлявших летописные своды. Автор «Слова о полку Игореве» упоминает о выдающемся поэте XI в. — Бояне, письменные источники сохранили имена врачей, художников, архитекторов.


 

В этапах развития зодчества древнерусского государства отразились основные социально-экономические сдвиги и конкретные исторические условия, существовавшие на Руси с конца X до начала XII в. Первый этап отражал утверждение нового социального строя, полное социальных противоречий время, когда ещё живы были многие взгляды и тенденции языческого прошлого, но уже окончательно утвердила свою власть идеология феодализма. Это время, когда власть киевского князя была сильна на всей Руси, когда древнерусское государство выступало на международной арене как крупная политическая сила. Это нашло свое выражение в строительстве больших ансамблей княжеских центров и величественных соборов в крупнейших русских городах.

Политическое и культурное единство русских земель в эпоху древнерусского государства обусловило единство стиля архитектуры этого времени. Это хорошо иллюстрируют сооруженные в трех центрах государства — Новгороде, Киеве и Полоцке — три Софийских собора, близких друг к другу по своей архитектуре. Знаменательно, что эти три города стали со временем крупными центрами культуры русского, украинского и белорусского народов.

С созданием древнерусского государства возникли новые задачи в области строительства и архитектуры. Росли города, изменялся их облик, вырабатывались новые типы застройки, возникло каменное монументальное зодчество, создавались ансамбли административных и религиозных центров, княжеских дворов, монастырей. Вырабатывалась новая техника оборонительного зодчества. Складывалось строительное и художественное мастерство древнерусских зодчих.

В архитектуре этого периода древнерусские строители в новых условиях, в новых типах и новых материалах развивали традиции славянского зодчества, что сказалось в особенностях плановых, композиционных и конструктивных приемов, например в трёхчастной композиции плана княжеских дворцов, в живописном характере дворцовых ансамблей, в переработке крестовокупольного типа храма, многоверхом его завершении. В этих чертах монументальных зданий можно видеть влияние народного зодчества, сферой деятельности которого была в основном деревянная архитектура. Эти черты нашли свое наиболее полное выражение в таких замечательных зданиях, как Софийские соборы в Киеве и Новгороде.

Со второй половины XI в. вслед за изменениями социально-экономических и политических условий на Руси, которые выразились в дальнейшем развитии феодально-крепостнической системы, в начавшейся княжеской усобице, поставившей под угрозу целостность древнерусского государства, в усилении влияния церкви на политическую и экономическую жизнь Руси, произошли значительные изменения и в стиле древнерусского зодчества.

В культовой архитектуре этого периода наблюдается тенденция к строгой определенности (каноничности) типа и облика храма, к максимальному подчинению его функциональным требованиям богослужения. Под этим влиянием отмирают черты, присущие зданиям соборов периода расцвета древнерусского государства, — парадность и пышность архитектуры, ее общественно-придворный характер. Становятся ненужными открытые галереи, башни с парадными лестницами, обширные хоры, служившие парадными княжескими залами, и др. Исчезают многоглавие, пирамидальность композиции.

В архитектуре культовых зданий все отчетливее звучат темы обособленности, аскетизма, ярко сказавшиеся в облике Успенского собора Киево-Печерского монастыря. В зодчестве отдельных областей древней Руси все сильнее проступают местные черты. Так, переяславское зодчество конца XI в. характеризуется возникновением местной архитектурной школы, разрабатывающей свои собственные типологические схемы и конструктивные приемы. Новгородские соборы начала XII в. свидетельствуют о том, что и в Новгороде на основе близких к Киеву архитектурных типов и форм вырабатываются местные стилистические особенности. И все же влияние Киева продолжает оставаться очень сильным во всех областях древней Руси. Киевскую систему кладки и киевский характер типов зданий мы обнаруживаем в начале XII в. и в остатках Успенского Мономахова собора в Смоленске, и в нижних частях первоначального собора Рождества Богородицы в Суздале. Это киевское наследие послужило основанием для дальнейшего развития древнерусского зодчества в период феодальной раздробленности древней Руси.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации