Романская архитектура Франции: гражданское строительство

Глава «Романская архитектура. Архитектура Франции. Гражданское строительство», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Саркисиан Г.А.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Ближайшие преемники Гуго Капета, который унаследовал от своих предшественников страну, утомленную анархией и разбитую на множество независимых владений, с помощью оружия, денег, династических браков, а то и обмана объединили и упорядочили её, способствуя таким образом развитию ее производительных сил и возникновению французской государственности. Но в борьбе с раздробленностью страны первые Капетинги наталкивались на сопротивление могущественных и непокорных феодалов, причем главной опорой монархической власти в этой борьбе первое время оставалась церковь, заинтересованная в феодальном землевладении, но без феодальной анархии. Благодаря прогрессивному хозяйствованию монастырей, неотчуждаемости церковной недвижимости, взимавшейся десятине и широкой эксплуатации паломничеств экономические позиции церкви в условиях наступившей относительной безопасности сильно укрепились.

Франция в X—XIV вв.
Франция в X—XIV вв.

Значительным было идеологическое влияние церкви. Вслед за установлением в середине XI в. так называемого «божьего мира» она сумела в конце того же столетия организовать грабительскую энергию рыцарства, в основном французского, в движение крестоносцев и направить ее на завоевание Леванта.

Господствующее положение духовенства и феодальной знати отражено в типологии романской архитектуры. Архитектура эта возникла одновременно с приходом к власти Капетингов и всегда оставалась архитектурой церквей и замков по преимуществу. Бесправие и нищета закрепощенных масс и низкий уровень развития феодальной экономики исключали прогрессивное развитие массового жилища и производственных построек, которые в основном развивались в системе монастырских хозяйств.

В условиях господства религиозно обусловленного сознания церковные идеологи стремились приковать внимание рядовых людей к зданию церкви, как к «дому бога и народа», а внушавшаяся массам мысль о бренности земного существования не благоприятствовала развитию частного жилища — чаще всего бедной деревянной постройки, периодически пожиравшейся пламенем.

  1. Жилища
  2. Поселения
  3. Монастырские дворы
  4. Мосты

1. Жилища

Невозможно разделить историю средневекового жилища на «романский» и «готический» периоды. Развитие шло крайне медленно, и сельские постройки XVI в. мало чем отличались от своих ранних прототипов. План и конструкция сельского дома складывались в различных районах средневековой Европы применительно к местной традиции, и здесь многообразие типов и форм и свойственный средневековью «дух местности» сказались с особой силой.

Жилые дома романского периода: 1 — в Вогезах; 2 — в Ружмоне; 3 — в Нормандии (фахверк); 4 — в Морване; 5 — в Клюни (XII в.); 6 — в Клюни (XII в.)
1. Жилые дома романского периода: 1 — в Вогезах; 2 — в Ружмоне; 3 — в Нормандии (фахверк); 4 — в Морване; 5 — в Клюни (XII в.); 6 — в Клюни (XII в.)

Наиболее древние из сохранившихся каменных жилищ Франции встречаются к югу от Луары (рис. 1). Ещё недавно стоявший в Морване крестьянский дом XII в. представлял собой массивное сооружение, возведённое из больших гранитных блоков, с оставленными в кладке небольшими оконными проёмами. Он вполне типичен. Низкий цокольный этаж служил погребом, складом, курятником. Дверь находилась на высоте 1—2 м от земли. Лестница и крыльцо — также каменные. На массивном стропильном перекрытии — кровля, покрытая сланцем или каменными плитами. В доме одно помещение, в котором жила семья. Характерно полное отсутствие орнамента.

Древняя строительная традиция Бургундии сказалась и на ее сельском строительстве.

Деревня Ружмон находилась в зависимости от соседнего большого аббатства, и тщательность, с какой выполнен здесь крестьянский дом XIII в., выдает влияние монастырской строительной культуры.

К северу от Луары сельские постройки возводились из дерева, причем рубленые конструкции в связи с систематической вырубкой лесов уже к XI в. стали заменяться фахверковыми на каменном цоколе. От этих построек ничего не сохранилось, но в Нормандии еще в 1830 г. стояли фахверковые дома, напоминавшие постройки Норвегии и Дании. Характерны богато украшенные коньки этих сравнительно высоких фахверковых зданий на каменном цоколе. В нижнем этаже помещалась большая жилая комната, освещенная со всех четырёх сторон, с очагом в центре.

На востоке и в Вогезах сельские дома представляли собой рубленые конструкции, приспособленные к условиям частой непогоды и обильным снегопадам. Почти всегда в нижнем этаже три помещения — двое сеней и большой зал, освещенный с двух противоположных сторон. Здесь же очаг. На втором этаже — ещё четыре комнаты. Кровля чаще всего черепичная. Цоколь выложен из массивных иррегулярных блоков песчаника на растворе.

В центральных районах, а также на севере бывшей Аквитании стойко держались кельтские традиции. Жилище крестьян этих районов было архаичным: над вырубленным в материке углублением складывалось напуском куполообразное возвышение из больших камней с отверстием посередине для вывода дыма. Единственный проём служил входом и окном этого примитивного сооружения.

Дом в Провансе Дом в Провансе
2—3. Дома в Провансе

Во Франции не осталось ни одного усадебного дома старше XV в. (рис. 2 и 3). Дома горожан, судя по описаниям источников и сохранившимся примерам, были очень просты. Планировка городского жилища, естественно, меньше зависела от местности, и различия в типах определялись больше материалом и конструкциями, чем планировкой помещений. К северу от Луары господствовал фахверк. К югу, где чаще встречались каменные дома, их конструкции повторяли систему, господствовавшую в зодчестве этого времени, — массивные стены и опоры, цилиндрические и крестовые своды для цокольных этажей, стропильное перекрытие для верхних. Кровли — черепичные либо сланцевые. Ограниченные размеры городских участков рано обусловили многоярусность жилищ. С XII в. широко применялись дома смешанного типа — с каменным нижним этажом и деревянным или фахверковым верхним.

Изменился принцип планировки галло-римского дома. При Меровингах женская половина жилища (гинекей) ещё оставалась отделённой. Но в городах возобладал франкский уклад семейной жизни, сложившийся в суровых условиях Севера и хорошо отраженный в планировке сельского жилища романской эпохи: семья объединялась общим очагом, причем женщина была не только помощницей мужа в быту и в труде, но и хозяйкой дома. В то же время жилище перестало быть замкнутым мирком, и внутренний двор, к которому раньше оно было обращено, окончательно потерял свое прежнее значение. В романскую эпоху дом уже обращен к улице города, он связан с его развивающейся общественной жизнью.

Нижний этаж жилища отводится под мастерскую или лавку, сообщающуюся через аркаду с улицей. Выше находится жилое помещение владельца и его семьи: здесь же очаг. Если дом принадлежал знатному и богатому лицу, то вокруг центрального зала располагалось несколько небольших комнат. В этом случае непосредственно под стропильным перекрытием находился еще и третий ярус помещений — клетушки подмастерьев и прислуги. У бедных на каждом этаже было только по одному помещению.

Во Франции сохранилось несколько городских домов романского типа («Дом музыкантов» в Лионе, дома в Клюни, Гаре, Фижаке, Ла-Шез-Дьё и др.), в основном на юге. Эти хорошо известные и сильно реставрированные постройки по художественной трактовке некоторых деталей напоминают формы, слагавшиеся в церковной архитектуре.

 

2. Поселения

В XI—XII вв., несмотря на общинный характер городского самоуправления, еще не существовало регулярной сетки для застройки исторически развивавшихся городов, хотя учитывались, конечно, особенности места (рельеф, водные артерии, требования обороны и др.). Городские центры слагались по-разному (обычно это собор и соседствующая с ним рыночная площадь), причем застройка развивалась от центра к периферии, с соблюдением корпоративного принципа заселения. Впоследствии городская стена, если она возводилась, становилась важным фактором, ограничивавшим площадь застройки, и очертания периметра стены определяли схему градостроительной организации.

Не считая рыночной площади, важнейшим, если не единственным общественным центром города в романскую эпоху оставалось здание собора или церкви. Вплоть до середины XII в. только редкие городские коммуны были достаточно крепки и самостоятельны, чтобы позволить себе роскошь иметь особое помещение для функций городского самоуправление.

На территории Франции ратуш XI— XII вв. почти не сохранилось. Это была эпоха борьбы городов за свою самостоятельность, которую они периодически теряли. Естественно, что когда это случалось, победитель — феодал — прежде всего разрушал ратушу. Да и материальные ресурсы французских городов ещё были недостаточны для постройки тех внушительных дворцов «городской свободы», которыми они будут гордиться в дальнейшем.

Сент Антонен. Ратуша, середина XII в.
4. Сент Антонен. Ратуша, середина XII в.

В Сент Антонене сохранилось здание, украшенное галереей (рис. 4). В прошлом жилой дом, оно было впоследствии перестроено под ратушу. За исключением более позднего завершения башни (с машикули) и других деталей, реставрированных Виолле де Дюком, сооружение относится к середине XII в. Аркада цокольного этажа непосредственно сообщалась с рынком. Зал второго этажа был внутри оштукатурен, причем на штукатурке сохранились следы росписи.

В Лa-Реоле нижний этаж романской ратуши (вторая половина XII в.) занят перекрытым сводами помещением, цилиндрические опоры которого увенчаны грубыми капителями. Над ним — зал для собраний, освещенный небольшими романскими окнами.

Планировка служебных помещений ратуши, сложившаяся в конце романского периода, осталась почти неизменной до эпохи Возрождения. Нижний этаж, большей частью с аркадами вдоль фасада, служил складом или арсеналом и обычно перекрывался сводами. Над ним находился парадный зал, в который выходило несколько меньших помещений для заседаний и встреч. Обязательным элементом была дозорная башня — «беффруа»; где висел набатный колокол, помещалась городская тюрьма и хранились хартии, казна и печать. Эта башня, являвшаяся как бы гордым символом могущества и независимости городской коммуны, повторяла башню замка феодала, поскольку город был юридическим лицом, обладавшим правами независимой личности.

Особое значение имели поселки, возникавшие вблизи больших монастырей (Клюни, Везлэ, Конк, Шарлье, Понтиньи, Фонтенэ и др.). В них первоначально концентрировались ремесленники, обученные монахами (дубильщики, суконщики, медники, каменщики, плотники, ткачи), работавшие на монастырь и из его сырья.

Крупные монастыри в XI—XII вв. были важными центрами передового хозяйствования.

 

3. Монастырские дворы

Первые попытки рационально организовать застраиваемое пространство принадлежали монастырям (план Санкт-Галленского монастыря), хотя они и относились к организации собственно монастырского двора, его административных, жилых и хозяйственных построек, сгруппированных вокруг монастырского центра — клуатра.

Монастыри оказывали прямое воздействие и на градостроительную схему тех старых городов, на окраинах которых они нередко учреждались. Монахи стремились оставить одну сторону своих владений незастроенной, чтобы не терять связи с природой. Со временем такие монастыри оказывались включенными в систему городских укреплений. Оказавшись в черте города (в Париже — это монастырь Тампль, Сен Мартен, конгрегация св. Женевьевы), монастырские владения своей планировочной схемой накладывали отпечаток на градостроительную сетку города в целом.

К кафедральным соборам и наиболее крупным городским церквам также тяготело множество зданий (общежития, хозяйственные здания, школы, больницы и др.). Массив построек, относившихся к собору Парижской богоматери, спускался до самых берегов Сены и включал в себя 37 различных зданий. Постройки, примыкавшие к собору в Оксерре, занимали половину города.

Клюни. Монастырский двор
5. Клюни. Монастырский двор: 1 — церковь Клюни-2; 2 — библиотека; 3 — «Галилея»; 4 — атрий; 5 — сакристия; 6 — башня; 7 — странноприимный дом: а — мужчины, б — женщины; 8 — трапезная для гостей; 9 — уборные; 10 — конюшни (на втором этаже жилище рабочих); 11 — западный двор; 12 — погреб; 13 — пекарня; 14 — трапезная; 15 — клуатр; 16 — клуатр новициата; 17 — зал капитула; 18 — дормиторий; 19 — новициат; 20 — уборные; 21 — южные ворота; 22 — главные ворота; 23 — больница

Обычно монастырь в XI—XII вв. имел два концентрических ограждения. В пределах внешней ограды помещались привратницкая, альмонарий (где раздавалась милостыня), странноприимный дом. Здесь же в хорошо продуманном порядке располагались основные хозяйственные помещения: конюшни, кузницы, мельницы, давильни, пекарни, мастерские, склады. Часто имелись собственные мастерские для выплавки металла. В отдалении помещалась больница, а по соседству с ней — поле, где разводились лекарственные растения. В Клюни сохранились пекарня и большой амбар, крытый сводами, с каменным желобом для засыпки зерна (рис. 5).

В пределах внутреннего ограждения, куда допускались только монахи, находились обязательные «уставные» постройки. Здесь планировочным и общественным центром служил клуатр — прямоугольная или квадратная площадка, окруженная с четырёх сторон галереями, которые открывались во двор аркадами. В романскую эпоху применялись полуциркульные арки на сдвоенных колонках, иногда чередовавшихся с одиночными. Колоннада обязательно покоилась на цоколе. В середине каждой стороны имелся выход во дворик, в центре которого размещался фонтан или крест. В Италии, Сицилии, Испании бассейн для омовения или фонтан помещался не в центре дворика, а в одном из углов клуатра.

Галереи перекрывались деревом (на севере) либо сводами (цилиндрическими или крестовыми).

Обычно клуатр примыкал к церковному зданию с южной стороны (в монастырях) или с северной (при соборах) и сообщался с церковью через портал в соответствующем плече трансепта. С противоположной стороны к клуатру примыкала трапезная, с восточной — зал капитула с дормиторием (общей спальней) на втором этаже. Другие монастырские помещения так или иначе примыкали к клуатру. Важнейшим из них был зал капитула, где при открытых дверях заседала администрация монастыря и происходили общие собрания братии. После церкви это было самое роскошное здание.

Здесь часто погребались аббаты. Другим важным помещением была ризница (сакристия), где хранились ценности и монастырская казна.

У входа в клуатр со стороны церкви находились хранилища рукописей («армариум клаустри»), которыми пользовались монахи, находясь в клуатре.

Вблизи клуатра располагалось помещение для переписки рукописей («скрипторий»). На севере аркады клуатров иногда остеклялись.

Самые старые из сохранившихся клуатров датируются концом XI или началом XII в. Лучшие из них — на юге Франции, в Италии и в Испании.

Столетняя война (XIII—XIV вв.) и религиозные войны XVI в. уничтожили много романских построек, и без того приходивших в упадок в силу неуклонной деградации монастырей с XIV в. Дальнейшие разрушения принёс конец XVIII в., когда справедливая ярость народа невольно возложила на ранние памятники ответственность за преступления их поздних владельцев.

То, чего не успело уничтожить время, довершили буржуазные дельцы: Клюни было с коммерческой целью разрушено виноторговцами Макона. Особенно пострадали клуатры.

Фонтевро. Монастырская кухня Фонтевро. Монастырская кухня
Фонтевро. Монастырская кухня
6. Фонтевро. Монастырская кухня

В крупных монастырях большое значение имели общие кухни. Самый красивый образец сохранился в Фонтевро (рис. 6) — аббатстве, известном своей перекрытой куполами церковью. Это была сравнительно недолго просуществовавшая смешанная мужская и женская обитель. Кухня представляет собой центрическое (полигональное) здание, заключающее пять помещений в виде ниш, снабженных дымоотводящим устройством. Помимо этого, ближе к центру — три вентиляционных шахты и ещё одна, особенно широкая, для вывода конденсата.

Сооружение относится к XII в., хотя в XIII в. в нем были произведены некоторые переделки.

 

4. Мосты

В начале XII в. возникла полумонашеская ассоциация «братьев-мостостроителей». Вероятно, это было первое средневековое объединение строителей. Дорожное строительство и особенно сооружение мостов считалось делом богоугодным, поскольку они способствовали паломничествам. При сооружении мостов повторялись римские конструкции — полуциркульные арки на массивных опорах. Как правило, ширина проезжей части равнялась 5 м. Посредине моста возводилась небольшая часовня. В Авиньоне сохранился мост (1177—1185 гг.), носящий имя строителя — брата Бенеза (рис. 7). Этот мост, по стратегическим соображениям, с целью облегчения обороны, был сужен в середине.

Авиньон. Мост Бенизе
7. Авиньон. Мост Бенизе

В Эвро есть другой мост романского периода, покоящийся на 11 арках.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации