Романская архитектура Южной Италии и Сицилии

Глава «Романская архитектура. Архитектура Италии. Южная Италия и Сицилия», «Всеобщая история архитектуры. Том 4. Архитектура Западной Европы. Средние века». Автор: Маркузон В.Ф.; под редакцией Губера А.А. (ответственный редактор), Колли Н.Д., Максимова П.Н., Маца И.Л., Нельговского Ю.А., Саркисиана Г.А. Москва, Стройиздат, 1966


Сравнительно сильная централизованная власть в Южной Италии привела к тому, что здесь после нормандского завоевания не было независимых городов-коммун, как в Северной и Средней Италии (расцвет морских республик — Бари на Адриатическом, Амальфи на Тирренском побережьях — приходится главным образом на IX—X вв.). В результате культовые постройки — церкви, аббатства — и укреплённые замки короля и феодалов явились основными видами сооружений на этой территории. Зданий городских самоуправлений Южная Италия не знает. В то же время, в силу чрезвычайной сложности исторических условий, развивавшаяся здесь культура и, в частности, архитектура, сочетала воедино самые разнообразные традиции: ломбардские, византийские, арабские и классические (эллинистическо-римские и греческие памятники разбросаны во многих местах Сицилии и материка). Непрестанное движение паломников в «Святую землю» и обратно и крестовые походы способствовали перенесению с Востока специфических методов строительства и приёмов отделки зданий.

Бари. Церковь Сан Никола, 1087—1197 гг.
50. Бари. Церковь Сан Никола, 1087—1197 гг.

Один из наиболее значительных памятников романской архитектуры на юге Италии — церковь Сан Никола (рис. 50) в Бари, городе, представлявшем собой транзитный пункт для паломников в Палестину. Обширная крипта для останков святого и лежащие над нею части были построены в 1098 г., почти вся остальная церковь — около 1132 г., но работы продолжались до 1197 г. Церковь представляет собой трёхнефную базилику из прекрасного тесаного серовато-коричневого известняка, перекрытую в среднем нефе деревянными стропилами, а в боковых — крестовыми сводами. Трансепт вписывается в общие прямоугольные очертания плана, а три апсиды скрыты дополнительной стеной (византийская черта), фланкированной двумя стройными башнями, не получившими, однако, завершений. Другая пара мощных башен фланкирует главный фасад, нарушая симметрию его типического базиликального силуэта и обогащая пластику его внешнего облика.

Внутреннее пространство среднего нефа церкви в первых трех пролетах расчленено на уровне галерей трифория поперечными арками-стенками. Вместо столбов здесь применены сдвоенные колонны. Затем, после композиционной паузы, внесенной сильным и сложным устоем, пространство как бы взмывает кверху, к самому потолку главного нефа, объединяя три последующих пролета. Ещё выше поднимается средокрестие (не получившее купольного завершения), отделенное от основного корабля лёгкой трёхпролетной аркадой. Все в целом производит очень живописный, почти театральный пространственный эффект.

Руво. Собор, XII—XIII вв. Руво. Собор, XII—XIII вв.
51. Руво. Собор, XII—XIII вв.

Общий замысел церкви Сан Никола в Бари оказал большое влияние на архитектуру других построек, возведенных в городах на побережье Адриатики. Помимо собора в том же Бари (начат после 1156 г., строился ещё в 1179 г.), к ним относятся соборы в Битонто (начат в 1175 г.), в Барлетта (начат около 1139 г., расширен и перестроен в XIV в.), в Руво (XII в.), в Трани (начат в XI в.), в Мольфетта (XI—XII вв.). Вся эта группа построек имеет украшенные розой главные фасады, отражающие базиликальное построение внутреннего пространства, и трансепты, не выступающие за пределы общих прямоугольных очертаний плана. Собор в Руво благодаря более крутому наклону карнизов щипцовой стены отличается устремленным вверх фасадом (рис. 51). Во многих случаях пластика нижней части фасада обогащена плоскими аркадами, большей частью глухими (соборы в Битонто, в Трани) или заложенными позднее (собор в Руво).

Трани. Собор, начат в 1098 г. Троя. Собор, начат в 1093 г.
52. Трани. Собор, начат в 1098 г. (1); Троя. Собор, начат в 1093 г. (2)

Собор в Трани (начат в 1094 г., окончен в XIII в.), поставленный на берегу, боком к морю, на маленькой треугольной площади, поднят над уровнем площади и связан с нею двумя расходящимися от главного портала лестничными маршами (рис. 52,1).

Собор в Трое (1093—1125 гг.; завершение относится к XIV в.; рис. 52,2) имеет большое сходство с пизанскими постройками. Его стены украшены глухими аркадами и мраморными наборными вставками. Большая готическая мраморная роза выполнена восточной техникой, путём просверливания.

Своеобразную группу романских построек в Апулии образуют церкви, перекрытые куполами византийского типа. Собор в Каноза (начат между 1071 и 1089 гг., освящён в 1101 г.) имеет пять полусферических куполов, перекрывающих продольный неф и трансепт. Церкви Сант Андреа в Трани и Сан Пьетро в Отранто — квадратные в плане купольные постройки. Сан Франческо в Трани имеет главный неф, перекрытый тремя куполами. Во всех этих сооружениях несомненно сказалась широко распространенная, типическая для данной местности система строительства, в которой основным материалом служит камень-плитняк, используемый как для стен, так и для перекрытий.

Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г. Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.
Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.
53. Андрия. Кастель дель Монте, около 1240 г.

Великолепным памятником гражданского строительства в Апулии является Кастель дель Монте, построенный в 1240—1250 гг. как замок императора Фридриха II, но в конце XIII в. превращённый в тюрьму. Это — мощное, поставленное на холме восьмигранное сооружение с центральным двором и восьмигранными же башнями по углам (рис. 53). Сводчатые перекрытия залов имеют нервюры стрельчатого очертания — дань арабским и готическим влияниям.

В архитектуре замка сила и суровая простота внешних форм замечательно сочетаются с тонкостью деталей и богатством отделки внутренних помещений, где можно увидеть колонны из розового мрамора, мозаичные арабского типа капители, изящную резьбу, богатые порталы. Замечательно устройство специальных каналов для спуска с крыши замка воды, используемой в гигиенических целях. Этот высокий для того времени уровень комфорта также идёт из Сицилии, где аналогичные устройства встречаются в замках Маньяче в Сиракузах и Урсино в Катании.

Палермо — церковь Сан Джованни дельи Эремити Палермо — Палатинская капелла
Палермо — церковь Сан Катальдо, 1161 г. 54. Палермо: 1 — церковь Сан Джованни дельи Эремити; 2 — Палатинская капелла; 3 — церковь Сан Катальдо, 1161 г.

Совершенно особое место занимает романская архитектура в Сицилии. Нормандцы постарались разрушить здесь все, что было непосредственно связано с мусульманской религией, но строительные традиции арабских инженеров, возводивших помимо мечетей также мосты, акведуки и крепости, и общий дух утонченной художественной культуры арабов остались. В результате некоторые сицилийские церкви напоминают по своему внутреннему построению мечети, а другие принадлежат к числу базилик латинского типа, нередко с башнями по сторонам главного фасада или апсиды. Интерьеры большей частью отличаются чисто восточной роскошью. Штукатурные потолки украшены сталактитами арабского типа. Богатейшая мозаика византийского характера покрывает стены построек изнутри и стелется великолепным мощением под ногами, резьба мраморных капителей, амвонов, кафедр носит греко-эллинистический и византийский характер. Замечательна в этом отношении церковь Санта Мариа дель Амиральо (адмиральская) в Палермо, называемая Марторана (между 1134 и 1151 гг.) — украшенное мозаикой и цветными мраморами сооружение византийского типа с куполом на четырёх мраморных колоннах (впоследствии сильно перестроена). Не менее знаменита Палатинская капелла, входящая в состав дворца Ронсера II (между 1132 и 1143 гг.; рис. 54,2) и производящая впечатление фантастической роскоши благодаря мозаикам, покрывающим пол и стены, сталактитовым потолкам арабского типа, мраморным колоннам и резным капителям.

Сан Катальдо в Палермо позволяет составить представление о внешнем облике нормандских культовых построек (рис. 54, 3). Это — простой куб, облицованный кладкой, с тонко моделированными поверхностями стен, увенчанный тремя тесно поставленными в ряд куполами арабского типа, окрашенными в красный цвет. Интерьер расчленён стрельчатыми арками, опирающимися на четыре античные мраморные колонны. Переходы к куполам выполнены при помощи тромпов. Колоннам отвечают членения на фасаде: арки, на которые опираются купола, выражены плоскими профилями.

К тому же кругу сооружений относится церковь Сан Джованни дельи Эремити в Палермо (1132 г.; рис. 54, 1). Её продольный неф состоит из двух больших квадратных ячеек, разделенных стрельчатой аркой, а трансепт — из трёх ячеек меньшего размера. Каждая ячейка перекрыта полусферическим куполом мусульманского типа, поднимающимся над плоской кровлей. Таким же куполом завершена и примыкающая к церкви башня. Монастырский двор — великолепный пример сочетания сдвоенных миниатюрных колонок и аркад со стрельчатыми арабскими очертаниями и многоступенчатыми архивольтами.

Чефалу. Собор Монреале: бенедиктинский монастырь, дворик, XII в.
55. Чефалу. Собор 56. Монреале: 1 — собор Санта Мариа ла Нуова, 1174 — 1186 гг.; 2 — бенедиктинский монастырь, дворик, XII в.
Монреале: собор Санта Мариа ла Нуова, 1174 — 1186 гг. Монреале: собор Санта Мариа ла Нуова, 1174 — 1186 гг.

Собор в Чефалу (начат в 1131 г.) представляет собой большую, базиликального типа церковь, с ясно выраженным, хотя и не сильно выступающим трансептом, высоким сводчатым хором и двумя мощными башнями по сторонам главного фасада (рис. 55). Если восточная часть собора, включая трансепт, была окончена в 1148 г., то главный корабль строился между 1180 и 1200 гг. (стропила относятся к 1263 г.). Фасад с мощными угловыми башнями датируется 1240 г., а портик с тремя стрельчатыми, арабского типа арками построен в XV в. Внутренние стены главного корабля опираются на колонны; боковые нефы перекрыты крестовыми сводами. Интерьер собора покрыт многоцветными мозаиками; наиболее замечательно большое изображение Христа на полукуполе, завершающем главную апсиду. Поставленный на возвышенности собор в Чефалу господствует над городом.

Собор Санта Мариа ла Нуова в Монреале заслуженно считается вершиной романской архитектуры в Сицилии, однако его внешний облик был впоследствии частично изменен (венчания башен по сторонам фасада, тяжёлый портик 1770 г. между ними). Начало строительства собора относится, по-видимому, к 1174 г., окончание — к 1182 г., но отделка продолжалась и далее (прекрасные бронзовые двери западного портала были, например, выполнены в 1186 г. Бонанном, мастером из Пизы). Собор представляет собой большую базилику, разделенную на три нефа аркадами (стрельчатого очертания) на колоннах. Перекрытый деревянными стропилами средний неф завершает широкая стрельчатая арка, отделяющая главный корабль от трансепта. За нею, уходя в глубину, строится серия других, становящихся всё более стройными арок, повторяющих очертания первой. Вся эта живая композиция, удивительно органично подводящая к замыкающей апсиде, обогащена великолепно переливающимся многоцветным и золотым покровом из драгоценных мозаик. Снаружи на цилиндрической поверхности апсид, выполненных из белого известняка, живописно переплетаются тёмно-коричневые стрельчатые арки из трахита (рис. 56,7). Монастырский дворик рядом с собором — одно из наиболее замечательных сооружений этого типа в Италии (рис. 56,2).

Помимо культовых сооружений, образующих своеобразную ветвь в развитии романской итальянской архитектуры, в Сицилии сохранились и гражданские постройки, преимущественно замки и дворцы нормандских завоевателей, поражающие сочетанием сдержанности, почти суровости внешнего облика и богатства внутренней отделки. Это — палаццо Куба, Дзиза (см. рис. 4) или башня Санта Нинфа, входящая в комплекс Нового королевского дворца в Палермо. Некоторые сохранившиеся до наших дней помещения позволяют получить представление о праздничном великолепии полувосточного королевского дворца Сицилии, воспринявшего роскошь и зал палермского дворца, так называемая Станца короля Руджеро, сплошь покрытая мозаиками, или вестибюль палаццо Дзиза с его сводом, украшенным сталактитами.

Этот дух восточной утонченности распространился и вдоль западного побережья материка, вплоть до Салерно, Амальфи, Неаполя и Гаэты, и на побережье Адриатического моря.

Наиболее значительным политическим и торговым центром в южной части побережья Тирренского моря был Амальфи — старейшая в Италии морская республика, соперничавшая с Генуей и Пизой. Её процветание длилось с середины IX в. по 30-е годы XII в.

Амальфи. Собор Сант Андреа, XI—XIII вв., колокольня — между 1180 и 1270 гг. Равелло (близ Амальфи). Палаццо Руфоло. Фрагмент двора
57. Амальфи. Собор Сант Андреа, XI—XIII вв., колокольня — между 1180 и 1270 гг. (1); Равелло (близ Амальфи). Палаццо Руфоло. Фрагмент двора (2)

Собор Сант Андреа в Амальфи (XI в., перестроен в 1203 г.) образует вместе с колокольней (построена между 1180 и 1270 гг.), капуцинским двориком и широкой, поднимающейся по склону к главному фасаду лестницей исключительно живописный комплекс (рис. 57). Собор отличается строгостью общих линий и живописностью отделки. Особенно богат предваряющий фасад двухпролётный атрий, арочные проемы которого заполнены, как кружевом, типично сицилийским мотивом пересекающихся арок на античных колоннах (фасад реставрирован в XIX в.) Интерьер собора переделан в стиле барокко в 1701 г.

Бронзовые двери, установленные в 1066 г., отлиты в Константинополе.

Сочетание классически простых линий с мраморной декорацией свойственно не только архитектуре собора в Амальфи, но и многим сооружениям в других городах Кампаньи — церкви в Равелло, соборам в Салерно, в Гаэта, в Казерта Веккиа. Некоторые формы арабского происхождения, отмеченные в культовых постройках Кампаньи, встречаются и в гражданских зданиях: примером может служить двор палаццо Руфоло в Равелло со стрельчатыми аркадами (рис. 57).

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации