Греческая школа средневизантийской архитектуры

Глава «Греческая школа средневизантийской архитектуры». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Брунов Н.И.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


Милле был первым исследователем, обратившим внимание на особую греческую школу византийского зодчества. В его книге нет прямого определения ее особенностей. Он только справедливо указывает на то, что в Греции совмещались черты, характерные для константинопольской и для восточной школ византийской архитектуры. Однако произведения греческой школы средневизантийской архитектуры отличаются довольно единым и самостоятельным характером, несмотря на многочисленные отклонения, типичные для той или иной части Греции этого периода.

Мистра в Пелопоннесе. Общий вид
80. Мистра в Пелопоннесе. Общий вид
Мистра. План, XII—XV вв.
81. Мистра. План, XII—XV вв.
Мистра. План остатков дворца, XIII—XIV вв.
82. Мистра. План остатков дворца, XIII—XIV вв.

В Мистре (рис. 80 и 81) до нас дошло довольно много византийских построек. По ним можно себе представить в общих чертах характер города в целом. Правда, развалины Мистры, в особенности жилые дома, еще очень мало изучены. Далеко не всегда можно отличить средневизантийские здания Мистры от поздневизантийских. Тем не менее уже сейчас можно составить себе некоторое представление об этом выдающемся византийском городе. Однако вряд ли было бы правильным считать Мистру типичным примером византийского города вообще. По-видимому, это только характерный пример средне- и поздневизантийского города в Греции.

Мистра — довольно большой город, расположенный на крутом склоне высокого холма. Характерны не только городские укрепления, опоясывающие город, но и дополнительные укрепления отдельных комплексов внутри города, например дворцов (рис. 82) и монастырей. Даже отдельные дома в некоторых случаях укреплялись. Все это свидетельствует о неспокойных временах. Город постоянно находился под угрозой вражеского нашествия, возраставшей с каждым десятилетием. В особенности монастыри выглядели как маленькие самостоятельные городки внутри города.

Система улиц Мистры характеризуется нерегулярностью и живописностью, возникшей в результате стихийной застройки городских кварталов. Жилые дома как бы прилепились к склонам холмов. Улочки — кривые и узкие. Самые дома очень скромны как по размерам, так и по архитектурным деталям. Это в основном постройки утилитарного назначения, над которыми господствуют общественные здания, в первую очередь церкви. Дворцы знати по своей величине и архитектуре занимают только второе место после культовых построек и приближаются больше к жилым домам среднего достатка. Современное состояние развалин и степень их изученности не позволяют сказать, имелись ли в жилых домах и дворцах помещения, перекрытые куполами.

Для эпохи феодализма особенно характерно образование относительно небольших укрепленных комплексов, принадлежавших крупным земельным собственникам. Запершись в них, последние могли держать в повиновении окружающее население подвластных им деревень. До нас не дошли подобные архитектурные комплексы византийских светских феодалов. Мы знаем только ансамбли монастырей, которые играли очень большую роль в жизни страны в средневизантийское время.

Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI в.: продольный разрез, план, южный фасад, фрагмент восточного фасада, детали колонок оконных проемов, генеральный план монастыря
83. Церковь монастыря Дафни в Греции около Афин, XI в.: продольный разрез, план, южный фасад, фрагмент восточного фасада, детали колонок оконных проемов, генеральный план монастыря
Церковь монастыря Дафни
84. Церковь монастыря Дафни
Монастыри в Греции: монастырь Мелетия и монастырь в Беотии
85. Монастыри в Греции: монастырь Мелетия и монастырь в Беотии

Типичным примером является ансамбль монастыря Дафни в Аттике, недалеко от Афин (рис. 83 и 84). Весь комплекс окружен стенами с башнями. В центре изолированно стоит главное культовое здание — собор. Рядом с ним, тоже изолированно, находится довольно большая трапезная монахов. Она вдвое меньше собора и расположена параллельно его северной стороне. Вплотную к стенам примыкают кельи монахов. Они представляют собой небольшие квадратные комнаты, двери которых выходят в большинстве случаев внутрь галереи на столбах, открывающейся на среднюю незастроенную часть монастырского ансамбля. Последняя является как бы большим двором, в котором находятся собор и трапезная. Центральный монастырский двор впоследствии обычно застраивался дополнительными кельями монахов и разными хозяйственными постройками. Все они располагались чаще всего асимметрично. По мере роста монастыря образовалось нечто подобное небольшому городу (рис.85).

Монастыри в Греции: 1 — кельи монахов (план и дворовый фасад); 2 — сарай для лодок (план и фасад)
86. Монастыри в Греции: 1 — кельи монахов (план и дворовый фасад); 2 — сарай для лодок (план и фасад)
Монастыри в Греции. Прачечная (фасад, план, поперечный и продольный разрезы)
87. Монастыри в Греции. Прачечная (фасад, план, поперечный и продольный разрезы)
Здания различного назначения в монастырях Греции:  1 — больница (план и разрез); 2 — больница (план и разрез); 3 — кухня (план и разрез); 4 — богадельня (план и разрез); 5 — источник (план и разрез); 6 — баня (план и разрез); 7 — помещение, в котором монахи грелись зимой (план и разрез); 8 — источник (план и разрез); 9 — баня (разрез, план на уровне пола, план на уровне гипокаустов (отопление горячим воздухом под полом)
88. Здания различного назначения в монастырях Греции:  1 — больница (план и разрез); 2 — больница (план и разрез); 3 — кухня (план и разрез); 4 — богадельня (план и разрез); 5 — источник (план и разрез); 6 — баня (план и разрез); 7 — помещение, в котором монахи грелись зимой (план и разрез); 8 — источник (план и разрез); 9 — баня (разрез, план на уровне пола, план на уровне гипокаустов (отопление горячим воздухом под полом)

В монастырях на территории Балканского полуострова сохранилось большое количество утилитарных построек, значение которых для истории византийской архитектуры очень велико (рис. 86—88). Это прачечные, бани, кухни, больницы, странноприимные дома, лодочные пристани, источники, бассейны и т. п. Нет сомнения, что они сложились как архитектурные типы очень рано, в ранневизантийский период, а некоторые из них — ещё в позднеримское время. Их связь с народной архитектурой, в частности с народным жилищем, совершенно очевидна. Особенно характерны здания, в которых в том или ином варианте имеется купол на квадратном основании. Все эти утилитарные постройки очень похожи на византийские церкви. Это свидетельствует о том. что истоки архитектуры византийских культовых зданий коренятся в утилитарных сооружениях, народном зодчестве и жилых постройках.

Очень многие греческие средневизантийские крестовокупольные здания трёхнефного варианта и простой разновидности имеют в качестве подкупольных опор колонны. Вследствие этого различные части интерьера сливаются воедино. Интерьеры константинопольских построек даже с колоннами под куполом имели более расчлененный характер благодаря пятинефной системе.

Церкви в Греции:  1 — Кайсариани, конец X — начало XI в. (план, разрез, фасад); 2 — Скрипу, 873—874 гг. (план и разрез)
89. Церкви в Греции:  1 — Кайсариани, конец X — начало XI в. (план, разрез, фасад); 2 — Скрипу, 873—874 гг. (план и разрез)

Сравнение друг с другом церкви в Скрипу в Беотии, 873-874 гг., и церкви в Кайсариани в Аттике, конец X в. — начало XI в. (рис. 89) показывает направление развития средневизантийских крестовокупольных построек в Греции. Церковь в Скрипу имеет некоторые черты, напоминающие константинопольские постройки IX в.: стены отделяют друг от друга три нефа. Здание представляет собой ранний этап развития крестовокупольной системы. Как в Аттик и в Календер, подкупольные опоры еще не сложились окончательно. Боковые концы креста в Скрипу несколько выступают вперед за линию угловых перемещений. Это напоминает ранние крестообразные базилики с трансептом. Сходство со столичными постройками объясняется не тем, что архитекторы Скрипу подражали зданиям Константинополя. Причина лежит в общих традициях восточновизантийских, греческих и константинопольских построек. Малую Азию живо напоминают толстые глухие стены Скрипу и очень малое количество узеньких оконных проемов. Здание тяжело, приземисто и массивно. Однако его наружный объем довольно сильно расчленен, главным образом за счет различной высоты нефов, выступающих вперед боковых концов креста и стройного высокого барабана. В Кайсариани крестовокупольная система вполне развита. Опорами купола служат четыре колонны. Сохранены наружные толстые стены и небольшие оконные проемы. Кладка из тесаного камня, как в Скрипу, восходит к восточновизантийской архитектуре.

Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки, XI в.
90. Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки, XI в.
Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки: разрез южней церкви; план двух церквей; детали алтарной преграды Языческий храм в Шарифабаде в Иране — прототип византийской церкви с куполом на восьми опорах Фокида. Южная церковь монастыря Луки. Интерьер
91. Фокида в Греции. Церкви монастыря Луки: разрез южней церкви; план двух церквей; детали алтарной преграды Языческий храм в Шарифабаде в Иране — прототип византийской церкви с куполом на восьми опорах 92. Фокида. Южная церковь монастыря Луки. Интерьер

Выдающимся представителем греческих крестовокупольных построек является малая церковь монастыря Луки в Фокиде (рис. 90—92), построенная в первой половине XI в. Диаметр купола почти равен концам креста. Вследствие этого меньше выделена подкупольная часть, и колонны слабо расчленяют интерьер. Угловые помещения перекрыты динамическими крестовыми сводами, очень распространенными в средневизантийское время. Стены глухие; оконные проёмы невелики. Хорошо сохранилась алтарная преграда, состоящая из колонн, между которыми помещено очень немного икон. Она расположена только между торцами стен, отделяющих друг от друга алтарные помещения. Наружный объём здания компактен и хорошо расчленен.

Характерной особенностью этой церкви является нерегулярность ее форм. План в общем симметричен по западно-восточной оси. Однако восточная и западная стены образуют по отношению к северной и южной стенам не прямые, а тупые и острые углы. Из-за этого весь план выглядит перекошенным. Одни стены несколько толще других и не всегда имеют одинаковую толщину на всем своем протяжении. Существующие обмеры здания недостаточно. точны и несколько сглаживают неровности стен и сводов.

Подобные отклонения от строгой правильности очень характерны для всей византийской архитектуры. Они только особенно сильно выражены в малой церкви монастыря Луки в Фокиде. Неправильные очертания говорят о несовершенстве техники разбивки плана. Однако они вносят свободу и живописность в композицию и были прекрасно использованы архитекторами как средство оживления архитектурных форм, которым они придают мягкость и теплоту. Возможно, что они объясняются так же и теснотой застройки монастыря.

Своеобразную особенность греческой школы средневизантийской архитектуры составляет довольно широкое распространение особого типа церкви, где купол опирается на восемь опор и переход от квадратного плана центральной части к окружности купольного кольца достигается при помощи тромпов. Наиболее знаменитыми примерами подобных зданий являются соборы монастырей Луки в Фокиде и Дафни.    

Здания с куполом, опирающимся на восемь опор, могут быть различными в частностях. Одни из них сложнее и имеют окружающие центральную часть обходные галереи, непрерывные или распадающиеся на то или иное количество замкнутых помещений. Другие проще по своему составу и состоят в основном из цельного квадратного подкупольного помещения, к которому примыкают алтарные апсиды. Постройки с куполами, опирающимися на восемь столбов, генетически связаны с центрическими ранневизантийскими зданиями, например с церковью Сергия и Вакха в Константинополе и со многими другими подобными постройками вне столицы. Особенно существенна их более глубокая связь с широко распространенным древневосточным типом народного жилого дома, для которого характерно квадратное в плане главное помещение, перекрытое куполом на тромпах.

Церкви с куполами на восьми опорах в Греции: 1 — Христиану, XI в. (детали алтарной преграды, западный фасад, разрез и план); 2 — Монемвасия, XII в. (разрез и план)
93. Церкви с куполами на восьми опорах в Греции: 1 — Христиану, XI в. (детали алтарной преграды, западный фасад, разрез и план); 2 — Монемвасия, XII в. (разрез и план)

К представителям этого типа относятся, например, Панагия Ликодиму в Афинах, церковь в Христиану (рис. 93), Неа Мони на о. Хиосе, все три, так же как церкви Луки в Фокиде и Дафни, XI в. и церкви Николая в Беотии и Софии в Монемвасии (рис. 93), обе XII в. Церковь Федора в Мистре построена в XIII в.

В основе перечисленных зданий лежит простое помещение для молящихся, к которому примыкают алтарные части. Только в одной церкви Луки в Фокиде это центральное помещение окружено обходом, напоминающим внутренние обходы и боковые нефы пятинефных крестовокупольных церквей Константинополя. Назначение внутреннего обхода было таким же, как в столичных зданиях: он вмещал зрителей. Средняя часть была предназначена для культовых процессий и церемоний. В этом отношении церковь Луки в Фокиде в принципе продолжает систему Софии Константинопольской, что говорит о некоторой ее архаичности. Внутренний обход возник в церкви Луки под влиянием константинопольского быта и константинопольского зодчества.

Очень типично для развития средневизантийской архитектуры Греции, что в последующих постройках внутренний обход исчезает. Центральную купольную часть ограничивают стенами. Этот процесс объясняется тем, что театрализованный культ сменяется более простой схемой богослужения, при которой обращение к алтарю и взаимоотношение интерьера с алтарем становятся преобладающими. Не следует думать, что при этом совершенно отпали элементы театральности. Даже в современном православном богослужении они сохранились в большом количестве. Однако культ упростился. Амвон остался в виде небольшой кафедры перед алтарем или просто в виде полукруглого выступа солеи. Когда священник выходил из алтаря на амвон, присутствующие расступались, окружая его. Отношение к происходившему на амвоне стало второстепенным и не вызывало соответствующего расчленения интерьера. Тем не менее был сохранен купол и сохранился вносимый им в здание элемент центричности. Это свидетельствует о том, что связи с Константинополем и в дальнейшем не нарушались. В тех случаях, когда внутренний обход превращался в разобщенные друг от друга небольшие помещения, отделенные от главной части здания стенами, эти помещения служили интимными молельнями, о чем свидетельствуют часто устраиваемые в их восточных частях алтарные апсиды. Иногда они играли роль подсобных складочных или хозяйственных помещений. В некоторых случаях в них устраивали гробницы для привилегированных.

Перечисленные постройки средневизантийской архитектуры в Греции отличаются в отношении кладки стен как от зданий Константинополя, так и от построек восточной школы византийского зодчества. Как и во многих других местах Византийской империи, греческие архитекторы выработали своего рода синтетическую кладку из чередующихся рядов камня и кирпича, соединив воедино константинопольскую кирпичную кладку и восточновизантийскую кладку из тесаного камня. Однако это соединение носит в Греции особый характер, позволяющий с первого взгляда отличить греческую постройку.

Так, например, цокольная часть церкви Луки в Фокиде выложена из одного тесаного камня. Выше кладка представляет собой чередование одного ряда тесаного камня и двух рядов кирпича, отделенных друг от друга швами, толщина которых равна толщине кирпичных плиток. Однако некоторые части здания состоят из одного кирпича, другие — из одного камня. Например, столбы между нижними окнами средней апсиды — чисто кирпичные, а столбы между окнами восточной стены по сторонам средней апсиды сложены из одного камня. Для греческих построек этого периода особенно характерно разделение камней одного и того же ряда вертикально поставленными плитками кирпича. Вследствие этого блоки тесаного камня оказываются обрамленными кирпичом. Арки обычно выложены из одного кирпича.

Типична для Греции тенденция выкладывать при помощи самого строительного материала известный узор на поверхности стены — сперва очень сдержанный и скромный, потом все более и более усложняющийся. Так, например, кирпичная арка обрамлена полуциркульной кривой, выложенной из кирпичей, положенных плашмя. В дальнейшем этот прием сочетается с выпуском кирпичей из поверхности стены, так что над арочным проемом образуется козырек. Количество таких кривых умножается, профили различных кривых одного и того же окна варьируются так же, как и степень их выпуска из поверхности стены. В итоге образуется более или менее сложная рельефная бровка над дверным или оконным проемом. К этому присоединяются декоративные дорожки из кирпичей, положенных под углом к поверхности стены. Нередко такие поребрики обрамлены с двух сторон рядами кирпича. Дорожки поребрика вкраплены в кладку стен в виде горизонтальных полос между рядами кладки. Они обрамляют арочные проемы, иногда продолжаясь по вертикали вниз по сторонам проема. Вследствие этого создается иллюзия, что арка опирается на столбы. Внизу дорожки поребрика просто обрываются, или их вертикальные части непосредственно переходят в горизонтальные дорожки. Это по рисунку напоминает сирийские скульптурные ленты над окнами, дверьми и на стенах.

На наружных стенах построек Греции из кирпичей составляли узоры, правда пока ещё очень скромные по рисунку, обычно зигзаги. Иногда из кирпичей выкладывали меандр или другой, более сложный узор.

несколько напоминающий мусульманский орнамент. Наконец, в наружную поверхность стен начали вкрапливать керамические орнаментальные плитки. Они встречаются в виде орнаментированных рельефных узоров или в виде орнаментированных круглых пластинок. В различных зданиях эти приемы декорирования варьируются самым различным образом. Это производит очень живое впечатление и способствует украшенности зданий.

Положительной стороной наружной декорации средневизантийских греческих зданий является единство конструктивного и декоративного. За исключением незначительного количества керамических вставок, поверхность стен состоит только из основных материалов, из которых на самом деле выложена стена.

Путём продуманного и эффектного чередования этих материалов архитектор достигает насыщенной декоративности. Играет роль также и колористический эффект. Ярко-красный кирпич различных оттенков сочетается с розовым цемяночным раствором и с камнем. Среди разных пород последнего для поверхностей стен там, где это возможно, применен камень более драгоценный, более красивый и эффектный по цвету. Особенно типично сочетание красных оттенков кирпича и желтоватых — белого мрамора. Самая стена выложена в расчете на художественный эффект ее поверхностей. Последние организованы путем компоновки строительного материала с добавлением к нему в очень умеренном количестве чисто декоративных элементов.

В конструктивном отношении греческие постройки обнаруживают общие черты со зданиями Константинополя. Это объясняется тем большим значением, которое имела для всего византийского мира столичная архитектурная школа. Своеобразными чертами греческих построек в конструктивном отношении являются известная архаичность и некоторые приемы, пришедшие с Востока. К архаическим особенностям относятся в первую очередь очень широкий купол без барабана, напоминающий церковь Сергия и Вакха и собор Софии в Константинополе, и одна только апсида, тоже сближающая церковь Луки в Фокиде со значительными ранневизантийскими постройками столицы.

В других греческих зданиях имеются и барабан, и боковые апсиды. Восточную школу византийского зодчества напоминают в Греции толстые стены и относительно меньшие, чем в Константинополе, проемы. Исконной восточной особенностью во многих греческих зданиях являются тромпы. Их древнейший источник — восточная народная жилая архитектура.

Церковь Луки в Фокиде и в конструктивном отношении стоит ближе к постройкам Константинополя, чем другие греческие здания того же архитектурного типа. Проёмы в ее стенах крупнее, по отношению к ней можно даже говорить о каркасе столбов, несущих своды. Церковь в Монемвасии и другие подобные ей греческие постройки гораздо ближе к восточной школе: они имеют толстые глухие стены и очень небольшие проёмы.

В церкви Луки в Фокиде сохранилось первоначальное устройство оконных проёмов, характерное для всей византийской архитектуры. Колонки разделяют оконный проём пополам. Нижняя часть проема занята парапетами, покрытыми резными в камне узорами. Над парапетом проемы закрыты каменными или деревянными пластинами, в которых проделано множество небольших круглых отверстий, расположенных в строгом порядке. В более богатых зданиях пластины были каменные, в более бедных — деревянные. В больших городах в круглые отверстия вставляли стекло, в более простых постройках — слюду или оставляли их просто открытыми. В теплом южном климате это не создавало особых неудобств.

В интерьере церкви Луки в Фокиде прекрасно сохранилось внутреннее убранство, типичное для средневизантийской архитектуры. Низкая алтарная преграда отделяет алтарь от помещения для молящихся. Она состоит в основном из колонок, несущих архитрав. До основания сводов стены и столбы покрыты мраморной облицовкой. Своды были сплошь покрыты мозаиками. Как в константинопольской церкви монастыря Пантократора, для этой облицовки характерны четко ограниченные линиями прямоугольники. В отличие от Константинопольской Софии, мозаики — изобразительные. Они спускаются несколько ниже сводов: ими покрыты, например, конхи боковых ниш среднего алтарного помещения и сложные по очертаниям простенки над колонками проемов. Горизонтальные архитектурные линии подчеркнуты внутри здания орнаментированными каменными карнизами.

Кирпичная декорация наружных поверхностей стен в очень небольшом количестве имеется и в средневизантийских постройках Константинополя. Среди последних следует указать на наружные стены дворцовых корпусов, остатки которых обнаружены около Гюль-Хане (см. рис. 58). Можно было бы предположить, что греческие архитекторы развили в своих зданиях прием, начало которому положили столичные мастера. Однако скорее имело место обратное влияние. В Греции орнаментация стен появилась раньше, чем в Константинополе, и развилась она там гораздо сильнее.

Более убедительным является предположение, что такой прием обработки стен пришел из соседних с Византией славянских стран, которые уже раньше применяли его в своих постройках. Архитектура Болгарии и Сербии влияла в этот период на византийское зодчество. Яркая красочность кирпично-каменной орнаментации вызывает в памяти народные одежды южных славян. Славянскую культуру напоминает самая жизнерадостность этой декорации, отличной от несколько аскетического и сумрачного характера константинопольских построек. Широкое развитие подобной орнаментации в Фессалониках подтверждает это предположение: Фессалоники расположены на границе славянских областей и были проводником славянского влияния на Византию.

Большая церковь монастыря Луки в Фокиде пристроена к несколько более ранней малой церкви. Часть северной боковой галереи большой церкви занята углом малой церкви, которая вдается в большую. Оба здания образуют живописное целое, связанное своей асимметрией с окружающим. Перед нами один из наиболее ранних примеров асимметричной композиции двух слившихся византийских построек. Еще церкви монастыря Пантократора в Константинополе, XII в., поставлены симметрично рядом друг с другом. В Одалар-Джами в Константинополе, конца XII в., впервые встречается асимметрическая композиция монументального здания в столице.

По своей композиции греческие средневизантийские здания с куполом, опирающимся на восемь опор, имеют черты, общие как с архитектурой Константинополя, так и с постройками Малой Азии. Наряду с этим, для них характерны своеобразные особенности.

Сложное расчленение интерьеров, как в Константинополе, обнаруживает в дальнейшем развитии архитектуры в Греции тенденцию к упрощению, роднящую последующие постройки с произведениями восточной школы византийского зодчества. Проемы постепенно уменьшаются в размерах, что создает замкнутость здания и преобладание архитектурного объема над окружающей средой. Это, а также раздробление интерьера и появление множества глухих внутренних стен напоминает восточновизантийские постройки. В Греции XI—XII вв. постепенно усиливаются черты, родственные архитектуре Малой Азии.

Церковь монастыря Неа Мони на о. Хиосе, XI в. План и интерьер
94. Церковь монастыря Неа Мони на о. Хиосе, XI в. План и интерьер

Несколько особое место занимает церковь Неа Мони на острове Хиосе (рис. 94). Ее главная часть представляет собой простое квадратное в плане помещение, ограниченное толстыми стенами с небольшими проемами и перекрытое куполом на тромпах. Эта типичная восточновизантийская система интерпретирована в интерьере в характере столичного зодчества. Стены внутри расчленены на два яруса. В нижнем ярусе имеются неглубокие ниши, перекрытые плоскими арками, которые опираются на столбы и на миниатюрные колонки на углах. Во втором ярусе во всех стенах устроены довольно глубокие полуциркульные ниши, арки которых опираются на сдвоенные миниатюрные колонки, в свою очередь поставленные на подобные же колонки первого яруса. Все верхние ниши перекрыты конхами. Угловые конхи играют роль тромпов. В итоге создается кажущееся расширение интерьера главной части. Её пространство получило сложное, но чисто иллюзорное подразделение в характере столичного зодчества.

В отличие от архитектуры Константинополя греческие постройки отличаются более монументальными пропорциями. В большинстве перечисленных зданий имеются миниатюрные формы, столь характерные для средневизантийского столичного зодчества. В особенности в интерьере церкви Луки в Фокиде множество миниатюрных колонок, сгруппированных по две или отдельно стоящих, несут двойные или тройные аркады, отделяющие в обоих ярусах галереи от центральной части. Однако над ними господствуют массивные, монументальные столбы. Аркады только заполняют проемы между ними и подчинены общей величественной системе интерьера, взятого в целом. В других постройках миниатюрные колонки встречаются по преимуществу в оконных проёмах, как впрочем и в церкви Луки в Фокиде. Особенно эффектны большие оконные проемы церкви в Дафни со вставленными в них тройными аркадами на миниатюрных колонках, сильно напоминающими константинопольские тройные аркады Молла-Гюрани и Эски-Имарет. Однако в Дафни эти окна представляют собой снаружи широко отставленные друг от друга декоративные группы, подчиненные глади стены и по контрасту её выявляющие. Изнутри проемы окон невелики и только слабо освещают интерьер. Благодаря таким окнам здание снаружи выглядит гораздо более открытым, чем, например, постройки Трапезунда.

Своеобразной особенностью рассматриваемых греческих построек является прекрасное расчленение интерьеров и наружных объёмов. Это ярко выражено в церквах Луки в Фокиде и Дафни. Гармоничные и вместе с тем строгие наружные объёмы церкви Луки имеют крепкую тектоническую структуру. Проемов так много, что простенки между ними воспринимаются как столбы. Они не всегда соответствуют друг другу: каждый ярус имеет свою систему расчленения. Однако вертикальное членение проходит по всем ярусам. Общий объём здания представляет собой параллелепипед довольно строгой геометрической формы. Он завершен горизонтальной линией. Внутри его очертаний имеются многочисленные вертикали. В архитектуру интерьеров гармонически вписаны великолепные многоцветные мозаики.

Прекрасны строгие интерьеры большинства перечисленных зданий. Особенно красиво сочетание обширного пространства под куполом с преобладанием вертикали в пропорциях самого интерьера и многочисленных столбов, окружающих подкупольное пространство.

Церковь Федора в Афинах, XI в.
95. Церковь Федора в Афинах, XI в.
Церкви в Греции: 1 — церковь Апостолов в Афинах, начало XI в. (план и разрез); 2 — церковь в Мербака, XII в. (кладка наружных стен); 3 — церковь Федора в Афинах, XI в. (план); 4 — Малая митрополия в Афинах, XIII в. (план); 5 — церковь Капникареа в Афинах, XII в. (кладка наружных стен)
96. Церкви в Греции: 1 — церковь Апостолов в Афинах, начало XI в. (план и разрез); 2 — церковь в Мербака, XII в. (кладка наружных стен); 3 — церковь Федора в Афинах, XI в. (план); 4 — Малая митрополия в Афинах, XIII в. (план); 5 — церковь Капникареа в Афинах, XII в. (кладка наружных стен)

Средневизантийские здания Афин (рис. 95 и 96) отличаются высоким архитектурно-художественным уровнем. Крестовокупольная Панагия Горгопико несколько напоминает античные постройки своей прекрасной кладкой из тесаных камней, в которую вкраплены капители, пилястры, а также рельефы с фигурными изображениями и орнаментальными мотивами. Преобладают строгие прямые линии, с которыми несколько контрастируют закомары барабана и купол.

Очень своеобразна церковь Апостолов в Афинах, детально исследованная в последнее время. Она сооружена на фундаментах нимфея II в. н. э. и обнаруживает четыре строительных периода. Основная часть здания построена в начале XI в. Предполагают, что она сооружена на средства императора Василия II, посетившего Афины после победы над болгарами. В таком случае возможно участие в постройке константинопольских зодчих. Церковь Апостолов представляет собой крестовокупольное здание с колоннами в качестве опор купола. Особенностью постройки являются апсиды, окружающие центральный квадрат. Большие апсиды примыкают к концам креста, между ними помещены малые апсиды, замыкающие по диагонали угловые помещения и несколько скашивающие их. Вследствие этого каждое угловое помещение имеет форму прямоугольного треугольника, гипотенуза которого заменена кривой почти полуциркульной формы. В результате образовалось сложное, но цельное и красивое внутреннее пространство. Оно несколько напоминает армянские и грузинские здания типа Рипсиме в Эчмиадзине. Однако сочетание схемы этого архитектурного типа с крестовокупольной частью придает интерьеру стройность и воздушность, характерные для зданий Константинополя и Греции средневизантийского периода.

Средневизантийские церкви: 1 — Церковь Католикон в Лавре на Афоне, между 963 и 1060 гг. (план и разрез): 2 — церковь в Фереджик в Македонии, XII в. (план); 3 — церковь монастыря Ватопеда на Афоне (план)
97. Средневизантийские церкви: 1 — Церковь Католикон в Лавре на Афоне, между 963 и 1060 гг. (план и разрез): 2 — церковь в Фереджик в Македонии, XII в. (план); 3 — церковь монастыря Ватопеда на Афоне (план)

Особую группу византийских памятников на почве Греции образуют постройки на Афоне (рис. 97), где сосредоточено большое количество монастырей. Родоначальником господствующего тут архитектурного типа является собор Лавры на Афоне, построенный между 963 и 1060 гг. Здание состоит из трех частей. Главная часть представляет собой крестовокупольную церковь архаического типа с еще не окончательно сложившимися подкупольными столбами, к боковым концам креста которой примыкают широкие апсиды. Подобные апсиды в качестве завершения южного и северного концов креста становятся характерной чертой церквей Афона. Они были вызваны особенностями монастырского богослужения и заключали в себе места для монахов, которые в некоторых случаях были отделены перегородками от главной части интерьера. В дальнейшем крестовокупольная система центральной части получила на Афоне полное развитие. Примером такой развитой крестовокупольной постройки может служить церковь монастыря Ватопеда на Афоне. Не центральная часть очень напоминает церковь Апостолов в Афинах. Большинство церквей Афона последующего времени имеет аналогичный план.

Церковь Лавры на Афоне имеет два небольших крестовокупольных придела, примыкающих к западным углам главной части. Между ними находится нартекс, над которым помещается монастырская библиотека.

Фессалоники. Мечеть Казанджиляр, 1028 г.: восточный и западный фасады, план, продольный разрез
98. Фессалоники. Мечеть Казанджиляр, 1028 г.: восточный и западный фасады, план, продольный разрез

Фессалоники считались вторым по значению городом Византийской империи. Его связи со столицей были очень оживленными. От средневизантийского времени в Фессалониках сохранилась церковь Богородицы, 1028 г., известная под турецким названием Казанджиляр-Джами (рис. 98).

К ней несколько позднее пристроен нартекс более крупного масштаба, чем самая церковь. Крестовокупольное трёхнефное здание сооружено из одного кирпича. И по технике кладки стен, и по архитектурным формам оно свидетельствует о подражании современным ему константинопольским постройкам. Проёмы окон очень велики, лопатки имеют несколько полулопаток, образующих уступчатые, перспективные формы. Миниатюрные многоступенчатые нишки украшают в большом количестве наружные стены и барабан. Прямые линии кровель над угловыми помещениями и барабаном и фронтоны над концами креста роднят эго здание с другими произведениями греческой школы византийского зодчества. В нартексе влияние столичной архитектуры ощущается еще сильнее: прямые линии пропадают и к некоторым лопаткам приставлены полуколонны (ср. Будрум в Константинополе). Каждое сильно расчлененное многоуступчатое деление нартекса завершается закомарой; закомары имеются также и в основании куполов над нартексом.

В Греции возводили в средневизантийское время здания также и других архитектурных типов. Церковь в Перистера представляет собой крестообразную постройку, увенчанную пятью куполами, расположенными по странам света. Это как бы миниатюрный и несколько упрощенный вариант архитектурного типа, к которому принадлежит Сан Марко в Венеции (рис. 66).

Существенно новые черты имеет византийская церковь, переделанная турками в мечеть, в местечке Фереджик в Македонии XII в. (рис. 97). Это крестовокупольная трёхнефная церковь простого варианта. Западными опорами купола служат две группы по две колонны каждая. Здание представляет собой один из самых древних примеров византийской пятикупольной церкви, в которой купола расположены над угловыми помещениями. Эта особенность свидетельствует о влиянии русской архитектуры на византийскую. Подтверждением является сходство здания с русскими церквами также и в других отношениях. Об этом говорят, например, большие и высокие закомары концов креста и оконные проемы барабанов с четвертями на фоне гладких стен.

Важную роль в сложении особого характера архитектуры греческой школы средневизантийского зодчества играли античные классические традиции и влияние славянских архитектур — болгарской, сербской и русской. Все эти славянские архитектуры сложились в этот период как самостоятельные ветви мирового зодчества. Связанные своими истоками с византийской архитектурой, они выработали самостоятельные композиционные особенности, которые в средневизантийское время начали оказывать обратное влияние на зодчество Византийской империи.

Фессалоники. Церковь Пантелеймона, начало  XIII в.: поперечный разрез, план, северный фасад
99. Фессалоники. Церковь Пантелеймона, начало  XIII в.: поперечный разрез, план, северный фасад
Фессалоники. Мечеть Якуб-Паша-Джами, XIII в.: восточный фасад, план, поперечный разрез
100. Фессалоники. Мечеть Якуб-Паша-Джами, XIII в.: восточный фасад, план, поперечный разрез
Фессалоники. Церковь Апостолов, конец XIII — начало XIV в.: западный фасад, план, восточный фасад
101. Фессалоники. Церковь Апостолов, конец XIII — начало XIV в.: западный фасад, план, восточный фасад

Переходным характером от средневизантийского к поздневизантийскому зодчеству отличаются некоторые постройки Фессалоник, в особенности церковь Пантелеймона (рис. 99), церковь, превращенная впоследствии в мечеть Якуб-Паша (рис. 100), и церковь Апостолов (рис. 101). В этих зданиях, особенно в богатой наружной кирпичной декорации церкви Апостолов, сказывается влияние архитектуры болгар и сербов.

***

В процессе развития средневизантийского зодчества все три рассмотренные выше школы — столичная, восточная и греческая — находились в постоянном взаимном обмене строительным опытом и архитектурно-композиционными приёмами. В силу этого архитектура Византии этого периода представляет собой известное единство.

Константинопольская и восточная школы были двумя противоположными полюсами средневизантийской архитектуры. Греческая школа явилась синтезом этих двух направлений.

Столичная и восточновизантийская школы сложились в совершенно различных общественных условиях. В столице господствовал изысканный аристократический придворный круг феодального общества, замкнувшийся в себе, живший в сфере абстрактных мистических идей православного богословия и лелеявший вместе с тем мечту о сохранении культурного наследия своего великого античного прошлого. В восточных областях империи главной движущей силой были молодые народы, приобщенные к византийской культуре. Организм Римской империи не был ими сметен, как это произошло под натиском варварских народов в Западной Европе. На Востоке эти молодые народы были включены в систему Римской, а потом Византийской империи, их историческая жизнь протекала в рамках позднеантичной и византийской культуры. Однако они только начинали свой жизненный путь, и у них все было еще впереди.

В Константинополе сложилась в средневизантийское время утонченная архитектура, отличавшаяся изысканным, изощренным и виртуозным характером. Она была легкой и одухотворенной, формы ее как бы растворялись в воздушной среде. На востоке империи средневизантийская архитектура отличалась грубоватой простотой и подчеркнутой материальностью объемных форм. Восточновизантийская архитектура похожа на романское зодчество Западной Европы. Константинопольская архитектура имеет скорее некоторые точки соприкосновения, конечно, только в самых общих чертах, с будущей готикой, с, ее легкостью и одухотворенностью. Восточновизантийская архитектура напоминает также архитектуру Армении и Грузии. В ней очень сильно проявилось народное начало. Утончённость константинопольской архитектуры таит в себе начало упадка и вырождения. Объёмность восточновизантийских зданий насыщена непосредственной силой свежего и молодого жизнеощущения и заключает в себе возможности дальнейшего плодотворного развития и совершенствования.

В греческой архитектуре средневизантийского периода достигнуто синтетическое и одновременно компромиссное решение. Это — объёмная архитектура, смягчённая веяниями, идущими из столицы. Вместе с тем на постройках Греции лежит отблеск античной тектоники, уравновешенности и гармонии.

Во всех аспектах архитектуры прослеживается контраст между константинопольской и восточной школами средневизантийского зодчества.

Самое назначение построек различно. На Востоке церковное здание предназначено для людей, собравшихся в нем с целью обратиться с молитвой, т. е. со своими просьбами, к божеству, которое мыслится человекоподобным, в виде своего рода высшего феодала, господствующего над всеми земными властителями. В Константинополе культ — сложнейшая система театрализованных церемоний, изображающих в отвлеченной форме историю мира и систему утончённейших, но совершенно абстрактных богословских догм. Отсюда возникли в столице и в восточных областях различные архитектурные типы: пятинефная крестовокупольная церковь в Константинополе и трёхнефная — на Востоке.

Строительный материал в Константинополе и в восточновизантийской архитектурной школе также различен: легкий кирпич с широкими слоями цемяночного раствора в столице и отлично пригнанные друг к другу блоки хорошо отесанного камня на Востоке.

Различны также и основные конструктивные принципы. В Константинополе — каркас столбов с большими проемами между ними. Распор сводов погашается за счет сложной системы взаимного равновесия сводов. Это возможно потому, что здания состоят из нескольких рядов помещений, концентрически группирующихся вокруг центрального купольного пространства. На Востоке — толстые стены, погашающие распор сводов своей инертной массой.

Для двух основных средневизантийских архитектурных школ характерна различная архитектурная композиция. В Константинополе преобладает легкая и воздушная пространственная среда. Здание представляет собой очень сложное целое, состоящее из множества помещений, которые открываются друг в друга широкими проемами и благодаря этому связаны друг с другом. Динамика переливающихся друг в друга пространств, свободно открывающихся в окружающую природу, подчеркивается легкими сводами, часто крестовыми, и мозаиками, которыми покрыта поверхность сводов. Карликовые пропорции архитектурных форм придают постройкам характер нереального, миниатюрного и изысканного. На Востоке — замкнутые здания, отделенные толстыми стенами с небольшими оконными проёмами от наружного пространства; расчлененные на отдельные замкнутые помещения интерьеры; статический характер внутренних помещений; неподвижные и мало расчлененные наружные архитектурные объемы; расположение зданий изолированно, по преимуществу на возвышенных местах, так что они видны издалека и господствуют над окружающим.

Несмотря на все эти различия и даже противоположности, средневизантийская архитектура имеет все же единый характер. Ее единство основано на том, что в ней преобладает центрическое монументальное здание, увенчанное куполом. Именно купол является излюбленной формой византийских зодчих, которую они постоянно применяли и многократно варьировали. Архитектурная разработка купола составляет наиболее ценное содержание византийского зодчества.

Вопрос о причинах появления и развития купола стал за последнее время предметом ряда исследований. Были выработаны две основных точки зрения на этот вопрос. Одни исследователи выводили византийский купол из чисто конструктивных предпосылок и рассматривали его как одно из самых совершенных конструктивных решений в архитектуре. Отмечалось также значение купола для освещения интерьера. Другие всемерно подчеркивали идейный, символический и мистический смысл византийского купола. Нет сомнения в том, что обе точки зрения выявляют существенные стороны архитектурной формы купола. Было бы наивным игнорировать конструктивную сторону возведения таких куполов, как купола римского Пантеона, Константинопольской Софии или собора во Флоренции. Конструктивные приемы возведения средневизантийских куполов тоже очень важны. Нельзя упускать из виду также идейное значение купола, в особенности для архитектуры средних веков, когда даже наиболее прогрессивные идеи и тенденции облекались, в церковную, религиозную оболочку. Условное изображение небосвода как символа вселенной несомненно играло очень большую роль при возведении куполов средневизантийских церквей.

Однако вряд ли можно объяснить столь повсеместное распространение купола в византийском зодчестве и, главное, ту глубину архитектурного образа и теплоту чувства, которыми проникнуты средневизантийские купола и купольные композиции, только этими соображениями. Должна была существовать более глубокая причина этого явления, коренившаяся в жизни народов Византийской империи.

Эта причина лежит в широком распространении среди народов Средиземноморья и Ближнего Востока исконного народного жилища с купольным или куполообразным перекрытием главного помещения. В середине последнего находился очаг. Над ним смыкалось перекрытие, в центре которого оставляли отверстие для выхода дыма. Эти перекрытия в зависимости от местных условий и традиций делали из дерева или кирпича. Таково древнейшее жилище Месопотамии на рельефе из Куюнджика с изображением деревни. Таковы куполообразные деревянные перекрытия народных жилищ Армении и Грузии. При увеличении главного помещения жилого дома ставили четыре столба по сторонам очага. Получался план типа мегарона, представленного древнейшими жилыми домами Греции, а также домами в Армении, Грузии, Иране. Очень вероятно, что мегарон в Тиринфе и подобные ему имели над очагом перекрытие типа дарбази. Такие перекрытия родственны купольному перекрытию и подготовили его возникновение. К сожалению, очень мало изучена архитектура византийского жилища. Однако можно предположить, что в византийских жилых домах существовали помещения, перекрытые деревянными куполами. То обстоятельство, что сирийские церкви ранневизантийского времени были перекрыты деревянными куполами, говорит за то, что это — перенесение традиций жилой архитектуры в архитектуру монументальную.

Константинополь. Мечети Балабан-Ага, X— XI вв. (разрез и план) и Санджакдар, XIII—XIV вв. (план) Крешальня на о. Милосе. V—VI вв.: разрез и план
102. Константинополь. Мечети Балабан-Ага, X— XI вв. (разрез и план) и Санджакдар, XIII—XIV вв. (план) 103. Крешальня на о. Милосе. V—VI вв.: разрез и план

Церкви с куполами на восьми опорах и тромпами указывают на то, что связь средневизантийских купольных перекрытий с перекрытиями народных жилых домов продолжалась (рис. 102 и 103). Крестовокупольная система в конечном счёте восходит к народному жилому дому типа мегарона с куполообразным перекрытием. В византийской жилой архитектуре должны были существовать связующие звенья между ними. Об этом свидетельствуют, например, старинные греческие дома в квартале Фенар в Константинополе, а также перекрытые куполом залы дворцов в Каср-ибн-Вардане, Константинополе и Мистре.

В церковной форме средневизантийских построек заключается более глубокое содержание, выявляемое истоками купола в народной жилой архитектуре. Начиная с седой древности в сознании народов с куполом были обычно связаны представления о домашнем очаге, семье и человеке. Перекрытое куполом помещение создавало архитектурную оболочку вокруг человека в его повседневной жизни. Поэтому в архитектурной форме купола заключено по преимуществу гуманистическое содержание, поэтому купол так тесно связан в архитектуре с идеей человека и человечности. Купол органически сочетается с центрической архитектурной композицией. Последняя создает архитектурное пространство вокруг человека и для него. Гуманистическое ядро средневизантийской архитектуры, заключённое в оболочку церковной мистики, было впоследствии выявлено архитекторами Ренессанса. В этом заключается причина столь глубокого влияния архитектуры Византии на зодчество Возрождения.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации