Романская архитектура Средней Италии

Глава «Романская архитектура. Архитектура Италии. Средняя Италия», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Маркузон В.Ф.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


В Тоскане, расположенной к югу от Ломбардии и Эмилии, ведущее место в экономике и политике занимала сначала Пиза — одна из могущественных морских республик на побережье Тирренского моря, расцвет которой относится к XI—XIII вв., затем Флоренция — крупнейший торгово-ремесленный и международный ростовщический центр. Во второй половине XI и первой половине XII в. Флоренция была столицей Великого герцогства Тосканского, а к концу XII в. она отвоевала право на самоуправление. Самоуправления добились и города Сиена, Сан Джиминьяно, Вольтерра.

Во Флоренции романская архитектура отличалась ярко выраженным местным колоритом. Во второй половине XI в. здесь было начато строительство небольшой группы сооружений, в которых творчески развивалась не вполне угасшая позднеантичная традиция мраморной полихромной облицовки фасадов и интерьеров. Её ясный и праздничный характер в сочетании с широким применением форм античного ордера дал повод ряду авторов называть этот «инкрустационный стиль» — «проторенессансом». Появлению их несомненно способствовало не только высокое техническое мастерство и наличие великолепного мрамора из Прато, но, по-видимому, и прямой интерес к античному искусству.

Сооружения эти отличаются простотой структуры. Их гладкие, одетые в драгоценную мраморную одежду фасады строятся как настоящие, законченные в своей конструктивной логике архитектурные композиции, лишь спроецированные на плоскость. Их четкий в своей геометричности линейный рисунок, набранный из мраморов двух цветов, подчинён строгому и спокойному ритму.

Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.
31. Флоренция. Баптистерий Сан Джованни, 1059 г.

Важнейшее сооружение этого «инкрустационного» стиля — гордость флорентийцев, баптистерий Сан Джованни, освящённый в 1059 г. (его ядро, возможно, относится к поздней античности). Это — крупный восьмигранник, облицованный белым мрамором с красновато-коричневым узором и поставленный, как драгоценный ларец, посреди площади, на которой в дальнейшем были построены собор Санта Мариа дель Фьоре и колокольня, сочиненная Джотто.

Фасадные плоскости баптистерия расчленены на два яруса: нижний состоит из трёх ордерных пролётов, верхний — из арочных. Линии изящно каннелированных коринфских пилястр, несущих архитрав, продолжены во втором ярусе стройными белыми колонками на темном фоне. Углы восьмерика трактованы как солидные устои. Аттик восьмигранника — несколько более позднего происхождения (XIII в.). В интерьере — обратное фасаду чередование: снизу, в нишах — свободно стоящие колонны, выполненные из порфира и перекрытые архитравом, вверху — каннелированные, очень плоские коринфские пилястры, расчленяющие галерею из небольших сдвоенных арочек. Высокий, заостренного очертания восьмигранный купол (пролет 25,6 м), покрытый пирамидальной кровлей, в XIII в. был украшен мозаикой (рис. 31).

Флорентийцы и в следующие века продолжали украшать баптистерий, привлекая для этого лучших мастеров. Шедевром являются бронзовые двери в южной, северной и восточной сторонах восьмигранника (с запада имелась прямоугольная апсида), выполненные соответственно Андреа Пизано (1330 г.) и Лоренцо Гиберти (1401— 1424 гг. и 1447—1452 гг.).

Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.
32. Флоренция. Церковь Сан Миньято аль Монте, начата в 1013 г., фасад 1063 г.

Церковь Сан Миньято (начата в 1013 г., фасад — 1063 г.), шедевр новой флорентийской архитектуры XI в., поставлена на высоком холме, лежащем по другую сторону р. Арно, но господствующем над городом. Это — трёхнефная, перекрытая деревянными стропилами базилика с криптой и большой полукруглой апсидой. На сводах частично заглубленной и раскрытой в главный неф крипты расположен высоко поднятый хор. Главный неф расчленен двумя высокими поперечными арками (третья обрамляет апсиду), трактованными наподобие триумфальных. Устои, поддерживающие поперечные арки, чередуются с колоннами, на которые опираются арки продольных стен нефа (рис. 32). В целом пространственное построение интерьера развивается от входа в глубину, к апсиде, вогнутая поверхность которой украшена пятью арками на мраморных полуколоннах.

Богатству пространственного построения церкви Сан Миньято соответствует и богатство ее отделки: колонны и полуколонны выполнены из разноцветного мрамора с прожилками, все поверхности стен покрыты белым и зеленым мрамором, как сияющим полированным ковром с геометрическим узором. Мозаичный пол отличается исключительно тонким, изысканным рисунком. По оси нефа, перед криптой стоит изящная маленькая капелла Микелоццо, блистающая позолотой и разноцветными мраморными инкрустациями. Конху апсиды покрывает мозаика на золотом фоне. В интерьере господствует гармония белого и зеленого. Живописный эффект смягчается модуляциями теплого света струящегося сквозь вставленные в окна алебастровые плиты.

Фасад церкви Сан Миньято с его пятью арками (изображающими нартекс) и фронтоном в средней части — классическая композиция, выполненная в элегантном сочетании белого, зеленого и черного мраморов. В самой глубине здания тот же мотив повторяется в пяти арках апсиды.

Совершенно иной характер имеют общественные здания Флоренции и вообще Тосканы, появившиеся в результате борьбы городских коммун за самоуправление, а также жилые дома, принадлежавшие именитым гражданам, соперничавшим и боровшимся за первенствующее положение у власти. Как и повсюду в бурную эпоху средневековья, эти постройки имели не только общественные или жилые, но и оборонные функции.

Вольтерра. Центр города. Палаццо деи Приори, 1208—1257 гг., переделывался в XV в.
33. Вольтерра. Центр города. Палаццо деи Приори, 1208—1257 гг., переделывался в XV в.

Наиболее древнее из сохранившихся в Тоскане зданий городского самоуправления — палаццо деи Приори в Вольтерре (1208—1257 гг.; балкон был сломан после подчинения города Флоренции в 1472 г.). Здание входит в состав городского центра и окружено застройкой, в большой мере сохранившейся от XII—XIV вв. (рис. 33).

Прато. Палаццо Преторио, XIII в.
34. Прато. Палаццо Преторио, XIII в.

Массивный замкнутый прямоугольный объём с высокой башней, большие плоскости стен, прорезанные редкими проемами (готические окна — результат переделки), богатая пластика кладки из грубо отёсанного камня — таковы характерные черты этого сооружения. Тот же характер имеет и главное общественное здание Прато — палаццо Преторио (XIII в.; рис. 34).

Городская застройка, восходящая к XII в., хорошо сохранилась в Сан Джиминьяно, маленьком городке, силуэт которого еще и сейчас определяют дома-башни — жилые и вместе с тем оборонные сооружения, принадлежавшие наиболее именитым и могущественным родам города (рис. 35). Башни Сан Джиминьяно связаны с основными стенами жилых домов, которые, кроме того, имеют двух-трёх- этажную часть с внутренним двором. К этому типу сооружений восходит и палаццо дель Подеста (1239 г.) с мощной башней Роньоза (рис. 36). В Сан Джиминьяно сохранились также городские стены и перекрытое сводами водохранилище XII в.

Сан Джиминьяно. Общий вид города. Улица города. Жилой дом
35. Сан Джиминьяно. Общий вид города. Улица города. Жилой дом
Сан Джиминьяно. Палаццо дель Подеста и башня Роньоза, 1239 г.
36. Сан Джиминьяно. Палаццо дель Подеста и башня Роньоза, 1239 г.
Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.
37. Губбио. Здание корпорации шерстяников, XIII в., переделано в XV в.

Здание цеха шерстяников в Губбио — пример производственно-общественных сооружений этого периода (XIII в. и позднее). Это — длинный и узкий четырехэтажный корпус. В нижнем, врезанном в склон холма этаже в каменных ваннах мочили шерсть. Второй и третий этаж были заняты общественными помещениями цеха. Галерея вверху служила для просушки шерсти (рис. 37).

***

Особое место в архитектуре Средней Италии занимает Пиза, политическое и художественное влияние которой распространялось не только на прилегающие районы (Лукка, Пистойя), но получило отклики и в некоторых более удаленных городах Средней Италии (Ареццо), а также в завоеванной пизанцами Сардинии и на других островах. Характерные черты пизанской архитектуры — богатая пластика фасадов, многоярусные арочные галереи, украшающие верхние части сооружений, включая высокие щипцовые стены, которые нередко поднимаются значительно выше крыши среднего нефа базилики, своеобразная цветовая композиция, строящаяся на чередовании рядов белого и черного мрамора.

Пиза. Соборная площадь. Баптистерий, начат в 1153 г., Диотисальви; верхняя часть XIII в., Джованни Пизано. Собор, начат в 1063 г., Бускето, удлинение главного нефа и фасады, после 1118 г., Райнальдо. Кампанила, 1173—1350 гг.
38. Пиза. Соборная площадь. Баптистерий, начат в 1153 г., Диотисальви; верхняя часть XIII в., Джованни Пизано. Собор, начат в 1063 г., Бускето, удлинение главного нефа и фасады, после 1118 г., Райнальдо. Кампанила, 1173—1350 гг.
Пиза. Соборная плошадь. Планы собора и баптистерия
39. Пиза. Соборная плошадь: 1 — собор; 2 — баптистерий; 3 — кампанила; 4 — Кампо-Санто. Планы собора и баптистерия даны в двух уровнях; на разрезе баптистерия слева показан его первоначальный вид.
Пиза. Собор: детали фасада и интерьер. Справа вверху — кафедра баптистерия, 1260 г., Н. Пизано
40. Пиза. Собор: детали фасада и интерьер. Справа вверху — кафедра баптистерия, 1260 г., Н. Пизано

Соборный ансамбль в Пизе не менее тесно связан с историей этой морской республики и ее расцветом в XI в., чем ансамбль Акрополя и Парфенон с общественно-политической деятельностью и культурной жизнью Афин в V в. до н. э. Сияющий белизной собор, кампанила, будто обвитая кружевом, плотный цилиндрический объём баптистерия и строящийся по горизонтали плоский объём кладбища Кампо Санто — вот составляющие этого ансамбля, словно выросшего на зеленом лугу у берега Тирренского моря, подходившего в те времена к городским стенам (рис. 38).

Собор в Пизе (рис. 39, 40) был спроектирован и заложен в 1063 г. мастером Бускето. Это первый итальянский зодчий, имя которого, высеченное на его могильной плите, дошло до нашего времени.

План собора имеет форму вытянутого латинского креста с пятью нефами в главном корпусе и с трёхнефным трансептом. В широком размахе этого здания с его простыми и внушительными пространственными членениями и нескончаемыми аркадами, удвоенными во втором ярусе, сказалось влияние античных сооружений Рима, изучавшихся мастером. Но в остроконечных арках у средокрестия, в эллиптической форме купола, воздвигнутого на восьмигранном основании, в декоре и полосатой чёрно-белой мраморной кладке заметны восточные влияния. Аркатурные галереи и боковые лопатки восходят к ломбардской архитектуре.

Фасады собора вместе с удлинением главного нефа на 15 м были осуществлены мастером Райнальдо уже после освящения храма (1118 г.). Несмотря на это, архитектура собора в целом поражает своей исключительной целостностью. Этому способствуют простота и тождественность общих объёмов всех ветвей креста, единство обработки фасадных плоскостей, на которых повторяются либо сквозные, либо глухие аркады, единообразие цветовой композиции: фасады облицованы белым и чёрным камнем из каменоломен Веррукано и Сан Джулиано; в нижних аркадах — мраморные мозаичные интарсии в форме ромбов и кругов, в интерьере — чередование рядов белого и чёрного мрамора.

Знаменитая пизанская кампанила (1173—1350 гг.) — отдельно стоящая цилиндрическая башня, обвитая шестью поясами арочных галерей, — получила сильный наклон из-за неравномерной осадки грунта еще в период строительства. Благодаря этому кажется, что галереи идут по спирали. Дополнительная небольшая осадка произошла также после возведения седьмого яруса (1301 г.). Этот ярус, с целью уменьшить осадку, был выведен под некоторым углом к оси башни, отклонение которой достигло теперь 4,2 м у её вершины. Полагают, что производителем работ был мастер Бонанно. Галереи, образованные изящными, как бы кружевными аркадами, окружают воздушной оболочкой основной цилиндр кампанилы и создают живописную игру светотени, меняющуюся при различном освещении.

Баптистерий в Пизе был начат в 1153 г. архитектором Диотисальви, который применил в нижних частях стен ту же систему архитектурной обработки, что и в соборе. Декоративные украшения верхних частей, готические фронтончики и пинакли были выполнены Джованни Пизано в XIII в. Перекрытие, относящееся к XIV в., состоит из двух оболочек: полусферического купола, завершающего композицию подобно большой шапке, и прорезающей его конусообразной внутренней оболочки.

Пистойя. Палаццо дель Комуне, 1284—1385 гг.
41. Пистойя. Палаццо дель Комуне, 1284—1385 гг.
Лукка — собор, XII — XIII вв., Гвидетто да Комо; кампанила, 1060 г. Лукка: — жилой дом строителей собора, XII в.
42. Лукка: 1 — собор, XII — XIII вв., Гвидетто да Комо; кампанила, 1060 г.; 2 — жилой дом строителей собора, XII в.

Влияние пизанской архитектуры распространилось на близлежащие города — Лукку, Масса Маритима, Пистойю. К этому кругу памятников относятся церковь Сан Паоло в Рипа д’Арно (освящена в 1148 г.), церкви Сан Микеле ин Форо (начата в 1143 г., фасад XIII в.), Сан Фредиано (1112—1147 гг.), Сан Кристофоро (XIII в.) и собор в Лукке, церкви Санта Мариа делла Пьеве в Ареццо и Сан Джованни фуор Чивитас в Пистойе (после 1150 г.). В последней великолепны бело-зелёные инкрустации мраморного пола. Собор в Лукке, возведенный на грани XII и XIII вв. (от сооружения, начатого в 1060 г., осталась только башня), строился скульптором-ломбардцем Гвидетто да Комо и по характеру близок и к пизанским, и к ломбардским постройкам. Трёхпролетный арочный портик усиливает и без того богатую пластику главного фасада (рис. 42, 1). Арочные галереи в верхней части фасада, начатые Гвидетто в 1204 г., и фронтон украшены гладкими витыми колонками. Интерьер переделан в конце XIV в. Сохранился также дом строителей собора (рис. 42, 2).

Многоярусный фасад церкви Санта Мариа делла Пьеве в Ареццо (начало XIII в., кампанила — 1330 г.), выполненный аретинским мастером Маркио, построен на контрасте чередующихся светлых и темных рядов кладки и вертикальных членений.

Примером общественных сооружений на территории Тосканы, примыкающей к Тирренскому морю, может служить палаццо дель Комуне в Пистойе (1284—1385 гг.; рис. 41).

***

В Среднюю Италию входило также Папское государство. Возникшее в VII в. из Равенского экзархата и Римского дуката, оно включило в начале XIII в. герцогство Сполето и Романью — так называемые Марки.

В отличие от Ломбардии, Эмилии и Тосканы, где развивались новые типы гражданских и культовых сооружений и постепенно восстанавливалась и развивалась далее техника строительства, в Лациуме, в основном, придерживались прежних строительных типов, восстанавливая разрушающиеся и возводя новые памятники, следуя позднеантичным образцам. В этом районе наметилось два строительных центра: один — в Риме, другой — в центральной Этрурии, на территории, лежащей между Витербо, Тосканой и Тарквинией.

Рим. Базилика Санта Мариа ин Космедин, VI в., перестроена в XII в.
43. Рим. Базилика Санта Мариа ин Космедин, VI в., перестроена в XII в.

После длительной борьбы между местной аристократией и коммуной, папством и германскими императорами, после разрушений, нанесенных нормандцами Робера Гискара, и внутренних усобиц, вызванных появлением антипапы Анаклета II, Рим медленно приходил в себя. Еще в первой половине XI в. собирались пожертвования на ремонт старых базилик св. Петра и Сан Паоло фуори ле мура. Первые новые церкви появились лишь в самом конце XI и в XII в. (Санта Мариа ин Трастевере, т. е. за Тибром, между 1130 и 1148 гг.). Они повторяли тип раннехристианских трёхнефных базилик, часто без трансепта, но с большой апсидой. Внутренние продольные стены ставились на колоннах (нередко античных), перекрытых антаблементом, или же на аркадах. В некоторых из них ритм аркад прерывался столбами (базилики Сан Клементе, Санта Мариа ин Космедин). Перед фасадами нередко устраивались колонные портики или нартексы, как, например, в церквах Сан Джованни фуори ле мура, Санта Чичилиа, Сан Джорджо ин Велабро. У базилики Сан Клементе (строилась в 1099—1118 и вплоть до 1130 г.) были одновременно атриум и портик. Своеобразен фасад маленькой трёхнефной базилики Санта Мариа ин Космедин (около 1120 г.): он имеет раскрывающийся большими арочными проемами нартекс с приставным, поставленным на двух парах колонн портиком, в котором сочетаются арка и фронтон (рис. 43). Кампанила церкви (около 1200 г.) — одна из красивейших в Риме.

Рим. Базилика Сан Джованни ин Латерано, дворик, 1227 г.
44. Рим. Базилика Сан Джованни ин Латерано, дворик, 1227 г.

Всё строительство в Риме велось из кирпича, перекрытия делались деревянными, но папство, стремившееся поразить воображение паломников роскошью церковного ритуала и драгоценной отделкой культовых сооружений, не жалело средств на их убранство. Эти сооружения, как и некоторые более поздние базилики, — например Сан Лоренцо фуори ле мура (около 1220 г.), Сан Джованни ин Латерано (1225—1235 гг., интерьер переделан в XVII в. Борромини) и др. — отличаются великолепием облицовки и богатством полихромии: мозаикой на золотом фоне, мраморным мощением полов, резьбой мраморных оград, тонкостью отделки церковных кафедр и балдахинов. Эти работы принадлежат школе мастеров-мраморщиков и мозаичистов из монастыря Монтекассино (1058—1087 гг.; разрушен в 1944 г). Отсюда перешли в Рим византийская техника декоративных работ и художественные традиции, передававшиеся от отца к сыну. Так, после 1150 г. в Риме процветала семья мастеров Космати. Членами этой семьи, Лоренцо и Якопо, был сделан изящный церковный портик в Чивита Кастеллана (1210 г.), облицовка которого набрана из цветных мраморов. Замечательная работа другой семьи мастеров Вассалетто — монастырский дворик (1227 г.) при церкви Сан Джованни ин Латерано. Сводчатые обходы этого дворика (рис. 44) опираются на парные колонки, столбы и арки. Все колонки имеют разные капители, некоторые колонки — витые. Поверх арок идет антаблемент с мозаичным фризом. Аналогичные дворы были построены у базилик Сан Джованни е Паоло, Сан Лоренцо фуори ле мура.

Характерными сооружениями конца XI и XII в. в Риме были кампанилы.

Рим. Каза ди Крешенцио (дом Кола ди Риенцо), начало XIII в.
45. Рим. Каза ди Крешенцио (дом Кола ди Риенцо), начало XIII в.

В Риме строились также и гражданские башни, принадлежавшие различным владетельным родам (например, Toppe ди Милициа, около 1200 г.). Общее число башен в городе доходило до ста. Этот тип сооружений в Риме, пожалуй, единственный, в котором сказываются ломбардские влияния. Сохранились остатки укрепленного жилища начала XIII в., называемого обычно Каза ди Крешенцио или домом Кола ди Риенцо. Он включён в основание более поздней башни. Его стена, расчлененная частыми лопатками, завершена чрезвычайно сложным карнизом, включающим модульоны и резные фризы (рис. 45).

Ананьи. Собор
Ананьи. Собор
46. Ананьи. Собор

Интересный пример сочетания римских влияний (в базиликальном интерьере с мозаичными полами) и ломбардской живописности внешнего облика представляет собор в Ананьи (1072 г., кампанила XII в.; рис. 46).

На территории, лежащей к северу от Рима, наряду с культовыми сооружениями базиликального типа (Сан Пьетро и Санта Мариа Маджоре в Тосканелла, Санта Мариа ин Кастелло в Тарквинии, Сан Систо и Сан Джованни ин Цокколи в Витербо), в XI в. строятся также церкви, в которых заметно влияние Равенны. Такова, например, церковь Сан Флавиано в Монтефьясконе (20-е годы XI в.), в цокольном этаже которой, вырезанном в склоне холма, апсиды расположены почти трилистником.

Тосканелла. Церковь Сан Пьетро, VIII в. и XI—XIII вв.
47. Тосканелла. Церковь Сан Пьетро, VIII в. и XI—XIII вв.

Церковь Сан Пьетро ин Тосканелла близ Витербо, принадлежащая к базиликальному типу, по-видимому, включает (особенно в крипте) остатки более раннего сооружения (VIII в.?), но в основном построена в XI в. Нижний ярус главного фасада расчленен глухими аркадами, напоминающими о Пизе и Лукке (рис. 47). Мраморная роза, портал и облицовка верхней части фасада относятся к XIII в. (фасад реставрировался в 1870 г.).

Церквам в Тосканелла, в Витербо и др. свойственно совершенно иное, чем в Риме, соотношение опор и пролетов: арки здесь шире, опоры расставлены реже, нередко в качестве опор применены круглые столбы, в других случаях — это устои, обработанные пилястрами, четвертями колонн или полуколоннами. Возможно, что в этом проявились тенденции ломбардских каменщиков, работавших в Витербо.

В скульптурных деталях многих сооружений (например, капителях), как и в церкви в Монтефьясконе, свободно воспроизведены этрусские мотивы.

Орвието. Палаццо дель Капитано, 1157 г. Анкона. Собор Сан Чириако, XI—XIII вв.
48. Орвието. Палаццо дель Капитано, 1157 г. 49. Анкона. Собор Сан Чириако, XI—XIII вв.

Маленький городок Орвието, лежащий на территории древней Этрурии, был папской резиденцией и, вместе с тем, коммуной, боровшейся за свою независимость. Здесь еще сохранилась описанная выше жилая застройка XIII в. (см. рис. 1) и палаццо дель Капитано дель Пополо — одно из старейших коммунальных зданий в Средней Италии (рис. 48). Зал заседаний магистратуры расположен на втором этаже. Этажи разделены галереей, куда вела наружная лестница (1301 г.). Во внешнем облике палаццо дель Капитано в Орвието, поставленного на стыке двух площадей, в центре коммунальной жизни города, хорошо выражено его общественное назначение.

В восточных областях Средней Италии, в Марках, воздействие архитектурных традиций Равенны и непосредственные византийские влияния были ещё более сильны, чем на территории Этрурии. Это сказалось не только в праздничности, живописности и полихромии отделки, но и в композиции памятников, среди которых встречаются церкви, квадратные в плане, с куполом, поставленным на четырех колоннах (Сан Витторе в Кьюзи), церкви, в которых эта тема сочетается с базиликальной композицией (Санта Мариа в Портонуово), и строгая крестовокупольная композиция, наилучшим воплощением которой является церковь Сан Чириако в Анконе (конец XI — начало XII в.; реконструирована в XIII в.). Её чёткий объём, хорошо воспринимающийся с разных сторон, возвышается на холме, господствующем над городом (рис. 49).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации