Романская архитектура Северной Италии

Глава «Романская архитектура. Архитектура Италии. Северная Италия», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Маркузон В.Ф.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


В XI—XIII вв. ведущее место в развитии итальянской архитектуры бесспорно принадлежит северным областям страны и прежде всего Ломбардии, строительные приёмы и композиционные типы которой распространились к востоку вплоть до венецианского побережья Адриатики, а к западу и северо-западу — по территории Пьемонта и спускавшейся в Тирренскому морю Лигурии.

Важнейшими городами на побережье этих районов были Венеция и Генуя — морские республики, ставшие уже к XI в. крупными центрами внешней торговли, а внутри страны — Милан, Модена, Парма, Кремона, Болонья, Верона и др., превратившиеся к X столетию в оживленные центры ремесленного производства.

Благодаря расположению на путях, ведущих от альпийских перевалов и по долинам судоходных рек, эти города развивались не только с ростом внутреннего товарооборота, но также и с развитием торговли международной: они играли значительную роль в посреднической торговле между Севером и Югом, Западом и Востоком и, хотя не могли соперничать с Венецией, всё же извлекали из этого немало выгод. Именно в этих городах, населенных ремесленным людом и купечеством, впервые сложились новые формы общественной жизни и городской коммунальный строй, а вместе с ними, начиная с XI в., возникли первые коммунальные и культовые здания, задуманные и построенные как сооружения городской общины.

Строительство в Ломбардии вскоре получило большой размах. Многочисленные ремесленники-строители, со времен лангобардского владычества организованные в специальные корпорации, опирались в своей деятельности на свод подробно разработанных правил и вскоре подняли своё мастерство на значительную высоту, прославившись далеко за пределами Ломбардии. Они первые начали перекрывать главный неф церкви крестовым сводом (нередко, впрочем, применяя и открытые деревянные стропильные фермы) и ввели в связи с этим систему перемежающихся опор разного сечения, позволившую связывать ячейки главного и боковых нефов; они же, по-видимому, впервые стали пользоваться кирпичом для строительства церквей.

Кирпич, качество которого непрерывно улучшалось, производился самых различных оттенков — от желтого и нежно-розового до тёмно-красного цвета современного клинкера. Он стал основным строительным материалом, тогда как преобладавшая прежде квадровая кладка из песчаника применялась теперь лишь для оснований, цоколей, обработки столбов, проемов, углов стен, иногда и для облицовки фасадов. Живописное сочетание кирпича с каменными, а позднее — терракотовыми деталями стало отличительной особенностью ломбардского зодчества.

Церкви в Ломбардии обычно имеют три нефа. Трансепт большей частью не выступает за пределы общих очертаний плана. Над средокрестием высится восьмигранный купол, вписанный в барабан, или световой фонарь, иногда завершенный высокой башней. Благодаря перемежающимся опорам разного сечения интерьеры отличаются своеобразным ритмическим построением.

Кампанилы стоят либо отдельно, либо по сторонам главного фасада или апсиды.

Ломбардцы внесли много нового и в разработку внешней композиции зданий.

Карликовые аркады, появившиеся в Ломбардии ранее чем в других местах, не только подчеркивают размеры стены, но подчас изменяют и самую ее структуру (соборы в Парме, в Ферраре); они завершают апсиды и барабан, одевающий главный купол. Ломбардские мастера впервые ввели в употребление узкие лопатки (лизены), используя их или вытянутые стеблеобразные полуколонны и их пучки как средство вертикального расчленения фасадов. Это нововведение, и теперь ещё недооцениваемое историками архитектуры, явственно отразило новое стремление зодчих выразить во внешнем облике здания его внутреннюю структуру и использовать стену — основную несущую конструкцию сооружения — для создания его выразительного облика.

Помимо культовых зданий, имевших для североитальянских городов-коммун большое общественное значение и бывших предметом патриотической гордости, в городах Ломбардии в конце XII в., т. е. ранее, чем где бы то ни было, появился специальный тип общественных зданий, предназначавшихся для городской магистратуры и органов самоуправления. Это Бролетто (первоначально так называлась площадь в центре города, часто у епископского дворца, где вершился суд) или палаццо делла Раджоне — двухэтажные здания, состоявшие из большого зала заседаний, расположенного над общественной лоджией.

Бролетто строились из великолепно отделанного тесаного камня, а в отдельных случаях облицовывались цветным мрамором. Мощная стена второго этажа с ритмическими пятнами редко расставленных сдвоенных или строенных арочных окон противопоставлялись лоджии внизу, обычно перекрытой крестовыми сводами. Здание украшалось каменными скульптурными вставками; особенно украшался балкон, служивший для общественных выступлений.

Размах строительства, большое число ремесленных цехов (каменщиков, каменотесов, и др.), их творческая инициатива, предприимчивость и неутомимые поиски новых решений — всё это закрепило за Ломбардией первенство в романском зодчестве Италии.

Милан. Базилика Сайт Амброджо, конец XI-XII в.
7. Милан. Базилика Сайт Амброджо, конец XI-XII в.: 1 — хор; 2 — капеллы; 3 — средний неф; 4 — нартекс; 5 — атрий; 6 — башня каноников; 7 — башня монахов

Базилика Сант Амброджо в Милане (рис. 7) — один из наиболее ранних и значительных памятников ломбардской архитектуры, оказавший большое влияние на дальнейшее развитие культового зодчества в Северной Италии. Первоначальная постройка, восходящая к 386 г., была капитально перестроена в 824—859 гг., и к этому времени, по-видимому, принадлежит древнейшая сохранившаяся часть базилики — её апсиды с примыкающим к ним пролётом, перекрытым полуциркульным сводом. Основное сооружение — трёхнефный, не имеющий трансепта корпус, которому предшествует идущий на всю ширину главного фасада нартекс, — возведено в конце XI в. Крестовые своды среднего нефа построены в 1096 или в 1117 г. после землетрясения. Купол на восьмигранном барабане, которым перекрыли ближайшую к апсидам ячейку среднего нефа после обрушения ее свода, относится к 1196 г.

По сторонам базилики имелись дворы, слева — каноников (впоследствии перестраивался Браманте), справа — монахов. По бокам главного корабля построены «кампанила каноников» (1128 г.) и «кампанила монахов» (возможно, IX в).

Базилика Сант Амброджо — первый памятник на территории Италии (и, возможно, в Европе), в котором была применена система сводчатых перекрытий среднего и боковых нефов. Каждой квадратной в плане ячейке высокого среднего нефа соответствует по два интервала в боковых пролётах. Ячейки перекрыты крестовыми сводами на полуциркульных арках; все сопряжения сводчатых поверхностей подчеркнуты рёбрами, каждому из которых соответствует свой «стебель» в общем пучке, составляющем устои. Подъём среднего нефа над двухэтажными боковыми ещё невелик и не дает возможности устроить окна. Распор от среднего нефа передается на боковые стены и контрфорсы при помощи поперечных стенок, разделяющих чердачное пространство над боковыми нефами. Техника строительства была не высока, и часть сводов обрушилась, не простояв и ста лет.

Базилика Сант Амброджо примечательна не только новизной конструктивно-строительной системы, — это яркий памятник нового архитектурного стиля, ставшего характерным для Италии в последующие два века. Общие черты этого стиля — большая простота, несколько суровое спокойствие, широкие, уравновешенные внутренние пространства — получили здесь совершенно индивидуальную интерпретацию благодаря сложному ритму и своеобразному освещению. В пространственном построении главного нефа ритм основных устоев, выделенных стройными, поднимающимися до пят сводов пилястрами, сочетается с второстепенным ритмом малых арок и устоев, отвечающих пролетам боковых галерей. Этому динамическому расчленяющему началу противостоят элементы, усиливающие общую целостность: одинаковые полуциркульные архивольты боковых аркад, бегущие из пролёта в пролет аркатурные пояса. Вся эта троекратно повторяющаяся система архитектурных форм оказывается погруженной в постепенно изменяющуюся от входа в глубину нефа светотеневую среду. Но глубина храма, его приподнятая над криптой алтарная часть вновь сияют под лучами прямого света: высокие окна устроены в апсиде и в восьмигранном барабане, поддерживающем купол.

Внешний облик базилики определяется романским атрием (1160 г.) — единственным, сохранившимся на севере. Его торжественные аркады и глубокие, перекрытые крестовыми сводами галереи перекликаются с аркадами главного фасада: с его лоджиями, открытыми на всю глубину нартекса. Поднимающиеся вслед за аркадами линии фронтона придают фасаду классическую законченность. Целостность ансамбля, состоящего из атрия, базилики и двух поднимающихся из-за её торцового фронтона кампанил, обусловлена общностью главных и второстепенных архитектурных форм и материалов: тёмно-красного, кирпича в стенах и арках, тёсаного камня в столбах, капителях и в основании кампанил (камень включен также и в архивольты арок, в углы и тяги на стенах кампанилы).

Силуэт ансамбля Сант Амброджо завершается восьмигранным кирпичным барабаном над куполом с черепичной шатровой кровлей. Стены барабана облегчены двумя арочными галереями; кирпичный карниз украшен виртуозно выполненным аркатурным поясом.

Кьяравалле. Церковь аббатства, около 1220 г.
8. Кьяравалле. Церковь аббатства, около 1220 г.

Такого рода барабаны стали типичным элементом ломбардского культового зодчества. Иногда над ними устраивалась башня. Великолепный пример подобной башни — церковь в аббатстве Кьяравалле (около 1220 г.) недалеко от Милана (рис. 8).

Из сохранившихся в Милане романских церквей интересна церковь Сант Эусторджо, принадлежащая к сооружениям зального типа (XI, в основном XII в).

В строительстве городских укреплений использовалась традиционная система стен и башен, восходившая ещё к лагерям античного Рима. В Милане, где мощные укрепления были возведены в XII в., от них сохранились лишь арки Порта Нуова. Дошло до наших дней и главное общественное сооружение Милана того времени — палаццо делла Раджоне — двухэтажное кирпичное здание, включающее в первом этаже перекрытую сводами лоджию, а во втором — зал судебных заседаний (1228 г.).

Бергамо. Палаццо делла Раджоне, 1182—1198 гг.
9. Бергамо. Палаццо делла Раджоне, 1182—1198 гг.
Брешия. Бролетто, 1187—1230 гг.
10. Брешия. Бролетто, 1187—1230 гг.
Комо. Городская башня, 1192 г. Комо. Церковь Сан Феделе, начало XII в.
11. Комо. Городская башня, 1192 г. 12. Комо. Церковь Сан Феделе, начало XII в.

Наиболее ранний из известных нам дворцов городского самоуправления — палаццо делла Раджоне в Бергамо (1182—1198 гг.; рис. 9), следующий за ним — Бролетто в Брешии (с 1187 г.; рис. 10). Третий по времени — Бролетто в Комо — был сооружён в 1215 г. и частично перестраивался в XV в.

Комо, расположенное к северу от Милана, было вторым крупным строительным центром Ломбардии в романскую эпоху. Помимо Бролетто и упоминавшейся башни городского самоуправления (1192 г.; рис. 11), здесь в XI—XII вв. было построено несколько важных церквей. В корабле церкви Сан Джакомо (1095—1117 гг.) сохранился один из наиболее ранних примеров боковых галерей. Церковь Сан Феделе в Комо (начало XII в.) интересна центрическим построением подкупольной части. Короткий трёхнефный корпус полностью подчинен развитому хору и ветвям трансепта, многогранные завершения которых составляют вместе с апсидой и центральным подкупольным пространством форму трилистника. Двухъярусные сводчатые галереи боковых нефов обходят по периметру и ветви трансепта, достигая хора. Главная апсида завершается снаружи открытой арочной галереей на колонках (рис. 12). Композиция трилистника была применена примерно в это же время в церкви св. Марии в Капитолии в Кёльне, и направление влияний до сих пор остается спорным.

Комо. Церковь Сант Аббондио, 1063—1091 гг.
13. Комо. Церковь Сант Аббондио, 1063—1091 гг.

Наиболее значительный памятник романского зодчества в Комо — церковь Сант Аббондио — возведён в 1063—1091 гг. в большой мере в традициях раннеломбардской архитектуры (рис. 13). Это — пятинефное сооружение, обращенное, подобно старым базиликам, главным фасадом (с несохранившимся атрием) на запад. Перекрытия устроены по деревянным стропилам, и лишь капеллы с нишами, замыкающие боковые нефы, и сильно выступающий за линию восточного фасада хор перекрыты крестовыми сводами. Характер хора и фланкирующие его кампанилы указывают на заальпийское (возможно бургундское) влияние. Пространство церкви расчленено колоннадами (более мощными и высокими в двух средних рядах), на которые опираются посредством арок продольные стены. Весь интерьер оказывается, таким образом, поделенным на длинные, узкие коридоры, из которых средний удлинен хором более чем наполовину.

Типичный базиликальный разрез церкви Сант Аббондио выражен на западном фасаде, который строится уступами и не имеет объединяющего все нефы фронтона, свойственного в этот период другим ломбардским памятникам. Серый каменный фасад расчленен лопатками и под свесом кровли завершен поясом нависающих арочек — типичный мотив, повторяющийся на других фасадах, на апсиде и кампанилах. Расположение оконных проемов на главном фасаде создает совершенно своеобразный ритм. Главный портал, выложенный из крупных камней, подчёркивает размеры стен.

Павия. Церковь Сан Микеле, 1117—1155 гг.
Павия. Церковь Сан Микеле, 1117—1155 гг.
14—15. Павия. Церковь Сан Микеле, 1117—1155 гг.

Интенсивная строительная деятельность развернулась и к югу от Милана, в Павии, которая с VI в. была столицей Ломбардии. Среди многочисленных средневековых сооружений города выделяется церковь Сан Микеле, начатая, по-видимому, после землетрясения 1117 г. и освященная в 1155 г. (рис. 14 и 15). Трёхнефный, перекрытый крестовыми сводами корабль ее имеет всего две прямоугольные ячейки в среднем нефе и соответственно по четыре в пролетах боковых (своды последних не имеют ребер на пересечении поверхностей). За ними следует средокрестие с восьмигранным куполом на тромпах, к которому примыкает трансепт, крытый полуциркульными сводами без подпружных арок. Храм замыкается высоким хором с одной крупной апсидой.

В отличие от других павийских церквей Сан Микеле построена в большой мере из естественного камня, и это во многом меняет облик главного фасада. Его мощная стена с замечательно тонкими архитектурными и скульптурными деталями в строительном отношении стоит на более высоком уровне, чем остальные части постройки. Лаконичная целостность и ритмическая насыщенность фасада, с его простыми контурами, сквозными вертикальными членениями и выразительной группировкой проемов, сочетаются с необычайно сильной и пластичной обработкой стены, что делает церковь Сан Микеле одним из наиболее выдающихся памятников эпохи.

Церковь Сан Пьетро ин Чьель д’Оро в Павии (окончена около 1183 г.) по своей композиции очень похожа на Сан Микеле, но построена в традициях раннего ломбардского кирпичного зодчества: сочный тёмно-красный кирпич сочетается в ней с яркой майоликой. На фасаде сохранились полуколонны и пяты арок от портика.

Павия. Крытый мост
16. Павия. Крытый мост
Кремона. Собор, начало XII в.
17. Кремона. Собор, начало XII в. Башня, 1250 г.; аркада, 1491—1525 гг.; баптистерий, XII—XV вв.

От XIII в. в Павии сохранился интересный крытый мост через р. Тичино (реставрирован; рис. 16).

Интересный комплекс, состоящий из собора с кампанилой и баптистерия, был начат в XII в. в Кремоне (рис. 17). Баптистерий, начатый в 1167 г., представляет собой мощный, вытянутый по вертикали восьмигранный объём, в котором купол скрыт под деревянной шатровой кровлей. Стены лишены украшений, общий облик тяжеловесен, несмотря на венчающую аркатуру (верх относится к XIV—XV вв.) Подобные сооружения, входящие в состав и некоторых других соборных комплексов (Парма, Пиза, Флоренция), продолжают тип, родившийся в первые века христианства, когда обряд крещения выполнялся только епископом и когда в определенные дни крестили сразу большие группы людей. Выходящий на площадь рядом с баптистерием грандиозный фасад собора в Кремоне — результат многовековых наслоений. Ренессансная аркада соединяет собор с кампанилой, лишь нижняя часть которой относится к XII в.

По мере приближения к побережью Адриатики влияние ломбардских архитектурных традиций ослабевает, и сооружения в таких городах, как Верона или Падуя, несут следы византийских влияний, которые особенно усиливаются в Венеции. С течением времени связи с Венецией становятся все более заметными, особенно с начала XV в., когда и Верона и Падуя подпадают под её власть.

Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв.
Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв.
18. Верона. Церковь Сан Дзено, XI—XII вв. Портик, 1140 г.; Никколо и Гульельмо

Церковь Сан Дзено Маджоре в Вероне (начата в 1030 г., в основном 1123—1138 гг.) построена из кирпича и мрамора. Своеобразный характер интерьера в большой мере обусловлен чередованием рядов красной и белой кладки. В плане церкви, несмотря на его простые, дополненные лишь апсидами, прямоугольные очертания, нет регулярности. Ячейки среднего нефа имеют разные размеры. Последний, одноарочный пролёт, в который открыты апсиды, выполняет роль трансепта. Пол всей этой замыкающей части церкви поднят над обширной криптой, образуя высокий хор, характерный для многих церквей Северной Италии (Сант Амброджо в Милане, Сан Микеле в Павии,

Сан Миньято во Флоренции, соборы в Пьяченце и в Модене) и восходящий к раннехристианским прототипам (базилика св. Петра в Риме, около 600 г.). В крипту, раскрывающуюся в средний неф тремя арками, ведет широкая лестница. Перекинутые через нее марши, ведущие наверх, в хор церкви, находятся в боковых нефах. Вся эта композиция отличается замечательным богатством пространственного построения (рис. 18). Перекрытие продольного корпуса церкви Сан Дзено — деревянное, возведенное в готическую эпоху, — имеет форму трилистника. Устои обработаны полуколоннами и чередуются с колоннами, несущими аркады продольных стен.

Главный фасад церкви Сан Дзено отражает базиликальное построение внутреннего пространства. Контрфорсы выражают основные объемные членения. Плоскость стены расчленена многочисленными тягами, переходящими под скатами кровли и центрального фронтона в типичную ломбардскую аркатуру на консолях. Аналогичные аркатуры образуют дополнительные горизонтали в средней части фасада, главным украшением которой служит большая готическая роза (мастер Бриолото, XIII в.). Богатая пластика фасада создается горизонтальной арочной галереей, идущей на уровне галерей боковых нефов, и сильно вынесенным арочным портиком, тонкие колонны которого покоятся на спинах мраморных львов. Замечательные мраморные барельефы по сторонам бронзовой двери — работы мастеров Никколо и Гульельмо (около 1140 г.).

Выходящая на площадь церковь составляет единый ансамбль с двумя отдельно стоящими башнями. Левая относится к XIV в., правая, более высокая, является кампанилой (1045—1138 гг.; завершена в XIV в.).

Падуя. Палаццо делла Раджоне, XII—XIV вв. Лоджия, 1306 г., фра Джованни дельи Эремити
19. Падуя. Палаццо делла Раджоне, XII—XIV вв. Лоджия, 1306 г., фра Джованни дельи Эремити

В Падуе в XIII в. было построено одно из старейших в Венецианской области общественных зданий — палаццо делла Раджоне, имевшее такое же значение, как некогда римские базилики (начато в 1219 г.; рис. 19). Кирпичные стены обширного зала падуанской базилики (длина 78,5, ширина 27, высота 27 м), расположенного на втором этаже, поднимаются, как мощный аттик, над наружной двухэтажной арочной лоджией, пристроенной в 1306 г. фра Джованни дельи Эремити. Кровля с высоким килеобразным профилем относится к тому же времени.

***

Под непосредственным влиянием ломбардской архитектуры находятся сооружения Эмилии, области лежащей к югу и юго-востоку от Ломбардии и тянущейся вдоль реки По, к северу от Аппенин. В XI и XII вв., т. е. в эпоху расцвета городского коммунального строя, во всех наиболее крупных городах — Модене, Пьяченце, Парме, Ферраре и др. — были построены большие соборы или комплексы, состоящие из собора, кампанилы и баптистерия.

Пьяченца. Собор, 1122—1158 гг., закончен Райнальдо да Самбучето в 1233 г.; башня 1330 г.
20. Пьяченца. Собор, 1122—1158 гг., закончен Райнальдо да Самбучето в 1233 г.; башня 1330 г.

Собор в Пьяченце (рис. 20), начатый около 1122 г., использовался уже в 1158 г., однако был закончен с некоторыми перестройками лишь в 1233 г. мастером Райнальдо Санто да Самбучето. Башня оканчивалась ещё ста годами позднее. Фасад очищен от позднейших наслоений и реставрирован в 1897—1901 гг. Длинный трёхнефный корпус собора дополнен трёхнефным же трансептом. Однако в построении латинского креста нет чёткости, так как его ось не совпадает с осью ячейки, увенчанной восьмигранным куполом и отмечающей средокрестие. Все пролеты перекрыты крестовыми сводами на арках, но на пересечении сводчатых поверхностей нет ребер, как в миланском Сант Амброджо. Под всей восточной ветвью креста находится обширная крипта, и хор приподнят над полом собора.

Фасад собора в Пьяченце выполнен из великолепного тесаного камня (все более поздние части, завершения стен, апсид, готические пинакли и, наконец, башня построены из кирпича). Это — типичная ломбардская композиция с одним фронтоном, подчеркнутым наклонной аркатурной галереей, трехчастным делением плоскости и сильными углами. В боковые членения введены две дополнительные арочные галерейки, а в среднее — большая резная роза, являющаяся готическим дополнением, не лишающим, однако, мощную романскую стену ее великолепной сдержанности. Колонки двухъярусных портиков поставлены на спины каменных львов — мотив, встречающийся также в (Вероне и других близких к Венеции городах.

Пьяченца. Палаццо дель Комуне, 1280 г.
21. Пьяченца. Палаццо дель Комуне, 1280 г.

Сильное влияние ломбардских прототипов сказалось и в общественном сооружении Пьяченцы — палаццо дель Комуне (рис. 21). Хотя оно было начато в 1280 г. и имеет характерные для готики детали (стрельчатые арки лоджии и оконных проёмов), общая композиция строится еще целиком по типической романско-ломбардской схеме. Подъём пола лоджии над площадью и применение различных материалов (белый веронский мрамор для первого этажа и кирпич для второго) способствуют своеобразному сочетанию торжественной праздничности и силы.

Парма: 1 — собор, после 1117 г.; 2 — баптистерий, 1196 — 1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.
22. Парма: 1 — собор, после 1117 г.; 2 — баптистерий, 1196 — 1260 гг., Антелами; завершение 1302—1307 гг.

Собор в Парме, существовавший уже к 1046 г., был почти полностью перестроен после землетрясения 1117 г. (рис. 22, 1). К этому времени относится, по-видимому, вся восточная часть храма; западный корабль, имеющий, в отличие от Сант Амброджо, один и тот же шаг пролётов в среднем и боковых нефах (такое равномерное конструктивное и ритмическое построение свойственно обычно французским соборам), перекрыт крестовыми сводами в 1162 г. Из двух квадратных в плане башен, поставленных у углов главного фасада, лишь южная была закончена в готическую эпоху.

Семипролётный главный корпус собора поднят над двухэтажными боковыми нефами настолько, что освещается окнами, расположенными над ярусам трифориев. Квадратные, крытые крестовыми сводами ячейки трансепта и хора, обрамленные апсидами образуют снаружи мощное, исключительно богатое по светотени сочетание кубических и цилиндрических объемов, завершенных арочными галереями и увенчанных восьмигранным фонарем. Купол в XVI в. был расписан Корреджо. Фасад собора, выложенный из прекрасного серого камня, в основном следует типичной ломбардской фронтонной композиции. Но здесь она получила совершенно особую трактовку благодаря введению двух дополнительных рядов арочных галерей и отсутствию каких-либо вертикальных членений в верхней наклонной галерее, следующей за очертаниями фронтона. Легкость средней части фасада, прорезанного, кроме того, большим арочным окном над главным входом, подчёркнута мощной гладью стены в нижней части фасада, широкими устоями с боков и легким двухъярусным портиком среднего портала.

Баптистерий в Парме, стоящий к юго-западу от собора, является крупнейшим в Италии (рис. 22,2). Начатый в 1196 г., он был закончен лишь в начале XIV в., когда выполнены верхняя арочная галерея, завершающая стены, световой фонарь на куполе, поддерживающий деревянную кровлю, и пинакли. Роспись купола была сделана после 1260 г.

Основные черты архитектурного замысла — крупный восьмигранный объём с ярко выраженной вертикальной осью, сильное основание, имеющее три богатых перспективных портала, и ряды галерей с архитравами на колонках — восходят, по-видимому, к скульптору Антелами. В интерьере, 16 граней которого продолжены ребрами заострённого готического купола, первый ярус с его скульптурой также, вероятно, принадлежит Антелами.

Архитектурный образ баптистерия, несмотря на его могучий объём, исполнен воздушной лёгкости. Соборная площадь Пармы, в целом — один из прекраснейших романских ансамблей в Италии, производит красочное впечатление благодаря сочетанию серого естественного камня и тёмно-красного кирпича.

Модена. Собор, 1099—1184 гг.
Модена. Собор, 1099—1184 гг.
23. Модена. Собор, 1099—1184 гг., закончен в XIV в., архитекторы Ланфранко, Ансельмо да Кампионе, скульптор Вильельмо
Модена. Собор. Скульптуры, XII в., Вильельмо
24. Модена. Собор. Скульптуры, XII в., Вильельмо

Ярким произведением, отражающим индивидуальные черты одного из первых романских мастеров, имя которого нам известно, является собор в Модене (рис. 23). Он был начат в 1099 г. ломбардским архитектором Ланфранко. К тому же времени относятся и замечательные скульптуры собора, выполненные мастером Вильельмо (рис. 24). Строительство продолжали в конце XII в. архитекторы из Кампионе. Собор был освящён в 1184 г., но не вполне закончен. Своды относятся к 1437—1446 гг., готическая роза на фасаде и восьмигранный шпиль башни — к XIV в. Прекрасный боковой портал (Порта Реджа) был выполнен в 1209—1221 гг.

В архитектуре собора в Модене сочетаются ломбардские и тосканские черты. К первым можно отнести ритмическое членение пространства (по две ячейки боковых нефов на каждую ячейку среднего нефа), чередование устоев с колоннами, поперечные арки-диафрагмы, воспринимающие распор сводов главного нефа, отдельно стоящую квадратную в плане башню. Однако общие прямоугольные очертания плана собора, в которые вписывается трансепт, напоминают Сан Миньято во Флоренции, так же как и крипта, раскрытая в сторону главного нефа.

Интерьер, выполненный из красного кирпича, производит могучее и целостное впечатление. Плоскости стен над полуциркульными арками боковых нефов не имеют никаких горизонтальных членений до самых сводов. Обрамленные полуциркульными арками, проёмы трифориев (эта типичная для готики группировка по трое арочных проёмов встречается на почве Италии, по-видимому, впервые) способствуют пластическому выражению их обнаженной мощи. Повторение этих галерей, состоящих из строенных арок, по всему наружному периметру собора и чёткое соответствие объёмов внутреннему пространству обусловливают единство внешнего и внутреннего облика сооружения, несмотря на то, что использование кирпича внутри и тёсаного камня в наружной облицовке, казалось бы, могло это единство нарушить.

Трёхчастное построение главного фасада соответствует базиликальному разрезу собора. Сильная горизонталь арочной галереи подкреплена горизонтальными скульптурными вставками. Сочную пластику фасада дополняют вертикали — контрфорсы на углах средней части, тонкие колонкообразные тяги боковых плоскостей и изящный двухъярусный портик главного портала.

Феррара: собор, 1135 г., окончен в XIV в.; барельефы главного портала, 1135 г., Никколо Феррара: палаццо Комунале, 1243 г.
25. Феррара: 1 — собор, 1135 г., окончен в XIV в.; барельефы главного портала, 1135 г., Никколо; 2 — палаццо Комунале, 1243 г.

Творчество Ланфранко не осталось без последователей. Его влияние чувствуется, в частности, в соборе в Ферраре (освящён в 1135 г.), общий облик которого сложился, однако, уже значительно позднее, в XIV в: (рис. 25,1).

В восточной части долины р. По, в области обычно называемой Романьей, на строительстве сказывается одновременно как ломбардское, так и венецианское влияние. Это сочетание ясно заметно в группе построек, возведенных в Болонье в XI—XII вв. и многократно перестраивавшихся. В восьмигранной кирпичной церкви дель Кальварио (св. Гроба), входящей в сложный комплекс церкви Сан Стефано (около 1150 г.), которая была сооружена для пилигримов, направлявшихся через Венецию в Палестину, нашли отражение основные черты композиции иерусалимского храма Гроба господня. К ротонде примыкает ломбардский по характеру двор (около 1142 г.), называемый атрием Пилата. Древнейшей в группе является трёхнефная церковь Сан Пьетро е Паоло (слева от ротонды). Несколько позднее была построена церковь Крочифиссо. Ее интерьер и фасад относятся в основном к XIII в., апсида перестроена в XVII в. Весьма интересна наружная угловая кафедра на консолях (XII в.).

Болонья сохранила до наших дней два замечательных сооружения, относящихся к периоду расцвета городской коммуны и свидетельствующих о соперничестве между влиятельными феодальными родами. Это башни Азинелли (97,6 м) и Гаризенда (высота в недостроенном виде 48 м). По свидетельству источников, подобных башен в Болонье некогда было более двухсот. Это создавало совершенно особый облик города, не встречавшийся нигде, кроме Северной и Средней Италии. Эти башни, построенные в 1109—1119 гг. из кирпича и в нижней части облицованные прекрасным селенитом из Мон Донато (в результате недостаточной солидности оснований башня Азинелли имеет вверху отклонение от вертикали на 1,2 м к западу, а Гаризенда — на 3,22 м к северо-востоку), представляют собой замечательный пример раннего средневекового жилища-крепости, в котором забота об удобствах жизни приносилась в жертву жестким требованиям обороны (см. рис. 6).

Примером рядового жилого дома XIII в. может служить Каза Изолани (см. рис. 2). Портик под нависающим верхним этажом — простейший вариант распространившихся в это время в Болонье переходов, аркады которых тянулись иногда вдоль целых улиц.

***

Область, расположенная вдоль р. По, на линии торговых связей и на путях движения пилигримов, направлявшихся на Восток, находилась в непосредственной политической зависимости от Венеции. Здесь сталкивались разнообразные культурные влияния — ломбардские, тосканские и византийские. В одних церковных постройках базиликальная композиция сочетается с центрической (Санта Фоска в Торчелло), в других развивается крестовокупольное построение объёмов (собор Сан Марко в Венеции); встречается ломбардско-тосканский приподнятый над криптой хор. Снаружи ломбардские венчающие аркатуры и арочные галереи на колонках сочетаются с великолепной наборной мраморной облицовкой, декоративными и скульптурными вставками; внутри мраморная облицовка и мозаика покрывают стены, лёгкие мраморные аркады и резные парапеты расчленяют пространство, разделяя трансепт и апсиды от главного нефа, и пр.

Помпоза. Церковь Санта Мариа в бенедиктинском аббатстве, VIII—XI вв.
26. Помпоза. Церковь Санта Мариа в бенедиктинском аббатстве, VIII—XI вв.

Венецианские влияния сильно чувствуются в бенедиктинском аббатстве в Помпозе, расположенном на самом адриатическом побережье. Церковь аббатства (восходит ещё к VIII—IX вв., Тоеска считает, что к VI в.) — трёхнефная базилика, перекрытая деревянными стропилами, — имеет впереди атрий (XI в.), стена которого украшена фризами из терракоты и великолепными майоликовыми вставками (рис. 26), Кампанила, ломбардская по типу, является примером органичного облегчения композиции снизу вверх, достигнутого при помощи все увеличивающихся по количеству и размеру проёмов.

Венеция. Собор Сан Марко, XI—XV вв.
Венеция. Собор Сан Марко, XI—XV вв.
27. Венеция. Собор Сан Марко, XI—XV вв.
Венеция. Собор Сан Марко. Мраморная алтарная преграда и капители колонн
28. Венеция. Собор Сан Марко. Мраморная алтарная преграда и капители колонн

Собор Сан Марко в Венеции — крупнейшее и оригинальнейшее сооружение не только в самой «царице лагун», но и на территории, принадлежавшей Венеции на материке.

Первая церковь, с планом в форме латинского креста, была построена на месте погребальной капеллы св. Марка в 838 г. и реконструирована в 976 г. Современную композицию объёмов, прототипом которой послужила церковь Двенадцати апостолов в Константинополе, собор получил при коренной перестройке церкви во второй половине XI в. (собор освящен в 1094 г.). Возведение столь грандиозного сооружения стимулировало разработку специфических для Венеции приемов укрепления основания и свидетельствует о высоком уровне строительной техники в целом. Республика не жалела затрат на эту постройку, и в напитанный морской водой грунт были забиты десятки тысяч деревянных свай, изготовленных из заморского левантийского леса. Деревянный ростверк покрыла, сплошная забутка из камня.

Стены, устои и купола выполнены из кирпича.

План собора имеет форму греческого креста. Эту строго симметричную, законченную в своей совершенной уравновешенности схему образуют пять одинаковых квадратных ячеек, перекрытых полусферическими куполами на парусах и соединенных подпружными арками, настолько широкими, что их можно назвать сводами. Устои по углам основных ячеек собора облегчены прорезанными в них двухъярусными арками. Под всеми сводами, идущими по периметру основной купольной группы, устроен второй ярус на аркадах. Западная ветвь креста окружена галереей, перекрытой более низкими куполами и образующей своего рода нартекс (многообразно разукрашенный впоследствии), который собственно и воспринимается зрителем снаружи, образуя выходящий на площадь св. Марка пятиарочный фасад, поднимающийся над мраморным мощением как чудесная театральная декорация (рис. 27 и 28). Волнистая линия фасадных арок, несомых пучками двухъярусных мраморных колонн и обрамляющих ниши пяти порталов, завершенных сверкающей мозаикой, образует как бы первый план этой декорации. Второй план более высоких арок повторяет ее в еще более изощренной, прямо-таки пламенной форме (отражающей вкусы готической эпохи). А над всей этой виртуозно задуманной композицией высится пятиглавая купольная группа, высоко поднятая благодаря поставленным на кирпичные купола деревянным стропилам, покрытым сверху как бы сияющими митрами. 

Отделка фасада и интерьера собора Сан Марко — плод многовековых наслоений. Но в основном она относится к XV в. Первоначальный облик фасада XI в. может быть восстановлен по мозаичному изображению (около 1250 г.), помещенному в нише над крайним левым порталом. Все последующие века сооружение непрерывно украшалось многочисленными драгоценностями, привозившимися как трофеи. Это — великолепные мраморы, алебастр, порфир, яшма и другие полудрагоценные камни, фрагменты скульптуры, барельефы, колонны. Замечательна четверка античных бронзовых коней над центральной аркой первого яруса, гордо ступающих на хитроумно подставленные под их копыта колонны; они привезены в 1204 г. с константинопольского ипподрома, куда в свое время были поставлены императором Константином.

Вся тысячелетняя история Венеции отражена в архитектуре собора Сан Марко. Здесь ярче, чем где бы то ни было, отразился живой рост суверенитета этой морской республики и сопутствовавший этому блестящий расцвет её культуры.

Интерьер собора, стены и устои которого на две трети высоты облицованы мрамором, а все верхние части — своды, паруса, купола — покрыты мозаичными изображениями на золотом фоне, кажется волшебным чертогом. Здесь царит золотистый полумрак, пронизанный лучами, которые проникают сквозь окна, венцом опоясывающие основания куполов и прорезающие закомары. По мозаике перебегают мерцающие рефлексы, на полированных мраморных стволах колонн то тут, то там вспыхивают световые блики. Мозаичный наборный пол (частично сохранившийся от XI—XII вв.) расстилается под ногами, как узорный ковёр.

Восточная ветвь собора отделена алтарной преградой — колоннадой из красного веронского мрамора, поставленной на парапет из многоцветных мраморных резных плит и несущей на архитраве фигуры святых. Справа и слева находятся два амвона, выполненные из порфира, яшмы и цветных мраморов.

Собор Сан Марко явился не только важнейшей городской святыней и великолепной сценой, достойной разыгрывавшихся здесь роскошных церковных церемоний, неизменно сопровождавших церемонии государственные, — он стал также ядром общественного центра города, который образовался у лежащей перед фасадом собора площади Сан Марко и был дополнен в XVI в. раскрытой на лагуну Пьяцеттой. Высокие купола собора, образующие сильную, видимую издалека объемную группу, были подкреплены могучим высотным акцентом — стометровой кирпичной кампанилой Сан Марко, поднимающейся без всяких горизонтальных членений до самого яруса звона. Она построена в XII—XIV вв. (завершение — 1501—1514 гг.)., упала в 1902г. и восстановлена в 1904 г.

В романскую эпоху сложились типы рядового венецианского жилого дома и дворца, на которых сказалось расположение города на бесчисленных мелких островах среди лагуны. Каждый участок земли приходилось отвоевывать у моря ценой огромного труда и больших денежных затрат, поскольку и лес, и камень здесь были привозными. Грунт уплотняли и укрепляли сваями, забитыми тесными рядами. На них устраивали сплошной деревянный ростверк, на который и ставили кирпичные или каменные постройки. Так же укрепляли и берега каналов, заменявшие здесь улицы. Стены зданий поднимались прямо из воды, к которой спускались ступени главного входа.

В Венеции от XII и XIII вв. сохранились дома, возводившиеся государством и религиозными общинами (и потому датируемые документально), предназначенные для беднейших слоев населения, для моряков и для пилигримов. Это — прямоугольные в плане корпуса, ставившиеся по два, по три и более параллельно друг другу и выходившие торцами на канал, со стороны которого, благодаря высоким соединительным аркам между корпусами, они выглядели как единое целое. Планировка корпусов однотипна. Это — многократно повторяющиеся блоки, которые состоят из отдельных комнат (беднейший тип), группирующихся вокруг холла и лестницы, или из нанизанных на лестницу квартир.

В более богатом типе жилища, палаццо, первый этаж нередко служил складом товаров. Вестибюль раскрывался на канал лоджией. Сюда могли приставать лодки, а на больших каналах — даже целые корабли. На втором этаже, занятом жилыми и парадными комнатами, центральным помещением был большой зал, выходивший не только на главный фасад, но и во двор. Все залы раскрывались на канал, на воду; её отблески сияли на фасадах, в мраморных аркадах лоджий и оживляли своими переливами резные деревянные потолки. Жилые комнаты располагались во втором, третьем и даже четвертом этаже. Помещения отапливались каминами, дымовые каналы которых выкладывались в наружных стенах (затейливо украшенные трубы характерны для силуэта венецианской застройки). В наружных стенах устраивались и спуски нечистот в каналы, откуда отливы уносили их в море.

Венеция. Палаццо Лоредан и палаццо Фарсетти, XII в.
29. Венеция. Палаццо Лоредан и палаццо Фарсетти, XII в.

Великолепными примерами венецианских палаццо служат дворцы Лоредан и Фарсетти, стоящие рядом на повороте Большого канала (рис. 29). Как и прочие венецианские дворцы XII в., они построены из кирпича, с цоколями, аркадами, оконными обрамлениями и вставками из мрамора. Во дворце Лоредан их дополняет скульптура и майолика. Третий и четвёртый этажи были надстроены позднее.

Мурано. Базилика Санта Мариа е Донато, XII— XIII вв. Торчелло. Церковь Санта Фоска, XI— XII вв.
Торчелло. Церковь Санта Фоска, XI— XII вв.
30. Мурано. Базилика Санта Мариа е Донато, XII— XIII вв. (1); Торчелло. Церковь Санта Фоска, XI— XII вв. (2)

На окружающих Венецию островах и прилегающих к лагуне территориях сохранились сооружения, начатые еще в VII— VIII вв., современный облик которых сложился в XI—XII вв. Такова церковь Санта Фоска в Торчелло, построенная в форме греческого креста (центральный купол закрыт тамбуром), с пятисторонними арочными портиками на колоннах из греческого мрамора (рис. 30,2). Такова базилика Санта Мариа е Донато в Мурано, основанная в VII в. и перестроенная в 1125 г. (закончена в 1140 г.; рис. 30,1). Она замечательна своей оригинальной шестигранной апсидой с нишами в первом ярусе и арочной галереей на парных колоннах — во втором. Колонны выполнены из мрамора, карнизы — из терракоты. Трёхнефный корабль, снабженный трансептом, разделен аркадами на колоннах из греческого мрамора.

Интерьер отличается богатством и живописностью благодаря деревянному перекрытию, цветным колоннам, мозаике в апсиде и мозаичным полам (1140 г.).

***

В Пьемонте и Лигурии, где строительная деятельность развертывалась в X—XI вв. после многовекового застоя, она развивалась явно в известной зависимости от ломбардской архитектуры. Однако большинство культовых сооружений в Пьемонте изменено, позднейшими наслоениями. Таковы соборы в Казале, в Иврее (с его великолепным двором), в Сузе. Аббатство в Веццолано с его трехъярусными арочными лоджиями в повышенной средней части фасада напоминает скорее тосканские прототипы. Великолепна церковь Сант Амброджо в Сагра (святилище) Сан Микеле, имеющая характер форта. Святилище поставлено на скале и господствует над окрестностью. Издалека видна высокая полукруглая апсида, завершенная аркатурной галереей ломбардского типа, на массивном кубическом (более древнем) основании. В противоположность этому интерьер производит впечатление легкости; нервюры сводов дополняют свободный взлет пилястр.

Многочисленны« маленькие церкви во второстепенных городских центрах часто имеют лишь один неф и деревянные перекрытия. Их стены расчленены лопатками и глухими аркатурами.

К XI и XII вв. относятся укрепления многих небольших городов в Пьемонте. Их система в большой мере следует традициям римских лагерей. Сохранились также многие разбросанные на возвышенностях замки феодалов.

Большое количество укреплений было возведено в романскую эпоху в Лигурии. В Генуе сохранились ворота Сопрана и Вакка; в Леванто, Ноли, Понтероссо — городские стены и башни. Церкви, принадлежащие обычно к базиликальному типу, с фронтоном в средней части главного фасада, как в Пьемонте, в большинстве случаев были переделаны в последующие периоды. Таковы церкви Санта Мариа ди Кастелло и Сан Донато в Генуе (XI—XII вв.), в интерьере которых использованы античные колонны, а также собор Сан Лоренцо, освящённый в 1118 г., но в котором (после пожара 1296 г.) от раннего периода мало что осталось.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации