Архитектура западных областей древней Руси в XII в.

Глава «Архитектура южной и западной Руси в XII—XIII вв. Архитектура западных областей древней Руси в XII в.». «Всеобщая история архитектуры. Том 3. Архитектура Восточной Европы. Средние века». Автор: Асеев Ю.С.; под редакцией Яралова Ю.С. (ответственный редактор), Воронина Н.Н., Максимова П.Н., Нельговского Ю.А. Москва, Стройиздат, 1966


К западу от Смоленского княжества на низменных равнинах бассейнов Березины и Западной Двины стояли города Полоцкой земли — Полоцк, Витебск, Менск, Логожск, Борисов, Лукомль, Голотическ, Дрютеск. Эти города играли значительную роль в экономической и политической жизни древней Руси. Полоцкое княжество поддерживало тесные связи с народами Прибалтики.

Столица Полоцкого княжества — один из древнейших городов Руси Полоцк стоит на холмистом правом берегу Западной Двины. На высоком мысу в устье реки Полоты находился древний детинец площадью 4,5 га. В центре детинца стоит Софийский собор XI в. С незащищённой восточной стороны детинец укреплён мощным валом. К востоку от детинца на примыкающей к нему пониженной местности находится опоясанная валами территория так называемого Нижнего Замка, где размещался Окольный город. Ремесленные и торговые посады Полоцка раскинулись и на большой территории за Полотой. Эти кварталы также были окружены мощными земляными валами, шедшими от берега Западной Двины до берега Полоты в том месте, где находится Спасо-Евфросиньевский монастырь. Монастырь защищал подступы к городу с севера.

На другом берегу Западной Двины находился Бельчицкий монастырь. Сюда в первой половине XII в. полоцкие князья, ограниченные в своей власти вечевыми вольностями, перенесли свою резиденцию. На Бельчице были сооружены каменные княжеские храмы, терема и оборонительные сооружения.

Ряд не дошедших до наших дней построек на Бельчице характеризует первый этап развития Полоцкого зодчества в XII в.

Наиболее ранним каменным сооружением XII в. был собор Бельчицкого монастыря, постройку которого датируют 20—30-ми годами XII в. Это шестистолпный крестовокупольный храм с крещатыми внутри столбами, плоскими лопатками на фасадах и тремя притворами. По типу он близок к церкви Спаса на Берестове в Киеве и лишь несколько упрощен: в нем не выделен нартекс, отсутствует башня с крещальней. Аналогична Спасу на Берестове и техника строительства — кирпичная кладка с утопленными рядами. Эта киевская традиция оказывается чрезвычайно живучей в полоцкой архитектуре. Она удерживается там на протяжении всего XII столетия, когда в других областях древней Руси зодчие повсеместно переходят либо на порядовую кирпичную, либо на каменную кладку. На кирпичах бельчицких построек имеются знаки мастеров.

О традициях приднепровского зодчества свидетельствуют также найденные детали аркатурного фриза и лекальные кирпичи от полуколонок.

Неподалеку от Бельчицкого собора находилась маленькая Пятницкая церковь (первая половина XII в.), архитектура которой имела большое значение для дальнейшего развития полоцкого зодчества. Это был однонефный храмик, перекрытый, очевидно, коробовым сводом, с небольшим притвором — нартексом и прямоугольной в плане апсидой, что является исключением в древнерусском зодчестве. В самом типе Пятницкой церкви на Бельчице был впервые воспроизведен в камне тип деревянного трёхсрубного храма, который в дальнейшем стал столь характерным для деревянного и каменного зодчества России, Белоруссии и Украины. Как можно предположить, завершение Пятницкой церкви было деревянным.

Третий Бельчицкий храм — Борисоглебская церковь — представляет собой уже вполне сложившийся тип храма полоцкой школы. Время её построения — тоже первая половина XII в. Как предполагают, она была построена несколько позднее Пятницкой церкви. По типу Борисоглебская церковь — шестистолпный крестовокупольный храм с очень узкими боковыми нефами, одной сильно выступающей на восточной стороне апсидой (боковые апсиды — в толще восточной стены) и с чётко выраженным нартексом. Внутренние столбы имели крещатую форму, фасады членились плоскими лопатками. Верх здания не сохранился, но его можно представить себе по его ближайшей аналогии — собору Спасо-Евфросиньевского монастыря, построенного бельчицким зодчим Иваном в 50-х годах XII в. Предполагают, что тот же Иван был строителем Пятницкой и Вознесенской церквей Бельчицкого монастыря.

Полоцк. Собор Евфросиньевского монастыря, середина XII в., зодчий Иван. Общий вид с юго-запада
22. Полоцк. Собор Евфросиньевского монастыря, середина XII в., зодчий Иван. Общий вид с юго-запада

Собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке — одно из выдающихся сооружений древнерусского зодчества, в котором зодчий впервые отошел от типа обычного крестовокупольного храма, создав ступенчатую башнеобразную композицию верха и положив этим начало новому стилистическому направлению (рис. 22).

План небольшого собора Спасо-Евфросиньевского монастыря подобен плану Борисоглебской церкви на Бельчице. Лишь внутренние столбы в нём — не крещатые, а квадратные и восьмигранные. Нартекс и помещающиеся над ним хоры, так же как и сильно выступающая на восток центральная апсида, понижены по сравнению с кубом центрального объема храма. Подкупольный четверик развит в отдельный объем, состоящий из четырех трехлопастных фронтонов (рис. 23, 2). Такая форма верха храма напоминает «крещатую бочку» некоторых позднейших (XVII—XVIII вв.) русских деревянных построек, применявшуюся, возможно, и раньше как в деревянных зданиях, так и в «надрубленных верхах» каменных зданий. Так, вероятно, завершалась Пятницкая церковь на Бельчице. В результате этого приема собор Спасо-Евфросиньевского монастыря получил сложную ступенчатую композицию, близкую по характеру к образам русской деревянной архитектуры и далекую от статических форм крестовокупольных храмов предшествующего периода.

В отличие от Бельчицких построек фасады собора Спасо-Евфросиньевского монастыря расчленены не плоскими лопатками, а пилястрами с полуколоннами (неполного полукружия). Внутри собора сохранилась интереснейшая фресковая роспись, отличающаяся от росписей киевской школы и во многом близкая к художественной школе Новгорода.

Церкви XII в. 1 — Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе, XII в. (северный фасад и план); 2 — Полоцк. Собор Евфросиньевского монастыря, середина XII в., зодчий Иван (западный фасад, продольный разрез и план); 3 — Минск. Церковь на Замчище, XII в. (план); 4 — Витебск. Церковь Благовещения, XII в. (план); 5 — Гродно. Нижняя церковь, XII в. (план)
23. Церкви XII в. 1 — Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе, XII в. (северный фасад и план); 2 — Полоцк. Собор Евфросиньевского монастыря, середина XII в., зодчий Иван (западный фасад, продольный разрез и план); 3 — Минск. Церковь на Замчище, XII в. (план); 4 — Витебск. Церковь Благовещения, XII в. (план); 5 — Гродно. Нижняя церковь, XII в. (план)
Витебск. Церковь Благовещения, XII в. Общий вид с северо-востока
24. Витебск. Церковь Благовещения, XII в. Общий вид с северо-востока

Интересный памятник полоцкого зодчества представляет собой церковь Благовещения в Витебске, втором по величине и значению городе Полоцкого княжества (рис. 24). Церковь стоит на берегу Западной Двины, где размещался торговый посад Витебска. Год ее постройки не известен, но все черты ее архитектуры указывают на то, что она была сооружена примерно в одно время с полоцкими храмами, т. е. около середины XII в. Техника кладки витебской церкви отличается от полоцких построек XII в. Стены здания сложены по смешанному способу, близкому по характеру к византийской кладке X—XIII вв. (например, к кладке церкви Иоанна Предтечи в Керчи). Ряды кирпича-плинфы (от одного до четырех) перемежаются с рядами каменной кладки из хорошо отесанных блоков песчаника. Стены здания были оштукатурены, и на штукатурку нанесена декоративная разбивка на квадры.

По плану церковь Благовещения близка к типу собора Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке: у неё одна выступающая апсида и узкие боковые нефы (см. рис. 23,4). Весь план — еще более вытянутый, чем у полоцких храмов. Купол церкви был отнесен на западную часть, боковые же порталы находились не в широких членениях фасада, соответствовавших ветвям архитектурного креста, а в более узких членениях, примыкавших к апсидной части. Форма оконных проемов с раструбами характерна для древнерусского зодчества второй половины XII в.

Археологическими исследованиями на территории монастыря были обнаружены остатки другого храма, характерного для полоцкого зодчества.

К полоцкой архитектуре следует отнести ещё церковь на Замчище в Минске [Памятник известен по археологическим раскопкам]. Замчище — древнерусский детинец Минска — было расположено на небольшой возвышенности среди равнинной с невысокими холмами местности в излучине реки Свислочь (сейчас — центральный район г. Минска). Территория Замчища в XII—XIII вв. была густо застроена деревянными срубными постройками с деревянными настилами мостовых.

Среди этих построек находилась небольшая каменная церковь, бывшая по типу четырёхстолпным трёхапсидным храмом. Необычна для полоцкой архитектуры техника строительства здания. Стены его были возведены из отесанных блоков известняка (в среднем 40 × 12 см) с внутренней забуткой. Раствор, на котором возведены фундаменты и стены, чисто известковый без добавки толчёного кирпича — цемянки. Церковь датируется второй половиной XII в. (см. рис. 23,3).

Основываясь на наследии архитектуры древнерусского государства, полоцкое зодчество на протяжении XII в. выработало свои собственные приемы строительства и типы построек. В основном это тип удлиненного с одной выступающей и двумя скрытыми внутри апсидами храма, в котором крестовокупольная система терпит все больше изменений, пока не создается тип храма со ступенчатой композицией, нашедшей свое завершение в соборе Спасо-Евфросиньевского монастыря.

Близкой по характеру к полоцкой архитектуре, но очень самобытной по приёмам строительства и архитектурной декорации была архитектура древнего Гродно. Гродненская земля была крайним западным рубежом древней Руси. Здесь, на верхнем и среднем течении Немана и его притоках, располагались города Гродненской земли — Гродно, Новгородок, Волковийск, Слоним, Здитов. Отделенная от Полоцкой и Волынской земель труднопроходимыми болотами, Гродненская земля в XII в. стала небольшим княжеством, в политическом отношении чаще всего зависимым от Киева.

Гродно расположен на холмах правого берега Немана. Детинец города находился на высоком мысу при впадении в Неман небольшой речки Городничанки. На смежном с детинцем плато («Новый Замок») и на окрестной местности к востоку и юго-востоку размещались городские ремесленные и торговые посады. Прибрежная часть по древнерусскому обычаю называлась Подолом.

Сравнительно небольшой Гродненский замок-детинец, как можно предположить, имел в системе своих оборонительных укреплений каменные башни, которые, вероятно, были соединены между собой земляным валом и городнями. С башнями отождествляют остатки двух кирпичных построек на западном и южном краях замка. От западной постройки сохранилась лишь часть стены, южная же сохранилась частично на высоту до 2,5 м. Это было довольно большое здание, квадратное (10 × 10 м) в плане, с входом с северной стороны. Возможно, что это здание предназначалось для жилья и одновременно было приспособлено для обороны. Стены обоих зданий сложены из кирпича-плинфы на чистом известковом, без примеси цемянки растворе порядовой системой кладки. На обычных для XII в. по форме кирпичах-плинфах сохранилось много знаков мастеров. Кирпичная кладка через каждые 60—70 см перемежается рядами кладки из валунов и грубооколотого камня.

Помимо остатков двух гражданских построек архитектура Гродно XII в. представлена двумя храмами — так называемой Нижней церковью, руины которой находятся в центре древнего детинца, и Борисоглебской церковью на Коложском холме, расположенном за рекой Городянкой напротив детинца. Архитектура обоих зданий настолько самобытна и, в частности, настолько оригинальны примененные гродненскими зодчими средства художественной выразительности, что это позволяет выделить архитектуру Гродно в самостоятельную архитектурную школу.

Наиболее ранним из этих зданий была Нижняя церковь (вторая четверть XII в.). Церковь по своему типу была шестистолпным крестовокупольным зданием (см. рис. 23,5). О том, как завершалось здание, судить трудно, так как стены его сохранились по периметру на высоту до 3,5 м. План здания — прямоугольный с выступающим на восточном фасаде неполным полукружием центральной апсиды. Боковые апсиды устроены в толще восточной стены. Эта черта сближает гродненскую церковь с полоцкой архитектурной традицией. Шесть внутренних столбов имеют в плане форму квадрата со скошенными углами. Подкупольный квадрат расположен в западной стороне храма подобно Благовещенской церкви в Витебске, являющейся наиболее близкой аналогией Нижней церкви в Гродно. Фасады церкви расчленены плоскими лопатками, по типу восходящими к традициям XI в. К особенностям здания относятся скошенные западные углы без лопаток. Возможно, что боковые части фасадов не завершались закомарами, и весь верх имел форму, необычную для древнерусских зданий. Очевидно, боковые нефы были перекрыты односкатной крышей. Лестница в юго-западном углу вела на хоры.

Исключительно интересна в гродненской церкви система архитектурного украшения фасадов. В кладку стен, выполненную из кирпича по порядовой системе, вставлены огромные глыбы камня неправильной формы и валуны, отесанные и отполированные на фасадах. По периметру среза камни имеют невысокие скошенные грани, что придаёт им вид драгоценных камней. Камни (граниты и гнейсы) подобраны по цветам: серо-розовые, серо-зеленые, а также коричневато-серые, коричневые, красновато-фиолетовые и почти чёрные. Кирпичная кладка на фасадах между камнями была закрыта тонким слоем обмазки. В верхних частях фасадов, где шел ряд узких арочных окон, была применена майолика. В простенках между окнами были вмурованы большие чаши, покрытые зелёной поливой. Над ними находились вставки из поставленных под углом 45° майоликовых плиток зелёного и коричневого цветов. Из таких же плиток были составлены многочисленные декоративные кресты и орнаментальные украшения. Внутри храм не был расписан фресковой живописью, что редко бывало на Руси. Большой художественный эффект создавал пол из разноцветных (жёлтых, красных и зелёных) майоликовых плиток различной формы. Из этих плиток в центральной части здания был выложен сложный узор.

Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе, XII в. Деталь кладки апсиды
25. Гродно. Борисоглебская церковь на Коложе, XII в. Деталь кладки апсиды

Борисоглебская церковь на Коложе (рис. 25) была церковью небольшого княжеского монастыря. Год ее постройки неизвестен; вернее всего ее следует отнести к 80-м годам XII в. По типу — это восьмистолпный трёхапсидный крестовокупольный храм с близкостоящими к стенам апсиды четырехгранными со срезами столбами и шестью свободностоящими круглыми столбами, из которых четыре восточных образовывали подкупольный квадрат, а на два западных, более толстых, опирались хоры (см. рис. 23, 1). Круглые столбы придают внутреннему помещению зальный характер. Глава храма поставлена в его геометрическом центре. Верх здания не сохранился, и характер его завершения неизвестен. Внутри церкви по второму этажу шёл с трёх сторон деревянный балкон, на котором помещались хоры. Выход на балкон был с лестниц, проложенных в толще стен южной и северной апсид. Внутрь храма выходят многочисленные отверстия голосников, расположенных в стенах в шахматном порядке. По низу идёт ряд небольших ниш.

Большой интерес представляет характер декорации фасадов Коложской церкви. Их членят пилястры сложного профиля, характерные для стилистического направления Приднепровья конца XII в. и близкие по форме к пилястрам Васильевской церкви в Овруче. Как и в Нижней церкви, фасады (особенно в нижних частях) украшены вставленными в кирпичную кладку глыбами разноцветных камней с отполированной лицевой поверхностью. Ещё больше, чем в Нижней церкви, фасады Коложской церкви украшены цветной майоликой. Вставки из поливных жёлтых, зеленых и коричневых плиток различной формы (всего 16 типов), из разноцветной майолики создавали исключительный художественный эффект.

В более ранней по времени Нижней церкви нет черт, сближающих её с архитектурой Приднепровья середины XII в. Она принадлежит к кругу памятников западных областей и, в частности, близка к полоцкому зодчеству. При этом характер её архитектуры имеет ряд глубоко самобытных черт (декорация фасадов, форма апсид, возможно поскатное покрытие боковых нефов).

В Коложской церкви нет черт, сближающих этот памятник с полоцким зодчеством, зато можно отметить близость её к стилистическому направлению Приднепровья конца XII в. (профилированные пилястры) и, в частности, к архитектуре церкви Василия в Овруче, в которой также использованы декоративные свойства камней в кирпичной кладке. Вместе с тем в коложской церкви много самобытных черт. Это — камни и керамика на фасадах, голосники в стенах, круглые столбы, деревянные хоры-балкон, ниши первого яруса, многотипность майоликовых плит.

Почти полностью повторяет тип Нижней церкви в Гродно церковь, обнаруженная в г. Волковыске. Она имела лишь большие размеры, и к её юго-западному углу примыкала квадратная в плане башня. Волковысская церковь не была достроена. Вблизи неё были обнаружены штабеля плинфы, известковая, творильная яма и заготовленные для декорировки фасадов камни со шлифованными поверхностями.

Добавить комментарий

CAPTCHA
Этот вопрос задается для предотвращения попыток автоматической регистрации