Архитектура Византии (ВИА)

Глава «Архитектура Византии» (Введение, Заключение). «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Сущность превращения Римской империи в Византийскую определяется сменой рабовладельческой формации феодальной.

В советской исторической науке были высказаны различные точки зрения на время сложения феодальных отношений в Византийской империи. Одни исследователи считают, что рабовладельческий строй окончательно пал в Восточно-Римской империи уже к V в. Они полагают, что с самого образования византийского государства наступило преобладание, а затем господство феодальных производственных отношений. Основы феодальной собственности на землю были заложены уже в IV в. Рабство сохранило свое значение только как отмирающая форма эксплуатации.

Согласно другой точке зрения, IV— VI вв. являются периодом разложения рабовладельческого строя в Византии и временем сложения элементов феодализма. Блестящее время Юстиниана I рассматривается исследователями того направления главным образом как неудачная попытка задержать естественный ход истории и сохранить обреченный на гибель рабовладельческий строй. Окончательное установление феодальных отношений произошло, согласно этой точке зрения, только в VII в.

Необходимы дальнейшие исторические исследования для окончательного решения этого кардинального вопроса. Однако, как бы он в будущем не был решён, уже сейчас следует обратить внимание на то глубокое единство византийской культуры, которое характерно для всего длительного периода существования Византийской империи от V до XV в. Такие типичнейшие особенности византийского государства, как централизованная система управления с очень развитой чиновнической иерархией, преобладание религиозной идеологии восточнохристианского, православного толка, объединившей много различных народностей, взгляд на свою культуру как на прямое продолжение античной культуры, переработка античного наследия под влиянием средневекового спиритуализма, претензия на развитие в своем государстве типа античной всемирной монархии и на ведущую роль среди других государств, консерватизм в различных отраслях культуры и многие другие черты объединяют разные этапы интенсивно развивающейся византийской культуры. Очень отчетливо черты «византинизма» прослеживаются в живописи. Не менее отчетливо они ощутимы и в архитектуре, например в преобладании в монументальном культовом зодчестве купола, центрических архитектурных типов и центрического композиционного принципа.


  1. Сложение византийского зодчества
  2. Ранневизантийская архитектура. Константинопольская архитектурная школа
  3. Ранневизантийская архитектура. Архитектура в провинциях империи
  4. Основные особенности средневизантийской архитектуры
  5. Константинопольская архитектурная школа в средневизантийское время
  6. Восточновизантийская архитектурная школа в средневизантийское время
  7. Греческая школа средневизантийской архитектуры
  8. Поздневизантийская архитектура
  9. Строительная техника Византии

В истории Византии определились три основных этапа развития Византийской империи и византийской культуры: ранневизантийский период (V—VIII вв.); средневизантийский период (VIII—XIII вв.); поздневизантийский период (XIII—XV вв.).

В Византийской истории VIII в. явился периодом больших внутренних и внешних потрясений. Глубокие изменения, вызванные характером внутренних отношений, означали перестройку государственной и общественной жизни. Положение обострялось опасностью извне: это было время сильного натиска арабов, угрожавшего самому существованию византийского государства. Острые идеологические споры и конфликты, постоянно переходившие в кровавую междоусобную борьбу, отражали столкновения противоречивых классовых интересов, характерных для этого переходного времени. Стабилизация произошла к середине IX в. Она была обусловлена окончательным сложением в Византии феодальных отношений.

Средневизантийский период трагически окончился для Византийской империи взятием и разграблением Константинополя крестоносцами, главным образом венецианцами, хозяйничавшими в византийской столице в течение нескольких десятилетий (1204—1261). После восстановления империи наступил последний период византийской истории, продлившийся до взятия Константинополя турками в 1453 г. Все усиливавшийся процесс феодализации империи и связанные с ним центробежные тенденции были главной причиной все большего ослабления военной мощи византийского государства и привели в конце концов к его окончательной гибели.

Византийский феодализм имел ряд особенностей, довольно существенно отличавших его от феодализма западноевропейского. Начальный период развития византийского государства принципиально отличен от зарождения и раннего развития феодализма на Западе тем, что Византийская империя была непосредственной преемницей и продолжательницей Римской империи. В то время как на Западе под натиском Молодых народов — «варваров» — была сметена античная культура и был разрушен Рим и его империя, Восточно-Римская империя была сохранена, и молодые народы в значительной степени влились в ее стареющий организм, обновив его и сделав его в дальнейшем жизнеспособным. Если в Западной Европе это были главным образом германские народы, то на Востоке аналогичную роль играли народы славянские. Последние восприняли античное культурное наследство через посредство Византии и продолжали его развитие на новой экономической основе.

Византия в VI в.
Византия в VI в.
Византия в XIII в.
Византия в XIII в.
Византия в XIV—XV вв.
Византия в XIV—XV вв.

Как и в Западной Европе, в Византии сложилась и быстро развивалась крупная земельная собственность, как светская, так и церковная. Особенно могущественными землевладельцами были монастыри и высшие представители церковной иерархии. Крепостное население отличалось довольно сложным составом, что было обусловлено различным происхождением тех или иных форм феодальной зависимости.

Существенной особенностью византийского феодализма было также значительное развитие товарного производства, ремесла, торговли и городской жизни. В особенности процветали ткацкое ремесло, горное дело, обработка металлов и производство металлических изделий, ювелирное дело, стекольное производство и искусное изготовление разнообразных предметов роскоши, получивших очень широкое распространение в различных странах Европы и Востока.

Жизненно необходимым для самого существования Византийской империи было сохранение на всем протяжении ее развития прекрасно организованного централизованного бюрократического аппарата во главе с императором. Строжайшая централизация империи позволяла иметь армию и флот, способные оборонять страну от почти непрерывных нашествий варваров. Военную систему империи реорганизовывали в зависимости от конкретных условий исторического момента, однако принцип централизации государственной жизни сохранился до самого конца существования империи.

Феодальный строй неминуемо влек за собой развитие центробежных сил, так как крупнейшие феодалы на основе натурального хозяйства являлись полновластными владыками в своих имениях. Отсюда возникали постоянные конфликты между интересами феодалов и задачами, стоявшими перед центральной властью. В Константинополе вокруг императорского двора группировались руководящие круги феодалов, державшие власть в своих руках и действовавшие в интересах государства в целом, его единства и обороны. Между отдельными группировками столичной аристократии шла непрерывная междоусобная борьба за власть, пожалования и земли. Однако наиболее ожесточенными были постоянные распри между централизованным правительством и столичными феодалами, с одной стороны, и, с другой, — теми феодалами, которые жили в своих имениях, достигавших нередко огромных размеров. Этим последним была чужда идея жертв, приносимых для общего блага. Основной процесс развития феодализма в Византии, как и в других странах, неуклонно шел в сторону усиления тенденций центробежных, что очень ослабляло военную мощь империи. Именно внутренней слабостью, вызванной основной тенденцией к феодальной раздробленности, было обусловлено взятие Константинополя крестоносцами и, в особенности, окончательное падение столицы и империи в 1453 г.

Централизованный характер Византийской империи, а также развитие ремесла и торговли способствовали великолепному расцвету Константинополя, который до самого конца существования империи оставался наиболее блестящим и красивым городом всей Европы. Очень велико было значение его архитектуры для развития всего Византийского зодчества. Грандиозные крепостные стены, опоясывавшие город с суши и с моря, жилые дома горожан и дворцы знати, наконец, в особенности церковные здания отличались в столице Византийской империи великолепием и влияли на застройку других городов, монастырей и сельских мест.

В состав Византийской империи входило много различных народностей. Не существовало единого в этническом смысле византийского народа. Разнообразные обширные области византийского государства были населены многочисленными народностями, из которых одни, как, например, греки, имели за плечами многовековую славную историю, в то время как другие, например славяне, только начинали свой исторический путь и со свежими силами вступали на историческую арену. Все они были объединены общими формами хозяйства, одним социальным строем и, в особенности, единой византийской культурой и идеологией, в которой исключительно большую роль играло предельно разработанное и отточенное учение православия. Велико было значение славянского элемента для образования византийской культуры. Славянские племена слились особенно тесно с греческим населением империи, вследствие чего средневековая греческая культура была в значительной степени славянизированной. Большую роль в сложении византийской культуры играли также восточные народы, в особенности сирийцы, различные племена Малой Азии, а также народы Кавказа, в первую очередь армяне.

Широкие народные массы принимали очень большое участие в жизни Византийской империи. Постоянные притеснения зависимых слоев крестьянства феодалами и непосильные поборы приводили к народным восстаниям и массовым народным движениям, направленным против аристократии. Однако народ принимал в византийском государстве живейшее участие также и в идеологической борьбе, например в столкновениях различных партий периода иконоборчества. Споры за или против икон можно было слышать на каждом шагу на улице; нередко они кончались врукопашную. В этих спорах, как и в других противоречиях, казалось бы, чисто отвлеченного характера, находили свое отражение противоположные хозяйственные и социальные интересы.

На протяжении всей истории Византийской империи в результате почти непрерывных войн очень часто изменялись границы государства. То оно расширялось почти до размеров Римской империи, то сжималось настолько, что территория государства ограничивалась столицей и небольшим куском земли в ее окрестностях. На некоторых границах господствовало неустойчивое положение, вследствие которого определенной линии границы вообще не существовало. Тем не менее на всем протяжении своего развития византийцы считали себя владыками мира, которым покровительствует божество, и фанатично держались традиционных церковных канонов.

Византия и ее центр — Константинополь занимали и по своему географическому положению, и по характеру своих торговых и культурных связей промежуточное положение между Западом и Востоком. Изучая византийскую культуру в целом, а также различные ее стороны, постоянно наталкиваешься на родство отдельных явлений с аналогичными явлениями не только античной, но также и восточной, и даже древневосточной культуры. Государственный строй и государственные учреждения Византии развились из античных греко-римских учреждений. Наряду с этим византийский император по характеру своей самодержавной власти сильно походил на древневосточных деспотов, наследником которых он являлся, подобно его постоянному врагу и сопернику — иранскому царю из династии Сасанидов. Глубокий синтез античных и восточных элементов составляет одну из характерных черт византийского государства, и византийской культуры. Этот синтез был осуществлен на основе новых особенностей византийского феодального общества.

Византийская архитектура отражает эти соотношения. В ней легко выделить античные греко-римские и восточные элементы. Не менее отчетливо выступают также и ее своеобразные особенности. Византийское зодчество отличается очень большой цельностью, несмотря на пройденный им длительный путь интенсивного развития и на его местные особенности в отдельных областях империи. Единство византийской архитектуры основано на ее связи с народным зодчеством. Это единство в особенности проявилось в углубленной и очень разнообразной разработке византийскими архитекторами темы купола, истоки которой лежат в народной жилой архитектуре древнего Востока.

Очень большое значение для сложения и развития византийской культуры имела особая, византийская разновидность христианства, называемая православием. Отличительную особенность последнего составляет его более человечный и более народный, демократический характер по сравнению с западноевропейским католичеством. Представления о божестве, характерные для католического вероисповедания, отличаются более абстрактным характером, между человеком и божеством проводится более резкая грань. Это различие проявляется в прибавлении католической церковью слова «filioque» к изложению догматов христианской веры, что послужило основой разделения церквей. Суть этого добавления заключается в том, что Христос лишается того почти человеческого характера, который присущ ему в византийском истолковании христианских догм. Согласно византийской системе, Христу приписывается более человеческая природа, вследствие чего человек должен ощущать божество внутри себя. В этом кроется гуманистическое ядро византийской идеологии, облеченное в средневековую религиозную оболочку.

В архитектуре противоположность католичества и православия выражается в контрасте, существующем между базиликой и центрическим зданием. В западноевропейской базилике все направлено к основной цели — к апсиде, алтарю, к абстрактному божеству, которого человек должен слушаться и бояться. Наоборот, в византийском культовом здании человека окружает центрическая купольная композиция, заставляющая его сосредоточиться в самом себе и связанная с древнейшей традицией жилого дома, где посередине помещался очаг, вокруг которого собиралась семья. Центральное место в культовом здании под куполом занимает амвон — особая кафедра, вокруг которой развертывается культовое действие, долженствующее в символической форме представить историю мира и человека, как ее трактовало византийское богословие.

До самого конца существования Византийской империи в ней продолжали жить славные традиции античного градостроительства. Это в особенности относится к Константинополю. Тенденция к регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода. Византийский город — наименее исследованная область византийской архитектуры. Однако, привлекая виднейшие города соседних стран, находившихся под влиянием Византии, а также опираясь на общий характер Константинополя, можно, правда лишь в самых общих чертах, представить себе также и эволюцию византийского города.

Уже в ранневизантийский период в городском ансамбле сильно проявилась централизация, отражавшая ведущее начало византийского государства. Улицы сходятся к центру города, в котором главное место занимает собор. В средневизантийский и, в особенности, в поздневизантийский период заметно усиление элементов свободной планировки, в известной степени присущих также и ранневизантийскому городу.

Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что обусловливалось историческими предпосылками жизни Византийской империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества.

Выдающимися сооружениями, как по размерам, так и по характеру архитектуры, следует назвать цистерны, которые встречаются главным образом в Константинополе, но также и в других городах и загородных монастырях Византии. Значительная часть цистерн действительно служила водохранилищами. Однако было доказано, что они имели также и другое назначение, при этом довольно разнообразное. Нередко они возводились в качестве антисейсмических оснований крупных общественных зданий. Наряду с этим, они служили обширными платформами, на которые ставили культовые и другие сооружения, например дворцовые корпуса, при строительстве в пересеченных местностях. Наконец, в некоторых случаях цистерны служили, по-видимому, также складочными и производственными помещениями. Для византийских архитекторов они были своего рода школой сводчатых конструкций и очень сильно влияли на монументальные постройки.

Сравнительно мало известна жилая застройка византийских городов. Можно только утверждать, что в рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера, живо отражавшая бытовой уклад византийцев. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, если они выходили на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.

Очень мало известны загородные жилища византийских феодалов. Сохранившиеся фрагменты их говорят о том, что они были родственны городским дворцам и богатым городским домам.

Особым типом архитектурного ансамбля были византийские монастыри. Наиболее своеобразны были загородные монастыри, представлявшие собой обычно крепостные ансамбли. Их основными зданиями были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, а в центре — столовая (трапезная) и доминировавшая над остальными сооружениями церковь.

Средневековый характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве культовых построек. Типы византийских церквей были очень разнообразны и развивались по отдельным историческим периодам. Наиболее выдающимися типами являются: купольная базилика, перистильный тип церкви, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах, и крестовокупольные постройки. Во всех этих архитектурных типах господствует купол над амвоном, перекрывающий центральную часть здания, к которой примыкает алтарь в апсиде. Центральная часть окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.

Устройство фундаментов византийских построек остается до сих пор почти неисследованным. Стены складывали из кирпича, из тесаного камня, из кирпича с прокладками из камня или из камня с прокладками из кирпича. Перекрытия — по большей части сводчатые. Встречается сочетание в одном здании перекрытий сводчатых и плоских деревянных. Наряду с куполами и цилиндрическими сводами, очень распространены были крестовые своды. Купола возводили прямо на подпружных арках или ставили их на довольно высокие цилиндрические барабаны, прорезанные окнами. Переходом от квадрата стен к окружности купольного кольца служили обычно паруса, но применялись также и тромпы. Распор купола и сводов зодчие старались по возможности погасить за счет сводчатых перекрытий соседних помещений, создавая системы взаимно-уравновешенных сводов. Довольно распространенными были здания, перекрытые несколькими куполами.

Кровли делали в более крупных и богатых постройках из свинцовой черепицы, в более простых — из черепицы керамической. В наружных частях зданий иногда выкладывали кирпичные узоры, а в каменных постройках помещали профилированные плиты, часто украшенные резьбой. Внутренние стены покрывали мраморной облицовкой, сочетавшейся с мозаикой сводов. В других случаях внутренние стены, столбы и своды сплошь покрывали фресковой живописью. Полы в более богатых постройках делали мозаичными из мрамора, в более простых — кирпичными, причем кирпич обычно выкладывали в елку. В некоторых зданиях встречаются наружные рельефы орнаментального характера в виде отдельных вставок из резных каменных плит.

Византийские столичные архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы. Они делали большие проемы и связывали таким образом интерьеры с наружным пространством. Отдельные части интерьера всегда были органически связаны в единое композиционное целое. Что касается интерьеров византийских культовых зданий, то, несмотря на большие проемы, даже в тех случаях, когда они хорошо связаны с наружным пространством, они всегда трактованы как особый мир, отличающийся от мира природы и построенный на основе представлений о человеке и вселенной, характерных для церковной легенды. Церковный интерьер — это символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение в живописи. Характер изображенных фигур и сцен влиял и на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства природы. Церковное здание было мощным дополнительным средством внедрения в широкие народные массы руководящих идей византийской государственности, проникнутых церковными представлениями.

Идеи централизации, божественного происхождения царской власти, феодальной монархии пронизывали собой как архитектурные, так и живописные образы. Синтез архитектуры и живописи носил в Византии в высшей степени единый и цельный характер. Архитектурные детали отражали основные принципы общей композиции зданий.

Каждый из трех основных периодов византийского зодчества обладал своими особенностями, развившимися из характерных черт предшествующего периода на основе нового этапа развития византийского общества и государства. Основная линия этого развития ярко отражала всё усиливавшийся процесс феодализации и ослабления центростремительных тенденций Византийской империи.

В различных частях государства архитектура видоизменялась в зависимости от местных экономических, социальных и природных условий. Необходимо различать в пределах основных исторических периодов три основные школы византийской архитектуры: константинопольскую, восточновизантийскую и греческую.


 

Византийское зодчество внесло очень большой и существенный вклад в сокровищницу мировой архитектуры. Его основным достижением явилась замечательная разработка центрической архитектурной композиции на основе перекрытия главной части здания куполом. Купол — главная тема византийского зодчества. Византийские архитекторы разработали его в различных вариантах.

Купол знали и предшественники Византии — архитекторы греко-римской античности, а также зодчие Востока. Однако нигде и никогда до этого купол не был основой архитектурной системы.

Характерной особенностью византийского зодчества являются купола, расположенные на квадратном основании, которое в отличие от ротонды может быть расширено пристройками, купола, опирающиеся на четыре опоры, купола на барабанах.

Причиной того, что в центре внимания византийских зодчих находилось центрическое купольное, здание, была органическая преемственность византийского зодчества от народной жилой архитектуры, традиции которой восходили к древневосточным и античным типам жилья с купольным перекрытием над главной его частью и над очагом. Этот тип жилья отражает одну из исконных человеческих форм народного быта, для которой средоточием был очаг, объединявший семью. Здесь лежат корни того гуманистического начала, которое присуще архитектурному образу купола и центрической системе здания.

Огромное значение имели в византийской архитектуре ее функциональная основа и тесно связанная с ней конструктивная сторона, как средство осуществления нередко очень сложной строительной программы.

Центрическая архитектурная композиция отражает одну из основных сторон византийской общественной и государственной системы, а также византийского миропонимания и византийской идеологии — центростремительное начало.

Другой принцип, характерный для византийской идеологии, — человеческое, гуманистическое начало, заключенное в средневековую церковную оболочку. Православие было преемственно связано с античной, главным образом греческой, классической философией, с греческой классической литературой и с греческим классическим театром. Сама греческая и вся вообще античная культура своими истоками восходит к народному началу, оплодотворенному древней традицией восточного народного творчества.

Другой важнейшей чертой византийской идеологии, тоже восходящей к структуре византийского общества и государства, была идея иерархии. В архитектуре она нашла свое отражение в замечательной по стройности системе расчленения здания, в первую очередь его интерьера. Византийские зодчие систематически работали над проблемой создания сложного, расчлененного интерьера, части которого, сопоставленные друг с другом, составляют стройное единство. Каждая часть такого интерьера занимает свое определенное место в системе целого. В результате образовалась великолепная группировка разнородных частей интерьера, различных пространственных ячеек, соединявшихся в нечто единое. Византийское зодчество впервые в истории человечества создало архитектурную пространственную группу, получившую в дальнейшем в мировом зодчестве замечательное развитие.

Византийская архитектура создала одно из самых выдающихся зданий всех времен и народов — собор Софии в Константинополе. Это сооружение явилось органическим звеном развития не только византийской, но и всей античной и средневековой архитектуры. Оно возникло из целой цепи предшественников и сильнейшим образом повлияло на дальнейшее развитие византийской и всей мировой архитектуры. Однако ценность Константинопольской Софии лежит главным образом в ней самой, в её замечательной архитектуре. Константинопольскую Софию можно поставить рядом с Парфеноном в смысле её ценности для человечества.

В особенности необходимо отметить в качестве одного из самых капитальных достижений византийской архитектуры создание крестовокупольной архитектурной системы. В ней была как бы подытожена вся античная и византийская архитектура предыдущего времени. Одновременно с этим в крестовокупольном здании было положено начало дальнейшему развитию всемирного зодчества и, в первую очередь, центрических построек последующего времени.

Если собор Софии в Константинополе представляет собой неповторимое и неповторённое уникальное здание, то крестовокупольная система явилась известным универсальным методом архитектурной композиции, охватывающим функциональную, конструктивную и художественную стороны архитектуры. Этот метод открывал архитекторам того времени и последующих эпох возможность широко варьировать и развивать центрическую купольную композицию — одно из самых ценных и разносторонних достижений архитектуры всех времён и народов.

Характерной чертой византийской культуры, в частности византийской архитектуры, явилась ее способность приобщать к ней молодые народы, только еще вступившие на историческую арену. Славянские народы на Западе и Севере: болгары, сербы, русские, многочисленные народности Кавказа, в первую очередь армяне и грузины, но также и многие другие народности Кавказа, в том числе и Северного Кавказа, — все они приобщились к византийской культуре. Они быстро ее усвоили и обогатились через нее наследием греко-римской и древневосточной культуры. Они освоили византийскую архитектуру, содержавшую в себе античное и восточное архитектурное наследие и одновременно с этим переработку этого наследия на основе новых принципов и идей раннефеодального общества. Особенно ценно, что византийская архитектура оплодотворяла архитектурное творчество этих народов и указывала им путь для его дальнейшего творческого претворения на основе новых этапов их экономического, социального и идеологического развития и своеобразных особенностей каждого народа.

Византийская архитектура не только приобщала к своим сокровищам молодые народы, но одновременно с этим открывала им путь для дальнейшего самостоятельного творчества и прогрессивного развития во всемирно-историческом плане. Обычно молодые народы создавали в своих первоначальных постройках своеобразные и очень яркие варианты византийской архитектуры, чтобы потом развить свою собственную самостоятельную отрасль мирового зодчества.

Весь этот процесс неоднократно сопровождался обратным влиянием архитектуры Кавказа, Балканского полуострова и Древней Руси на византийское зодчество.

Несколько иной характер носило влияние византийской архитектуры на мусульманское зодчество. Факт этого влияния не подлежит никакому сомнению, оно достигло наибольшей силы в турецкой архитектуре после взятия Константинополя, когда в Стамбуле начали появляться одно за другим прямые воспроизведения Софии. Однако мусульманская архитектура, в свою очередь неоднократно влиявшая на архитектуру Византии, столь глубоко перерабатывала (включая мечети Стамбула) византийскую основу, что ее постройки принадлежат другому кругу архитектурных явлений, основанному на иных принципах, нежели архитектура Европы последующих столетий.

Византийская архитектура была своего рода узловым пунктом развития зодчества между античностью и Европой эпохи средних веков и нового времени.

Влияние византийской архитектуры на развитие зодчества Восточной и Западной Европы было очень велико, и до сих пор оно еще недостаточно оценено. В отношении Восточной Европы, главным образом Руси, не требуется особых доказательств, так как византийские истоки русского зодчества справедливо являются общепризнанными. Однако влияние византийской архитектуры на западноевропейскую было не меньшим, чем ее влияние на восточноевропейское зодчество.

В недалеком прошлом, например, в Германии вся романская архитектура просто называлась «византийской». Неправильность этого определения была в дальнейшем доказана. Однако исследователи ударились в противоположную крайность, когда они стали забывать об очень большом влиянии византийской архитектуры па романскую. Достаточно в качестве примера привести собор Сан Марко в Венеции и его французскую романскую копию — церковь Сен Фрон в Перигё, XII в. Это отнюдь не изолированное явление, как думают некоторые исследователи, и в развитом романском соборе, например, его средокрестие представляет собой переработку византийской крестовокупольной системы. Или, например, типичный романский перспективный портал сложился в своей основе в византийском зодчестве. Эти примеры могли бы быть умножены.

Многое в готической архитектуре объясняется влиянием византийского зодчества, например ажурность готических соборов, явившаяся развитием характерной особенности Константинопольской Софии, или система готических балдахинов, развивавшаяся из византийских прототипов, или, наконец, такая характерная особенность готического зодчества, как аркбутаны, возникшие в Византии и перешедшие затем в Западную Европу.

Особенно существенно влияние византийского зодчества на архитектуру Возрождения. Оно сказалось преимущественно в центрическом купольном архитектурном типе и прослеживается начиная от Брунеллеско через Браманте вплоть до Палладио. Влияние крестовокупольной системы на многие выдающиеся постройки Ренессанса осуществлялось отчасти через посредство ряда византийских построек на почве Италии.

Если рассмотреть наиболее выдающиеся европейские монументальные здания XVII— XVIII вв., то их связи с Византией выступят очень отчетливо. Эти связи осуществлялись через посредство промежуточных звеньев, главным образом построек Ренессанса (в особенности собора Петра в Риме), но также и непосредственно. В соборе Инвалидов, соборе Павла в Лондоне, Пантеоне в Париже, соборе Смольного монастыря, Казанском и Исаакиевском соборах мы видим в основе крестовокупольную систему в конечном счете византийского происхождения.

Византийская архитектура была связующим промежуточным звеном между античной архитектурой и архитектурой Возрождения и последующего времени в Европе.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации