Романская архитектура Франции: церковное строительство – период расцвета (1080 – 1150 гг.)
Глава «Романская архитектура. Архитектура Франции. Церковное строительство. Период расцвета (1080—1150 гг.)», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966
Основная линия развития не исключала и местных особенностей, обогативших романскую архитектуру Франции как многообразием схем объёмно-пространственной композиции, так и широтой диапазона конструктивных средств и приёмов убранства,
Во многих районах страны и прежде всего к югу от Луары, где традиции каменной архитектуры были древнее, местные особенности к первой половине XII в. сложились в более или менее ясно выраженные школы. Сущность развития романской архитектуры Франции заключалась в преодолении возникавших центробежных тенденций через обобщение наиболее прогрессивных местных приёмов, главным образом в строительстве клюнийцев.
Было бы ошибкой поэтому преувеличивать значение местных школ, а тем более предполагать замкнутость той или иной школы в своих географических пределах, чаще всего довольно расплывчатых. За очень редкими исключениями, местные архитектурные типы повсюду перемежаются типами привнесенными или общефранцузскими. Отсутствие единого мнения о числе школ свидетельствует о неопределенности такой классификации. В совокупности всех школ и прозвучал аккорд французской романики (рис. 27).
В настоящее время все согласны, что наиболее отчетливо композиционные и конструктивные принципы выражены у школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании, причем у большинства из них есть свои вариации. В остальных районах типы выражены менее определённо. Наиболее последовательно особенности школ сказались в небольших церквах, хотя самая кристаллизация типа и развивалась в процессе постройки крупнейших объектов.
Бургундия
Обширные географические пределы этой наиболее творческой и прогрессивной школы простирались от верховьев Сены до Оверни, от границ Аквитании до Савойи и Швейцарии. В стране, богатой памятниками римской античности и великолепным камнем, строительные традиции существовали издавна. В Бургундии, с её материальными ресурсами и относительно высокой культурой, скрещивались к тому же различные направления строительной практики соседних стран.
Важнейшая особенность всей школы — стремление к базиликальному разрезу. План церквей обычно имеет очертание латинского креста, чаще всего с резко выступающим трансептом. Характерно отчетливо выраженное пространство хора. В крупных церквах монастырского типа, как правило, с XI в. применялся кольцевой обход с венцом капелл, в меньших — бенедиктинский план. Перекрытия — сводчатые, причем в среднем нефе, как правило, свод цилиндрический с подпружными арками. Крестовые своды применялись только в боковых нефах. Исключение составляет группа Везлэ, где и в средних нефах своды крестовые. В интерьере наиболее обычно трехъярусное горизонтальное членение: окна, трифории, аркады. Галерей нет. Силуэт определяется числом и расположением башен, причём постоянного правила, видимо, не существовало. Сдвоенные западные башни встречаются далеко не всегда и чаще всего в сочетании с нартексом (в крупных монастырских церквах). Капители очень близки к коринфским. Пилястры благодаря каннелюрам, так же как и некоторые профили, напоминают римские формы. Бургундская школа рано прославилась своими перспективными порталами, маскировавшими толщину стены, причем в значительных сооружениях перемычки, столбы и тимпаны порталов, отличавшихся красивыми пропорциями, украшались фигурной скульптурой.
Хорошо сохранившаяся монастырская церковь в Парэ-ле-Мониаль (конец XI — начало XII в.) с большим или меньшим сходством воспроизводит основные особенности церкви Клюни-3 (рис. 28). Трехпролётный неф на довольно значительной высоте (27 м) перекрыт повышенным цилиндрическим сводом, а боковые нефы — крестовыми. Над главной аркадой — глухая аркатура. Пропорции кольцевого обхода с его восемью монолитными колонками отличаются изяществом. В нартексе капители четырёх полуколонн центральной опоры украшены изображениями фантастических зверей — мотивом, который становится обычным в романской скульптуре Франции. Только низ центральной башни — романский. Верхние ярусы её — плод перестройки 1886 р.
К масштабам церкви Клюни-3 приближается пятинефная базилика Шаритэ (на Луаре), освящённая в 1107 г., но в середине XII в. перестроенная. Вместо прежнего хора был сооружен новый, с кольцевым обходом и венцом капелл. Великолепный по пропорциям и богатству форм, он составляет главную достопримечательность памятника. Первоначально предполагался двухбашенный фасад с пятью порталами. Но время процветания бенедиктинских монастырей к середине XII в. уже миновало, и многое в базилике Шаритэ осталось незаконченным. Пережив два пожара (1204 г. и 1559 г.), она в 1695 г. подверглась невежественной реставрации.
Другой пример клюнийского варианта бургундской школы — собор в Отене (освящён в 1130 г.), воспроизводящий в интерьере [Готические напластования сильно изменили внешние формы собора.] обычную бургундскую схему за исключением кольцевого обхода.
28. Парэ ле-Мониаль (Бургундия). Монастырская церковь, XI—XII вв. | 29. Шарльё (Бургундия). Монастырская церковь, около 1150 г. |
30. Везлэ (Бургундия). Монастырская церковь, 1120—1150 гг.: 1 — интерьер нартекса; 2 — тимпан; 3 — тимпан бокового портала | |
31. Везлэ. Монастырская церковь |
В условиях быстро прогрессировавшей культуры городов со второй половины XII в. влияние клюнийцев стало падать, а вместе с ним стала угасать и творческая сила бургундской школы. Поздние сооружения характеризуются уже преувеличенной динамичностью и перегруженностью форм. В скульптуре появляется манерность (тимпан трансепта в Шарлье, около 1150 г., рис. 29).
Менее изысканным, но более мужественным оказалось ответвление бургундской школы, представленное паломнической церковью в Везлэ (рис. 30 и 31). Этот монастырь, основанный ещё в 829 г., разбогател в XI в. на обмане, привлекавшем толпы кающихся грешниц к «мощам» Марии Магдалины, которыми он, якобы, завладел. Несмотря на разрушения и полную фантазии реставрацию Виолле ле Дюка (особенно западного фасада); интерьер нефа этой церкви остается одним из важнейших памятников романской архитектуры вообще. Существующий неф был построен, видимо, в 1120—1140 гг. (после пожара), а нартекс — около 1150 г. Готическая восточная часть (трансепт и хор с венцом капелл), добавленная в XIII в., не только не нарушает целостности общего впечатления, но в сочетании с меньшей высотой нефа создаёт незабываемый пространственный эффект. Интерьер нефа отмечен благородством линий, скульптурной выразительностью членений и чеканным ритмом подпружных арок, сложенных из белых и тёмных камней. Это зрелый «средневековый» интерьер по преимуществу, и лучшего места для внушения Людовику VII мысли о крестовом походе Бернар Клервосский не мог бы найти (1146 г.).
В отличие от цилиндрических сводов основной массы бургундских церквей девять травей церкви Везлэ перекрыты сравнительно плоскими крестовыми сводами, разделенными подпружными арками. Наружные аркбутаны пристроены позднее. Свод десятой (восточной) травеи — нервюрный, как и своды капеллы св. Михаила в нартексе. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Другая особенность церкви в Везлэ — отсутствие яруса трифориев. Но двухъярусность (аркада и верхние окна) не нарушает эффекта высоты, поскольку стройные стволы, на которые опираются подпружные арки, имеют три яруса членений (помимо капителей, на уровне промежуточного карниза и на уровне пят боковых арок).
Крестовые своды над основным пространством в сочетании с двухъярусностью горизонтальных членений в интерьере применены также в монастырских церквах в Анзи-ле-Дюк (старейшая из всех — около 1090 г.), Сен Лазар в Аваллоне (середина XII в.) и др.
Все каменные работы в романских сооружениях Бургундии выполнены с математической точностью. Эта особенность бургундских построек, а также высокое качество местного раствора обеспечили сравнительную сохранность большого числа небольших приходских и сельских церквей, иногда однонефных, часто с коротким нефом, но почти всегда перекрытых цилиндрическим сводом. Однако с целью укрепления стен, воспринимающих распор сравнительно тяжелых сводов, часть окон верхнего яруса во многих случаях была впоследствии замурована.
Нормандия
В Нормандии, где тесный союз новых властителей страны с церковью вызвал в XI в. интенсивное строительство соборов и особенно монастырских церквей, проблема прямого освещения просторных и высоких нефов решалась иначе, чем в Бургундии, хотя именно бургундские приемы легли в основу композиционных схем и нормандской школы.
Строительная мысль природных кораблестроителей, отбрасывая все лишнее, стремилась и тяжелые романские конструкции свести к абсолютно необходимому скелету, тем более, что этого требовала экономика обширных объемов и это позволяла необыкновенная прочность нормандских известняков. Эстетика нормандских пропорций больше чем где-либо обусловлена конструктивно. Массивный цилиндрический свод, принятый в Бургундии, не мог импонировать строителям мачтовых церквей Скандинавии, и они, как бы «а приори» отвергая его, предпочли свои привычные стропильные перекрытия, пока логика развития не привела их к каменному каркасу и в перекрытиях. О том, что нормандские строители никогда не теряли из виду этой своей конечной цели, напоминает обычная в Нормандии форма опоры, в которой ствол, обращенный к нефу, возносится, казалось бы, бесцельно, под самую кровлю. В сочетании с нормандской системой опор деревянные перекрытия кажутся временными.
Перестройки и добавления готической эпохи изменили многое в романской архитектуре Нормандии. Но и то, что дошло до нас, вполне характеризует оба направления этой конструктивно прогрессивной и влиятельной школы. Она хорошо представлена двумя монастырскими церквами, построенными в Кане завоевателем Англии Вильгельмом и его женой Матильдой: Сент Этьенн («мужское аббатство») и Тринитэ («женское аббатство»).
Как и в период своего раннего развития (Бернэ и Жюмьеж), нормандская школа предпочитала план в форме латинского креста. Западный фасад, как правило, двухбашенный, причем башни либо начинаются прямо с земли (Тринитэ), либо возносятся над массивным прямоугольным объёмом нартекса (Сент Этьенн). Хор — бенедиктинский (эшелонированные апсиды в церквах Бернэ и Тринитэ) или с кольцевым обходом (Жюмьеж и Сент Этьенн). Перекрытие основного пространства всегда стропильное. Нормандские церкви — базилики с очень широким средним нефом и узкими боковыми.
Благодаря тектонической трактовке яруса окон, перед которыми расположены довольно сложные по композиции аркады, нормандская школа впервые сделала в известной мере равнозначными все три яруса горизонтальных членений. Притом если в постройках типа Бернэ промежуточный ярус — это сравнительно узкий пояс трифориев с галереей за ними, то в сооружениях типа Жюмьеж — это галереи, по высоте примерно равные главной аркаде. Другая особенность школы — галереи в торцах трансепта.
32. Кан (Нормандия). Монастырская церковь Тринитэ, около 1062 — около 1070 г.; своды — XII в. | |
33—34. Кан. Монастырская церковь Сент Этьенн |
В церкви Тринитэ (около 1062 — около 1070 гг.) очень эффектна романская апсида с шестью колоннами в промежутках между осями её оконных проёмов (рис. 32). В интерьере — узкий пояс трифориев (тип Бернэ). В настоящее время всё, что расположено над аркадами, как и верхние ярусы башен, — результат последующей перестройки при перекрытии здания нервюрными сводами (около 1115 или 1140 гг.). Крестовые своды двух пролетов хора — изначальные.
Внешние формы, как и интерьер, церкви Сент Этьенн в Кане (1063—1081 гг.), за исключением нервюрного свода (1105 или 1135 гг.) и позднейшего, готического хора (1202 г.), — романские (рис. 33 и 34). Приземистые аркады, просторные галереи, перекрытые полуцилиндрическими сводами и открывающиеся в неф арками, повторяющими главные, и перестроенный в связи со сводом верхний ряд окон с обычным проходом перед ними (частично в толще стены) составляют три пояса членений почти равной высоты (тип Жюмьеж).
К этому же типу относилась разрушенная в 1872 г. церковь в Серизи-ла-Форэ (конец XI в.), сохранявшая свое открытое стропильное перекрытие.
35. Бошервилль (Нормандия). Монастырская церковь Сен Жорж, 1117—1125 гг. Башня — XIII в. |
Тип церквей в Бернэ и Тринитэ в Кане представлен, помимо церкви в Лессэ (около 1090 — около 1135 гг.) и реставрированного нефа церкви монастыря на гранитной скале Монт-Сен-Мишель, также рядом других церквей XI—XII вв. Из них лучше всех сохранилась Сен Жорж в Бошервилле (1117—1125 гг., башни — XIII в.). В интерьере галереи яруса трифориев, сообщающиеся с галереями трансепта и хора, сходятся в апсиде и образуют, таким образом, сплошной обход по всему периметру здания. Деревянное перекрытие было заменено нервюрным сводом в 1240 г. (рис. 35).
Дальнейшее развитие школы происходило уже в Англии, куда с конца XI в. переместился центр тяжести строительной деятельности нормандцев. С окончательным установлением (Вильсоном в 1909 г.) дат сооружения нервюрных сводов собора в Дэрхеме (1093—1104 гг. для боковых нефов и хора и около 1130 г. для основного пространства) решен вопрос о времени и месте происхождения этой важнейшей конструкции, которая в значительной мере предопределила возникновение готической системы. Даже самые ранние датировки сводов в нефах церквей Сент Этьенн и Тринитэ в Кане (соответственно 1105 и 1115 гг. против более консервативных дат французских археологов — 1135 и 1140 гг.) не снимают приоритета строителей Дэрхемского собора.
Разумеется, принцип крепления сомкнутого свода гуртами, особенно в подбашенных пространствах, применялся и раньше (в Муассаке, в Байе и др.), причём гурты встречались и в Ломбардии, и на Востоке (собор конца X в. в Ани), но не на юге Франции, не в Ломбардии, а тем более не в Армении родилась готическая архитектура. Заслугой нормандских строителей остается, вероятно, не столько почин рационального сочетания гуртов со стрельчатым очертанием бургундской арки, сколько творческое переосмысление заимствованных конструкций в свете собственных тектонических традиций, сложившихся в результате многовекового опыта каркасного строительства в дереве.
Овернь
К первой половине XII в. значительно более консервативными оказались южные школы, хотя именно на Юге в начале предшествующего столетия сложились конструктивные основы романской архитектуры.
Предполагаемый генезис типа паломнической церкви показывает, что важнейшее значение для дальнейшего развития французской романики имела архитектура Оверни, где не только с успехом применялись традиционные каменные конструкции Юга в сочетании с каролингскими композициями, но и был создан ряд собственных композиционных схем.
Уже в относившейся к первой четверти XI в. церкви в Мутье-де-Тьер, разрушенной в 1882 г., существовали галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами, подпиравшими цилиндрический свод центрального нефа. Эти галереи, как обычно, открывались в неф пролетами арок (трифориями). Так пространственные и функциональные (освещение) задачи совмещались с декоративными. В ещё более ранней церкви в Шемальере, неф которой относится к X в., вестверк, характерный для времени Каролингов, имеет над сводом трибуну, обращенную в сторону нефа.
Ко второй половине XI в. конструктивная система овернской школы сформулировалась в упоминавшейся церкви в Эннеза: нартекс с хорами в три пролета соответственно трем нефам, из которых центральный перекрыт цилиндрическим сводом без подпружных арок, а боковые — крестовыми. Кольцевой обход с венцом капелл собора в Клермоне (освящён в 946 г.) был, по-видимому, самым ранним во Франции, поскольку теперь ясно, что фундамент церкви Сен Мартен в Туре, который Латри относил к постройке 900—919 гг., на самом деле относится к церкви, сооруженной после пожара 997 г.
Гористая, сравнительно изолированная Овернь осталась в стороне от больших дорог, а вместе с тем и от варваризации V— VII вв. Она хранила свои кельтские предания, и местное христианское мифотворчество пропиталось воспоминаниями о таинственном культе друидов. Грубоватый юмор и здравый смысл горцев Оверни странным образом сочетались с косным суеверием, и рано развившийся здесь культ мощей и реликвий сразу же принял формы, напоминавшие идолопоклонство. Нигде приём кольцевого обхода с радиальными капеллами не был так созвучен характеру господствовавших верований, как в Оверни.
В этой стране, богатой изверженными породами и бедной деревом, где бесплодие красновато-серых холмов рано приучило жителей к трудной борьбе за существование, строительство в камне имело давнюю историю. Однако то, что было создано в законченном типе овернской церкви к XI в., в последующее время уже почти не прогрессировало. Церковь в Иссуаре, построенная в XIII в., мало чем отличается от своих ранних прототипов.
Овернские трёхнефные церкви с планом в форме латинского креста, с обязательным кольцевым обходом хора и венцом капелл имеют, как правило, нефы почти равной высоты (верхние окна отсутствуют) и галереи над боковыми нефами, перекрытые полуцилиндрическими сводами. Средний неф перекрыт цилиндрическим сводом, а боковые — крестовыми. Над отчетливо выраженным средокрестием высится купол, увенчанный восьмигранной башней. Примыкающие к куполу пролеты северного и южного плеч трансепта подняты выше кровель трансепта и нефа и перекрыты в поперечном направлении цилиндрическими или полуцилиндрическими сводами, подпирающими купол. Снаружи восьмигранная башня-фонарь с пирамидальным завершением покоится на продолговатом массиве кладки во всю ширину центрального и боковых нефов.
Овернские каменщики хорошо знали материал и конструкции: опоры овернских сводов не имеют излишнего запаса прочности и отличаются стройностью, нефы высоки, основные перекрытия обходятся без подпружных арок, а двухэтажные боковые нефы вместительны. Гармоничная и экономичная организация внутреннего пространства, эффектное сочетание наружных форм, контраст между наполненным светом и воздухом хором и погруженными в полумрак нефами, — самый ритм в перспективе интерьера — все это как нельзя лучше отвечало задачам распространившегося культа реликвий, одним из древнейших центров которого и была Овернь.
36. Схемы восточных фасадов монастырских церквей Оверни (Орсиваль, Иссуар, Сен Нектер) |
Западные фасады овернских церквей мало выразительны, центр тяжести объемной композиции лежит на восточном конце, где характерен вертикальный ритм убывающих в массе объёмов, четко расчленённых и расположенных пирамидально. Особенно красивы пропорции и членения богато декорированных полукружий капелл (рис. 36).
Твердость материала в значительной мере определила грубость резьбы капителей, украшенных растительным и фигурным орнаментом, причем в последнем случае повествовательные сюжеты отражают всю наивность суеверий, господствовавших в романской Оверни.
Местные каменщики широко применяли полихромную и фигурную кладку, сохранявшую, в отличие от инкрустационной техники времени Каролингов, вполне конструктивный характер.
Овернская школа представлена группой удивительно однородных и однотипных построек, сконцентрированных в радиусе 50 км от своего центра — Клермон-Феррана. Главные из них — монастырские церкви: в Клермоне (Нотр-Дам-дю-Пор), в Орсивале, Иссуаре, Сен Нектере, Бриуде, Сен Сатурнене. Ни один из дошедших до нас главных памятников не датируется точно: архивы Оверни горели много раз. Однако едва ли все эти сооружения старше первой половины XII в.
37. Клермон. Монастырская церковь Нотр-Дам-дю-Пор, около 1185 г. |
38. Сен Нектер (Овернь). Монастырскгя церковь, около 1080 г. |
Расположенная в будничном районе старинного города церковь Нотр-Дам-дю-Пор скрыта окружающей застройкой (рис. 37). Строилась она медленно: в 1185 г. все еще собирали средства на ее завершение. В конце XVIII в. башни церкви были разрушены. Общая композиция обычна для овернской школы. Бросается в глаза спокойное, даже сумрачное величие интерьера церкви. Самые интересные сюжетные капители находятся в хоре, но они расположены высоко и плохо читаются. Восточный фасад вполне типичен для Оверни, он гармоничен и четок.
Этой городской постройке, сложенной из разноцветных пород, не хватает обычной для овернских церквей слитности с окружающей природой. Зато поразительна гармония цвета окружающего пейзажа в небольшой монастырской церкви в Сен Нектере (рис. 38). Нартекс с хорами, двухъярусные боковые нефы, выступающий трансепт, кольцевой обход хора с венцом из трех капелл, выразительный восточный фасад — все говорит об овернской школе, но чувствуется, что здание было построено в течение одного строительного периода, создано вдохновением, не знавшим перерыва (около 1080 г.?). Конструкция повторяет овернскую схему, однако опоры здесь — не столбы, а колонны, что придает всей композиции большее изящество. Над средокрестием — обычный купол на тромпах. Хор залит светом. Из 103 капителей 22 имеют повествовательный декор. Сюжеты наивны, но переданы здраво и с юмором. Западный фасад обращен к склону холма. По боковым фасадам, на уровне трифориев — трёхпролётные стенные аркатуры. В овернских постройках по наружному объёму читается не только план, но и разрез здания: уровень сводов боковых нефов отмечен на фасадах глухой аркатурой.
Церковь Нотр-Дам в Орсивале (1100—1168 гг.) дошла до нас в первоначальном виде, поскольку в ней в отличие от предшествующей сохранились не только башни, но даже дверные петли. Церковь возникает перед глазами внезапно и сразу поражает величием своих обнаженных масс. Во всем ощущается преднамеренная суровость и простота. В Оверни все три нефа обычно покрыты общей кровлей, то же и здесь, но вместо черепицы применен сланец, лежащий непосредственно на сводах.
39. Иссуар (Овернь). Монастырская церковь, начало XIII в. |
40. Руайя (Овернь). Церковь-крепость, XII—XIII вв. |
Церковь Сен Поль в Иссуаре (начало XIII в.?) — крупнейшее романское сооружение Оверни и одно из самых красивых средневековой Франции (рис. 39), но в интерьере весь эффект торжественной перспективы стройных опор искажен аляповатой раскраской XIX в. Тогда же был испорчен западный фасад. В целом одежда этого храма величаво холодна. Лучшее в памятнике — выложенный из разноцветных лав восточный фасад, выступающий венцом из пяти капелл.
Из других памятников интересна почти целиком романская церковь Сен Жюльен в Бриуде (XII—XIV вв.), трёхнефная, очень высокая, с красивым кольцевым обходом хора и венцом капелл.
Многочисленны овернские церкви с более простым планом, часто однонефные, с хором архаичных очертаний в форме трилистника, создающим иллюзию трансепта (церковь в Мейла). Однако по мере удаления от Клермона школа теряет свою чистоту.
В Руайя однонефная церковь-крепость с планом в форме латинского креста по характеру кладки примыкает к овернской школе (рис. 40). Неф перекрыт цилиндрическим сводом (середина XII в.), но стрельчатое очертание арок хора и трансепта указывает, что восточные части относятся к концу XIII в. Массивная башня над средокрестием увенчана восьмигранной колокольней, перестроенной в начале XIX в. Оборонные элементы — парапет с зубцами и машикули, одни из самых ранних в Западной Европе, — датируются 1169—1212 гг.
В памятниках овернской школы все композиционные элементы одухотворены единством замысла, причем целостность композиции сочетается с чрезвычайно четким сочленением составляющих её объёмов. Романская архитектура вообще не знает оптических иллюзий, но прямота Оверни лаконична до резкости.
41. Пюи. Ансамбль собора, XI—XII вв. |
Расположенный всего в нескольких десятках километров от центра Овернской школы, своеобразный ансамбль собора в Пюи (рис. 41) отличается от овернских построек, хотя своей полихромной кладкой он обязан тем же цветным лавам. Ансамбль состоит из собора (XI—XII вв.), построенного на месте древнего храма Юпитера, клуатра, примыкающего к собору крепостного сооружения («дома с машикули»), отдельно стоящей башни и других построек. Не все элементы ансамбля одновременны, хотя однородность материала, традиционность планировочной схемы и общность декоративных приёмов создают впечатление единства.
Собор с планом в виде латинского креста представляет собой трёхнефную базилику с плоской апсидой и своеобразным нартексом. Кольцевой обход отсутствует. В каждом плече трансепта — по две сдвоенных апсидиолы. Особый интерес представляют необычные конструкции перекрытий. Шесть пролетов центрального нефа (боковые нефы перекрыты крестовыми сводами) имеют ряд куполов на тромпах [Добавления и перестройки многое изменили Купол над средокрестием — современный.]. Тромпы образуют ниши в форме конх, хорошо выложенные, но скорее декоративные, чем конструктивные, в согласии с типом, распространенным в Испании. Во всем сооружении чувствуется влияние мосарабского строительного искусства. Не, только приём чередования, черных и белых клиньев в арках как собора, так и клуатра, но и самый характер рисунка кладки говорит об этом. На дверях портала сохранился резной орнамент, напоминающий куфические письмена.
Семиярусная колокольня была сооружена в конце XIII в. Она расположена необычно: перед апсидой собора, на его продольной оси. Между башней и апсидой — небольшой дворик. К собору примыкает один из старейших клуатров Франции.
Входящий в ансамбль «дом с машикули» (XII в.) с большим сводчатым залом на втором этаже сообщается с третьей травеей собора. Обороняясь от местного феодала, епископ решил в конце XII в. надстроить этот зал башней. Над северо-восточным углом здания высится четырёхъярусный донжон Сен Майоль. В особенно угрожаемых точках — изолированные машикули. Как и укрепления Руайя или машикули южных церквей-крепостей XII в., оборонительные элементы ансамбля в Пюи отражают фортификационный опыт крестоносцев. Самые ранние командорства храмовников возникли на Юге. В 1188 г. командорство в Пюи, защищая дорогу паломников к святилищу «черной богородицы», построило крепость — прототип башни Сен Майоль. В Шемальере и поныне высится донжон этого типа — так называемая «башня сарацин».
42. Пюи. Сен Мишель д’Эгиль, 962—984 гг. |
Неподалёку, на живописной и крутой скале расположена часовня Сен Мишель д’Эгиль (962—984 гг.), имеющая иррегулярный овальный план. Неф обрамлен невысокими массивными колоннами. Изолированно поставленная колокольня — поздняя (рис. 42).
Стоящие особняком памятники Пюи не создали школы и явились скорее примером торжества «духа местности» в период, когда архитектурное многообразие Юга уже было на пути к унификации.
В районе Лимузена в XII в. получили широкое применение башни, названные лимузенскими, однако не столько по месту своего происхождения, сколько по району наибольшего распространения. Эти башни покоятся на четырёх массивных опорах, соединённых арками, и возносят высоко (до 60 м) свои ярусы — квадратные, переходящие в восьмиугольные в плане, причём фронтоны по сторонам квадратного яруса на уровне перехода в восьмиугольный играют не только декоративную, но и конструктивную роль (башня в Сен Леонаре, колокольня церкви в Юзерке, собор в Лиможе).
Колокольня в Брантоме, которая могла бы служить источником этих конструкций, как бы прислонена к скале. Она покоится на массивных арках, образующих стороны подбашенного пространства и очень эффектно перекрытых эллиптическим куполом.
Прованс
Общая варваризация Франции в раннее средневековье мало коснулось Прованса, этой римской «провинции» по преимуществу. Каролинги предоставили малоплодородную страну, с ее солнцем и ветрами, своей собственной судьбе. Здесь рано развилось отшельничество и возникли небольшие монастыри, затерянные в каменистой и сравнительно безлюдной равнине. История Прованса VIII—X вв. — это повесть о медленном угасании античной культурной традиции. В таких условиях самостоятельная конструктивная мысль развивалась вяло, несмотря на обилие первоклассного камня и памятников античности.
В начале XII в., когда в результате крестовых походов в Сирии образовались латинские княжества, создались новые условия. Географическое положение сделало провансальские гавани важнейшими пунктами погрузки и выгрузки не только товаров, шедших на Восток и с Востока, но и многочисленных паломников и крестоносцев. Древние города Прованса, рано получившие самоуправление, стали возрождаться. Вторая половина XII в. отмечена расцветом южнофранцузской культуры, справедливо названной «провансальской», хотя подлинным центром её был скорее Лангедок (Тулуза). Несомненна светская тональность [Она отражена в тематике южной скульптуры: капители разрушенного клуатра собора в Тулузе изображают тулузского графа в образе Ирода, ласкающего Саломею на пиру; на другой капители — волхвы, напоминающие рыцарей, скачущих на турнире.] этой «сарацинской» культуры времен куртуазии и трубадуров. Но уже в первой четверти XIII в. она оказалась уничтоженной в пламени альбигойской войны, которую предпринял «правоверный» Север против «еретического» Юга, как бы вознаграждая крестоносный разбой за его неудачи в Сирии. В конце XIII в. с изгнанием крестоносцев из Сирии исчезли и экономические предпосылки провансальского «ренессанса», тем более, что к этому времени центр развития будущей Франции окончательно переместился на север страны.
Все это привело к тому, что романская архитектура Прованса, сложившись в самостоятельную школу с опозданием, успела выявиться лишь в сравнительно немногочисленных крупных сооружениях.
43. Авиньон. Апсида церкви, 1140—1160 гг. |
В Провансе господствовали небольшие, хотя и высокие однонефные сооружения, напоминающие целлу с полуциркульной или многогранной апсидой (рис. 43). Кольцевой обход хора встречается как исключение. Галереи и трифории отсутствуют. Неф перекрывался цилиндрическим сводом, причем своды и арки имеют стрельчатое очертание. Купола сооружались на тромпах, по распространенной здесь ранее ломбардской традиции. Окна узки и немногочисленны, в церквах этой жаркой области господствует прохладный полумрак. Встречающиеся иногда трёхнефные церкви с высоким, но слабо выступающим трансептом имеют узкие боковые нефы, перекрытые полуцилиндрическим сводом, подпирающим центральный цилиндрический. Боковые нефы имеют в Провансе не столько пространственное, сколько конструктивное значение. Кровли, по римской традиции, — черепичные, покоящиеся непосредственно на сводах. Эта же традиция сказалась в тщательности обработки камня и в высокой технике кладки. Великолепный материал, известняк и мрамор, который иногда употреблялся даже при выкладке сводов, в немалой степени обусловил художественные достоинства памятников провансальской школы.
При всем том интерьер провансальских церквей спартански прост. В трезвом и благородном декоре — листья аканта, каннелюры, коринфские капители (самые красивые обычно в хоре, на колоннах, обрамляющих окна). Нет и следа фантастической тематики скульптуры Лангедока и Аквитании. Мировоззрение Прованса рождало легенды, но не суеверия.
Эллинистические мотивы с особой силой выступают в композиции и декоре порталов. Тонко профилированные карнизы, фронтоны и колонны, нередко просто взятые с соседних нимфеев и арок и перенесенные на фасад церкви, а также статуи — вот убранство провансальских порталов. Однако в самом сочетании заимствованных элементов здесь чувствуется инстинктивное понимание закономерностей античной тектоники и декора, поэтому такой «монтаж» уже не кажется варварством. Эти небольшие церкви на розовом мраморном цоколе, в обрамлении кипарисов, делают преемственность античных форм непрерывной, и лишь небольшой крест на фронтоне целлы как бы вскользь напоминает об изменившемся времени.
При всей своей утонченности провансальская школа оказалась тектонически бесплодной: сравнительно небольшие и простые по композиции объемы не стимулировали изобретательства. Более того, время возникновения школы совпало с началом конца романики.
Основной свой вклад Прованс внес в разработку порталов. Важны также провансальские клуатры, которые по климатическим причинам и склонности местного монашества к созерцательности нигде не достигали такого значения, как в Провансе.
Центры школы — местность вокруг Арля и Авиньона, двух городов, наряду с Нимом и Оранжем особенно богатых античными памятниками. Собор в Авиньоне (1140—1160 гг.) — довольно суровое сооружение, много раз перестраивавшееся. В 1180 г. к его единственному нефу был добавлен нартекс с целью увеличения объёма церкви. Более поздний портал (около 1200 г.), напоминающий античную композицию, обрамлен колоннами, несущими фронтон. Над нартексом — прямоугольная башня, перестроенная в 1425 г. К этому же типу относится однонефный собор в Оранже (1083—1126 гг.).
44. Тараскон. Сен Габриэль, начало XII в. |
Для провансальской школы наиболее типичны церкви небольшого объёма. Построенная в начале XII в. монастырская церковь в Сен Габриэле предельно проста как в интерьере, где небольшой зал завершается низкой и полутемной апсидой, так и снаружи, где мастерская кладка гладких стен, выступающих на фоне оливковой рощи, повторяет лаконичную чистоту языческого искусства (рис. 44). Единственное украшение этой изящной «целлы» — портал, фланкированный колоннами и увенчанный фронтоном, сложенным из кусков античных карнизов. Колонны — разные, также античного происхождения. Конструкции просты: цилиндрический свод стрельчатого очертания с подпружными арками, опирающимися на пилястры с гладкими капителями. Снаружи стены укреплены массивными контрфорсами, которые служат единственным членением боковых фасадов. В Сен Реститу — другая монастырская церковь этого типа.
Провансальская школа строила и трёхнефные базилики с узкими боковыми нефами, без галерей, с трансептом — если это были большие монастырские церкви, привлекавшие много паломников. Однако в этом случае применялись заимствованные композиции и конструкции. Новых решений Прованс не дал.
Бургундские влияния сказались на старом соборе города Сен-Поль-Труа-Шато (середина XII в.).
Важнейшие из сохранившихся монастырских церквей Прованса — в Монмажуре, в Гаре (Сен Жиль) и в Арле (Сен Трофим).
В Монмажуре входящая в ансамбль однонефная церковь (1117—1155 гг.) помимо обширной крипты имела кольцевой обход и венец капелл. При церкви — один из лучших провансальских клуатров.
45. Гар (Прованс). Монастырская церковь Сен Жиль, середина XII в., портал — около 1195 г. |
Основанный еще в 686 г., монастырь Сен Жиль в Гаре входил в XII в. в клюнийскую систему. В своем первоначальном виде (строительство, начатое в 1077 г., было возобновлено в 1116 г.) это была трёхнефная базилика, также с кольцевым обходом и венцом капелл [Ныне восточная часть утрачена]. Главный порт крестоносцев — Гар — к концу XII.в. настолько разбогател, что мог отделать портал важнейшей паломнической церкви Прованса с подобающей роскошью [Вскоре Гар обмелел, и его значение перешло к соседнему порту Эг-Морт. Многое в церкви Сен Жиль осталось поэтому незавершенным.]. Он был закончен, видимо, около 1195 г. Выступающие мраморные портики, как и портал в целом, заполнены скульптурными изображениями евангельских персонажей; в иконографии здесь господствует человек (рис. 45). При всей своей торжественности портал не подавляет входящего, он приглашает его войти. Это — непосредственно связанный с улицей праздничный вход в общественный зал, лишенный какой-либо таинственности. Глубоко человечны, в отличие от тимпана Сент Фуа в Конке, и масштабы этой композиции. Фигуры апостолов реалистичны: это не абстрактные символы, а действующие лица исторического события.
Откуда возник этот шедевр? Отсутствие промежуточных звеньев мешает установить его подлинные источники. [В качестве одного из звеньев цепи некоторые авторы называют разрушенный в 1610 г. тимпан портала церкви Борго Сан Донино в Ломбардии. Чувствуется также влияние Лангедока, есть что-то и от графической тонкости бургундской школы. Как бы то ни было, две подписи на фигурах, выполненных около 1171 г., называют мастера Петра из Нима.]
46—47. Арль (Прованс). Монастырская церковь Сен Трофим 1152—1180 гг. |
Сен Трофим в Арле — также трёхнефная базилика (1152—1180 гг.), построенная на месте предшествующей церкви (рис. 46 и 47). В 1430 г. была перестроена восточная часть. Памятник целиком реставрирован в XIX в. Портал церкви, как бы прислоненный к обнаженной глади фасада, представляет собой второй шедевр провансальской скульптуры. Здесь фигуры апостолов помещены в интерколумниях (некоторые из шести колонн по ломбардской традиции опираются на львов) и между пилястрами. Композиция завершена богатым скульптурным фризом. К церкви примыкает клуатр, перекрытый цилиндрическими сводами и богато украшенный фигурной скульптурой.
***
В Провансе и в Лангедоке влияние каталоно-ломбардской школы сказывалось не только в башнях, напоминающих кампанилы, иногда отдельно поставленных (кладбищенская башня в Пюиссаликоне, XII в.), или в общей композиции сравнительно небольших укреплённых церквей XI в. (собор в Эльне и др.). Влияние это заметно и в таких крупных однонефных церквах-цитаделях, как соборы в Магеллоне и в Агде или монастырские церкви-крепости в Сен-Понс-де-Томьер и Сент-Мари-де-ла-Мер. Собор в Магеллоне (рис. 49) был начат ещё в XI в., но, судя, по надписи на портале, последние работы по укреплению постройки были завершены только в 1158—1178 гг. Одновременный собор в Агде (рис. 51) — самый ранний пример сооружения, снабженного непрерывным рядом машикули (лопатки, соединенные глухими ломбардскими арками, как бы подсказали местным строителям этот новый стратегический приём). Относящаяся к последней четверти XII в. двухъярусная церковь-крепость в Сент-Мари-де-ла-Мер (рис. 50) снабжена более развитой системой машикули на контрфорсах и на консолях вдоль боковых фасадов и только на консолях — в апсидальной части. Над апсидой — массивный донжон, западный фасад которого завершен колокольней, господствующей над террасой донжона. Обнажённая кладка верхней части контрастирует с ломбардским декором апсиды: внизу — святилище, наверху — крепость. С западного фасада входа не было, ныне замурованный вход помещался с южной стороны. В нефе был родник.
48. Муассак. Монастырский ансамбль, XII в.: 1 — клуатр; 2 — центральный тимпан; 3 — свод подбашенного пространства (над крыльцом); 4 — свод крыльца; 5 — капитель клуатра | |
50. Сент-Мари-де-ла-Мер. Укрепленная церковь, XII в. | |
49. Магеллон. Собор, XI—XII вв. | 51. Агд. Собор. XI—XII вв. Машикули |
На Юге, помимо строительства церквей-крепостей, были случаи укрепления башнями уже существовавших церквей. В Муассаке в связи с уязвимостью западной стороны портик с его знаменитым порталом был перенесен на южный фасад, а нартекс надстроен массивной башней с зубчатым парапетом (рис. 48). Своды подбашенного пространства укреплены гуртами. Эти работы производились в 1180 г.
Западная школа
Запад средневековой Франции (Аквитания и Пуату), сравнительно густо населенный и некогда богатый как памятниками античности, так и раннехристианскими святилищами, был в свое время центром меровингской Галлии. Близость мавританского Юга и широкое участие аквитанского рыцарства в крестовых походах и испанской реконкисте способствовали проникновению сюда восточных культурных влияний. Суеверная, но не очень религиозная страна с ее благодатным солнцем, виноградниками и жизнерадостным, деятельным населением плохо поддавалась монашескому ригоризму, и архитектура Аквитании так и осталась относительно свободной от монотонности монастырских композиционных схем.
Однако при всем многообразии, неизбежном на обширной территории, охватываемой этой школой, она имеет ряд пространственных особенностей, общих для всех ее направлений (обширные однонефные помещения, перекрытые куполами, церкви с тремя нефами равной высоты под общей кровлей). Такая организация пространства приближает аквитанские церкви к так называемым «зальным». В Аквитании в то же время была очень распространена пышная скульптурная трактовка западных фасадов, что позднее, в готический период, стало одной из особенностей городского храмостроения. В конструктивном отношении важны были аквитанские купола: получив во второй половине XII в. в комбинации с нервюрами стрельчатое очертание, они легли в основу так называемого «анжуйского» свода, или «свода Плантагенетов», популярного как в Аквитании, так и за ее пределами.
Школа отчетливо делится на два направления:
1) церкви с тремя нефами почти равной высоты, чаще всего с трансептом и хором, с кольцевым обходом и венцом капелл. Центр — Пуату;
2) церкви с одним обширным нефом, перекрытым серией куполов. Центр — Перигор.
План с очертаниями отчётливо выраженного латинского креста преобладает в обоих направлениях: трансепт отсутствует лишь в исключительных случаях. Западные башни либо отсутствуют, либо выражены слабо. Характерно коническое, чешуйчатое покрытие кровель, башен и турелей.
Купольные церкви
Одним из старейших примеров аквитанской купольной постройки считается собор в Кагоре, законченный около 1119 г. Эта «зальная» церковь лишена трансепта и заканчивается большим полукружием апсиды (перестроенной в XIII в.), куда открываются три радиально расположенные капеллы. Кольцевой обход отсутствует. В нефе — два двадцатиметровых пролета, перекрытых куполами на парусах. Столбы, на которые опираются эти купола, сняв часть нагрузки со стен, позволили увеличить оконные проемы и обеспечить обильное освещение нефа, что является важной особенностью именно этого направления западной школы. Строгая обнаженность каменной кладки и величавая простота линий создают в интерьере впечатление суровой монументальности.
52. Суияк. Монастырская церковь. План, портал восточного фасада, интерьер |
Церковь в Суияке (начало XII в.) построена по схеме латинского креста, поскольку в ней имеется трансепт, необходимый в монастырской церкви (рис. 52).Три пролета перекрыты куполами того же типа, что и в Кагоре.
Свойственный этим церквам пространственный эффект отчетливо выражен и в интерьере монастырской церкви в Солиньяке (1143 г.). Здесь четыре купола: два над нефом, один над средокрестием и один над северным плечом трансепта (южное перекрыто цилиндрическим сводом). В интерьере вдоль стен нефа — балкон, покоящийся попеременно на полуколоннах и консолях.
К середине XII в. первоначально строгие массы архитектуры Перигора начали обогащаться членениями и особенно скульптурой,— сказывалась близость Лангедока.
Однако в Аквитании сразу же обнаружилась склонность к фантастической тематике. Среди уцелевших элементов портала (вторая четверть XII в.) упомянутой церкви в Суияке резной столб. изображает сплетение пожирающих друг друга химерических зверей. Эта фантастическая композиция полна возбужденной динамики, ее инфернальный сюжет рассказан вдохновенно. На одном из косяков того же портала Исайя, одержимый экстазом пророчества, изображен пляшущим.
53. Ангулем. Собор, 1105—1123 гг. |
Собор в Ангулеме (1105—1123 гг.) — едва ли не самое красивое сооружение всей группы (рис. 53). Огромный однонефный зал перекрыт тремя расположенными в ряд куполами; четвертый образует фонарь над средокрестием. Плечи трансепта имеют по куполу меньшего диаметра. Обширный хор завершается четырьмя капеллами, расположенными венцом, без кольцевого обхода. Фасад искажен реставрацией 1866—1875 гг. Важна лишь его скульптура. Первоначально и над южным плечом высилась колокольня, разрушенная в 1568 г.
54. Перигё. Монастырская церковь Сен Фрон, после 1120 г. |
Особое место среди купольных сооружений Перигора занимает монастырская церковь (с 1669 г. городской собор) Сен Фрон в Перигё (рис. 54). Одно время именно этот памятник считался родоначальником всей купольной группы церквей Аквитании. Сейчас установлено, что нынешнему сооружению, «реставрированному», но фактически перестроенному архитектором Абади в 1855—1858 гг., предшествовала перекрытая деревом базилика с колокольней над нартексом. Эта колокольня (69 м) сохранилась и составляет древнейшую часть существующего здания, построенного после пожара 1120 г., т. е. позднее собора в Кагоре и типологически связанной с ним церкви.
В основе плана Сен Фрон лежит греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах по схеме, в это время уже осуществленной в соборе Сан Марко в Венеции. Вероятно, оба здания композиционно имеют общий византийский прототип (церковь Апостолов в Константинополе). Собор Сен Фрон — высшее конструктивное достижение среди купольных конструкций Перигора. Вопрос о происхождении этих конструкций остается пока открытым. Это не купола на тромпах, подобные перекрытиям собора в Пюи, а каменные купола на парусах и без барабанов. Истоки перигорских куполов искали в Византии, в Венеции, на Кипре. Возможно, однако, что особенности местного камня позволили аквитанским мастерам возродить конструкцию древних купольных жилищ.
Церковь смешанного монастыря в Фонтевро (1101—1119 гг.), хотя он и не входил в клюнийскую систему, тем не менее в своей восточной части вполне соответствовала схеме, распространявшейся этим орденом со второй половины XI в.: выступающий трансепт с капеллой на каждом плече, обширный хор с полукруглым завершением, с кольцевым обходом и венцом капелл, в данном случае трех. К этой «клюнийской» части примыкает неф, перекрытый серией перигорских куполов на парусах.
Группа Пуату. План большинства крупных церквей этого направления западной школы — обычный: это трёхнефные базилики с трансептом, выступающим хором, кольцевым обходом и венцом из 3—5 капелл. Старейший из известных примеров — церковь Сен Никола в Пуатье (около 1050—1060 гг.). План апсид и капелл в большинстве случаев закругленный, но иногда в небольших церквах встречаются и плоские апсиды. Есть несколько крупных церквей с многогранным завершением хора (церковь Сент Радегонд, 1083—1099 гг., церковь в Эрво, 1096—1100 .гг., и др.). Все основные сооружения (около шестидесяти) имеют три нефа, причём боковые, как правило, узкие.
55. Сен Савен-сюр-Гартамп. Монастырская церковь, конец XI в. или начало XII в. |
Колонна в качестве опоры в конце XI в. становится редкостью во Франции, и самый величественный пример этой античной традиции — монастырская церковь Сен Савен-сюр-Гартамп (конец XI или начало XII в.). Обычно это архаизирующее сооружение и считается исходным для данного направления западной школы (рис. 55). По каролингской традиции, над нартексом помещена колокольня (94 м), готическое завершение которой относится к XV в. Над средокрестием — обычная для Пуату сравнительно невысокая прямоугольная в плане башня. Три нефа почти равной высоты подведены под общую кровлю. Трансепт четко выражен, причем в каждое плечо открывается по капелле. Закругленный хор имеет еще пять капелл, расположенных венцом и открывающихся в кольцевой обход. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, подпирающими центральный. Первые три травеи центрального нефа разделены подпружными арками, опирающимися на сложные опоры.
Сохранившиеся на своде и в апсиде росписи принадлежат к числу древнейших фресок романского периода. В них с особой силой звучит апокалиптическая тема, позволившая аквитанским мастерам дать волю своей южной фантазии.
56. Пуатье. Нотр-Дам-ла-Гранд. 2-я четверть XII в.: 1 — западный фасад; 2 — интерьер центрального нефа; 3 — центральная башня; 4 — фрагмент западного фасада |
Отсутствие верхнего света погружало интерьер церквей Пуату в полумрак. Они гораздо пышнее украшены снаружи, особенно со стороны западных фасадов. Типична в этом отношении Нотр-Дам-ла-Гранд в Пуатье — памятник, как и Сен Савен, плохо датированный (рис. 56). Фланкированный двумя невысокими башенками, западный фасад, напоминающий собор в Ангулеме, относится, видимо, ко второй четверти XII в. Над ложным средокрестием (трансепта нет) высится башня. В Пуату, как и в Провансе, узкие боковые нефы имеют скорее конструктивное значение и поэтому чаще всего лишены собственных порталов. В данном случае на фасаде им соответствуют не проемы, а ниши. Центральный свод — цилиндрический, подпертый крестовыми сводами узких боковых нефов. На сложных опорах покоятся подпружные арки нефов и главные аркады. В интерьере, обезображенном раскраской 1857 г., царит полумрак. Боковые нефы обегают хор, образуя кольцевой обход, низкий и темный, как и апсида. В хоре сохранились остатки фресок XII в.
57. Ольнэ. Кладбищенская церковь, около 1135 г. Вид на апсиды, портал | |
58. Шатонёф. Церковь, середина XII в. | |
59. «Фонари мёртвых»: 1 — в Антиньи, середина XIII в.; 2 — в Сельфруен (XII — XIII вв.); 3 — в Фенуа (XII — XIII вв.) |
Типичное для западной школы перспективное расположение ряда резных архивольтов, венчающих окна и порталы, хорошо представлены церковью в Ольнэ (около 1135 г.). Восточный фасад, в отличие от предшествующих примеров, в этой кладбищенской церкви не уступает по своему значению западному; возносящиеся под самый карниз пучки сомкнутых полуколонн удивительно грациозны, а окна апсиды по красоте пропорций и декору даже в Аквитании не имеют себе равных (рис. 57).
Также полна изящества кладбищенская церковь в Фениу (середина XII в.?). К этому же времени относятся типичные для западной школы фасады небольших церквей в Лупиаке и в Шатонеф-сюр-Шарант (рис. 58).
«Фонари мертвых». В сознании средневекового человека мертвые и живые составляли общий мир, и кладбища никогда не исчезали из поля зрения смертных. В романский период, особенно в Аквитании, в Оверни и в Провансе, получили распространение так называемые «фонари мертвых» — стройные кладбищенские башенки, увенчанные ажурным завершением или снабжённые проемами в верхней части, где постоянно поддерживался огонь, напоминавший путникам о близости кладбища и одновременно служивший символом неугасимой жизни мертвых (рис. 59). Согласно местным верованиям, свет «фонарей мертвых» отвращал от живых силы зла и тьмы.
Происхождение этих искусственных менгиров (при некоторых из башенок были небольшие алтари) восходит, вероятно, к кельтской древности с ее культом солнца и отзвуками поклонения огню.
Центрические церкви
Несвойственные и раннероманской архитектуре, центрические планы с XII в. почти вовсе исчезают из практики монастырского строительства. Лишь изредка воспоминания о древних надгробных часовнях или благочестивое желание воспроизвести по рассказам паломников церковь Гроба господня в Иерусалиме приводят к возникновению ротонд и октогонов, причем главным образом на Юге и на Западе.
60. Шарру. Монастырская церковь, XI в. |
Гибридный план церкви Сен Бенин в Дижоне вызвал мало подражаний; примером самой значительной из ротонд была монастырская церковь в Шарру (Пуату). Диаметр ее равнялся 40 м. Сохранилось ядро ее центрального пространства с двумя ярусами аркад (рис. 60). К ротонде примыкала трёхнефная базилика, в которой все нефы были перекрыты взаимно подпиравшимися параллельными цилиндрическими сводами. Над обширным нартексом высилась прямоугольная башня. Это трудно датируемое сооружение хронологически лежит между церковью Сен Бенин в Дижоне и сохранившейся, но реставрированной монастырской церковью Сен Сепюлькр в Нейи. Последняя, сооруженная рыцарем-паломником по возвращении из Иерусалима, близко воспроизводит свой восточный прототип. В другом случае ротонда сочетается с планом в форме греческого креста, центром которого она и является (церковь Сент Круа в Квимперле, конец XI в.).
В Аквитании сохранилось несколько октогонов, из которых любопытна окруженная венцом из восьми капелл часовня Сен Мишель д’Антрег (1137 г.). Иногда, как, например, в спорно датируемой церкви Сен Круа в Монмажуре (между 1019 г. и концом XII в.), над прямоугольным объёмом, к которому с каждой стороны примыкает по капелле, возводился октогон, завершавшийся «фонарем мёртвых». В Монморийоне сохранился двухъярусный октогон XII в., одно время принимавшийся за святилище друидов. Сохранились также центрические часовни в Сарла (Перигор), Шамбоне (Пюи-де-Дом) и др. Большинство из них — кладбищенские часовни, снабженные оссуариями, куда по мере заполнения кладбищ ссыпались кости из могил.
Добавить комментарий