Готическая архитектура

Готическая архитектура (XII–XV вв.)

Готическая архитектура (XII–XV вв.)

Эпоха, породившая готическое искусство, была временем, когда формировались основы современных европейских государств, складывались новые формы общественного производства. Скованное церковными догмами сознание людей стало пробиваться к познанию реального мира. Многообразнее и глубже стали познавательные интересы, установились более тесные экономические и культурные связи между народами. Готическая архитектура уничтожила массу стены, утвердив тектоническую структуру каркасной системы. Пластическая определённость художественных образов, конструктивная чёткость, дерзание технической творческой мысли были определяющими в готической архитектуре при всей её противоречивости.

Готическая архитектура Франции: градостроительство

Готическая архитектура Франции: градостроительство

Время зарождения готической архитектуры во Франции относится к начальному периоду сложения единого французского национального государства и укрепления королевской власти, опиравшейся в своей борьбе против местных феодалов на городские коммуны. Короли Франции начали эту борьбу уже в XI в. Она усилилась в XIII в., когда в состав постепенно объединявшейся Франции вошли независимые раньше герцогства и графства – Нормандия, Пуату, Мэн, Турень, Лангедок, Прованс. В 1202–1204 гг. большинство областей, отошедших к английской короне, было воссоединено с французским королевством.

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – ранняя готика (XII в.)

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – ранняя готика (XII в.)

Ряд историков усматривает зачатки готической архитектуры в первых крестовых сводах на нервюрах, применявшихся уже в романскую эпоху для перекрытия небольших пространств (подбашенной части и пр.). Однако применение нервюрного крестового свода можно считать началом готики лишь постольку, поскольку оно сопровождалось облегчением перекрытия и устоев или было вызвано стремлением к подобному облегчению. Примерами наиболее ранних построек такого рода во Франции могут служить церковь Сент Этьен в Бовэ (1125 г.), а также хор церкви женского монастыря в Морианвале (департамент Уазы).

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – зрелая готика (XIII–XIV вв.)

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – зрелая готика (XIII–XIV вв.)

Период зрелости готики во Франции разделяется на два этапа, которые довольно точно обозначаются XIII и XIV вв. XIII в. – время наивысшего подъёма, век создания зрелых произведений. XIV в. — период достроек и нарастания декоративных тенденций. XIII в. во всех отношениях был веком расцвета Франции. При Людовике IX «Святом» (1226–1270 гг.) окончательно консолидировалось собранное воедино, его предшественниками Французское государство. Общий подъём в хозяйственно-политической и культурной жизни страны создал ряд благоприятных предпосылок и для расцвета архитектуры. К этому времени относится создание трех основных произведений зрелой готики во Франции – соборов Шартра, Реймса и Амьена.

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – поздняя готика (конец XIV–XV вв.)

Готическая архитектура Франции: церковное строительство – поздняя готика (конец XIV–XV вв.)

XIV в. – мрачная пора в истории Франции. Столетняя война, военные поражения, крестьянские восстания, междоусобицы, чума и другие события тяжело отразились на всей жизни страны. С трудом собранное государство вновь начало распадаться. Большие территории его захватила Англия, и только в начале XV в. началось их освобождение, связанное на севере с именем народной героини Жанны д’Арк. В это время заканчивались начатые раньше постройки или перестраивались и достраивались уже выстроенные здания (башни Реймского, боковые капеллы Амьенского соборов, работы в Бовэ и т. д.). В XIV в. был закреплён «лучистый» стиль французской готики, но ничего нового создано не было.

Готическая архитектура Франции: гражданское строительство

Готическая архитектура Франции: гражданское строительство

Строительство замков продолжалось во Франции и в эпоху готики, но оно имело уже иной характер, чем в романский период. В условиях растущей централизации страны у феодальных замков не было будущего. Гораздо большее значение имели наряду с городскими укреплениями большие королевские замки, строительство которых было в начале XIII в. интенсивно развито Филиппом II Августом. В стороне от этой линии развития стоит широко известный замок Куси, представляющий собой яркий образец феодального замка.

Готическая архитектура Эльзаса и Лотарингии

Готическая архитектура Эльзаса и Лотарингии

Исторические судьбы маленького Эльзаса и Лотарингии в течение ряда веков теснейшим образом были связаны с судьбами Франции, а также и Германской империи. Французская готика раньше всего и наиболее непосредственно стала образцом для строителей средневековья именно здесь. В эпоху готики Эльзас формально входил в состав Священной Римской империи. Однако духовная жизнь народа, его культурные традиции и бытовые навыки больше связывали его с Францией. Об этом свидетельствуют и два основных готических памятника Эльзаса и Лотарингии – собор в Страсбурге и собор в Меце, хотя в первом, при его окончательном завершении, немалую роль сыграли немецкие мастера.

Готическая архитектура Фландрии и Брабанта

Готическая архитектура Фландрии и Брабанта

Французская готика ярче всего представлена великолепными соборами. Для готической архитектуры Фландрии характерны не столько церкви, сколько ратуши и цеховые здания. Маленькая Фландрия в средние века была важнейшим торгово-промышленным центром Западной Европы. Уже очень рано, в XI в., здесь начался быстрый расцвет производства шерстяных тканей. Вся английская шерсть обрабатывалась здесь, во Фландрии. Фландрское сукно было одним из главных предметов ввоза и вывоза в разных странах Европы. Множились и обогащались цехи производителей, гильдии торговцев, росли и крепли города. Фландрия в течение ряда веков оставалась объектом политических интриг, династических претензий и долгих войн между Францией и Англией.

Готическая архитектура Англии: градостроительство и замки

Готическая архитектура Англии: градостроительство и замки

Градостроительство средневековой Англии, страны преимущественно сельскохозяйственной, с сильной централизованной властью, не достигло еще того уровня развития, который был характерен для многих городов континента; но общий процесс роста городского строительства охватил в XIII в. и Англию. Отсутствие городского самоуправления и полная подчинённость городов королевской власти наложили свой отпечаток на их жизнь и архитектурный облик. Как правило, в них ещё отсутствуют ратуша и особая рыночная площадь.

Готическая архитектура Англии: гражданское строительство

Готическая архитектура Англии: гражданское строительство

В средневековой Англии сельское жилище оставалось и в XIII–XIV вв. определяющим в жилищном строительстве страны. От фахверковых и глинобитных хижин беднейших крестьян ничего не сохранилось. Однако решающее значение для дальнейшего развития английского жилища имел усадебный дом средней руки. Хозяйственные и бытовые постройки группировались здесь вокруг центрального двора, причем ядром всего комплекса, как и в романскую эпоху, оставался холл. К «верхнему» его концу примыкала вся жилая часть, а к противоположному, «нижнему» – кухня и кладовые. Усовершенствование коснулось главным образом внутренней отделки.

Готическая архитектура Англии: церковное строительство

Готическая архитектура Англии: церковное строительство

Первым крупным сооружением, в котором для покрытия главного пространства был применён нервюрный свод, был романский собор в Дэрхеме (1093—1140 гг.,). В период проникновения готики в Англию в ряде английских городов уже высились романские соборы, размеры которых превышали потребности немногочисленного тогда городского населения. Поэтому за исключением ряда новых (Солсбери, Линкольн) и коренным образом перестроенных (Йорк) сооружений готические одежды в угоду новым влияниям накладывались на уже существовавшее романское ядро (Винчестер, Чичестер, Глостер).

Готическая архитектура Германии: градостроительство и замки

Готическая архитектура Германии: градостроительство и замки

Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее, чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, признав за духовными феодалами те же права, что и за светскими. В XIII в. Германское королевство фактически распалось на территориальные княжества.

Готическая архитектура Германии: гражданское строительство

Готическая архитектура Германии: гражданское строительство

Городские жилые дома, сложившиеся еще в позднероманский период и строившиеся главным образом в фахверковых конструкциях, за небольшим исключением не дошли до нашего времени. Только в Нюрнберге, Трире и Регенсбурге сохранилось несколько типов жилых домов относительно раннего времени. С ростом городов и быстрым развитием городской жизни в Германии получает распространение строительство различных типов общественных зданий – ратуш, торговых домов, таможен, больниц, цейхгаузов, зерновых и соляных складов, зданий полотняных и суконных цехов, гостиниц, аптек и т. д.

Готическая архитектура Германии: церковное строительство

Готическая архитектура Германии: церковное строительство

Своё наиболее полное выражение конструктивная и художественная система германской готики получила в культовых сооружениях. Именно в них особенно отчётливо можно проследить различные периоды развития готической архитектуры с их характерными чертами и особенностями. Перестройка старых, романских церквей и строительство новых готических церковных зданий продолжались в городах Германии со второй трети XIII в. до начала XVI столетия. Одним из самых ранних памятников этого периода является церковь Елизаветы в Марбурге, строительство которой было начато в 1235 г. и в основном закончено в 1283 г.

Готическая архитектура Испании

Готическая архитектура Испании

На протяжении последнего этапа реконкисты, в условиях борьбы за национальное объединение, непрерывных феодальных междоусобиц и экономического роста городов, развивается готическая архитектура Испании. С наибольшей полнотой тенденции её развития представлены архитектурой Кастилии и Каталонии, входившей в состав королевства Арагон. В собственно Арагоне, Валенсии и ряде южных областей развивалась архитектура мудехар — арабская по конструкциям и формам, но не чуждавшаяся форм европейского зодчества. Испанскую готику, как и романику отличают сложность и отсутствие единства, вызывавшиеся глубокими социально-экономическими различиями её отдельных областей.

Готическая архитектура Португалии

Готическая архитектура Португалии

В 1249 г., почти на 250 лет раньше чем в Испании, реконкиста в Португалии была успешно завершена. Наступал новый период её истории период относительно мирного развития страны, усиления экономических и культурных связей с Францией, Англией и Фландрией, развития мореплавания и морской торговли, подъема культуры и науки. В 1288 г. в Лиссабоне был открыт первый в Португалии университет. После завершения реконкисты Португалия развивалась как единое государство. Необходимость бороться против двух сильных врагов – испанцев и мавров – рано сплотила народ маленькой страны.

Особенности развития готики в Италии

Особенности развития готики в Италии

В общеевропейском цикле готической архитектуры место и роль Италии особые: особым было и значение готики в самой итальянской архитектуре. То, что на протяжении всего средневековья заметно выделяло Италию в общем развитии Европы,– своеобразие ее экономики и социальной эволюции, её культура, глубоко коренящаяся в античном прошлом, давние традиции оживлённой общественной жизни многочисленных и древних городов, подхваченные ранним развитием средневековых городских коммун, наконец, устойчивость исконных представлений о собственном культурном превосходстве над «варварским» Севером – всё это сказалось и в развитии итальянской архитектуры, включая её готику, во многом противопоставив её зодчеству к северу от Альп.

Готическая архитектура Италии: город и общественные здания

Готическая архитектура Италии: город и общественные здания

XIII и XIV вв. в Италии – время наибольших исторических успехов городов-республик и общего подъёма их архитектуры. Массовая жилая застройка городов (в её традиционных формах и типах), крупное муниципальное строительство – военное (фортификации, арсеналы), гражданское (ратуши, рынки, склады и пр.), а также церковное – определяет собой, как и ранее, общий градостроительный характер архитектуры. Политическое могущество городов пресекает строительство вне города укреплённых феодальных замков, и феодалы строят в городах, где их дворцы по-прежнему сохраняют крепостной характер.

Готическая архитектура Италии: церковное строительство

Готическая архитектура Италии: церковное строительство

При всём значении гражданского строительства в Италии в XIII–XIV вв. о характере итальянской готики дает полное представление лишь церковное зодчество. Подъём зодчества Флоренции во второй половине XIII – начале XIV в. совпадает с апогеем её демократии и общим расцветом её экономики и культуры. В эти годы флорентийские зодчие сумели овладеть рациональными началами готической системы (нервюрная конструкция свода), одновременно подчинив её эстетику духу национальных традиций, наиболее сильных и устойчивых на почве Италии в традициях флорентийского проторенессанса.

Готическая архитектура Италии: палаццо и рядовые жилые дома

Готическая архитектура Италии: палаццо и рядовые жилые дома

Если XIII в. был в городах Италии временем широкого строительства общественных городских дворцов, то XIV столетие было веком частных палаццо и вилл по преимуществу. В период треченто складывается тот тип жилого палаццо, который позже, к середине кватроченто, получает свои классические формы. В развитии типа и форм жилого палаццо XIV в. следует ясно различать его связь с двумя различными исходными типами городского жилища того времени – рядовым буржуазным домом («каза»), с одной стороны, и замком феодала в городе («кастелло») – с другой.

Средневековая архитектура Дании

Средневековая архитектура Дании

В архитектуре «периода викингов», т. е. дохристианского времени IX—X вв., выделяется оборонное строительство. В первой половине X в. на всей территории Дании образовалась единая королевская власть. Феодализации страны способствовали морской разбой и торговля. Знакомство с европейской культурой привело к проникновению в страну христианства. Духовенство стало крупнейшей феодальной группировкой. Подъём экономики побуждал королевскую власть к новым набегам. Однако, захватив южное побережье Балтики, Дания потерпела поражение от немцев (1227 г.) и потеряла свои завоевания.

Средневековая архитектура Норвегии

Средневековая архитектура Норвегии

Вкладом Норвегии в мировое архитектурное творчество являются в первую очередь памятники деревянного строительства. Возможно, что конструкция и формы норвежских каркасных сооружений благодаря проникновению норманнов на крайний запад Европы способствовали возникновению каменного готического зодчества. Выработанная в период раннего средневековья конструктивная система продолжала почти без изменений в течение длительного времени применяться в жилом строительстве.

Средневековая архитектура Швеции

Средневековая архитектура Швеции

Обособленное положение Швеции обусловило замедленное развитие феодализма. Единая королевская власть определилась в начале XI в. Опорой её, как и всюду, была христианская религия. В конце XI в. был сожжён «двор богов» в языческом центре – Упсале. В 1164 г. здесь основывается архиепископия. С середины XIII в. укрепляются связи с Западной Европой, развивается ганзейская торговля, растут города. К XII–XIII вв. относится основание ряда крупных городов (Висбю, середина XII в., Стокгольм, начало XIII в.). К началу XVI в. их число достигло сорока. Только четыре города (Стокгольм, Висбю, Мальмё и Кальмар) имели каменные жилые дома и укрепления, состоявшие из стен и башен.

Средневековая архитектура Финляндии

Средневековая архитектура Финляндии

С XII в. Финляндия находилась под властью Швеции. Захват финских земель сопровождался насаждением католицизма. В силу этого культовая архитектура страны имеет много общего с архитектурой Швеции. Деревянные средневековые церкви Финляндии не сохранились. Наиболее ранние каменные церкви (XIII в.) близки к романским церквам Швеции. Особый тип сооружений составляют квадратные в плане сакристии. Обычно сакристию пристраивали к деревянной церкви с целью обезопасить от огня ценное имущество.

Средневековая архитектура Эстонии

Средневековая архитектура Эстонии

В начале XIII в. немцы и датчане завоевали территорию нынешней Эстонии и ввели христианство. Они разделили страну: центральная и юго-западная части отошли к Тевтонскому ордену, а северная к Дании (в 1346 г. эта часть тоже отошла к ордену). На западе и юго-востоке страны образовались отдельные епископские владения. К этому времени относятся наиболее ранние каменные сооружения; до этого строительство было деревянным. Хотя каменное зодчество развивалось в основном под влиянием архитектуры Прирейнской области, Вестфалии и Пруссии, а также Скандинавии (остров Готланд), здесь всё же сложилась своеобразная архитектура.

Средневековая архитектура Латвии

Средневековая архитектура Латвии

В конце XII в. немецкие колонизаторы подчинили латышские и эстонские народности, обладавшие к этому времени развитым деревянным зодчеством. Каменщики с Готланда и ремесленники, которые пришли с завоевателями, явились распространителями каменных конструкций. Впоследствии цехи каменщиков и плотников состояли из латышей. Эпоха готики продолжалась до начала XVI в. Кирпич получил большее распространение. Строители полностью овладевают возможностями материала и создают произведения, достаточно совершенные и в конструктивном, и в художественном отношении.

Средневековая архитектура Литвы

Средневековая архитектура Литвы

Первые элементы монументальной архитектуры появляются в Литве в I тысячелетии до н. э. с образованием укрепленных поселений – городищ (пилякальнисов). С развитием феодализма (IX–XII вв.) на главных городищах сооружаются замки-крепости для феодалов. Первые каменные замки появляются в связи с немецкой экспансией. При некоторых замках образовались крупные поселения, на основе которых впоследствии развились литовские города. Пути, подходившие к рынку, стали городскими магистралями. Между ними сложилась уличная сеть, приспособленная к рельефу местности.

Средневековая архитектура Австрии

Средневековая архитектура Австрии

Старейшими из городов Австрии являются Вена и Зальцбург. На месте старой Вены ещё в античности существовала римская пограничная крепость на берегу Дуная. Зальцбург уже в раннем средневековье был важным опорным пунктом католической церкви в заальпийских областях. Памятников готической архитектуры в Австрии сохранилось сравнительно немного. Во время господства барокко сооружения романского и готического стиля усиленно перестраивались. Такая судьба постигла почти все готические памятники Вены, Зальцбурга, Линца, Энса, Инсбрука и других городов.

Средневековая архитектура Венгрии

Средневековая архитектура Венгрии

Средневековая архитектура Венгрии на ранних этапах развития замечательна в первую очередь тем, что её создал народ, лишь за столетие до этого перешедший к оседлости. На основе опыта коренного населения завоеванных земель и их соседей возводятся сооружения, выдвигающие Венгрию в один ряд с другими европейскими странами. Архитектура достигает расцвета в конце XII – первой половине XIII в. Появляются национальные типы монументальных культовых сооружений. Строятся королевские и феодальные резиденции. Постоянная угроза нападения вызывает повсеместное строительство замков.

Страницы